что богом дано то и будет
Глава 11. Просите и дано будет вам
В следующем сегменте Нагорной проповеди Иисус возвращается к теме молитвы. Этой темы Он уже касался в Нагорной проповеди, предлагая ученикам молитву «Отче наш», однако если там акцент делался на том, как ученики должны молиться, то здесь в центре внимания оказывается результат молитвы, ответ на нее Бога:
Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф. 7:7–11 ).
Текст состоит из трех взаимосвязанных изречений: в первом излагается общий принцип, во втором предлагается пример из повседневной жизни, в третьем – вывод, вытекающий как из изложенного общего принципа, так и из приведенного примера. Все три изречения скреплены глаголами «давать» и «просить» или производными от них причастиями.
Аналогичный текст мы находим у Луки. В нем первое предложение совпадает с версией Матфея. Второе предложение несколько отличается: Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Третье предложение опять же практически полностью совпадает с текстом Матфея за исключением слова «блага», которое у Луки заменено «Духом Святым» ( Лк. 11:9–13 ).
В версии Луки данный фрагмент встроен в поучение о молитве, которое предваряется просьбой одного из учеников: Господи! научи нас молиться. В ответ Иисус произносит молитву « Отче наш». Далее следует оригинальный материал Луки, который мы не встречаем ни в одном другом Евангелии:
И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит ( Лк. 11:5–8 ).
Учение Иисуса о молитве наиболее полно изложено именно в Евангелии от Луки. Помимо приведенного отрывка в этом Евангелии мы также встречаем притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать. В притче говорится о вдове, докучавшей судье просьбой защитить ее от соперника. Судья, который Бога не боялся и людей не стыдился, долгое время не хотел снизойти к ее просьбе, но в конце концов сказал: Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. Притча завершается словами: Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре ( Лк. 18:1–8 ).
В обоих приведенных текстах из Евангелия Луки ясно прослеживается одна и та же мысль: если даже Бог «медлит» с исполнением просьбы человека, Он выполнит ее «по неотступности его». Иными словами, человек призывается не просто к тому, чтобы обратиться к Богу с однократной просьбой: он должен «докучать» Богу настойчивыми просьбами до тех пор, пока они не будут исполнены.
Тексты о молитве из Евангелия от Луки созвучны Нагорной проповеди, где перед нами тоже встает образ человека, настойчиво добивающегося своей цели. Этот образ создается благодаря троекратному «просите – ищите – стучите» и троекратному же «получает – находит – отворят». Используется та же логика доказательства от противного, что и в приведенных текстах из Евангелия от Луки. Если там в пример приводился человек, который в полночь докучает своему другу, и вдова, докучающая судье, то в Нагорной проповеди молящиеся сравниваются с детьми, получающими благие даяния от своих отцов.
Выражение «будучи злы» может показаться оскорбительным. Однако в общем контексте речи Иисуса оно не имело такого оттенка. Скорее, зло как атрибут человеческой природы здесь противопоставляется благу как Божественному атрибуту. Термин «благо» Иисус считал применимым к одному лишь Богу ( Мф. 19:17 ). Ни один человек не может считаться благим по природе, так как в человеке добро перемешано со злом. Человек может быть злым по отношению к другим людям, но в его отношении к собственным детям добро превалирует. Любовь земного отца к своим детям является отражением любви Отца Небесного ко всем людям. Поэтому и в молитве люди вправе докучать своему Отцу.
К тому, что сказано о молитве у Матфея и Луки, следует добавить несколько изречений Иисуса из Евангелия от Иоанна:
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю ( Ин. 14:13–14 ).
Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам ( Ин. 15:7 ). Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин. 16:23–24 ).
Все три изречения являются частью последнего наставления Иисуса ученикам. Все они скреплены тем же глаголом «просить», что и приведенные выше тексты из Евангелий от Матфея и от Луки. В двух из трех изречений упоминается Бог Отец. Трижды говорится о том, что прошение, обращенное к Отцу, должно быть «во имя» Иисуса. Это прошение, согласно одному изречению, исполнит Отец; согласно другому, его исполнит Сам Иисус.
Очевидно, что Иисус не просто обещал ученикам внимание к их просьбам со стороны Отца: Он Сам выступал гарантом того, что просьбы будут исполнены. Об этом говорится и в словах, приведенных в Евангелии от Матфея: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:19–20 ). Иисус обещает ученикам, что Он будет среди них и что Отец даст им все просимое, если они будут собираться «во имя Его» и просить «о всяком деле». Эти слова получили прямое продолжение в практике христианских молитвенных собраний, прежде всего евхаристических.
Мы можем сформулировать несколько условий, при которых молитва христианина к Богу Отцу будет услышана. Во-первых, эта молитва должна сопровождаться твердой верой в то, что Бог слышит ее. Во-вторых, молитва должна быть настойчивой и, если необходимо, продолжительной. В-третьих, она должна возноситься во имя Иисуса. В-четвертых, вне зависимости от того, молится ли христианин наедине или вместе с другими, он должен молиться не как изолированный индивидуум, а как член единой общины учеников Иисуса. Это ощущение придает ему уверенность в том, что обещанное всей общине непременно распространится и на него.
В каких случаях молитва может остаться неуслышанной, а просьба неисполненной? Ответ на этот вопрос начали искать уже в первом поколении христиан, так как опыт молитвы показывает, что Бог не всегда подает человеку то, чего тот просит. В своем соборном послании апостол Иаков, обращаясь к людям, погрязшим во вражде и распрях, говорит: Желаете – и не имеете. не имеете, потому что не про́сите. Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений ( Иак. 4:2–3 ). Здесь получение просимого от Бога ставится в прямую зависимость от того, с какой целью человек обращается с просьбой. Если он просит «не на добро», прошение может остаться неисполненным.
В Первом послании Иоанна говорится: чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним ( 1Ин. 3:22 ). В том же послании читаем: И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него ( 1Ин. 5:14–15 ). В этих текстах исполнение Богом просьбы, содержащейся в молитве, увязывается с соблюдением Его заповедей, угодными Ему делами и прошением того, что соответствует Его воле.
Подробным комментарием к словам Иисуса из Нагорной проповеди является одна из заповедей книги Ерма «Пастырь» – произведения II века, в некоторых рукописях помещавшегося вместе с Евангелиями и другими книгами Нового Завета:
В этом раннехристианском тексте содержится целый список условий, при которых молитва христианина будет услышана: он должен просить без сомнения, очищать сердце от мирской суеты и исполнять заповеди Божии. Однако, продолжает автор книги, даже и в этом случае прошения могут оказаться неисполненными. Если Бог не выполняет их сразу, Он может исполнить их впоследствии:
Таким образом, и здесь, как и в цитированных текстах из Евангелий от Матфея и Луки, содержится призыв к настойчивой молитве. Однако ни в одном изречении Иисуса, приведенном в Евангелиях, не говорится о том, что молитва христианина может остаться неисполненной. В Нагорной проповеди обетование сформулировано с предельной простотой: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ( Мф. 7:7 ). Это тот универсальный принцип, который должен действовать безотказно в том случае, если вся Нагорная проповедь становится жизненным кредо человека. Если же человек делает для себя те или иные изъятия из нравственного учения, предложенного Иисусом, тогда перестает в полной мере действовать и данное Им обещание.
Разъяснение условий, при соблюдении которых молитва бывает услышана, продолжилось и в последующих поколениях христиан. Подробное толкование на слова из Нагорной проповеди мы находим у Иоанна Златоуста:
В VII веке Исаак Сирин рассуждал о том, почему молитва иной раз остается неуслышанной. Первая причина, на его взгляд, заключается в человеколюбивом Промысле Божием, согласно которому Бог каждому подает соответствующее его мере и способности вместить:
Другая причина, по которой Бог не слышит молитву, – грехи, отделяющие человека от Бога:
Изложение святоотеческого учения о молитве не входит в нашу задачу. Однако нам представлялось важным привести несколько примеров того, как заповедь Иисуса об усердной молитве интерпретировалась в христианской традиции, начиная с апостольских посланий вплоть до отцов Церкви IV-VII веков. Эти интерпретации дают ключ к пониманию значимости заповеди Иисуса для современного человека.
Всякий, кто имеет опыт молитвы, знает, что иногда Бог очень быстро откликается на просьбу, иногда медлит с ответом, а иногда вообще оставляет просьбу неисполненной. С одной стороны, перед нами вполне ясное и безоговорочное обещание Иисуса: Проси́те, и дано будет вам. С другой стороны, мы имеем целую серию оговорок, восходящую к первому поколению Его учеников. Эти оговорки и разъяснения помогают понять, почему молитва оказывается услышанной не всегда.
Молитва является творческим процессом, результат которого не всегда бывает предсказуем. Иисус не ставил задачу систематически изложить основы учения о молитве. К теме молитвы Он обращался часто, однако даже все Его изречения на эту тему вместе взятые не дают полноценной системы, по которой человек мог бы строить свою молитвенную жизнь и свое общение с Богом.
В Нагорной проповеди Иисус сначала на примере фарисеев и язычников показывает, как не следует молиться ( Мф. 6:5–8 ). Затем Он дает ученикам образец молитвы ( Мф. 6:9–13 ). Наконец Он говорит о том, как следует молиться, делая акцент на постоянстве и настойчивости ( Мф. 7:7–11 ). Все остальное Он оставляет на творческое усмотрение самого молящегося, который должен на своем опыте узнать, как Бог откликается на молитву и какое действие оказывает молитва на его жизнь.
Ерм. Пастырь. Заповеди. 9 (Die Apostolischen Vater. S. 176–177). Рус. пер.: С. 229.
Дать Богу сделать с нами то, что Он решил
Существует распространенное мнение, что для человека верующего вопрос о смысле жизни – некий пройденный этап. Это людям, не знающим Бога, истинный смысл неведом, а для человека, уже находящегося в Церкви, всё самоочевидно. Но так ли всё на самом деле просто? О том, как жизнь христианина становится по-настоящему осмысленной и что этому мешает, размышляет игумен Нектарий (Морозов).
Прожить «хорошо» – это как?
Как священник, я могу свидетельствовать о том, что довольно часто люди верующие – те люди, с которыми мне доводится общаться в храме, – вопрос о смысле жизни находят для себя нерешенным. Они могут не спрашивать ничего об этом, но из того, что человек говорит, что он о себе рассказывает, становится совершенно ясно, что он для себя этого смысла в жизни не обрел. Вроде бы и понимает говорящий, что когда-то эта временная жизнь закончится и будет жизнь вечная, но это понимание не рождает в нем того, что пронизывало бы и организовывало всё его здешнее бытие.
Почему так получается? Не в последнюю очередь потому, что само наличие смысла в нашей сегодняшней жизни выглядит необязательным. Люди, выросшие в советскую эпоху, писали сочинения о смысле жизни в школе, размышляли о том, зачем человек живет, на уроках литературы. Другое дело, что ответ на этот вопрос предлагался далеко не совершенный, не истинный, ограниченный нецерковным сознанием, но, тем не менее, усваивалось главное: раз есть жизнь – значит, у нее должен быть смысл, и каждый должен его найти, иначе все его существование на свете пройдет впустую.
Вероятно, дети, которые учатся сегодня, где-то у каких-то учителей и пишут сочинения на подобные темы, но чаще всего их представления сводятся к тому, что жизнь нужно прожить по возможности хорошо. А что такое это «хорошо»? И оказывается, что с пониманием этого есть проблемы. Для одного человека «хорошо» – это когда нечего стыдиться, для другого – это некий набор положительных эмоций, для третьего – возможность непременно реализовать то, к чему он стремится… Словом, сегодня людей, пытающихся осмыслить свое бытие, оказывается на порядок меньше, чем еще даже два-три десятилетия назад. А поскольку общество и Церковь – это сообщающиеся сосуды, то и среди людей церковных многие следуют той же самой уже сложившейся инерции и по-настоящему своего бытия в Церкви, бытия в этом мире в качестве христиан осмыслить не могут.
Безусловно, есть люди, которые имеют какое-то конкретное земное представление о том, зачем они живут. Они говорят, что смысл жизни для них – быть порядочными, как можно больше добра сделать другим людям, достойно воспитать детей, оставить о себе хорошую память. Но все мы хорошо знаем, как бывает: очень часто пытается человек творить добро, но из этого мало что получается. Кто-то мечтает о семье и в ней видит оправдание своего бытия, но Господь либо не дает ему детей, либо не дает и брака как такового. Кому-то не удается реализовать себя в профессии, совершить открытие или сделать еще что-то, что он считает своей миссией на земле. Все эти смыслы, на которые ориентируются люди, оказываются несовершенными и не выдерживают проверки жизнью. В таком случае человек либо разочаровывается до конца и считает, что смысла нет вообще, либо обращается к Богу.
Ошеломленные с рождения
Что касается людей верующих, большинство из них на вопрос: в чем заключается смысл жизни? – ответят: конечно, в спасении. Вроде бы формально так оно и есть, но каждый ли человек, который говорит, что смысл жизни заключается в достижении спасения, действительно удовлетворяется в своей жизни только лишь тем, что ведет его ко спасению? Ведь нередко бывает так: человек считает, что его жизнь выстроена в соответствии с определенным смыслом, а реальность опровергает это. Помнится, архимандрит Херувим (Карамбелас) в своих «Ностальгических заметках из удела Божией Матери» рассказывал о старце, который каждый раз, встречая кого-то из братии, с болью и надеждой вопрошал: «Что ты думаешь: спасемся ли?» И ничто другое его не занимало. Да, для него смыслом жизни однозначно было именно спасение, но можно ли то же сказать о каждом из нас.
Почему так получается? Лично мне кажется, что большинство людей находится с самого момента своего рождения в каком-то ошеломленном состоянии. Такое впечатление, что человека, как только он родился, посадили на необъезженную лошадь, и вот она куда-то скачет, ее куда-то несет, а человек вцепился в нее мертвой хваткой и по мере взросления осознаёт только одну задачу – не свалиться. И считает, что это и есть полноценное наполнение его жизни.
Нельзя отдаваться «скачке жизни» – происходящие в ней процессы можно и нужно брать под контроль
На самом деле нельзя отдаваться этой скачке – происходящие в жизни процессы можно и нужно брать, насколько это в наших силах, под контроль. Безусловно, жизнь человека не может полностью им контролироваться, поскольку он получил ее как дар, она дана ему на время. Но вместе с тем очень важно, чтобы человек понимал: помимо общего смысла – пребывания с Богом здесь, на земле, и в вечности – существует замысел Божий конкретно о нем, и в соответствии с этим его жизнь должна приобрести то или иное направление.
Наше общее дело с Богом
Почему наше сердце порой не ощущает этого частного смысла нашей собственной жизни? Главным образом по одной причине: чтобы начать понимать, в чем заключается воля Божия конкретно о нас, нужно по-настоящему посвятить свою жизнь Богу. Причем окончательный ответ на вопрос о своем предназначении человек получит только тогда, когда земная жизнь его завершится: вся она и будет, по сути, поиском ответа. Но этот поиск может быть интересным, творческим, и он, по большому счету, и наполняет жизнь смыслом, потому что в таком поиске человек оказывается неразлучно связан с Богом, и, таким образом, самый главный и общий смысл уже в его жизни реализуется. А частный смысл воплощается тогда, когда мы понимаем, что Господь в определенных обстоятельствах хочет от нас, и этому следуем.
Ключ к правильному проживанию нашей земной жизни – в ощущении ее как нашего общего дела с Богом
Ключ к правильному проживанию нашей земной жизни заключается в ощущении ее как нашего общего дела с Богом. Этот путь – быть сотрудником Божиим – открыт для каждого человека, и прежде всего это сотрудничество с Богом должно проявляться у нас в отношении самих себя. Господь готов трудиться над тем, чтобы человека усовершить, довести его до самого высокого духовного состояния, и потому можно сказать, что смысл нашей жизни, ее цель – сделать максимум от нас зависящего для того, чтобы Господь мог сделать с нами всё, что Он с нами сделать решил, а мы могли это невозбранно принять. И весь наш труд заключается в том, чтобы себя к этому принятию подготовить и в нужный момент оказаться к нему способным.
А как это бывает… Знаете, у многих святых отцов есть мысль о том, что рука человека, принимающая дарования от Бога, – это смирение. И чем меньше смирения, тем меньше та горсть, в которую может человек дары Божии вместить. К чему я это говорю? К тому, что практически никто не минует в своей духовной жизни ситуаций, когда кажется: всё, ты уперся в какой-то тупик, никуда не можешь двигаться дальше, и вся твоя христианская жизнь обессмыслилась. Нужно понимать, что такое «обессмысливание» бывает как раз от гордости, от отсутствия смирения. Господь постепенно сужает те врата, которыми мы проходим, и для того, чтобы протискиваться дальше, нужно отсекать какие-то наросты, которые мы ошибочно считаем частью самих себя. И если человек чувствует, что «застрял», – это значит, что пришла пора от чего-то отказаться. Возможно, в настоящий момент это отказ для нас очень болезненный, но впоследствии, оглянувшись на то, что оставили позади, мы увидим, что это делало нашу жизнь тяжелее, делало ее только хуже и ничего в этом хорошего нет. Не стоит обманывать себя, что можно пойти какой-то другой дорогой: у каждого человека дорога всего одна – та, по которой Господь его ведет. И если человек в какой-то момент отказывается идти, он никуда не сможет двинуться до тех пор, пока это препятствие в себе не преодолеет. Это не тупик на самом деле – это остановка в пути, продлевая которую человек главный смысл своей жизни уже реализовать не может.
Что в этой ситуации делать? Мне кажется, что нужно размышлять примерно следующим образом: «То, что со мной сейчас происходит, – это не просто препятствие, перед которым я остановился, это не просто моя личная драма, а это мое общее дело с Богом. И если я сейчас чего-то не могу сделать, если я встал здесь или даже лег и продолжаю лежать, то Господь мое движение все-таки хочет продолжить. И если есть у меня хотя бы минимальная к этому готовность, хотя бы самая маленькая способность Бога об этом просить, то Господь меня обязательно через эту узкую дверь протащит. Может быть, мне будет очень больно, может быть, мне будет очень тяжело – если бы я шел сам, было бы менее больно, – но у меня только одна дорога, и я готов эту боль терпеть». И если вправду есть у нас готовность, если мы говорим это искренне, Господь действительно будет нас тащить и мы выберемся из этого состояния и продолжим свой путь.
«Просите, и дано будет вам»: Почему настойчивая молитва угодна Богу – отец Андрей Ткачёв
Как вы отнесётесь, если ваш друг или сосед придёт к вам ночью просить хлеба? Скорее всего, особо не обрадуетесь. Но Господь относится к нам иначе, чем принято в современном обществе между людьми. Не по принципу «Не верь, не бойся, не проси». Именно об этом, на основе очередного отрывка из Священного Писания, сегодня размышляет известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв.
