что бог говорит о долгах
Что бог говорит о долгах
Что Библия говорит христианам о денежных долгах? Насколько плохо одалживать кому-то или у кого-то деньги?
Апостола Павел указывает в Римлянам 13:8, что нам следует быть должными лишь любовью. Это служит напоминанием для нас об отвращении Господа к долгам, не оплаченным в сроки (см. также Псалмы 46:21). Чаще всего под понятием долга мы рассматриваем денежные обязательства. Но в свете стихов Послания к Римлянам 13:1-10, мы видим, что понимание долга Павлом было гораздо шире. Он говорил не только о налогах и тарифах, возложенных на нас правительством, но и об уважении и почете к высшей власти. Все мы должники перед лицом Господа. И так как Он подарил нам любовь, мы обязаны распространять ее на окружающих нас людей, с которыми мы живем и работаем, и даже на правителей, возлагающих на нас налоги.
Некоторые люди критикуют установление процентов на заем, но Библия несколько раз упоминает об этом (Притчи 28:8; Матфея 25:27). В древнем Израиле закон запрещал устанавливать проценты лишь на один единственный тип займа – заем бедным людям (Левит 25:35-38). Этот закон имел множество социальных, финансовых и духовных аспектов, но два из них имели особое значение. Во-первых, закон помогал и защищал бедных людей, пытаясь не усугубить их ситуацию. Уже сам факт бедности был достаточным, так для многих было унизительно просить о помощи. Но, если бы им, вдобавок, пришлось возвращать кроме долга еще и сокрушительные проценты, то в таком случае деньги стали бы пагубными, а не полезными.
Во-вторых, закон обучал важнейшему духовному принципу. Когда заимодавец избавляет бедного человека от процентов – он совершает акт милосердия, несмотря на то, что, возможно, потеряет прибыль от этих денег, пока они будут в займах. Дело в том, что это является осязаемым выражением благодарности Господу за Его милость, по которой Он не возложил никаких «процентов» на Свой народ, которому Он так помог. Господь милосердно помог израильтянам уйти из Египта, где они были ничего не стоящими рабами, и дал им землю, которую они смогли назвать своей (Левит 25:38). И все дело в том, что Он ожидает такого же отношения зажиточных людей к своим бедным соотечественникам.
Библия нигде конкретно не запрещает, но и не поощряет одолжение денег. Библейская мудрость указывает на то, что займы – временами не самое лучшее решение. Долг автоматически делает нас рабами того, перед кем мы находимся в долгу. Но, в то же время, бывают ситуации, когда долг становится необходимым «злом». Если деньгами распоряжаются мудро, и выплата займа осуществима, христиане могут одалживать деньги, когда это необходимо.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Доктор
Доктор – собственно учитель, а впоследствии носитель высшей ученой степени по специальному предмету какой-либо науки, в том числе и богословия. Впервые обычай давать ученые степени доктора возик в Болонье в XII веке, когда 1130 юристов, особенно отличившихся своими познаниями, награждены были званием доктора прав. Вскоре затем появляются и доктора богословия, которые получали эту степень или от самого папы, или, как напр., в Париже, от канцлера университета, как постоянного уполномоченного папы. Для получения этой степени требовалось сначала пройти все низшие академические степени – чрез сдачу установленных экзаменов, диспутов и пробных лекций, пока чрез ряд подобных же испытаний не достигалась правоспособность на получение докторства, которое доставалось не без значительных издержек. Так как с течением времени и для занятия некоторых наиболее важных мест по римскому праву непременно требовалось обладание ученой степенью доктора, то искателей ее с каждым годом являлось все больше. Помимо незначительных местных отличий, условия получения докторской шляпы, которая по уставу полагалась пурпурно-красная четырехугольная и выдавалась канцлером университета в торжественном собрании, были почти везде одинаковы. Богословская степень доктора давала право повсюду проповедовать, преподавать и защищать веру, почему и право удостаивать этой степени исходило от самого папы, а впоследствии, после введения реформации перешло к местным государям, причем молодой доктор в своей докторской речи давал клятву оказывать послушание уже не папе, как это было раньше, а государю с обязательством защищать истину евангелия и держаться Аугсбургского исповедания. Первый случай возведения в степень доктора на новых началах состоялся в Виттенберге 17 июня 1533 г. в присутствии курфюрста и первыми докторами были Иоан. Эпин из Гамбурга, Каспар Круцигер и Иог. Бугенгаген из Виттенберга. В том же году Меланхон составил вместе с преобразованием университетского устава вообще новый порядок и для получения докторства, который