что больше версаль или петергоф
Краевед Константин Жуков рассказал, чем Версаль хуже Петергофа
Музей-заповедник Петергоф уже давно стал одной из главных визитных карточек Петербурга. Однако прежде, чем его построить, его создатель император Петр I объездил множество королевских дворцов с парками и фонтанами, среди которых был и знаменитый Версаль, от которого царь не остался в восторге, хоть и позаимствовал оттуда какие-то идеи. Поэтому сравнивать Версаль и Петергоф, как многие любят делать, — нецелесообразно. Об этом на «Квартирнике» в пресс — центре «Росбалта» рассказал краевед Константин Жуков.
«Петр I решил создать уникальное пространство с фонтанами. Для этого во во время своих путешествий по Европе, он посещал различные королевские резиденции. Среди них был и дворцово-парковый ансамбль во Франции — Версаль. Однако тот не сильно впечатлил Петра, хотя он и скопировал некоторые его детали в Петергофе. Те, кто говорят, что Петергоф похож на Версаль, отчасти, конечно, правы, но по факту музей-заповедник в Петербурге совершенно фундаментально отличается от французского дворца, и, безусловно, технологично гораздо сложнее устроен», — рассказал Жуков.
По словам знаменитого историка искусства, Александра Бенуа, несмотря на все заимствования «Петергоф так же похож на Версаль, как этот последний — на виллу Адриана».
Чтобы узнать всю историю уникального музея-заповедника Петергоф, посмотрите видео-лекцию «Квартирника» краеведа Константина Жукова на нашем YouTube-канале.
Глобальные вызовы, с которыми столкнулась в последние десятилетия человеческая цивилизация, заставляют общество все больше прислушиваться к мнению ученых, мыслителей, философов, деятелей общественных наук. Проект «Квартирник» представляет петербургских интеллектуалов, которые ищут объяснения проблемам XXI века.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.
Версаль и Петергоф, в чем отличие?
Петергоф называют русским Версалем, копией Версаля. Это не совсем верно: у этих резиденций действительно много общего, но много и отличий. Давайте разберёмся.
Когда Пётр I наконец-то попал во Францию в 1717 году уже после смерти Людовика XIV, и дорвался до Версаля, Петергоф уже существовал. Его начали строить в 1714 году. Более того, не очень-то он ему и понравился, Версаль этот. Дворец для Петра был слишком большим, с его боязнью пространства он и в своём Петергофском дворце-то и не жил, если кто не знает, жил он в маленьком скромном павильоне Monplaisir («Мое удовольствие» по-французски) на самом берегу залива.
Большой же Дворец был построен «для гостей», знай наших, как говорится. А вот фонтаны-шутихи (не сохранились в Версале) настолько поразили его воображение, что скуповатый русский царь даже щедрые чаевые оставил слуге, который облил его водой, не считаясь с высоким рангом гостя.
Проект Нижнего парка в Петергофе по образцу Версальского «à la française» был поручен Жану-Батисту Леблону, французу, ученику знаменитого создателя версальских садов Андрэ Ленотра. Был бы жив Ленотр, Пётр бы и его пригласил, за ценой не постоял.
О фонтанах
Особое внимание Пётр уделял фонтанам, в Петергофе не использовали насосы, в этом его уникальность. Вода, питающая фонтаны, идёт самотеком, вот она, передовая по тем временам идея русских инженеров. В этом заключается, пожалуй, главное отличие Петергофа от Версаля. Задача, над которой бились французские инженеры в XVII веке, блестяще была решена русскими (и не только русскими, так как любил Пётр заграничных мастеров) инженерами XVIII века.
Так что нет, копию Петр не создавал, но идеей был вдохновлён (а кто, спрашивается, не был). Очень хотелось ему стать обладателем своего собственного Версаля. Архитекторам было приказано работать по «версальскому» образцу. Вот только ещё больше позолоты, ещё больше украшений, ещё больше фонтанов, чтобы ослепли иностранные послы, чтобы французский парк был ещё более французским, чем у самих французов. Затмить Версаль, затмить. Кстати, кто-то считает, что и удалось. Дело вкуса, как говорится.
Кстати, и посыл у этих двух резиденций совершенно разный: в Версале прославляется бог солнца Аполлон, недаром Людовика называют Король-Солнце, в Петергофе же основная идея — морская стихия. При Петре Россия становится морской державой.
О значении дворцов
Теперь несколько слов о значении дворцов, их важности не только в жизни их коронованных обитателей, но и в истории.
Версаль был олицетворением власти, это не летняя резиденция, на пару недель в году, там живет король, там двор, оттуда он правит Францией, там подписываются важнейшие договора. Больше ста лет вплоть до Великой Французской революции Версаль будет неофициальной столицей Франции. Позднее, там будет подписан мир после Франко-Прусской войны и знаменитый Версальский договор, результат Первой Мировой. А Петергоф с его уникальными фонтанами, если можно так выразиться, был все-таки летней резиденцией, делил и по сей день делит свою славу со Екатерининским дворцом.
Так что Версаль — это все-таки не о фонтанах. Версаль — это прообраз, матрица, первоисточник.
Ну, и напоследок несколько цифр:
Советы по посещению Версаля
И, в заключение, несколько советов по посещению Версаля:
А про мою экскурсию по Версалю можно посмотреть на сайте: Экскурсия в Версаль (без очереди)
Петергоф. Российский Версаль
Здесь находится военно-морская академия, по улицам гуляют курсанты в тельняшках:
В усадьбе XIX века, принадлежавшей другу Пушкина, дешевый ресторан и скупка золота:
А всего в 100 метрах отсюда находится жемчужина мировой архитектуры и ландшафтного дизайна:
В Верхнем саду расположено пять прудов с фонтанами:
Центральным является «Нептун», эта скульптурная композиция была создана в немецком Нюрнберге еще в конце XVII века, но на родине оказалась невостребована и около 80 лет пролежала за складе, пока в 1780-х ее не выкупил путешествующий по прусским землям будущий император Павел I:
Свое место в Верхнем саду Нептун занял в 1799 году, во время Второй мировой немцы демонтировали его и вывезли обратно в Нюрнберг, но после победы в 1947 скульптуру отыскали в вернули в Петергоф:
Фонтан «Дубовый» получил свое название от скульптуры дуба, которую Растрелли установил в нем 1734 году. Дуб простоял в фонтане около 10 лет, затем композиции неоднократно менялись, сегодня в центре фонтана стоит скульптура Амура, надевающего маску, но название «Дубовый» сохранилось:
Западный пруд со статуей Венеры Италийской, на фоне храм Петра и Павла в лесах:
Ряды кустов по бокам, на которые я по началу даже не обратил внимания, оказались зелеными галереями:
Чтобы попасть в Нижний парк, нужно купить билет в кассах и пройти через турникеты:
Чувствуете масштаб? Задний двор площадью в 15 гектаров, домашняя церковь, чтобы можно было посещать службы, не выходя из дому, а златоглавый дворец именуется всего лишь флигелем:
На территории Петергофа работает свыше 150 фонтанов, но гордостью ансамбля является Большой каскад:
Это самый мощный фонтан в Петергофе, его струя бьет вверх на 21 метр:
Композиция символизирует разгром шведов под Полтавой, битва случилась 27 июня в день св. Сампсония, а золотой лев изображен на гербе Швеции:
Здание носит название «Корпус под Гербом», которое получило благодаря двуглавому орлу, венчающему его купол:
Общая длина фасада Большого дворца около 300 метров, бо́льшая его часть была отстроена архитектором Растрелли по приказу императрицы Анны Иоановны:
Примечательно, что все фонтаны Петергофа работают без использования насосов:
Вода поступает самотеком из источников на Ропшинских холмах в 20 километрах от Петергофа, перепад высот составляет около ста метров, фонтаны работают по принципу сообщающихся сосудов:
Лучший вид на парк и каскад открывается с главной террасы Большого дворца:
Поросята из Петергофа передают привет коллегам с башни Олафа в Выборге и с купола Исаакиевского собора в Петербурге:
Большой канал, прорезающий парк от дворца до самого Финского залива, был построен еще при жизни Петра в 1721 году:
В первые годы, благодаря системе шлюзов, он был судоходным, корабли подходили к самым стенам Большого дворца и разворачивались в пруду, посреди которого сегодня стоит Самсон:
Прогуляемся вдоль канала к Финскому заливу:
По пути попадаются таблички, предупреждающие о возможности карманных краж:
С канала открывается отличная перспектива на Большой дворец и Большой каскад, правда магия золоченых скульптур работает только при ярком свете, как только солнце прячется за тучу, блеск исчезает, и ансамбль выглядит не так помпезно:
Длина канала 500 метров, неспешная прогулка к морю занимает не более 10-15 минут:
Здесь находится причал:
На которую приплывают «Метеоры» от Сенатской пристани в Петербурге. Стоимость поездки в оба конца 1500 рублей (≈$24), для транспорта это дороговато, но если рассматривать поездку на скоростном катере как аттракцион, разок можно прокатиться:
Маяк рядом с дворцом Монплезир:
Новоделы качественные, ансамбль воссоздали не хуже, чем Старе Място в Варшаве. Гулять здесь приятно, но весь комплекс обойти за день невозможно, одна только схема парков со списком основных достопримечательностей растянулась на пять метров:
У меня было всего два часа, так что последний взгляд на Верхний сад, и на выход:
01. Смоленск. Обзорный пост
02. Смоленск. Тайны крепости
03. Михайловское. Прогулка по имению Пушкина
04. Петербург Туристический
05. Петербург Транспортный
06. Петербург. Вот парадный подъезд.
07. Исаакиевский собор. Взгляд сверху и снизу
08. Кронштадт. Замо́к Петербурга
09. Петергоф. Российский Версаль
10. Выборг. Шведский город на русской земле
11. Катынь. Мемориал сталинских репрессий
12. Москва. Дом Мельникова на Арбате
Сравнить Версаль и Петергоф. Задание по МХК. В чем сходства и различия.
. Версаль считается непревзойденным образцом художественного мастерства той эпохи, и многие страны пытались создать подобные загородные дворцовые резиденции. В том числе Петр I, побывав в Версале, был так очарован, что по возвращении в Петербург приказал создать в Петергофе собственный шедевр. Мое личное мнение: слишком много сходства, различие в том, что французы делали для себя, русские – для «поразить кого-то». Больше блеска и помпезности.
Природные качества и характерные особенности местности оказывают большое влияние на художественный образ парка. Мастера садово-паркового искусства придавали важное значение выбору перспективных точек, наиболее выгодно показывающих ландшафт. Создатель дворцово-паркового ансамбля Версаля, резиденции Людовика XIV французский архитектор-паркостроитель Андре Ленотр (1613-1700) стремился связать парковую композицию в одно целое со всей местностью, подвергая последнюю необходимым изменениям. Многие зрелищные эффекты Версаля полностью раскрываются только с высокой точки обозрения. Пространство выявляется постепенным переходом от водных зеркал к плоским партерам и дальше, через стриженые боскеты (боскет – участок парка с густо посаженными деревьями или кустами, образующими благодаря декоративной стрижке сплошные зеленые стены) к лесным массивам. По всему парку Ленотр создал перекрестки аллей, лучами рассыпающихся в разные стороны. Перспективность подчеркивалась рядами фонтанов и протяженными осями каналов. Заключительный аккорд ансамбля – Большой канал – кроме художественной функции имел еще и чисто функциональную: туда собирались воды болотистой долины.
Основным приемом пространственного объединения композиции Версаля являются величественные перспективы, при этом Андре Ленотр умело использовал и более мелкие масштабы и пропорции, что ярко проявилось в создании системы боскетов Версальского парка. Перспективы завершались скульптурой и фонтанами, аллеи обрамлялись вазами и гермами, то есть четырехгранными столбами, завершающимися скульптурной головой или бюстом. Сеть мелких дорожек, сформировавших серию малых пространств – боскетов с залами и кабинетами, вертюгаденами, буленгринами (повышенные и пониженные газоны) – привела к созданию контрастных эстетических эффектов, полученных благодаря разнице в высоте и форме стрижки растений, использованию водных устройств и т. д.
Петергофский ансамбль – явление одновременно и европейское, и национально-русское. Свой вклад в решение планировочной задачи внес французский архитектор Жан-Батист Леблон (1679-1719), ученик Андре Ленотра. Для композиционного построения Нижнего Петергофского парка Леблон взял у наставника главный прием перспективности. Основными перспективами Нижнего парка являются Самсоновский канал и Марлинская аллея, дополнительными – «косые» аллеи от Большого каскада на Эрмитаж и Монплезир, а также Малибанская (Морская) и Березовая аллеи, проложенные параллельно берегу залива и склона. В местах пересечения аллей образованы «этуали» («звезды»), усиленные скульптурой и высокими фонтанами. Выражением целостности в организации парковой среды стали динамичная-лучевая (трезубец) и звездчатая системы планировки. В период работы итальянского зодчего Н. Микетти (1675-1759) в Петергофе сформировались основы будущих архитектурно-ландшафтных комплексов, существующих изолированно, но в то же время являющихся неотъемлемыми частями общей композиции Нижнего парка и связанных друг с другом многочисленными аллеями-лучами. К середине XVIII века Нижний сад Петергофа стал образцом для создания усадебных комплексов в России.
VSEON.com
Лента новостей
Онлайн-версии
Знаменитые сады и парки: Версаль и Петергоф
Сады и парки неизменно привлекают к себе людей: и местных жителей, и туристов. Появилась зеленая архитектура давно, но лужайки, живые изгороди, фонтаны и водоемы неизменно популярны и как места отдыха, и как достопримечательности.
Парк или сквер может оживить спальный район, создав условия для отдыха, а может стать жемчужиной мирового значения. И дело не только в размере, хотя и в нем тоже.
Версаль
Одним из самых известных в мире садово-парковым ансамблем является Версальский. Сады и парк Версаля находятся на части территории прежних Королевских владений в Версале и являются частью Дворцово-паркового ансамбля Версаля. Расположенные к западу от дворца сады занимают 900 га площади, большая часть которой благоустроена в классическом стиле регулярного французского парка, который здесь был доведен до совершенства знаменитым ландшафтным архитектором Андре Ленотром. По состоянию на 2010 год на территории дворцово-паркового ансамбля произрастало 350 тыс. деревьев. Сады являются частью Национального достояния Версаль и Трианон и одним из самых посещаемых туристических объектов Франции, принимая в год свыше 6 млн посетителей.
Парковая зона Версаля была создана в виде гигантской композиции общей протяженностью около 3 км, что определялось предельной видимостью самых отдаленных участков парка. Парк разделялся на три части: партерную, прилегавшую непосредственно ко дворцу, боскетную и лесо-парковую. Протяженности этих частей последовательно нарастали по мере удаления от дворца к периферии парка.
Версальскому дворцу дана западно-восточная ориентация, благодаря чему в лучах заходящего солнца он кажется особенно блистательным. Ленотр в Версальском парке создал три луча, сходящихся в вершине большого канала. В композиции парка он применил оптимальное число три, построив парк из трех частей: партеров перед дворцом, боскетов по обеим сторонам главной оси и массива свободно растущей зелени, группирующейся около большого канала, который в 1671 году получил форму креста. Вся композиция парка подчинялась главной оси, начинавшейся в центре дворца и пересекавшей партерную часть, где по ее сторонам располагались огромные плоские зеркала водных бассейнов. Далее на главной композиционной оси находился партерный спуск длиной 300 м, шириной 60 м, называвшийся «Зеленым ковром», который рассекал боскетную часть парка на две половины. Затем на этой же оси находился огромный крестообразный канал, располагавшийся в центре лесопарковой зоны, и, наконец, вся композиция парка заканчивалась широкой тополиной аллеей, уводившей взгляд к далеким окрестным горизонтам.
Ансамбль был построен на контрасте живой природы с ее постоянными сменами времен года, дней и ночей, с искусственной природой парка, подчиненной строгим законам классицистической композиции. И в этом контрасте заключалась вся гениальность Ленотра как художника и архитектора больших территорий.
Создание Версальского парка сопровождалось огромными земляными работами, связанными с вертикальной планировкой территории и ее обводнением. Это сказалось на стоимости работ и на длительности строительства, которое затянулось на несколько десятилетий. Ко времени переезда в Версаль из Парижа двора Людовика XIV он еще не был закончен.
Помимо тщательно подстриженных газонов и лужаек, скульптур и партеров цветов, по всей территории садов расположены фонтаны, которые обеспечивают уникальность садов Версаля. Фонтаны появились при Людовике XIV, и в наши дни их работу обеспечивает гидросистема, которая была установлена еще в дореволюционной Франции. Ежегодно с конца весны по начало осени каждые выходные устраиваются грандиозные представления – Grandes Eaux, или Праздник фонтанов – во время которых все фонтаны в парке работают в полную силу.
В 1979 году сады вместе с дворцом были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с другими 31 объектами Франции. Доступ в сады Версаля – бесплатный. Здесь можно гулять, устроить пикник или провести день рождения на берегу канала, или покататься на лодке, велосипеде, электрокаре.
Именно по образцу Версаля был по приказу Петра I был выстроен Петергоф.
Петергоф
Петергоф, на протяжении 200 лет бывший парадной летней резиденцией императоров, неразрывно связан с нашей историей. Приморский парадиз строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России, завоевавшей в ходе Северной войны столь необходимый и желанный выход к Балтийскому морю. Строительство велось в 1714–1723 годах.
Петергоф – дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков.
Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.
К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.
Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Из девяти парков ансамбля четыре северной границей имеют Финский залив. В этих четырех парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.
В годы Великой Отечественной войны, находясь на территории, оккупированной немецкими войсками, все парки Петергофа получили очень серьезные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. Реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор.
Петергоф вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ансамбль имеет одну из крупнейших в мире фонтанных систем – 147 действующих фонтанов.