что больше супермаркет или гипермаркет лента
Разница между гипермаркетом и супермаркетом
Пожалуй, каждая среднестатистическая семья хотя бы раз в неделю посещает крупный продуктовый магазин. Ведь запастись провиантом на несколько суток вперед куда удобнее, чем ежедневно докупать пару-тройку наименований. Благо в крупных торговых точках представлен широчайший ассортимент товаров на любой вкус и кошелек. В данной статье мы рассмотрим, чем отличается гипермаркет от супермаркета.
Определения
Гипермаркет – торговое предприятие, которое занимается реализацией продовольственной и прочей продукции универсального типа, функционирующее по принципу самообслуживания. История появления первых магазинов подобного типа уходит корнями в далекий XIX век. На просторах малоосвоенных на тот момент территорий Америки стали возникать города. Окрестности населенных пунктов постепенно обрастали многочисленными ранчо и различными мелкими хозяйствами. Вполне очевидно, что время от времени их работники нуждались в пополнении припасов. Поскольку дорога до города занимала порою несколько часов или даже целый день, люди старались закупиться по максимуму всем необходимым. В стандартный список обычно входили не только продукты, но и гвозди, веревки, инструменты, ткани и т. д. Для удовлетворения потребностей обитателей глубинок в крупных городах стали открываться универсальные магазины, во многом напоминавшие склады. Это и были первые гипермаркеты.
Гипермаркет
Супермаркет – предприятие торговли, специализирующееся на продаже широкого ассортимента продуктов питания и напитков, а также некоторых предметов домашнего обихода. Зачастую представляет собой отделение крупной сети. Первые супермаркеты также возникли в Америке. Огромным стимулом для их развития стало изобретение в 1937 году тележки на колесиках. Советскими прародителями супермаркетов принято считать универсамы и универмаги. В первых реализовывались промтовары, существовала система самообслуживания. Универмаги же представляли собой совокупность торговых точек, находящихся под одной крышей. Результатом модернизации таких объектов выступили супермаркеты, которые появились в стране лишь в 90-е годы. На сегодняшний день они получили широчайшее распространение во всех уголках России.
Супермаркет к содержанию ↑
Сравнение
Начнем, пожалуй, с габаритов магазинов. Площадь современных гипермаркетов может варьироваться в пределах от 4 до 60 тысяч квадратных метров. В связи со столь внушительными размерами подобные торговые точки обычно занимают целое здание, окруженное просторной парковкой. Помимо основного зала, на который приходится порядка 80 % помещения, в нем также могут располагаться аптечные пункты, заведения общественного питания, детские уголки и т. д. В сравнении с гипермаркетом супермаркет имеет достаточно скромные габариты. Его минимальная площадь в среднем составляет 400 квадратных метров, максимальная же может доходить до 2500. Подобные магазины располагаются как в крупных торговых центрах, так и на нижних этажах жилых домов и даже в подвальных помещениях. Они крайне редко занимают отдельно стоящее здание, не имеют собственной парковки.
Как правило, супермаркеты располагаются в черте города, в наиболее оживленных и проходимых районах. В крупном населенном пункте их можно насчитать несколько сотен. Поскольку возвести огромное здание гипермаркета в городской черте не всегда представляется возможным, многие торговые точки данного типа располагаются за ее пределами. Это не вызывает особого возмущения у покупателей, которые выезжают за покупками исключительно на личном транспорте. Посещают такие магазины раз в неделю или даже в месяц с целью запастись всем необходимым на довольно продолжительный срок. В крупных населенных пунктах и пригородных районах их насчитывается не более пары десятков. Приобрести же продукты повседневного спроса, будь то хлеб или молоко, всегда можно в супермаркете возле дома, прогулявшись до него пешком. Вполне очевидно, что ассортимент товаров в таких точках является более узким. В этом состоит еще одно отличие гипермаркета от супермаркета. Рассмотрим данный пункт более подробно.
Гипермаркет подразумевает под собой не только огромные торговые площади, но и универсальный ассортимент товаров, в том числе и непродовольственных. На долю последних приходится 35-50 % представленных позиций. Одежда, обувь, бытовая техника, детские аксессуары, книги, канцелярия, стройматериалы, косметика – и это далеко не полный перечень наименований. Многие гипермаркеты ориентированы на людей с невысоким уровнем достатка и оптовых покупателей. Они во многом напоминают склады, территория которых уставлена высокими многоуровневыми стеллажами и бесчисленными коробками с товарами. Все это объясняется нехваткой места для хранения огромного количества реализуемых позиций.
Что же касается супермаркетов, то ассортимент таких магазинов ниже в 3-10 раз. Порядка 80 % представленных в них позиций приходится на долю продовольствия. Помимо этого, в подобных торговых точках можно приобрести косметику, товары для дома, печатные издания, канцелярию. Вполне очевидно, что выбор этой продукции весьма и весьма ограничен. В супермаркетах не встретишь такого количества коробок, ящиков и упаковок. Здесь все товары аккуратно разложены по полочкам и рассчитаны преимущественно на единичного потребителя.
Мы привели подробный ответ на вопрос, в чем разница между гипермаркетом и супермаркетом. Подведем черту под нашей статьей.
«Лента» замахнулась на малый формат и большие прибыли
Компания «Лента» заявила о наличии у нее стратегии завоевания рынка. В ход пойдут не столько «крупные соединения» — гипермаркеты, сколько небольшие подразделения — магазины в формате «у дома», которые компания начала открывать только в 2021 году
Мини, это супер
Сеть гипермаркетов «Лента» объявила о том, что компанией принята стратегия развития до 2025 года. Цели очень амбициозные: удвоение продаж до конца прогнозного периода, резкое увеличение торговых площадей и открытие магазинов малых форматов. Все это должно позволить сети стать «лидером российского продуктового ритейла на следующем этапе развития этого сектора», сообщает «Интерфакс».
Новые планы можно расценивать как результат появления примерно 2 года назад контролирующего собственника сети гипермаркетов. «Севергрупп» Алексея Мордашова, напоминает агентство «Интерфакс», весной 2019 года приобрела 42% «Ленты» у TPG и ЕБРР, а затем выкупала акции у миноритариев и в итоге довела свою долю до 78%. До появления «Севергрупп» в составе акционеров более половины акций компании находилось в свободном обращении. На основании стоимости сделок по их консолидации оценка компании составила 1,75 млрд долларов.
О новой стратегии «Ленты» было объявлено на дне инвестора 18 марта. Ранее в компании заявляли, что сеть будет прирастать на 150-200 тыс. кв. м ежегодно. Однако этот план претерпел изменения. Сейчас, отметил гендиректор компании Владимир Сорокин, компания собирается открывать и гипермаркеты, и супермаркеты, и магазины «у дома» — уже в текущем году планирует прибавить минимум 100 тыс. кв. м новых торговых площадей.
Причем основная часть будет приходиться на супермаркеты и магазины «у дома» — в формате «Лента мини». Такие магазины начали открываться именно в 2021 году. «Рассматривая покупательские миссии, мы выделили форматы торговли, которые были бы удобны нашим покупателям для удовлетворения их нужд. И если ты как ритейлер хочешь бороться за все миссии, иди ближе к своим клиентам, открывай магазины разных форматов и развивай онлайн. И мы планируем это делать, мы планируем продолжить экспансию магазинов меньшего формата: «Лента мини» и «Лента супер»», — отметил гендиректор «Ленты»
Впрочем, и формат гипермаркета забыт не будет. «Наши большие магазины — это уникальная инфраструктура для развития онлайна. Мы можем трансформировать их для развития омниканального предложения. Как? Отдать часть площади онлайну, тем самым создавая гибридные магазины-склады либо дарксторы», — сказала на дне инвестора директор по стратегии «Ленты» Анастасия Волохова.
Dark store, это «тёмный магазин», или магазина без покупателей. Согласно стратегии компании, путем развития всех заявленных форматов торговли, к 2025 году ее продажи должны достичь 1 трлн рублей по сравнению с 445 млрд рублей по итогам 2020 года.
Хорошо для акций
«Лента» долгое время была просто сетью крупных супермаркетов, поэтому серьезное обновление стратегии, особенно после смены состава учредителей, более чем логично, считает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. И развитие сетей как гипермаркетов и магазинов у дома, так и системы дарксторов полностью отвечает веяниям времени — продуктовые покупки постепенно переходят в онлайн.
Еще один момент, который может помочь компании в развитии, — большая вакантность площадей под гипермаркеты, вызванная пандемией, считает аналитик. Многие крупные ритейлеры, как продовольственные, так и непродовольственные, были вынуждены сокращать издержки в прошедшем году и закрывать большие магазины. Необходимость собственников таких помещений в постоянном денежном потоке сыграет на руку компании — с ними будет проще договариваться. К тому же, развивая сеть гипермаркетов, можно серьезно сократить время на доставку, что также будет хорошим плюсом.
Формат «магазинов у дома» представлен всеми ведущими игроками рынка, но обилие таких точек продаж еще не значит, что у формата исчерпан потенциал или что конкуренция настолько большая, что сюда лучше не заходить. Это формат магазинов, который будет актуален всегда и места в этом сегменте рынка для «Ленты» есть однозначно. К тому же цены на продукты не сильно отличаются от тех же «Дикси», «Магнита», «Пятерочки». Значит, считает Алексей Кричевский, у этих супермаркетов в скором времени появится конкурент, что будет делать их только лучше.
Если отталкиваться от всех этих тезисов, увеличение продаж до 1 трлн рублей к 2025 году с текущих 445 миллиардов кажется вполне реальным, а увеличение площадей магазинов на 1,5 млн. кв. м. — это необходимость для развития и извлечения такой прибыли, что также положительно скажется на финансовом состоянии компании в будущем.
Маловероятно, говорит эксперт, что выплаты дивидендов начнутся раньше 2023 года — ближайшее время компания будет тратить средства на инвестиции в новые форматы и проекты. Но уже за 2022 год можно ждать может и небольших, но выплат акционерам, прогнозирует он. Замораживание дивидендов на более долгий срок оттолкнет от компании долгосрочных консервативных частных инвесторов, ориентирующихся на реинвестирования прибыли. Поэтому вряд ли «Лента» будет тянуть с выплатами дольше.
Сейчас акции компании торгуются примерно по 260 рублей за штуку. На горизонте года-двух они могут легко подняться до 300-320 рублей за акцию, но, уверен Алексей Кричевский, многое будет зависеть от реализации новой стратегии, а также от конъюнктуры рынка продуктового ритейла. А именно: какой его процент по итогам текущего года займет доставка? Чем он будет больше, тем сложнее будет рассчитывать на дивиденды и быстрый рост капитализации компании, поскольку возникнет необходимость в быстром агрессивном развитии.
Вообще, указывает, в свою очередь, главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов, многоформатность — это устойчивый тренд, который диктует ритейлерам новая экономическая реальность. Как правильно признали в «Ленте», эра высокоприбыльных гипермаркетов переживает не самые лучшие времена, поэтому сейчас наиболее правильный шаг направить инвестиции в сторону формирования сильного блока магазинов у дома в формате мини-супермаркетов, стандартных супермаркетов и жестких дискаунтеров.
При этом «Лента» активно развивает онлайн продажи с развитой системой доставки, что в период пандемии позволило получить хорошую выручку от этого направления. Между тем, «Лента» по-прежнему остается лидером рынка по уровню развития гипермаркетов, говорит аналитик, и в компании не собираются полностью смещать акценты с этого сегмента — они продолжат развиваться, но со сравнительно небольшим процентом прироста в год. Гипермаркеты «Ленты» в данном случае являются малоуязвимыми, поскольку, как там планируют, если покупательский интерес будет окончательно переходить в онлайн и в сегменты «у дома», большие площади можно будет оперативно переориентировать в дарксторы для обеспечения качественной логистики заказов.
Конечно, признает эксперт, планы «Ленты» по двукратному приросту площадей с 1,52 до свыше 3 млн кв. м можно оценивать как весьма амбициозные. Тем более что предыдущие планы из стратегии, озвученной в 2018 году, она реализовала не полностью, а 2020 год и вовсе заставил смещать приоритеты. Соответственно, соглашаться с таким прогнозом мы бы не торопились, говорит он.
У компании 1,4 млн кв. м торговых площадей приходится на гипермаркеты, это 254 торговых помещения. И только 117,8 тыс. кв. м, или 139 помещений заняты супермаркетами. И очевидно, считает Алексей Антонов, что на фоне такого агрессивного роста лидеров рынка сегмента «у дома», как X5 и «Магнит», «Лента» будет стремиться подвинуть конкурентов за счет усиленного открытия новых небольших магазинов и традиционных поглощений менее слабых игроков. Учитывая такую высокую конкуренцию в регионах присутствия и наличия определенного процента местных торговых сетей, можно ожидать, что «Лента» должна будет усиливать программу лояльности и значительно вкладываться в развитие экспансии, что скажется на финансовых результатах в первые годы реализации стратегии.
В целом компания развивается более чем гармонично, уверен аналитик. Анонсированные планы по дивидендам на 2022 год, по его словам, должны подстегнуть аппетиты инвесторов, при успешной реализации целей даже на 70-80% компания вполне может приблизиться по количественному присутствию и финрезультатам к основным лидерам рынка. Но, полагает Алексей Антонов, компания вряд ли сможет вырваться на первое или второе место среди продуктового ритейла. С другой стороны, сейчас гораздо важнее сделать хороший задел по развитию и количественному приросту магазинов нового формата, считает он.
Чем отличается супермаркет от гипермаркета?
Закупаться в крупных магазинах стало частью повседневной рутины для большинства людей, живущих в городах. Из более мелких населенных пунктов специально приезжают в определенные «точки», где расположены огромные торговые центры, так что модное веяние централизации и увеличения площадок для продажи различных товаров усиливается во всех регионах.
Понятия «гипермаркета» и «супермаркета» похожи, звучат для уха русскоязычного человека практически одинаково, однако разница в этих понятиях существует. Чем отличается гипермаркет от супермаркета и как разобраться, куда вам стоит поехать за покупками? Все не так уж сложно…
История крупных магазинов
Появление «масштабных» магазинов — с одной стороны, наследие ярмарок и стихийных рынков, существовавших с древних времен. С другой же — явление абсолютно постиндустриальное, связанное с широким распространением и доступностью автомобилей. Человеку больше не надо нести все покупки в руках, в лучшем случае, привлекая помощников — от слуг до домочадцев. Можно сесть в машину, приехать и купить все, погрузить в тележку.
Как ни странно, прообразы современных гипермаркетов существовали еще в XIX веке, хотя городские жители такими магазинами не пользовались, предпочитая обходить любимые лавки со знакомыми торговцами и небольшим количеством товара. Гипермаркеты предназначались для фермеров, живущих в деревнях.
Они приезжали на телегах, чтобы одним махом купить:
После чего фермеры возвращались домой, чтобы вернуться снова на рынок только спустя несколько недель. Конечно, им было удобнее закупаться на огромных площадках, похожих на склады. Продавцы же видели свою выгоду в возможности сбыть товар сразу оптом, по минимуму тратясь на аренду.
Супермаркеты вошли в обиход значительно позже.
Их родина — США, время рождение — конец 30-х годов прошлого века. А причина, по которой они возникли, стало изобретение тележки на колесиках. С тех пор людям не приходилось держать все выбранное в руках до самой кассы, а дальше можно было уже сесть в машину. Или вызвать такси.
Интересный факт: советской «калькой» супермаркета были универмаги
В чем различия между супермаркетом и гипермаркетом?
И тот, и другой — крупные площадки-магазины, в которых продаются различные товары. Общее у обоих типов — самообслуживание, то есть, предполагается, что клиент приходит, берет тележку и ходит по рядам, выбирая необходимые вещи. Пожалуй, это единственное очевидное сходство, потому что дальше начинаются различия между типами магазинов.
Размеры
«Гипер» — это больше, чем «супер». Так оно и есть. Супермаркет редко превышает площадь 2500 квадратных метров, тогда как самые крупные гипермаркеты могут достигать впечатляющих 6 гектаров. Это целый крупный район!
Кстати, чтобы человеку было проще ходить по такой огромной площади, некоторые современные гипермаркеты помимо традиционных тележек предлагают и своего рода мини-кары. Садишься, едешь, как на машине.
Особенности территории
Гипермаркеты слишком велики, чтобы в них добавляли что-то еще. С другой стороны, поскольку в такой огромный магазин до сих пор приезжают закупаться если не на целый день, то на несколько часов, то обязательно присутствуют свои закусочные, места отдыха, брендовые фудкорты.
Хорошим примером может послужить всем известная IKEA.Супермаркеты неплохо себя чувствуют в торговых центрах, часто бывают совмещены с кинотеатрами и другими заведениями.
Расположение
Слишком много гипермаркетов в городе — невыгодно, лишняя конкуренция между ними. Предпочтительнее поставить от пяти до двадцати, в зависимости от размера населенного пункта, а из них большинство — ближе к границе, чтобы легко могли добраться люди из соседних поселков, деревень. Супермаркеты размещаются буквально на каждом шагу, в одном крупном районе может насчитываться до пяти штук.
Ассортимент
Если вы зайдете в супермаркет, обнаружите там продукты на все случаи жизни — от мяса до кондитерских изделий. Также найдете товары первой необходимости, гигиенические принадлежности, моющие средства. Обычно больше ничего нет. Гипермаркет предлагает более широкий спектр товаров, среди которых:
В гипермаркете можно найти практически все, что угодно — от кошачьего корма до автозапчастей. Принцип, оставшийся с XIX века, сохраняется и поныне: приехать в один магазин и закупиться сразу всем.
Представление товара
Считается, что гипермаркеты созданы для небогатых людей, ниже среднего класса, которые привыкли экономить на покупках. Второй сегмент целевой аудитории — оптовые покупатели. Тем и другим не надо предлагать товар «лицом», важно сделать его дешевым и позволить приобрести сразу много.
Супермаркеты, хотя и бывают разного ценового сегмента, все-таки рассчитаны на более «премиальную» категорию клиентов. Поэтому предлагаемые продукты моются, чистятся, никогда не продаются ящиками или в состоянии «только что выкопали из земли». Товарный вид и эстетика, правильное расположение позиций на полках — целое искусство, за которым следит и сам супермаркет, и представленные в нем бренды.
Парковка
Супермаркет может находиться через дорогу — в шаговой доступности. Такие магазины редко «разоряются» на собственные парковочные места. В крайнем случае, парковка будет принадлежать торговому центру, где размещен супермаркет.
В случае с гипермаркетом без собственной, в том числе, крытой парковки нельзя — очень редко в такие точки торговли приходят пешком, в 99% покупатель будет за рулем, следовательно, ему необходимо обеспечить комфорт.
Гипермаркет и супермаркет действительно сильно отличаются друг от друга. Но основной признак — это цель, приехать за небольшим количеством продуктов, или закупиться «сразу всем» на длительный срок.
Тест на эрудицию
Оцените насколько разносторонне вы развиты, пройдите
тест на эрудицию!
«Лента» станет вторым крупнейшим ритейлером в Москве по числу супермаркетов
«Лента» покупает сеть супермаркетов Billa у Rewe Group за 215 млн евро, сообщили стороны. Российская компания получит 161 супермаркет общей торговой площадью 138 000 кв. м, большая часть которых находится в Москве и Подмосковье, а также распределительный центр в подмосковном Быкове. Ожидается, что сделка будет закрыта летом этого года после получения разрешения Федеральной антимонопольной службы.
В сообщении сторон говорится также, что бренд Billa будет ликвидирован, супермаркеты планируется переименовать в «Ленту».
«Лента», принадлежащая «Севергрупп» Алексея Мордашова, на конец 2020 г. включала 254 гипермаркета и 139 супермаркетов. Ее выручка в прошлом году составила 445,5 млрд руб., чистая прибыль – 16,5 млрд руб. По данным Infoline, она занимает четвертое место среди крупнейших ритейлеров по выручке. Сделка c Rewe Group даст «Ленте» «доступ к зрелой сети магазинов с устойчивым потоком покупателей, в том числе в центральных районах Москвы», а также позволит удвоить общее количество супермаркетов, следует из сообщения ритейлера.
Также компания рассчитывает расширить онлайн-доставку на всю территорию Москвы за счет удачного расположения магазинов Billa. Там же сказано, что общая доля «Ленты» в регионе после покупки Billa составит 3%.
Rewe Group с оборотом в 61 млрд евро, по собственным данным, является лидером в сфере розничной торговли и туризма в Германии. Магазины Billa работают в 22 европейских странах, а также в России и на Украине. На российский рынок компания вышла в 2004 г. В 2020 г. выручка российского бизнеса составила почти 48 млрд руб., чистый убыток – 1,69 млрд руб. Продажа российского бизнеса связана с желанием сконцентрироваться на успешных рынках Европейского союза, сообщил член правления Rewe International Эспен Б. Ларсен. По его словам, компания стремится занимать лидирующие позиции во всех странах присутствия, а «рыночная ситуация в России не позволяет этого, несмотря на большие инвестиции».
«Лента» покупает Billa по цене ниже рыночной, утверждает аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. Это может быть связано с динамикой финансовых показателей: выручка у сети в 2020 г. сократилась на 3,7%, при этом компания убыточна последние три года, говорится в обзоре Газпромбанка. Кроме того, у компании еще и высокие операционные издержки – 113 000 руб./кв. м торговых площадей. Это в три раза выше, чем у «Ленты», сказано в обзоре. Можно предположить, что новый владелец сможет существенно улучшить операционную эффективность за счет оптимизации расходов, а также улучшения закупочных условий. Кроме того, компания отставала от многих других конкурентов, потому что не работала в онлайне, говорит партнер Data Insight Федор Вирин.
Компании было сложно развиваться после введения продуктового эмбарго, когда выпала часть импортного ассортимента, отмечает Андрей Карпов, президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла. Кроме того, часть аудитории у таких супермаркетов отнял «Вкусвилл». Компания также не выдерживала конкуренцию и с другими крупными конкурентами, такими как «Перекресток» и «Лента», добавляет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
С приобретением Billa «Лента» станет второй по числу супермаркетов в Москве, утверждает сам ритейлер. Это подтверждается и данными «Infoline-аналитики». Лидер рынка – X5 Group. Покупка магазинов Billa позволит значительно укрепить позиции «Ленты» в Московском регионе, где традиционно у ритейлеров высокая плотность продаж и хорошая рентабельность, добавляет Артем Михайлин из «Велес капитала». Компания, по его словам, сможет покрыть доставкой всю Москву и ускорить развитие онлайн-сегмента.
Обзор «Ленты»: продуктовый ретейлер с большими амбициями
«Лента» (MCX, LSE: LNTA) — продуктовая розничная сеть, крупнейший оператор гипермаркетов в России с постоянно растущей долей на этом рынке. Компанию основали в 1993 году в Санкт-Петербурге.
О компании
К концу 1 квартала 2021 года сеть включала в себя 254 гипермаркета в 89 городах страны и 140 супермаркетов в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири, Центральном регионе и на Урале. Компания понемногу наращивает количество как гипермаркетов, так и супермаркетов, примерно три четверти общей площади торговых помещений находится у нее в собственности. Также у компании есть 13 распределительных центров и собственная логистическая инфраструктура.
Выручка неплохо диверсифицирована по регионам присутствия — только у Санкт-Петербурга и Ленинградской области доля немногим более 20%.
У «Ленты» обширная программа лояльности: около 16 млн участников, 97% покупок — это покупки с использованием карт лояльности, что помогает компании понимать потребности своих клиентов, использовать технологии больших данных для аналитики и формирования персональных предложений.
Еще компания довольно активно развивает собственные торговые марки (СТМ). Это 13 продовольственных и непродовольственных брендов во всех ценовых категориях: «365 дней», Dolce Albero, Little Times, Home Club и другие. По итогам 2020 года доля СТМ в розничных продажах достигла 14,7%.
Как и другие компании, «Лента» стала активно развивать онлайн-продажи с возможностью самовывоза или доставки собственной службой экспресс-доставки «Ленточка» или службами партнеров.
Выручка крупнейших продуктовых ретейлеров России в 2020 году, млрд рублей
X5 Retail Group: «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик» | 1973 |
«Магнит» | 1510 |
«ДКБР Мега ритейл групп лимитед»: «Дикси», «Бристоль», «Красное и белое», «Виктория», «Мегамарт», «Первым делом» | 950 |
«Лента» | 438 |
«Ашан ритейл Россия» | 255 |
Metro Cash & Carry | 204 |
«Светофор» | 189 |
ГК «Окей»: «Окей», «Да!» | 173 |
Источник: финансовые данные компаний, оценка InfoLine
Доля компании на рынке гипермаркетов по годам
Количество магазинов компании по типам по годам
Гипермаркеты | Супермаркеты | |
---|---|---|
2017 | 231 | 97 |
2018 | 244 | 135 |
2019 | 249 | 131 |
2020 | 254 | 139 |
2021 | 254 | 140 |
Доля выручки компании по регионам за 1 квартал 2021 года
Санкт-Петербург и Ленинградская область | 21,5% |
Сибирь | 18,0% |
Поволжье | 13,0% |
Москва и Московская область | 12,3% |
Южный регион | 11,9% |
Урал | 10,0% |
Центральный регион | 7,6% |
Северо-Западный регион | 5,7% |
Смена владельца и ее последствия
В 2019 году произошло очень важное событие для компании: сменился ее контролирующий акционер. Им стал «Севергрупп» богатейшего россиянина Алексея Мордашова, в активы которого входят значительные доли в металлурге «Северстали», туристической компании TUI, «Утконосе» и многих других компаниях.
Естественно, при новом владельце в компании произошло множество изменений. Значительно изменились составы совета директоров и правления: теперь там много людей с опытом работы в «Севергруппе» и «Северстали». Сменился генеральный директор — им стал Владимир Сорокин, до этого работавший заместителем главы «Магнита», а еще раньше руководивший сетью «Перекресток».
Изменилась регистрация компании с Британских Виргинских Островов на Кипр, затем произвели редомициляцию на остров Октябрьский в Калининградской области, которая повлечет за собой делистинг с Мосбиржи депозитарных расписок компании в пользу ее акций. Это техническая процедура, которая не должна вызывать у инвесторов беспокойства, тем более что депозитарные расписки компании продолжат торговаться на Лондонской фондовой бирже.
Как победить выгорание
Компания опубликовала новую стратегию с амбициозными планами роста выручки в 2 раза — до триллиона рублей — к 2025 году. Достичь ее планируется за счет активного развития магазинов формата «у дома», покупки конкурентов и развития онлайн-направления. «Лента» указывает примеры многих европейских стран, где рынок продуктового ретейла достаточно консолидирован: доля пяти крупнейших игроков превышает 50%, а то и 70% рынка. В России же по итогам 2020 года этот показатель составлял всего лишь 30%. Компания прогнозирует рост этой доли до 40% к 2025 году и планирует в этом активно поучаствовать.
В январе 2021 года «Лента» запустила тестовые магазины-дискаунтеры под брендом «365+». Еще компания активно начала заключать сделки M&A: гипермаркет «Карусель» в Московской области, сеть «Семья» в Пермском крае и Billa в Московском регионе. Также «Лента» объединила некоторые бизнес-функции, в частности закупки, с сестринским бизнесом — «Утконосом».
Структура акционерного капитала компании
«Севергрупп» | 77,99% |
Квазиказначейские акции | 0,93% |
Директора и менеджмент | 0,04% |
Free float | 21,04% |
Финансовые показатели
Выручка «Ленты» стабильно растет, чего не скажешь о чистой прибыли: она довольно волатильна, а в 2019 году компания даже скатывалась в убытки. При этом чистый долг в последние годы удерживается примерно в одном диапазоне.
Структура выручки очень ясно показывает, что основной бизнес «Ленты» — это гипермаркеты: на них приходится 90% выручки.
Финансовые показатели компании, млрд рублей
Выручка | Чистая прибыль | Чистый долг | |
---|---|---|---|
2017 | 365,2 | 13,3 | 92,8 |
2018 | 413,6 | 11,8 | 93,3 |
2019 | 417,5 | −2,8 | 77,1 |
2020 | 445,5 | 16,5 | 91,6 |
2021 | 218,1 | 5,1 | 93,7 |
Выручка по сегментам бизнеса за 1 квартал 2021 года
Почему акции могут вырасти
Растущая компания. Бизнес «Ленты» рос постепенно в последние годы, а теперь компания планирует расти значительно интенсивнее. Если все получится, то ее выручка вырастет в два раза за несколько ближайших лет, что будет фундаментальным драйвером для роста котировок акций.
Защитный сектор. Продуктовый ретейл — традиционно защитный сектор, так как торгует товарами первой необходимости. Именно поэтому его представители — очевидные кандидаты на включение в консервативные части портфелей инвесторов. Сейчас же спрос на защитные бумаги может еще усилиться: из-за возросшей инфляции рост процентных ставок в России уже начался, он может начаться и на Западе, а это, в свою очередь, может спровоцировать коррекцию на фондовых рынках.
Возможно, из-за этих ожиданий инвесторы будут охотнее вкладываться в компании из защитных секторов.
Возможное начало выплаты дивидендов. Компания планирует в 2021 году утвердить дивидендную политику, а с 2022 года начать выплаты. В России особенно любят дивиденды, так что их появление может сделать «Ленту» значительно более привлекательной для инвесторов.
Почему акции могут упасть
Специфика сектора. Продуктовый ретейл — это не быстрорастущий сектор, он очень завязан на уровне доходов населения, а он в последнее время, к сожалению, падает. При этом сектор крайне конкурентен: на рынке огромное количество как традиционных игроков, так и фактически ИТ-компаний, занимающихся цифровизацией этой сферы: Ozon, Wildberries, «Яндекс». А чем выше конкуренция, тем больше затрат и меньше прибыли.
На фоне падающих доходов населения и растущей инфляции правительство пытается регулировать цены на продукты, что вряд ли выгодно ретейлерам: в декабре 2020 года подписали ряд постановлений для стабилизации цен на продукты, в июле 2021 начались дискуссии о снижении наценок на товары первой необходимости, а конкуренту «Ленты» «Магниту» в рамках одобрения сделки по консолидации «Дикси» предписали целый год делать нулевую наценку на несколько основных продуктов питания.
Проблемы гипермаркетов. В обзоре «Окея» мы уже подробно говорили о том, что гипермаркеты — это несколько увядающий формат ретейла в России, сейчас все популярнее магазины «у дома» и дискаунтеры. При этом гипермаркеты — это основа бизнеса «Ленты», так что компания в некотором роде плывет против течения. И хотя у нее это скорее получается, дается это непросто.
Отсутствие дивидендов. Компания планирует начать платить дивиденды, но пока она их не платила ни разу за всю свою публичную историю, что отличает ее не в лучшую сторону от публичных конкурентов по сектору.
Потенциальные проблемы роста. Компания планирует активно расти — как открывая новые магазины и развивая онлайн-сегмент, так и скупая конкурентов. Но на все это нужны деньги — и много. А вариантов, где их взять, ограниченное количество. Скорее всего, компания будет увеличивать долг — а он и так немаленький — и потом его придется обслуживать и выплачивать. Возможно, компания прибегнет к допэмиссии акций, что тоже не очень хорошо для акционеров, так как их доля в бизнесе размоется.