что благодаря христианству строили по всей руси
Выбранный для просмотра документ Викторина.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Крещение Руси. ВИКТОРИНА
Какой город был столицей Древней Руси? Москва Владимир Киев
Кто был главой Руси? князь царь боярин
При каком правителе произошло Крещение Руси? при Иване Калите при Дмитрии Донском при Владимире Красном Солнышке
Какую веру приняли славяне? христианство ислам буддизм
Какой год считается годом крещения на Руси? 899 год 988 год 1098 год
В какой реке совершился первый обряд крещения на Руси? в Двине в Волге в Днепре
Что стало развиваться после Крещения? военное дело искусства и ремесла 3. торговля
Что благодаря христианству строили по всей Руси? мощные крепости рыцарские замки церкви, соборы корабли торговые ряды
Выбранный для просмотра документ Выступления детей.docx
Николай Михайлович Языков
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы. Там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток.
Там соловей поёт звучнее….
Там всё нас может восхищать,
Там всё прекрасно, там всё мило,
Там дни, как молния, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живёт,
Там только жизнью наслаждаться!
Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу. Предками русского, украинского и белорусского народов были восточные славяне.
Летописи рассказывают нам о славном русском князе – Владимире. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.
Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни.
Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский. О языческой вере славян вы рассказали в начале урока. Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. Славяне создавали идолов, деревянные изображения. Чтобы задобрить сердитого бога или чтобы заручиться его милостью, ему приносили жертвы, иногда, в важных случаях, на заклание приводили живых людей. Владимир вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Нужна была идея, которая бы объединила людей нового государства. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И князь Владимир в ней.
Выбранный для просмотра документ Крещение Руси.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Княгиня Ольга первой из правителей приняла христианство в 955 году. Крещение княгини Ольги.
Языческие верования славян.
Окончательное решение. Великий князь Владимир Святославич. Рисунок из книги «Титулярник». 1672.
Изложение князю Владимиру своей веры хазарами Изложение своей веры князю Владимиру мусульманами Великий князь Владимир избирает религию
Причины выбора князем Владимиром христианства. Утверждение нравственных норм. Христианству присущи нравственные нормы. Оно укрепляло семью и общество. Главное в христианстве не богатство и власть, а совершенствование души. Расширение международных связей. Так как практически весь европейский мир уже перешёл к христианству, Русь не могла более оставаться языческой окраиной. Необходимо было расширять международные связи. Этому способствовали международные браки.
В.Васнецов. Крещение князя Владимира. Крещение князя Владимира.
Обстоятельства крещения киевлян.
Крещение Руси 988 год
Фрагмент репродукции картины Михаила Шанькова «Крещение Руси» Владимир объявил христианство государственной религией.
Киев. Софийский собор Распространение христианства на Руси После крещения Руси.
ЗНАЧЕНИЕ крещения РУСИ Крещение Руси явление прогрессивное. Об этом свидетельствуют: 1. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами. 2. Укрепление государственной власти и порядка в стране. 3. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. 4. Приобщение к греческой(византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. 5. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д. 6. Укрепление семьи и нравственных основ жизни. 7. Подъем духовности Руси, появление монастырей.
Выбранный для просмотра документ Сценарий классного часа.docx
Классный час на тему:
«Крещение Руси – обретение истории»
Каширова Н. Н., учитель русского языка и литературы
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация
1. Вступительное слово учителя (1 слайд)
— какая вера преобладает в нашей стране? (православие – разновидность христианской веры)
— как вы понимаете слово «христианство» и чему оно учит? (учение Христа, учит добру и любви)
— когда и кем было принято христианство на Руси? (князь Владимир, 988 год)
— откуда мы узнаём о нашей древней истории (из летописей, «Повесть временных лет, монах Нестор).
2. Выступление ученика (чтение стихотворения «Отечество моё! Россия»)
Слово учителя: нам сегодня предстоит ответить на вопрос: почему с принятием христианства Русь обрела историю? (обращение к эпиграфу)
3. Выступления детей с докладами (3 человека)
4. Просмотр презентации, сопровождающийся рассказом учителя.
— крещение княгини Ольги (2 слайд)
Княгиня Ольга – бабушка Владимира, мать князя Святослав, отца Владимира. Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».
— язычество (3, 4 слайды)
— выбор веры (слайды 5, 6, 7, 8)
В «Повести временных лет» приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. В начале своего правления в Киеве князь Владимир был ярым язычником и даже соорудил в столице роскошное святилище со статуями языческих богов. Причем у наиболее почитаемого бога – Перуна – голова была сделана из серебра, а усы из золота. Владимир послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры, а потом принял решение остановиться на христианской вере византийского обряда. Византийское богослужение произвело на русских сильное впечатление. (Москва – третий Рим).
— крещение Владимира (слайд 9)
В 987 году он захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп.
Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной.
— крещение Руси (слайды 10, 11, 12)
В 988г. началось крещение Руси. Жители Киева собрались на берегу Днепра. Князь Владимир объявил, что прийти должны все на реку. Люди, кто по пояс, кто по грудь входили в воду. Священники читали молитвы.
И сейчас обряд крещения связан с водой. При этом, согласно христианскому вероучению, происходит очищение человека от зла, от всех грехов, его телесное и духовное преображение. Крещение для христианина – это символ будущего Воскресения, вечной жизни. Чтобы принять новую религию очищенным, как бы вновь рожденным, надо было погрузиться в воду. Многие не хотели креститься. Их загоняли в Днепр силой. Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию. Отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Так же спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных городов Руси. Они часто общались с иноверцами и жили в многоязычной среде.
Большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. В Новгороде Великом дело дошло даже до уличных боев. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавляемая Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба. Они заявили о своем желании сохранить религию предков.
Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам.
— распространение христианства на Руси (слайд 13)
Крещение стало знаменательным событием в истории страны. Принятие Русью христианства было явлением прогрессивным в общественной и духовной жизни. Были установлены тесные дипломатические связи Руси со многими европейскими странами, стали быстрее развиваться ремесла, налаживаться торговля, процветать культура, которая обрела новые черты и особенности. Начали чеканиться золотые и серебряные монеты.
На Русь приехали иностранные специалисты. Ими были построены многие христианские храмы, например, в Киеве – каменная церковь Богородицы (Десятинная), сооруженная византийскими мастерами и ставшая первым русским музеем.
Крупные последствия имело крещение Руси в области просвещения. Киевская Русь получила после крещения письменность на славянском языке. Стала развиваться грамотность.
После принятия христианства на Руси детям стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре. Они были римского, греческого, древнееврейского происхождения. Многие из имен были позже постепенно приспособлены к русскому произношению: Иоанн – Иван; Георгий – Юрий и Егор; Иаков – Яков и др..
Принятие Русью христианства оказало большое влияние на развитие ремесел. Из Византии заимствована техника резьбы по камню. Ею украшены Софийский собор и гробница Ярослава. Греческая мозаика и фресковая живопись стали употребляться для украшения церквей и дворцов. В некоторых видах ремесел русские мастера сравнялись с греками. Их тематика в большинстве случаев церковная.
Развитие культуры было неотделимо от религии. Центром сосредоточения культуры были монастыри. Они становились центрами книжности, где монахи переписывали летописи. Там процветала живопись, творчество.
— значение крещения Руси (слайд 14)
7. Заключительное слово учителя. Ответ на вопрос, поставленный в начале мероприятия.
8. Чтение стихотворения Н. М. Языкова «Мой друг! Что может быть милей…»
Что благодаря христианству строили по всей Руси?
Что благодаря христианству строили по всей Руси?
Благодаря христианству начали строиться храмы, соборы, монастыри, ну и всё в этом роде т.
1) Кашей в Древней Руси называли?
1) Кашей в Древней Руси называли.
2) До появления христианства наши предки были.
Какой век принятия христианства на Руси?
Какой век принятия христианства на Руси?
Помогите пожалуйста?
Какие изменения пришли на Руси после принятия христианство?
Что стали строить на Руси после принятия христианства?
От какого события ведётся историками счёт времени нашей эры?
Кто был предводителем племени в древней Руси?
Какие изменения произошли на Руси после принятия христианства?
Какие изменения произошли на Руси после принятия христианства?
Из какого материала строили на Руси храмы?
Из какого материала строили на Руси храмы.
В чём значение принятия Русью христианства?
В чём значение принятия Русью христианства?
В чём значение принятия русью христианства?
В чём значение принятия русью христианства.
С введением христианства на Руси стали строить каменные здания?
С введением христианства на Руси стали строить каменные здания.
Какие здания были построены первыми?
