что будет в 6 классе по русскому языку
Что будет в 6 классе по русскому языку
Русский язык 6 класс знакомит школьников с большим объемом новых тем. Тем не менее, и немало времени в этом учебном году будет уделяться повторению материалов, уже изученных в пятом классе. Не лишним будет освежить свою память о правописании приставок, гласных и согласных в корне, и других материалов, без которых будет сложно начать изучение новых тем.
На уроках русского языка в шестом классе огромное внимание будет акцентировано на правописание глаголов и их личных окончаний, на предложениях с однородными членами и вводными словами и т.д.
Русский язык 6 класс в учебной программе этого года содержит большое количество упражнений, разных по уровню сложности, интересных и разнообразных заданий, а также работ направленных на активизацию мыслительной деятельности шестиклассников.
Грамматика. Морфология
Самостоятельные части речи
Что изучают по русскому языку в 6-м классе
Русский язык 6 класс в этом учебном году завершает изучение таких разделов, как лексика и словообразование. Поэтому, для закрепления знаний в течение года будут проводиться контрольные, тестовые задания и итоговые зачеты.
На протяжении года в шестом классе по русскому языку продолжиться изучение морфологии и орфографии. В шестом классе школьники узнают о функциональных стилях речи и продолжат изучать синтаксис и пунктуацию.
На уроках русского языка в шестом классе выделено достаточно времени для развития связной речи у детей. Школьники на уроках русского языка будут выполнять задания по грамматике, работать над текстом, учиться работать с книгой, находить главное и планировать свои действия.
Программа шестого класса по русскому языку рассчитана так, чтобы равномерно распределять уроки по обучению речи, формированию умений и навыков правописания и реализации задач, направленных на практическое применение изученного материала.
Благодаря большой нагрузке практического направления по русскому языку, школьники шестого класса учатся не только выполнять различные задания, но и в процессе выполнения различных заданий закрепляют теоретические знания, формируют языковые навыки и навыки правописания.
Русский язык с Гипермаркетом Знаний
Русский язык 6 класса обучения насыщен огромным объемом информации, который необходимо не только досконально изучить, но и усвоить, понять и разобраться.
С материалами, предоставленными на сайте Гипермаркета Знаний, есть возможность разобраться в усвоении тем по русскому языку, изучить его, а также узнать много интересного и познавательного по интересующим темам.
Гипермаркет Знаний предоставляет возможность школьникам с помощью материалов, которые можно найти на нашем сайте, пополнить свои знания по русскому языку, получить нужную информацию по выполнению домашних заданий, подготовиться к контрольной работе или зачету.
В нашей онлайн-школе вы найдете разнообразные интерактивные уроки по русскому языку, презентации, сочинения, тестовые задания, кроссворды и другие интересные статьи.
С помощью таких онлайн-уроков вы получите существенную помощь в изучении русского языка и подготовитесь к успешному написанию диктантов и контрольных работ.
Что дает детям изучение русского языка
Русский язык 6 класс расширяет познавательно-практические знания предмета. Школьники благодаря урокам по этому предмету получают основу для развития речевой культуры, у них формируется бережное и осознанное отношение к родному языку, увеличивается словарный запас и развивается коммуникабельность.
Правила по русскому языку для 6 класса
Глагол
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?
Совершенные и несовершенные глаголы
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме
Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе).
Изменение глаголов
смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть; гнать, держать, дышать и слышать – относятся ко второму спряжению, остальные – к первому.
Разноспрягаемые глаголы – хотеть, бежать. Особоеспряжение у глаголов дать, есть.
Переходные глаголы
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными (действие переходит на предмет). Остальные (в том числе возвратные) являются непереходными.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
Словообразование и орфография
Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь обогащения словарного состава — образование слов различными способами от иных слов или основ.
При последовательном образовании слов друг от друга получается словообразовательная цепочка однокоренных слов: зелёный – зеленеть – зазеленеть.
Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов, а также сложением нескольких основ или слов.
Морфемные способы словообразования
В процессе образования слов может происходить:
Сложносокращённые слова
Сложносокращённые слова (или аббревиатуры) — это слова, образованные путём сложения сокращённых частей основ слова.
При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся:
1) части основ нескольких слов: сельмаг (сельский магазин);
2) начальные буквы: БГУ (Белорусский государственный университет),
произносится [бэгэу];
3) начальные звуки: СМУ (строительное монтажное управление),
произносится [сму];
4) часть основы и целое слово: турпоход (туристический поход),
завскладом (заведующий складом).
Соединительные о и е в сложных словах
Сложными называют слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Сложные слова образуются из основ исходных слов: лес, возить – лесовоз.
При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е (соединительные морфемы): заготовки леса – лесозаготовки, хранилище для овощей – овощехранилище.
В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е: морозостойкий, путепровод, кашевар, овцеводство.
В отдельных случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает, и поэтому пишется соединительная гласная о: баснописец, зверолов.
Лексика
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Разряды слов по происхождению.
Устаревшие слова и неологизмы.
Слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко, называются устаревшими (например, чадо, десница, уста, красноармеец, нарком.
Части речи
Отличительные признаки частей речи.
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Имена прилагательные похожи на разноцветные карандаши художника, делающие наш мир ярким и красочным.
Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов (одиннадцать, шестнадцать) или их порядок при счете (четырнадцатый,первый) и отвечает на вопросы сколько? какой по счету?Имя числительное похоже на калькулятор, при помощи которого можно сосчитать количество предметов.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет их. Местоимения напоминают запасных игроков во время футбольного матча. Они выходят на поле только тогда, когда вынужденно освобождают игру – получают травму, чересчур устают – имена существительные и прилагательные.
Глагол– самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Это самая трудолюбивая часть, которая похожа на Золушку, потому что не может сидеть без дела и трудится 365 дней в году, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (громко, тихо) или признак признака (очень, чересчур) и отвечает на вопросы где? куда?откуда? как? почему? зачем? когда?Наречие – это любопытная бабушка, которая любит мучить внуков вопросами: где был? куда идешь? откуда пришел? как зовут твоих друзей? когда вернешься? Именно по вопросам любопытной бабушки наречие без труда можно отыскать в предложении.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав? и объединяет признаки наречия и глагола. Деепричастие можно сравнить с букетом, который преподносят в дополнение к подарку.
Предлоги служат для связи слов в предложении и словосочетании.
Союзы связывают между собой однородные члены или простые предложения в составе сложного.
Частицы вносят в предложение эмоциональные оттенки (не, даже) или служат для образования форм слов (хотел бы).
Междометия выражают чувства, но не называют их. Для выражения изумления мы используем междометие ах, для выражения страха или боли – ой, чувства холода – бр-р.
Имя существительное
Разносклоняемые имена существительные
Склонение разносклоняемых существительных
• большинство сложносокращённых слов:
Если фамилия, оканчивающаяся на согласный, называет лицо женского пола, то она не изменяется: (кому?) Александру Коктышу, (кому?) Наталье Коктыш.
Несклоняемые имена существительные не имеют особых форм падежей. Значение падежа и числа у них выражается с помощью предлогов и зависимых слов:
(какими?) новыми пианино (Т.п., мн. ч.),
(какому?) остроумному конферансье (Д.п., ед. ч.).
Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся к мужскому роду, если обозначают:
а) лиц мужского пола: маэстро, месье;
б) лиц по профессии или социальному положению:
конферансье, атташе;
в) животных, птиц: кенгуру, фламинго, коала. Однако если контекст указывает на самку животного, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода: кенгуру кормила детёныша.
Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола: фрау, миссис.
Несклоняемые неодушевлённые имена существительные относятся, как правило, к среднему роду: такси, пальто, бюро, шоссе. Род некоторых существительных зависит от их значения: кольраби (сорт капусты) – ж. р., пенальти (штрафной удар) – м. р., авеню (широкая улица) – ж. р.
Род несклоняемых имён существительных и сложносокращённых слов
Род несклоняемых собственных географических названий зависит от рода нарицательных существительных, обозначающих эти же географические объекты: Дели (город) – м. р., Конго (страна) – ж. р., Онтарио (озеро) – ср. р.
Имена существительные, характеризующие лиц то мужского, то женского пола, относят к общему роду: ябеда, задира, плакса, Саша, Величко, Черных.
Существительные, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий, обозначающие как лиц мужского, так и лиц женского пола, относятся к мужскому роду:
Кондуктор (м. р.) Иванов проверил билет.
Кондуктор (м. р.) Иванова проверила билет.
Имя прилагательное
Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.
Качественные прилагательные
Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени.
Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умный, вкусный) и краткую (умён, вкусен). Полная форма изменяется по числам, родам и падежам. Краткая форма — только по родам и числам. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная — обычно как определение. Некоторые качественные прилагательные не имеют краткой формы (дружеский, разлюбезный). Другие, наоборот, не имеют полной формы (рад, горазд, должен, надобен)[2]
Прилагательные, не являющиеся качественными, не имеют ни сравнительной, ни превосходной степени.
Относительные прилагательные
Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?».
Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный, килограммовый).[3] и т. д.
Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.
Притяжательные прилагательные
Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей?», «чьё?». Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных или качественных: заячья (притяжательн.) шерсть, заячья (качествен.) душа, заячий (относ.) след.
Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.
Склонение имён прилагательных
Прилагательные склоняются по падежам и изменяются по числам, в единственном числе изменяются также по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Кроме того, есть некоторое количество несклоняемых прилагательных: коми народ, цвет хаки, вес брутто.
Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж.
Образование прилагательных
Морфологический разбор имени прилагательного
Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (синий).
Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное или притяжательное).
Переход в другие части речи
Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия. В качестве прилагательных также могут выступать местоимения (Художник из него никакой).
Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться, то есть переходить в разряд существительных: русский, военный.
Имя числительное
Значение и грамматические признаки имени числительного.
Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Количество могут обозначать и другие часть речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи — только словами: три лошади — тройка лошадей.
Простые и составные числительные.
Порядковые числительные первый, второй являются непроизводными (исходными слова).
Порядковые числительные, подобно прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
Морфологический разбор имени числительного.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма(именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
а) простое или составное,
б) количественное или порядковое,
в) разряд (для количественных).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Местоимение
Местоимение как часть речи
Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.
Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Правила
К личным относятся местоимения 1-го лица я, мы, 2-го лица ты, вы и 3-го лица он, она, оно, они. Местоимения 1-го и 2-го лица изменяются по падежам, местоимения 3-го лица имеют род.
При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово, например: в И.п. – я, а в Р.п. совсем другая основа – меня.
Иногда в корне происходит чередование: тебя – тобой, меня – мне.
После предлогов у местоимений 3-го лица он, она, оно, они появляется н: у него, возле них, около неё.
Если перед местоимением стоит предлог, который относится не к местоимению, а к другому слову, то н к местоимению не присоединяется: Сидеть у его подъезда. Поиграть с её куклой.
Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя.
В предложении себя является дополнением.
Что будет в 6 классе по русскому языку
Доктор педагогических наук, филолог и методист, лауреат Государственной премии СССР (1984) и премии Правительства РФ (2008) в области образования.
Основные сведения
Русский язык по учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и Л.А. Тростнецовой изучали и продолжают изучать большинство российских школьников. Учебники появились ещё в 1968 году, пережили десятки переизданий и не теряют популярности. За проделанную работу авторы этой предметной линии неоднократно получали престижные государственные премии в области образования.
