что больше белуга или мрия
Самые большие самолеты в мире
В статье представлен рейтинг самых больших самолетов в мировой авиации.
Ан-225 «Мрия»
Ан-225 «Мрия» — самый большой самолет в мире, украинская разработка ОКБ им. Антонова. Ан-225 Мрия был занесен в книгу рекордов Гиннеса за перевозку самого большого груза за всю историю авиации. Грузоподъемность самолета составляет до 250 тонн! В настоящее время грузоперевозки осуществляет лишь один самолет Ан-225, который эксплуатируется украинской авиакомпанией Antonov Airlines. Чтобы Вы могли представить истинные размеры гиганта, уникальный украинский самолет может за раз перевозить порядка 50 легковых автомобилей.
Hughes H-4 Hercules
«Геркулес» — летающая лодка американского производства, первый и единственный полет Hugbes H-4 был совершен еще в далеком 1947 году. Тогда самолет поднялся в воздух на высоту 21 метра и пролетел над гаванью Лос-Анджелеса порядка 2 километров. В дальнейшем проект был заморожен за ненадобностью. В настоящее время самолет Hughes является экспонатом международного музея авиации Эвергрин, ежегодно посещаемый 300-тысячами туристов. Hughes H-4 Hercules является рекордсменом по размаху крыла самолета — у Геркулеса она составляет 98 метров, к сведению, у Ан-225 размах крыла лишь 88 метров.
Super Guppy
Aero Spacelines Super Guppy — транспортный самолет, основой которому явился фюзеляж военного Boeing C-97. Первый полет необычного самолета состоялся в 1965 году, один из «Супер Гуппи» до сих пор служит для NASA. Также Super Guppy эксплуатировался авиагигантом Airbus для доставки крупногабаритных частей самолетов на место окончательной сборки. В дальнейшем на замену Guppy концерном Airbus был разработан новый транспортный самолет Beluga, о котором речь пойдет чуть позже.
Грузоподъемность самолета составляет почти 25 тонн (в 10 раз меньше, чем у Ан-225 «Мрия»), размах крыльев 47,6 метров.
Airbus Beluga
Beluga пришел на смену не справляющемуся с увеличивающимися объемами поставок деталей для самолетов Super Guppy. Базовой моделью для Airbus Beluga стал фюзеляж A300-600. Грузоподъемность Белуги составляет примерно 47 тонн, что позволяет концерну Airbus за раз перевозить пару крыльев самолета Airbus A330 в сборе или большинство частей корпуса Airbus A319. В настоящее время Аэробус работает над разработкой нового транспортного самолета на основе A340, который будет заниматься транспортировкой компонентов A380.
Boeing-747 Dreamlifter
Свое название Dreamlifter получил от самолета Boeing-787 Dreamliner. Транспортный Boeing-747 Dreamlifter разрабатывался концерном Боинг специально для транспортировки компонентов Дримлайнера. Эксплуатироваться «перевозчик 787 Dreamliner» начал с 2007 года. Максимальная грузоподъемность Boeing Dreamlifter составляет порядка 180 тонн.
Airbus A380
A380 — самый большой пассажирский самолет в истории авиации. Уверен, что пальму первенства Airbus будет удерживать еще очень долгое время, потому, как Boeing не заинтересован в создании гигантских пассажирских лайнеров. До A380 крупнейшим пассажирским самолетом на протяжении 36 лет являлся Boeing-747. Airbus A380 способен перевозить аж до 853 пассажиров в одноклассовой комплектации, размах крыльев самого большого пассажирского самолета составляет 79 метров. На начало 2011 года авиакомпаниями Emirates, Lufthansa, Korean Air, Singapore Airlines, Qantas, Air France и China Southern Airlines эксплуатируется 60 гигантов Airbus A380.
9 самых больших самолетов: крылатые гиганты в небе
С тех пор, как человек поднялся в воздух на летательном аппарате, он осознал всю важность этого изобретения. Современную жизнь невозможно представить без самолетов. Эти машины работают на благо людей много десятилетий, и их разработка не стоит на месте. Постоянно появляются новые модели летательных аппаратов, которые призваны выполнять определенные функции. Впрочем, иногда человек позволяет себе отступить от корыстных целей, и сделать нечто такое, что станет известным на весь мир. Чаще всего так и происходит с самыми большими самолетами в мире.
1. «Мрия» АН-225
На протяжении многих лет эта величественная машина удерживает пальму первенства среди самых больших самолетов в мире. Помимо этого, он еще и один из самых знаменитых. «Мрию» знают все.
Длина этого гиганта – 84 метра, а размах его крыльев – почти 89 метров. Представьте в небе монстра, который своими размерами едва уступает 30-этажному дому, и вопрос о превосходстве будет снят.
Впервые АН-225 поднялся в небо в 1988 году. Самолет был разработан для перевозки супертяжелых грузов до 640 тонн. Его планировали использовать в качестве транспортника для космического челнока «Буран», однако после того, как программу свернули, «Мрия» осталась не у дел.
В наши дни есть всего один экземпляр АН-225, который совершает регулярные вылеты в коммерческих и гуманитарных целях.
2. Аэробус «Белуга»
Этот самолет легко узнаваем благодаря особой форме своего фюзеляжа, который действительно напоминает тело белуги. Аэробус А300-600ST обладает внушительными размерами: его длина от хвоста до носа составляет 56 метров, а размах крыльев 44 метра. Несмотря на то, что эта машина рассчитывалась, как грузовик, в том числе для больших запчастей других самолетов, она могла бы использоваться и как пассажирский лайнер. В этом случае «Белуга» могла бы поднять в воздух до 605 человек одновременно.
3. Boeing 747
Boeing 747 – один из самых красивых и больших самолетов современности. Эта летающая машина на слуху у каждого, ведь самолеты этого типа летают с 1969 года. Их конструкция доказала свою надежность и успешность, поэтому авиакомпании не спешат отказываться от услуг Boeing 747, постоянно модернизируя эти летательные аппараты.
На протяжении многих лет Boeing 747 удерживал планку самого большого пассажирского авиалайнера. Например, у модели 747-8I технические характеристики возведены в абсолют: длина 76,4 метра, размах крыльев 68,5 метров, и все это может управляться всего двумя членами экипажа.
Эта машина не раз доказывала свою выносливость. В 1991 году в ходе эвакуации людей из горячей точки, на борту Boeing 747 удалось разместить 1112 пассажиров и доставить их в место назначения. При этом, заявленная вместительность самолета составляет 605 человек.
4. Airbus A-380-800
На данный момент Airbus A-380-800 является самым большем пассажирским авиалайнером в мире, поставленным в серийное производство. Когда инженеры разрабатывали этот самолет, перед ними стояла задача сделать его максимально вместительным и комфортным. Это настоящий летающий дом, способный нести до 853 человека одновременно на расстояние до 15 тысяч километров.
Длина Airbus A-380-800 – 73 метра, а размах крыльев почти 80 метров. Чтобы снизить общую массу этого самолета, при его изготовлении использовались самые современные композитные материалы.
5. АН-124 «Руслан»
Еще один гигант советского авиапрома – АН-124 «Руслан», который предназначен для выполнения различных логистических задач для военной промышленности. Один из самых больших самолетов может перевозить как военную технику, так и перебрасывать пехоту в больших количествах.
Первый «Руслан» сошел с конвейера в 1982 году, и с тех пор успешно выполняет поставленные перед ним задачи. Длина АН-124 69 метров, размах крыльев 73 метра. Общая масса, с которой может взлететь самолет – 392 тонны.
6. Lockheed C-5 Galaxy
Огромные летательные машины строили не только в СССР. США также отличились разработкой в сфере стратегической авиации. Самолет Lockheed C-5 Galaxy первый раз поднялся в воздух в 1968 году и с тех пор является рабочей лошадкой американских ВВС, которая принимала участие во многих военных конфликтах на планете. Длина самолета – 75 метров, размах крыльев – почти 68 метров.
США проводят постоянную модернизацию этого грузового самолета и наращивают количество рабочих единиц в своей армии.
7. Boeing B-52 Stratofortress
Длина этой крылатой крепости 48,5 метра, а размах крыльев 56,4 метра. Самолет способен подниматься на высоту до 15 километров.
8. АН-22 «Антей»
По традиции, самолеты АН занимают топовые позиции в списке самых больших самолетов в мире. Ан-22 «Антей» еще одна советская разработка, которая доказывает, что человеку под силу создавать удивительные вещи. К тому же, это самый большой самолет с турбовинтовыми двигателями с 1965 года и по сей день. Длина самолета – 57 метров, а размах крыльев – 64,4 метра. Может использоваться как десантный самолет, или же грузовик.
9. Hughes H-4 Hercules
В нашем списке самых больших самолетов стоит упомянуть еще одного гиганта – самый большой гидросамолет в мире под названием Hughes H-4 Hercules. Эта машина была разработана во времена Второй мировой войны и была предназначена для доставки более 700 солдат-десантников через всю Атлантику. К сожалению, «Геркулес» так и не совершил свой трансатлантический перелет, более того, его полноценная модель так и не была построена. Все потому, что для таких амбициозных проектов у США просто не было свободных ценных металлов вроде алюминия, поэтому единственный «Геркулес» был построен из дерева.
Длина этого самолета не самая большая – 66 метров, зато размах крыльев – 98 метров, что является рекордом по сей день.
Топ 10 самых больших самолетов (11 фото)
Авиации, как и многим сферам инженерной мысли, гигантизм не чужд. Сегодня мы подобрали ряд самых крупных и впечатляющих самолетов, когда-либо поднимавшихся в воздух. Рассматривались не только сухие габариты, но и значение для мировой авиации, а также оригинальность конструкции и назначения.
Туполев АНТ-20 «Максим Горький»
Построенный в честь 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького, АНТ-20 с 8-ю моторами и размахом крыла в 61 метр был самым крупным самолетом своего времени. После успешного испытательного полета 17 июня 1934 года «Максим Горький» уже через два дня лениво рассекал воздушное пространство над Красной площадью, поражая воображение жителей тогда еще молодого советского государства своими габаритами. Внутри крыльев располагались места, оборудованные для сна, а в центральной части можно было найти типографию, лабораторию и даже библиотеку. Предполагалось, что самолет будет использоваться по очень широкому спектру направлений: от вещательной (и не только) агитации до развлекательных пассажирских перелетов. Однако дальнейшая история АНТ-20 трагична: 18 мая 1935 года произошел несчастный случай, в результате которого единственный экземпляр самолета разбился, а весь экипаж с 35 пассажирами на борту погиб. Ни АНТ-20, ни его модификации так и не поступили в серийное производство.
Характеристики и размеры:
Количество пассажиров: 60-70 чел.
Макс. скорость в полете: 275 км/ч
Дальность полета: 1000 км
Макс. взлетная масса: 53 т
АНТ-20 «Максим Горький»
Hughes H-4 Hercules
«Геркулес» до сих пор сохраняет громкие статусы самого крупного гидросамолета в истории и обладателя самого большого размаха крыла (98 метров), хотя создан был еще под руководством американского магната Говарда Хьюза во времена Второй мировой войны. Портит картину несколько обстоятельств: предназначавшийся для переброски 750 солдат в полном снаряжении через Атлантику, «Геркулес» так ни разу и не пересек океан и остался в единственном экземпляре, причем деревянном. Столь экзотический для авиации материал был выбран из-за ограничений, накладываемых военным положением, в котором оказалась экономика Штатов – относительно металлов, особенно алюминия, наблюдался дефицит. В 1947 году деревянный «Геркулес» все же взлетел, однако от дальнейшего развития проекта отказались.
Характеристики и размеры:
Размах крыла: 97,54 м
Количество пассажиров: 750 чел. (предполагалось для металлической версии)
Макс. скорость в полете: 565 км/ч
Дальность полета: 5634 км
Макс. взлетная масса: 180 т
Hughes H-4 Hercules
Ан-22 «Антей»
Первый советский широкофезюляжный самолет, однако до сих пор является самым крупным в мире в категории самолетов с турбовинтовыми двигателями. Первый полет – 1965 год, используется и сейчас в России и на Украине.
Характеристики и размеры:
Размах крыла: 64,40 м
Количество пассажиров: 28 чел., сопровождающих груз/290 солдат/202 раненых/150 парашютистов-десантников
Макс. скорость в полете: 650 км/ч
Дальность полета: 8500 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 225 т
Boeing B-52 Stratofortress
Характеристики и размеры (модель B-52H):
Размах крыла: 56,4 м
Количество пассажиров: только экипаж
Макс. скорость в полете: 1047 км/ч
Дальность полета: 16232 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 220 т
Lockheed C-5 Galaxy
Гордость американских ВВС, разработан аэрокосмической компанией Lockheed. Совершив первый полет в 1968 году, стратегический военно-транспортный самолет C-5 в различных модификациях дожил до наших дней и в данное время продолжает эксплуатироваться американскими вооруженными силами. Использовался во многих военных конфликтах: во Вьетнаме, в Югославии, в обеих войнах в Ираке, а также в Афганистане. До 1982 года был крупнейшим грузовым самолетом в серийном производстве. Назначение – транспортировка военной техники и личного состава в любую точку земного шара. На данный момент на вооружении ВВС США находится уже 19 самолетов новейшей высокотехнологичной модификации C-5M Super Galaxy (начало эксплуатации – февраль 2014 года). До 2018 года планируется довести их число до 52.
Характеристики и размеры (модель C-5M Super Galaxy):
Размах крыла: 67,91 м
Количество пассажиров: нет данных
Макс. скорость в полете: 922 км/ч
Дальность полета: 11711 км
Макс. взлетная масса: 381 т
Lockheed C-5M Super Galaxy
Ан-124 «Руслан»
Самый большой эксплуатируемый военный самолет в мире на данный момент. Предназначен для транспортировки как военной техники, так и личного состава. Разработан в ОКБ Антонова, первый полет совершил в 1982 году. Сейчас используется как в России, так и на Украине, причем и в гражданских целях – например, для перевозок нестандартных и крупногабаритных грузов. Так, в 2011 году «Руслан» переправил из Канады в Ирландию целый локомотив весом в 109 тонн.
Характеристики и размеры:
Размах крыла: 73,3 м
Количество пассажиров: 28 чел.
Макс. скорость в полете: 865 км/ч
Дальность полета: 16500 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 392 т
Airbus A-380-800
Крупнейший серийный пассажирский самолет (авиалайнер) в мире. Размах крыла – почти 80 метров, вместимость до 853 пассажиров. Разработан европейским концерном Airbus S.A.S., первый полет совершил в 2007 году, активно используется авиакомпаниями. В конструкции широко задействованы композитные материалы, чтобы снизить массу самолета. Своим появлением на рынке составил достойную конкуренцию устаревающему Боингу 747.
Характеристики и размеры:
Размах крыла: 79,75 м
Количество пассажиров: 853 чел. (в одноклассовой конфигурации)
Макс. скорость в полете: 1020 км/ч
Дальность полета: 15200 км
Макс. взлетная масса: 575 т
Boeing 747
Характеристики и размеры (модель 747-8I):
Размах крыла: 68,5 м
Количество пассажиров: 605 чел. (в одноклассовой конфигурации)
Макс. скорость в полете: 1102 км/ч
Дальность полета: 14100 км
Макс. взлетная масса: 448 т
Боинг 747 с Шаттлом
Airbus A300-600ST Beluga
«Белуга» – модификация семейства Airbus, выделяется уникальной формой корпуса. Этот самолет не такой крупный на фоне остальных, однако его назначение – перевозка самых крупногабаритных грузов. В частности, деталей других самолетов Airbus. Первый полет был осуществлен в 1994 году.
Характеристики и размеры:
Размах крыла: 44,84 м
Количество пассажиров: 605 чел. (в одноклассовой конфигурации)
Макс. скорость в полете: 1000 км/ч
Дальность полета: 4632 км (с грузом в 26 т)
Макс. взлетная масса: 155 т
Ан-225 «Мрия» (Мечта)
Этот гигант нуждается в представлении еще меньше, чем Боинг 747. Легендарный Ан-225 объективно признан самым большим (размах крыла – почти 88,5 метров, общая длина – 84 метра, или 25 этажей жилого дома) и тяжелым (способен подняться в воздух с общей массой до 640 тонн) самолетом из когда-либо созданных человеком.
Свой первый полет Ан-225 совершил в декабре 1988 года. Изначально его предполагалось использовать для перевозки космических кораблей «Буран», однако после распада СССР потребность в нем отпала. В начале 2000-х годов «Мрию» восстановили, совместив возможности нескольких украинских предприятий, и единственный в своем роде рабочий экземпляр Ан-225 сейчас эксплуатируется Украиной в коммерческих целях.
Характеристики и размеры:
Размах крыла: 88,4 м
Количество пассажиров: 88 чел., сопровождающих груз
Редкие птицы: «Мрия», Airbus Beluga и другие уникальные модификации самолетов
Неделю назад Airbus представила свой новый грузовик в фирменной ливрее — Beluga XL (на фото выше). Сперва кажется, что постарались мастера Photoshop, но лайнер с такими формами вполне себе реален. Самолет начнут эксплуатировать не раньше следующего года, однако в любом случае увидеть его будет большой удачей для споттера — планируется построить лишь несколько экземпляров. Мы вспомнили другие редкие модификации лайнеров.
Airbus Beluga
Французы идеально угадали с названием своего необычного самолета: он что габаритами, что внешне действительно похож на белого кита. На данный момент существует только пять таких лайнеров, все они эксплуатируются Airbus Transport International — дочерней авиакомпанией производителя.
Модель Beluga нужна сугубо для перевозки деталей к остальным самолетам Airbus. Сеть поставщиков обширна и разбросана по миру. Например, крылья некоторых моделей изготавливают в Великобритании, хвосты — в Испании и так далее. Все это превращают в один лайнер на заводе в Тулузе, Гамбурге или Тяньцзине (Китай). И это не говоря о множестве деталей помельче, которые все равно объемные — настолько, что в грузовые отсеки обычных грузовых самолетов они банально не помещаются.
Казалось бы, решение очевидно: если деталь не помещается в самолет, ее придется доставлять по суше или воде. Частично так и делается. Например, для транспортировки крыла крупнейшего в мире пассажирского лайнера Airbus A380 производитель заказал три баржи. Каждая перевозит лишь по одному крылу за раз, и процесс получается недостаточно быстрым. С самолетами поменьше тоже хватает сложностей. В итоге в начале 1990-х Airbus представила модель Beluga.
За основу компания взяла самолет A300. Кабину пилотов немного опустили, а огромный кузов оснастили мощной системой обогрева, чтобы чувствительные детали находились в комфортной среде.
Экстерьером Beluga, в отличие от Concorde или Ту-144, восторгаться едва ли можно — лайнер откровенно некрасивый. Но это тот случай, когда об эстетике думали в последнюю очередь: главное, чтобы в грузовой отсек помещались компоненты других самолетов. После раздутия корпуса доступный объем багажного отделения увеличился до фантастических 1400 кубометров. Здесь можно разместить 36 легковушек, 671 человека или 7 слонов. Грузоподъемность при этом не рекордная: порядка 47 тонн. Задачей была перевозка не столько тяжелых, сколько больших деталей.
Лайнеры Beluga совершают порядка 60 рейсов еженедельно: заводы Airbus, одного из ведущих авиапроизводителей мира, всегда загружены. С начала эксплуатации Beluga (1994 год) объемы производства увеличились примерно в пять раз. В самолет помещаются крылья A340 или часть фюзеляжа нового A350 XWB, но этого мало — к примеру, два крыла A350 уже не влезут. Это подтолкнуло Airbus к постройке еще более вместительного грузовика.
Увеличивать фюзеляж A300 было уже некуда. Возможно, идеальным решением стала бы спецверсия на базе грузового A380, но его просто нет — потенциальные заказчики (UPS и FedEx) устали от переноса сроков и отказались от закупок. Для своих нужд Airbus взялась за переделку A330. Результатом стала Beluga XL, которая уже с середины 2019 года примется за доставку деталей для A350 XWB. В новый кузов получится погрузить сразу два крыла. При этом флагманский A380 остается головной болью для Airbus: судя по всему, детали для него и дальше будут доставлять на баржах.
Ан-225 «Мрия»
В 1970-х руководство СССР волевым решением дало зеленый свет «нашему ответу шаттлам». Перспективный «Буран» в результате оказался, скажем так, слегка переоцененным. Он побывал в космосе лишь один раз — 15 ноября 1988 года, и то под управлением электроники, без людей на борту. Но у Союза явно были большие планы на космический корабль: не даром же для его транспортировки заложили новый самолет.
Говорить о колоссальной растрате бюджетных денег ради редких перевозок «Бурана» неуместно: в США для транспортировки шаттлов тоже использовали доработанные лайнеры. Но там были модифицированные Boeing 747 (версия SCA). Союз же решил превратить Ан-124 «Руслан» фактически в новый самолет.
«Мрия» получила два дополнительных двигателя — всего их стало шесть. Лайнер считается крупнейшим при длине 84 метра, высоте 18,2 метра и размахе крыльев 88,4 метра. По последнему показателю он уступает лишь летающей лодке H-4 Hercules (97,5 метра) — еще одному уникальному судну, которое тоже существует только в единственном экземпляре. Правда, детище изобретателя Говарда Хьюза совершило только один полет. «Мрии» повезло больше.
Несмотря на выдающиеся габариты, объем грузового отсека получился даже меньше, чем у Airbus Beluga — 1100 кубометров. В то же время французский самолет гораздо меньше: длина 56 метров, размах крыльев — всего 44,8 метра. Правда, в «Мрии» есть еще и салон для экспедиторов, сопровождающих груз.
Ан-225 был готов уже после того, как «Буран» побывал в космосе. Больше кораблю выбраться за пределы планеты было не суждено, но в конце 1988 года об этом еще не знали. Лайнер несколько раз перевозил «Буран» на выставки и авиашоу, причем снаружи фюзеляжа — внутри корабль просто не помещался.
«Мрия» считается рекордсменом по грузоподъемности: она взлетела с грузом массой 253,8 тонны. Максимальная взлетная масса — 640 тонн, в то время как само судно весит 250 тонн. Более выносливого самолета пока что нет. Редчайший лайнер, как уже отмечалось, существует лишь в единственном экземпляре и числится за грузовой Antonov Airlines.
Boeing 747 Dreamlifter
Модель 787 Dreamliner с обширным использованием композитных материалов приглянулась авиакомпаниям — число заказов приближается к полутора тысячам, очередь выстроилась на годы вперед. Дабы покупатели меньше томились в ожидании, Boeing сделала еще один новый самолет — специально для доставки частей 787-го.
Разрабатывать грузовой борт с нуля не было необходимости: у Boeing есть знаменитые 747-е, которые требовалось просто модернизировать. По своей уродливости 747-400 LCF, он же Dreamlifter, составляет серьезную конкуренцию Airbus Beluga. Но, как и в случае с французским лайнером, внешний вид абсолютно не важен.
Собирают все Dreamliner в городе Эверетт (США). Детали лайнера изготавливают по всему миру, и их нужно оперативно привозить. Например, крылья делают в Японии, горизонтальные стабилизаторы — в Италии, наружные двери — во Франции. Как утверждает Boeing, с появлением Dreamlifter удалось ускорить доставку некоторых компонентов в 30 раз, сократив срок с месяца до одного дня.
Компания так спешила с вводом в эксплуатацию Dreamlifter ради ускорения производства Dreamliner, что даже не покрасила грузовой борт — некоторое время самолет перевозил детали для пассажирского лайнера в «голом» виде.
Переоборудованный Boeing 747 получил впечатляющий объем грузового отсека — 1840 кубометров. По другим показателям Dreamlifter значительно уступает «Мрии»: он может принять лишь 113 тонн груза, взлетная масса меньше почти в два раза — 364 тонны.
ВМ-Т «Атлант»
Своему появлению «Атлант» обязан все тому же «Бурану» и ракете-носителю «Энергия». В конце 1970-х, когда проект многоразового челнока одобрили, встал вопрос о транспортировке всех необходимых деталей на космодром Байконур. На тот момент еще не было ни Ан-124 «Руслан», ни тем более «Мрии».
Выдвигались самые разные варианты доставки компонентов, вплоть до подвешивания грузов на два вертолета. Этот вариант признали слишком опасным: при непогоде могла случиться катастрофа. Советскую космическую программу спас авиаконструктор Владимир Мясищев.
В качестве решения он предложил переоборудовать бомбардировщик 3M, который уже давно эксплуатировался советскими ВВС. Самолет конструкторского бюро Мясищева хорошо подходил под новую задачу: он достаточно грузоподъемный и при этом обладает отличной аэродинамикой — даже закрепленный снаружи фюзеляжа «Буран» не сильно помешает полету. Большим чинам идея понравилась.
Для новой версии инженерам пришлось менять хвостовое оперение — «Атлант» получил два прямоугольных киля. Лайнер мог принимать груз весом около 40 тонн, взлетная масса равнялась 210 тоннам. Пустой ВМ-Т весил 74,5 тонны.
Из трех самолетов один предназначался для испытаний, а остальные два экземпляра применялись уже для доставки «Буранов» и прочего габаритного оборудования на космодром. Суммарно ВМ-Т совершили порядка 150 полетов. В 1989 году, когда появилась «Мрия», от «Атланта» отказались.
Ил-76 МДК
Транспортный Ил-76 сложно назвать уникальным лайнером, но версия МДК — исключение. Она представлена только тремя экземплярами. Самолет используется для подготовки космонавтов и развлечения туристов.
Ил-76 МДК предназначен для обеспечения невесомости в салоне — точно как в потрясающем клипе группы OK Go (к слову, у них и остальные видео фантастические по задумке):
Во время полета самолет сперва поднимается на высоту 6000 метров, после чего задирает нос на 45 градусов и карабкается до 9000 метров в течение примерно 15 секунд. За это время пассажиры с крепкими нервами и желудками испытывают перегрузку в 2g. Далее экипаж выравнивает лайнер, уменьшает тягу двигателей до минимально возможного значения, и Ил-76 МДК летит уже по инерции. В этот момент гравитация становится равна нулю. После пилоты наклоняют штурвал от себя, и самолет устремляется к земле. Затем его выравнивают, увеличивают тягу двигателей и готовятся к следующему подъему.
Аналогичную модификацию, специально для достижения условий невесомости, сделала американская Zero Gravity Corporation с купленным Boeing 727-200. Самолет тоже используется для туристических полетов.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!