что будет если азербайджан нападет на армению
Почему Россия не стремится защищать Армению от азербайджанского вторжения
Хозяин тайги превращается в бумажного медведя
Вчерашние боестолкновения между армянской и азербайджанской армиями в Сюнике (территория Армении) сопровождались бурлением различных масс в головах армянской общественности по отношению к России. Блогосфера была полна народного возмущения на предмет того, почему Москва якобы не выполняет свои обязательства по ОДКБ и не приходит на помощь армянскому союзнику, подвергшемуся агрессии со стороны обнаглевшего от безнаказанности соседа. Ну и, соответственно, возмущенные делали выводы из серии тех, что транслировались на недавнем митинге в Ереване — о необходимости попрощаться с «немытой Россией» и выйти из ОДКБ.
Да, позиция Москвы выглядит весьма вяло — не с точки зрения защиты армянских интересов (в Кремле они и не должны быть приоритетом), а с точки зрения интересов российских. От внешнеполитической решимости 2008 и 2014 года не осталось и следа. Хозяин евразийской тайги превращается в самого настоящего бумажного медведя — не по военно-политическому потенциалу (с ним-то все в порядке), а из-за отсутствия политической воли для его применения. Последнее такое применение было в ноябре 2018 года, когда Киев решил спровоцировать кризис в Керченском проливе и лишился в итоге (пусть и на время) значительной части своего флота в количестве трех кораблей. После этого Россия пасовала перед ультиматумами Турции в Сирии, перед хамством Лукашенко в Минске (в частности, взятием в заложники трех десятков вагнеровцев), провокациями Украины в Донбассе (из последнего — оккупация Старомарьевки, где живут десятки граждан РФ) и, наконец, действиями Турции на Южном Кавказе. Неудивительно, что подобная бумажность снижает авторитет России как в глазах ее соперников, так и в глазах немногих оставшихся союзников по ОДКБ (видящих силу турецкого Шерхана и его местных Табаки и понимающих, на кого им стоит ориентироваться). Так что либо Кремль покажет мускулы и наведет порядок в своей тайге, либо с ним вообще перестанут считаться. Ибо в международных отношениях трусливые и/или нерешительные — это не партнеры, а еда.
Очереди нет
Однако наличие этих проблем у России ни разу не является основанием для бурления антироссийских масс в головах у значительной части армянской общественности. Гражданам Республики Армения стоит повыключать эмоциональные конфорки и уяснить для себя несколько ключевых тезисов. И уже потом, на основании этих тезисов, оценивать поведение Москвы на Южном Кавказе — да и, возможно, сделать какие-то выводы о себе любимых.
Все сами
О каком доверии и уважении может идти речь, если Армения добровольно выбирает в 2018 году премьером откровенного русофоба и сторонника выхода страны из пророссийских организаций — Никола Пашиняна? Когда Пашинян под молчание или улюлюканье толпы начинает преследовать в Армении личных друзей Путина (в частности, Роберта Кочаряна), когда унижает ОДКБ взятием под стражу ее действующего руководителя Юрия Хачатурова просто потому, что Пашинян решил ему отомстить за прежние обиды? Когда пашиняновские помощники посылают журналистов Первого канала с формулировкой «Мы не даем интервью пропагандистам», а его люди начинают зачистку силовых структур от пророссийских офицеров? Когда, наконец, население страны после унизительного поражения в войне (виной которому стал именно саботаж Пашиняна, не пославшего армянскую армию на помощь республике и фактически сдавшего Карабах Реджепу Эрдогану), майского вторжения Азербайджана на территорию Армении и отказа Пашиняна применить силу против оккупантов берет и переизбирает Никола Воваевича летом 2021 года?
Никол Пашинян Фото: Вадим Савицкий/ТАСС
«Н аш народ должен понимать, что, переизбрав 20 июня Пашиняна (чем бы люди свой выбор ни мотивировали), он послал миру месседж, что готов на серьезные односторонние уступки. И ведущие, и региональные державы начали строить свою политику в отношении Армении и региона с учетом именно этого позорного выбора 20 июня», — пишет армянский журналист Айк Халатян. Я же скажу жестче: если правящая ныне в Армении элита прозападников-грантоедов уже давно воспринималась в Кремле как враждебная (как говорил мне один армянский журналист, «в администрации президента на слово “Пашинян” уже аллергия»), то после июньских выборов население стало рассматриваться как группа самых настоящих терпил и куколдов, не желающих защищать территорию Армении от внешних посягательств.
Принтер украли?
Да, вроде вред от митинга осознали и от азербайджанцев начали защищаться (если в мае армянские вооруженные силы не отвечали на азербайджанскую агрессию, то сейчас стали отстаивать свою землю). Однако тут возникает третий тезис: прежде чем обвинять Россию, нужно понять, в какую игру сейчас играет сам Пашинян. Игру, целью которой является банальная попытка подставить Москву.
Для того чтобы Россия выполняла свои условия в рамках ОДКБ, ей нужно две вещи: настоящая готовность Армении самой защищаться и соответствующие юридические основания. На сегодняшний же день Пашинян не делает и не предоставляет ни того, ни другого.
Что же касается юридических оснований, то для официального вмешательства партнеров по ОДКБ нужен письменный запрос от пострадавшей стороны в секретариат организации. Для составления этого запроса нужен бланк, принтер и помощница, которая наберет его за 10 минут. После чего Россия просто обязана вмешаться, поскольку в ином случае ей придется банально распускать ОДКБ и расписываться в неспособности защитить союзника от явной внешней угрозы. Однако ни 16 ноября (когда армянские военнослужащие умирали в боях), ни 17 ноября (по крайней мере на момент сдачи статьи) армянский премьер не удосужился его написать. Прекрасно понимая, что без этой бумажки Кремль вмешиваться не будет, поскольку это не обязательно и чревато рисками ухудшить свое геополитическое положение на Южном Кавказе.
Кто переживет?
Позиция Москвы не совсем логичная — но она такая, какая есть, и Пашинян этим активно пользуется. Ведь на фоне молчания Кремля расчехляются различные пропагандисты (в том числе высокопоставленные армянские чиновники), которые публично разглагольствуют о том, что Еревану нужны другие защитники. «Армения считает, что возможно разрешить кризис первоочередно при помощи России и структуры ОДКБ, но если мы не сможем решить кризис существующими структурами, Армения будет вынуждена обратиться к другим структурам, то есть другим международным партнерам», — говорит секретарь Совета безопасности страны Армен Григорян. Прекрасно понимая, что других партнеров нет и что он вместе с другими пропагандистами банально разжигает русофобию в Ереване, тем самым еще больше осложняя российско-армянские отношения.
Россия это осложнение как-то переживет. Да, получит распад ОДКБ, контроль Турции на Южном Кавказе и разжигание исламизма на Северном — но переживет. А переживет ли Армения? Вряд ли. Без России и с Пашиняном площадь Республики в центре Еревана будет за считаные недели переименована в площадь Реджепа Эрдогана. Для того чтобы переименование не состоялось, армянскому обществу нужно сделать выводы и спуститься с красивых, но опасных небес собственного величия на бренную, но твердую и надежную землю окружающей реальности. Осознать, что причиной нынешних проблем является не Россия, а они сами — выбравшие Никола Пашиняна или оставшиеся дома в тот момент, когда его выбирали другие. Осознать, что свобода выбора подразумевает ответственность за этот выбор. А уже затем, после осознания, решить имеющуюся проблему либо электоральным, либо уличным путем.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Carnegie Moscow Center (Россия): напоминание о встрече. Чего ждать от новых боев между Арменией и Азербайджаном
Азербайджан наверняка захотел напомнить о цене застоя в переговорах. Нет отказа от Карабаха — нет делимитации границы. Нет делимитации границы — будут постоянные стычки, которые нельзя квалифицировать как вторжение. Нет признанного вторжения — нет помощи Москвы
За последние десятилетия между Арменией и Азербайджаном было столько военных столкновений, что на их основе можно сформулировать определенные закономерности этого противостояния, по которым легко судить, насколько масштабным будет обострение на этот раз. Например, применение артиллерии указывает на то, что дело принимает серьезный оборот — в противном случае все обошлось бы автоматной перестрелкой.
Еще один маркер серьезности — взятие военнослужащих противника в плен. Учитывая, что Баку еще не вернул Армении всех солдат, захваченных в 2020 году, пополнение их числа — явно плохой знак. Немало о настроениях сторон могут сказать их зарубежные контакты. Если армяне сразу же начинают звонить в Москву и просить помощи, это ясно говорит о том, что проблема выходит за рамки рутины. Наконец, весьма показательны заявления о потерях — чем более преувеличенными они выглядят, тем ближе стороны к возобновлению войны.
Сейчас все эти признаки указывают на то, что 16 ноября на границе Армении и Азербайджана произошло что-то знаковое. В Ереване рапортовали, что у азербайджанской стороны «до 70 убитых и раненых военнослужащих, а также значительные потери военной техники», в то время как у них самих — только один погибший, 13 захваченных в плен и 24 пропавших без вести. В Баку сообщили о семи погибших со своей стороны, что может свидетельствовать об очень серьезных боях.
Традиции закавказских джентльменов
Очередная, на этот раз шестичасовая война Армении и Азербайджана (бои начались примерно в 12 часов 16 ноября и завершились в тот же день в 18:30) велась за два блокпоста в районе горы Цицернакар (по-армянски), или Килисали (по-азербайджански), неподалеку от армянского города Горис. Утром следующего дня Ереван признал, что оба объекта перешли «под контроль противника». Выяснять, кто первым выстрелил, довольно бессмысленно: стороны традиционно обвиняют друг друга, утверждая, что противник пошел на «провокацию» для «улучшения позиций».
В принципе, споров двух стран из-за позиций в приграничных районах было в избытке на протяжении всего этого года, но никогда раньше они не приводили к таким масштабным боям. Раньше в каких-то случаях споры пытались решать на кулаках, в других — азербайджанцы, не ожидая серьезного ответа, просто занимали позиции на спорных участках, а то и прямо на армянской территории.
Еще в мае армяне отправили заявку в ОДКБ в надежде на помощь. По поводу Карабаха ответ у этой организации был всегда один: поскольку по международному праву эта территория принадлежит Азербайджану, союзники не обязаны заступаться за Армению в этом конфликте. Теперь все было иначе — речь шла о вторжении на территорию самой Армении. Но ОДКБ отклонила заявку и на этот раз, назвав столкновения, произошедшие, например, у Черного озера, лишь «пограничным инцидентом». Ереван такая формулировка очень разозлила — участие в ОДКБ оказывалось бессмысленным именно в том вопросе, ради которого Армения туда вступала.
Летом и осенью подобных «пограничных инцидентов» стало еще больше. Особенно запомнился совсем недавний — 14 ноября, когда, судя по попавшим в Telegram видеозаписям, азербайджанцы попросту заняли несколько армянских блокпостов без боя. Охранявшие их солдаты ушли, что привело к разбирательствам в Ереване и отставке министра обороны Армении.
Поэтому масштабные бои, произошедшие 16 ноября, больше всего похожи на попытку армян отплатить за недавнее унижение и все же дать отпор противнику. Судя по всему, азербайджанцы пытались занять новые позиции по тому же сценарию, а армяне захотели показать себя с лучшей стороны. Тем более что от контроля над этими высотами зависит возможность простреливать дорогу с юга Армении в Ереван, на которой азербайджанцы и так уже установили два блокпоста.
