что больше повесть или рассказ
Разница между рассказом и повестью
Вопрос о жанровых отличиях рассказа и повести не имеет однозначного ответа. Это связано с тем, что до середины XIX века повестью назвали все прозаические произведения, в которых описывались исторические события или отдельные эпизоды из жизни реальных или вымышленных героев. Примером могут служить «Повесть временных лет», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
В современной литературе жанр рассказа определяется по критериям, отражающим объем повествования, его фактичность, подчеркнуто напряженную кульминацию, отсутствие дополнительных сюжетных линий и выразительность художественных деталей. Это значит, что рассказ представляет собой сравнительно небольшое, отличающееся композиционной строгостью прозаическое произведение, в котором вымышленное событие раскрывает характер героя или служит своеобразным фокусом, проявляющим мотивы его поступков. Эффект достоверности достигается благодаря ограниченному по времени, но подчеркнуто важному развитию действия и весомости каждого фрагмента повествования. В рассказе не бывает большого количества действующих лиц: в центре внимания находится только один, главный персонаж, остальным отводится эпизодическая роль.
Повесть относится к средним эпическим жанрам, в которых отображается не одно, а несколько важных эпизодов из жизни героя, свидетельствующих о его причастности к жизни общества, судьбам других людей, значимым историческим событиям. В отличие от рассказа, повесть может иметь разветвленный сюжет с развитием действия в разных временных срезах. В композицию повести часто входят авторские отступления, пейзажные зарисовки, портретные характеристики персонажей: их использование в тексте произведения помогает достичь глубины содержания и в полной мере отразить идею произведения.
Содержание повести может быть основано на фактическом материале или необычной истории из жизни людей, научной гипотезе, фантастическом вымысле. Отсюда – разнообразие жанра: историческая и военная повесть, социально-бытовая, приключенческая, фантастическая повесть и даже повесть-сказка.
Жанру рассказа такое разнообразие не свойственно. По стилю он бывает близок к новелле или очерку – в зависимости от динамики повествования: описательного или построенного на остром конфликте.
«Петербургские повести» Н. В. Гоголь
В чём отличия романа от повести? И чем повесть отличается от рассказа?
Рассказ — произведение, в котором затрагивается, как правило, одно событие. Повесть — произведение, где событий обычно много, но все они связываются в одну сюжетную линию. Роман — произведение со множеством действующих лиц, вокруг которых строится своя сюжетная линия, следовательно событий в романе великое множество.Aug 14, 2016
В чём отличия романа от повести? И чем повесть отличается от рассказа?
14 августа 2016 • 42,5 K
«В чём отличия романа от повести? И чем повесть отличается от рассказа?» – Яндекс.Кью (yandex.ru)
Можно сказать, что определяется размером, но это не совсем так.
Рассказ — произведение, в котором затрагивается, как правило, одно событие.
Повесть — произведение, где событий обычно много, но все они связываются в одну сюжетную линию.
Роман — произведение со множеством действующих лиц, вокруг которых строится своя сюжетная линия, следовательно событий в романе великое множество.
Грубо говоря, здесь действует принцип матрёшки: в повести несколько рассказов, в романе несколько повестей.
Сюжетная линия это что такое?
Сюжетная линия это что такое? 🤓 [Есть ответ] (obrazovaka.ru)
Сюжетная линия художественного произведения – это последовательная связь эпизодов произведения, определенная логикой автора, которая формируется вокруг одного человека, события или проблемы, одного конфликта. Сюжетная линия является относительно законченной по отношению ко всему произведению.
Сюжетные линии могут быть однолинейными и многолинейными.
Опубликовано 5 апреля, 2019
События могут быть, в той или иной области жизни:
То, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни.
чем отличается повесть от рассказа?
Вопрос о жанровых отличиях рассказа и повести не имеет однозначного ответа. Это связано с тем, что до середины XIX века повестью назвали все прозаические произведения, в которых описывались исторические события или отдельные эпизоды из жизни реальных или вымышленных героев. Примером могут служить «Повесть временных лет», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя.
В современной литературе жанр рассказа определяется по критериям, отражающим объем повествования, его фактичность, подчеркнуто напряженную кульминацию, отсутствие дополнительных сюжетных линий и выразительность художественных деталей. Это значит, что рассказ представляет собой сравнительно небольшое, отличающееся композиционной строгостью прозаическое произведение, в котором вымышленное событие раскрывает характер героя или служит своеобразным фокусом, проявляющим мотивы его поступков. Эффект достоверности достигается благодаря ограниченному по времени, но подчеркнуто важному развитию действия и весомости каждого фрагмента повествования. В рассказе не бывает большого количества действующих лиц: в центре внимания находится только один, главный персонаж, остальным отводится эпизодическая роль.
Повесть относится к средним эпическим жанрам, в которых отображается не одно, а несколько важных эпизодов из жизни героя, свидетельствующих о его причастности к жизни общества, судьбам других людей, значимым историческим событиям. В отличие от рассказа, повесть может иметь разветвленный сюжет с развитием действия в разных временных срезах. В композицию повести часто входят авторские отступления, пейзажные зарисовки, портретные характеристики персонажей: их использование в тексте произведения помогает достичь глубины содержания и в полной мере отразить идею произведения.
Содержание повести может быть основано на фактическом материале или необычной истории из жизни людей, научной гипотезе, фантастическом вымысле. Отсюда – разнообразие жанра: историческая и военная повесть, социально-бытовая, приключенческая, фантастическая повесть и даже повесть-сказка.
В чём различие рассказа от повести? Видела рассказы длиннее повестей. Значит не размером, а чем тогда?
Особенности жанра повести, или что следует знать о повести.
Повесть — это жанр литературы. Такой жанр существует исключительно в русском литературоведении, так как на западе он будет именоваться коротким романом, а то и вовсе к нему приравниваться.
Прародитель повести – это летопись, известная своим беспристрастным стилем изложения исторических фактов.
В повести героев может быть больше, чем в рассказе, но в центре – один главный герой. Именно к нему стягиваются все описываемые события.
Проблематика повести, как правило, злободневная. В ней затрагиваются те вопросы, которые волнуют каждого человека день ото дня.
Повествование идёт в хронологическом порядке. Отступления от общего сюжета минимальны.
Обязательное присутствие смысла. Обычно он раскрывается в самом конце повести и является естественным выводом из всего произведения.
Финал может быть открытым. Главное, что в повести выявляются важные вопросы, о которых читатель может потом размышлять самостоятельно.
http://liter-rm. ru/kak-napisat-povest-zhanr-povesti.html (пробел перед «ru» уберите).
Особенности рассказа
Относительно небольшой объём (признак этот весьма субъективен, так как у каждого писателя свои мерки).
Непродолжительный отрезок времени. Вряд ли автор будет описывать всю жизнь героя, скорее он остановится на каком-то значительном эпизоде.
Одна сюжетная линия. Вы не увидите в рассказе сплетения судеб, не станете свидетелем многих событий.
Один главный герой. В крайнем случае – несколько.
Ограниченность пространства. Если смена обстановки и будет происходить, то крайне редко. Вспомните, что действие рассказа Чехова «Хамелеон» разворачивается исключительно на базарной площади.
Центр повествования. Все поступки, все слова должны сводиться к одному смыслу. Рассказ – это не самая подходящая форма, чтобы успеть сказать много.
Отсутствие воды. Никаких лирических отступлений, длительных экскурсов в прошлое и собственных философских монологов. События развиваются динамично.
Определённая композиция: завязка (порой достаточно одного предложения или абзаца) – развитие действия — кульминация (самая эмоциональная сцена) – развязка (вздох облегчения и переваривание прочитанного).
Непредсказуемая концовка. Никаких поучений, наставлений и прочей демагогии. Всё крайне эффектно и внезапно.
(из того же источника).
Чем отличается ПОВЕСТЬ от РАССКАЗА
Неискушенному читателю бывает сложно отличить один литературный жанр от другого. Разницу между романом и рассказом, например, на бытовом уровне понять нетрудно: рассказ меньше, чем роман. А выделить четкие различия между рассказом и повестью не всегда удается даже литературоведам.
Повесть − жанр эпической поэзии, по объему находится между рассказом и романом. Для повести, в отличие от рассказа, характерно описание ряда фактов, объединенных общим сюжетом. В действительности, в литературоведении нет четких критериев повести. Термина «повесть» не существует в других языках, таким образом, повесть является только жанром русской литературы.
Повесть берет свое начало в древней русской литературе. Под повестью тогда понималось то, что повествуется. В Древней Руси повестью назывались агиографические, житийные, хроникальные, эпические, воинские, летописные произведения.
«Слово о полку Игореве», которое является одним из древнейших текстов (предположительно было написано неизвестным автором в 1085 году), можно отнести к жанру воинской повести, которая несет в себе сильную лирическую струю, отличительную особенность воинских повестей Древней Руси. К жанру древней воинской повести можно отнести «Задонщину», произведение о мамаевом побоище, на которое значительное влияние оказало «Слово о полку Игореве». А также «Повесть об Азовском сидении» и многие другие.
В силу того, что житийная литература не могла удовлетворить все потребности общества по причине своей узкой тематики, появился жанр, который отвечал запросам реальной, мирской жизни – светская повесть. Она появилась только в XVII веке с ослаблением влияния церкви и усилением роли купечества. Таковыми являются «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Савве Грудцине». Древнерусская светская повесть стала прообразом современной повести.
Позже повесть становится излюбленным жанром Н.М. Карамзина, сентименталиста, который призывает к простоте и красоте. Далее повесть находит свое место и в творчестве Н.В. Гоголя, А.С Пушкина. С развитием русской литературы большую популярность приобретает роман, а к повести обращаются писатели-реалисты, такие как И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. Жанр повести развивают и советские писатели: В.П. Астафьев, Р.П. Погодин, А.П. Гайдар. Для повести нашлось место не только в творчестве писателей-классиков, но и в современной российской литературе этот жанр довольно распространен.
Для повести, в отличие от рассказа, характерно равномерное, неторопливое развитие действия, простота композиции, персонажей в повести больше, чем в рассказе, также в повести можно проследить развитие характера героя.
Рассказ, как и повесть, является жанром эпической поэзии. Обычно рассказ представляет собой небольшое реалистическое произведение, повествующее об отдельном событии. Обычно рассказ соотносят с западноевропейской новеллой, но некоторые литературоведы выделяют ряд особенностей, которые отличают новеллу от рассказа: острый напряженный сюжет, неожиданная развязка.
Рассказ в русской литературе появился в XVII−XVIII вв. в стилях низшего сословия. Рассказ внес в литературу бытовое, повседневное содержание. Рассказ отличается простотой языка и лаконичностью формы. Мастером короткого психологического рассказа является А.П. Чехов, социального – М. Горький, народного – Л.Н. Толстой.
Рассказ – это всегда законченное повествование, развитие действия в рассказе может быть обусловлено психологическими, социальными противоречиями. Таким образом, рассказ может быть бытовым, сатирическим, психологическим, авантюрным, фантастическим.
В рассказе, в отличие от повести, ограничено число персонажей, обычно отсутствует предыстория, действие сконцентрировано вокруг одного события. Также рассказ отличает небольшой объем.
Выводы: