что брать в церковь на панихиду
«Батюшка, что принести на панихиду?» – то, чего не заменят никакие продукты
Священник Андрей Мизюк. Фото:Ивана Привалова / eparhia-saratov
Родительская суббота выпала нынче накануне празднования Казанской иконы Божией Матери. Нечасто так бывает, кстати. Нет, то, что ближайшая суббота к празднику всегда поминальная, это понятно, просто между ними чаще всего бывает еще несколько дней, а тут вот совсем рядом. И как-то тепло от этого, что ли.
Утром мы вспоминаем всех почивших, ушедших из этого мира, а уже вечером возносим молитвы к Той, для Кого дети земные не разделены чертой жизни и смерти, для Которой мы все, здесь некогда жившие и ныне живущие, – причина неустанной заботы и особой просьбы перед престолом Небесного Отца.
Память Церкви не принадлежит отдельной группе людей
Кстати, отчего же все-таки родительская-то? В общем-то, речь, наверное, не только о родителях, тем более что они далеко не у всех ушли. Здесь есть какой-то общий момент – память предков, дедушки, бабушки, прабабушки, вообще все те, кто был некогда с нами, жил прежде нас, кого мы когда-то короткое время знали, а возможно, что и не знали.
Память Церкви не принадлежит какой-то отдельной группе людей, она всеобъемлюща, потому что охватывает и тех, кого, возможно, и помнить-то некому. И оттого эта память вселенская, и оттого само поминовение о всех прежде усопших от века.
Обернешься так в свою родословную, ну и кого ты там особенно помнишь-то? Хорошо, если где-то фотографии старые остались, а имена, а кто кому кем приходился? А ведь какие-то сто лет. А дальше что?
Неизвестность? Грустно и стыдно, конечно, от таких мыслей. И вот потому в эту особую поминальную субботу мы возносим свои прошения о ВСЕХ прежде почивших, потому-то в этих словах молитв я словно бы прошу: да, Господи, коротка моя память, как и сама эта суетная жизнь, иногда вчерашний день-то в подробностях теряется, но Ты же знаешь, и для Тебя случайно прошедших в этих коротких отрезках нет, и потому не оставь их, ибо в нашей памяти им места не нашлось, но утешь и не лиши их Света Своего.
Пусть там, где зажглась свеча, загорятся и сердца, и этот пульс будет маленьким посланием куда-то туда, где время окончено, как весть о том, что мы не оставляем, не забываем, что пусть не сохранила память имена и лица, но в сердце остались благодарность и надежда, а именно через них мы узнаем друг друга не только в этой жизни, но и вопреки векам, которые уже прошли и остались пропастью между нами. И там, где рука прикоснулась к давно сглаженному временем холму, там, конечно же, отзовется Небо и наша память станет той путеводной нитью для тех, чьи дороги в этом времени и месте давно уже завершились.
Никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве
Часто спрашивают, хотя, в общем-то, наверное, и сами знают: батюшка, а что принести на панихиду? Ну, панихидные столы у нас в эти дни – дело известное… Туда, и это знают все, наверное, надо что-то положить. И вот тут начинается то, что затмевает главное. Принесите в храм себя. Никакие крупы, сахар, вообще никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве, зажгите свечу, но оставьте этот свет от нее в своей душе, не надо вступать в сражение за подсвечник, не там место под солнцем, в конце концов, пусть она останется просто в руке или же даже на любом свободном подсвечнике.
В Церкви живые и усопшие не разделены формой подсвечника, хотя и есть отдельное место для свечей и панихидный стол.
Но думать, что молитва будет действеннее от правильно поставленной свечки, совсем не серьезно. Свеча погаснет, она догорит, но, выходя из храма, надо уносить с собой те слова и мысли, которые вы посвятили своим ушедшим любимым людям. Прийти и отметиться, что вот, мол, отстоял панихиду, был на родительской, съездил на кладбище и вообще долг выполнил – это не о любви. О любви – наша живая вера, что конца никому нет и, как в песне Шевчука, «даже тем, кто не с нами».
И все же во всех этих страшных, убивающих чувствах в дни прощания и незаживающей боли все равно остается кое-что очень важное: люблю, не перестаю любить, мне больно, но я не верю всем этим венкам, этому гробу, этой жуткой и страшной потере. Не верю, потому что люблю. И значит, где-то здесь будет место, в котором откроется самая важная весть о том, что это не конец, что это не предел всему и не тупик. А значит, не все.
Смерть – страшный и упрямый педагог
А может быть, однажды и откроется человеку, что в дни своих страданий и переживаний об уходе близкого жалел-то он в большей степени себя… Помните, как обычно прежде на Руси причитали: на кого ж ты меня покинул? То есть это мне сейчас плохо, это меня оставили, это мне нехорошо. А как тому, кто ничего нам сказать и что-то объяснить уже не может?
Мы любим, а значит, где-то уповаем, что всякому расставанию вечным все равно не быть.
И потому вопреки официальному цвету скорби – черному, Церковь поминает своих ушедших чад в белых и сияющих цветах.
Ночь этой жизни всегда темнее всего перед рассветом. А значит, мы не можем перестать быть. И потому не перестает быть Любовь.
Панихида по усопшим: как заказать, что нести в церковь
Великопостные поминальные Родительские субботы:
1-я: 3 марта (суббота), 2-я: 10 марта (суббота), 3-я: 17 марта (суббота).
Начало богослужения в нашем храме в 8:30.
В жизни каждого, к огромному сожалению, наступает день, когда он теряет близкого человека. Тогда время останавливается – и всё вокруг “умирает” вместе с ним. Человек уходит навсегда. Мы не в силах его вернуть, но здесь, в земной жизни, вспоминая о нём, тем самым помогаем ему там, на небесах, обрести долгожданный мир и покой. Именно поэтому в основные даты ухода в мир иной проводится церковная панихида, которая имеет огромное значение для верующего человека.
Панихида по усопшим
Это богослужение, схожее по своему складу с обрядом погребения и утренней. Такая служба проводится на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также в родительские дни. Чтобы заказать её, необходимо:
Панихида — что нести в церковь
Когда человек заказывает в церкви панихиду, он обязательно несёт туда продукты. Они являются милостыней в честь умершего.
В церковь можно нести:
Не в коем случае нельзя нести мясные изделия.
Также все приносимые продукты не должны быть испорчены.
Помните: всё приносимое в храм – это дар Богу. Обязательным блюдом на панихиде является кутья – вареная пшеница с мёдом. Зерно символизирует рост и новую жизнь, а мёд делает её сладкой.
Сейчас пшеницу часто заменяют рисом, а вместо мёда используют изюм, выкладывая его в виде Креста. После панихиды кутью и другие приношения благословляет священник.
Как похоронить и поминать своего близкого?
Как действовать, если умер близкий и надо заниматься похоронами? Предлагаем пошаговую схему действий
Оглавление:
До похорон
Первое, что нужно сделать – оформить все необходимые бумаги. Сразу после смерти человека необходимо оформить бланк констатации смерти. Это делает врач.
Если человек умер днем дома, нужно вызвать участкового врача из поликлиники, если ночью – «скорую» (103 с городского и мобильного; 130 для абонентов МТС и Мегафон). Врач выдаст бланк констатации смерти.
Параллельно нужно оформить протокол осмотра тела умершего. Для этого вызывают сотрудника полиции (102 с городского; с мобильного 102 для абонентов Билайн; 120 для абонентов МТС и Мегафон). Если человек умер не дома, сотрудник полиции оформит и направление на судебно-медицинское вскрытие).
Затем нужно получить медицинское свидетельство о смерти.
Для этого нужно взять:
бланк констатации смерти, который оформил врач,
протокол осмотра тела умершего, который выдал сотрудник полиции,
медицинский полис умершего,
его амбулаторную карту (если она на руках),
паспорт,
паспорт того, кто будет заниматься оформлением,
и обратиться в поликлинику в регистратуру.
Районная поликлиника имеет основание для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти» в случае оформленной медицинской карты амбулаторного больного, где отражено динамическое наблюдение за пациентом, установленный клинический диагноз, который сам по себе мог послужить причиной смерти. Но если с момента последнего наблюдения за пациентом прошло длительное время, районная поликлиника может отказать в выдаче «Медицинского свидетельства о смерти».
При отсутствии у районной поликлиники оснований для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти», главный врач поликлиники может направить тело умершего для проведения патологоанатомического исследования в прикрепленный к поликлинике городской или районный морг лечебного учреждения по административно-территориальному принципу.
Вскрытие может не потребоваться (если родственники сами об этом не попросят), например, если умерла старенькая бабушка, которая долго болела, или если человек стоял на учете в онкологическом диспансере, и во многих иных случаях, когда очевидна естественная причина смерти.
