что более всего определяет диапазон действия социальной политики
Готовые контрольные задания к экзамену по дисциплине «Социальная работа» для ПВГУС
Дисциплина «Социальная политика и социальные реформы» (ПК-11, ПК-13)
Вопросы устно-письменного опроса
1. Модели социальной поддержки населения и тенденции их развития в современном мире.
2. Социальная работа по поддержке лиц с ограниченными возможностями в различных сферах жизнедеятельности.
3. Особенности социальной работы в городской и сельской местности.
4. Понятие и средства управления качеством социальных услуг.
5. Инновационные подходы к решению социальных проблем современного российского общества.
1.Что более всего определяет диапазон действия социальной политики
1. все сферы жизнедеятельности общества
2. система социального обеспечения и социальной защиты
3. система образования
4. социальная инфраструктура
2.Чему не должен отвечать региональный подход к социальной политике
1. социокультурным традициям региона
2. климатическим условиям центра
3. общефедеральной стратегии развития социальной политики
4. актуальной тенденции проблематизации региона
3.Какой принцип социальной политики требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения
1. социальной компенсации
2. субсидиарности
3. индивидуальной социальной ответственности
4. социального партнѐрства
4.Какой принцип социальной политики предусматривает предоставление государством гарантированного минимума социальных услуг населению
1. социальных гарантий
2. индивидуальной социальной ответственности
3. социальной солидарности
4. социального партнѐрства
5.Какой из перечисленных принципов не относится к принципам социальной политики
1. принцип социального иждивенчества
2. принцип социального партнерства
3. принцип социальной солидарности
4. принцип социальной справедливости
Что более всего определяет диапазон действия социальной политики
Что не включает в себя уравнительный тип социальной справедливости?
— Одинаковые возможности членам общества
— Удовлетворение потребностей общества на единообразном уровне
— Воздаяние членам общества за личный труд и успех
— Одинаковый социальный старт для всех членов общества
Социальная политика » Тест №4319
Что не включает в себя понятие «гендерное неравенство»?
— Профессиональная сегрегация по гендерному признаку
— Разные роли мужчины и женщины в воспроизводстве потомства
— Недостаточное представительство женщин в большой политике
— Различия в оплате труда между мужчинами и женщинами
Социальная политика » Тест №4318
Что из перечисленного более всего определяет понятие субъекта социальной политики?
— Органы местного самоуправления
— Государство, органы местного самоуправления, граждане
— Государство, органы местного самоуправления
Социальная политика » Тест №4317
Что более всего определяет диапазон действия социальной политики?
— Все сферы жизнедеятельности общества
— Система социального обеспечения и социальной защиты
Социальная политика » Тест №4316
Чему не должен отвечать региональный подход к социальной политике?
— Социокультурным традициям региона
— Климатическим условиям Центра
— Общефедеральной стратегии развития социальной политики
— Актуальной тенденции проблематизации региона
Социальная политика » Тест №4315
Согласно какой теории качество жизни достигается за счет удовлетворения трех систем потребностей личности: «иметь», «любить», «быть»?
— Теории базовых потребностей
Социальная политика » Тест №4314
Региональная социальная политика понимается как комплекс мер социального воздействия, формируемых…
— Федеральными органами, Центром
— Органами власти региона
— Специалистами социальной службы
— Коммерческим сектором общества
Социальная политика » Тест №4313
Особенностью какой модели социальной политики является наличие большого количества социальных адресных программ?
— Остаточная модель социальной политики.
— Характерно для всех моделей социальной политики.
— Модель индустриально-экономического развития.
Что не относится к мерам социальной политики, сдерживающим ростбезработицы?
а) Неполная рабочая неделя
б) Переселение населения в экологически благоприятные районы
в) Создание дополнительных рабочих мест
г) Оказание финансовой помощи для развития самозанятости
36. Что не включает в себя уравнительный тип социальной справедливости?
а) Одинаковые возможности членам общества
б)Удовлетворение потребностей общества на единообразном уровне
в) Воздаяние членам общества за личный труд и успех
г) Одинаковый социальный старт для всех членов общества
Что из перечисленного более всего определяет понятие субъектасоциальной политики?
а) Органы местного самоуправления
б) Государство, органы местного самоуправления, граждане
в) Государство, органы местного самоуправления
Что более всего определяет диапазон действия социальной политики?
а) Все сферы жизнедеятельности общества
б) Система социального обеспечения и социальной защиты
в) Система образования
г) Социальная инфраструктура
Какой принцип социальной политики предусматривает предоставлениегосударством гарантированного минимума социальных услуг населению?
а) Социальных гарантий
б) Индивидуальной социальной ответственности
в) Социальной солидарности
г) Социального партнёрства
Какой из перечисленных принципов не относится к принципамсоциальной политики?
а) Принцип социального иждивенчества
б) Принцип социального партнерства
в) Принцип социальной солидарности
г) Принцип социальной справедливости
41. Как называется принцип социальной защиты направленный на поддержку
конкретно нуждающихся людей с учетом их индивидуальных потребностей и
возможностей?
Как называется идеология, политика и практика полной государственнойответственности за социальную защиту и социальное обеспечение населения?
а) совокупность денежных средств, полученных за определенный период
времени;
б) совокупность денежных и натурально-вещественных средств,
полученных за определенный период и предназначенных для
потребления и сбережений;
в) сумма заработной платы, полученной за определенный период;
г) сумма всех первичных факторных доходов.
44. Среднедушевой денежный доход-это:
а) сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны;
б) номинальный доход семьи;
в) реальный доход семьи;
45. Прожиточный минимум-это показатель:
а) минимального состава и структуры потребления материальных благ и
услуг, необходимых для сохранения здоровья и жизнедеятельности
человека;
б) стоимостная оценка потребительской корзины, включающей
минимальный набор продуктов питания, а также расходы на
непродовольственные товары, налоги и обязательные платежи;
в) соответствует структуре затрат бюджета низкодоходных семей;
46. Индекс человеческого развития рассчитывается:
а) исходя из трех параметров (базового показателя долголетия,
образования, реального ВВП на душу населения);
б) на базе номинального ВВП;
в) на основе оценки интеллектуальных возможностей общества;
г) исходя из базового показателя долголетия.
47. Пороговое значение бедности в стране рассчитывается:
а) на уровне официального прожиточного минимума;
б) на базе оценок ООН;
в) на основе оценок МВФ;
48. Понятие «человеческой бедности» зафиксировано:
а) абсолютной концепцией бедности;
б) относительной концепцией бедности;
в) субъективной концепцией бедности;
г) в документах ООН.
50.Взаимоотношения между профсоюзами, предпринимателями и правительством:
а) Социальная защита;
в) Социальная политика.
Тема16. Экономический рост
Информационно-методическая часть
Цель:изучение экономического роста
Студент должен знать:
— понятие экономического роста, его цели
— типы экономического роста
— источники и факторы экономического роста
— модели экономического роста
Студент должен уметь:
— определять цели и социальные приоритеты экономического роста
— определять типы, выделять различные модели экономического роста
2. Контрольные задания
Составить конспект по следующим вопросам:
1) понятие экономического роста
2) цели экономического роста и социальные приоритеты
3) типы экономического роста
4) источники и факторы экономического роста, производительность труда, произвводительность капитала, производительность природных ресурсов
5) модели экономического роста. Модель Солоу
Список источников
Тема17. Современное мировое хозяйство и его структура(2пз)
Темы рефератов
1. Сущность и формирование мирового хозяйства
2. Законы развития мирового хозяйства
3. Место и проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве
4. Мировое хозяйство и мировой рынок. Международные валютные отношения
5. Международное разделение труда в системе МЭО
6. Формы международного разделения труда
7. Эволюция мирового хозяйства
8. Место Республики Беларусь в мировом хозяйстве
9. Современные тенденции развития мирового хозяйства
10. Глобализация и ее проблемы
11. Региональная экономическая интеграция
12. Основные черты современной мировой экономики
13. Классификация развивающихся стран
14. Причины формирования мировой экономики
15. Понятие мирового хозяйства. Тенденции в международном разделении труда
16. Особенности развивающихся стран в мировой экономике
17. Субъектный состав мирового хозяйства
18. Экономика новых индустриальных стран (НИС) их место и роль в развитии мировой экономики
19. Интеграционные процессы в мировой экономике. Тенденции современного развития
20. Роль и значение «большой семёрки» в мировом хозяйстве
21. Современное состояние всемирного хозяйства
Список источников
Социальная политика социального государства: основные цели, направления и механизмы
Оглавление
1. Социальная политика социального государства
Социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства и социального смысла в обществе.
Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Основные направления социальной политики, отражающие ее специфику, следующие:
I. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).
П. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения. ).
III. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии. ).
IV. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).
V. Социоэкологическая политика.
VI. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).
VII. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).
Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов. ).
Главная цель социальной политики — повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства.
Понятие социальной политики относится, с одной стороны, к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Термин «социальная политика» имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовались в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном и справедливом, сформированные моралью и религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была скорее следствием, чем целью деятельности правителей и правительств.
Мыслители Нового времени, среди них Т. Гоббс, И. Кант, Гегель и др., также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью. Так, В. фон Гумбольдт в работе «Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства» анализирует как юридические функции государства (мир и безопасность в обществе, защита прав и свобод индивида), так и социальные (забота о благе и счастье каждого). Концепция максимального участия государства в обеспечении социальных условий жизни граждан получила наиболее развернутое изложение в работе И. Фихте «Замкнутое торговое государство».
Большинство исследователей разделяло точку зрения, которая в обобщенном виде была выражена О. Хеффе: «Если человеческое общежитие хочет иметь легитимный характер, то оно должно: во-первых, иметь правовой характер; во-вторых, право должно обрести качество справедливости и, в-третьих, справедливое право должно быть защищено общественным правопорядком — а значит, принять облик государства — справедливого государства».
Последовательная деятельность по изучению и истолкованию социальной политики как специфической функции государства и общества относится к тому времени, когда закладываются основы социального государства. В конце XIX в. группа немецких ученых объединяется в «Кружок социальной политики», ставящий своей задачей изучение развития политики и экономики с позиций социологии. Неудивительно, что это произошло именно в Германии — стране, где ранее всего была начата осознанная и целенаправленная деятельность, ориентированная на построение именно такого типа государства. Закономерно также, что научный интерес к подобному социальному институту формируется на рубеже XIX и XX вв., отмеченном значительным ростом интереса к социальному знанию. В. Зомбарт отмечал, что наблюдательный теоретик-социолог «стремится внести в путаницу отдельных политических мероприятий смысл, единство и систему, различает группы однородных и разнородных начинаний и приходит к необходимости установить понятие социальной политики».
2. Особенности социальной политики, качество социальности
В последующие десятилетия понятие социальной политики исследуется в контексте представлений о социальном государстве. Поскольку типы этих государств, равно как и идейные комплексы, лежащие в их основе, отличаются друг от друга, естественно, что понимание социальной политики в значительной степени разнится у представителей различных школ общественной мысли. При этом следует отметить, что все авторы априори сходятся во мнении, что социальная политика у современного государства обязательно наличествует. Более того, хотя термин «социальное государство» чаще всего употребляется по отношению к таким европейским странам, как Швеция, Германия, Дания и др., можно без преувеличения сказать, что любое современное (модернизированное) государство несет в себе те или иные признаки социального. Даже там, где социально-экономический либерализм имеет глубокие корни, как, например, в США, проводится целенаправленная государственная социальная политика1. Укореняются представления о необходимости сознательного управления социальными процессами, зарождаются социальные технологии.
Качество социальности присуще любому государству, население которого разделяет современные гуманистические ценности. Для таких стран характерно признание собственной «зоны ответственности» как индивидов, семей, общин, так и государства. «Что может с собственной ответственностью и в действительности выполняться человеком, не должны брать на себя вышестоящие инстанции», — таким образом сформулирован этот принцип в программе одной из партий Австрии2. Другими его особенностями является признание обязательств государства перед гражданами, необходимости стартового равенства, перераспределение доходов через налоги и социальные программы. Механизм же реализации целей социального государства различается в зависимости от господствующей идеологии и воплощается в социальной политике.
Простая констатация того, что государство является субъектом социальной политики, недостаточна. Государство выступает как совокупность или система разноуровневых элементов или органов, причем их цели в социальной политике могут не совпадать, а деятельность одного органа противоречит деятельности другого. Так, государственные ведомства социальной защиты должны по определению вести деятельность направленную на обеспечение социального функционирования индивидов, семей и групп. Однако ведающие вопросами экономики элементы государственной структуры могут предпринимать действия, в теории направленные на повышение экономической активности и трудовой мотивации: инициация банкротств неэффективных производств, перевод скрытой безработицы в явную, структурные перестройки в целых отраслях и обширных территориях, ведущие к закрытию, в том числе, градообразующих предприятий. Позитивные экономические результаты такой деятельности возможны, но не обязательны. В то же время негативные социальные последствия очевидны. При этом положительные социальные последствия вовсе не предопределены: они могут наступить, если будут удачны ми экономические преобразования и если, кроме того, буду разработаны социальные программы, направленные на пре одоление социальных издержек экономического реформирования. Опыт ФРГ, где были разработаны масштабные и дорогостоящие проекты социального компенсирования населению трудностей при реформировании экономики бывшей ГДР, как показывает, что это достаточно трудный и противоречивый процесс, далеко не всегда приходящий к намеченной цели.
Там же, где наблюдается противоречивость в проведении единой общегосударственной социальной политики, не проводятся или недостаточно последовательно проводятся мероприятия по компенсации социальных издержек экономических трансформаций, результаты могут быть совершенно негативными. Так, например, длительная работа по «оздоровлению экономической ситуации» в угольных регионах России приводит к тотальной ликвидации источников занятости, росту безработицы, превращению целых регионов в зону экономического бедствия. Как представляется, экономическая эффективность такой деятельности также не достигнута.
Таким образом, можно констатировать, что государство — «сложносоставный» и противоречивый субъект социальной политики, отдельные элементы или органы которого могут проводить различные виды социальной политики, не всегда согласованные друг с другом.
На основе вышеизложенного сформулируем определение: социальная политика — это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям.
Направления социальной политики
В. М. Капицын к числу направлений социальной политики относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку семьи, детства, материнства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; 4) поддержку престарелых и инвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природной среды; 7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев1.
По мнению И. А. Григорьевой2, социальная политика направлена на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей.
Итак, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества — инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т.д., — до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Это неудивительно, так как изменения, являющиеся результатом общественного развития, находят выражение в этих разнообразных областях. Целью же общественного развития является, как уже было сказано, само общество, т. е. увеличение социальности в обществе, возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей.
Основными целями социальной политики на современном этапе являются:
— максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;
— формирование прочного пласта трудовой мотивации отвечающего требованиям легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, ибо без этого не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;
— создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различным общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы, реальной демократии1.
Общеизвестно, что социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое из направлений социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Однако, в конечном счете, инвестиции в социальную политику являются наиболее продуктивным вложением общественного богатства.
3. Принципы политики современных государств
Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций.
Содержание и направленность социальной политики раскрываются через систему определенных принципов. Отметим среди этих принципов социальной политики государства наиболее важные:
Социальная справедливость, которая означает меру равенства (или неравенства) в жизненном положении людей, обусловленная уровнем материального и духовного развития общества. Социальная справедливость — это также и реальное народовластие и равенство всех граждан перед законом, фактическое равноправие наций, уважение личности и создание условий для ее развития.
Социальные гарантии, которые означают гарантированное обществом право на обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботы о престарелых, материнстве и детстве.
Повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, охрана окружающей среды.
Социальная реабилитация, которая означает восстановление нарушенной социальной справедливости. Особенно остро в наше время обозначилась проблема социальной реабилитации невинно пострадавших (жертвы войны, репрессий, катастроф, стихийных бедствий, аварий и т.д.). Сюда же к социальной реабилитации тесно примыкает социальная благотворительность.
Развитие социальной активности всех членов общества, раскрытие, обогащение и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с духовной жизнью.
Более полный учет специфики жизни и деятельности таких групп населения, как молодежь, женщины, престарелые люди с целью максимально возможного удовлетворения их нужд и интересов.
Сплоченность всех составляющих общество классов и социальных групп: совершенствование национальных отношений, расцвет наций и народностей, укрепление их всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, искусства.
Социальная политика социального государства призвана не допускать резкой дифференциации доходов в обществе и таким образом содействовать определенному выравниванию жизненных шансов представителей различных социальных групп. Именно с этой целью в развитых странах широко используются прогрессивное налогообложение и социальные трансферты — тем самым обеспечивается неизменность вектора социальной политики, направленного в одну сторону: «сверху — вниз». А это означает, что средства налогоплательщиков, выделяемые на социальные нужды, социальное государство расходует в основном на поддержку малообеспеченных слоев населения.
При проведении социальной политики социальные государства руководствуются рядом установок, в их числе:
— принцип достойной оплаты труда (заявленная позиция Международной организации труда2), применение которого позволяет обеспечивать широкий круг потребностей работника и его семьи с позиции расширенного (качественного) воспроизводства рабочей силы и организации достойной жизни;
— принцип комплексного подхода при определении цены труда с помощью договорных (рыночных) и государственных (нормативных и налогово-бюджетных) методов регулирования оплаты труда, позволяющих формировать мотивацию к высокоэффективному труду, обеспечивать платежеспособный спрос населения и создавать основу для социальной стабильности в обществе;
— принцип социальной сплоченности (важнейшее направление социальной политики Совета Европы3) как базовое условие повышения ответственности государства, работодателей и работников за реализацию прав человека в социально-трудовой сфере, обеспечение благосостояния всем членам общества, стремления к уменьшению неравенства в доступе к материальным и интеллектуальным благам, сведения к минимуму поляризации общества.
Следует отметить, что термины «достойный труд» и «достойный уровень жизни» нашли широкое применение в международных документах. Например, в ст. 23 (3) Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.) говорится:
«Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения».
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году в статье 7 декларирует «право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся:
— справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия;
— удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта.
4. Субъект и объект социальной политики
Объект и предмет социальной политики — понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС). СТС — это система взаимосвязанных компонентов и частей: отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.); рынок труда, занятость, безработица; социальное партнерство; социальная защита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенсионная система и др. Проводя социальную политику, важно держать в поле зрения все ее направления, не оставляя без внимания ни одного из них. Например, вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдается предпочтение развитию образования, культуры и т.п. в ущерб решению проблем занятости, пенсионного обеспечения и т.д.
Реальная, конкретная социальная политика осуществляется, как говорится, лицом к лицу с конкретным человеком, как правило, на районном, муниципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.
Социальные группы, структурные части народа (общества) — несомненная реальность. Они могут действовать или бездействовать, осознавать и не осознавать свои интересы, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами).
Субъекты социальной политики — это реально самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп, к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки — разные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации, Союз писателей, Академию наук, Профсоюз горняков. Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И все это действующие лица социальной политики, ее субъекты.
5. Уровни социальной политики государства
Глобальные проблемы социальной политики могут быть разрешены только на глобальном уровне, на национальном и региональном уровнях решаются национальные и региональные проблемы.
Глобальными проблемами являются:
— Демографическая проблема, заключающаяся в опережающем приросте населения в странах Африки и Азии, в которых расширение производства материальных благ значительно отстает от увеличения количества населения. В этих странах в постиндустриальный период развития глобальной экономики государственная социальная политика вынуждена решать проблемы голода, бедности, невозможности дать образование большинству населения (ежегодно количество неграмотных увеличивается на 7 млн. чел.) и обеспечить их услугами здравоохранения, низкой стоимости рабочей силы, высокого уровня детской смертности (ежегодно умирает 15 млн. детей в возрасте до 5 лет).
— Развитие постиндустриального общества ведет к упадку национальных культур, утрате многообразия этнических особенностей, традиций и нравственных устоев.
— Антагонизм между духовными ценностями постиндустриального общества и стремлением к сепаратизму, религиозному фанатизму и национальному эгоизму.
— Неприятие значительной частью населения стратегической цели глобалистов переустроить весь мир по одной модели.
— Технократический уровень цивилизации доведен до возможности нанести катастрофические угрозы экологии планеты.
Естественно, что государственная политика любой отдельно взятой страны не может решить проблемы глобального характера. Этот уровень проблем может решаться только международными структурами.
В России защита социально ущемленных слоев общества и реализация эффективной государственной социальной политики в период перехода к рыночной экономике является наиболее актуальной задачей. Федеральное устройство России с широкими полномочиями государственных органов субъектов федерации и муниципальных образований диктует необходимость проводить социальную политику в различных уровнях государственной власти.
Специфические условия (природные, демографические, ресурсные, культурные и др.) определяют особенности функционирования экономики регионов, неоднородность и многослойность реализации социальной политики.
Федеральная социальная политика является частью внутренней политики государства. Социальные программы государственной власти направлены на развитие духовности общества, гармонизацию отношений социальных слоев, поддержание баланса доходов населения и предложения товаров, решение проблем обеспечения жильем, образования, здравоохранения, развитие культуры.
Реализация целей государства базируется на эффективном развитии экономики и законодательном обеспечении правительственных программ, направленных на обеспечение оптимального соотношения доходов экономически активного населения и нетрудоспособных граждан, адресную социальную помощь, обеспечение социальных гарантий материального и нематериального обеспечения, сокращение уровня безработицы.
Государственная социальная политика решает задачи повышения реальных доходов населения; балансирования интересов работников, собственников предприятий и нетрудоспособного населения, реформирования коммунального хозяйства, здравоохранения, соцобеспечения и образования, компенсации потерь населения в связи с инфляцией.
Федеральные законодательные органы РФ обеспечивают правовое обеспечение социальной политики, устанавливают систему социальных гарантий во всех сферах общественной жизни. Исполнительные органы государственной власти разрабатывают социальные программы и обеспечивают финансирование их выполнение. Для реализации задач социального обеспечения созданы внебюджетные фонды – пенсионный, социального страхования, занятости, медицинского страхования, социальной поддержки.
Органы власти субъектов федерации разрабатывают и реализуют социальные программы своих административных образований, учитывающие местные условия и финансовые возможности регионов. Эти программы направлены на повышения минимальных федеральных гарантий, эффективное функционирование социальной инфраструктуры, адресную социальную помощь из доходов региональных бюджетов, формирование благотворительных и общественных фондов.
Взаимодействие федерального и регионального уровней государственной социальной политики позволяет создать единый рынок труда, снизить уровень безработицы, упорядочить миграцию рабочей силы между регионами, улучшить демографическую ситуацию.
6. Социальные стандарты социального государства
Эксперты Евросоюза выделяют два важнейших направления модернизации действующих в странах ЕС систем социальной защиты. Во-первых, это совершенствование политики доходов путем регулирования налогообложения и рынка труда в целях увеличения количества рабочих мест. И, во-вторых, это обеспечение трудовой мобильности на протяжении всего жизненного цикла путем создания условий, облегчающих переход от работы к обучению и самозанятости.
С учетом изложенного эксперты приходят к следующему выводу: проводимая социальным государством эффективная социальная политика обеспечивает максимально возможную занятость и достойную заработную плату, безопасные условия труда и непрерывное повышение квалификации работников. А также развитие доступного для всех качественного образования и здравоохранения, реализацию системы эффективного социального страхования и пенсионного обеспечения. Кроме того — проведение адекватной потребностям и возможностям широких масс жилищной политики, государственную поддержку семьи, материнства и детства. И еще заботу о престарелых и молодежи, гарантии экологической безопасности населения, неограниченный допуск к ценностям культуры и другие функции социального характера.
Необходимыми условиями для реализации государством эффективной социальной политики являются:
— высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке;
— законодательная база, гарантирующая экономическую свободу человека, правовое и политическое равноправие всех граждан;
— развитое гражданское общество, способное отстаивать свои интересы и обеспечивать общественный контроль за действиями государственной власти.
Согласно Европейской социальной хартии, ЕС разработана система социальных стандартов, представляющих собой нормативы экономического, правового, кадрового, информационного и другого обеспечения.
Система социальных стандартов охватывает основные сферы социальной жизни общества, в том числе: оплату труда и трудовые отношения; обеспечение занятости и помощи безработным; образование и профессиональную подготовку кадров; научные исследования; область культуры; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальную помощь и социальное обслуживание населения; обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами; экологическую безопасность населения и др.
Система социальных стандартов включает в себя:
— государственные социальные стандарты, определяющие степень участия государства в реализации социальных прав граждан ЕС;
— социальные стандарты, обеспечиваемые финансовыми, организационными, информационными и другими ресурсами бизнес-структур;
— социальные стандарты, осуществляемые за счет собственных средств и возможностей самого гражданина.
Предусмотренные системой социальных стандартов нормативы обеспечивают уровень общепризнанных в развитых странах показателей «достойной жизни» каждого гражданина.
Система социальных стандартов разработана применительно к трем основным этапам жизненного пути человека: период от его рождения до окончания школы, период трудовой или предпринимательской деятельности человека, период жизни человека после достижения им пенсионного возраста.
Социальные стандарты рассчитаны на среднесрочный период (3—5 лет) и долгосрочную перспективу (10—15 лет), причем динамика роста основных показателей качества жизни общества соответствует наивысшим достижениям развитых стран.