Секрет успеха учебников Ладыженской в том, что они дают системные знания о русском языке, последовательно раскрывая его уровни: фонетический, морфемный, лексический и так далее. Не менее важное место отводится воспитанию речевой культуры — умению строить высказывания, использовать литературный язык и выбирать речевое поведение по ситуации. Большинство разделов учебника содержат задания на развитие коммуникативных навыков.
УМК Ладыженской и соавторов переработан по последним требованиям ФГОС. В новой редакции учебный материал подаётся в форме диалога между учительницей и двумя детьми. На страницах появились цветные картинки и интуитивно понятные блок-схемы. Знакомые всем рамочки с правилами тоже никуда не делись.
Структура учебника
Учебник разделён на части, соответствующие разным уровням языка. В шестом классе авторы предлагают изучить следующие разделы:
Книгу дополняют две рабочие тетради: «Русский язык» В.А. Ефремовой и «Скорая помощь по русскому языку» В.Д. Янченко. В них есть задания по развитию письменной и устной речи (в том числе групповые и парные), дополняющие каждый раздел учебника.
Плюсы и минусы учебника
«Русский язык» Ладыженской — проверенная временем школьная классика. Занятия по нему дают крепкую базу для дальнейшего обучения.
Методисты «Домашней школы Фоксфорда» отмечают следующие достоинства учебника:
При этом у учебника есть и недостатки:
В авторской программе «Домашней школы Фоксфорда» мы взяли лучшее из традиционных методик и постарались устранить их недостатки. Наши шестиклассники в равной степени изучают теорию языка, орфографию и пунктуацию, а также учатся создавать тексты разных жанров. Этому посвящён отдельный цикл уроков, на которых ребята учатся писать изложения, рассуждения, автобиографию, аннотации и даже сценарии.
Откройте бесплатный доступ к нашей платформе и узнайте больше о том, как преподают русский язык в «Фоксфорде».
Шпаргалка. Все орфографические правила для 6 класса
2) в существительных 2-го склонения в П.п.: в дубе,
1) в существительных 1-го склонения в Р.п.: нет тёти ;
2) в существительных 3-го склонения в Р.п., Д.п., П.п.: встречаются в жизни,
И в падежных окончаниях разносклоняемых имён существительных
Имена существительные бремя, время, стремя, семя, племя, пламя, знамя, темя, вымя, имя и путь называются разносклоняемыми. У них окончания разных склонений: в Р.п., Д.п. и П.п. И, как у существительных 3-го склонения (пути, имени), в Т.п. ЕМ, как в существительных 2-го склонения (путём, именем).
Чтобы узнать, какой суффикс ЕК- или-ИК- (-ЧИК-) — пишется в слове, надо просклонять это существительное. Если гласный суффикса выпадает, пишется -ЕК-: комочка — комочек.
О и Е после шипящих и Ц в корне
В корне слова после шипящих под ударением пиши О: жёлтый, пчёлы, шёпот, щёлкать, дешёвка, дешёвый, шелк.
Буква Ё после Ц никогда не пишется: цокот, палаццо, цоколь.
Запомни! вечор (вчера вечером), изжога, обжора, крыжовник, шорох, шов, шок, шорты, шорник, капюшон, чопорный, чокаться, трущоба, чащоба, боржоми, мажорный, шофёр, шоссе, шоколад, Шотландия, жокей, жонглёр.
О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях сущ. и прил.
И, Ы после Ц
2) в словах на -ЦИЯ: авиация, нация, конституция, акция и др.
2) в суффиксах прилагательных на -ЦЫН: Лисицын хвост, сестрицына подружка, курицыно перо.
Е, И в приставках ПРЕ- / ПРИ-
Приставка ПРЕ- пишется только в двух случаях:
1) высшая степень качества, можно подставить слово очень: прехитрый = очень хитрый, пресмешной = очень смешной;
2) значение, близкое значению приставки ПЕРЕ-: прервать — это значит перервать; во время битвы у воина преломилось копье, то есть «сломалось», «переломилось».
Приставка ПРИ- пишется во всех остальных случаях.
Ы, И после приставок
Если корень слова начинается на И, а приставка оканчивается на согласный, то в начале корня пиши Ы: игра — розыгрыш, известный — безызвестный, искусный — безыскусный.
Слова с иноязычными приставками и приставками МЕЖ, СВЕРХ: контригра, дезинформация, межигровой, сверхинтересный.
Правописание сложных слов
Соединительными гласными могут быть только О и Е. ( О – после твердых согласных: во до провод, Е – после мягких : си не глазка).
Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-
ПОЛУ – всегда слитно (полукруг, полумесяц)
НН в прилагательных, образованных от существительных
Исключения: олов янн ый, дерев янн ый, стекл янн ый;
2) слова без суффиксов: ю н ый, пога н ый, сви н ой, бара н ий, румя н ый.
Различай гласные в словах: ветр ян ая мельница — ветр ен ая погода
В суффиксе краткого прилагательного пиши столько Н, сколько их имеется в полной форме: польза очевидна (от очевидный), платье длинно (от длинный).
НЕ с существительными и прилагательными
1. без НЕ не употребляется: неказистый, неряха
2. можно заменить синонимом без не: невысокий (= низкий), недруг (=враг)
1. есть или подразумевается противопоставление с союзом А: не трудная, а лёгкая задача; не друг, а враг
2. с сочетаниями нисколько не, ничуть не, далеко не, отнюдь не, вовсе не, совсем не:
далеко не глупый, вовсе не умен, никому не друг
3. с относительными и притяжательными прилагательными:
не пластиковый, не вчерашний, не папин.
4. При наличии у прилагательного зависимых слов:
неспособный к математике ученик.
Слитное и дефисное написание прилагательных
образовано от словосочетания (главное слово + зависимое): вагоноремонтный завод <ремонт вагонов)
словосочетание может быть заменено равноправными словами с союзом И: плодово-ягодный джем (плодовый и ягодный)
во всех других случаях: гигантский (гигант), французский (француз), узбекский (узбек), матросский (матрос), сибирский (сибирь)
Ь: 1) после буквы Л: сельский, польский, апрельский;
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую
В кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется : могуч, неуклюж, колюч, сведущ.
Поставь глагол надо в личную форму (1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени): я что делаю / сделаю?
Ь в глаголе
Ь после шипящих в конце глаголов
Ь в конце инфинитив а: в неопределённой форме после Т и Ч пиши мягкий знак: беречь (что делать?) — беречься, знать (что делать?) — знаться.
Исключения: ляг, лягте, приляг, прилягте.
Гласные в личных безударных окончаниях глаголов
Частица БЫ в условном (сослагательном) наклонении глагола
Частицу БЫ (Б) пиши всегда отдельно: сходил бы в магазин.
Числительные с удвоенной согласной (одиннадцать, миллион, миллиард)
Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной.
И в безударных падежных окончаниях количественных числительных (11—19)
Р., Д., П.п.: 11-19, 50, 60, 70, 80
Примеры: одиннадцати девочек, о пятнадцати днях, шестидесяти коробок.
Склонение слов тысяча, миллион, миллиард
Пиши И: нет тысячи (Р.п.) Пиши Е: дать тысяче (Д.П.), (о) миллионе (П.п.), (о) миллиарде (П.п.) Пиши в косвенных падежах Е или И, как в существительных соответствующего склонения: тысяча = сущ. 1-го склонения, миллион, миллиард = сущ. 2-го склонения.
Ь на конце и в середине числительных
Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 в И.п. и В.п. с Ь в середине слова: пятьдесят, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот.
Пиши без Ь: числительные 15, 16, 17, 18, 19 (нет Ь в середине слова): пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.
Чередующиеся гласные в корне
написание гласной зависит от ударения
написание гласной зависит от буквы (букв), стоящей (стоящих) за гласной
написание гласной зависит от смысла