что будет в конце времен
Когда будет конец человеческой истории?
Среди наших современников найдутся те, кто на этот вопрос ответит безапелляционным голосом и укажет точную дату конца. На недостаток лжепророков жаловаться не будем. Буквально года не проходит, чтобы кто-нибудь из них не объявил во всеуслышание о новом откровении: конец света совсем близко, через полтора года ждите, начнется. Частенько называется точный год апокалиптических событий, пореже доводится услышать число и месяц конца.
Указанные лжепророками даты проходят, как и положено, часть их последователей разочаровывается в их «сверхъестественных» предсказаниях. После разочарования остается решить простую задачу: данный лжепророк – хитрый мошенник, неадекватный человек или же сочетание того и другого?
С сектантскими лжепророками более-менее понятно – чего от них еще ожидать? Другой вопрос, как о конце времен думают православные церковные люди. Думают разное, ведь точных сведений на этот счет в Священном Писании нет. Даже прямо сказано, что Второе пришествие Христа будет внезапным, и мы не можем знать ни дня, ни часа его. Правда, в Библии даются признаки приближающегося Второго пришествия. И читая о них, некоторые христиане приходят к выводу, что время конца близится. Если это люди воцерковленные, они не поднимают шума, не смущают других, не пытаются пророчествовать, не навязывают другим своего мнения.
Человек может ошибаться. Главное, чтобы его ошибки не носили фатальный характер. Ошибки относительно конца света есть не только у простых верующих людей, наших современников или живших в предшествующие века. Ошибочные мнения о времени конца были и у святых, например у святителя Геннадия Новгородского. И эти ошибки не мешают нам почитать владыку Геннадия как подвижника, благодарить его за труды над славянским переводом Библии.
В этом случае тоже более-менее понятно. Сложнее с другим: на страницах Нового Завета мы можем найти те же ожидания скорого конца.
Как же тогда слова апостола понимать? Я верю, что Новый Завет – богодухновенное Писание, разве я могу сказать, что в 1 Ин. 2: 18 апостол просто ошибался? Не мог же он в этом случае ошибаться и уж тем более ложное пророчество записать! Да и не единственное это место в Новом Завете, где мы читаем о последнем времени… в I веке христианской эры[1].
Можно считать, что эти слова о последнем времени апостол обращал к своим современникам, своей непосредственной пастве и при этом был прав – в те дни наступило последнее время. Можно так считать, если мы этот вопрос будем рассматривать не статически, а динамически. Как именно?
Например, так. Представим себе: перед высококвалифицированным врачом лежит больной, врач его осматривает, ставит диагноз, назначает лекарства и дает родственникам печальный прогноз: жить ему осталось неделю. А дальше происходит вот что: больной через три дня лечения чувствует себя немного лучше, врач продолжает пользовать его с удвоенной силой, и больной через месяц уже способен вставать с постели, его состояние по-прежнему улучшается. Что же произошло? Врач ошибся с диагнозом? Нет. Ошибся с прогнозом состояния больного? В каком-то смысле – тоже нет. На тот момент больной был реально близок к смерти, и сами по себе прописанные лекарства не могли вытащить его из могилы. Они несколько облегчали его состояние, но исход дела не они решали. Так что же произошло? Кто-то заметит, что заработали скрытые ресурсы организма и с поддержкой лекарствами человек выжил, несмотря ни на что. Кто-то напомнит про волю к жизни (важное обстоятельство), кто-то напомнит про Божий Промысл (еще более важное обстоятельство).
Для нас в этом примере существенно, что прогноз о последней неделе жизни был реалистичным, обоснованным: если всё будет идти, как сейчас, то больному остается неделя, не больше. Но всё пошло иначе после этого правильного прогноза, и больной принялся активно выздоравливать. Он прожил неделю и месяц, болезнь удалось загнать в состояние «спячки». Теперь представим, что болезнь «дремала» больше полугода, а потом опять «проснулась». Опять срочно вызвали врача, он снова сделал назначение и сказал, что дело плохо, больной через месяц умрет, стоит попробовать радикальные способы лечения. Их попробовали, они помогли, дело пошло на лад, и после этого человек прожил еще семь лет.
Теперь вернемся от примера с концом человеческой жизни к нашей теме. Рискну сделать осторожное предположение, что со сроками конца света может быть нечто похожее. Когда апостол Иоанн пишет, что настало последнее время, он прав. События во времена апостола Иоанна развиваются так, что если ничего не изменится, то на смену многим антихристам-«предтечам» скоро придет тот самый антихрист, описанный в Апокалипсисе. Но что-то в ходе событий изменилось, и Господь в I веке продлил дни человеческой истории.
В зависимости от того, как живут люди, как развиваются события в общемировом масштабе, приближается или отдаляется последний день человеческой истории. Когда-нибудь наступит момент, и Господь Своей волей прекратит ход истории. Но, определяя этот момент, Он все-таки учитывает и нашу волю. И от нас всех тоже в какой-то мере зависит, когда же будет конец человеческой истории.
Это обстоятельство не дает христианину при мысли о конце человеческой истории впадать в отчаяние.
«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)
О признаках наступления конца света
Тревожные события последних месяцев вызывают у некоторых людей апокалиптические настроения. Во избежание излишней паники представляется полезным вспомнить, чему учит нас Святая Церковь о признаках, предваряющих Второе пришествие Христа и окончание мировой истории.
Усиление гонений увеличивало это ожидание. К примеру, гонение начала III века, инициированное римским императором Септимием Севером,
Подобные настроения возникали в христианском обществе каждый раз, когда мирная жизнь нарушалась политическими и религиозными волнениями, смутами и войнами.
Апокалиптические настроения возникали каждый раз, когда мирная привычная жизнь нарушалась
Апокалиптические ожидания были распространены на Руси в конце XV века. Некоторые русские люди были настолько уверены, что конец света наступит в 1492 году (7000 лет от сотворения мира), что в этот год не засеивали землю зерном.
С середины XVII века ожидание антихриста становится непрестанным фоном чаяний раскольников-старообрядцев. Особенные «надежды» возлагались ими на 1666 год от Рождества Христова. Связанный на 1000 лет по Рождестве Христовом сатана освободился и овладел Римом. Прибавленное к этой тысяче число зверя дает 1666. Царь объявляется антихристом, патриарх – ложным пророком. Впрочем, время вынуждает переносить сроки:
1666 год еще долго воспринимается в старообрядческих кругах как некий апокалиптический рубеж. В 1844 году святитель Филарет (Дроздов) в одной из раскольнических книг нашел учение о том,
Во время холеры 1830–1831 годов вокруг Москвы были расставлены карантинные посты, через которые пропуск осуществлялся по специальным справкам. Раскольники стали распространять слухи о том, что
В холеру 1830–1831 годов раскольники распространяли слухи, что «карантийные билеты – знамение антихристово»
XIX век характеризуется распространением апокалиптических настроений по всему миру. Под влиянием ожидания конца света и в результате попыток его вычисления сформировались такие известные в наше время секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». Назначенный конец света постоянно по необходимости передвигается, но, как ни странно, эти ошибки не мешают названным и подобным им сектам со временем увеличиваться.
В XX веке, особенно во второй его половине, появление апокалиптических сект превращается в массовое явление. Возникает множество тоталитарных сект, таких как «Народный храм», «Храм солнца», «Небесные врата», «Аум Синрикё» и другие, в основе верований которых лежит учение о скором конце света. Несбывшиеся ожидания во многих случаях приводят к массовым самоубийствам и убийствам. К сожалению, это нетерпеливое ожидание скорого конца света увлекает порой и православных христиан. Многие помнят, как группа из более чем 30 человек (в том числе детей) в Пензенской области «назначила» конец света на май 2008 года. Эти люди в ожидании Армагеддона прожили под землей с осени 2007 года по май 2008-го. Причем до выхода на свет Божий дожили не все.
Из предложенного выше краткого и неполного обзора можно сделать вывод, что ожидание окончания этого мира не всегда является полезным для христианина, но может быть опасным, вредным и даже губительным. Конечно, православные христиане верят, что этот мир конечен, что конец мира наступит с пришествием Господа нашего Иисуса Христа во славе. Но все же православное отношение к этой теме смягчено осознанием того, что для каждого человека достаточно заботы о подготовке к своей собственной смерти, которая может наступить в любой момент. Святитель Иоанн Златоуст так писал об этом:
Тем не менее Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках, чтобы избежать излишнего беспокойства, полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?
Прежде всего следует указать на неизвестность времени Второго пришествия.
Отсюда можно сделать вывод, что все попытки определить дату Второго пришествия Христова обречены на неудачу. Догадки такого рода исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом и являются свидетельством неверия словам Евангелия, то есть – словам Самого Христа.
Догадки о времени конца света исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом
Мало того, на подобного рода вычисления мы имеем прямое запрещение Господа, которое Он оставил в лице апостолов всем Христианам:
«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).
Попытки дерзновенно приоткрыть тайну Божиего Промысла не могут принести нам пользы и не останутся безнаказанными.
