что бог говорит о власти
Что бог говорит о власти
Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом?
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14). Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.
Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53). Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых».
Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).
Власть (начальство, начальствующие)
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. 1Тим.5,17
Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения. Ек 10,17
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Рим.13,1
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Рим.13,2
Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы. Лк. 22,53
..ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Рим.13,4
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Рим.13,5–6
Начальствующего в народе твоём не злословь. Деян.23,5
От Господа дана вам держава, и сила – от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Прем.6,3
..но начальствующим предстоит строгое испытание. Прем.6,8
Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки. Прем.6,21
Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. 1Пет.2,13–14
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Рим.13:34
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. 1Тим.5,17
Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. 1Тим. 2:1–2
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Всякая власть от Бога?
или О попытке превратить апостола в оппозиционера
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Один фрагмент из «Послания к римлянам» апостола Павла часто возбуждал, а порой до сих продолжает возбуждать споры. Особенно это характерно для периодов общественных перемен.
Звучит этот фрагмент в Синодальном переводе так: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим 13:1).
На церковнославянском языке данный фрагмент звучит так: «Несть бо власть, аще не от Бога». Оппоненты традиционного перевода утверждают, что дословно эта фраза в переводе на русский язык должна переводиться как «не есть та власть, если не от Бога». И тогда смысл слов апостола меняется практически на противоположный по сравнению с Синодальным переводом: только та власть действительно является властью, что от Бога. Следовательно, не всякой власти надо повиноваться, а только той, что (по нашему мнению) является Божией. А власти (опять-таки по нашему мнению) несправедливой и преступной, повиноваться не следует. Более того, с ней нужно бороться и ей противостоять.
Действительно, старославянское слово «аще» из данного фрагмента апостола Павла переводится как «если». Кроме того, толкование, подвергающее критике традиционный перевод может казаться на первый взгляд более отвечающим естественному чувству справедливости.
Действительно, разве можно любую власть считать «от Бога» и ей повиноваться? А если она, скажем, печется о собственном благе более, чем о благе народа? Например, нарушает права собственности и отнимает ваше имущество?
Однако давайте заглянем в древнегреческий текст и посмотрим, насколько верен Синодальный перевод этого места из «Послания к Римлянам». Фраза «οὐ γάρ ἐστιν ἐξουσία εἰ μὴ ὑπὸ Θεοῦ», если ее переводить совсем дословно, должна звучать так: «Ибо не есть власть, если не от Бога». Вроде, оппоненты, правы? Нет. Подвох тут в том, что глагол «есть» (ἐστιν) в данном случае является глаголом-связкой, который может вообще не переводиться на русский язык и никак не влиять на смысл фразы. Мы же по-русски не говорим, например, «Сократ есть человек» или «власть есть строгая».
Также этот глагол может переводиться как «существует», «наличествует». Это зависит от контекста. Однако по правилам древнегреческого, церковнославянского, или, скажем, современных европейских языков употребления глагола-связки «быть» обязательно во всех случаях. Кстати, также и «несть» в церковнославянском тексте можно переводить и как просто «нет», и как «не существует».
Поэтому на русский язык совершенно правильно переводить слова «οὐ γάρ ἐστιν ἐξουσία εἰ μὴ ὑπὸ Θεοῦ» как «нет власти (вар: не существует власти) если не от Бога». А вовсе – «не есть та власть, что не от Бога». В Синодальном переводе выпали только слова «если не». Но смысла это уже не меняет.
Тем более, что такой, традиционный перевод полностью соответствует дальнейшим словам апостола в Послании: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим 13:2-5).
Когда говорят, что подвергались преследованиям и были казнены даже апостолы Петр и Павел, что гонения испытал великий сонм христианских мучеников, то надо понимать, что это были ситуации отстаивания веры, когда им предлагали отречься от Христа. И только в этом случае непослушание властям со стороны христианина оправдано: когда Бога подобает слушать более, чем человека.
