что больше уезд или губерния
Казачья Лопань
В процессе изучения истории своей семьи, изучения краеведения и истории, я столкнулась со словами, значение которых для меня не было полностью понятно. Я путалась в разнице их толкований, пока не решила для себя изучить их смысл, открыв словарь.
Предлагаю ознакомиться с некоторыми словами и их понятиями.
Проект земской реформы разрабатывался с 1859 года комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 года — П. А. Валуев). Подписанное императором Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.
Одной из целей создания земств было, по словам министра внутренних дел Ланского, «вознаградить дворян за потерю помещичьей власти», предоставив им «первенство в местной хозяйственной администрации» (был установлен высокий имущественный, а с 1890 года и сословный избирательный ценз).
Уездные земские учреждения
Губернские земские учреждения
Земские сборы
Административный надзор
Деятельность земств была подчинена надзору губернаторов и министерства внутренних дел.
Главное, за чем неукоснительно следил губернатор, — это строгое выполнение земством своих прямых обязанностей, то есть решение административно-хозяйственных проблем: устройство школ, оборудование больниц, строительство дорог, позднее, с развитием единоличных наделов, — пропаганда агрономических знаний, создание курсов «повышения квалификации» для врачей, учителей, агрономов, статистиков, развитие ремёсел, кустарного производства.
Земское образование
Земские школы были двух типов — одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (т. н. однокомплектные), и двухклассные с четырёхлетним курсом, с 50 и более учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы.
Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; прослужив пять лет, получали уже 37 рублей 50 копеек: 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной — уездное. (Для сравнения: раньше платили по «двенадцать-пятнадцать рублей в месяц»).
Предусматривалась казенная квартира (как правило, квартира предусматривалась в здании школы), либо оплата съемного жилья.
В начале XX века земства выступали с инициативой введения всеобщего начального образования (однако, соответствующий закон так и не был принят); наиболее прогрессивные земства (например, Ярославское) добились всеобщего начального образования в своих губерниях к 1910-м годам.
Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.
Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов.
Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение.
Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет.
Земская школа в Казачьей Лопани.
Ха́рьковская губе́рния — губерния Российской империи в XVIII — начале XX века и Украинской ССР до 1925 года.
В 1765—1780 годы существовала Слободско-Украинская губерния, в период с 1780 по 1796 год — Харьковское наместничество, затем, до 1835 года — вновь Слободско-Украинская губерния. И, наконец, в 1835 году была образована Харьковская губерния, просуществовавшая по 1925 год.
При каждой реорганизации значительно менялись границы и административное устройство. Основным государственным органом, осуществляющим сбор, обработку и публикацию статистических сведений по Харьковской губернии являлся Харьковский губернский статистический комитет. (источник)
Губернии, уезды и волости
Статья опубликована 23 октября 2012
Административное деление территории Московского государства на губернии, уезды и волости существовало задолго т. н. губернской (областной) реформы Петра Первого, проведенной в 1708 г., когда земли будущей Российской Империи были разделены на 8 обширных губерний – Ингерманландскую (с 1710 г. Санкт-Петербургская), Московскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую.
Однако древнейшей русской административной единицей следует считать погосты, учрежденные для упрощения сбора дани с покоренных славянских племен еще в XI веке. Такое деление северо-западных земель Руси (в частности, территорий нынешней Псковской и Новгородской областей), наряду с губами (уездами), учрежденными в середине XVI века, сохранялось до начала XVIII столетия. Кстати, единой, универсальной сетки административно-территориального деления в допетровской Руси не существовало: уезды делились на станы, число которых варьировалось от уезда к уезду – в одном уезде их могло насчитываться два-три, а в другом – доходило до двух с лишним десятков. При этом в ряде местностей территория уездов делилась не на станы, а на волости, которые, в свою очередь, делились уже на станы (например, Комарицкая волость Брянской губернии начала XVII столетия).
В середине XVIII века станом именовалась административно-полицейская единица в составе уезда, который, обычно, включал в себя 2 – 3 стана, в подчинение каждого из которых входило несколько волостей.
В 1727-1775 гг. промежуточным звеном между губернией и уездом в административном делении России являлась провинция. В то время уезды находились в административном подчинении провинций, а станы и волости подчинялись уездам. Ранее, в 1719-1727 гг., уезды были распущены, а провинции составляли города с прилегающими землями, находившимися в юрисдикции этих городов. Число провинций в губерниях также разнилось.
В царствование Екатерины Второй, в 1770-х – 1780-х гг., прежнее административно-территориальное устройство Российской Империи подверглось кардинальному пересмотру: губернии и провинции упразднили, а вместо них были учреждены наместничества с отличными от прежних границами, некоторые из которых делились на области, в подчинении которых находились окрУги (уезды). Такое деление было характерно, в частности, для восточных наместничеств России екатерининского времени. Так, учрежденное в это время Уфимское наместничество делилось на две области – Уфимскую и Оренбургскую, Тобольское – на Тобольскую и Томскую и т. д. В центральной же России уезды находились в это время в непосредственном подчинении наместничеств.
В это же время (1775 г.) учреждается институт т.н. генерал-губернаторств. Генерал-губернаторы управляли несколькими губерниями сразу. Некоторые генерал-губернаторства просуществовали до 1912-1915 гг. (Виленское, Галицийское и др.) и были упразднены в связи с Первой мировой войной.
При Павле Первом, в ходе территориальных преобразований 1796-1797 гг., произошло обратное переименование наместничеств в губернии, ряд из которых укрупнили за счет соседних территорий упраздненных наместничеств. В это время, в частности, было упразднено Олонецкое наместничество, учрежденное в 1776 г. на землях бывшей Олонецкой области Петербургской губернии, а его земли распределили между двумя восстановленными губерниями – Новгородской и Архангельской. В это же время из литовских и белорусских земель, присоединенных к России в результате 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 г., формируются губернии, которые в XIX веке составили т. н. Северо-Западный край России (губернии Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Могилевская, Витебская). Было окончательно закреплено деление российских губерний на уезды, а уездов на волости. В это же время учреждается Малороссийская губерния, разделенная на поветы (местный аналог российских уездов) – административно-территориальное деление, также перенесенное на вышеупомянутые губернии Северо-Западного края.
В самом начале царствования Александр Первого, в 1801-1802 гг., в результате очередной административной реформы произошло разукрупнение губерний, сформированных в предыдущее царствование. За счет вывода земель из разукрупненных губерний учредили новые и воссоздали старые, местами произошло восстановление административно-территориальное деления, точнее, губернских границ времен Екатерины Второй.
В ряде случаев размеры уездов в восточных губерниях не могут быть сопоставимы с размерами уездов в центральной части страны. Так, например, Березовский уезд Тобольской губернии охватывал 604 442,2 квадратной версты, в то время как Малоярославецкий уезд Калужской губернии занимал в это же время 1 580,1 версты. То же самое можно сказать и о плотности населения в этих уездах: по данным Всероссийской переписи 1897 г. в Березовском уезде насчитывалось 21 411 человек, а в Малоярославецком уезде – 86 888 человек.
Значительные изменения в административно-территориальном делении Российской Империи имели место в 1853 г., когда из нескольких уездов Оренбургской, Симбирской и Саратовской губерний была учреждена Самарская губерния, и во весь последующий дореволюционный период истории России каких-либо изменений в составе ее территорий уже не было. Исключение составляет территория Квантунской области, образованной в 1899 г. из земель, переданных Китаем в аренду Российской Империи сроком на 25 лет. Правда, в результате русско-японской войны 1904 – 1905 гг. аренда этой области отошла к Японии (вместе с построенной Россией частью Южно-Маньчжурской железной дороги от Куаньчэнцзы до Порт-Артура и Дальнего со всеми сооружениями, военными судоверфями, арсеналами и укреплениями) и была возобновлена Советским Союзом в 1950-х гг.
Традиционное административно-территориальное деление Российской Империи на губернии, уезды и волости было упразднено уже в советское время, в 1928 – 1929 гг., в связи с введением нового деления территории страны на округа (Центрально-Черноземный округ и др.).
Вместо районов и областей в России могут появиться губернии и уезды
Понятия «губерния» и «уезд» могут сменить собой определения «область» и «район». По мнению депутата Госдумы РФ Михаила Дегтярёва, данные изменения отразят традицию всего русского лексикона и ознаменуют собой происходящее возрождение страны.
Понятия губерний и уездов могут вернуться в аппарат административно-территориальных определений и официальную топономику России. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на автора законопроекта, депутата Госдумы РФ Михаила Дегтярёва.
Данные термины могут заменить области и районы, которые остались в российском понятийном аппарате ещё со времён советской власти. Парламентарий считает понятия «губерния» и «уезд» более традиционными для русского лексикона и полагает, что будет логично вернуть данные термины в период политического и экономического возрождения России.
Отмечается, что примеры частичного возврата вышеназванных понятий уже существуют. К примеру, в Самаре заксобрание носит название Самарской губернской думы, при том, что никакой Самарской губернии не существует, а есть лишь Самарская область. Помимо этого, вместо глав облисполкомов и самих облисполкомов появились губернаторы. В вопросе губерний, отмечает газета, советскому Свердловску давно было возвращено название Екатеринбург, а вот область по-прежнему осталась Свердловской. Аналогичная ситуация с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.
Ранее депутат Госдумы РФ Михаил Дегтярёв предложил поменять российский бело-сине-красный триколор на чёрно-жёлто-белый штандарт Российской Империи. Парламентарий уверен, что такие важные политические процессы, как воссоединение с Крымом, создание Таможенного союза и рост патриотических настроений в стране должны проходить под знамёнами, символизирующими победоносную эпоху в российской истории.
Этот день в истории: 1708 год — губернская реформа Петра I
29 декабря 1708 года указом Петра I территория Российской империи была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.
Губернская реформа Петра I диктовалось необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды — округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Такой порядок был неэффективен: уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны — иногда очень крупные, иногда очень маленькие.
Впоследствии Пётр увеличил число губерний еще на три, образовав Рижскую, Астраханскую и Нижегородскую, а Смоленскую ликвидировал как самостоятельную, поделив её между Московской и Рижской губернией.
Во главе губерний были поставлены губернаторы, на которых не возлагалось никаких задач по устройству местного благосостояния. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок.
После первой петровской реформы губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов. В 1710—1713 годах они были разделены на доли (административно-фискальные единицы), которые управлялись ландратами.
В 1727 году губернии стали делиться не только на провинции, но и на уезды, были выделено 7 новых губерний. В 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская и Оренбургская — общее количество губерний достигло 16, при этом прибалтийские губернии вместо провинций и уездов делились на дистрикты.
Поскольку империя продолжала расширяться, к 1766 году количество губерний увеличилось до 20, а к 1775 — до 23. 7 ноября 1775 года Екатерина II подписала указ, в соответствии с которым размеры губерний были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний внутри них были выделены области) и изменена нарезка уездов.
Позже были учреждены наместничества. Екатерининская реформа была завершена в 1785 году, и в её результате территория Российской империи стала делиться на 38 наместничеств, 3 губернии (Петербургскую, Московскую и Псковскую) и 1 область на правах наместничества (Таврическую). К концу царствования Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область.
Издан манифест о новом областном делении России — империя разделилась на 50 губерний
Губерния — высшая единица административно-территориального деления в России 1708-1929 годов, оформившаяся при Петре I в процессе организации государства. Первые 8 губерний были образованы по указу Петра I в 1708 году в рамках его Областной реформы: Санкт-Петербургская, Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Сибирская. Позднее появилось еще несколько губерний.
Но у существующего областного управления было несколько крупных недостатков: губернии представляли слишком обширные административные округа, где не хватало госучреждений; это вело к тому, что в управлении смешивались различные ведомства: одно и то же место ведало и финансами, и наказанием, и администрированием. На устранение этих недостатков была рассчитана новая реформа. Дополнительным толчком явилась необходимость укрепления центральной власти на местах после Пугачевского восстания.
(7) 18 ноября 1775 года по решению Екатерины II было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тысяч человек) и уезды (20-30 тысяч человек), в основе лежал принцип численности податного населения.
Во главе администрации стоял наместник или генерал-губернатор, подведомственные Сенату и прокурорскому надзору, возглавляемому генерал-прокурором. Во главе уезда стоял капитан-исправник, который выбирался 1 раз в 3 года уездным дворянским собранием. Ближайшим помощником губернатора являлся вице-губернатор.
«Учреждение» создало сложную бюрократическую систему губернской администрации, которая подкреплялась организацией сословного дворянского самоуправления. «Учреждение» заложило основы всего последующего устройства местного управления империи. К концу царствования Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область.
После Октябрьской революции 1917 года первоначальное губернское деление было сохранено, но ликвидирован весь старый аппарат и установлены новые органы Советской власти во главе с губернским исполнительным комитетом (губисполком), выбиравшимся на губернском съезде Советов. В 1924-1929 годах в СССР губернское деление заменено делением на области, края и округа.