+ этодлагодоря человеку не причиняет угрозу хищные животные.
Амазонка Міссісіпі Анди Кордильєри Оз. Мічиган.
Из веществ : твёрдых, жидких и газообразных.
16. 1) ЛУГ 2) ЛЕС 17. ЛОСЬ 18. 1) НАСЕКОМЫЕ 2) ЗМЕЯ.
Памятник полководцу Суворову в Новокузнецке Проезжая по проспекту Курако, обратила внимание на этот памятник. Было решено непременно добраться до него потом пешком и внимательно разглядеть. Памятник известному полководцу Александру Васильевичу Суво..
Что благодаря христианству строили по всей руси
Событие конца X столетия изучено вдоль и поперёк. Исследован каждый аспект. Известен круг источников и создана огромная историография, включающая в себя десятки многотомных научных изысканий.
Так что же такое Крещение Руси: благо или трагедия?
Никита, а церковь и не обязана быть белой и пушистой да и не была ею никогда. Но суть дело не в этом. Дело в том, что православное христианство по сравнению со славяно-русским язычеством являлось более гуманной и прогрессивной религией.
Этика не основана на христианстве. Ну хорошо. Тогда скажи мне вот что: ты считаешь нормальным ритуальные убийства женщин во время похорон?
Никита, а я вижу. Религии отличаются друг от друга и их можно сравнивать между собой. Библия изобилует описанием насилия и убийств. И это естественно. Там это всё описывается, а не превозносится. Да и нужно учитывать конкретно-исторические условия. Семья в лучших традициях домостроя просто сейчас уже не вяжется с реалиями НАШЕГО времени.
Значит считаешь ритуальные убийства женщин плохим делом. Это великолепно. Значит считаешь ненормальным и педофилию, гомосексуализм, человеческие приношения, оргаистические праздники и прочие радости дохристианского мира. Благодаря христианству это всё прекратилось. Принятие Русью православия в конце X века было значительным шагом вперёд. Или ты это отрицаешь?
Я тебе советую прочитать книгу Андрея Кураева «Дары и анафемы: что христианство принесло в мир». Она на многое открывает глаза.
Никита, благодарю православию, а не католичеству, исламу и иудаизму Россия, которую мы знаем, от южных морей до полярного края, появилась на карте мира. Да, было много крови, страданий, несчастий. Были и преследования по религиозному признаку. Например тысячи старообрядцев погибли либо на кострах, либо в самосожжениях. Треша хватало. В нехристианских странах его было не меньше, если не больше.
Тернистый путь внедрения христианства на Русь
988 год стал условным рубежом, разделившим историю Древней Руси на «до» и «после». В 11-м веке язычество пыталось вернуть утраченные позиции.
«Володимер посла по всему граду, глаголя: «Аще не обрящеться кто заутра на реце, богат ли, ли убог, или нищь, ли работник, противен мне да будет». Се слышавше людье, с радостью идяху, радующеся и глаголюще: «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояре приняли»…», — так описывал автор «Повести временных лет» крещение киевлян.
В едином порыве жители столицы, следуя примеру своего благодетеля-князя, ступили в воды Днепра и отказались от языческого прошлого. Однако действительность оказалась не такой радужной, как изложил в своём сочинении летописец. Прежде чем полностью завоевать умы жителей государства, христианству пришлось бороться с ещё остававшимся на плаву язычеством.
Христианство до крещения: первые попытки князей крестить Русь
Первые христиане оказались в славянских поселениях и торговых постах уже в 9-м веке, а возможно и раньше — во всяком случае, именно этим столетием датируются археологические находки характерных ритуальных артефактов в Старой Ладоге, куда прибудет полулегендарный Рюрик.
Ископаемые данные хорошо коррелируют с сообщениями письменных источников, согласно которым некоторые «русы» приняли христианство в середине — второй половине 9-го века: эти события часто связывают с княжением в Киеве Аскольда и Дира.
Гравюра Ф. Бруни «Смерть Аскольда и Дира». Источник: Очерки событий из российской истории, сочинённые и гравированные профессором живописи Ф. Бруни
К 10-му веку в Киеве и Новгороде, крупнейших городах созданного Вещим Олегом объединённого государства, проживало большое количество христиан. Это также подтверждается итогами археологических раскопок. Важные изменения в конфессиональном составе населения Древней Руси совпадают и с ключевым политическим событием того периода — принятием христианства княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами Игоря Рюриковича.
Крещение княгини Ольги. Источник: wikipedia.org
Уже в это время намечаются серьёзные проблемы, связанные с христианством. В 959 году на Русь отправляется немецкий епископ Адальберт Магдебургский — этот визит стал результатом удовлетворения просьбы княгини Ольги, адресованной императору Германии Оттону I, касавшейся помощи в распространении христианства на русских землях. Однако миссия клириков не увенчалась успехом. Спустя некоторое время епископ вернулся на родину, а некоторые его сподвижники были убиты язычниками — считается, что не без участия сына Ольги, Святослава.
Новые попытки установить контакты с религиозными деятелями Запада зафиксированы во время кратковременного правления Ярополка Святославича, брата будущего крестителя Руси. В 979 году он обратился к папе римскому с просьбой прислать в Киев клириков для проповедей, чем умудрился обратить против себя не только языческие круги столицы, но и проживавших в городе христиан, тяготевших к восточным практикам исповедания веры. Этот недальновидный шаг во многом предопределил поражение Ярополка в борьбе с Владимиром.
» src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/08e/08ebaee0095f35666d6a41024b6db825.webp» style=»height:591px; width:600px» title=»Ярополк Святославич. (commons.wikimedia.org)» />
Ярополк Святославич в окружении дружины. Источник: commons.wikimedia.org
Владимир Святославич и крещение Руси
Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий.
В летописных хрониках эти раздумья (или, скорее, представления о них) отразились в легенде об «Испытании вер». Конечно, в действительности посольств клириков ко двору Владимира в короткий промежуток времени не происходило, однако сказание достаточно достоверно передаёт атмосферу, в которой Владимир был вынужден принимать решение о духовном будущем своих подданных. Выбор пал на христианство византийского образца — с Восточной Римской империей Русь уже давно имела довольно тесные контакты.
Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.
Прибытие в Киев византийских миссионеров. Источник: wikipedia.org
Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.
Крещение Новгорода: на пороге гражданской войны
Проблемы возникли уже на первом этапе распространения христианства — очагом сопротивления стал Великий Новгород. Религиозный вопрос тесно переплетался с политическим: знатные люди бывшей столицы Руси с опаской относились к воле Киева, видя в крещении возможное ослабление своей самостоятельности. Проблемы осознавал и Владимир, поэтому в 990 году на северо-запад страны отправилась военная экспедиция под руководством воеводы Добрыни, дяди киевского князя.
Первоначально Добрыня и присланные из Киева клирики крестили несколько сотен согласившихся на это мероприятие новгородцев, чтобы убедить местное население в правильности этого решения. В следующем году, во время нового похода, новгородцы во главе с тысяцким Угоняем и волхвом Богомилом решили оказать киевлянам сопротивление. Началось восстание, в ходе которого язычники разгромили дом, где находился Добрыня. Тот принял решение действовать быстро — именно внезапность действий могла обеспечить ему победу над превосходящими силами восставших.
Его соратник Путята связал боем превосходящие силы новгородцев, а в это время сам Добрыня начал жечь дома язычников. Огонь быстро распространялся среди деревянных домов, что заставило восставших пойти на переговоры с киевлянами. На общегородском вече жители города позволили строить в Новгороде храмы и обещали не чинить препятствий христианским проповедникам, но креститься пожелало весьма малое количество горожан.
Это не устраивало Добрыню — он начал проводить религиозные обряды насильно, используя свои войска, а также разгромил языческие святилища и капища. Киевляне праздновали победу. И хотя многие новгородцы приняли христианство лишь из страха перед властью — долгое время языческие боги тайно почитались в городе, — тем не менее Владимир Святославич праздновал победу: ему удалось подчинить своей воле второй по значимости город государства.
Современный вид реки Волхов, где новгородцы приняли крещение. Источник: wikipedia.org
Процесс крещения русских земель затянулся на десятилетия. Фактически в новую веру обратились лишь жители крупных городов, но и их верность зачастую подвергалась большим сомнениям. Пограничные же территории государства долгое время оставались языческими: так, например, племя вятичей отказывалось обращаться в христианство, по некоторым данным, вплоть до 14-го века.
После крещения бывшие языческие священнослужители и сочувствующие Перуну ушли в подполье. По всей стране возводились храмы, из Византии прибывали клирики, чтобы обучать священнослужителей из местного населения. Волхвы лишь ждали удобного случая, чтобы показать себя во всей красе, и такие возможности неоднократно предоставлялись им на протяжении всего 11-го века.
» src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/9b8/9b89f40025f44293c09806d688d55230.webp» style=»height:759px; width:600px» title=»Волхв. Фантазия современного художника. (commons.wikimedia.org)» />
Волхв. Фантазия современного художника. Источник: commons.wikimedia.org
Первое крупное выступление случилось в Суздале в 1024 году, когда регион поразили страшный неурожай и засуха: продовольствия не хватало, и простые люди пытались найти виновников ненастий. Рядом с ними вовремя оказались волхвы: они обвинили во всех бедах племенную знать. По языческим традициям, виновные приносились в жертву, чтобы умилостивить богов. Так поступили и восставшие, попутно предавая смерти престарелых людей, дабы «обновить» землю. Ярослав Мудрый никак не отреагировал на выступление жителей Суздаля — восстание затухло само по себе.
Самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале. В 1071 году восстал люд Ростова и Новгорода, причём бунт случился ровно по тем же причинам, что и в Суздале — засуха, неурожай и недоверие знатным людям, которые, как казалось, утаивают съестные припасы. В обоих случаях выступления возглавили волхвы, вышедшие из подполья. Это говорит о том, что языческая вера ещё глубоко сидела в народе, ведь после крещения Руси прошло чуть меньше ста лет.
В Новгороде, согласно «Повести временных лет», в 1071 году на улицах города появился безымянный волхв, который начал агитировать местное население против местного епископа. Летописец сообщает, что на стороне христианского клирика оставался лишь князь Глеб со своей дружиной — спустя 80 лет после крещения города Добрыней подавляющая часть горожан симпатизировала или хотя бы сочувственно относилась к языческим культам.
В Новгороде чуть не начались уличные бои, но князь быстро пресёк возможное выступление, просто убив волхва. Интересно, что после смерти лидера недовольные просто разошлись по домам.
» src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/f8e/f8e48b03010a68f91629b6cbb54a026a.webp» style=»height:336px; width:600px» title=»Андрей Рябушкин. Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече. 1898 год. (commons.wikimedia.org)» />
Андрей Рябушкин. Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече. 1898 год. Источник: commons.wikimedia.org
В Ростове, также на фоне неурожаев, в 1071 году появились два волхва из Ярославля и начали клеймить христианских священнослужителей и местную знать — мол, они виноваты во всех бедах, которые обрушились на простой люд. Собрав некоторое число сподвижников, язычники приступили к разорению окрестных погостов, особым образом указывая на знатных женщин, обвиняя их в сокрытии продовольствия. Вскоре бунтовщики дошли до Белоозера, где находился Ян Вышатич, воевода князя Святослава Ярославича. Восставшие и отряд Яна столкнулись недалеко от города, но сражение окончилось ничем.
Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин.
» src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/38c/38c6c0d5adb1aa9953725d76fa28b8e1.webp» style=»height:469px; width:600px» title=»Сергей Иванов. Ян Вышатич и язычники. 1912 год. (commons.wikimedia.org)» />
Сергей Иванов. Ян Вышатич и язычники. 1912 год. Источник: commons.wikimedia.org
Суздальские, Новгородские и Ростовские события оказались самыми крупными восстаниями 11-го века. Однако летописцы сообщали и о всплеске разбоя на дорогах: «лихие люди» стали головной болью князей на рубеже 10−11 веков. По всей видимости, религиозные изменения, вкупе с постоянными междоусобицами, стали одной из причин ухудшения ситуации в стране. Крещение Руси разделило общество на долгие десятилетия.
Христианство в 10−11 веках смогло закрепиться в крупных городах Древней Руси, что тем не менее не помешало местным жителям периодически восставать под руководством языческих жрецов. В сельской местности и отдалённых от торговых путей регионах ситуация была ещё сложнее. Её можно реконструировать по данным, полученным с помощью археологических раскопок. Артефакты, обнаруженные в захоронениях, позволяют утверждать, что среди большей части населения царило двоеверие: христианские обряды и реликвии соседствовали с языческими.
Эхо этого явления можно наблюдать и по сей день: люди празднуют Масленицу, отмечают колядки, прыгают через костёр на день Ивана Купала. «Святая Русь» так и не смогла отделаться окончательно от языческого прошлого.