потом долго оставался в силе во всех факультетах. Впоследствии принято было удостаивать степени доктора honoris causa, и так как этой степени удостаивались особенно заслуженные деятели в науке и церковном служении, то они пользовались особенным уважением. В XVII в. доктора богословия носили титул «превосходительства». Само собою понятно, что сохранился и обычный способ достижения докторства, причем требовалось представить диссертацию на латинском языке, выдержать экзамен или коллоквиум перед факультетом, состоящий обыкновенно в латинском диспуте о тезисах диссертации и произнесенной по-латыни речи. Со всей этой процедурой связывались довольно значительные расходы, восходившие от 300 до 600 марок. Этот порядок, за несущественными изменениями, сохранился в немецких, как римско-католических, так и протестантских, университетах до настоящего времени. Оттуда он перешел и в наши университеты, а от них со времени введения нового устава 1869 г. и в наши духовные академии. Высего своего процветания докторство достигло в средние века, в эпоху расцвета схоластики. В то время носители докторской степени среди выдающихся богословов обыкновенно получали еще дополнительные почетные титулы. Так, папа Сикст IV (1484 г.) был доктор наиострейший (acutissimus), Фома Аквинат (1274 г.) – доктор ангельский, Иоан. Герсон (1429 г.) – доктор христианнейший, В. Шампо (1121 г.) – столп докторов, Ансельм Лаонский (1117 г.) – доктор докторов, Джон Виклеф (1384г.) – доктор евангельский, В. Оккам (1347 г.) – доктор непобедимый и особенный, Бернард Клервосский (1153 г.) – доктор медоточивый, Иоан. Бонавентура (1274 г.) – доктор серафимский, Альберт Великий (1280 г.) – доктор вселенский т. д.
О долгах
Сегодня мы едем в магазин на кредитном автомобиле, чтобы купить мебель в рассрочку для квартиры, приобретенной в ипотеку. Лозунг «Покупай сейчас, а плати позже» сформировал целое поколение потребителей, для которых приобретение в долг стало привычкой. А почему нет? Ведь последнюю модель смартфона или новейшее авто можно получить немедленно, даже если в кошельке нет ни копейки.
«Живи на яркой стороне и плати за удовольствие простыми комфортными платежами!» – призывает реклама. Однако жизнь в долг несет с собой безрадостную реальность.
Существует несколько синонимов слова «долг»: быть обязанным, в недостатке, на крючке, под давлением, в стеснении. Вполне очевидно, что ни одна реклама, призывающая купить в кредит, не использует подобных слов. Не скажет рекламодатель и о том моральном давлении, которое испытывает каждый должник, оказавшийся неспособным вовремя рассчитаться с банком. А также умолчит о проблемах в семье, неизбежно возникающих из-за долгов. И даже не напомнит о той категории людей, которая, не справившись с натиском коллекторов, решилась на крайние меры.
Что говорит Библия
о долге?
Точка зрения Библии совершенно ясна. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» – говорится в послании к Римлянам 13:8. Из книги Притч 22:7 мы узнаем, почему не следует влезать в долги: «Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца».
Когда находишься в долгу, то попадаешь в положение слуги по отношению к своему кредитору. И действительно, чем больше затягивает долг, тем больше зависим от того, кому должны. У нас даже нет полной свободы выбора в принятии решений, куда потратить заработанные деньги, потому что по закону мы обязаны отдать их заимодавцу.
В 1 Коринфянам 7:23 Павел пишет: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков». Бог Отец отдал Своего Сына, выкупив нас из рабства греха. И Господь хочет, чтобы мы служили Ему, а не банкам и кредиторам. Писание четко предостерегает не делаться рабами людей, в том числе и через долги.
Долг считается проклятием
Отсутствие долгов – это награда за послушание Богу. «Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли. И придут на тебя все благословения сии. и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Втор. 28:1-2,12).
А вот долги – это проклятие за непослушание Богу. «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом» (Втор. 28:15,43-44).
Долг порождает самонадеянность
Когда человек берет в долг, он предполагает, что в будущем сможет зарабатывать столько, чтобы рассчитаться по своим обязательствам. Планирует, что с работой или с бизнесом все будет хорошо и никаких кризисных ситуаций не случится. Писание не поощряет подобной самонадеянности: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», вы, которые не знаете, что (случится) завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое. » (Иаков. 4:13-15).
К тому же Писание призывает уметь жить по средствам и быть довольными тем, что у нас есть: «Великое приобретение быть благочестивым и довольным» (1Тим.6:6).
В каких случаях
долг допустим?
В то же время в определенных ситуациях Библия допускает возможность просить материальной или финансовой помощи у других, беря что-то в займы. Это касается тех ситуаций, когда человек попадает в чрезвычайные обстоятельства. Иисус Христос приводит такой пример в Лук. 11:5-10. К человеку поздно вечером пришел гость, а у хозяина нет хлеба, чтобы гостя накормить. Тогда хозяин идет к соседу и настойчиво просит того дать хлеб взаймы. Ясно, что в данной ситуации у человека есть острая необходимость просить хлеб в долг. Кроме того, он берет столько, сколько реально сможет отдать.
Как избавиться
от долгов
1. Молитва
Помните, Господь заинтересован в том, чтобы избавить вас от долгов. Он награждает тех, кто старается жить по Его воле: как только вы начинаете последовательно отдавать деньги, Он помогает распрощаться с долгом. Поэтому смело просите Его о помощи и руководстве.
2. Составьте список
всех ваших долгов
В этот список включите и кредиты с процентами, и долги по налогам, и займы у родственников. Такое подробное перечисление поможет определить приоритетность возвращения необходимых сумм.
3. Составьте
график выплат
Установите для себя точную дату расчета с каждым заимодавцем. Это поможет видеть ясную финансовую картину и радоваться приближению дня полного освобождения от долгов.
4. Составьте
письменный бюджет
Бюджет помогает планировать на будущее и анализировать свои расходы, чтобы узнать, где можно сэкономить. К тому же это очень эффективный способ уменьшить количество спонтанных покупок.
5. Составьте список
всего вашего имущества
Оцените свое имущество в денежном эквиваленте и подумайте, что можно продать для погашения долга. Размышляйте не о том, что вы чего-то лишитесь, а о том, насколько быстрее приблизитесь ко дню освобождения от всех долгов.
6. Подумайте о
дополнительном заработке
При этом примите решение отдавать все заработанные сверх вашего обычного дохода деньги только на покрытие долгов, а не на увеличение расходов.
7. Постарайтесь
больше не одалживать
Один из способов не влезать в новые долги – это всегда платить за покупку наличными или дебетовыми карточками. Статистика показывает, что люди, пользующиеся кредитками, платят на треть больше. Кредитные карты искажают реальную картину расходов.
8. Измените стиль жизни
Чтобы быстрее избавиться от долгов, нужно, конечно, сократить расходы. Некоторые продают свой большой дом и переезжают в дом поменьше. Или продают автомобиль, взятый в кредит, и покупают за наличные автомобиль поскромнее.
9. Не сдавайтесь
С самого начала у вас появится тысяча причин для того, чтобы остановить или отложить процесс освобождения от долгов. Не поддавайтесь этому искушению! Не останавливайтесь до тех пор, пока не достигнете цели – жизни, не обремененной долгами. Да, отдавать долги – очень тяжелый труд, но свобода стоит таких стараний.
Общество говорит: «Покупайте сейчас, а платите потом. Вы достаточно сильны для того, чтобы пользоваться займами и кредитами».
Писание же говорит: «будьте довольными тем, что есть, и доверьте свое обеспечение Богу. Он не сторонник долгов. Он хочет, чтобы мы были свободны для служения Ему».
Долги
С чего начать нам разговор об этом устойчивом жизненном явлении? Начнем, пожалуй, с «Энциклопедии русской жизни» – с «Евгения Онегина». В первой главе романа мы знакомимся с семьей главного героя, давшего роману имя.
Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Как становится ясно с первого взгляда, перед нами «профессиональный должник», который привык жить не по средствам и довел семью до разорения регулярным пусканием обществу пыли в глаза. Таков отец Евгения. В наши дни сказано, что «у взрослых тоже есть свои игрушки, только они дороже». Но сам принцип существует с давних времен.
Суть этого принципа следующая. Люди почему-то решают жить не по средствам. В дилемме «быть или казаться» ставят на второе, на «казаться». И платят за имидж… чужими деньгами. Потом оказываются в состоянии невозможности отдать взятое. Дальнейшие варианты разнообразны: долговая тюрьма, опись имущества, бегство, самоубийство, пьянство от безысходности и проч.
