что будет если армения признает арцах
Что будет, если Армения вдруг признает Карабах?
Угроза Никола Пашиняна подтвердить независимость НКР может быть блефом. Но если это свершится, то прольет бальзам на душу НАТО и сильно навредит России.
О чем думал Никол Пашинян, заявив год назад, что «Арцах (Нагорный Карабах) — это Армения, и точка»? Ведь фактически этот выпад противоречил принципу мирного урегулирования карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов и ставил крест на переговорном процессе. Тогда вся эта вербальщина прозвучала на относительно благополучном фоне — ситуация на линии фронта угрожающей не была, и откровения премьера Армении можно было расценить как сотрясение воздуха для внутренней аудитории, повышение индивидуального рейтинга и поддерживание «патриотических» настроений в обществе, доверие которого к нему стало падать.
Но сейчас, когда на карабахском направлении начались масштабные военные действия с гибелью сотен людей, в том числе и мирного населения, уничтожением военной техники противных сторон, вмешательством в конфликт Турции, Пашинян заявляет о возможном признании Арменией независимости Нагорного Карабаха. С какой целью он это делает? И если угроза будет приведена в исполнение, какими будут последствия?
Вполне вероятно, что армянский лидер опять блефует. На возможность признания Карабаха намекали и его предшественники, но ни один из них не рискнул это сделать: независимость НКР была бы фиктивной, поскольку ее, кроме Еревана, никто бы не признал. Можно предположить, что Пашинян попытался таким образом остановить военные действия со стороны Азербайджана, подвигнуть Россию и международное сообщество к коллективному давлению на Баку с Анкарой и вернуться к переговорам по урегулированию, которые в течение тридцати лет положительного результата не дали. Кроме, конечно, удерживания конфликта в относительно замороженном состоянии, если не считать «заварушек» в 2016 году, в нынешнем июле и вот теперь сейчас.
Однако сравнивать инциденты недалекого прошлого с днем сегодняшним невозможно из-за беспрецедентно массированной атаки Азербайджана и его поддержки со стороны Турции, откровенно пытающейся изменить геополитическую ситуацию в регионе военным путем. Но если усилия «международного сообщества» и России ничего не дадут, и Армения все же признает независимость Нагорного Карабаха, а там, гляди, стороны заявят о слиянии в единое государство, как будут разворачиваться события впоследствии?
Оговоримся сразу: признание Карабаха будет, как минимум, контрпродуктивным шагом. Азербайджан оно не остановит, напротив, у него появится дополнительная мотивация защиты своей территориальной целостности и одержания окончательной военной победы не только над Нагорным Карабахом: война вспыхнет и с Арменией, являющейся гарантом безопасности НКР. А это уже настоящая катастрофа для всего региона, отягощенная фактором включенности в конфликт Турции. Она явно помешает Москве остановить Азербайджан, поскольку сохраняет желание «натянуть нос» РФ из-за недоговоренности хотя бы по Сирии. То есть в отместку Анкара вполне может поджечь Кавказ, на который Россия имеет собственные виды. Тем более, что Анкара к тому же продвигает и развивает в своей политике пантюркистские направления.
С другой стороны, открытое вмешательство в карабахский конфликт чревато для Турции усугублением ее внутренних и внешнеполитических проблем. Оно повлияет на экономику, на курс национальной валюты, усиление оппозиционных настроений внутри самой страны, где отношение к прямому турецкому вмешательству в карабахский конфликт весьма неоднозначно. С большой долей вероятности, активизируется и курдское движение.
Что же касается внешнеполитического аспекта, государства антитурецкого альянса (включая часть стран НАТО) не хотели бы видеть Турцию в качестве доминирующей силы на Южном Кавказе и не только на нем. Это означает, что они будут оказывать дипломатическое и, не исключено, санкционное давление на Анкару. Ну и вовсе сбросить со счетов фактор России для Эрдогана тоже чревато последствиями — Турции все же приходится сотрудничать с ней по Сирии, Ливии, другим направлениям и действовать с оглядкой на Москву и не только на нее.
К тому же нельзя игнорировать то, что Россия, нуждающаяся в партнерстве и с Азербайджаном, и с Арменией, в которой дислоцирована ее военная база, пока не приняла позицию ни одной из сторон. Но она состоит в одном военном блоке с Арменией (ОДКБ), и для сохранения лица ей придется предпринимать какие-то шаги в защиту РА, если военные действия распространятся до ее границ.
Разумеется, такой сценарий для Москвы крайне нежелателен. Хотя затянувшаяся война может дать ей «козырь» для размещения своих миротворцев в конфликтной зоне, чего она, вероятно, желает, однако это вызовет новый всплеск политических страстей — усилению присутствия РФ на Южном Кавказе воспротивятся многие весомые политические центры.
Определенный интерес вызывает анализ ситуации проживающего в Германии политолога Александра Сосновского — его приводит «Политнавигатор». По словам Сосновского, если Армения признает независимость Нагорного Карабаха, «это на руку НАТО», поскольку следующим шагом будет признание возможности Грузии и Украины вступить в Североатлантический альянс. И далее: «Если Армения принимает Нагорный Карабах и входит в зону защиты России, … тогда Запад и НАТО имеют полное основание говорить: если вы поступаете так, то мы поступаем так». В итоге Эрдоган «строит базу там, где он хотел с Азербайджаном, НАТО принимает решение по приему Украины и Грузии, если они подают такие заявления. Любые фантастические решения принимаются … в течение двух дней».
И впрямь, если Россия допускает нахождение страны со спорной территорией в составе ОДКБ (если Армения признает Нагорный Карабах «своим»), то НАТО может сделать такое же исключение для Тбилиси и Киева. Результат — полное изменение геостратегической ситуации. Все это не так уж нереально, как может показаться с первого взгляда.
Тем временем, судя по положению на текущий момент, война обещает затянуться. Военный потенциал у обеих сторон есть, хотя у Азербайджана посолидней. Но не исключены и «скрытые возможности» армянской стороны. «Росбалт» уже писал о варианте договориться «баш на баш». И договаривающимися сторонами тут должны выступить Москва, Анкара и Баку. Еревану же придется подчиниться их решению. Такой неофициальный формат урегулирования видится более эффективным, чем совершенно недееспособная Минская группа ОБСЕ.
Надо думать, что какое-то движение в этом направлении уже начато, однако пока безрезультатно. Как передает Sputnik со ссылкой на Газету.ru, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглы побеседовал с президентом РФ Владимиром Путиным и министром иностранных дел Сергеем Лавровым, и предложил им вариант урегулирования конфликта по сирийской модели. «Как мы действуем в Сирии, так пытались и здесь, но не удалось. Говорят: пусть остановится война. Пусть. Нужно объявить перемирие, но при этом Армения должна уйти с оккупированных территорий. Говорится ли это? Нет», — сказал Чавушоглу.
Слабая надежда на новые предложения и «да» от всех заинтересованных сторон все же остается. Но Армения прибегла к новому «ходу» в надежде произвести впечатление на международное сообщество: она взялась «доказать» мировой общественности переброску сирийских наемников в Азербайджан со стороны Турции. По данным армянской стороны, террористов насчитывается от 3 до 4 тысяч. Пашинян заявил, что «Арцах воюет против международного терроризма» во имя глобальной безопасности, и что он угрожает в равной степени США, России, Ирану, Франции. Войну это заявление, если стороны не сторгуются, не остановит, но репутацию Турции в «чувствительных» к ней странах подмочит еще больше. Вне зависимости от того, выложит ли премьер безусловные доказательства или нет.
МИД РФ, еще до того, как Пашинян сам озвучил информацию о террористах, которых в самой Армении, разумеется, «нет», сообщил о своей «озабоченности» соответствующими сообщениями. Подтверждений им Москва не привела, однако подчеркнула опасность создания «долговременных угроз для безопасности всех стран региона». Российское внешнеполитическое ведомство призвало руководство заинтересованных государств принять действенные меры по недопущению использования иностранных террористов и наемников в конфликте и их незамедлительному выводу из региона. Какая страна отреагирует следующей, или на России дело закончится?
А пока стороны конфликта выкладывают данные о своих военных «успехах»: скольких убили и ранили, какую технику уничтожили, что подорвали, постоянно опровергая торжествующую информацию противной стороны.
Признает ли Запад независимость Арцаха и что последует за этим?
То, что мы были склонны считать головным актом событий в Закавказье (44-дневная война и подписание трехстороннего заявления между Россией, Арменией и Азербайджаном), похоже, является лишь прелюдией к более неожиданным и сложным развитиям. Все только начинается.
Пока российские миротворцы очерчивают и занимают линию разграничения, а Москва ведет сепаратные переговоры с Анкарой о месте дислокации совместного мониторингового центра в Азербайджане и его формате, Запад активно разрабатывает новую стратегию действий с учетом сложившихся в нашем регионе новых реалий.
В частности, Франция уже либо серьезно готовит почву для признания Арцаха, либо, в крайнем случае, подводит приготовления до черты, за которой признание независимости Степанакерта станет уже делом техники. Французские города, включая столицу, департаменты и региональные органы составляют петиции в сенат и правительство, посредством культурных сообществ, экранных звезд и медийных знаменитостей проводится активная работа по формированию необходимого общественного мнения в этом контексте. США пока еще раскачиваются и ведут себя более осторожно, но не исключается, что сразу после официального вступления Байдена в должность президента его администрация присоединится к, условно говоря, французской инициативе.
А вся причина в том, что, как считают страны-сопредседатели Минской группы Вашингтон и Париж, Москва де-факто намеренно вытолкнула из миротворческого процесса и застолбила за собой возможность единолично управлять ситуацией вокруг Арцаха посредством ввода войск в регион.
По всей вероятности к этому и идет дело.
Можно предположить, что именно поэтому Макрон при негласной поддержке уже формирующейся команды Джо Байдена инициирует во Франции вопрос признания Карабаха. Ибо в сложившейся ситуации только этот шаг может разрушить игру Москвы на армяно-азербайджанском треке и выбить из-под ног Кремля почву для нахождения российского контингента в Карабахе.
Если гипотетически предположить, что Франция признает независимость Арцаха, а вслед за ней и США, то в таком случае они автоматически становятся гарантами суверенитета нового международного субъекта, включая, в первую очередь, военную составляющую вопроса. В таком случае они декларируют предоставление своей защиты Степанакерту и, не важно, будет ли эта защита представлена американо-французским военным контингентом, международными миротворцами с мандатом ООН или сугубо политическим принуждением Турции с Азербайджаном к предоставлению гарантий безопасности суверенному Карабаху. При любом из этих вариантов наличие российских войск в Карабахе с точки зрения международного права автоматически становится незаконным.
Тем более, что тройственный договор о размещении российских миротворцев был подписан от имени Армении. При новой же ситуации, если Степанакерт получает субъектность, то именно с ним следовало бы обсуждать вопрос наличия и состава миротворческого контингента на его суверенной территории.
Понятно, что в ответную услугу за свое признание со стороны западных держав Степанакерт будет вынужден отказаться от российской опеки, включая, в первую очередь, военный контингент. Кстати, в сложившейся новой обстановке это может потребовать и Баку.
Существует и вариант, при котором Москва тоже вдогонку за партнерами по Минской группе признает суверенитет Карабаха. Но тогда все равно возникает неизбежная потребность изменения формата миротворческих сил, а это означает, что эффект и дивиденды российской военной миссии в Карабахе резко уменьшаются, если не обнуляются вовсе. Вдобавок Россия получает на Южном Кавказе предпосылки к внедрению в зону своих исключительных интересов военного контингента натовских стран. К тому же, этот сценарий весьма неприемлем для Ирана, который тоже в свою очередь будет делать все от себя зависящее, дабы исключить военное присутствие западных стран на своих северных границах.
Между Арцахом и Карабахом
Как независимость Карабаха вошла в политическую повестку
С конца сентября, когда начались активные боевые действия на линии соприкосновения непризнанной Нагорно-Карабахской республики и Азербайджана, тема признания Нагорного Карабаха регулярно звучит на митингах в Ереване, в высказываниях армянских политиков и западных парламентариев.
Необходимость признания независимости НКР стала одной из главных тем многочисленных интервью премьер-министра Армении Никола Пашиняна. «Право на самоопределение Нагорного Карабаха, то есть статус Нагорного Карабаха, имеет стратегически важную роль для нас», — говорил Пашинян 19 октября агентству ТАСС. «Есть только один способ положить конец боевым действиям: международное признание Арцаха [армянское название Нагорного Карабаха] по принципу «отделения ради спасения». Другого варианта нет», — настаивал он в интервью итальянской Corriere della Sera 18 октября. В интервью РБК в начале месяца армянский премьер говорил, что вопрос о признании обсуждается. Придя к власти в 2018 году, Пашинян не раз утверждал, что признание независимости НКР находится в армянской политической повестке.
Этот дискурс — о необходимости признания независимости НКР — появился не сейчас, он существует с самого начала карабахского движения, напоминает директор базирующегося в Ереване Института Кавказа Александр Искандарян.
Почему Ереван до сих пор не признал независимость НКР
«В 1992 году начался минский переговорный процесс, была создана Минская группа ОБСЕ. Пока продолжался переговорный процесс, определение статуса Нагорного Карабаха не могло быть его начальной точкой, оно должно было быть конечной», — напоминает логику армянского подхода Искандарян. Садиться за стол переговоров с представителями НКР представители Баку отказывались, республику представляла Армения, непризнание независимости было ее уступкой, чтобы переговорный процесс шел, указывает он.
Сопредседателями Минской группы ОБСЕ являются Россия, Франция и США, постоянными членами являются Армения и Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция. По согласованным в 2009 году принципам урегулирования конфликта Азербайджану должны быть возвращены территории, прилегающие к Нагорному Карабаху, которому должен быть предоставлен переходный статус. Между Арменией и НКР должен быть обеспечен транспортный коридор, а определение статуса Карабаха должно быть проведено на основе народного волеизъявления.
Пойдет ли Армения на признание
В 2016 году, после обострения военных действий в апреле того же года, правительство Армении (тогда президентом был Серж Саргсян) направило в парламент законопроект о признании Карабаха. Однако депутаты его рассматривать не стали, сославшись на несвоевременность. Сейчас ситуация изменилась. Пашинян уверен, что именно отсутствие признания провоцирует Баку на военные действия. «Что касается того факта, что до сих пор никто не признал независимость Карабаха, вот поэтому и борьба народа Карабаха, армянского народа за то, чтобы народ Нагорного Карабаха имел возможность реализовать свое право на самоопределение, продолжается», — объяснил он France 24.
«Без согласования с Россией Армения точно не будет решать этот вопрос, а в самой России, судя по всему, никто на это не пойдет», — уверен доцент РГГУ Александр Гущин. По его мнению, Ереван вообще не пойдет на признание, потому что стратегически это ненужный шаг: «Да, внутри армянского общества это серьезный вопрос, но с политической точки зрения такое решение ничего не даст и только осложнит позиции Армении на международной арене, а также станет серьезным ударом по перспективам организации нового мирного процесса». «Не думаю, что Армения пойдет на такой шаг, но даже если Ереван пойдет на него, он вряд ли заручится поддержкой в Европе», — согласен эксперт программы «Центральная Азия» в Институте исследований внешней политики (FPRI) Максимиллиан Хесс. По словам эксперта, такую инициативу может поддержать разве что Косово, но даже это не гарантировано.
Какие могут быть последствия у признания
Президент Азербайджана Ильхам Алиев настроен категорично: «Ни при каких условиях Азербайджан не даст согласия на независимость Нагорного Карабаха». Армения на протяжении двух недель обращается к различным структурам международного сообщества, однако за последние десять дней со стороны Европейского союза не было заявлений с упоминанием права народа на самоопределение, а Иран, Россия и все другие страны продемонстрировали, что это решение не входит в их повестку дня, говорит азербайджанский политолог Фархад Маммадов. У такого признания будет два последствия, продолжает эксперт: утрата смысла переговоров и война с Азербайджаном. «Наряду с признанием Армения наверняка заключит военный союз с Нагорным Карабахом, что приведет де-юре к войне. Де-факто Ереван и сейчас воюет в Карабахе, но принятие решения о независимости юридически оформит объявление войны».
Союзников по признанию Ереван также не найдет, уверены эксперты. «Никакой цепной реакции в признании Нагорного Карабаха не будет», — уверен Гущин. Как отметил Хесс, в Азербайджане уже пригрозили разорвать дипотношения с любой страной, которая признает Нагорный Карабах. Между тем французская компания Total имеет проекты в Азербайджане, и, пожалуй, даже один этот факт — достаточное препятствие на пути признания Парижем региона, указал аналитик. Италия тоже имеет коммерческие связи с Азербайджаном, а Испания вряд ли признает Нагорный Карабах, учитывая каталонский фактор, рассуждает Хесс. Наконец, что касается Германии, то Ангела Меркель неоднократно высказывалась о своем негативном отношении к изменению границ в Европе. «И хотя можно говорить, что Армения и Азербайджан — не Европа, они тем не менее входят в перечень стран Восточного партнерства», — добавил эксперт.
Пока о необходимости признания независимости Карабаха заявили отдельные города Европы и некоторые американские штаты. В 2012–2014 годах семь штатов США приняли резолюции с соответствующим призывом к президенту и конгрессу США, напоминает «Кавказский узел». Среди них — Массачусетс, Луизиана, Калифорния. 17 октября городское собрание итальянского Милана направило в правительство страны также обращение с призывом признать независимость и осудить Азербайджан за агрессию. Депутат нижней палаты парламента Франции от правой партии «Республиканцы» Валери Буайе направила в верхнюю палату резолюцию о признании Карабаха.
