что больше всего беспокоит умирающего петра 1
Восковая персона: Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?
На уроке мы познакомились с произведением Тынянова и петровской эпохой. Восковая персона Петра 1 возвращает нас во времена, когда самодержец и его блестящая пора подходит к концу. Автор показал часы, когда государь был при смерти. И вот предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием главы, которая поможет понять, что именно беспокоило умирающего Петра Первого.
Восковая персона краткое содержание, глава 1
Наше краткое изложение повести начинается известием о том, что только недавно государь пировал, а сейчас извивается от боли. Он умирал и беспокоился о том, что много начатых трудов еще не закончено. Переживал сильно, ведь не на кого было оставить правление государством, вокруг одни недруги, предатели и воры. Сестра его хитра, бывшая жена — глупа, Меньшиков — вор.
А в это время граф у себя дома ожидал вызова к царю. Ждал со страхом, ведь его должны были призвать к ответу. Очень уж любил он взятки, земли, деньги, поэтому и обирал казну как мог. Ночами же подсчитывал наворованное. Теперь же ждал судной расправы, страшился каторги, планировал побег, поэтому и перевел деньги на счет в европейском банке. И пришел тут к Меньшикову Растрелли, который запланировал создать посмертную маску Петра из воска. Узнав о том, что царю жить недолго, Меньшиков успокоился, при этом дал добро на то, чтобы Растрелли занялся запланированной копией.
Что беспокоит умирающего Петра?
В это время в другой комнате расположился Алексей Мякинин. Человек, которому было поручено собрать все сведения о Катерине, Данилыче и их деятельности. Попросил о данной услуге Петр Первый, сказав, чтобы тот рапортовал ему ежедневно. Документы были разложены перед Алексеем. Он хорошо поработал, так как узнал о суммах, что перечислил Данилыч. Откопал интересную информацию и о Екатерине. Вот только в этот день никто его не звал, все забыли. Он слышал лишь топот в соседней комнате, где находился царь.
Алексей, учуяв что-то неладное, уничтожил все бумаги, что касались Катерины. Порвав их, он сунул в сапог, цифры же записал. Вдруг чего, он смог бы все восстановить. И тут к нему зашла ее величество. Она указала Мякинину на дверь, бумаги же не дала забрать. А там в папку было пришито очень много дел, об Апраксине, о людях из Сената, о взятках и тайниках, купцах, много информации было и о Меньшикове.
Утром в Сенате подписали приказ об освобождении каторжников, которые должны были молиться за здоровье правителя.
Меньшиков приказывает удвоить караулы, уже все стали говорить о скорой смерти царя. Правда о плохом здоровье многим из кабака было известно еще раньше. Знали все и о том, что собираются сделать царскую копию, поэтому по стране скупается воск и крепкий дуб. В разговорах многие считали, что после смерти государя возглавит страну Меньшиков.
Вопросы и ответы к 1 главе повести Ю. Н. Тынянова «Восковая персона»
Умирающего Петра I более всего терзает мысль о том, что некому ему доверить свой «немалый корабль» — Россию. Он верно оценивает и силы и интересы своих близких. Сам он трудился для отечества, у других такого желания нет.
В первой главе Меншиков прежде всего — накопитель, жадный до всякого нового приобретения, целиком подчиненный этой страсти. Собственная жадность удивляет самого Данилыча: «Чем боле володею, тем боле рука горит…» Портрет Меншикова нарисован бегло: «У него был нос вострый, пламенный, и сухие руки».
Но владевшее им чувство собственника, постоянно пекущегося о своих владениях, автор описывает достаточно подробно: и как он любил, чтобы все огнем горело в его руках, и как размышлял о своих бесчисленных владениях.
«Данилыч почувствовал легкий озноб и потрясение… Он почувствовал восторг, что как бы восторгают его над полом и он как бы возносится в воздухе над своим состоянием. Все переменилось в нем».
Читатель почти слышит предсмертный бред Петра. Сначала это наблюдение за рисунками на лазури печных изразцов, затем — общение с картинами, которые украшают кафельные плитки. «И прощай, море, и прощай, печь». И затем, в этом предсмертном бреду, — прощание со всем, что всплыло в памяти благодаря рисункам печных изразцов. Сколько раз умирающий произносит слова «Прощай!», «Прощайте!»… И потом «он плакал без голоса в одеяло».
Предсмертные мысли Петра прослежены очень точно. Мы уже попытались наблюдать за тем, как это сделано в тексте. Рисунок на плитке вызывает воспоминание, а оно пробуждает мысли о том, что было, что нужно бы сделать, что не сделано. И каждое решение выделяется в отдельную строку. Такая разбивка строк помогает услышать ритм чередования мыслей и воспоминаний в сознании Петра I.
Быстрая смена картин и возможность их связать воедино помогают представить и широту интересов умирающего человека, и глубину, силу его чувств, и масштаб его личности. Сразу же становится очевидным и размах свершений и отсутствие рядом того, кто хотя бы смог это понять. Материал с сайта //iEssay.ru
При подготовке исполнения пятой части первой главы стоит подумать о том, как передать ритм следования мыслей и чувств Петра, как заставить себя показать не только смену эпизодов, но и общий настрой этого повествования, взволнованного, несущего ощущение безнадежности, трагичности.
Нам не так уж важна суть «великих утаек» первых людей государства. Важно то, что все эти «утайки» никак не помогали прочности «немалого корабля», которому отдал жизнь Петр. Мелочь эгоистических решений противостоит масштабу государственных интересов, которыми жил Петр I.
Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Первая. Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?
Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?
Умирающего Петра I более всего терзает мысль о том, что некому ему доверить свой «немалый корабль» — Россию. Он верно оценивает и силы и интересы своих близких. Сам он трудился для отечества, у других такого желания нет.
Сопоставьте размышления Петра и Данилыча, герцога Ижорского. Каким предстает в этой главе Меншиков? Что беспокоит его? О чем он думает? Какие детали в его портрете подчеркивает автор?
В первой главе Меншиков прежде всего — накопитель, жадный до всякого нового приобретения, целиком подчиненный этой страсти. Собственная жадность удивляет самого Данилыча: «Чем боле володею, тем боле рука горит…» Портрет Меншикова нарисован бегло: «У него был нос вострый, пламенный, и сухие руки».
Но владевшее им чувство собственника, постоянно пекущегося о своих владениях, автор описывает достаточно подробно: и как он любил, чтобы все огнем горело в его руках, и как размышлял о своих бесчисленных владениях.
Как изменяется настроение Данилыча, когда ему говорят о близкой смерти императора?
«Данилыч почувствовал легкий озноб и потрясение… Он почувствовал восторг, что как бы восторгают его над полом и он как бы возносится в воздухе над своим состоянием. Все переменилось в нем».
Обратите особое внимание на как бы подслушанный автором предсмертный бред Петра. Какие чувства охватывают вас при чтении этих страниц? Как удается Тынянову вызвать у читателя эти чувства?
Читатель почти слышит предсмертный бред Петра. Сначала это наблюдение за рисунками на лазури печных изразцов, затем — общение с картинами, которые украшают кафельные плитки. «И прощай, море, и прощай, печь». И затем, в этом предсмертном бреду, — прощание со всем, что всплыло в памяти благодаря рисункам печных изразцов. Сколько раз умирающий произносит слова «Прощай!», «Прощайте!»… И потом «он плакал без голоса в одеяло».
Проследим за движением мыслей Петра. Как воспринимает он «синие голландские кафли», на которые смотрит? Какие мысли возникают у него? Какое слово повторяется как рефрен? Почему оно выделено автором в особую строку?
Предсмертные мысли Петра прослежены очень точно. Мы уже попытались наблюдать за тем, как это сделано в тексте. Рисунок на плитке вызывает воспоминание, а оно пробуждает мысли о том, что было, что нужно бы сделать, что не сделано. И каждое решение выделяется в отдельную строку. Такая разбивка строк помогает услышать ритм чередования мыслей и воспоминаний в сознании Петра I.
Мысль Петра развивается не столько логически, сколько эмоционально; воспоминания всплывают одно за другим. Чем дороги ему эти воспоминания? Что делает образ Петра не только величественным, но и трагическим?
Быстрая смена картин и возможность их связать воедино помогают представить и широту интересов умирающего человека, и глубину, силу его чувств, и масштаб его личности. Сразу же становится очевидным и размах свершений и отсутствие рядом того, кто хотя бы смог это понять.
Вся пятая часть главы пронизана лиризмом, читается как стихотворение в прозе. Попробуйте ее так прочитать.
При подготовке исполнения пятой части первой главы стоит подумать о том, как передать ритм следования мыслей и чувств Петра, как заставить себя показать не только смену эпизодов, но и общий настрой этого повествования, взволнованного, несущего ощущение безнадежности, трагичности.
О каких «великих утайках» первых людей государства идет речь во второй и шестой частях главы? Почему Петру не на кого оставить тот «немалый корабль», которому отдана вся жизнь?
Нам не так уж важна суть «великих утаек» первых людей государства. Важно то, что все эти «утайки» никак не помогали прочности «немалого корабля», которому отдал жизнь Петр. Мелочь эгоистических решений противостоит масштабу государственных интересов, которыми жил Петр I.
Смерть Петра I: обострение старой болезни
«Каменная болезнь», отравление, сифилис, рак – каких только диагнозов и версий не придумывали о кончине Петра I. Но врачи считают, что история его болезни ясна.
«Отдайте всё…»: император на смертном одре
«Его императорское величество Пётр Великий, лежав в болезни в Зимнем своём доме, в верхнем апартаменте, 28 января 1725 года преставился от сего мира в своей конторке». Никто из врачей не ожидал такого развития старой болезни императора, обычно отступавшей за несколько дней отдыха и соблюдения режима. Но это обострение стало особенно тяжёлым. Он чувствовал, что, возможно, всё может кончиться плохо. Когда Пётр вышел из беспамятства 26 января, то попросил принести бумагу, чтобы написать завещание, и немного еды. Во время трапезы он снова потерял сознание, а через два часа очнувшись, не мог уже говорить и шевелить правой рукой и ногой. С трудом царь успел начертать на бумаге слова: «Отдайте всё»… Никто так и не узнал последнюю волю Петра Великого. Сил дописать не хватило — опять «сделался обморок». Спустя 36 часов, ранним утром 28 января 1725 года, первого императора России не стало.
Современники и историки ставили ему разные диагнозы — «каменная болезнь», «антонов огонь» (гангрена) в мочевом пузыре, «водяной запор», предполагали даже рак или гепатит… Затем появились и иные версии гибели Петра. К примеру, версия об отравлении светлейшим князем Меншиковым, который боялся завершения расследования его делишек. А злые и падкие на сенсации языки и вовсе писали, не подкрепляя доказательствами, будто это обострился незалеченный сифилис, которым царь заразился в Голландии (затем именно эту идею продвигал советский партийный историк М. Н. Покровский). Однако история болезни Петра, которую можно реконструировать по описаниям симптомов, отражает довольно ясную для современных врачей клиническую картину.
«…смертоносную силу возъимела болезнь. И такая начала быть трудность в испражнении воды, которая часто напиралась, что за прелютейшую резь, терпеливый и великодушный в иных случаях муж от вопля не мог себя удержать»
Архиепископ Феофан Прокопович, свидетель последних дней Петра I
История болезни: от рецидива к облегчению и обратно
Пётр I обладал от природы крепким здоровьем. Ему хватало и выносливости, и физической силы. Он вырос в здоровых условиях Преображенского и Коломенского и вымахал до 2 м 4 см ростом. К 20-летнему возрасту его беспокоило только лёгкое нервное расстройство, которое стало результатом сильнейших переживаний 15 мая 1682 г. — в ходе стрелецкого бунта на глазах 10-летнего мальчика убили близких ему придворных. Возможно, что к расстройству привела контузия, полученная в «потешных» боях. Во время нервного напряжения лицо царя могло исказиться судорогами, тряслась голова, а при сильном приступе прогрессировавшего с возрастом расстройства спазм мог захватить и левую руку, а Пётр терял сознание. По мнению судмедэксперта Юрия Молина, это симптомы малых эпилептических припадков.
Здоровье царя подтачивалось также многочисленными кутежами, неумеренностью в еде и напитках, пренебрежением диетой, беспорядочными половыми связями. Пётр брал от жизни всё, и со временем это всё дало о себе знать. Вдобавок ко всему — нездоровый влажный климат Петербурга и тяжести долгих военных походов и разъездов. Почечные проблемы начались довольно рано.
Ещё по меньшей мере за 8 лет до смерти началась патология мочевыводящих путей. Пётр стал регулярно ездить на минеральные воды, которые неплохо помогали. Он ездил в Баден, Чехию и Бельгию, на российские угодские и олонецкие воды. Однако болезнь постепенно прогрессировала. В последние годы жизни царь часто жаловался на «недужность» и принимал лекарства постоянно. Он болел то «чечюем» (т.е. геморроем), то желудочными расстройствами, у него опухали ноги. В общем, чувствовал он себя неважно. Монарха мучили почечные колики и рези. Несмотря на предписания врачей, когда наступало облегчение, он считал себя уже абсолютно здоровым и, по выражению историка Н. И. Костомарова, вновь «предавался разгулу», после чего происходил рецидив. Болезнь перешла в сильное и почти постоянное недомогание «с великою болею» осенью 1724 года.
Считается, что обострение старой болезни Петра I началось в ноябре 1724 года, когда он участвовал в спасении солдат — бедолаги тонули в Финском заливе близ Лахты. Император слишком долго был в ледяной воде, и его организм не справился с переохлаждением. Так обычно описывают гибель Петра школьные учебники или лёгкая историческая литература. В действительности уверенности, что такой эпизод имел место, нет — историю о спасении рассказывал только картограф и мемуарист Якоб Штелин, тогда как более надёжные источники, ежедневно фиксировавшие происходившее с царём, ничего об этом не сообщают. Зато они рассказывают о празднике Крещения Господня 6 января 1725 года. Несмотря на недомогание и сильный мороз, Пётр прошёл маршем по берегу Невы с Преображенским полком, а затем стоял на льду всю службу и церемонию Водосвятия.
После переохлаждения Пётр слёг в постель с жаром. Его лечили — согласно записям лейб-медика Л. Блюментроста, царю втирали в спину и грудную клетку горячее гусиное сало с тёртым чесноком, а к затылку прикладывали пиявок для сняли ломоты (симптом повышенного артериального давления). Кроме того, Петру давали сок облепихи и шиповника. Через пару дней ему полегчало, и он сразу вернулся к работе (в том числе дал указания В. Берингу перед его экспедицией), а также к участию в неумеренных застольях. Конечно, лучше бы в тот момент ему не нарушать режим и диету и дать себе время восстановиться.
Болезнь лишь немного отступила. 16 января наступило резкое ухудшение. Император слёг с высокой температурой (реакция организма на гнойный цистит). Английский хирург Уильям Горн дважды (23 и 25 января) делал пункцию или сечение мочевого пузыря и откачивал гной в большом количестве. Однако это уже не помогло. Как считает Ю. Молин, воспалительный процесс поразил почки, и у императора после марша на морозе обострился хронический гнойный пиелонефрит. Он сопровождался уремией — токсическим отравлением тела продуктами собственного обмена веществ. Возможно, причиной послужила распространённая у мужчин среднего возраста аденома предстательной железы. Однако окончательно похоронила Петра I гипертония — склонность к периодическим скачкам артериального давления (этим страдал ещё его отец Алексей Михайлович). Из-за них и происходила потеря сознания. Пиелонефрит вызвал нарушения кровообращения в мозге и кровоизлияние. Такое нередко бывает на фоне тяжёлых почечных заболеваний. Типичные симптомы (утрата речи, паралич части тела) позволяют определенно говорить об инсульте, который поставил точку в императорской истории болезни.
Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Первая. Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?
Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?
Умирающего Петра I более всего терзает мысль о том, что некому ему доверить свой «немалый корабль» — Россию. Он верно оценивает и силы и интересы своих близких. Сам он трудился для отечества, у других такого желания нет.
Сопоставьте размышления Петра и Данилыча, герцога Ижорского. Каким предстает в этой главе Меншиков? Что беспокоит его? О чем он думает? Какие детали в его портрете подчеркивает автор?
В первой главе Меншиков прежде всего — накопитель, жадный до всякого
нового приобретения, целиком подчиненный этой страсти. Собственная жадность удивляет самого Данилыча: «Чем боле володею, тем боле рука горит…» Портрет Меншикова нарисован бегло: «У него был нос вострый, пламенный, и сухие руки».
Но владевшее им чувство собственника, постоянно пекущегося о своих владениях, автор описывает достаточно подробно: и как он любил, чтобы все огнем горело в его руках, и как размышлял о своих бесчисленных владениях.
Как изменяется настроение Данилыча, когда ему говорят о близкой смерти императора?
«Данилыч почувствовал легкий озноб и потрясение… Он почувствовал
восторг, что как бы восторгают его над полом и он как бы возносится в воздухе над своим состоянием. Все переменилось в нем».
Обратите особое внимание на как бы подслушанный автором предсмертный бред Петра. Какие чувства охватывают вас при чтении этих страниц? Как удается Тынянову вызвать у читателя эти чувства?
Читатель почти слышит предсмертный бред Петра. Сначала это наблюдение за рисунками на лазури печных изразцов, затем — общение с картинами, которые украшают кафельные плитки. «И прощай, море, и прощай, печь». И затем, в этом предсмертном бреду, — прощание со всем, что всплыло в памяти благодаря рисункам печных изразцов. Сколько раз умирающий произносит слова «Прощай!», «Прощайте!»… И потом «он плакал без голоса в одеяло».
Проследим за движением мыслей Петра. Как воспринимает он «синие голландские кафли», на которые смотрит? Какие мысли возникают у него? Какое слово повторяется как рефрен? Почему оно выделено автором в особую строку?
Предсмертные мысли Петра прослежены очень точно. Мы уже попытались наблюдать за тем, как это сделано в тексте. Рисунок на плитке вызывает воспоминание, а оно пробуждает мысли о том, что было, что нужно бы сделать, что не сделано. И каждое решение выделяется в отдельную строку. Такая разбивка строк помогает услышать ритм чередования мыслей и воспоминаний в сознании Петра I.
Мысль Петра развивается не столько логически, сколько эмоционально; воспоминания всплывают одно за другим. Чем дороги ему эти воспоминания? Что делает образ Петра не только величественным, но и трагическим?
Быстрая смена картин и возможность их связать воедино помогают представить и широту интересов умирающего человека, и глубину, силу его чувств, и масштаб его личности. Сразу же становится очевидным и размах свершений и отсутствие рядом того, кто хотя бы смог это понять.
Вся пятая часть главы пронизана лиризмом, читается как стихотворение в прозе. Попробуйте ее так прочитать. При подготовке исполнения пятой части первой главы стоит подумать о том, как передать ритм следования мыслей и чувств Петра, как заставить себя показать не только смену эпизодов, но и общий настрой этого повествования, взволнованного, несущего ощущение безнадежности, трагичности.
О каких «великих утайках» первых людей государства идет речь во второй и шестой частях главы? Почему Петру не на кого оставить тот «немалый корабль», которому отдана вся жизнь?
Нам не так уж важна суть «великих утаек» первых людей государства. Важно то, что все эти «утайки» никак не помогали прочности «немалого корабля», которому отдал жизнь Петр. Мелочь эгоистических решений противостоит масштабу государственных интересов, которыми жил Петр I.