Чувствуя, что по новой обращаться в ОДКБ нет смысла, в Армении вспомнили о двустороннем Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Россией от 1997 года. В нем тоже содержатся формулировки, предполагающие, что в случае военной агрессии против одного из подписантов другой должен прийти на помощь. Например, стороны должны «безотлагательно консультироваться между собой каждый раз, когда, по мнению одной из них, возникнет угроза вооруженного нападения на нее» и «определять необходимость, виды и размеры помощи», которую одна сторона окажет другой.
Контекст
Нагорный Карабах: год американского провала в Закавказье (TNI)
Бои на границе Армении и Азербайджана: Ереван попросил Москву о помощи (Armenpress)
Star: действия Анкары и Баку на Кавказе напугали весь мир
НПО из ЕС «Спасите христиан Востока» призывает помочь армянам в Карабахе (Le Figaro)
Армянские власти были так разочарованы поведением Москвы, что фактически поставили ей ультиматум. «Армения считает, что кризис можно решить с помощью России и ОДКБ. Но если они не смогут этого сделать, то Ереван будет вынужден обратиться к другим международным партнерам», — заявил секретарь Совбеза Армении Армен Григорян, который и так не пользуется особой симпатией российских силовиков из-за своего прошлого. Григорян не военный — он прошел только срочную службу, а затем был гражданским активистом, сотрудничал с западными организациями вроде Transparency International и участвовал в бархатной революции 2018 года.
После этих слов Григорян демонстративно встретился с тремя послами: США, Франции и Ирана, как бы очерчивая круг потенциальных союзников. Если с первыми двумя все понятно: они входят в тройку сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Карабаху наравне с Россией, то Иран — более экзотический вариант. Армяно-азербайджанским урегулированием эта страна никогда не занималась, хотя недавно действительно сблизилась с Ереваном на почве собственных недопониманий с Баку.
Правда, эффективность таких демаршей вызывает сомнения. Стрельбу 16 ноября все равно остановил звонок российского министра обороны Шойгу, который поговорил как с армянским, так и с азербайджанским коллегой. Если бы бои продолжились на следующий день, в неудобной ситуации оказались бы все: в Москве была назначена встреча секретарей Совбезов стран СНГ, на которой должны были присутствовать представители и Азербайджана, и Армении.
Саммит, которого не было
Когда пушки замолчали, пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова спросили о трехстороннем саммите Путина, Пашиняна и Алиева, который планировали провести в годовщину окончания второй карабахской войны, но так и не провели. «Безусловно, на каком-то этапе такие контакты будут необходимы, но для того, чтобы они были возможны, нужны согласие и готовность трех сторон», — ответил он.
О срыве столь важной встречи, которая могла бы дать новый импульс урегулированию конфликта, в эти дни вспоминали и в Баку, и в Ереване. Но первым об «отсутствии договоренности» о ее проведении сказал Пашинян, поэтому считается, что в срыве виноват он.
Считается не без оснований, потому что в годовщину окончания войны, к которой стороны подошли без особых успехов на переговорах, Азербайджан наверняка хотел добиться от Армении новых уступок. Например, приблизить решение по прокладке Зангезурского коридора, который должен соединить основную территорию Азербайджана с его эксклавом в Нахичевани. Или даже добиться от Армении отказа от всяких претензий на Карабах.
Конечно, подписать нечто подобное Пашинян не мог, что, по всей видимости, и привело к срыву саммита. После этого Азербайджан наверняка захотел напомнить о цене застоя в переговорах. Нет отказа от Карабаха — нет делимитации границы. Нет делимитации границы — будут постоянные стычки, которые нельзя квалифицировать как вторжение. Нет признанного вторжения — нет помощи Москвы. «Операция принуждения к делимитации» — так назвал этот процесс азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде.
Заявления, что бои 16 ноября были попыткой Азербайджана силой проложить Зангезурский коридор, — это, конечно, преувеличение. Но преувеличение очень полезное для Баку. Там активно намекают, что претензии Армении на Карабах развязывают Азербайджану руки для зеркальных претензий на Сюникскую область, отделяющую Нахичевань от основной азербайджанской территории.
Рецепта, как можно избежать кровавых «пограничных инцидентов» в дальнейшем без делимитации границы, судя по всему, нет. Для Азербайджана такие бои — важный рычаг давления, способ наглядно продемонстрировать, что без делимитации всей границы (то есть отказа от Карабаха) Баку может создать Еревану серьезные проблемы на территории самой Армении.
Российское присутствие само по себе тоже не снимет напряжение. В Сюнике и так расположены два опорных пункта 102-й российской базы из Гюмри, а также работают российские пограничники. Но пока только с одной стороны — армянской.
Идеальным вариантом было бы создать что-то вроде демилитаризованной зоны в этом районе — по крайней мере, до окончательной делимитации границы. Но эта идея выглядит слишком смелой — Азербайджан сейчас и так часто критикует Россию за потакание армянам, а потому вряд ли согласится с расширением полномочий российских военных еще и в Сюнике. А значит, звонки Шойгу пока остаются самым эффективным механизмом прекращения огня.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Примет ли Россия сторону Армении против Азербайджана
Армения обратилась к России с призывом защитить суверенную территорию республики от азербайджанских нападений. Об этом 16 ноября сообщил в эфире армянского Общественного телеканала секретарь совбеза Армен Григорян. «Поскольку нападение совершено на суверенную территорию Армении, согласно [российско-армянскому] договору от 1997 г. мы обращаемся к России с призывом защитить территориальную целостность Армении», – подчеркнул Григорян. По его словам, в Ереване рассчитывают на военную помощь России в случае, если с Баку договориться не удастся. Кроме того, в опубликованном отдельно обращении МИД Армении говорится, что страна обратилась к Москве также и по линии Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). По сообщению представителя ОДКБ, секретариат организации пока не получал обращений от Армении.
Ранее механизмы ОДКБ задействовались для помощи Киргизии и Таджикистану, последний раз – Таджикистану летом этого года после прихода к власти в Афганистане движения «Талибан» (признано террористическим и запрещено в России). В 1999 г. помощь была оказана Киргизии после вторжения на ее территорию боевиков из Таджикистана.
Секретарь Совбеза Армении апеллирует к российско-армянскому Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанному 29 августа 1997 г. президентами Борисом Ельциным и Левоном Тер-Петросяном. Согласно третьей статье этого документа, стороны будут оказывать друг другу военную помощь в случае агрессии со стороны третьих государств и противостоять ей всеми возможными способами.
Заявление Григоряна и обращение МИД Армении прозвучали на фоне приграничных военных столкновений между армянскими и азербайджанскими вооруженными силами. Ситуация в Нагорном Карабахе и на границах армянской Сюникской области резко обострилась в ноябре. Армии двух государств обменялись артиллерийскими ударами, есть жертвы. Баку и Ереван обвиняют друг друга в эскалации конфликта. Перестрелки идут на «новой», а точнее, на бывшей советской административной границе, которая не делимитирована на местности. Азербайджанские войска вышли на эту границу в Кельбаджарском и Лачинском районах (напротив армянской Сюникской области) в результате успешной для них прошлогодней войны с Арменией и последовавших соглашений о прекращении огня.
Как сообщает пресс-служба минобороны Армении, подразделения ее вооруженных сил в столкновениях с армией Азербайджана днем 16 ноября потеряли «две позиции» и «понесли потери». Среди них, по данным армянских военных, как минимум 12 пленных, число убитых и раненых ведомством пока не уточняется. В свою очередь Ереван утверждает, что «нанес противнику большие потери в военной технике и живой силе», также без уточнения подробностей. Минобороны Азербайджана описывает происходящее как «провокацию» и заявляет об уничтожении минометного расчета и противотанковой установки армянской армии. В Баку добавили, что с его стороны ранены двое военнослужащих.
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Максима Шеповаленко, ОДКБ, очевидно, сделает все, чтобы не быть вовлеченным в этот конфликт на армяно-азербайджанской границе, а Россия приложит все силы для политического урегулирования этого вопроса. По словам военного источника «Ведомостей», время для обострения обстановки выбрано Азербайджаном неслучайно – Москва, да и Запад отвлечены в связи с нарастанием напряженности вокруг Украины и на белорусско-польской границе. Но считать, что Азербайджан ставит перед собой масштабные военные задачи, как прошлой осенью, преждевременно, речь идет, похоже, об укреплении тактических позиций.
Как отмечает директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян, заявление секретаря совбеза Армении приведет к интенсивным контактам Москвы и Баку. Российское руководство попытается повлиять на Азербайджан, но насколько успешны будут эти попытки, пока непонятно. Армянская же сторона добивается того, чтобы ситуация на границе была зафиксирована, а азербайджанские войска отошли на позиции, которые занимали до конфликта. По словам Искандаряна, с мая этого года Баку фактически осуществляет консолидированное дипломатическое и военное давление на Ереван и занимается «пересмотром» трехстороннего соглашения, неофициально занимая новые территории, дороги и стратегические объекты. Цель Азербайджана – территориальные уступки и предоставление коридора через армянскую Сюникскую область, который соединит эксклав Нахичеванской автономной республики с остальной страной, поясняет эксперт.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не ответил на запрос «Ведомостей»
России дали совет, как реагировать на конфликт Армении и Азербайджана
«Москве не хочется вступать в конфликт с укрепляющимся Тюркским союзом»
Ситуация на юго-восточных границах Армении, где накануне развернулись боевые действия между армянами и азербайджанцами, остается напряженной, считает генсек ОДКБ Станислав Зась. Ранее Ереван в устной форме призвал Россию на помощь в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1997 года. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Москва продолжит выступать в качестве посредника в армяно-азербайджанском конфликте.
Азербайджанские солдаты с портретами убитых во время войны 2020 года. Фото: AP
Эскалация конфликта в Сюникской области Армении началась еще 13-14 ноября. В Ереване считают, что власти Азербайджана, пользуясь тем, что официальной границы между двумя странами нет, в очередной раз решили отодвинуть свои рубежи вглубь армянских территорий. В общей сложности азербайджанцы продвинулись примерно на два километра и захватили 4 армянских опорных пункта. В результате местным жителям стало негде пасти скот.
В Баку уверяют, что никакого наступления вообще не было. Наоборот, это армянская армия на протяжении нескольких дней обстреливала миролюбивый Азербайджан, который в конце концов не выдержал и решил дать агрессору адекватный ответ.
В России, которая выступает одновременно военно-политическим союзником Армении и посредником в армяно-азербайджанском конфликте, решили воздержаться от оценок того, кто первый начал. Вечером 16 ноября в Минобороны РФ сообщили, что министр Сергей Шойгу убедил своих коллег в Армении и Азербайджане остановить провокации на границе. Впрочем, с аналогичными заявлениями выступили представители США и стран Евросоюза.
Как бы там ни было, в ходе боевых действий 13 армянских солдат попали в плен, 1 военный был убит, еще 24 пропали без вести (по слухам, их трупы могут лежать в серой зоне). В Ереване говорят, что смогли уничтожить 4 бронетранспортера, 1 бронемашину Sandcat израильского производства, 5 военных автомобилей КамАЗ, Урал, УАЗ. Азербайджанцы признают 7 убитых и 10 раненых со своей стороны.
Бои шли за господствующие высоты в районе трассы Ереван–Горис – это единственный путь из Армении в Арцах (Нагорно-Карабахская республика). В частности, снаряды рвались в 5 километрах от армянского села Ишханасарцы. В том же районе находится база российских миротворцев, которая нужна им для ротации своего контингента в Нагорном Карабахе. В связи с этим некоторые считают, что азербайджанцы близки к тому, чтобы взять под свой контроль последнюю артерию, связывающую Степанакерт с Ереваном. После этого они смогут в любой момент закрыть крышку карабахского котла, в котором окажутся не только армяне, но и миротворцы. Причем помочь им можно будет только из космоса.
Боевые столкновения на армяно-азербайджанской границе идут с мая 2021 года. Азербайджан стремится взять под свой контроль все господствующие высоты, источники воды, пастбища, рудники. Продвижение осуществляется в тех местах, где до ноября 2020 года Армения граничила с Арцахом. В Ереване подчеркивают, что азербайджанцы захватили уже свыше 40 квадратных километров их республики.
У Армении и Азербайджана нет утвержденных границ друг с другом, но до последней карабахской войны Ереван об этом не беспокоился и даже не строил там каких бы то ни было укреплений. Зачем, если сразу за горой – «второе армянское государство»? Теперь же там расположился стратегический противник. И у этого противника есть карты (возможно, поддельные) с изображением таких границ, от которых у армян волосы на голове становятся дыбом.
Азербайджан предлагает Еревану сесть за стол переговоров и совместно решить, кому какой участок спорной территории достанется. Все очень мирно и дипломатично. Есть только один нюанс: сначала Армения должна признать территориальную целостность Азербайджана, что означает отказ Арцаха от борьбы за независимость.
Опрошенные «МК» эксперты считают, что полноценная война между Арменией и Азербайджаном в обозримой перспективе вряд ли возможна, однако Еревану все равно радоваться нечему.
«Глобальной войны не будет, потому что есть присутствие российских миротворцев и договор России и Армении о взаимопомощи. В этих условиях любые военные действия связаны с высоким риском вовлечения в них россиян. Для Азербайджана это слишком опасно. Если посмотреть на события 16 ноября, мы увидим, что именно фактор российского посредничества сыграл решающую роль в прекращении стрельбы», – заявил «МК» политолог Алексей Макаркин.
Тем не менее, по его мнению, локальные боевые действия будут периодически возникать, потому что Баку стремится улучшить свое положение на границе с Арменией, которая по сути является линией фронта. «Миротворческую миссию отправили в Нагорный Карабах на 5 лет. На самом деле это очень короткий срок, который уже истек на 20%. Через 4 года встанет вопрос: продлевать пребывание миротворцев или нет. К этому моменту Баку хочет максимально укрепить свои переговорные позиции. Программой-максимум может быть создание военного плацдарма для дальнейшего наступления, которое может начаться в тот момент, когда срок пребывания миротворцев в Нагорном Карабахе истечет. Соответственно, чем ближе к этому дню, тем активнее будет Азербайджан».
Политолог Аркадий Дубнов считает, что Россия не обладает 100%-ной возможностью упредить желание одной из сторон разрешить конфликт военным путем. По его мнению, это было видно на примере 44-дневной войны и тех событий, которые разворачиваются после нее. «Одна из сторон войны 2020 года считает, что она недополучила плюшек от своей победы. Соответственно, у нее есть выбор: либо бесконечно настаивать на дипломатическом пути, либо использовать свое превосходство в силе. Ереван просит Москву вмешаться, но России совершенно не хочется вступать в конфликт с укрепляющимся Тюркским союзом, в котором наравне с Азербайджаном и Турцией состоят два члена ОДКБ – Киргизия и Казахстан. Это значит, что Армении придется все-таки пойти на экономические, политические и инфраструктурные уступки в переговорах с Азербайджаном», – заявил «МК» политолог Аркадий Дубнов.