Даже если человек не изучает Священное Писание и не слушает его в храме, он слышал какие-то вещи из него: «манна небесная», «валаамова ослица», «игольное ушко», «притча во языцех», «зеница ока». Эти библейские идиомы вошли в ткань нашего языка и используются всеми людьми, независимо от их религиозного исповедания, только по факту русской речи. В этом ряду есть выражение в Евангелии, которое вам хорошо известно: «Просите – и дастся вам, стучите – и отворят вам, ищите – и найдёте».
Это очень ободряющее троекратное, трёхглагольное повеление от Господа. Искать, просить, стучать. Искать прежде всего Царства Небесного, потому что всё остальное приложится вам. Так Он сказал, а Он не лжёт. И нужно стучать в двери милосердия Божии, как мы говорим в молитве Деве Марии: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица». И искать нужно, потому что наказан будет народ Мой за то, что священники с утра до вечера не спрашивали: где Господь? То есть искать нужно Бога и правду Его. Ищите, просите, стучите. У евангелиста Луки это поведение предваряется притчей.
Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «Друг! Дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашёл ко мне и мне нечего предложить ему»; а тот изнутри скажет ему в ответ: «Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Вообще, полночь – это мистическое время. «Се жених грядёт в полуночи. И блажен раб Его же обрящет бдяще». Церковь любила молиться в полночь. И многие отцы церкви говорили: поднимись в полночь, призови Бога в полночь, потому что это время пришествия Христова, возможно. У нас есть даже целая служба – Полунощница, когда вот именно в полночь нужно собраться на молитву и ожидать Небесного Жениха. В темноте все спят, а ты молишься, и это очень трогательно и красиво.
Здесь же в притче Господь говорит, что в полночь некто приходит и стучит тебе в дверь – понимаешь, три хлеба дайте ему. И здесь могут быть разные аллегории: вера, надежда, любовь, например. А полночь – Второе пришествие. Но мы намеренно уйдём от этих аллегорий, чтобы они не туманили нам взор. Возьмём бытовую ситуацию. Ты лежишь на кровати, дети твои с тобою, вы все в кучку сгрудились и сладко спите. И тут вам стучат – дай им хлеба, понимаешь. И ты говоришь: «Да слушай, да отстань ты уже, ты вообще видел, который час?!» А он стучит дальше. И Господь говорит, что если он по дружбе не встанет, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
В этих словах Христос понуждает человека верующего на постоянную молитву Богу, даже если ты грешен, даже если ты гнусен, даже если ты сам себе противен. При всех этих «если» ты должен молиться Богу, ибо Бог достоин молитв. Достойно и праведно поклоняться Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Достойно и праведно склонять голову перед Живущим на Небесах. Достойно и праведно просить у Него: «Прости меня, помилуй меня». Ибо у Него много милости. То есть нужно молиться Богу всегда. Грешен ты или праведен, стар или молод. Нужно молиться Богу много.
Многие, наученные Нагорной проповедью, читают только «Отче наш». Этого мало. Здесь Евангелие, казалось бы, вступает в противоречие само с собою, говоря: одной молитвы Господней «Отче наш» мало. И вот 11-я глава Евангелия Луки так и говорит: день и ночь нужно стучать к Богу, день и ночь нужно умолять Его. И если даже Господь по любви не даст тебе что-то, потому что любит тебя за добрые дела твои, а у тебя нет добрых дел, то по твоей неотступности – даст. То есть надо быть неотступным в молитвах.
Вот почему у Церкви так много молитв. Почему одни молитвы длятся полтора часа, а другие – все три. Почему иногда Всенощные бдения затягиваются за полночь. Почему монахи молятся с утра до вечера. Просто потому, что нужно просить. Просите, просите – и дастся вам. Ищите – и найдёте. И стучите, стучите. Неотступство в молитвах – это главный дефицит, ибо мы слишком расслабились и не умеем молиться. Но вы молитесь. Умножайтесь просьбы, чтобы Бог не забыл вас. Это была 11-я глава Евангелия от Луки, притча о пришедшем ночью за хлебами.