Если же по каким-то причинам возникла его необходимость, свидетельство о смерти дают после вскрытия уже в морге. Родственникам нужно вызвать специализированную машину для перевозки покойного в морг (телефон службы должны знать медицинские работники), а после обратиться в морг с паспортами умершего и заявителя, чтобы оформить медицинское свидетельство о смерти.
Если человек умер ночью, тело могут перевезти в морг сразу. В этом случае родственники или полиция вызывают специализированную машину для перевозки тела покойного, и отдают сотрудникам этой службы бланк констатации смерти и протокол осмотра тела умершего, а взамен получают бланк направления в поликлинику, по которому можно получить амбулаторную карту умершего, если ее нет на руках. После получения амбулаторной карты с посмертным эпикризом необходимо с паспортами умершего и заявителя обратиться в морг для получения медицинского свидетельства о смерти.
Если человек умер не дома, необходимо вызвать специализированную машину для транспортировки тела в морг по месту смерти. Сотрудники этой службы заберут бланк констатации смерти, протокол осмотра тела и направление на судебно-медицинское вскрытие. Свидетельство о смерти выдадут в морге.
Получив свидетельство, нужно обратиться в ЗАГС и получить справку о смерти (форма 33) и гербовое свидетельство о смерти.
После этого при необходимости можно организовать машину для перевозки тела в морг по месту жительства, если изначально тело было отправлено в морг по месту смерти. Без гербового свидетельства о смерти перевозку тела в другой морг осуществить нельзя.
Получив все вышеперечисленные документы, нужно обратиться в ритуально-похоронную службу и оформить заказ на оказание ритуальных услуг и организацию похорон. Можно оформить заказ лично, обратившись непосредственно в бюро службы, а можно для оформления заказа вызвать агента.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Панихида по усопшим: как заказать, что нести в церковь
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
В жизни каждого, к огромному сожалению, наступает день, когда он теряет близкого человека. Тогда время останавливается – и всё вокруг “умирает” вместе с ним. Человек уходит навсегда. Мы не в силах его вернуть, но здесь, в земной жизни, вспоминая о нём, тем самым помогаем ему там, на небесах, обрести долгожданный мир и покой. Именно поэтому в основные даты ухода в мир иной проводится церковная панихида, которая имеет огромное значение для верующего человека.
Панихида по усопшим
Это богослужение, схожее по своему складу с обрядом погребения и утренней. Такая служба проводится на третий, девятый и сороковой дни после смерти. Чтобы заказать её, необходимо:
Затем сказать служителю церкви о том, что вы хотите отслужить панихиду.
Панихида на 9 дней
На девятый день душа умершего ждёт прихода к девяти ангельским чинам и представления перед Господом. Церковь и родные молятся за усопшего и просят Всевышнего помочь приблизиться к святым ангелам.
Молитвы родственников, которые обязательно читаются перед самой панихидой, имеют очень большое значение для души покойного, так как до сорокового дня она мытарствует и ищет себе новое пристанище.
Во время панихиды все держат в руках зажжённые свечи, с помощью которых выражают свою искреннюю любовь. Такой обряд можно проводить как в одном, так и в нескольких храмах.
Панихида на 40 дней
На сороковой день душа усопшего после хождений по аду третий раз возносится к Богу, где решается её участь – пребывание до Страшного суда. Это решение зависит от того, какими были земные дела человека.
И здесь молитвы, просьбы и мольбы родных не менее важны. Они просят Господа простить все прегрешения покойного и пустить его в рай. Непосредственно перед самой панихидой также совершается молитвенный обряд.
Панихида на годовщину смерти
Также церковь поминает усопших и в годовщину смерти, так как год – это литургический цикл, по исходу которого повторяются все основные даты. В этот день, если нет возможности посетить храм, можно вспомнить умершего и сердечным поминовением. Считается, что это время рождения новой жизни, которая не имеет конца и будет длиться вечно.
Панихида по усопшим, текст
Когда во время панихиды в церкви ставится свеча за упокой на канун (панихидный мраморный стол, на котором расположены ячейки для свечей и Крест), Господу возносится молитва:
“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.
Текст повторяется трижды.
Панихида — что нести в церковь
Когда человек заказывает в церкви панихиду, он обязательно несёт туда продукты. Они являются милостыней в честь умершего.
В церковь можно нести:
Не в коем случае нельзя нести мясные изделия. Также все приносимые продукты не должны быть испорчены.
Помните: всё приносимое в храм – это дар Богу. Обязательным блюдом на панихиде является кутья – вареная пшеница с мёдом. Зерно символизирует рост и новую жизнь, а мёд делает её сладкой.
Сейчас пшеницу часто заменяют рисом, а вместо мёда используют изюм, выкладывая его в виде Креста. После панихиды кутью и другие приношения благословляет священник, и затем они раздаются всем пришедшим на поминание либо на кладбище, либо дома. Обычно же умерших принято поминать чем-нибудь сладким.
Панихида на кладбище
Поминание на могиле – обязательный и нужный обряд. Прибрав её от пыли и сора, нужно зажечь свечу. Можно пригласить священника. Если такой возможности нет, родные могут сами прочесть молитву за упокой души, и тихо вспомнить умершего.
Кроме кутьи, которую освятили в церкви, на кладбище нежелательно ничего есть и пить. Это оскорбляет память покойного. Еду на могиле также нельзя оставлять, лучше раздать её голодным и нищим.
Все вышеизложенные обряды – это исторически сложившиеся правила православной религии. И человеку верующему их нужно выполнять неукоснительно, дабы его родной, которого уже нет на этом свете, смог праведно жить на небесах и даровать оставшимся за Земле покой и умиротворение.
Что нужно брать на панихиду в церковь
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
В жизни каждого, к огромному сожалению, наступает день, когда он теряет близкого человека. Тогда время останавливается – и всё вокруг “умирает” вместе с ним. Человек уходит навсегда. Мы не в силах его вернуть, но здесь, в земной жизни, вспоминая о нём, тем самым помогаем ему там, на небесах, обрести долгожданный мир и покой. Именно поэтому в основные даты ухода в мир иной проводится церковная панихида, которая имеет огромное значение для верующего человека.
Панихида по усопшим
Это богослужение, схожее по своему складу с обрядом погребения и утренней. Такая служба проводится на третий, девятый и сороковой дни после смерти. Чтобы заказать её, необходимо:
Затем сказать служителю церкви о том, что вы хотите отслужить панихиду.
Панихида на 9 дней
На девятый день душа умершего ждёт прихода к девяти ангельским чинам и представления перед Господом. Церковь и родные молятся за усопшего и просят Всевышнего помочь приблизиться к святым ангелам.
Молитвы родственников, которые обязательно читаются перед самой панихидой, имеют очень большое значение для души покойного, так как до сорокового дня она мытарствует и ищет себе новое пристанище.
Во время панихиды все держат в руках зажжённые свечи, с помощью которых выражают свою искреннюю любовь. Такой обряд можно проводить как в одном, так и в нескольких храмах.
Панихида на 40 дней
На сороковой день душа усопшего после хождений по аду третий раз возносится к Богу, где решается её участь – пребывание до Страшного суда. Это решение зависит от того, какими были земные дела человека.
И здесь молитвы, просьбы и мольбы родных не менее важны. Они просят Господа простить все прегрешения покойного и пустить его в рай. Непосредственно перед самой панихидой также совершается молитвенный обряд.
Панихида на годовщину смерти
Также церковь поминает усопших и в годовщину смерти, так как год – это литургический цикл, по исходу которого повторяются все основные даты. В этот день, если нет возможности посетить храм, можно вспомнить умершего и сердечным поминовением. Считается, что это время рождения новой жизни, которая не имеет конца и будет длиться вечно.
Панихида по усопшим, текст
Когда во время панихиды в церкви ставится свеча за упокой на канун (панихидный мраморный стол, на котором расположены ячейки для свечей и Крест), Господу возносится молитва:
“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.
Текст повторяется трижды.
Панихида — что нести в церковь
Когда человек заказывает в церкви панихиду, он обязательно несёт туда продукты. Они являются милостыней в честь умершего.
В церковь можно нести:
Не в коем случае нельзя нести мясные изделия. Также все приносимые продукты не должны быть испорчены.
Помните: всё приносимое в храм – это дар Богу. Обязательным блюдом на панихиде является кутья – вареная пшеница с мёдом. Зерно символизирует рост и новую жизнь, а мёд делает её сладкой.
Сейчас пшеницу часто заменяют рисом, а вместо мёда используют изюм, выкладывая его в виде Креста. После панихиды кутью и другие приношения благословляет священник, и затем они раздаются всем пришедшим на поминание либо на кладбище, либо дома. Обычно же умерших принято поминать чем-нибудь сладким.
Панихида на кладбище
Поминание на могиле – обязательный и нужный обряд. Прибрав её от пыли и сора, нужно зажечь свечу. Можно пригласить священника. Если такой возможности нет, родные могут сами прочесть молитву за упокой души, и тихо вспомнить умершего.
Кроме кутьи, которую освятили в церкви, на кладбище нежелательно ничего есть и пить. Это оскорбляет память покойного. Еду на могиле также нельзя оставлять, лучше раздать её голодным и нищим.
Все вышеизложенные обряды – это исторически сложившиеся правила православной религии. И человеку верующему их нужно выполнять неукоснительно, дабы его родной, которого уже нет на этом свете, смог праведно жить на небесах и даровать оставшимся за Земле покой и умиротворение.
Что нужно брать на панихиду в церковь
ЧТО МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЦЕРКОВЬ В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШИХ?
Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов(на рисунке), приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.Также можно в церковной лавке приобрести масло для лампад,ладан,кагор,свечи для пожертвования в алтарь, в память об усопших.
ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ
Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.
КАК НАПИСАТЬ ЗАПИСКУ ОБ УПОКОЕНИИ
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.
Принося еду в храм, также важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для нас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны за это. И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается ни за какие деньги. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.
Панихида по усопшим: как заказать, что нести в церковь
Как заказывать панихиду
После смерти человека его родственники, друзья, просто близкие и знакомые люди могут заказать в церкви панихиду, т.е. молитвословие об усопших. Молиться на панихиде можно не только об одном умершем, но и о нескольких. Помимо панихиды служат литию, что в переводе с греческого означает «усиленное моление».
Служить панихиду можно не только после отпевания умершего, но и все дни до погребения. Что, по учению Русской Православной церкви, способствует облегчению перехода души в другую жизнь.Панихида совершается не только над телом усопшего, но и в годовщину смерти и в дни рождения.
Непродолжительная молитва об успокоении души, которую служат непосредственно над телом усопшего перед выносом из дома, при входе в притвор церкви, на могиле и дома, по возвращении с погоста называется литией. Вместо панихиды литию служат в церкви во время Великого поста.Чтобы заказать панихиду нужно обратиться к священнику или в «свечной ящик».
Если заказывается общая панихида, то на листке бумаги надо написать имя умершего и имена других поминаемых усопших.Ежегодно в церкви служат Вселенские панихиды, иначе называемые родительскими субботами. Проходят данные службы в строго определенные дни: перед Святой Троицей, в субботу перед Масленицей, в субботу 2-ой, 3-й и 4-ой недели Великого поста, перед днем памяти св.
Дмитрия Солунского, а поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.На панихиду по умершим родственники приносят кутью или, иначе, коливо. Это особое блюдо приготавливалось ранее из вареной пшеницы с медом, сейчас пшеницу заменили рисом. Сверху кутью украшают рисом, выкладывая, например, крест.
После того как священник благословит кутью, ее дают понемногу вкусить всем пришедшим для поминовения прежде поминальной трапезы. Можно помимо колива подать на поминках мед, кисель или блины.Существует также гражданская панихида. На ней может присутствовать священнослужитель, но сама панихида религиозным действием не является.
Во время гражданской панихиды к гробу усопшего приносят венки и цветы, произносят речи, читают эпитафии. Проходить подобное прощание может как на открытом пространстве, так и в специально оговоренном месте.
Поминовение усопших является религиозным долгом каждого христианина.
Молитва за умерших является важной составляющей памятования о наших умерших родственниках. В православных храмах существуют специальные поминальные молитвы, входящие в чинопоследование панихиды.
Панихида это небольшое чинопоследование православной Церкви, в котором осуществляется молитвенное поминовение умерших людей.
Обычно панихида совершается в православных храмах после божественной литургии и молебнов. Заказывать панихиду можно неисчислимое количество раз. В этом панихида отличается от отпевания (последнее осуществляется над усопшим лишь однажды).
Существует практика заказывать панихиду на специальные поминальные дни (родительские субботы).
В их число входят вторая, третья и четвертая субботы Великого поста, Мясопустная родительская суббота (перед Великим постом), Тройцкая родительская суббота (перед праздником Святой Троицы), Димитриевская родительская суббота ( суббота перед памятью Димитрия Солунского), Радонница (вторник второй седмицы после Пасхи).
Кроме определенных поминальных дат заказывать панихиду принято на 9-ый, 40-ой день, а также годовщины умершего человека.
Стоит иметь в виду и то, что панихида является актом молитвенного поминания человека.
Поэтому заказывать панихиду по своим умершим родственникам можно и в любое другое время, когда в храмах совершается это чинопоследование.
То есть, практически в каждую субботу и воскресенье в православных храмах совершаются панихиды по усопшим. Можно на каждую панихиду записывать имена своих усопших близких.
Необходимо учитывать, что существуют определенные дни, когда усопшие в храмах не поминаются. Это Пасха со светлой седмицей, великие двунадесятые праздники, святки. В остальное время панихида в храмах вполне может быть совершена.
Панихида по усопшим | Треба в храме прп. Феодора Студита
Это особая церковная служба, совершаемая над умершим человеком, а также в дни его рождения, день ангела покойного, во дни поминовения (3 день после кончины, 9 день, 40 день, годовщины). Есть также поминальные родительские вселенские субботы, на которых после заупокойной литургии совершаются общие панихиды. На них можно записать своих усопших близких и родственников.
По учению Церкви, по смерти человека его душа выходит из тела и начинает видеть бесов, которые желая схватить, окружают ее. При виде нечистых душа трепещет в ужасе — настолько страшен вид лукавых. В это время душа усопшего имеет большую потребность в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.
Известно, что до третьего дня душа находится в тех местах, где она любила обычно бывать. Особенно она будет там, где за нее молятся. На третий день ангелы возносят душу на поклонение Господу. Поэтому усиленная молитва в это время важна. В сам третий день по смерти очень хорошо отслужить панихиду. Можно попросить священника, чтобы он отслужил панихиду прямо на кладбище у могилки.
С третьего по девятый день душе показывают райские обители — как сладостно живут там святые, как хорошо им с Богом, — и душа радуется. В сам 9 день ангелы опять ведут ее на поклонение Богу. В этот день также важно заказать панихиду по усопшему.
С девятого по сороковой день душе показывается ад. Душа трепещет в ужасе от картин преисподней, ей страшно, она мечется, но сделать ничего не может. В этот период времени нужно особо горячо молиться за умершего, чтобы облегчить его страдания. На сороковой день ангелы снова берут душу и ведут на поклонение Творцу. В этот день нужно отслужить панихиду в церкви или на могиле.
Как видим, заупокойная служба или панихида приносит большую пользу душе. Нужно потрудиться, чтобы хоть немного облегчить участь усопшего.
Панихида. Что нести в храм.
Когда человек идет в церковь заказывать панихиду, он несет туда продукты. Для чего? Продукты, приносимые на панихидный стол, являются милостыней в честь умершего, добрым делом ради него.
— хлебобулочные изделия, мука — крупы — фрукты и овощи — вино — яйца — кондитерские изделия — растительное масло
Нельзя нести в храм:
— мясо, сало, колбасу
— испорченные продукты — нужно помнить, что все приносимое в храм мы приносим Богу.
Как заказать панихиду
Чтобы заказать панихиду необходимо прийти заранее, до службы. Это позволит вам не спеша положить продукты на панихидный стол, написать заупокойную записку с именами тех, кого вы хотите помянуть.
Чтобы узнать сколько стоит панихида, можно ли заказывать ее по усопшему, или уточнить любой другой интересующий вопрос Вы можете прийти к нам храм, позвонить по телефону, или оставить вопрос в форме ниже.
Вы можете задать любые вопросы или уточнить пожелания через форму ниже, мы обязательно с Вами свяжемся и дадим интересующую информацию. Можете оставить номер телефона и мы перезвоним.
Службы по усопшим: панихида, лития, отпевание
В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на “канун”. Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны).
Канун – четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном.
Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на “канун”, надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: “Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память” (трижды).
Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой.
Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти.
Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: “Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их.”
В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет.
Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего.
После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего – Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле.
Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.
В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.
Панихида
После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.
В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде.
И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего.
Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников – в мучительном состоянии.
Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать “новопреставленный (имя)”.
Неусыпаемая псалтирь
И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги.
Заказать в монастыре в Иерусалиме
Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды.
Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия – это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего.
Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например в виде Креста.
Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.
Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз.
Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св.
Димитрия Солунского (8 ноября н. ст. ). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт. )
И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи – в понедельник или во вторник.
Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название “Радоница”, когда православные христиане спешат приветствовать радостным “Христос Воскресе!” усопших.
Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников.
Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их – это не христианский обычай.
Молитва об упокоении
В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.
При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется “Канон молебный при разлучении душ от тела”, или “отходной”. После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.
Свеча о упокоении
Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..
Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка.
Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.
Заказать Неусыпаемую псалтирь в монастыре в Иерусалиме
Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу.
На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу.
Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове.
Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют “Святый Боже”. При желании и возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься.
При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть.
Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным – это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания.
Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.
Покойного закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: “Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней”. Живые цветы, украшающие гроб, убираются.
Если при жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется “Вечная память”.
После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают – это языческий обычай, а не христианский.
Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.
Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них.
Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание.
В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.
Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.
Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля.
Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону.
После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.
Молебен, панихида – это не самое главное.
Для христианина важнее подать записки о здравии или о упокоении с просфорой к Божественной Литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.
Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в “свечной ящик”, оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает “поминальные” частицы из просфор.
В конце обедни просфоры возвращают в “свечной ящик”, откуда их можно взять потом. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами.
Просфора – это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью “IС ХC NI КА” (“Иисус Христос побеждает”). Просфора (греч. – приношение ) изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к одному.
Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают(вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках.
Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами – Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную.
Сорокоуст о упокоении
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ИЕРУСАЛИМА
Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида
Панихида по усопшим
В отличие от гражданской панихиды, когда родственники и друзья собираются вокруг гроба или урны с прахом, панихида православная является церковным действом, которое берет свои корни еще из незапамятных времен.
Траурная панихида по умершему совершается, по обычаю, в церкви, однако церковнослужители постепенно начинают смягчать свои правила и законы, чтобы слишком большая формализованнность обрядов не отпугивала новых прихожан. Соответственно, сегодня можно заказать панихиду по умершему прямо на кладбище.
Священники очень трепетно относятся ко всем этапам проведения этого действа, понимая, какое доверие и какая ответственность на них возлагается – ведь это последняя служба, на которой присутствует земное тело почившего. Читая чинопоследование панихиды (определенную последовательность молитв), батюшка, можно сказать, передает душу человека Господу, где душа эта обретет вечную жизнь.
Как заказать панихиду в церкви?
Чтобы заказать данную церемонию, необходимо спросить у служителя храма, где подают на панихиду. Расспросите также, как проходит панихида, чтобы заранее подготовиться к действу.
Ваше личное присутствие на сим действие – дань уважение умершему человеку. Вообще, не стесняйтесь обращать все интересующие вас вопросы священослужителям, ведь, вникнув в само таинство, вы поймете что есть панихида на самом деле, и почему эта традиция ее проведения настолько почитается православной церковью.
Как уже было сказано, заказать панихиду можно на 3, 9 и 40 дней после смерти, кроме того – данная церемония может проводиться и на День рождения, а также и именины.
Если панихида проходит не на могиле, а в храме, важно знать, что нести на эту церемонию в церковь. Раньше например, было принято приносить такое блюдо, как коливо (кутья), которое готовилось следующим образом:
К сожалению, традиция приготовления колива уже порядком забыта, потому люди, как правило, несут на прощальную панихиду такие продукты как хлеб, различные крупы, сахар, масло и т.д.
Сколько стоит панихида?
Диапазон цен на проведение подобного рода службы может разниться достаточно сильно. В Москве, к примеру, панихида после смерти будет стоить 300-350 рублей (в зависимости от храма).
Кроме заказа непосредственно в самом храме, существуют агенства (в том числе, работающие онлайн), позволяющие заказать панихиду сразу в нескольких церквях.
Причем, это могут быть церкви не только вашего города – возможен заказ церемонии даже в храме города Иерусалим.
На панихиду по усопшему, как заказанную в агенстве, так и в церкви, необходимо подать так называемый помянник. В семьях, которые трепетно чтут православные традиции, существует специальная книжечка, в которую записываются имена живых и умерших и которая передается священнику во время совершения службы.
Необходимо помнить, что, когда вы пишете такую записку, нужно отнестись к этому ответственно – она должна быть на специальной бумаге с крестом, которую можно взять в самой церкви, а также написана крупным и разборчивым почерком. Неряшливо написанная церковная записка может означать непонимание всей священной важности действа, для которого она предназначена – чтения во время проведения панихиды перед самим Святым Престолом.
Как поминают усопшего в церкви – Поминальная Трапеза
Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится за его упокоение «на канун».
Канун — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.
Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».
Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.
Что можно приносить в церковь
в память об усопших
Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших.
Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор.
То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего).
Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.
Что такое церковное поминовение
Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».
В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.
Зачем пишутся имена в записках
«О упокоении»
Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела.
Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших.
Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.
Как завести помянник
Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги).
На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне.
Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.
Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники.
Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане.
Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой.
С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.
Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших.
Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты.
В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.
В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.
Надо ли огорчаться, если считаешь,
что твоя записка не была прочитана?
Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма.
Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших.
«Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь».
Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте.
Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.
При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.
Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение.
Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно.
Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена.
Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.
Что означает наше поминание
«О упокоении» в записках об усопших
Моление «О упокоении» умерших, равно как и прошение о здравии живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся.
Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 42. 43).
Следовательно, быть помянутым Господом — это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами — обрести Жизнь Вечную.
Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения.
После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы — чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную.
Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».
Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются.
В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах.
«Милости Божией, — восклицает диакон, — Царства Небесного и оставления грехов их у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».
Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».
Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров. Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства.
Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».
Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву. потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».
Что надо знать о панихиде
Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.
Панихида — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.
Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…».
Символическое значение кутии
При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод.
Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24).
Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.
Когда необходимо совершать память
об усопшем
Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших — каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными).
Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале.
Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего… соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых.
Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения — и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.
Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он безсмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело…
Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».
Годовщина усопшего, день его памяти, — для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.
Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.
Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия.
Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.
Панихида /моление об усопших/
Панихидой называется краткая служба, состоящая из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном. Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти.
Панихиды, совершение которых начинается почти сразу после смерти христианина, имеют огромное значение для его души. В соответствии с вероучением Православной Церкви, основанном на мистическом опыте святых и подвижников благочестия, душа человека после ее разлучения с телом проходит предрешающие ее посмертную судьбу мытарства.
Именно поэтому в первые часы и дни после смерти душа усопшего имеет великую нужду в помощи Святой Церкви, которая подается им в заупокойных богослужениях. Одно из них – панихида по усопшим. Чтобы заказать панихиду нужно обратиться в церковную лавку. Лучше поминать имя одного человека, но возможно и десять имен.
Если вы заказали панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.
Панихида совершается только над христианами, крещеными в Православии. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.
В Русской Церкви существует обычай приносить на канун различную снедь. Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей.
Перед кануном служат панихиды. Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, муку, подсолнечное масло – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор.
Запрещается приносить в храм мясную пищу.
Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена существовал обычай накрывать поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего.
За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь.
Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды.
Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами:
• мясопустную (в субботу, перед началом Масленицы); • Троицкую (суббота, накануне праздника Святой Троицы); • Димитриевскую (последняя суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября (по старому стилю). Впоследствии, вместе с воинами стали поминать и других умерших; • 2-й, 3-й и 4-й седмиц (недель) Великого поста; • в Радоницу; • 11 сентября, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи;
• 9 мая совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.
Когда не бывает поминовения усопших
Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на Проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи.
Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи. В Рождество Христово, другие двунадесятые праздники, престольный праздник, заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.
Панихида — это более полный чин поминовения, а лития — его краткий вариант.
Сорокоуст о упокоении заказывают после смерти или отпевания, или в любое желаемое время.
Сорокоуст – поминовение усопших на Литургии непрерывно в течение сорока дней по кончине. Обычно его заканчивают в сороковой или сорок первый день по смерти. В число этих дней входит и самый день кончины.
Но надо помнить, что Устав церковный предписывает совершать поминание на Литургии не до 40-го дня по смерти, а до исполнения дней четыредесяти приношений, то есть до того, как будут отслужены сорок литургийных поминовений.
Поэтому если поминовение за Литургией началось не в самый день кончины (что чаще всего и бывает), или если оно совершалось по каким-то причинам с перерывами, то оно должно быть продолжено до исполнения полного числа литургийных поминовений, какое бы продолжительное время для этого не потребовалось.
Подобная ситуация складывается обычно при поминовении усопшего Великим постом, поскольку литургийное поминовение его должно начинаться лишь с понедельника после Антипасхи. Сороковой же день должен быть справлен в свое время, если Устав допускает поминовение усопших в этот день хотя бы в качестве частной требы.
Если же нет – то в ближайший день, когда такое поминовение может быть совершаемо. Можно заказать поминовение усопшего на полгода или год.
Наша молитва к Богу – это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Наша и церковная молитва – вот то, что нужно усопшему, его душе.