Среди признаков приближающейся кончины мира есть те, которые можно найти практически в любую эпоху истории человечества. Это падение нравственности, стихийные и общественные бедствия, войны, появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Такого рода явления существовали всегда, и последние времена будут отличаться лишь крайней степенью их развития. Но поскольку любое понижение общественной морали и любое ухудшение природных условий существования воспринимаются старшим поколением как крайние, небывалые доселе, то признак этот носит по большей части субъективный характер и не может служить твердым ориентиром в рассматриваемом вопросе.
Из более объективных признаков, предваряющих Второе пришествие Христово, прежде других следует назвать проповедь Евангелия всему миру:
«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).
Нужно заметить, что, согласно святоотеческим толкованиям, здесь говорится о проповеди не еретиками и раскольниками, но именно – православными. Стоит ли говорить, насколько мы далеки от этого? До сих пор еще на земле ученые-путешественники время от времени заявляют об открытии новых диких племен. Некоторые из этих племен обитают в столь густых джунглях, что никогда не видят солнца. Тем более они не могли ничего слышать о Солнце правды – Христе. Что же касается православной проповеди, то на земле существует еще множество уголков, куда не ступала нога православного миссионера.
Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11: 25–26).
Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия:
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4: 5).
Об этом предупреждал и Сам Господь:
«…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17: 11).
Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея.
Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Феc. 2: 3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель:
«…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13: 7).
Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует.
Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа:
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13: 5).
Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения:
«…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4).
Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17).
Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу:
«…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9–11).
То есть принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным, будет предваряться отречением от Бога, поклонением антихристу и признанием его Богом.
Антихрист не станет ставить начертание насильно; принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным
Частица «анти» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». Антихрист есть не только противник Христа, но и подражатель Спасителя, пытающийся заменить Христа, быть вместо Христа. Начертание антихриста будет не чем иным, как пародией на христианское Таинство крещения. Приступающий ко крещению отрицается «сатаны и всех дел его» и сочетается Христу, и само Таинство совершается по вере крещающегося. А принимающий антихриста вместо Бога должен предварительно отречься от Христа и поклониться антихристу как своему богу и спасителю. Без этих отречения и поклонения начертание бессмысленно и недейственно.
Поэтому антихрист и не станет ставить начертание насильно. Сопротивляющихся он будет запугивать, лишать средств существования:
«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16–17).
Антихрист будет даже убивать тех, кто откажется поклониться ему или его образу:
«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15).
Но начертание не будет внедряться насильно или тайно. В противном случае оно возымеет не большую силу, чем государственная печать на чистом листе бумаги. Поэтому странными выглядят некоторые современные учения, проповедующие «невольное», «автоматическое» принятие антихристова начертания и, следовательно, не менее автоматическую гибель человека.
«И вот, Я с вами до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).
Откровение о конце времени
и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём,
землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём, что времени уже не будет.
Откровение Иоанна Богослова, 10:6
В Новом Завете есть одна книга, которая стоит особняком. Это книга называется «Откровение Иоанна Богослова». По-гречески – Апокалипсис. Хоть эта книга и называется Откровением Иоанна Богослова, но на самом деле речь в ней идёт о пророчествах самого Иисуса Христа, переданных Иоанну:
«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог,
чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.
И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел».
Апокалипсис – последняя по порядковому номеру книга Нового Завета и Библии вообще. Last but not least. Последняя по порядку, но отнюдь не по значению. А по времени написания — так и вовсе первая. Так, во всяком случае, считает подавляющая часть учёных вслед за профессором Берлинского университета Фердинандом Бенари, давшим в 1841 году оригинальную расшифровку «числа зверя» 666 – Нерон Кесарь. Да и видно это невооружённым глазом. О евангельском Христе, распятом на кресте, в ней нет ни слова. Нет в ней ни христианской морали, ни 12-ти апостолов, ни Святой Троицы, ни биографии Христа, ни казни Христа, ни чуда его Воскресения. Да и сам Христос упоминается всего 3 раза. В остальное время фигурирует совершенно фантастический «Агнец закланный».
Зато есть текст, наполненный образами, выражениями и цитатами из Ветхого завета и написанный в ярко выраженном ветхозаветном духе. Зато есть «12 колен иудеев» и «144 тысячи праведников», воскресающих к вечной жизни. Зато есть иудейский Бог Яхве, который сам восседает на Страшном суде в конце времён, а вовсе не Иисус. Зато Христос является сам, но уже не в человеческом, как в евангелиях, а в Божественном(!) обличье и вещает Иоанну, «чему надлежит быть вскоре».
В Откровении появляется история Агнца закланного, открывшего Книгу жизни и воссевшего на престол вместе с Отцом Небесным. Этот Агнец призван уничтожить «Вавилонскую блудницу», осуществить суды истории и Бога, произвести первое из двух последовательных воскресений рода людского и венчаться Священным браком со своей «избранницей» – Святым городом Иерусалимом. Посредством Священного брака будет достигнута «скиния Бога с человеками», рай Богочеловечества, конец мировой истории страдания, смерти и грехопадения и начало новой истории, когда «отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло».
Эта апокалиптическая история по сей день не укладывается в головушке простого смертного и не имеет рационального прочтения со стороны науки. Наука, погрязшая в своей цифири, формулах и уравнениях, считает все эти фантасмагории просто сказками для взрослых.
А может ли сия сказка оказаться былью? Вполне! Ведь мы рождены, чтоб сказку сделать былью! Быль сия повествует про миссию Спасения посредством Воскресения [1].
Эта быль основывается уже не на излюбленной наукой математике, не на формулах и уравнениях, а на философии Вечной Жизни [2], которая роднит между собой даже такие диаметрально противоположные религии, как атеистический буддизм и монотеистическое христианство.
Чтобы расшифровать пророчества Апокалипсиса, надо знать код. Код же христианской Энигмы заключается в таких ключевых словах, как «небо», «земля», «Жизнь в Себе», «живая вода», «древо жизни», «священный брак», «воскресение» и т.д. Не поняв, что они означают, на помощь математики уповать бесполезно. В мифологическом сознании Иоанна Богослова, жившего в I веке от Рождества Христова в Средиземноморье, все эти слова и термины значили нечто иное, чем то, что они значат сейчас в рациональном сознании современного человека, живущего в глобальной технологической цивилизации всяческих гаджетов, штучек и дрючек.
Простой, но далеко не наивный смертный из этой технологической цивилизации уже давно привык к тому, что, точную погоду на завтра мы узнаем послезавтра. Иными словами, грош цена всем предсказаниям и всем предсказателям из числа политиков, экономистов, прогнозистов и прочих гадалок на кофейной гуще. Об очередном финансово-экономическом кризисе мы узнаём уже после того, как он разразился, что доказано много раз, последний раз – в 2008 году, когда накрылись медным тазом столпы американской банковской системы, а экономические цунами от этого банко-трясения прошлись по всей планете. Очередной «чёрный лебедь» прилетает, когда его совсем не ждёшь. Так было, так будет. Ждите повторения. Запускайте рулетку прогнозов. Делайте ставки.
Только есть один маленький нюанс. Прогнозы и предсказания a la Nostradamus делаются простыми смертными, локально мыслящими людишками, которым не под силу ни объять необъятное, ни заглянуть в будущее. А в книге Откровения о том, «чему надлежит быть вскоре», глаголит ни много ни мало сам Бог, Сын Творца, Вседержителя и Правителя мира! Ему одному, как мы знаем из поговорок и прочей народной мудрости, всё известно. Он, Высшее Существо, по поверьям христиан, знает всё обо всех и вся, на то Он и Вседержитель. Ему же подвластно знание будущего, на то Он и Господь мира, «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».
Удивительное дело, но современная атеистическая наука начала невольно возрождать эти архаические религиозно-мифологические представления в современных научных понятиях нелокальности и холизма. Что такое холизм? Это антипод редукционизма, к которому прикипела наука со времён Рене Декарта (1596-1650). В отличие от холизма, который во главу угла ставит Целое, Холос, его антипод редукционизм убеждён, что целое состоит из частей, и чтобы познать целое, надо рассечь его на части и кропотливо их изучить, все эти молекулы, атомы, элементарные частицы и прочие кварки. Пора бы уже начать отвыкать от такого замшелого мышления:
«Прежде чем мы сможем приписать конкретную реальность атомам, составляющим Вселенную, нам необходима сама Вселенная в целом! Что же первично — атомы или Вселенная? Ни то, ни другое. Большое и малое, глобальное и локальное, космос и атом — всё это взаимосвязанные и неразделимые стороны объективной реальности. Одно не существует без другого. Старая идея редукционистов о том, что Вселенная – это просто сумма своих частей, полностью отвергнута современной физикой. Вселенная действительно обладает единством, причём гораздо более глубоким, чем простое выражение однородности Вселенной. Это единство подразумевает, что, не располагая всем, нельзя вообще ничего иметь» [3].
Единство Вселенной и есть холизм. «Целое больше, чем сумма составных частей», – совершенно справедливо, провидчески утверждал ещё Аристотель. Не располагая знанием о ВСЕЙ Вселенной, нельзя досконально познать устройство её элементарных частей, что наглядно демонстрирует квантовая механика. Не зря Ричард Фейнман утверждал:
«Думаю, я смело могу сказать, что квантовой механики никто не понимает».
А знания о ВСЕЙ Вселенной у современной науки как не было, так и нет. У науки по сей день нет космологической теории, то есть теории, которая претендовала бы на описание ВСЕЙ Вселенной. Ни классическая механика, ни квантовая механика, ни тем более основанная на локальном реализме теория относительности, которую Леон Бриллюэн назвал «типичным примером научной фантастики», на роль космологической теории претендовать не могут. Вот и играются учёные дитяти в своих коллайдерах и суперколлайдерах, надеясь открыть новые частицы, вместо того, чтобы попытаться понять и познать Целое.
Целое – это необъятная Вселенная. Познай Целое, охвати мыслью необъятное – получишь всё, включая знание будущего. Именно МЫСЛЬЮ, а не цифирью, формулами и уравнениями. Именно в этом и состоит философия сознания буддизма, основной вопрос которой сводится не к привычному марксистско-ленинскому «Что первично: материя или сознание?», а как ликвидировать дихотомию сознания, делящему мир на субъект и объект, на часть и целое, на человека и Вселенную?
Синонимом слова «необъятное» в физике служит слово «нелокальное» и вытекающее из него словосочетание – «нелокальный детерминизм».
«В середине [ХХ] века Джон Белл доказал теорему, согласно которой могут существовать только два типа научных теорий, выводы которых согласуются с результатами физических экспериментов. Если теория совершенно точно описывает поведение объектов подобно классической физике (эту особенность физики назвали детерминизмом), то она, эта теория, должна допускать мгновенные физические взаимодействия (такую особенность теории назвали нелокальностью). Это значит, что вся бесконечно большая Вселенная должна иметь размер бесконечно малой точки, и в ней, в духе восточных вероучений, всё становится всем и любая часть оказывается равной целому» [4].
Есть такая теория! В модели HIT-мироздания (HIT – Holos, Information, Time, то есть Целое, Информация, Время) [5] именно Время с большой буквы, физическое время, служит основой нелокальности. Именно физическое время, Квант Времени, который одновременно отражается в мириадах квантах пространства подобно голографической сети индуистского Бога Индры, даёт принципиальную возможность сверхчеловеческой нелокальной мыслью объять необъятное и совершать немыслимые для простых смертных нелокальные предсказания.
Возвращаясь к предыдущей части, на вопрос «Что было бы, если бы не было времени?» можно вполне определённо ответить: «не было бы ни нелокального детерминизма, ни возможности точно заглянуть в будущее».
«А если теория локальна, то есть описывает мир, где есть и «самое большое» и «самое маленькое», тогда она не может быть детерминистской — скорость физических взаимодействий в ней ограничена (как в Теории относительности), и обо всех событиях можно говорить только с известной долей вероятности (как в квантовой механике)» [4].
Вот все предсказания научной и псевдонаучной братии и сестрии базируются как раз на локальности и редукционизме. Ни средневековому Нострадамусу с его лжепророчествами, высосанными из пальца, ни Марксу, Энгельсу и Ленину с их лукавыми обещаниями «светлого будущего», ни многочисленным современным коммерческим гадалкам и лжепророкам этого не дано. Простому смертному предсказание будущего неподвластно.
Зато оно подвластно некой нелокальной личности, сознание которой способно объять необъятное и заглянуть в будущее. Именно такая светлая нелокальная личность и фигурирует уже не в беллетристике Михаила Булгакова с его выдуманным Воландом, а в самой что ни на есть пророческой книге Откровения с реальным Спасителем. Имя этой светлой нелокальной личности – Иисус Христос.
Именно Он, Мессия и Спаситель, и вкладывает в локальное сознание простого смертного, Иоанна Богослова, следующие видения:
«И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле,
поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков,
Который сотворил небо и все, что на нём, землю и все, что на ней,
и море и все, что в нём, что времени уже не будет;
но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит,
совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откровение, 10:5-7).
В хронологии книги Откровения появление последнего, седьмого Ангела символизирует второе пришествие Иисуса Христа и конец всей человеческой истории, светопреставление.
Поэтому на изначальный вопрос – «Что будет, когда не будет времени?» – Апокалипсис даёт вполне конкретный ответ, без всяких экивоков, мигов и вечностей: будет «конец света».