что больше титаник или армения
В Черном море нашли теплоход «Армения», где людей погибло больше, чем на «Титанике»
Гибель теплохода «Армения» считается одной из крупнейших морских катастроф в истории. Точное количество людей на теплоходе неизвестно. По предположительным данным, на борту санитарного судна, потопленного немецкой авиацией в ноябре 1941 года, находилось от шести до десяти тыс. человек. Таким образом, это кораблекрушение унесло в пять раз больше жизней, чем гибель британского трансатлантического лайнера «Титаник», затонувшего в водах Северной Атлантики после столкновения с айсбергом. Тогда, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, погибло полторы тысячи человек.
Теплоход «Армения» в начале войны был переоборудован в санитарно-транспортное судно, в частности, на него нанесли красные кресты и подняли флаг Международного Красного креста.
6 ноября 1941 года теплоход вышел из Севастополя, эвакуируя раненых, персонал нескольких госпиталей и жителей города. Ночью 7 ноября зашел в Ялту, где взял еще несколько сотен человек и груз. Среди эвакуированных были сотрудники пионерлагеря «Артек» с семьями, часть партийного руководства Крыма. Кроме того, на борту находились архивы, музейные коллекции и собрания.
7 ноября 1941 года теплоход «Армения» разбомбила немецкая авиация. По некоторым данным, на борту «Армении» находились зенитные пушки, что могло лишить судно статуса морского госпиталя и сделать его военной целью для немецкого командования.
По полученным данным, характер повреждений свидетельствует, что корабль был потоплен не торпедами, как предполагалось ранее, а вследствие атак немецкой авиации.
До последнего времени точное место гибели «Армении» оставалось неизвестным. Попытки обнаружить теплоход предпринимались неоднократно, но оставались безуспешными из-за большой глубины. За последние 20 лет поисковики исследовали более 300 кв. километров морского дна, пока в 2017 году военные не засекли магнитную аномалию на одном из его участков.
24 апреля информированный источник сообщал «Интерфаксу», что военные специалисты нашли недалеко от Ялты потопленный немцами в годы Великой Отечественной войны санитарный теплоход «Армения».
Расскрыта тайна теплохода «Армения»: какой спецгруз переправляло трагически погибшее судно
«Русского «Титаника» искали долгие десятилетия и наконец обнаружили на дне Черного моря поисковики драйверы
Подробности трагедии с «Арменией» удалось узнать от одного из знатоков в области морской истории Дмитрия Мазура.
Это случилось 7 ноября 1941 года. – В тот день, когда в Москве проходил знаменитый парад на Красной площади, далеко на юге, у берегов Крыма был потоплен немецкими самолетами огромный лайнер «Армения».
Судно построили в конце 1920-х для выполнения пассажирских рейсов между портами Крыма и Кавказа. Теплоход обслуживала команда из сотни человек, а каюты были рассчитаны на 950 пассажиров.
Едва лишь началась война, «Армению» срочно переоборудовали в плавучий госпиталь. На теплоходе появились перевязочные, хирургические помещения, палаты для размещения 400 раненных.
В первый свой рейс плавгоспиталь отправился из Одессы 10 августа 1941-го. К тому времени бои шли уже в непосредственной близости от города. Поэтому на борт судна грузили не только раненных воинов, но и женщин, детей, стариков, эвакуируемых из Одессы.
Очередной такой поход начался 4 ноября. Через сутки «Армения» благополучно добралась до севастопольского рейда. Высадив на берег доставленное пополнение для гарнизона, капитан судна Плаушевский получил приказ принять на борт помимо очередной партии раненных еще личный состав госпиталей и некоторых других медицинских учреждений Черноморского флота, эвакуируемый из осажденного города.
Выглядит, мягко говоря, не логично: бои на подступах к городу в разгаре, а командующий флотом решил вывезти из Севастополя почти всю флотскую медицину. Одно из объяснений, найденных историками: именно в эти первые дни ноября адмирал Филипп Октябрьский был уверен, что город вот-вот придется сдать, потому он и решил спасти столь необходимые в будущем медицинские кадры. Но потом комфлота получил строжайшую директиву из Москвы: Севастополь не оставлять ни при каких условиях! – Этот приказ поступил 7 ноября. К тому времени «Армения» уже находилась в море. – Теплоход вышел в свой последний трагический рейс в 5 часов вечера 6 ноября.
Судя по сохранившимся документам, среди тех, кто находился на борту судна, помимо сотен раненных и флотских медиков были еще эвакуируемые жители Севастополя (среди них – труппа местного драмтеатра). Капитан получил дополнительное распоряжение: сделать остановку на пути к кавказским берегам. Предстояло зайти в Ялту, чтобы забрать оттуда беженцев и местное партийное начальство. Другое поручение догнало Плаушевского уже в море: принятая радистом радиограмма предписывала срочно завернуть в соседнюю с Севастополем Балаклаву, чтобы забрать оттуда спецгруз.
Что за спецгруз, – исследователи спорят до сих пор. Из подробностей известно лишь, что это были некие ящики, переданные на борт и сопровождаемые несколькими сотрудниками НКВД. Существует предположение: в ящиках находились некие ценные экспонаты из крымских музеев.
В Ялту «Армения» прибыла поздней ночью. К тому времени в порту скопились тысячи беженцев, мечтающих эвакуироваться из Крыма, который вот-вот займут войска оккупантов. После того, как погрузили партию раненных и районное партийное руководство, началась посадка на теплоход гражданского населения. Она почти сразу же превратилась в настоящий штурм: люди толпились на трапах, некоторые даже лезли по швартовым канатам.
Учитывая, что погрузка шла в авральном режиме, точного учета принятых на борт пассажиров никто не вел. Впоследствии специалисты пытались определить количество людей на «Армении» во время ее последнего рейса по косвенным данным. Однако результаты таких подсчетов очень разнятся: минимум 3 тысячи, максимум – 10 тысяч. В любом случае, теплоход, рассчитанный на 950 человек, был набит битком.
Существует версия, что капитану Плаушевскому было приказано оставаться в ялтинском порту до наступления следующей ночи. Однако такая «дневка» тоже была бы смертельно опасна для корабля и находившихся на нем: немцы уже находились возле самой Ялты, акватория порта прекрасно просматривалась, а средств ПВО здесь было очень мало.
Из двух зол Плаушевский выбрал вариант с немедленным выходом в море. Огромное судно шло в сопровождении лишь двух маленьких сторожевых катеров, а с воздуха его прикрывала пара истребителей-«чаек». Этого, конечно, было совершенно не достаточно.
Катастрофа произошла незадолго до полудня.
Обе версии соединяются затем в одну: после попаданий неприятельских снарядов (бомб или торпеды) корабль получил столь серьезные повреждения, что затонул очень быстро – всего за 4 минуты. Спастись при этом из нескольких тысяч людей, находившихся на борту, удалось лишь восьми счастливчикам.
Поиск этого затонувшего корабля вели на протяжении нескольких десятилетий. Координаты, приведенные в рапорте о его гибели, в итоге оказались ошибочными. В этом месте на дне ничего не удалось обнаружить.
Загадка «русского «Титаника» будоражила многих энтузиастов подводного поиска. Уже в нынешнем веке отыскать «Армению» попытался знаменитый Роберт Баллард, который до того нашел сам «Титаник» на дне Атлантики. Но и он не добился успеха.
Из пресс-релиза РГО:
«На дне Черного моря найден теплоход «Армения», затопленный немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат отечественного производства серии РТ, что позволило получить первые видеокадры…»
Далее уточняется, что затонувшее судно стоит на ровном киле. Корпус его покрыт толстым слоем донного ила, однако это не помешало определить, что «Армения» не имеет очевидных пробоин в борту, что исключает вероятность гибели судна от попадания торпеды.
В Черном море нашли теплоход «Армения», на котором погибло больше людей, чем на «Титанике»
Российские военные обнаружили на дне Черного моря санитарный теплоход «Армения», потопленный немецкой авиацией с тысячами беженцев на борту в 1941 году. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Русское географическое общество.
«В марте 2020 года в ходе очередной поисковой операции район тщательно исследовали гидролокатором. В результате специалисты министерства обороны России обнаружили корпус затонувшего судна, совпадающий своими габаритами с характеристиками теплохода „Армения“», — говорится в сообщении.
Гибель теплохода «Армения» считается одной из крупнейших морских катастроф в истории. На борту, по разным подсчетам, находились от шести до десяти тысяч беженцев и раненых. Это кораблекрушение унесло в пять раз больше жизней, чем гибель британского трансатлантического лайнера «Титаник», на котором в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года погибло полторы тысячи человек.
В начале войны теплоход «Армения» был переоборудован в санитарно-транспортное судно. На него нанесли красные кресты и подняли флаг Международного Красного креста.
6 ноября 1941 года теплоход вышел из Севастополя, эвакуируя раненых, персонал нескольких госпиталей и жителей города. Ночью 7 ноября зашел в Ялту, где взял еще несколько сотен человек и груз. Среди эвакуированных были сотрудники пионерлагеря «Артек» с семьями, часть партийного руководства Крыма. Кроме того, на борту находились архивы, музейные коллекции и собрания.
7 ноября 1941 года теплоход «Армения» разбомбила немецкая авиация. По некоторым данным, на борту «Армении» находились зенитные пушки, что могло лишить судно статуса морского госпиталя и сделать его военной целью для немецкого командования.
Страшнее, чем на «Титанике»: спустя 79 лет после гибели найден теплоход «Армения»
На дне Чёрного моря найден теплоход «Армения», затопленный немецкой авиацией в 1941 году. Гибель судна считается одной из самых масштабных трагедий на море в истории: на борту, по разным подсчётам, находилось от 6 до 10 тысяч беженцев и раненых. Поисковую операцию проводило Министерство обороны России. В изучении и идентификации судна участвовали специалисты Центра подводных исследований РГО. Почему затонувшее судно так долго искали, и как удалось его обнаружить — в нашем материале.
Конец поиску, начало изучению
15 морских миль от Ялты, полтора километра вглубь — здесь покоится теплоход «Армения». Для того чтобы его обнаружить, поисковики из года в год прочёсывали Чёрное море. Только за последние 20 лет исследовали более 300 квадратных километров. В одной из операций даже участвовал знаменитый американский океанолог Роберт Баллард, который в 1985 году обнаружил «Титаник», а в 1989 году — обломки немецкого линкора «Бисмарк». Дорогое оборудование ему не помогло: «Армения» никак не проявила себя.
Такая «неуловимость» судна породила ряд конспирологических теорий. Говорили, будто бы «Армения» возвращалась в Севастополь, что на борту были не люди, а ценный груз, что шла не так и не туда. Иначе, почему же в известных координатах ничего нет?
sea-2585016_960_720.jpg
В 2017 году во время поисковой операции, проводившейся силами Министерства обороны России, магнитометр засек на дне моря магнитную аномалию. По этим данным нельзя было понять, ни что за объект находится на дне, ни точные координаты. Но район поисков сузился — данные магнитометра указали на квадрат, который надо изучить внимательнее.
В марте 2020 года в ходе очередной поисковой операции, район тщательно исследовали гидролокатором. И уже это исследование показало, что на дне, действительно, находится объект, очертаниями напоминающий «Армению». Однако, стопроцентной уверенности не было. С начала 2000-х затонувший теплоход «находили» четырежды, но в итоге эта информация не подтвердилась. Для идентификации найденного судна были привлечены специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества.
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.31_4.jpeg
Как случилась одна из крупнейших морских катастроф в истории
С конца сентября 1941 года немецкие войска под командованием Эриха фон Манштейна захватили Перекопский перешеек и всё глубже проникали вглубь Крыма. Сухопутных дорог для эвакуации не осталось.
5 ноября в Севастополе началась паника. Руководство города решило эвакуировать в Туапсе госпитали, лазареты, артистов театра имени Луначарского, часть партийного руководства Крыма, персонал пионерлагеря «Артек», их семьи и часть мирного населения. Для этих нужд выделили самое крупное санитарное судно «Армения».
До войны по Чёрному морю ходили прогулочные «крымско-кавказские» теплоходы: «Абхазия», «Грузия», «Украина», «Аджария», «Крым» и «Армения». Летом 1941 года их переделали в санитарно-транспортные суда и отдали медицинской службе Черноморского флота.
Теплоход «Армения» проекта «Аджария» был построен в 1928 году в Ленинграде. Водоизмещение — около 6 тыс. тонн, длина — 112 метров, пассажировместимость — около тысячи человек. Вместо части кают были организованы операционные и перевязочные, предполагалось брать порядка 400 раненых. На бортах нарисовали красные кресты — международное обозначение госпитального судна.
В течение августа-сентября «Армения» под командованием опытного капитана Владимира Плаушевского 15 раз сходила на большую землю и перевезла около 15 тыс. раненых солдат из Одессы.
woennajamedsestranatashamihalewa.jpg
6 ноября с раннего утра до позднего вечера на борт теплохода поднимались люди. Подсчётов беженцев никто не вёл.
«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание. госпитали и лазареты свернуть. На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте) во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом, — вспоминал участник обороны Севастополя, полковник медицинской службы Александр Власов. — Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники. Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя».
Тысячи людей правдами и неправдами попадали на уходящее судно, жители города видели в нём последний шанс на спасение. На берегу возникла давка.
На маршруте Севастополь – Туапсе предполагалась одна плановая остановка в Ялте, однако сразу после отплытия, в 17:00, капитан «Армении» Владимир Плаушевский получил приказ по пути остановиться в Балаклаве. В итоге в Ялту судно прибыло только в 2 часа ночи 7 ноября.
«В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми, — вспоминал Евгений Никулин, человек, которому не удалось попасть на борт. — Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперёк мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины».
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.30.jpeg
Гибель «Армении» ещё и обескровила медицинскую службу Черноморского флота: погиб руководящий состав, опытные врачи, медсёстры, фельдшеры из четырёх севастопольских и ялтинских госпиталей.
Это точно «Армения»!
В апреле 2020 года специалисты Центра подводных исследований РГО прибыли на место обнаружения судна. На дно спускается телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) отечественного производства серии «РТ». Он и делает первые подводные кадры. Устройство манипулятора снимает вмятины и трещины. В операторской рубке весь процесс погружения можно наблюдать в режиме прямого эфира.
Осмотр найденного корпуса начинается с центральной части левого борта с движением в сторону кормы. Ещё при первом подходе к судну на дне обнаруживают фрагменты палубы и иных элементов. При осмотре самого борта отмечают характерные признаки теплохода «Армения»: расположение палуб и своеобразные проёмы в леерных ограждениях.
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.32.jpeg
Еще один спуск подводного аппарата. Робот осматривает нос судна, где когда-то было название. Он повреждён не так сильно, и название могло бы сохраниться. Но, нет: вероятно, его нанесли краской, которую быстро разъела агрессивная морская вода. Хотя и без названия признаков более, чем достаточно, чтобы подтвердить, что это она, «Армения». Робот движется дальше. И вдруг самая счастливая находка: на носу стойка судового колокола, а на палубе — и он сам! Рында упала надписью вверх, и на ней чётко читается надпись «Армения». Колокол изготовлен из цветного металла и не подвергся коррозии. На такую удачу участники экспедиции даже не рассчитывали. «Мы не оставили простора фантазии ни одному лжеисторику. Подобные находки, как паспорт», — говорит участник экспедиции, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.
whatsapp-image-2020-04-26-162132-2.jpeg
Завершающее погружение. Робот возвращается на левый борт, но теперь в район ходового мостика, куда пришлись основные удары авиабомб. Именно здесь могли располагаться орудия, если их, действительно, установили, нарушив конвенцию о санитарных судах. Но, увы, узнать, были они там или нет — не удастся. Степень разрушения судна такова, что не понять даже количество взрывов, погубивших «Армению».
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.29_1.jpeg
По признанию участников экспедиции, обследование судна «Армения», объекта на сверхбольшой глубине, требовало большой концентрации внимания и аккуратности.
«Нам надо было собрать максимальное количество данных, при этом излишне не рискуя аппаратурой, — рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. — Разбомблённое судно на грунте представляет собой нагромождение металлических деталей, конструкций, лееров, шлюпбалок, висящих тросов, верёвок, креплений, покосившихся мачт. Это дремучий лес, в котором можно запутать или самого робота, или его кабель, по которому идёт питание, а он отправляет данные и картинки».
Одного исследования оказалось достаточно, чтобы сделать важные выводы: объект не раскололся на части, стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чём сообщала официальная версия.
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.31_3.jpeg
И всё-таки, почему теплоход «Армения» так долго не могли найти?
«В поисковом деле большую роль играет качество аппаратуры и удача. Специалисты Минобороны обнаружили теплоход «Армения» в координатах максимально близких к тем, что публиковали в официальных отчётах, — рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО. — Главная сложность обнаружения «Армении» в том, что судно покоится на глубине полтора километра. Можно ходить рядом, буквально в ста метрах, но ни разу его не подцепить».
Участники экспедиции говорят, что новых погружений к «Армении» не предвидится. И дело не только в сверхглубине. «Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нём просто потому, что нам интересно — абсолютно неэтично, — говорит Сергей Фокин. — Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет надёжно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ».
Тайна гибели теплохода «Армения». Почему в СССР «забыли» советский «Титаник»
Тысячи пассажиров, сумевших подняться на борт «Армении» 6 и 7 ноября 1941 года, считали, что им повезло и теплоход доставит их из опасного Севастополя в Туапсе.
Но в живых после рейса осталось только восемь человек
Трагедия теплохода «Армения» была значительно более масштабной, чем такие катастрофы, как крушение столкнувшегося с айсбергом «Титаника», когда погибло 1635 человек, или гибель торпедированного германской подлодкой парохода «Лузитания», когда на дно отправилось 1198 человек.
Хрущёв на борту теплохода «Армения» на пути в Объединённую Арабскую Республику в рамках официального визита. Фото © ТАСС / Василий Егоров
Сколько пассажиров находилось на «Армении», до сих пор не известно. Зато известно, что в мирное время теплоход брал на борт больше тысячи пассажиров и членов экипажа. По подсчётам историков, в последний рейс на борт поднялось от шести до десяти тысяч человек. Меньший по размерам теплоход «Абхазия» однажды эвакуировал 6000 человек. Скорее всего, на «Армении» было ещё больше пассажиров.
В неразберихе эвакуации никто так и не составил пофамильный список, поэтому о погибших известно мало.
Теплоход «Армения» был построен в 1928 году на Балтийском заводе как пассажирский лайнер. Судно водоизмещением 5770 тонн имело длину 107,7 метра, ширину 15,5 метра и высоту борта 7,84 метра. 10 августа 1941 года теплоход был передан медслужбе Черноморского флота. До ноября он успел совершить 15 рейсов, вывезя из Крыма 15 тысяч пассажиров.
В последний рейс из осаждённого Севастополя теплоход «Армения» вышел 6 ноября 1941 года, приняв на борт рекордное количество людей. Это были раненые и больные, работники военно-морских госпиталей и руководство медслужбы Черноморского флота. В Севастополе на борт были доставлены 300 раненых и весь персонал крупнейшего на флоте Севастопольского военно-морского госпиталя, сотрудники и раненые из 2-го военно-морского госпиталя и из Николаевского госпиталя, сотрудники и оборудование санитарного склада № 280, санэпидлаборатория. Здесь же разместились военврачи из Приморской и 51-й армий и жители Севастополя.
45-миллиметровая полуавтоматическая универсальная пушка 21-К. Фото © Wikipedia
Любопытная деталь: перед эвакуацией большая часть медиков из госпиталей была уволена, и эвакуировались они на общих основаниях, как гражданские. Из Севастопольского порта теплоход зашёл в Балаклаву, где принял на борт местных медиков и сотрудников НКВД. После чего капитан «Армении» Владимир Плаушевский направил судно в Ялту, чтобы и там взять на борт раненых и врачей из Ялтинского санатория, партработников и военных.
По воспоминаниям свидетеля Евгения Никулина, который так и не попал на теплоход, в порту Ялты началась давка. Гражданское население видело в «Армении» последнюю возможность бежать от фашистов. Посадка шла медленно — с двух часов ночи до семи утра. Мол, охраняли сотрудники НКВД с винтовками, которые проверяли документы и пропускали на борт только женщин с детьми.
В это время Ялту с окружающих гор уже обстреливали фашистские пулемёты. Утром 7 ноября фашисты заняли пригород Ялты — посёлок Никита — и оттуда из орудий обстреливали порт. Дошло до того, что водители, подвозившие раненых, разбежались. Раненых из последней машины не успели погрузить на теплоход и отправили в Севастополь. Это произошло потому, что капитан Плаушевский получил от оперативного дежурного порта чёткий приказ срочно выйти в море.
В порту перегруженная «Армения» могла стать лёгкой мишенью для немецкой артиллерии или авиации. В море теплоход имел возможность маневрировать и даже мог защищаться — на палубе «Армении» стояло несколько зениток.
К этому времени командование уже поняло, что ни белая окраска санитарных судов, ни красный крест на борту не являются гарантией того, что фашисты не потопят судно. Поэтому к осени было решено покрасить санитарные суда в серый цвет и вооружить их. К тому же над морем стояла низкая облачность и был шанс, что вражеская авиация не заметит теплохода.
Что произошло дальше, известно по свидетельствам очевидцев. В море в 11:25 «Армения» подверглась массированной атаке вражеской авиации — на теплоход налетели восемь «Юнкерсов-87». Сначала фашисты развлекались, поливая палубу «Армении» огнём из пулемётов, а когда моряки расчехлили зенитки, разбомбили теплоход. «Армения» затонула за четыре минуты.
Информацию о «Юнкерсах» подтверждает уцелевшая пассажирка теплохода Анастасия Попова. На борт «Армении» её пустили с трудом, видимо, из-за беременности.
Даже количество спасшихся достоверно не известно. Одни говорят о восьми уцелевших пассажирах, другие — только о двух. Ещё одна деталь — из Севастополя «Армению» сопровождали два сторожевых катера, которые должны были охранять теплоход. Но утром 7 ноября они почему-то оставили его и подошли на место трагедии через несколько часов. Возможно, у них была какая-то своя задача, о которой неизвестно.
Через шесть часов людей на поверхности воды уже не было — плавали лишь чемоданы и коробки из-под медоборудования. Гибель «Армении» полностью обескровила медслужбу Черноморского флота. Погибли врачи и медсёстры из четырёх госпиталей.
На фоне наступления фашистов и общих огромных потерь ещё одна трагедия прошла почти незамеченной. Поисками теплохода не спешили заняться и после войны — страна лежала в руинах, в каждой семье оплакивали погибших, и в этой ситуации властям было не до «Армении».