Отец Евгения тратился на шампанское, кондитеров и кулинаров, плату оркестру, наряды. Это нужно было для поддержания веса в обществе. Будучи изначально человеком небедным, он дошел затем до разорения. Как объяснял свое нежелание играть в карты другой пушкинский персонаж, Германн из «пиковой дамы», он «не хотел рисковать утратой необходимого в желании получить избыточное». Отец же Евгения именно потерял необходимое, поднимая видимым образом свой статус и «не по одежке протягивая ножки»
Так оно и происходит с незапамятных времен доныне. Именно относительно состоятельные люди, по крайней мере не нищие, удобно уловляются «лестью богатства» (Мф. 13, 22) и попадают в рабство к кредиторам. История убедительно доказывает нам, что финансовая мощь кредиторов растет именно благодаря привыкшим к роскоши и принципиально не желающим жить поскромнее людям. В прежние времена это были ленивые отпрыски дворянских семей, яркие вырожденцы, иначе, как за чужие деньги и напоказ, жить не умеющие. Сегодня эта армия людей пополняется вне зависимости от сословных различий, которые максимально стерты. Но не стерты ни жадность, ни глупость, ни безответственность человеческая.
Студент, обедающий в Макдональдсе и одевающийся в секонд-хенде, берет кредит для покупки новой модели айфона. Человек, имеющий машину на ходу, за полмиллиона рублей, берет в кредит еще полмиллиона и покупает более статусный автомобиль. Семья, могущая без долгов позволить себе отдых на доступном курорте среднего класса, ради поездки на статусный курорт берет кредит. Таких примеров очень много, и каждый из нас при желании пополнит их список или собственными «чудачествами», или подобными примерами из жизни знакомых.
Мы не будем рассматривать случаи займа для нужд бизнеса или покрытия коммунальных долгов, т.е. случаев, в которых истинная, а не мнимая нужда движет человеком. Но обратите внимание на «девятый вал» примеров, относящихся к категории, упомянутой в начале. Мода, статус, желание новизны, вечное стремление к переменам, страх оказаться не лучше друзей и знакомых, боязнь прослыть простаком… Все эти мысленные тираны, и даже демоны, грубо, как конвойные стражники, толкают людей на поступки, совершенно не вынужденные подлинной нуждой или жизненной необходимостью.
Голод и нагота – это материальные проблемы. Но связывание себя долгами, скажем, из-за моды – это духовная болезнь
Это духовная болезнь. И лечиться она должна Духом. Голод и нагота – это материальные проблемы (тоже имеющие духовные причины). Но связывание себя долгами, скажем, из-за моды – это чисто духовная болезнь, никак не зависящая от материальных факторов. Заметим, что именно люди, декларирующие идеологический материализм (я, мол, в Бога не верю и не молюсь, это все выдумки), на практике беззащитнее верующих людей перед агрессивным накатом рекламы, общественного мнения или тусовочных установок.
Послушаем голос апостола Павла. Пусть он не для всех авторитет, но кому-то, даст Бог, его слова точно лягут на душу: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим. 6, 6–8).
Пусть остановится на этом слове человек и рассудит: что он внес в мир, когда вышел из чрева? Что унесет с собой, когда смежит очи и перестанет двигаться? Не сном ли покажутся все мечты о приобретениях и обладаниях? И мир, который так успешно обольщал человека ежедневно, дразнил и манил, посмеется над ним, мертвым, чтобы продолжить обманывать живущих.
Повторим, что множество долгов и опасных предприятий не вынуждены ничем, совершенно ничем существенным, кроме тщеславия и глупости, живущих в душе, чуждой веры Божией. Об этом далее и говорит Павел: «А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим. 6, 9).
Сребролюбец – это не тот, кто имеет много, но кто хочет многого. Неважно при этом, ездит ли он на «Жигулях» или на «Мерседесе». Содержание сердца определяет тайну человека, по которой он будет судим нелицеприятным Богом. Поэтому сказано: «желающие обогащаться», а не просто «богатые». Это и есть та «лесть богатства», о которой сказано выше. Лесть означает обман, призрачную мечту, таящую внутри себя сокрушительное бедствие. К «сетям и искушениям» прямо относятся и те беды, в которые может попасть должник. Чем выше заем, тем сильнее и угрозы. Дети, движимое и недвижимое имущество, внутренние органы и сама жизнь становятся нередко средствами отдачи долга. В том, что это так, убеждает нас и криминальная хроника, и исторические примеры.
Для человека должно быть естественным бояться долгов – так, как он естественно боится рабства
Для человека должно быть естественным бояться долгов – так, как он естественно боится рабства или иной тяжкой зависимости. Занимать у одних, чтобы отдать другим, бояться телефонных звонков, скрываться, менять адреса – разве это не рабство?
Обратим внимание, что долг есть образ и подобие греха. Молитвой Господней мы научены молиться: «Остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». И весь сонм толковников, словно одними устами, объясняет нам, что наши долги перед Богом – это наши грехи, ошибки, вольные и невольные проступки. Так же и долги ближних перед нами – это их грехи, требующие уврачевания через примирение и деятельную любовь. Следовательно, если Божественные уста Христовы заменили слово «грех» на слово «долг», – сущностное подобие между ними есть однозначно.
Грех связывает человека, порабощает. И долг тоже. Имеющий грехи – раб греха. Имеющий долги – раб долга. И тот человек, и этот одержимы страхом, лишены свободы и радости. Они не наслаждаются жизнью, но живут придавленные, как раб – поклажей.
Современный мир приучает человека с легкостью брать в долг, опутываться кредитами, не слишком переживая о временах расплаты. Это значит, что мир сводит наше сознание на некий младенческий уровень, при котором человек способен радоваться видимой вещи, но не способен размыслить об ответственности за обладание ею. Присмотритесь к детям. Как бурно они радуются новой игрушке и как быстро забывают ее, увидав другую. В них минимум памяти о прошлом и предвидения будущего. Это естественная для младенца слабость ума. Но во взрослом человеке это непростительное слабоумие. Оно – знак активной посторонней работы над его сознанием. Ведь какие посылы впитывает наша душа отовсюду? «Тебе нужно – возьми. Взял – радуйся. Как будешь отдавать – не парься. Как-нибудь отдашь». Живущий в такой парадигме человек подлинно слабоумен.
Он опасен не только для себя и своих родных (часто именно родственники берут на себя тяготы расплаты за долги, сделанные единокровным эгоистом). Такой человек опасен и для заимодавца. Криминалисты и следователи при желании рассказали бы нам много историй, в которых жертвами убийства стали те, кто дал в долг. Сначала человек берет. Потом не может отдать. Потом дьявол нашептывает дикий план по выходу из ситуации: «Убей его и ничего не отдавай».
То, что это не фантазии и не шутки, доказывается множеством примеров.
Отдавать вообще тяжелее, чем брать. Ведь, как справедливо говорит известная шутка, «берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда». И люди столь неусердны бывают в отдаче, что иная пословица говорит: «Хочешь с человеком поссориться, одолжи ему деньги».
Об этом тоже стоит говорить. Евангельское слово звучит только о дающих, а именно: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42). Мы же говорим о зеркальном отображении этой заповеди, которая должна звучать так: «Взял в долг? Отдай вовремя».
Такое «додумывание» Евангелия не является чем-то предосудительным, поскольку Господь, наоборот, требует, чтобы мы из евангельских принципов выводили правила практического поведения. Сказано, например, об осуждении глядящих на жену с вожделением (ср. Мф. 5, 27). Таковые уже прелюбодействуют в сердце своем. Сказано о мужчинах. Но смело можно «додумывать», что и женщина, бросившая похотливый взгляд на мужчину, тоже судится, как прелюбодейка. В наши времена превратно понимаемой свободы о женском блуде приходится говорить так же много, как о мужском.
Итак, размышление о заповедях требуется от нас, ибо мы люди. Заповеди даны свободным и умным существам, а не вшиты, как плата в робота. На основании сказанного мы можем, действительно, предъявлять требования не только к дающим (дай!), но и к берущим (верни!).
Долговой заем – это вынужденная мера, а не норма жизни. Норма жизни – уметь жить по средствам
Но снова и снова стоит возвращаться к главной мысли. Долговой заем – это вынужденная мера, а не норма жизни. Норма жизни – уметь жить по средствам и «никому не быть должным ничего, кроме взаимной любви» (Рим. 13, 8).
Добавим также и слово одного подвижника, который учил, что лучшим способом быть всегда бедным является намеренное неотдание долгов и работа по воскресеньям и праздникам. Смысл сказанного тот, что никто не хочет жить в бедности. Однако придется, если человек не будет чтить Бога, пренебрегая воскресной и праздничными службами в храме. Будет работать в эти дни, как в будни. И второе: будет брать в долг и не будет отдавать, хотя бы и было чем. От этих двух оплошностей словно некие дыры образуются в душе человека. Адский сквозняк способен сквозь них выдуть из души все Божии дары.
Это не отвлеченное морализаторство. Это вопросы духовной практики, которые всякий может проверить на личном опыте. Ибо все заповеди проверяются делом.
«Хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3, 10).
Купить книгу протоиерея Андрея Ткачева «Каюсь, что я не ангел» можно здесь: