что библия говорит о долгах
Что библия говорит о долгах
Что Библия говорит христианам о денежных долгах? Насколько плохо одалживать кому-то или у кого-то деньги?
Апостола Павел указывает в Римлянам 13:8, что нам следует быть должными лишь любовью. Это служит напоминанием для нас об отвращении Господа к долгам, не оплаченным в сроки (см. также Псалмы 46:21). Чаще всего под понятием долга мы рассматриваем денежные обязательства. Но в свете стихов Послания к Римлянам 13:1-10, мы видим, что понимание долга Павлом было гораздо шире. Он говорил не только о налогах и тарифах, возложенных на нас правительством, но и об уважении и почете к высшей власти. Все мы должники перед лицом Господа. И так как Он подарил нам любовь, мы обязаны распространять ее на окружающих нас людей, с которыми мы живем и работаем, и даже на правителей, возлагающих на нас налоги.
Некоторые люди критикуют установление процентов на заем, но Библия несколько раз упоминает об этом (Притчи 28:8; Матфея 25:27). В древнем Израиле закон запрещал устанавливать проценты лишь на один единственный тип займа – заем бедным людям (Левит 25:35-38). Этот закон имел множество социальных, финансовых и духовных аспектов, но два из них имели особое значение. Во-первых, закон помогал и защищал бедных людей, пытаясь не усугубить их ситуацию. Уже сам факт бедности был достаточным, так для многих было унизительно просить о помощи. Но, если бы им, вдобавок, пришлось возвращать кроме долга еще и сокрушительные проценты, то в таком случае деньги стали бы пагубными, а не полезными.
Во-вторых, закон обучал важнейшему духовному принципу. Когда заимодавец избавляет бедного человека от процентов – он совершает акт милосердия, несмотря на то, что, возможно, потеряет прибыль от этих денег, пока они будут в займах. Дело в том, что это является осязаемым выражением благодарности Господу за Его милость, по которой Он не возложил никаких «процентов» на Свой народ, которому Он так помог. Господь милосердно помог израильтянам уйти из Египта, где они были ничего не стоящими рабами, и дал им землю, которую они смогли назвать своей (Левит 25:38). И все дело в том, что Он ожидает такого же отношения зажиточных людей к своим бедным соотечественникам.
Библия нигде конкретно не запрещает, но и не поощряет одолжение денег. Библейская мудрость указывает на то, что займы – временами не самое лучшее решение. Долг автоматически делает нас рабами того, перед кем мы находимся в долгу. Но, в то же время, бывают ситуации, когда долг становится необходимым «злом». Если деньгами распоряжаются мудро, и выплата займа осуществима, христиане могут одалживать деньги, когда это необходимо.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
О долгах
Сегодня мы едем в магазин на кредитном автомобиле, чтобы купить мебель в рассрочку для квартиры, приобретенной в ипотеку. Лозунг «Покупай сейчас, а плати позже» сформировал целое поколение потребителей, для которых приобретение в долг стало привычкой. А почему нет? Ведь последнюю модель смартфона или новейшее авто можно получить немедленно, даже если в кошельке нет ни копейки.
«Живи на яркой стороне и плати за удовольствие простыми комфортными платежами!» – призывает реклама. Однако жизнь в долг несет с собой безрадостную реальность.
Существует несколько синонимов слова «долг»: быть обязанным, в недостатке, на крючке, под давлением, в стеснении. Вполне очевидно, что ни одна реклама, призывающая купить в кредит, не использует подобных слов. Не скажет рекламодатель и о том моральном давлении, которое испытывает каждый должник, оказавшийся неспособным вовремя рассчитаться с банком. А также умолчит о проблемах в семье, неизбежно возникающих из-за долгов. И даже не напомнит о той категории людей, которая, не справившись с натиском коллекторов, решилась на крайние меры.
Что говорит Библия
о долге?
Точка зрения Библии совершенно ясна. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» – говорится в послании к Римлянам 13:8. Из книги Притч 22:7 мы узнаем, почему не следует влезать в долги: «Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца».
Когда находишься в долгу, то попадаешь в положение слуги по отношению к своему кредитору. И действительно, чем больше затягивает долг, тем больше зависим от того, кому должны. У нас даже нет полной свободы выбора в принятии решений, куда потратить заработанные деньги, потому что по закону мы обязаны отдать их заимодавцу.
В 1 Коринфянам 7:23 Павел пишет: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков». Бог Отец отдал Своего Сына, выкупив нас из рабства греха. И Господь хочет, чтобы мы служили Ему, а не банкам и кредиторам. Писание четко предостерегает не делаться рабами людей, в том числе и через долги.
Долг считается проклятием
Отсутствие долгов – это награда за послушание Богу. «Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли. И придут на тебя все благословения сии. и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Втор. 28:1-2,12).
А вот долги – это проклятие за непослушание Богу. «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом» (Втор. 28:15,43-44).
Долг порождает самонадеянность
Когда человек берет в долг, он предполагает, что в будущем сможет зарабатывать столько, чтобы рассчитаться по своим обязательствам. Планирует, что с работой или с бизнесом все будет хорошо и никаких кризисных ситуаций не случится. Писание не поощряет подобной самонадеянности: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», вы, которые не знаете, что (случится) завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое. » (Иаков. 4:13-15).
К тому же Писание призывает уметь жить по средствам и быть довольными тем, что у нас есть: «Великое приобретение быть благочестивым и довольным» (1Тим.6:6).
В каких случаях
долг допустим?
В то же время в определенных ситуациях Библия допускает возможность просить материальной или финансовой помощи у других, беря что-то в займы. Это касается тех ситуаций, когда человек попадает в чрезвычайные обстоятельства. Иисус Христос приводит такой пример в Лук. 11:5-10. К человеку поздно вечером пришел гость, а у хозяина нет хлеба, чтобы гостя накормить. Тогда хозяин идет к соседу и настойчиво просит того дать хлеб взаймы. Ясно, что в данной ситуации у человека есть острая необходимость просить хлеб в долг. Кроме того, он берет столько, сколько реально сможет отдать.
Как избавиться
от долгов
1. Молитва
Помните, Господь заинтересован в том, чтобы избавить вас от долгов. Он награждает тех, кто старается жить по Его воле: как только вы начинаете последовательно отдавать деньги, Он помогает распрощаться с долгом. Поэтому смело просите Его о помощи и руководстве.
2. Составьте список
всех ваших долгов
В этот список включите и кредиты с процентами, и долги по налогам, и займы у родственников. Такое подробное перечисление поможет определить приоритетность возвращения необходимых сумм.
3. Составьте
график выплат
Установите для себя точную дату расчета с каждым заимодавцем. Это поможет видеть ясную финансовую картину и радоваться приближению дня полного освобождения от долгов.
4. Составьте
письменный бюджет
Бюджет помогает планировать на будущее и анализировать свои расходы, чтобы узнать, где можно сэкономить. К тому же это очень эффективный способ уменьшить количество спонтанных покупок.
5. Составьте список
всего вашего имущества
Оцените свое имущество в денежном эквиваленте и подумайте, что можно продать для погашения долга. Размышляйте не о том, что вы чего-то лишитесь, а о том, насколько быстрее приблизитесь ко дню освобождения от всех долгов.
6. Подумайте о
дополнительном заработке
При этом примите решение отдавать все заработанные сверх вашего обычного дохода деньги только на покрытие долгов, а не на увеличение расходов.
7. Постарайтесь
больше не одалживать
Один из способов не влезать в новые долги – это всегда платить за покупку наличными или дебетовыми карточками. Статистика показывает, что люди, пользующиеся кредитками, платят на треть больше. