что больше выручка или себестоимость
Расчет рентабельности бизнеса
Рентабельность (доходность) — это относительный показатель, который помогает оценить эффективность используемых ресурсов. Рассчитать его можно для каждого ресурса в отдельности или для бизнеса в целом.
Сравним два бизнеса: кафе и ресторан.
Прибыль кафе — 50 тысяч рублей в месяц, доход — 200 тысяч рублей.
Прибыль ресторана — 100 тысяч, а доход — 1 миллион.
Если судить по прибыли, ресторан выгоднее. Но мы не учитываем рентабельности — доходности каждого бизнеса. Рассчитаем ее как отношение прибыли к доходу:
Рентабельность кафе = 50 000 : 200 000 = 0,25
Рентабельность ресторана = 100 000 : 1 000 000 = 0,1
Что это означает на практике?
В каждом рубле дохода кафе содержится 25 копеек прибыли, а каждый рубль дохода ресторана включает только 10 копеек прибыли. Если масштабировать бизнес и открыть еще 4 таких же кафе в других районах города, с сохранением рентабельности, доход сети кафе составит 1 000 000 рублей:
200 000 х 5 = 1 000 000 (руб.)
При таком же доходе как у ресторана, прибыль будет в 2,5 раза выше:
50 000 х 5 = 250 000 (руб.)
Этот пример показывает, что для оценки бизнеса рентабельность также важна как абсолютные показатели: прибыль и доход.
Коэффициент рентабельности — это относительный показатель, в числителе которого стоит прибыль, а в знаменателе — объем затрат или ресурса, эффективность которого определяется. Показатель позволяет определить, сколько копеек прибыли получено на рубль использованных ресурсов. Может выражаться процентах или долях.
Прибыль рассматривается за определенный период: год, день, квартал.
Средняя стоимость ресурса рассчитывается как сумма стоимости ресурса на начало и конец периода, разделенная на два.
Расчет рентабельности бизнеса может понадобиться:
1. При планировании новых проектов и привлечении инвесторов.
Зная рентабельность и сравнивая ее с другими вариантами вложения денег, инвестор может понять, что выгоднее. Если рассматривать компании из примера, вложения в кафе принесут в два с половиной раза больше прибыли. А инвестиции в ресторан с 10% доходностью выгоднее, чем хранение денег на банковском вкладе со ставкой 5% год, но несут больше рисков.
2. Для анализа эффективности работы компании.
Если рассматривать показатели рентабельности в динамике, можно понять, повышается ли эффективность ее работы или снижается.
3. При оценке стоимости компании.
Более рентабельная компания будет стоить дороже, так как сможет принести инвестору большую прибыль. Важно сравнивать показатели рентабельности для компаний из одной отрасли, чтобы не было искажений.
При производстве и реализации продукции используется множество различных ресурсов, и для каждого можно провести свой расчет рентабельности. Рассмотрим в статье основные показатели, которые широко используются:
Данные для расчета можно найти в отчете о прибылях и убытках:
И бухгалтерском балансе. Баланс на начало периода:
Баланс на конец периода:
Сервис ПланФакт формирует эти отчеты из данных, которые вносит пользователь, а также автоматически рассчитывает некоторые показатели рентабельности.
Рентабельность продаж (ROS)
Коэффициент рентабельности продаж (Return of sales) отражает прибыльность продаж и долю общей прибыли в выручке. Используются значения выручки и чистой прибыли из отчета о прибылях и убытках. Рост показателя говорит о том, что компания эффективно растет, а снижение — о возможных проблемах в работе.
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка
Выручка — это деньги, вырученные компанией за реализованные товары, оказанные услуги, выполненные работы.
В зависимости от того, что стоит в числителе, рентабельность продаж может быть разных видов:
Чистая рентабельность продаж
Чистая рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка
Чистая прибыль — это прибыль, оставшаяся в компании после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Может быть положительной (дела в компании идут хорошо) или отрицательной, в этом случае, правильнее говорить об убытке.
Чистая прибыль = Выручка компании – Расходы по основной деятельности – Прочие расходы + Прочие доходы – Амортизация – Проценты по кредитам – Налог на прибыль
Значения показателя чистой рентабельности:
При оценке бизнеса важно сравнивать его показатели с другими аналогичными компаниями. Так нормальной рентабельностью для ресторанного бизнеса считается 10-20%, а в продуктовом ритейле рентабельность продаж ниже 4%.
Валовая рентабельность продаж
Используется при анализе крупных компаний, когда трудно рассчитать чистую прибыль.
Валовая рентабельность продаж = Валовая прибыль / Выручка
Валовая прибыль — разница между выручкой и себестоимостью проданной продукции.
Валовая прибыль = Выручка от продажи — Себестоимость
Нормального значения показателя нет, важно, чтобы он был положительным и демонстрировал рост. Увеличение показателя говорит о росте эффективности производства, снижении себестоимости продукции. Падение — о том, что себестоимость растет.
Операционная рентабельность продаж
Этот показатель отражает, сколько прибыли компания получит на каждый рубль на каждый рубль выручки от продаж после оплаты расходов производства, но до уплаты налогов. Операционная рентабельность помогает определить, какой проект выгоднее для компании. Его можно использовать для сравнения компаний из одной отрасли, с похожими бизнес-моделями.
Операционная рентабельность продаж = Операционная прибыль / Выручка
Операционная прибыль — разница между выручкой и расходами по основной деятельности компании.
Операционная прибыль = Выручка компании – Расходы по основной деятельности
Чистая рентабельность продаж = 676 300 : 3 800 000 = 0,177 или 17,7%
Операционная рентабельность продаж = 1 019 300 : 3 800 000 = 0,268 или 26,8%
Диана Лебедева, финансист, квалифицированный инвестор:
«Обязательно работаем с предпринимателями с показателем рентабельности:
1. Оцениваем бизнес через рентабельность по чистой прибыли. Также этот показатель помогает поставить план по выручке компании, чтобы прийти к желаемому результату по чистой прибыли.
2. Отслеживаем рентабельность каждого направления бизнеса, чтобы своевременно реагировать на убыточные и принимать меры для урегулирования.
3. Оцениваем рентабельность отдельных сделок и проектов, чтобы выявлять те, что приносят больше дохода компании»
Рентабельность активов (ROA)
Это показатель отражает, насколько эффективно используются активы компании и какой они приносят доход. Рентабельность активов один из самых важных коэффициентов рентабельности, наряду с рентабельностью продаж и рентабельностью капитала.
Рентабельность активов = Операционная прибыль / Средняя стоимость активов
Рентабельность активов также зависима от характера деятельности компании. Если отрасль капиталоемкая, требует значительных активов, этот показатель будет ниже. В сфере услуг, где не нужны большие вложения, ROA будет выше.
В норме этот показатель должен быть положительным.
Средняя стоимость активов = (1 389 000 + 1 956 300) : 2 = 1 672 650 (руб.)
Рентабельность активов = 1 019 300 : 1 672 650 = 0,609 или 60,9%
Этот показатель говорит о том, что каждый вложенный в активы рубль приносит 60,9 копеек прибыли.
Активы компании делятся на внеоборотные (основные средства и нематериальные активы) и оборотные. Для них также можно рассчитать свои показатели рентабельности.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Это отношение чистой прибыли к стоимости активов. Отражает, сколько прибыли приносят компании основные средства (недвижимость, транспорт, оборудование).
Рентабельность основных производственных фондов = Чистая прибыль / Средняя стоимость основных производственных фондов
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов = (198 000 + 165 000) : 2 = 181 500 (руб.)
Рентабельность основных производственных фондов = 676 300 : 181 500 = 3,72 или 372%
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Показатель отражает эффективность использования оборотных активов. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к оборотным активам:
Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль / Средний размер оборотных активов
Оборотные активы — это активы, которые меняют свою форму на протяжении производственного цикла (деньги, запасы, дебиторская задолженность) и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию.
Средний размер оборотных активов = (1 191 000 + 1 791 300) : 2 = 1 491 150 (руб.)
Рентабельность оборотных активов = 676 300 : 1 491 150 = 0,453 или 45,3%
Рентабельность собственного капитала (ROE)
Помогает оценить эффективность бизнеса и его привлекательность для инвестора, показывает долю чистой прибыли в собственном капитале.
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала
Собственный капитал — это стоимостное выражение имущества компании, сумма уставного, резервного и добавочного капитала.
Уставный капитал формируется при создании компании и состоит из взносов учредителей.
Резервный капитал создается в процессе работы, состоит из части прибыли, полученный в процессе работы.
Добавочный капитал формируется за счет переоценки основных средств или дополнительных взносов учредителей.
Средняя величина собственного капитала = (967 350 + 1 406 300) : 2 = 1 186 825 (руб.)
Рентабельность собственного капитала = 676 300 : 1 186 825 = 0,57 или 57%
Существует еще одна формула расчета, формула Дюпона. Она позволяет более точно понять, какой из показателей оказывает большее значение на рентабельность капитала.
Рентабельность собственного капитала = Рентабельность продаж х Оборачиваемость активов х Мультипликатор собственного капитала
Чистая рентабельность продаж была рассчитана выше и равна 0,177.
Оборачиваемость активов — эффективность использования активов, сколько денег получает компания с каждого вложенного в активы рубля.
Оборачиваемость активов = Выручка / Средняя стоимость активов
Оборачиваемость активов = 3 800 000 : 1 672 650 = 2,272
Мультипликатор собственного капитала в формуле Дюпона — это отношение средней стоимости активов компании к собственному капиталу.
Мультипликатор собственного капитала = Средняя стоимость активов / Средняя величина собственного капитала
Мультипликатор собственного капитала = 1 672 650 : 1 186 825 = 1,409
Рентабельность собственного капитала = 0,177 х 2,272 х 1,409 = 0,57 или 57%
Если упростить формулу Дюпона, то получится обычная формула расчета рентабельность собственного капитала. Для этого нужно преобразовать множители в дроби:
Рентабельность собственного капитала = (Чистая прибыль / Выручка) х (Выручка / Средняя стоимость активов) х (Средняя стоимость активов / Средняя величина собственного капитала)
И упростить дроби, сократив значения выручки и средней стоимости активов:
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала
Мария Искусных, ресторатор, операционный директор:
«Показатели рентабельности, безусловно, являются одними из ключевых показателей эффективной деятельности. Представители малого бизнеса, а в ресторанной индустрии таких очень много, зачастую пренебрегают расчетами. Этого делать не стоит. Без расчетов, прибыльным может показаться проект, который таким не является.
Я считаю, что любой предприниматель минимум раз в три месяца должен рассчитывать, как валовую рентабельность ресторана в целом, так и рентабельность продаж, в том числе, сравнивая рентабельность продаж текущую с той, что была раньше, особенно при обновлении меню»
Способы повышения рентабельности
Существует два основных пути повышения рентабельности:
Оценить изменение рентабельности, а также прибыльности вашего бизнеса при изменении доходов и расходов можно с помощью калькулятора.
Что такое рентабельность компании
Иногда предприниматели думают: если они зарабатывают много денег — значит, всё хорошо. Но высокая выручка может быть и у нерентабельного бизнеса
Нерентабельным бизнесом называют компании, в которые вкладывают деньги, но получают мало прибыли. Или прибыль растет, но траты растут еще быстрее. Чтобы такого не случилось, важно рассчитывать рентабельности компании — отношение прибыли к расходам.
Если вложений много, а прибыли мало — рентабельность низкая, и бизнес может прогореть. Запомните общее правило: чем выше рентабельность, тем успешнее компания.
Зачем нужно считать рентабельность
Рентабельность — основной показатель, который важно считать всем, от небольших компаний до крупных холдингов. Рентабельность нужна, чтобы:
Можно сказать, что нерентабельный бизнес — это провальный бизнес. Это как потратить все деньги на продукты, чтобы приготовить ужин, а в итоге получить сгоревшую запеканку.
Как рассчитать рентабельность компании
Общую рентабельность компании считают по формуле: прибыль разделить на себестоимость и умножить на 100.
Разберемся, из чего складывается формула:
прибыль — это чистый доход компании до вычета налога на прибыль. Ее еще называют балансовой прибылью, мы об этом писали;
себестоимость — все затраты компании на производство товара или оказание услуг. Это стоимость сырья и материалов, аренда помещения, зарплаты сотрудникам, амортизация и другие расходы;
100 — на эту цифру умножают, так как рентабельность считают в процентах.
А теперь рассмотрим рентабельность компании на примере:
Прибыль ООО «Вареник» за полгода — 100 000 рублей. Чтобы заработать эти деньги, компания потратила 5 000 000 рублей.
100 000 делим на 5 000 000 и умножаем на 100 = 2%.
А теперь компания, которая заработала больше «Вареника»:
Прибыль ООО «Пельмень» за полгода — 200 000 рублей. При этом компания потратила 12 000 000 рублей.
200 000 делим на 12 000 000 и умножаем на 100 = 1,6%.
Получается, «Пельмень» заработал больше, но рентабельность его ниже, а значит, дела у компании хуже. Мы привели две компании в сравнении, чтобы было понятнее, как работает рентабельность. Но чтобы оценить свою компанию, не нужно смотреть на других.
Каждый год налоговая составляет таблицу рентабельности по видам деятельности. В ней пишут средние показатели — по нашей формуле нужно смотреть первую колонку. Если у вас эти показатели заметно ниже, то и рентабельность низкая.
Что еще можно считать
Рентабельность может быть нескольких видов. Главное — общая рентабельность бизнеса, о ней мы рассказали выше. Еще бывает рентабельность активов, продаж, персонала, собственного и привлеченного со стороны капитала.
Любую рентабельность считают по общему принципу: прибыль делят на затраты или использованные ресурсы. Например, для рентабельности продаж прибыль от основной деятельности нужно разделить на выручку и умножить на 100.
Вот из чего складывается формула:
прибыль от основной деятельности — это чистый доход компании до вычета налога, но только от продажи товаров или услуг. Сюда не входят проценты от вкладов, деньги от продажи имущества и любые прочие доходы;
выручка — это доход компании от основной деятельности без учета расходов.
Считаем на примере:
Выручка ООО «Лосось» за полгода — 3 000 000 рублей. Когда из этой суммы вычли все расходы, получилась прибыль в 60 000 рублей.
60 000 делим на 3 000 000 и умножаем на 100 = 2%.
Нет точных критериев, какая цифра — хорошо, а какая — плохо. Но можно ориентироваться на такие показатели:
В подсчетах рентабельности не стоит смотреть только на таблицу налоговой и общепринятые цифры — еще нужно сравнивать со своими результатами за предыдущий период. Например, в первые полгода рентабельность была 2%, а следующие полугодия — 2,5 и 3%. В целом она может быть ниже цифр по отрасли, но для вашей компании это неплохо.
Как правильно считать прибыль и в чем постоянно ошибаются предприниматели
Руководитель сервиса управления финансами компании Genplace о классических ошибках предпринимателей при определении прибылей и убытков. С примерами.
Продолжаю транслировать на vc.ru серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе, из моего телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Финансовый учет и анализ — штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Сегодня речь пойдет о распространенных ошибках предпринимателей при определении финансового результата. Я буду говорить о классическом бухучете, но в управленческом учете это работает ровно так же.
Что такое финансовые результаты
Существует несколько видов прибыли, которые рассчитываются в бухгалтерском учете для понимания эффективности различных бизнес-процессов компании.
Прибыль от продаж (Operating Income) — это валовая прибыль минус расходы на хранение и продажу продукции (коммерческие расходы) минус расходы на управление компанией (управленческие расходы). Она показывает эффект от основной деятельности компании — продажи того, что она произвела. Убыток от продаж — неприятная штука, но от него часто получается уйти при наращивании объемов выпуска. Это называется эффект масштаба.
Прибыль до налогообложения (Income Before Tax) — это прибыль от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы. Прочие доходы и расходы не связаны с основной деятельностью компании. Если компания продает рога и копыта, то проценты за размещение свободных денег на депозите — это прочий доход, а стоимость новогоднего корпоратива — прочий расход. Прибыль до налогообложения характеризует эффект от всей деятельности компании, в который вносит свою лепту не только основная, но и прочая деятельность.
Чистая прибыль (Net Income) — прибыль до налогообложения минус налог на прибыль. Это то, что остается компании после Мишустина и его команды. Для спецрежимников вместо налога на прибыль вычитается налог по УСН или ЕНВД.
Нераспределенная прибыль (Retained Earnings) — чистая прибыль минус дивиденды учредителям. Часть чистой прибыли надо отдать учредителям за то, что они внесли свои активы в уставный капитал. Эта процедура называется распределением прибыли. С точки зрения учредителей в этом весь смысл существования компании. Но в первые годы учредители могут и не выводить дивиденды себе в карман, оставляя прибыль на развитие компании. Тогда чистая прибыль текущего года увеличивает нераспределенную прибыль, оставшуюся с прошлых лет.
Собственник может увидеть первые четыре вида прибыли с начала года в отчете о финансовых результатах. Нераспределенную прибыль за все время существования компании — в бухгалтерском балансе.
Вне бухучета можно считать и другие варианты финансовых результатов. Например, EBIT и EBITDA, о которых я подробно рассказывал на vc.ru. Но любой финрез считать бесполезно, если неправильно определять его составляющие — доходы и расходы.
Как считать доходы
1. Доходы появляются, когда компания получает любые активы, а не только деньги. Или, когда уменьшаются ее обязательства перед контрагентами.
2. Поступление активов или погашение обязательств будет доходом компании только если ее капитал станет больше. Это и есть увеличение экономических выгод. Чтобы увеличение активов стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение обязательств. Чтобы уменьшение обязательств стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение активов.
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Сегодня покупатель забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда компания получила доход и сколько он составил?
Вчера на расчетном счете появилось 50 руб. Это предоплата за товар. Если компания не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с активом у компании появились обязательство. Для его погашения нужно отгрузить товара на 50 руб. или вернуть деньги покупателю. Экономические выгоды не увеличились. Поэтому вчера дохода у компании еще не было. Сегодня компания отгрузила товары покупателю. 50 руб. она получила вчера — сегодня эти деньги стали доходом, потому что обязательство погашено поставкой товаров. Сегодня компания получила еще один актив — дебиторскую задолженность покупателя. Еще 50 руб. Если покупатель ее не погасит, компания сможет взыскать долг в суде. Таким образом, сегодня компания получила доход 100 руб.
Вот еще пара ситуаций, когда поступление денег не является доходом. В отличие от предоплаты, эти деньги доходом не станут никогда.
Взят кредит. Деньги появились, но одновременно с обязательством по их возврату.
Получена оплата от покупателя с НДС. НДС — доход государства, а не компании. Подробнее — тут. Поэтому на сумму налога увеличились обязательства перед бюджетом.
Важно запомнить: Доход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут поступать раньше, позже или одновременно с получением дохода. Поступления могут вообще не быть связаны с доходами. В бухучете это называется допущением временной определенности фактов хозяйственной жизни. Поэтому планировать и учитывать доходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы не заработали.
Как считать расходы
1. Расходы возникают, когда компания отдает любые активы, а не только деньги. Или, когда увеличиваются ее обязательства перед контрагентами.
2. Выбытие активов или возникновение обязательств будет расходом компании только если ее капитал станет меньше. Это и есть уменьшение экономических выгод. Чтобы уменьшение активов стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение обязательств. Чтобы увеличение обязательств стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение активов.
Вчера продавец и покупатель договорились о купле-продаже партии товаров за 100 руб. Вчера же покупатель перечислил предоплату 50 руб. Сегодня он забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель заплатит завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда покупатель понес расход и сколько он составил?
Вчера с расчетного счета ушло 50 руб. Это предоплата за товар. Если продавец не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с выбытием одного актива (денежных средств) у компании появился другой актив (дебиторская задолженность). То есть меньше активов не стало и экономические выгоды не уменьшились. Поэтому вчера расхода у покупателя еще не было. Сегодня у покупателя появился новый актив — товары, которые он забрал со склада продавца. Их стоимость — не расход, потому что активов стало больше, а не меньше. То есть сегодня расхода тоже нет.
Так может расход появится завтра, когда покупатель выплатит вторые 50 руб.? Ведь активы-то уменьшатся. Нет. Сегодня мы получили товаров на 100 руб. Это не доход, потому что на эти же 100 руб. возникло обязательство перед продавцом. Частично оно погашено вчера, когда покупатель перечислил предоплату. Завтра оно будет погашено полностью. Покупатель останется при своих активах, просто они изменят форму: 100 руб. денежных средств поменяется на 100 руб. товаров.
Еще пример для закрепления понимания. Являются ли расходом выплаты по кредиту? При получении кредита возникает обязательство. При его погашении — обязательство списывается. Нет ни дохода, ни расхода. Но это относится только к телу кредита — сумме, которая была взята в долг. Проценты по кредиту — это увеличение обязательств перед банком, в обмен на которые вы не получаете никаких активов. Другие обязательства при этом не уменьшаются. Следовательно, начисленные проценты уменьшают экономические выгоды компании. Проценты — это расход. Причем расход этот возникает не когда проценты выплачиваются, а когда банк получает право их истребования по договору.
Важно запомнить: Расход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут выплачиваться раньше, позже или одновременно с признанием расхода. Выплаты могут вообще не быть связаны с расходами. Поэтому планировать и учитывать расходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы еще не заработали.
Когда получена прибыль
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Руководитель тут же купил на оптовке всю партию товара, обещанную покупателю, за 40 руб. Сегодня покупатель забрал ее со склада. Когда компания получила прибыль и сколько она составила?
Вчера не было ни дохода, ни расхода. Поступившая предоплата уравновешена обязательством выплатить 50 руб., которое будет гаситься поставкой товара. А истраченные на закуп товара 40 руб. — не расход, потому что в обмен на денежные средства компания получила запасы на ту же сумму. Поэтому вчера прибыли еще не было.
Сегодня право собственности на товар перешло покупателю. Это значит, что актив выбыл безвозвратно. Экономические выгоды компании уменьшились на 40 руб., в которые обошлось его приобретение. Это — расход. В то же время обязательство перед покупателем исполнено полностью, а значит он должен продавцу 100 руб. в соответствии с договором. Эта сумма увеличивает активы продавца. 50 руб. уже перечислено вчера, еще 50 руб. пока существует в виде дебиторской задолженности. Поэтому сегодня продавец фиксирует доход 100 руб. Поступившие завтра деньги уменьшат дебиторку, но не приведут к увеличению экономических выгод. Это как переложить монетку из одного кармана в другой. Таким образом, уже сегодня известны доходы (100 руб.) и расходы (40 руб.). Разница между ними (60 руб.) — это прибыль. И она получена сегодня.
Отделение в бухучете денежных потоков от доходов и расходов важно для понимания реальной экономической ситуации в компании. Если считать все поступившие деньги своим доходом, а все выплаченные деньги — своим расходом, можно твердой рукой вести компанию к закрытию.
Предположим, что в примере 4 предоплата составила 100 руб., а на оптовке удалось купить товар за 120 руб., но с отсрочкой платежа до завтра. Если ориентироваться только на денежный поток, то вчера продавец получил доход 100 руб. Сегодня с деньгами ничего не происходило. Зато завтра расход составит 120 руб. И результатом операции станет убыток 20 руб. Но вчера доход был 100 руб., а расхода не было вовсе. Поэтому продавец предполагал, что все 100 руб. — это его прибыль. И потратил ее. А завтра он будет думать чем заплатить поставщику.
Одновременная фиксация дохода и расхода не дает принять желаемое за действительное. Из бухучета сразу по завершению операции виден ее финансовый результат. При этом понятно кто из сторон сделки сколько должен контрагенту. Предприниматель, который учитывает и планирует доходы и расходы отдельно от денежных потоков, понимает экономику своей компании и не тратит незаработанные деньги. Тот же, кто валит все в одну кучу, приближает себя к банкротству и достает главбуха главным бухгалтерским мемом: «Почему прибыль есть, а денег нет?»
Прибыль есть, а денег нет
Чтобы не стать персонажем этой сказки достаточно понимать, что финансовый результат и денежный поток нужно рассматривать в комплексе. Если смотреть на них по отдельности, легко принять желаемое за действительное.
Компания оказывает услуги. За месяц от покупателей поступило 100 руб. Из них 70 руб. ушло на зарплату и аренду. На расчетном счете осталось 30 руб. Это прибыль? Вовсе не обязательно!
Вариант 1. В этом месяце было оказано услуг на 300 руб. Из них 100 руб. поступили на расчетный счет, еще 200 руб. остались в виде дебиторской задолженности. Она станет деньгами только в следующем месяце, а доходом является уже сейчас. Значит, прибыль составила 230 руб. А вот денег в конце месяца осталось только 30 руб. Прибыль есть, а денег нет!
Вариант 2. Все поступившие 100 руб. — это предоплата. Услуги в счет нее еще предстоит оказать. Пока это не доход: если услуга не будет оказана, деньги придется вернуть. 70 руб. зарплаты выплачивалось за работу, выполненную в прошлом месяце. Это уже не расход. Но за этот месяц предстоит выплатить сотрудникам и арендодателю еще 70 руб., а это уже расход — они свои обязательства за месяц выполнили. Значит, убыток составил 70 руб. Деньги есть, а прибыли нет!
Для того, чтобы не принять чужие деньги за прибыль, а кассовый разрыв за убыток в бухучете придуманы два отчета.
Не путайте расходы с затратами
Затраты — это категория, которая в правовом поле не определена. Но через нее определяются другие категории. Например, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предписывает принимать запасы к учету по фактической себестоимости, а это «сумма фактических затрат организации на приобретение». Похожие отсылки встречаются и в других нормативных документах. В международных стандартах затраты (Cost) также не расшифровываются. Но на Западе все понимают cost примерно одинаково — уровень экономической подготовки среднего бухгалтера там значительно выше, да и терминология выстраивалась веками. А у нас подмена понятий идет даже на уровне минфиновской нормативки.
Затраты — это стоимость потребленных ресурсов. Купили материалы — затратами будет цена приобретения. Начислили зарплату — образовались затраты в сумме обязательства перед работником. Но при этом далеко не очевидно, что экономические выгоды компании уменьшились, и надо признавать расход.
Компания производит тортики. Позавчера были куплены продукты на 300 руб. Вчера из этих продуктов начали делать 3 тортика. Сегодня испекли 2, еще 1 только предстоит отправить в духовку. Зарплата кондитера за 2 готовых тортика составила 200 руб., за 1 незаконченный — 70 руб. Для простоты будем считать, что больше никаких затрат не было. 1 из 2 испеченных тортиков сегодня продали, второй пока стоит в холодильнике.
Тортик № 1: изготовлен и продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 200 руб., т.к. актив (тортик) выбыл. Теперь это актив покупателя.
Тортик № 2: изготовлен и не продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (готовая продукция). Экономические выгоды не изменились.
Тортик № 3: изготовлен не полностью. Затраты составили 170 руб. (100 руб. — продукты и 70 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (незавершенное производство). Экономические выгоды не изменились.
Всего затраты за месяц составили 570 руб., а расходы только 200 руб. Оставшиеся 370 руб. капитализировались в активах. Они станут расходами, когда мы продадим оставшиеся тортики.
Если цена тортика 250 руб., то доходы за период составили 250 руб. Вычитая из них расходы, получим прибыль 50 руб. И это настоящая прибыль: мы поменяли актив, стоимостью 200 руб., на 250 руб. денег.
Вычитая затраты, получим убыток 320 руб.? Нет! Это не убыток. Завтра мы продадим оставшиеся 2 тортика за 300 руб. и заработаем на каждом по 50 руб. Если мы будем считать 320 руб. капитализированных в стоимости тортиков затрат расходами, то можем решить, что делать тортики — плохой бизнес. И отказаться от выгодного направления.
Не вычитайте затраты из доходов — это бессмысленное и вредное занятие.
Итого:
Чтобы правильно считать финансовые результаты, необходимо отделить денежные потоки от доходов и расходов и фиксировать прибыль в момент изменения экономических выгод. Неважно где это происходит: в классическом бухучете или в управленке. Без такого разделения вы не владеете информацией о реальном финансовом состоянии бизнеса.