что бог делает для человека
Человек и Бог
Изречения старца Иустина
16 июня 2014 года исполняется год со дня кончины великого румынского духовника архимандрита Иустина (Пырву). Предлагаем читателям портала «Православие.ru» изречения приснопамятного мудрого старца, собранные Адрианом Алуй Георге [1] .
Человек
Человек есть – или должен быть! – наполовину любовь, наполовину борьба, жертва ради того, чтобы сохранить любовь неповрежденной, нетронутой злом.
Человек и урок любви к Богу
Человека нужно любить. Но чтобы его любить, его нужно понимать. Если ты видишь его упавшим там, ты обязательно должен подумать, что ему надо протянуть руку помощи. Любовь к ближнему – это урок любви к Богу. Если ты не любишь ближнего, не помогаешь ему, ты неспособен любить и Бога.
Человек и его ближний
Человек должен быть существом, чувствующим боль брата, ближнего, радость брата…
Человек не эволюционирует в истории, он, кажется, деградирует. В начале начал человек утратил рай, но сохранил душу и стыд за свою наготу, за совершённый грех перед окружающими существами. Сохранив всё это, он сохранил и обетование вернуться в рай. Если же он утратит всё это, то навсегда утратит возможность вернуться в рай.
Человек вне Церкви
Человек человеку зверь, когда он выходит из-под крыла Церкви
Человек человеку зверь, когда он выходит из-под крыла Церкви, когда забывает слово Божие, когда не руководствуется ни правилами человеческими, ни правилами Божиими, а лишь сиюминутными расчетами, которые подкидывает ему на ум диавол.
Человек во Христе
Тюрьмы научили нас одному: что во Христе мы все – одно! И уже неважно, интеллигент ли ты или простой человек…
Человек и благодать Божия
Бог «избирает» тебя, но ты должен услышать Его зов, понять, уважить
Кто понимает это, тот не может не быть «избранным». Каждый христианин может быть «избранным», если только приложит капельку старания. Старание это заключается в молитве и уважении ценностей. Бог «избирает» тебя, но ты должен услышать Его зов, понять, уважить. Человек же, как правило, верит лишь настолько, насколько понимает. За гранью же понимания человек уже не способен воспринимать, ибо Бог есть Вселенная.
Человек и суд
Человек, поставленный в анормальную ситуацию, анормален и поэтому судит других вместо того, чтобы судить себя
Человек, поставленный в нормальную ситуацию, судит нормально, является нормальным и во всём смотрится на своем месте. Человек, поставленный в анормальную [4] ситуацию, думает анормально. Очень немногие из тех людей, которые находятся в анормальных ситуациях, реализуются в жизни. Немногие из них. В том котле, в котором варимся все мы, мало таких, кто поднимается вверх и спасается. Ситуация в том и состоит, чтобы это состояние ненормальности исчезло, чтобы человек больше не считал, что он живет в чрезвычайное время и нормальность ему не позволительна. Для этого необходим трезвенный ум, необходима рассудительность, необходим широкий кругозор. Человек, поставленный в анормальную ситуацию, анормален и поэтому судит других вместо того, чтобы судить себя.
Человек и «контексты»
Человек, дорогой мой, не изменился с самого сотворения мира и доныне, изменились лишь контексты, эволюционировали условия.
Человек живет «в двух мирах»
Человек живет в теле, но живет и на небесах. Поэтому у него есть ангельский образ, но есть и образ человеческий. Он живет в двух мирах одновременно. Ум на небесах, а тело на земле. И когда мы достигаем этого состояния, мы действительно в равной мере живем в настоящем, прошлом и будущем.
Человек и грехи времени
Человек «истинный»
Истинный человек всей своей энергией, духовной в первую очередь, борется за то, чтобы упростить жизнь, чтобы понять то, чем он живет. Человек хочет и должен бороться за то, чтобы выйти из лабиринта, в который затягивает его диавол всеми своими соблазнами. Человек, делающий целью своей жизни накопление имущества и денег, – слабый человек, он жертва диавола. Стяжав богатства, он приобретает страх потерять их, становится не их хозяином, а бездумным стражем ложных сокровищ диавола. Вместо того чтобы хранить слово Господне, являющееся сутью жизни, он хранит фальшивые сокровища диавола и таким образом предает себя в его распоряжение.
Человек и «план другого»
Человек не живет изолированно, человек не живет один, он всегда живет в плане другого. С того момента, как мы утратили эту заповедь любви и взаимосвязанности друг с другом, мы более не христиане, мы нечто иное. Это состояние, не характерное для нас, румын.
Нынешний человек
Нынешний человек слишком полагается на мелочи и ерунду, он… не умеет выбирать
Нынешний человек слишком полагается на мелочи и ерунду, он одержим множеством ложных идей и не умеет выбирать.
Человек «в» Боге
Бог создал человека по Своему образу и подобию, поэтому в каждом человеке обитает Бог. Молод он или стар, человек должен наводить чистоту внутри себя: человек никогда не знает, когда наступит конец…
Человек и деньги
Мировые драмы разгораются не от борьбы идей, а от борьбы за деньги, за всё материальное. Человек, купленный за деньги, ничего не стоит, он утрачивает свою ценность и веру и становится подобен фальшивой монете.
Человек под временами
Наш человек не доверяет вообще ничему из всего, что видит перед собой. Почему? Потому что он привык, что другой решает его судьбу, а не он сам, привык, что другой скажет ему, что ему делать, сколько работать, где. У человека больше нет своей жизни и глубины, у него нет своей молитвы, он отдалился от всего, что связано с его внутренней свободой.
Человек и его нужды
Бог в изобилии предоставил пищу и средства существования для всех людей, красоту и условия жизни. Бери из всего лишь столько, сколько тебе нужно, не бери больше, ибо ты обременишь себя без всякой пользы. Дикий зверь не ест больше, чем ему нужно, у него имеется нечто ограничивающее его биологически. Если бы волк начал есть больше, чем ему нужно, например, то он растолстел бы чрезмерно, и другие лесные звери, перестав его бояться, съели бы его. Так и человек, если обременяет себя чем-либо большим, чем ему нужно, то уже не может идти в ногу с ближними по пути, ведущему к спасению. На этом пути нужно быть удободвижным. Я не говорю, что человек должен прозябать в нищете, человек должен жить достойно, потому что таким его создал Бог, и Бог дал ему всё для этого, предоставил ему фрукты и всё имеющееся в райском саду.
Человек и ангел
Бог даровал человеку умиление, смирение, даровал трудности, чтобы он закалялся, познавал тайны жизни. Ангел помогает ему пройти через всё. Между человеком и ангелом должны установиться отношения, которые будут продолжаться до спасения души. Если отношения между человеком и ангелом обрываются, человек холодеет, ангел холодеет, диавол приходит и заполучает его без борьбы.
Человек и Бог
Чем лучше человек знает себя, тем лучше он знает Бога
Чем лучше человек знает себя, тем лучше он знает Бога. Христос говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце!» [6] – и человек должен даровать Богу свою любовь искреннюю и незапятнанную; он не может даровать Ему сердце лживое, полное греховных чувств. Чем больше человек погрязает в грехах, тем больше удаляется от Бога и самого себя, тем меньше знает себя. Только вблизи Бога, только через Бога мы познаём самих себя.
Человек и рай
Бог изгнал человека из рая за его безрассудство, но и на земле дал ему райский сад, чтобы он возделывал его и питался от него. Зависть, и злоба, и огорчение, причиняемое ближнему, снова изгоняют человека из рая. Человек постоянно падает, поскольку последствия первородного греха не отступают от него.
[1] См.: Adrian Alui Gheorghe. Cu părintele Iustin Pîrvu despre moarte, jertfă şi iubire [Адриан Алуй Георге. С отцом Иустином (Пырву) о смерти, жертве и любви]. Piatra Neamţ: Editura Conta, 2006.
[2] Возможно, отец Иустин имеет в виду следующую мысль св. Иоанна Кронштадтского: «По телесности и духовности нашей Господь со всем видимым и вещественным соединяет благодать Свою, даже всего Себя, и чрез всё действует: так, хлеб и вино делает Телом и Кровью Своею, или видимою силою Своею; храм – домом Своим; на престоле в храме Он, как Царь, невидимо восседает; на кресте является Он Сам как бы тем самым телом, которым распят, и творит чудеса чрез крест, являя Свою животворящую силу чрез него; Он во вселенной как во храме, и притом весь, во всяком месте, не ограничиваемый никаким пространством, будучи всегда выше всякого пространства и времени. Вы дивитесь, что Он с веществом может соединять Сам Себя или силу Свою, спасительную благодать. Подивитесь прежде всего тому, как Он соединил в человеке образ Свой Божественный с веществом, с землею, с прахом, как этот прах может и мыслить, и говорить, и разливать около себя благоухание кротости, правды, истины, любви и делать в общежитии столько чудных, поистине чудных дел!» (Моя жизнь во Христе. Запись 457).
[3] Это особый обычай румын. В праздник святой Пасхи, в самую полночь, перед началом Пасхальной заутрени, до чтения Пасхального канона священник входит в алтарь, возжигает свечу от семисвечника, стоящего на святом престоле, и выходит к верующим со словами: «Придите, примите свет!» От его свечи все молящиеся возжигают свои свечи и этот священный пасхальный огонь уносят потом домой (причем нецерковные люди зачастую уходят домой сразу же, не дождавшись Пасхальной литургии). Эти же слова «Придите, примите свет!» произносит в Великую субботу в храме Гроба Господня Патриарх Иерусалимский, выходя из святой кувуклии с благодатным огнем в руках.
[4] Анормальный – не вписывающийся в норму, аномальный.
[5] Удободвижный – подвижный, живой, резвый.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Что делает Бог для человека?
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Многие люди веруют в Всевышнего. Эта вера заставляет каждого православного христианина задумываться о самой главной ценности в жизни каждого – это счастье и любовь. Ни для кого не секрет, что верянин придерживается всех заповедей Господний, что помогает сделать не только праведной, но и избежать многих грехов. И так, что Бог делает для человека, что они так веруют в него?
Отношение Бога и человека в православии
Многие люди когда задаются вопросом на влияние Господа на их жизнь — отрицают его. Есть такая часть людей, которая даже не задумывается о месте Бога в своем сердце и абсолютно безразличны к вере. На самом деле только Всевышний может сделать каждого счастливым и одарить незабываемым чувством любви.
Важно понимать, что отношение ко всему святому состоит в том, чтобы уметь Его представить в реальности, как представляли себе это многие подвижники, которые не только Его видели, но и слышали. Отношение к Господу каждого православного христианина должно начинаться с мыслей о Пресвятой Деве Марии. Ведь именно благодаря Ей на свет появился Спаситель Мира.
Тот у кого в сердце есть место для Всевышнего, в жизни присутствует намного больше счастья и радости, чем у человека с темными мыслями. Именно поэтому нужно просто остановится на минуточку и задуматься о смысле своей жизни. Следует обязательно выбросить из мыслей и души такие чувства как:
Не носите все темное, разбавляйте жизнь яркими красками. Дайте возможность вифлеемской звезде засиять новыми лучами в своей душе. Всмотритесь в святых и Младенца, который оставил свой Престол, чтобы взять тяжкую судьбу Спасителя на мирской земле.
Чувство любви к Господу Богу
Что делают люди, когда чувствуют любовь Бога и любовь к Богу? Этот логичный вопрос возникает у многих верян, принявших веру. На самом деле любовь к Всевышнему очень нужна каждому человеку. Ведь она способна спасать от разных неприятностей и бед.
Люди много рассуждают на данную тему. Но вся правда в том, что каждый верянин родившееся на земле является дочерью или сыном Господа. Так как чувство любви исходит от Бога, каждый христианин обладает скрытой способностью и желанием любить и быть любимым. Это одно из самых главных чувств в жизни каждого. Благодаря этому мы и можем ответно реагировать на такие прекрасные чувства, ведь именно оно дает возможность ощутить все самое прекрасное в этой жизни, что только может быть.
Как узнать волю Божию? — протоиерей Алексий Уминский
– Как воля Божья может проявляться в нашей жизни?
– Думаю, она может проявляться через обстоятельства жизни, движение нашей совести, размышления человеческого ума, через сопоставления с заповедями Божьими, через, прежде всего, само желание человека жить по воле Божьей.
Протоиерей Алексий Уминский
Чаще желание узнать волю Божью у нас возникает спонтанно: пять минут назад нам она была не нужна, и вдруг бах, срочно требуется понять волю Божью. Причем чаще всего в бытовых ситуациях, которые не касаются главного.
Здесь же главным становятся какие-то обстоятельства жизни: жениться – не жениться, налево идти, направо или прямо, что потеряешь – коня, голову или еще что-то, или наоборот приобретешь? Человек начинает, словно с завязанными глазами, тыкаться в разные стороны.
Я думаю, что познание воли Божьей – одна из основных задач человеческой жизни, насущное делание каждого дня. Это одно из основных прошений молитвы «Отче наш», на которое человек не обращает достаточного внимания.
– Да, мы говорим: «да будет воля Твоя» минимум пять раз в день. Но самим внутренне хочется, чтобы «все было хорошо» по нашим собственным представлениям…
– Владыка Антоний Сурожский очень часто говорил, что когда мы говорим «да будет воля Твоя», на самом деле очень хотим, чтобы была наша воля, но чтобы она на тот момент совпала с волей Бога, была санкционирована, одобрена Им. По сути своей это лукавая мысль.
Воля Божья не является ни секретом, ни тайной, ни каким-то кодом, который надо расшифровывать; чтобы познать ее, не обязательно ездить к старцам, не надо вопрошать о ней специально у кого-то еще.
Преподобный Авва Дорофей пишет об этом так:
«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».
Хотя каждый человек в той или иной мере страдает некой внутренней духовной глухотой. У Бродского есть такая строчка: «Я глуховат. Я, Боже, слеповат». Развивать этот внутренний слух – одна из главных духовных задач верующего человека.
Есть люди, которые рождаются с абсолютным музыкальным слухом, но есть такие, кто в ноты не попадают. Но при постоянных занятиях они могут свой отсутствующий музыкальный слух развить. Пусть и не до абсолютного. То же самое происходит с человеком, который хочет знать волю Божью.
– Какие духовные упражнения здесь нужны?
– Да никаких специальных упражнений, просто нужно огромное желание слышать и доверять Богу. Это серьезная борьба с самим собой, которая называется аскетикой. Здесь основной центр аскетики, когда вместо себя, вместо всех своих амбиций ты ставишь в центр Бога.
– Как понять, что человек действительно выполняет волю Божию, а не самочинствует, прикрываясь ею? Вот молился дерзновенно святой праведный Иоанн Кронштадтский о выздоровлении просящих и знал, что выполняет волю Бога. С другой стороны, так легко, прикрываясь, что действуешь согласно воле Божьей, совершать непонятно что…
– Конечно, понятие «воля Божья» само по себе может использоваться, как все в человеческой жизни, просто для каких-то манипуляций. Слишком легко самочинно привлечь Бога на свою сторону, волей Божьей оправдать страдания чужого человека, свои собственные ошибки и свое собственное бездействие, глупость, грех, злобу.
Мы многое на Бога списываем. Бог нередко находится под нашим судом, как обвиняемый. Воля Божья нам и неизвестна только потому, что мы не хотим ее знать. Мы подменяем ее нашими вымыслами и используем для реализации каких-то ложных устремлений.
Настоящая воля Божья – ненавязчивая, очень тактичная. К сожалению, каждый легко может использовать это словосочетание в своих интересах. Люди манипулируют Богом. Нам легко свои преступления или грехи все время оправдывать тем, что с нами Бог.
Мы же видим, как это происходит на наших глазах сегодня. Как люди с надписями «Воля Божья» на майках бьют по лицу своих оппонентов, оскорбляют их, посылают в ад. Это что, воля Божья, бить и оскорблять? Но некоторые люди считают, что они сами и есть воля Божья. Как их в этом разубедить? Я не знаю.
Воля Божья, война и заповеди
– Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное?
– Огромное количество вещей чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».
Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу.
Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17:3), говорит Иисус Христос.
Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними, как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Где Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же.
Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:12–17).
Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).
Его воля и в этом: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук. 6:27–28).
И, например, в этом: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).
Евангельское слово и апостольское, слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог».
– Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа?
– Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту, в том числе, своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но, вместе с тем, нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.
Просто надо понимать, что у тех, кто защищал тогда свою Родину, не было другого выхода в данный момент. Но любая война является трагедией и грехом. Справедливых войн не бывает.
Я хотел бы еще заметить вот что: когда мы говорим о любви к врагам, о Евангелии, когда мы понимаем, что Евангелие есть воля Божья о нас, то нам иногда очень хочется оправдать свою нелюбовь и нежелание жить по Евангелию какими-то чуть ли не святоотеческими изречениями.
Ну, например: привести цитату, вырванную из Иоанна Златоуста «освяти свою руку ударом» или мнение Митрополита Филарета Московского о том, что: люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христа. Казалось бы, такая емкая фраза, все встает на свои места, я имею право всегда выбирать, кто же враг Христа среди тех, кого я ненавижу и с легкостью назвать: «Да ты просто враг Христа, и поэтому я тобой гнушаюсь; ты враг моего Отечества, поэтому я тебя бью».
Но здесь достаточно просто взглянуть в Евангелие и увидеть: а кто Христа распял и о ком Христос молился, просил своего Отца «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34)? То были враги Христа? Да, это были враги Христа, и Он о них молился. Это были враги Отечества, римляне? Да, это были враги Отечества. Это были Его личные враги? Скорее всего, нет. Потому, что лично у Христа не может быть врагов. Человек не может быть врагом для Христа. Есть единственное существо, которое только и может по-настоящему называться врагом – это сатана.
Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых эти самые немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах…
Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека.
Воля Божья на страдания?
– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?
– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).
Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.
– Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?
Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.
Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.
– Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…
– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.
Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.
Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.
То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.
– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…
– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.
Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.
И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…
Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.
А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.
А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.