Вот как об этом сказал святитель Тихон Задонский: «Слушай и исполняй всё, что приказывают не противно закону Божию: в противном случае не подчиняйся, т.к. должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5:29). Так поступали святые мученики. Нечестивые власти повелевали им копать землю, копали; носить камни, носили; идти в тюрьму и ссылку, шли; склонять головы под меч, склоняли; отнимали у них имения (собственность), отдавали, – и прочие выполняли приказы, что не противно закону Божию. Но когда им предлагали отречься от Христа и сделать прочие богопротивные дела, то они не подчинялись. Так и ты поступай. Велит тебе господин твой всякую работу делать, делай: велит делать неправду: обидеть, украсть, солгать и т.д., не подчиняйся (не слушай). Будет грозить за то казнью, не бойся: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Захочет лишить тебя жизни, не противься: кто жертвует жизнь за правду, тот в будущем веке обретет её».
Читайте также другие материалы в рубрике ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
На заставке: статут Цезаря в Риме, mattk1979
Апостол Павел о власти
Но тут речь идет не о власти как структуре или принципе (это скорее передавалось бы словом ἀρχή ), а ἐξουσία — по сути, полномочие что-то совершать, и оно не то чтобы «исходит от Бога», оно, по сути, Богом дано: предлог шгб с родительным падежом указывает на имя деятеля при пассивной конструкции. Перед нами не столько апология власти как таковой, сколько богословское утверждение: если кому-то даны некие полномочия и возможности, то они даны Богом, и ответственность человек несет прежде всего перед Ним.
А в целом в 13‑й главе Римлянам перед нами некая идеальная картинка с практическим нравственным выводом: порядочное поведение должно приводить к гармонии в отношениях с земными властями, а злодеяние ведет к наказанию. При этом Павел указывает, что власть начальствующим дана от Бога и человек получает похвалу или наказание как бы от самого Бога, действующего через них. Добавлю, что это Послание было направлено в столицу империи, и шансы, что оно будет прочитано при императорском дворе, были достаточно велики. Вполне естественно было выразить в письме максимальную лояльность к императорской власти — христиане не готовят никакого государственного переворота.
К любой ли власти это относится? Долгое время было принято думать, что да. Но после Третьего рейха с его «немецким христианством», вполне лояльным к фюреру, так уже не скажешь… А ведь уже в древности эти слова так прокомментировал Иоанн Златоуст (вступавший в острый конфликт с собственным императором): «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — всё это я называю делом Божьей Премудрости».
Но Павел писал о таких вещах не только римлянам. Об отношении внутри общества и о взаимодействии с властями говорит не в меньшей мере и другое послание — 1 Коринфянам. Павел говорит там о восстановлении справедливости, когда униженные и оскорбленные христиане восторжествуют над теми, кто распял Иисуса и угнетает их ныне. Разумеется, Павел не призывает к революции и ожидает, что эта перемена совершится по действию Бога, но тогда лояльность существующей власти обретает совсем другой смысл, это скорее призыв потерпеть и воспринимать ее как еще один инструмент в руках Бога, осуществляющего Свой таинственный замысел.
Соответственно, когда она будет достигнута, всё поменяется местами, и те, кто сегодня подлежит суду римских властей, сам примет на себя роль судьи. Разбирая частный вопрос (можно ли христианину подавать в языческий суд на другого христианина?), Павел пишет весьма энергично: «И если кто из вас что имеет против другого, как смеет он выносить дело на суд нечестивых, а не святых? Разве не знаете, что святым надлежит судить весь мир? А если вам подсуден весь мир, неужели вы недостойны быть судьями в мелких делах? Разве не знаете, что мы будем судить и ангелов — что и говорить о житейском!» ( 1Кор.6:1-3 ).
То есть, по сути, в новой реальности теми самыми инструментами Божьей власти станут верующие. И все это произойдет потому, что, как сказано в ( 1Кор15:24-25 ), «Он передаст царство Богу и Отцу, упразднив всякое начальство, и власть, и силу. Ему предстоит царствовать, доколе не повергнет врагов к ногам Своим». Разумеется, здесь тоже может идти речь о враждебных Богу духовных силах, среди которых тоже может существовать своя иерархия. Но вместе с тем также и о земных властях, которые в конце времен должны признать власть Божью.
Еще яснее выражается Павел в Послании Филиппийцам, написанном, по всей видимости, в заключении, в ожидании суда у римского императора — возможно даже, в самом Риме. Вот что Павел пишет здесь о Христе: «Потому Бог возвысил Его и даровал Ему имя превыше всех прочих имен, чтобы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено на небесах, на земле и в преисподней, чтобы всякий язык исповедовал Иисуса Христа Господом ( κὐριος ) во славу Бога Отца» ( Флп.2:9-11 ). Таким образом, подлинным Царем и настоящим Господом Павел считает только Иисуса.
В ( Флп.3:20 ) он говорит еще более откровенно «А наше гражданство (πολίτευμα) Принадлежит небесам, откуда мы ждем Спасителя — Господа Иисуса Христа». Слово πολίτευμα означает не место жительства, скорее это и есть «государство» или «гражданство». По сути, это яркая декларация лояльности только Христу. К тому же здесь употреблено не только слово κὐριος «Γосподь», но еще и σωτήρ «Спаситель» — оба слова еще в эллинистическую эпоху вошли в титулатуру монархов.
Как согласовать это с Посланием к Римлянам? Никакого противоречия нет, если помнить, что высказывания могли описывать реальность на разных уровнях (эмпирическая данность и подлинная суть вещей) и к тому же быть обращены к разным аудиториям. С одной стороны, Павел призывает уважать существующий порядок вещей и подчиняться требованиям властей, которые его поддерживают, к тому же в этой части он мог заверять имперские власти в лояльности христиан и остужать слишком горячие головы, стремящиеся к бунту (это, разумеется, лишь предположение). С другой, он напоминает о том, что человеческие власти — лишь инструмент в руках Бога, с Которым одним христиане и выстраивают свои отношения в полной уверенности, что последнее слово всегда остается за Ним и однажды Его последователи будут судить весь мир.
Как это могло выглядеть на практике, нам показывает Послание к Филимону. На первый взгляд вообще кажется удивительным, что первые христиане включили этот текст в канон своего Священного Писания. Это частное письмо по одному конкретному поводу: Павел в заключении встретил беглого раба по имени Онисим и обратил его в христианство. Прежний хозяин Онисима, Филимон, тоже был христианином и учеником Павла. И вот теперь Павел отправляет Онисима к Филимону (с точки зрения римского права — возвращает тому похищенную у него собственность) вместе со своим рекомендательным письмом.
Естественно, Филимон имеет полное право сурово наказать Онисима, но Павел уговаривает его не пользоваться этим правом. Он пишет ( Флм.1:8-12 ): «Хотя во Христе я бы с полным основанием дерзал указать тебе на твой долг, лучше с любовью тебя попрошу. Да, я, Павел, посланник, а теперь и узник Христа Иисуса, прошу тебя за сына, которого я родил в заключении — за Онисима. Пусть прежде он для тебя был негодным, но теперь пригодится и тебе, и мне. Посылаю его к тебе как свое сердце!»
То есть Павел действует целиком и полностью в рамках римских законов, не призывая ни к восстанию, ни к отмене рабства, ни к чему подобному. Он предельно лоялен, но эта лояльность внешняя, она, по сути, сводится к отказу от попыток бунта и мятежа. И в то же время в той новой реальности, которая начала существовать внутри христианской общины, нет ни беглых, ни каких иных рабов, а только близкие отношения между членами общей семьи.
Показательно, что себе Павел присваивает парадоксальный титул «старейшины и заключенного», сочетая самое почетное наименование с самым презренным. В этой новой реальности последние становятся первыми, нынешнее положение дел представляется временным, а лояльность существующей власти — необходимое условие, чтобы пережить это не слишком благоприятное время.
Вопрос не в том быть ли христианину лояльным своему государству — разумеется, быть (пока это государство откровенно и беззастенчиво не попирает Божьих заповедей, как Третий рейх). А вот вопрос о том, какое место занимает эта лояльность в иерархии христианских ценностей, актуален и сегодня…
«Всякая власть от Бога или Власть не есть власть, если не от Бога» — проповедь 26.07.2020
Старший пастор церкви «Новая Жизнь» Вячеслав Гончаренко.
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Римлянам 13:1).
В современном переводе с греческого языка это звучит так:
Власть не есть власть, если не от Бога. Существующие власти под Богом установлены (Римлянам 13:1).
Этот стих вызывает очень много вопросов. «Та, власть, которая у нас есть, она Божья или нет?» «Власть, которая делает неправду, неужели она Божья?» «Гитлер, Сталин и другие диктары — это также Божья власть?»
Мы сегодня рассмотрим разные крайности. Первая — когда люди говорят, что всякая власть от Бога — и ей нужно полностью подчиняться. Любят цитировать этот стих люди власти — даже те, кто никогда не читал Библию. Есть и такие верующие, которые не являются заинтересованной стороной, но цитируют это место Писания, понимая его так: «Если власть от Бога и та власть, которая в нашей стране, от Бога, значит, необходимы полное повиновение и послушание ей». Но при глубоком изучении эта позиция не выдерживает критики Писания и самой логики. Мы видим, как много людей в мире занимают позицию власти, но несут разорение, беды, кровопролитие. Сколько тех, кто у власти, и являются очень амбициозными — в результате молодые юноши, солдаты становятся заложниками их амбиций — и ложат свои жизни ни за что. Поэтому мы не можем согласиться с тем, что всякая власть от Бога и ей надо покориться. Потому что в таком случае нам надо будет всё, что сделал Гитлер и Сталин, также считать чем-то от Бога, что Бог таким образом чему-то учил или наказывал народ. Но это не так. Слепая покорность больше напоминает отсутствие разума.
Cледующая позиция — это когда люди говорят, что если власть не от Бога, то это значит, что правят язычники. Поэтому эта власть не от Бога. Но Иисус стоял перед Понтием Пилатом, который был представителем римской власти (в то время Римская империя оккупировала их страну). Иисус сказал Пилату: «Ты не имел бы надо мной никакой власти, если бы тебе не дано было свыше». Римская власть была очень жестокой, но Иисус говорил, что это дано им свыше. Также Христа хотели уловить, спрашивая, нужно ли платить подать римскому императору? На это Иисус попросил, чтобы ему дали римский динарий и спросил: «Чьё там изображение?» Ему ответили, что кесарево. Тогда Он сказал: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божье Богу». Поэтому позиция, что, если власть не знает Бога, то она не от Бога — неправдива.
Третье — люди часто цитируют слова: «Всякая душа должна быть покорна высшим властям» — и считают, что нужно подчиняться только самой высшей власти. Под высшей властью они подразумевают власть Бога. И потому власть человека не считают властью. Но такая позиция коверкает Писание, ведь в Римлянам 13-й главе 1-м стихе говорится о власти человеческой, но поставленной Богом.
Есть ещё одна версия, четвёртая, когда люди говорят, что Бог сегодня устранился, что Он не правит, а правит сатана, правит дух этого мира, язычники. Люди, которые придерживаются такого мнения, говорят, что если бы правил Бог, то не было бы столько зла на земле. Значит, Бог не правит, а будет править только в тысячелетнем царстве. Думаю, это неверно. Бог правит и сегодня! Написано, что «тверда вселенная». Если изучить этот вопрос, то можно увидеть, что добра на земле гораздо больше, чем зла. Есть проявления зла, это очевидно. Порой люди фокусируются на проявления зла, потому что они яркие, вызывающие, они заставляют сердце человека учащённо биться, и кажется, что всё вокруг — зло. Это не так.