Кочарян рассказал, почему в годы его власти Армения не признала независимость Карабаха
ЕРЕВАН, 7 июн — Sputnik. Армения не признавала независимость Нагорного Карабаха во избежание войны. Об этом экс-президент и лидер блока «Айастан» Роберт Кочарян заявил в понедельник на встрече с избирателями в Мегри (Сюникская область), говоря о периоде своего президентства.
Касаясь темы переговоров, экс-президент высказал мнение, что если бы команда Пашиняна не пришла к власти, то армянская сторона могла бы вести переговоры еще лет 30.
Кроме того, по его мнению, «в Азербайджане умыли руки» в вопросе территории бывшей НКАО, понимая, что Нагорный Карабах не будет в составе этого государства. Но в Баку надеялись получить остальные районы.
По словам второго президента, в годы его правления армянские власти не говорили, что передадут эти районы, но и не заявляли, что не сделают этого. А нынешние власти Армении выступали с противоречивыми заявлениями, говорили, что объявят Шуши столицей Нагорного Карабаха.
По его словам, Шуши – щепетильная тема не только для армян, но и для азербайджанцев.
Ранее Кочарян заявил, что Нагорный Карабах не участвовал в переговорном процессе еще до его вступления в должность главы государства.
Для контроля за прекращением огня и военных действий, в зоне нагорно-карабахского конфликта размещен миротворческий контингент Российской Федерации в количестве 1960 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.
Почему Армения не признает независимость Нагорного Карабаха?
Нагорный Карабах, который более 30 лет назад объявил о своей независимости, не признан ни одним государством мира, даже Арменией, которая оккупировала этот азербайджанский регион. Казалось бы, что препятствует этому шагу? Какие последствия повлечет признание Арменией независимости Нагорного Карабаха? Почему Армения все-таки не признает Нагорный Карабах независимым государством? На эти вопросы отвечает главный редактор журнала «Поистине», политолог Руслан Айсин.
В случае, если Армения пойдет по пути России, которая признала Абхазию, Южную Осетию независимыми государствами, в этом случае им придется очень сложно, потому что Армения последние годы, особенно с приходом Пашиняна, стремится войти в сообщество западных государств, в сообщество так называемых демократических систем. Для этого конечно нужно соответствовать их параметрам, их виденью, а такой шаг просто обнулит все потуги армянского истеблишмента.
Нельзя исключать того, что армянская элита, особенно нынешняя, будет очень активно спекулировать этим моментом, потому что на фоне проигрыша на полях битвы, Армения может выкинуть этот последний козырь. Де факто Нагорный Карабах и так является креатурой официального Еревана, он кормится за счет Еревана. Он присутствует еще каким-то образом за счет армянских ресурсов и армянских международных связей как экономический субъект, но как геополитического субъекта его нет. Но и здесь не все так просто, потому что есть определенная нестыковка между жителями или теми людьми, которые постулируют независимость Нагорного Карабаха и армянами. В армянском обществе последние годы активно растут настроения о том, что “хватит кормить Нагорный Карабах, несмотря на то, что это наша территория, извольте, мы тоже хотим достойно жить”, то есть постоянно кормить “колонию” невозможно, рано или поздно этому приходит конец.
Учитывая тот факт, что большая часть населения Земли сейчас становится космополитической, армяне в этом смысле не исключение. Они тоже сейчас больше ориентированы на личное благосостояние, на личностный и карьерный успех, поэтому для них такие проекты в виде независимости Нагорного Карабаха, ради которого они должны пожертвовать своими личными привилегиями, завоеваниями, уже не приемлемы.
Конечно Армения и дальше может спекулировать на теме признания Нагорного Карабаха независимым государством, но это мало что изменит. Ведь рано или поздно Азербайджан вернет эти земли себе, а признание на бумаге мало чего даст в действительности. Более того это нанесет серьезный ущерб Армении, потому что армянскому международному лобби будет сложнее пробиваться через эти дебри международных законов и правил и говорить, что “мы с вами, мы часть вашего международного сообщества”. Тогда им резонно кинут в глаза ответ, почему тогда они переходят за “красную черту”. Это не позволено никому из-за устоявшихся правил, по которым все играют. Тот факт, что “вы армяне и у вас есть мощное лобби, не дает вам право быть нарушителями общих правил игры”.