что бог говорит о последнем времени
«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)
О признаках наступления конца света
Тревожные события последних месяцев вызывают у некоторых людей апокалиптические настроения. Во избежание излишней паники представляется полезным вспомнить, чему учит нас Святая Церковь о признаках, предваряющих Второе пришествие Христа и окончание мировой истории.
Усиление гонений увеличивало это ожидание. К примеру, гонение начала III века, инициированное римским императором Септимием Севером,
Подобные настроения возникали в христианском обществе каждый раз, когда мирная жизнь нарушалась политическими и религиозными волнениями, смутами и войнами.
Апокалиптические настроения возникали каждый раз, когда мирная привычная жизнь нарушалась
Апокалиптические ожидания были распространены на Руси в конце XV века. Некоторые русские люди были настолько уверены, что конец света наступит в 1492 году (7000 лет от сотворения мира), что в этот год не засеивали землю зерном.
С середины XVII века ожидание антихриста становится непрестанным фоном чаяний раскольников-старообрядцев. Особенные «надежды» возлагались ими на 1666 год от Рождества Христова. Связанный на 1000 лет по Рождестве Христовом сатана освободился и овладел Римом. Прибавленное к этой тысяче число зверя дает 1666. Царь объявляется антихристом, патриарх – ложным пророком. Впрочем, время вынуждает переносить сроки:
1666 год еще долго воспринимается в старообрядческих кругах как некий апокалиптический рубеж. В 1844 году святитель Филарет (Дроздов) в одной из раскольнических книг нашел учение о том,
Во время холеры 1830–1831 годов вокруг Москвы были расставлены карантинные посты, через которые пропуск осуществлялся по специальным справкам. Раскольники стали распространять слухи о том, что
В холеру 1830–1831 годов раскольники распространяли слухи, что «карантийные билеты – знамение антихристово»
XIX век характеризуется распространением апокалиптических настроений по всему миру. Под влиянием ожидания конца света и в результате попыток его вычисления сформировались такие известные в наше время секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». Назначенный конец света постоянно по необходимости передвигается, но, как ни странно, эти ошибки не мешают названным и подобным им сектам со временем увеличиваться.
В XX веке, особенно во второй его половине, появление апокалиптических сект превращается в массовое явление. Возникает множество тоталитарных сект, таких как «Народный храм», «Храм солнца», «Небесные врата», «Аум Синрикё» и другие, в основе верований которых лежит учение о скором конце света. Несбывшиеся ожидания во многих случаях приводят к массовым самоубийствам и убийствам. К сожалению, это нетерпеливое ожидание скорого конца света увлекает порой и православных христиан. Многие помнят, как группа из более чем 30 человек (в том числе детей) в Пензенской области «назначила» конец света на май 2008 года. Эти люди в ожидании Армагеддона прожили под землей с осени 2007 года по май 2008-го. Причем до выхода на свет Божий дожили не все.
Из предложенного выше краткого и неполного обзора можно сделать вывод, что ожидание окончания этого мира не всегда является полезным для христианина, но может быть опасным, вредным и даже губительным. Конечно, православные христиане верят, что этот мир конечен, что конец мира наступит с пришествием Господа нашего Иисуса Христа во славе. Но все же православное отношение к этой теме смягчено осознанием того, что для каждого человека достаточно заботы о подготовке к своей собственной смерти, которая может наступить в любой момент. Святитель Иоанн Златоуст так писал об этом:
Тем не менее Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках, чтобы избежать излишнего беспокойства, полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?
Прежде всего следует указать на неизвестность времени Второго пришествия.
Отсюда можно сделать вывод, что все попытки определить дату Второго пришествия Христова обречены на неудачу. Догадки такого рода исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом и являются свидетельством неверия словам Евангелия, то есть – словам Самого Христа.
Догадки о времени конца света исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом
Мало того, на подобного рода вычисления мы имеем прямое запрещение Господа, которое Он оставил в лице апостолов всем Христианам:
«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).
Попытки дерзновенно приоткрыть тайну Божиего Промысла не могут принести нам пользы и не останутся безнаказанными.
Среди признаков приближающейся кончины мира есть те, которые можно найти практически в любую эпоху истории человечества. Это падение нравственности, стихийные и общественные бедствия, войны, появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Такого рода явления существовали всегда, и последние времена будут отличаться лишь крайней степенью их развития. Но поскольку любое понижение общественной морали и любое ухудшение природных условий существования воспринимаются старшим поколением как крайние, небывалые доселе, то признак этот носит по большей части субъективный характер и не может служить твердым ориентиром в рассматриваемом вопросе.
Из более объективных признаков, предваряющих Второе пришествие Христово, прежде других следует назвать проповедь Евангелия всему миру:
«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).
Нужно заметить, что, согласно святоотеческим толкованиям, здесь говорится о проповеди не еретиками и раскольниками, но именно – православными. Стоит ли говорить, насколько мы далеки от этого? До сих пор еще на земле ученые-путешественники время от времени заявляют об открытии новых диких племен. Некоторые из этих племен обитают в столь густых джунглях, что никогда не видят солнца. Тем более они не могли ничего слышать о Солнце правды – Христе. Что же касается православной проповеди, то на земле существует еще множество уголков, куда не ступала нога православного миссионера.
Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11: 25–26).
Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия:
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4: 5).
Об этом предупреждал и Сам Господь:
«…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17: 11).
Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея.
Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Феc. 2: 3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель:
«…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13: 7).
Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует.
Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа:
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13: 5).
Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения:
«…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4).
Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17).
Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу:
«…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9–11).
То есть принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным, будет предваряться отречением от Бога, поклонением антихристу и признанием его Богом.
Антихрист не станет ставить начертание насильно; принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным
Частица «анти» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». Антихрист есть не только противник Христа, но и подражатель Спасителя, пытающийся заменить Христа, быть вместо Христа. Начертание антихриста будет не чем иным, как пародией на христианское Таинство крещения. Приступающий ко крещению отрицается «сатаны и всех дел его» и сочетается Христу, и само Таинство совершается по вере крещающегося. А принимающий антихриста вместо Бога должен предварительно отречься от Христа и поклониться антихристу как своему богу и спасителю. Без этих отречения и поклонения начертание бессмысленно и недейственно.
Поэтому антихрист и не станет ставить начертание насильно. Сопротивляющихся он будет запугивать, лишать средств существования:
«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16–17).
Антихрист будет даже убивать тех, кто откажется поклониться ему или его образу:
«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15).
Но начертание не будет внедряться насильно или тайно. В противном случае оно возымеет не большую силу, чем государственная печать на чистом листе бумаги. Поэтому странными выглядят некоторые современные учения, проповедующие «невольное», «автоматическое» принятие антихристова начертания и, следовательно, не менее автоматическую гибель человека.
«И вот, Я с вами до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).
Последние времена
Последние времена в Евангелии от Матфея имеют не одну версию. И мы, опираясь на Священное Писание, постараемся ответить на некоторые вопросы. В древности верующие также смотрели в будущее. На месте Израиля тогда были малярийные болота и называлась эта территория Палестиной. Там жили бедуины и обитали дикие животные. Для того, чтобы Иисус вернулся спасти Израиль, евреи должны были вернуться на свою землю и это произошло на наших глазах в 20 веке. Мы — то поколение, о которых Иисус сказал: «Не прейдет род сей, как все сие будет».
Читайте также о том, как евреи выходили из Египта: Исход: карта пути с пояснениями
Последние времена в Евангелии от Матфея
(Мф 24:1) И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
Иисус говорит о красивом здании, построенном Иродом.
(Мф 24:2) Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.
(Мф 24:3) Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончина века?
Предсказание о разрушении храма
(Лук 21: 20) Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его.
(Лук 21:21-22) тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
Две тысячи лет Евреи живут среди всех народов.
(Лук 21: 24) И Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
Сегодня двойственная ситуация — Иерусалим в руках Евреев, но не весь. То есть времена язычников не окончились.
Бог милостив. Когда вернется Иисус, Он вернется как Спаситель для Своего народа и как Судья для мира.
Последние времена и признаки пришествия Иисуса Христа
Последние времена и все события пришествия Христа описываются в 24 главе Матфея.
(Мф 24:4) Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.
(Мф 24:6) Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец;
(Мф 24:7) Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство.
Наши деды и прадеды видели две мировые войны за один век.
(Мф 24: 7) И будут глады, моры и землетрясения по местам.
Иисус предсказал, что в конце времен все это будет умножаться.
(Мф 24:9) Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
(Мф 24:10) и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
Многие люди, читая это место Писания относят его к церкви и впадают в страх. Но в этой картине церкви нет, Иисус обращается к Еврейским верующим — Он говорит об Израиле. Мы думаем, что увидим антихриста. Мы ожидаем не антихриста, мы ожидаем Господа нашего Иисуса Христа.
(Тит 2:11-13) Ибо явилась благодать Божия, спасительна для всех человеков, научающая нас, чтобы мы. ожидали блаженного упования и явления славы великого Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа грядущего на облаках.
Лето Господне благоприятное
Иисус в синагоге стал читать пророка Исайи 61 главу.
(Лук 4:18,19) «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. ».
Между благоприятным годом и днем мщения две тысячи лет. День мщения — это время гнева Божьего, семь лет скорби.
А вот что сказано о верующих.
(Рим 5:9) Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасаемся Им от гнева.
Благодаря тому, что Иисус сделал на кресте, верующий никогда не увидит Божьего гнева, который включает в себя и семь лет скорби. Иисус придет и спасет свой народ до того, как все это произойдет. О восхищении Церкви не говорится в Евангелиях. Это сокрыто от еврейского народа.
Где Иисус рассказал о восхищении церкви?
На заключительном этапе Своего служения, в горнице, Иисус сказал ученикам:
(Ин 14:1) Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
Это было за несколько часов до того, как все они бежали, оставив Иисуса одного. Его схватили, распяли, но в третий день Он воскрес из мертвых. Он знал, что все это произойдет и сказал Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше». И это Он говорит тем, кто убежит.
(Ин 14:2) В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам.
(Ин 14:3) И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я ».
Здесь Он придет не за Израилем, речь не о втором пришествии Христа. Речь о восхищении Церкви. Когда на земле будет скорбь, вы будете смотреть на это сверху.
Последние времена и великая скорбь
Эти слова обращены к Еврейским верующим.
(Мф 24:14) И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Проповедь о Царстве началась тогда, когда Иоанн Креститель начал свое служение. Он проповедовал о первом пришествии Иисуса Христа и крестил тех, кто веровал. К сожалению, уверовал лишь остаток, затем пришел Иисус и первыми словами было: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
В Благой вести, что Царство Небесное приблизилось к Израилю, оно в нём.
Каков образец Царства?
Иисус очищал прокаженных, открывал уши глухим, глаза слепым, изгонял бесов из одержимых людей. Он благовествовал нищим.
Господь даст вам обеспечение, Он ваш Пастырь, вы ни в чем не будете нуждаться.
Это образец Царства, когда Царь здесь. Царь все приведет в порядок. Болезней больше не будет.
Он сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», но они отвергли Его. Итак, будет проповедано Евангелие о Царстве.
Оно будет проповедано не нами.
144 тысячи искупленных
А мы уже будем на небесах. Оно будет проповедано 144 тысячами Еврейских Евангелистов (Откр 14:1). Они будут проповедовать Евангелие о Царстве: «Приготовьтесь, Царь возвращается». И тогда придет конец, Господь вернется.
Последние времена для Иудеев
(Мф 24:15-16) Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы.
Это обращение к людям, находящимся в Иудее, а не к другим народам.
(Мф 24:20) Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу.
Почему в субботу? В еврейских синагогах до сих пор празднуют субботу. А мы празднуем день Господень, потому что в этот день Господь Воскрес из мертвых.
(Мф 24:21-22) ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
Избранные — это Еврейский народ и у них завет с Богом.
Речь не о Церкви, хотя она часть избранных.
(Мф 24:23) Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос, или там», — не верьте.
Еврейский народ до сих пор ждет Мессию.
(Мф 24:29) И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
Силы небесные — это уран (греч. язык).
В последние времена будет происходить высвобождение атомной энергии.
(Мф 24:30) Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе.
(Мф 24:30-31) И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною. И соберет избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Хотя существует Израиль, Евреи рассеяны по всей земле, и не все они возвращаются туда. Придут Ангелы и соберут их, это произойдет в последние времена очень быстро.
(Мф 24:32) От смоковницы возьмите подобие: «когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
Смоковница всегда относится к Израилю, но не к Церкви. Это значит, что Израиль вернется как народ, образно говоря «пустит листья».
(Мф 24:33) Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.
Израиль, это молодая страна, образована в 1948 году.
(Мф 24:34) Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет;
Это говорит о том, что прежде должно произойти восхищение Церкви. Все это очень близко.
(Мф 24:35) Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Итак, в 24 главе в Евангелии от Матфея, Иисус обращается к Евреям.
Восхищение Церкви в последние времена
А теперь о восхищении Церкви в последние времена. Об этом говорится во всех посланиях.
Ученики Иисуса Христа не имели понимания о тайне Церкви.
(Деян 1:6) Посему они, сойдя, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
В их разуме было царство Израильское, а не Церковь. Но Иисус знал, что пройдет еще 2 тысячи лет.
Кто-то говорит: «Я слышу об обещании Его пришествия с тех пор, как был ребенком, но до сих пор никакого пришествия не случилось. Что там проповедуют христиане?»
(2Пет 3:3) Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также».
Будьте осторожны, Библия называет таких людей наглыми ругателями.
Почему такая задержка на 2 тысячи лет?
(2Пет 3:8) Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Почему Господь поступает так?
(2Пет 3:9) Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
Потому что суд Божий обязательно будет.
Искупление тела
(Рим 8:22-23) Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
Мы в себе стенаем, ожидаем смерти?
Нет, мы ожидаем усыновления, а это искупление тела нашего, единственное, что мы еще не получили.
Сейчас у нас есть все благословения от Бога. Иисус заплатил за это на кресте, когда воскрес из мертвых. Он воскрес в новом славном теле.
Но почему у нас еще нет нового тела?
Когда Иисус придет во время восхищения Церкви, первое, что вы получите — это новое тело. Мы все будем выглядеть хорошо.
Спасены раз и навсегда
(Евр 9:28) так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
Однажды — этого полностью достаточно, чтобы удалить грехи многих.
Будет ли Он разбираться с грехами мира?
Да, но не с нашими, а нам принести спасение. Слово «спасение» включает в себя и наше новое тело, тем, кто ожидает Его.
(Флп 3:20) Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.
Павел не ожидает смерти и хочет, чтобы такая позиция была у всех верующих.
Мы не знаем, когда именно Иисус вернется, но знаем, что возвращение Его близко. Особенно для этого поколения, которое видело возрождение Израиля и другие значимые события, что упомянуты в пророчестве Иезекииля.
(Флп 3:21) Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все.
Как чудесно знать, что в нашем новом теле мы никогда не будем делать ничего неугодного Господу — это будет невозможно. Дни грехов останутся позади. Вам больше не за что будет стыдиться, в том числе за колебания и падения в этом новом теле.
Тайна Церкви
(1Кор 15:51) Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся.
Церковь — это тайна. Тайна — значит, что даже святые Ветхого Завета до конца не постигли ее. В сокровенных формах они пророчествовали о прообразах Церкви. Однако тайна Церкви не открыта в Ветхом Завете, и, даже в четырех Евангелиях не открыта. Есть какие-то отблески.
(Мф 16:18) И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.
Иисус говорит о Церкви, но не может рассказать о Ней ученикам во всей полноте, потому что было ещё не время.
Но затем Бог призвал Павла написать большую часть Нового Завета.
(1Кор 15:51-53) Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
Когда придет Иисус, вы облечетесь в бессмертие, а это значит, что вы не сможете умереть.
Бог никогда не определял приход смерти.
Второе пришествие Иисуса Христа
(1Кор 15:56) Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.
Второе пришествие Иисуса Христа будет иным, Он придет в теле. Церковь будет восхищена во мгновение ока, и это произойдет так быстро, что мир не заметит этого. Все что они будут знать — это то, что произошло великое исчезновение. Вся земля увидит это.
(Деян 1:10) И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
Иисус взошел на небо телесно и таким же образом вернется.
Мы должны строго придерживаться Библии.
Диавол побуждает о том, что после этого исчезновения спасения уже не будет. Однако люди и после нашего ухода будут спасаться, но при власти антихриста их жизнь будет ужасной.
Церковь! Господь придет за вами, потому что Он любит вас.