Сегодня люди придерживаются разных политических взглядов. Даже в одной семье муж и жена спорят на предмет политики. Кто-то за красных, кто-то за белых — в остальном они едины, но тут начинаются разногласия.
Даже в нашей церкви люди придерживаются разных политических предпочтений. Есть группы людей, которые являются сторонниками действующей власти. Есть группа людей, которые хотели бы перемен и предпочитают новое правительство. Также те, кому всё равно, какая будет власть, — главное, чтобы колбаса была в магазине. Существую люди, которые не покоряются никакой власти и считают, что любая власть — это зло. На выборы они не ходят. У каждого есть конституционное право выбирать ту власть, которая по душе, — и в этом плане каждый из нас абсолютно свободен. Наступает время выборов — и каждый гражданин имеет право сделать этот выбор. Президенты — это не цари и не помазанники. Конечно, отчасти они унаследовали черты царей — и ведут себя, как цари, и армии собирают, и налоги назначают. Но президент в демократическом обществе — это не царь и не помазанник. Елей с помазанием на президента никто не изливал. Большинство президентов, вступая в полномочия, дают клятву на Конституции, а не на Библии. Поэтому считать их помазанниками, как во времена израильского народа и Царств, — это неверно.
Президент — это человек, которому народ дал власть на какое-то определенное время быть президентом. У народа есть конституционное право выбирать президента. Потому что главной властью страны является народ. Будьте гражданами своей страны и участвуйте в политических процессах. Потому что это ваше конституционное право.
Само устроение власти задумано Богом — и это хорошо по сравнению с тем, когда нет института власти, по сравнению с хаосом и анархией, когда власть не установлена. Во времена Судей (это описано в 17 главе, 6 стихе) каждый делал то, что ему казалось справедливым. Человеческая природа стремится к тому, чтобы делать то, что она желает. Но если посмотреть историю, то это всегда приводило к крайностям, это не было хорошо.
Таким образом, институт власти установлен Богом. Что же стало причиной установки института власти и почему Бог сделал это?
Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (Бытие 9:6).
Это установление пришло как следствие того, что грех вошел в мир и развращенная природа человека стала неуправляема Божьими принципами, поэтому понадобился регулятор — власть — полиция, милиция, армия – это сдерживающий фактор греховной природы людей путем наказания. Той природы, которая способна лгать, грабить, убивать и творить другие беззакония. Это вынужденная мера, чтобы защищать жизнь, справедливость и род человеческий.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Римлянам 1:2).
Апостол Пётр разъясняет, для чего нужна власть:
Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1-е Петра 2:13-14).
Власть — это наказание делающим зло и поощрение делающим добро.
Многие империи и цивилизации разрушались из-за того, что власть перестала судить неправильные поступки людей. Власть призвана сдерживать зло, но справиться с проблемой зла она не может, потому что эта проблема заключена в греховном сердце человека — и только Дух Святой ее может решить. Когда человек приходит к Господу, кровь Христа освобождает и омывает его сердце. Человек, внутренне свободный через кровь Христа и через Духа Святого, не нуждается в милиции.
Вчера ко мне пришёл человек, который проверял пломбы, установленные на газовом счётчике. Мы разговорились, и он рассказал, что за последние полмесяца он обнаружил 15 нарушений. Это значит, 15 человек попробовали изменить измерительный прибор, чтобы меньше платить. За это выписывают большие штрафы — последний нарушитель получил предписание оплатить 4000 рублей. Таким людям, с греховной природой, нужна милиция и власть.
Если власть противостоит злу, тогда мирные люди живут в безопасности — и это хорошо. Власть — это благословение для тех, кто не нарушает закон.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые (Римлянам 1:3-6).
Власть призвана поощрять делающих добро, поддерживать в обществе всякую позитивную инициативу, ратовать за хорошие поступки, замечать их, хвалить и награждать, а также сотрудничать с теми, кто является носителем и ревнителем добра. Действуя подобным образом, власть создаёт условия для хорошей жизни людей, для развития способностей, чтобы каждый человек мог приносить пользу обществу, процветать.
Власть призвана проявлять заботу о своем народе.
Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране (Екклесиаст 5:8).
Это превосходство, когда президент, царь, император заботится о своей стране.
Люди из нашей церкви ездили в Африку, и они рассказали, что их первым впечатлением об этой стране были маленькие дети, которые без присмотра тысячами ходят по дорогах. У них нет ни школы, ни образования, ни еды. В той стране власть не заботится о своём народе. Социальная защищённость на таком низком уровне, что практически отсутствует. Когда они вернулись в Беларусь, они сказали: «Вау! Это Америка!»
Власть — это ответственность. И управление — сложное дело. Устроение общества — это кропотливый труд.
Чтобы учредить все необходимые министерства в стране, здравоохранения, образования, трудоустройства, безопасности, транспорта, финансирования, порядка, законодательства, спорта, питания, водоснабжения, сельского хозяйства, производства, наладить работу различных сфер и даже своевременную уборку снега и мусора, — всё это требует массу усилий. Их надо ценить и уважать.
Я встречался с власть имущими в нашем городе и вник однажды в их работу. Я решил почитать, чем занимается, например, заместитель мэра, к которому я шёл на встречу. Список его дел оказался огромным! Он очень занятой человек. Обычно мы этого не понимаем.
У нас в церкви был брат, который работал в милиции. Я как-то его стпросил: «Как тебе твоя работа? Наверное рад, что скоро на пенсию пойдёшь, молодой, крепкий». Он начал рассказывать, какие стрессы он перживает, когда приезжает на вызов, например когда нужно достать из петли человека. Я думаю, каждый из нас предпочёл бы остаться дома, спокойно спать.
Президент – это тяжкое бремя, и мы должны уважать его труд и молиться, потому что от него многое зависит.
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Римлянам 1:7).
Править страной — это трудно. Попробуй управлять хотя бы собой, семьей, своими подчиненными, если они у тебя есть или ты мечтаешь открыть свой бизнес. Управление церковью и любое лидерство — это огромныйтруд.
Что если люди власти нарушают закон и делают зло? Люди часто задаются вопросом: «Почему Бог позволяет приходить к власти людям, делающим зло?» Немного поясню. Часто бывает, что, приходя к власти, люди имеют чистые мотивы и страх Господень, но после власть их развращает. Так случилось и с царем Саулом.
И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? (1-е Царств 15:17)
Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа? (1-е Царств 15:19)
Саул, когда назначили его коронацию, прятался в обозе, пока его нашли, — настолько он стеснялся этой позиции. Но затем вошел во вкус и начал «чудить». Люди, получившие власть, могут творить беззаконие, как Саул.
Тот факт, что власть портит и развращает, актуален. Как в фильме «Властелин колец» — каждый, у кого в руках оказывается кольцо, начинает «творить фокусы». Чтобы иметь власть, нужно быть очень кротким, смирённым человеком. Оказывается, власть — это такое тяжкое бремя! Столько всего у тебя есть — и ты можешь завладеть миром. Так случается и с людьми, которые получают власть, — они начинают вести себя совсем по-другому. Поэтому мы видим, как в разных странах правители не делают того, к чему они призваны, и таким образом дискредитируют или позорят институт власти, установленный Богом.
Люди, испорченные властью, превращают Божий институт власти в в мирскую систему господства.
Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Марка 10:42-45).
Божья власть служит народу, защищает и гарантирует права. Мирская власть господствует над народом и угнетает народ.
Когда господствует нечестивый, народ стенает (Притчи 29:2)
Вот что в интернете пишут на эту тему: «Власть — это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению», «Политическая влась — это способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и другой), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть».
Таким образом Божья модель превратилась в мирскую систему господства. Но власть должна олицетворять Божью власть.
Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием (2-е Царств 23:3).
Вот какой должна быть власть! Но большинство людей власти, не знают Бога и не имеют страха Божьего. И в результате люди, находящиеся у власти, позорят институт власти тем, что не ведут себя как служители Божии, о которых написано в Писании. Вместо этого видны коррупция, обман, несправедливость, права бедных ущемляются, правительство не слышит голос своего народа и люди, получившие власть, творят беззаконие. Это не о всех, конечно: есть люди, живущие по совести, но таких редко встретишь.
Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший (Екклесиаста 5:7).
Это настолько распространено, что Соломон говорит даже не удивляться. Власть была испорченной во все времена.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Луки 3:12).
Как-то на улице схватили одного верующего человека из нашей церкви. В суде тут же появилось два лжесвидетеля, которые стали утверждать, что он ругался матом на правительство. Он ответил, что не ругался, так как уже десять лет, с тех пор как покаялся, Господь полностью освободил его от матерной лексики. У него чистый разум! Он в принципе не мог ругаться, а лжесвидетели говорили обратное.
Я хочу, чтобы мы с вами понимали Бога. В Библии написано: «Мерзость пред Господом весы неверные». Стоит человек на кассе, взвешивает тебе колбасу, он немного подкрутил весы в свою пользу, ты переплатил. Бог говорит: «Мерзость для Меня. Даже не хочу в ту сторону смотреть». Поэтому, когда вы, верующие, иногда видите беззаконие и «проглатывает — что-то не в порядке с вами. Если вы это «проглатываете», у вас должно произойти духовное отравление организма. Ведь когда ты физически чем-то отравился, организм возвращает это. Он не может с таким жить, это аномалия для его здоровья. Только чистая душа, просвещённая Богом, и чистый разум, который живёт в Божьем присутствии, будет всегда реагировать на беззаконие, как реагирует Господь. У верующих людей повышенное чувство справедливости.
Если ты верующий, ты будешь переживать за всё и за всех, кого обидели. Это как буд-то рана в твоём сердце. Поэтому не обижай! Любовь пребывает в тебе.
Для меня это шок: лжесвидетели, неправедные суды, манипуляции. За то, что люди просто хотят честных выборов. Как можно судить человека, который хочет, чтобы честно и справедливо жить? Поэтому нарастает недоверие народа властью. И это результат того, что власть не ведет себя честно.
Я вижу выход. Чтобы восстановить доверие – нужно попросить прощения. У обиженных и угнетённых. Если не будет извинения, то недоверие перерастёт в нечто другое. Мы видим это в истории повсюду.
Существует ли граница повиновения властям? Мы признаем и поддерживаем власть в том, где законы власти не идут вразрез с требованиями Бога. И не важно, исходит это от президента, министра или от какого-то мелкого начальника на твоей работе.
Мой брат рассказывал, как он служил в армии — и у него был такой начальник, который сказал ему пойти и украсть из солдатской столовой мешок картошки. Брат ответил, что не может. Командир сначала разозлился, а потом сказал: «Молодец, я тебя испытывал».
Мы всегда проходим через испытания: останемся ли мы верными своей совести и принципам или мы продадим совесть и истину? Сатана всегда хотел, чтобы мы продали свою совесть. Гитлер однажды сказал: «Я ваша совесть!» И поэтому люди, которые убивали по приказу главнокомандующих, потом, во время Нюрнбергского процесса над ними, выглядели очень бедно. Всё, что они могли сказать: «Я исполнял приказ». Поэтому, если вышестоящий человек говорит тебе лжесвидетельствовать на брата, не делай этого. Даже думая: «Может случится конфликт, я потеряю работу!» Ты будешь благословен, тебе зачтётся. Бог скажет: «Это Мой человек. Я дам ему новую работу, более успешную и процветающую».
Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деяния 5:29).
Фараон приказывал повивальным бабкам умерщвлять новорожденных еврейских мальчиков.
Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их (Исход 1:17-21).
Бог всегда будет стоять на стороне истины. Бог не поддержит человека, наделенного властью, если тот уклонится от истины.
Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного? (Иов 34: 17)
Мы поддерживаем власть там, где власть действует справедливо и во благо народа. И даже сотрудничаем во благо, с любой властью. Бог имел дело с фараоном ради спасения и благополучия людей, Он давал вещие сны Фараону, а Иосиф стал катализатором, проводником Божиим для благословения Египта. Но в злых делах Бог не учавствует.
Бог сотрудничал со многими языческими царями. Царь Кир даже назван помазанником. И другие цари, которые исполняли Его волю. И мы должны поддерживать власть в том, что она поддерживает Божье, то, что стоит в Божьей системе ценностей.
Я очень поддерживаю нашего президента в том, что благодаря его порядкам в нашей стране не маршируют гей-парады. Слава Богу, молодец! Но в то же время никогда не поддержу индустрию алкоголя, которую поддерживает государство, никогда не поддержу «табакерки». Не поддержу казино. Вот так должен поступать верующий человек. Мы поддерживаем власть в том, что в согласии с Божьими целями и планами. Но то, что в несоответствии, не принимаем и можем даже противостоять этому.
Какой бы правитель не пришел, не слишком предавайтесь иллюзии справедливости при земной власти. Иисус жил во время оккупации своей страны римлянами и во время правления Ирода.
А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой (Марка 8:15).
Закваска Иродова представляет собой политическую власть. Как только люди чувствуют власть (закваску), они начинают вести себя по-другому.
Иисус назвал Ирода хитрой лисицей. Другими словами, Он говорит Ироду: «Ты не сможешь Меня ограничить, Я сделаю то, к чему призвал Меня Отец». Этот же Ирод отрубил голову Иоанну крестителю за то, что Иоанн обличал Ирода за жену его брата, которую он взял себе.
Церковь вне политики. Я пастор — и хочу насадить Слово Божье в их разумы. Кто бы ко мне не пришёл, я открыт для всех. Иисус так поступал. Он исцелил слугу римского сотника. Во всяком добром деле я могу и буду сотрудничать.
Церковь не должна пасовать ни перед каким правительством, потому что она совесть нации. И, конечно, церковь и каждый из нас лично может пострадать от своего правительства.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Матфея 5:10).
Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо (1-е Петра 2:19).
Мы не должны поддерживать власть в ее беззаконии, потому что Бог не поддерживает это. Беззаконие во власти — начало ее конца, рано или поздно придут ветра перемен и будет установлен другой порядок.
Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места; потому что Он делает известными дела их и низлагает их ночью, и они истребляются. Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других, за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его, так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных (Иов 34:24).
Вокруг происходят волнения. Поэтому нужно молиться! Люди очень сильно переживают. Они готовы даже отдать свои жизни, чтобы изменить что-то в этом вечно меняющемся мире. Конечно же, причина в том, что они за хорошую жизнь. Но это — всё, что они знают. Господь нам даёт и хочет дать не просто хорошую жизнь, но вечную жизнь и жизнь с избытком.
Поэтому пророк Даниил увидел такую картину: истукана, который символизировал все царства мира, в нём золото, серебро, медь, глина, — какое величие! И вдруг он увидел, как камень оторвался от горы. Он летел с огромной скоростью, ударил истукана по ногам — и тот рассыпался. Он увидел, как камень растёт, наполняет всю землю. Камень — это Иисус Христос и Его рождение. Свет пришёл в этот мир. Истина явилась. И он ударил истукана по ногам — и все царства, которые гордились своим величием, задрожали. И царство Иисуса Христа, которое пребудет вечно, набирает свои обороты. Это царство станет горою. Все царства этого мира пройдут. И нам как верующим надо чаять и жаждать этого царства.
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Титу 2:11-14).
Срочная новость! 17.02 состоялось принудительное выселение церкви «Новая Жизнь» из здания.
Причина и история развития конфликта: