что больше контрабас или виолончель
Музыкальные инструменты
История, описание все самое интересное
Струнные инструменты
Клавишные инструменты
Духовые инструменты
Ударные инструменты
Отличия виолончели от контрабаса
Изначально может показаться, что контрабас и виолончель неотличимые инструменты, они обладают практически одинаковой формой, одинаковым числом струн. Однако это две абсолютно разные вещи, которые различаются по размерам, методике игры, конструкции.
Что такое виолончель?
Виолончель представляет собой инструмент, который относится к категории смычковых струнных. Она применяется для сольной игры. Звучание виолончели также можно услышать в оркестре или в квартете струнных инструментов. Диапазон звука виолончели составляет от до большой октавы и до ля четвертой октавы. Поэтому ноты для данного музыкального инструмента записываются в нескольких ключах: альтовом, басовом, скрипичном. Виолончель имеет сочное звучание, верхний регистр слегка приглушенный.
Методика игры на виолончели, в том числе и исполнение штрихов, похожа на принцип использования скрипки. Однако по причине того, что виолончель обладает большими размерами, играть на ней тяжелее. В приемах игры включены флажолеты и пиццикато. Обычно играют на виолончели сидя, используя смычок.
Чем отличается контрабас?
Контрабас также относится к смычковым струнным инструментам, являясь самым крупным представителем данного семейства – его величина достигает двух метров, а звучание его самое низкое. Контрабас применяется в симфоническом оркестре в джазе, камерных ансамблях, рокабилли.
Звучание контрабаса ограничивается диапазоном от ми контроктавы до соль первой октавы. У него густое низкое звучание, которое его делает легко узнаваемым. Контрабас в редких случаях применяется для сольной игры, однако отдельные музыканты специализируются на сольной игре контрабаса. Для контрабаса применяются приемы игры и штрихи, как и на скрипке. Однако из-за его размеров обуславливаются ограничения в возможностях игры. К примеру, на данном инструменте сложно играть скачки и гаммы. Зато прекрасно звучит пиццикато. Если на контрабасе играют в стиле сайкобилли и рокабилли, то применяется техника слэпа. Играют на контрабасе пальцами или смычком, стоя.
Сравнительная характеристика инструментов
Таким образом, контрабас и виолончель относятся к одной категории инструментов. Однако виолончель меньше по размерам. На ней играют в сидячем положении, а на контрабасе – в стоячем. Контрабас имеет более низкое звучание, а виолончель звучит выше. Методика игры на данных инструментах похожа. Но на виолончели можно играть исключительно смычком, а на контрабасе можно использовать и смычок, и пальцы.
Если вы желаете научиться играть на одном из данных инструментов, следует выбирать, учитывая личные предпочтения, стиль и звучание музыки, который придется вам по душе. Также можно посоветоваться с преподавателем по музыке, специализирующимся на струнных смычковых инструментах. Внимательно послушайте, как именно звучит каждый инструмент, так вы сможете понять, какой из них для вас более привлекателен, интересен для изучения и освоения.
История создания гитары
Первым музыкальным инструментом, который был похож на гитару был музыкальный инструмент набла. Читать дальше
Гобой
Гобой —духовой музыкальный инструмент сделанный из дерева, в отличии от кларнета гобой имеет двойной язычок. Читать дальше
Смычковые музыкальные инструменты
В смычковых музыкальных инструментах звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны; в связи с этим звуковая характеристика их в значительной степени отличается от щипковых инструментов.
Смычковые инструменты отличаются высоким звуковым качеством и бесконечными возможностями в области техники исполнения и поэтому являются ведущими в различных opкестрах и ансамблях и широко используются для сольного исполнения.
К этой подгруппе инструментов относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы, а также ряд национальных инструментов 1 (грузинские чианури, узбекский гиджак, азербайджанская кеманча и др.).
Скрипка среди смычковых инструментов — самый высокий по регистру инструмент. Звук скрипки в верхнем регистре светлый, серебристый, в среднем — мягкий, нежный, певучий и в нижнем регистре — напряженный, густой.
Настраивается скрипка по квинтам. Диапазон скрипки — 3 3 /4 октавы, от соль малой октавы до ноты ми четвертой октавы.
Выпускают скрипки сольные, размер 4/4; учебные, размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8. Учебные скрипки в отличие от сольной имеют несколько худшую отделку и пониженное качество звучания. В свою очередь учебные скрипки в зависимости от качества звучания и внешней отделки подразделяются на учебные скрипки 1 и 2 классов. Скрипки 2 класса отличаются от скрипок 1 класса худшим качеством звучания и внешней отделки.
Альт несколько больше скрипки. В верхнем регистре он звучит напряженно, резковато; в среднем регистре звук тускловатый (гнусоватый), певучий, в нижнем регистре альт звучит густо, несколько грубовато.
Струны альта настраиваются по квинтам. Диапазон — 3 октавы, от ноты до малой октавы до ноты до третьей октавы.
Альты подразделяются на сольные (размер 4/4) и учебные 1 и 2 классов (размер 4/4).
Виолончель почти в 3 раза больше полномерной скрипки, на ней играют сидя. Инструмент устанавливают на полу, предварительно вставляя упор.
Звук верхнего регистра инструмента светлый, открытый, грудной. В среднем регистре звучит певуче, густовато. Нижний регистр звучит полно, густо, плотно. Иногда звучание виолончели сравнивают со звучанием человеческого голоса.
Настраивается виолончель по квинтам, на октаву ниже альта. Диапазон виолончели З1/3 октавы — от до большой октавы до ми второй октавы.
Виолончели подразделяют на сольные и учебные:
♦ сольные (размер 4/4) изготавливаются по одной из моделей «Страдивари», они предназначены для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений;
♦ учебные виолончели 1 (размер 4/4) и 2 классов (размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8) различаются между собой качеством звучания и товарным видом. Предназначены для обучения музыке учащихся различных возрастов.
Контрабас — самый большой из семейства смычковых инструментов; он почти в З1/2 раза больше полномерной скрипки по длине. Играют на контрабасе стоя, устанавливая его на полу аналогично виолончели. По своей форме контрабас сохранил черты старинных виол.
Контрабас — самый низкий по звучанию инструмент смычкового семейства. Звук его в среднем регистре густой и довольно мягкий. Верхние ноты звучат жидко, резко и напряженно. Нижний регистр звучит очень плотно и густо. В отличие от других струнных инструментов контрабас строится по квартам и звучит октавой ниже йотированного. Диапазон контрабаса 21/2, октавы — от ми контроктавы до си-бе-молъ малой октавы.
Контрабасы подразделяются: на сольные (размер 4/4); учебные 1 класса (размер 4/4); учебные 2 класса (размер 2/4, 3/4, 4/4).
Выпускаются также сольные контрабасы пяти-струнные (размер 4/4), диапазон от ноты до контроктавы до ноты до второй октавы.
По своей конструкции скрипка, альт, виолончель и контрабас однотипны. Разница между ними в основном в размерах и строе. Поэтому в данной статье дается описание конструкции только одного смычкового инструмента — скрипки.
Основными конструктивными узлами скрипки являются: корпус, шейка с грифом, головка, струнодержатель, подставка, колковая коробка, струны.
Корпус, имеющий форму восьмерки, усиливает звуковые колебания струн. Состоит он из верхней и нижней дек (14, 17), которые являются самыми ответственными резонирующими частями скрипки, и обечаек (18). Верхняя дека имеет наибольшую толщину в середине, к краям она постепенно уменьшается. В разрезе деки имеют форму небольшого свода. Верхняя дека имеет два резонаторных отверстия, имеющих форму латинской буквы » f «, отсюда их название — эфы. Деки соединяются обечайками.
Обечайки инструмента состоят из шести частей и крепятся к шести стойкам корпуса (16, 19). К верхней стойке корпуса крепится шейка (20), на которой монтируется гриф (10). Гриф служит для прижатия струн во время исполнения, имеет по длине коническую форму, а по торцу — небольшую кривизну. Продолжением шейки и ее окончанием является головка (3), имеющая колковую коробку (12) с боковыми отверстиями для укрепления колков. Завиток (11) является окончанием колковой коробки и имеет различную форму (часто фасонную).
Колки имеют форму конусообразных стерженьков с головкой и служат для натяжения и настройки струн. Порожек (13) вверху грифа ограничивает звучащую часть струн и имеет кривизну грифа.
Струнодержатель (6) предназначен для закрепления нижних концов струн. Для этого в своей широкой части он имеет соответствующие отверстия.
Подставка (15) поддерживает струны на необходимой высоте от грифа, ограничивает звучащую длину струн и передает вибрацию струн декам.
Все смычковые инструменты четырехструнные (только контрабас может иметь пять струн).
Для извлечения звука используются смычки, которые различаются между собой размерами и формой.
Смычок состоит из трости (2), имеющей на верхнем конце головку, колодочки натяжного винта (5) и волоса (6). Трость смычка, на которую натягивается равномерно расположенный волос, слегка изогнута. Она имеет на конце головку (1) и пружинит в противоположную от волоса сторону. Для закрепления волоса служит колодочка, а на другом конце смычка волос закрепляется в конце трости в головке. Колодочка передвигается по трости при помощи вращения винта (4), находящегося со стороны торца трости, и обеспечивает волосу нужное натяжение.
Смычки подразделяются на сольные и учебные 1 и 2 классов.
Запасные части и принадлежности к смычковым инструментам
Запасными частями и принадлежностями для смычковых инструментов являются: струнодержатели и грифы, подставки, колки из мореной древесины твердых пород или пластмассы; сурдинки из пластмассы или древесины; машинки для настройки натяжения струн из латуни; подбородники скрипичные и альтовые из пластмассы; струны; кнопки; футляры и чехлы.
Что больше контрабас или виолончель
Альт, виолончель, контрабас
На вопрос, что такое альт, чуть ли не все отвечают: «Это скрипка, только побольше».
Такой ответ верен, если иметь в виду лишь форму инструмента, его внешний вид. Но альт имеет свой характерный тембр, не похожий на звучание никакого другого инструмента, поэтому считать его всего-навсего большой скрипкой нельзя.
История альта драматична. Ему не везло, да и сейчас не очень везет.
Кремонские мастера делали большие, акустически правильные альты, и звучали они изумительно. Но получалась парадоксальная вещь: если скрипач всегда мечтал о хорошей скрипке и искал ее, то альт, наоборот, сам искал музыканта и далеко не всегда находил его. Музыканты отвергали большие, прекрасно звучащие альты и заказывали себе инструменты поменьше. Постепенно сложилось мнение, что на большом альте вообще невозможно играть. Мастера, отвечая спросу музыкантов, стали производить альты-недомерки с гнусавым и приглушенным звуком. Даже Антонио Страдивари в конце концов пошел на компромисс с собственным мастерством и стал делать маленькие альты, ненамного крупнее скрипки. Звучали они, конечно, хуже и его скрипок, и больших альтов.
Из-за всего этого репутация альта к восемнадцатому веку заметно поколебалась. На нем стали играть чаще всего неудавшиеся скрипачи, а композиторы остерегались поручать альту серьезные партии в оркестровых произведениях.
Но кое-кто не хотел мириться с таким положением. Например, мастер Жан Вильом (тот самый, который делал по заказу Феликса Савара скрипку-ящик) построил большой инструмент в то время, когда чуть не все считали, что настоящий альт ушел в прошлое и уже никогда не вернется. Инструмент получился прекрасный, но. на нем опять-таки никто не захотел играть. Альт Вильома попал в музей, так и не узнав жизни в музыке.
Однако мало-помалу и композиторы стали пересматривать свое отношение к альту. Начало положил Кристоф Глюк, поручив альту главную мелодию в одном эпизоде своей оперы «Альцеста», а потом постепенно альт занял в оркестре то положение, которое и было ему определено еще кремонцами. Дирижеры перестали терпеть скрипачей-неудачников в роли альтистов и начали требовать от исполнителей на альте полноценной музыки.
Сейчас в некоторых оркестрах, кроме обычных требований к музыканту, играющему на альте, есть и такое: корпус его инструмента должен быть не короче 42 сантиметров. Это уже близкий к расчетному альт, но еще не полный, так что некоторый компромисс остается.
Альт не столь популярен, как скрипка или виолончель. Да, он полноправный участник симфонического и камерного оркестров, он неизменно входит в струнный квартет, но сольные концерты альтистов устраиваются не так часто. Зато если кому-нибудь из вас удастся побывать на таком концерте, да еще если в руках у музыканта будет настоящий большой альт, впечатление останется незабываемое.
Как и альт, виолончель не сразу заняла в музыке заметное место. Долго ей поручали в оркестре только сопровождение, причем и в сопровождении она нередко не была самостоятельной, а лишь дублировала партии других инструментов. Но необыкновенные качества ее были в конце концов замечены, большие музыканты совершенствовали приемы игры, композиторы стали поручать ей отдельные партии в оркестре, а затем признали ее и солирующим инструментом. Сейчас виолончелисты участвуют во многих международных конкурсах наравне со скрипачами и пианистами, а произведения, написанные специально для виолончели, неотделимы от остального музыкального богатства.
Все инструменты семейства скрипичных в разное время вводились в джазовые оркестры и ансамбли, но только контрабас прочно обосновался в них. Были и есть среди джазовых контрабасистов свои виртуозы, свои звезды. И несмотря на появление такого более подходящего для джаза инструмента, как басовая электрогитара, далеко не все джаз-оркестры поспешили отказаться от контрабаса.
Чем контрабас отличается от виолончели?
Виолончель – это струнно-смычковый музыкальный инструмент. По форме он напоминает скрипку, сильно увеличенную в размере. Если звук скрипки схож с высоким женским голосом, то звук виолончели можно сравнить с низким мужским голосом. Инструмент довольно тяжелый, поэтому он ставится на пол, а музыкант играет сидя.
История создания виолончели совпадает с историей скрипки. Предком обоих инструментов является виола, которую усовершенствовали одни и те же итальянские мастера Бертолотти и Амати. Но только величайшему мастеру Антонио Страдивари удалось довести виолончель до совершенства. Некоторые из созданных им инструментов сохранились и до сих пор и служат эталоном для современных мастеров.
Виолончель практически сразу вошла в состав симфонического оркестра, но ни один композитор не давал ей возможности исполнять сольные партии. Долгое время у инструмента была всего одна задача – аккомпанировать остальным партиям. Лишь спустя сто лет композиторы заметили необычайно красивый голос виолончели и стали писать сольные партии для нее. Выдающимся отечественным виолончелистом был Мстислав Ростропович.
Контрабас тоже относится к семейству струнно-смычковых инструментов. Это самый крупный инструмент симфонического оркестра, который обладает самым низким голосом. Высота контрабаса достигает 2 метров, а самый низкий около 180 сантиметров, поэтому исполнитель играет стоя, упирая инструмент в пол, а гриф кладет на плечо. Смычок для контрабаса гораздо длиннее скрипичного, количество волосков тоже больше.
Предком контрабаса является виола. Получается, что скрипка, виолончель и контрабас произошли от одного инструмента. Но есть и расхождения в истории этих инструментов – родился контрабас в Германии в 16 веке. В 17 веке он был принят в состав симфонического оркестра, где прочно укоренился. Контрабас очень точно повторяет формы своего предка – виолы, в отличие от виолончели и скрипки.
Звук у трех представителей струнно-смычковых (скрипка, виолончель, контрабас) извлекается по одному принципу – струна колеблется под воздействием смычка. Высота звука зависит от размеров корпуса и толщины струн: чем больше корпус и толще струны, тем ниже будет звук. Виолончель и контрабас обладают очень низким и густым звуком, поэтому композиторы доверяют исполнять трагические, грустные, тоскливые партии именно этим инструментам.
Чем отличается виолончель от контрабаса?
Для меня, что виолончель, что контрабас-фактически одно и тоже, Так чем же отличаются эти два музыкальных инструмента? Как понять, что перед тобой виолончель?
2 comments
Светлана А
Оба эти инструмента принадлежат к струнным инструментам. Начнём с внешнего вида. Виолончель меньше контрабаса, но значительно больше скрипки. Контрабас он самый большой в семействе струнных инструментов. Его высота достигает двух метров. У контрабаса в основном 4 струны. Иногда можно встретить контрабас с тремя струнами или с пятью струнами, но 3-х и 5-ти струнные инструменты встречаются редко. По звучанию контрабас – это низкий тембр, очень густой и насыщенный. На контрабасе играют в основном в оркестре или ансамбле. Сольных номеров у контрабаса не предусмотрено. Он создаёт хорошую основу для звучания оркестра в целом. У виолончели тембр выше, чем у контрабаса, но ниже скрипки. На виолончели играют в оркестре, в ансамбле и сольно. Звучание этого инструмента предполагает и такую возможность. Звучит виолончель сочно, напевно. В нижних регистрах звук приглушается. Идеально подходит когда нужна чувственная печаль, грусть. В этом случае виолончель идеально передаст настроение. Некоторые музыканты считают, что виолончель имеет человеческий голос. На контрабасе и на виолончели играют смычками, но можно использовать и щипки.
Julia
Основное отличие, бросающееся в глаза – это размеры инструментов. Контрабас гораздо больше виолончели. У него длиннющий гриф, огромный. Кроме того, по форме корпус контрабаса несколько отличается от виолончельного, форма верхнего изгиба (“плечи”) более покатая, чем у виолончели. Подставка (деталь, приподнимающая струны над верхней декой) у контрабаса больше и толще, чем у виолончели – ведь ей приходится удерживать длинные и толстые струны! Играют на контрабасе обычно стоя – из-за больших размеров инструмента. И смычок держат по-особому – вывернув ладонь кнаружи. Виолончель гораздо меньше контрабаса, на ней играют в положении сидя, смычок держат ладонью к инструменту.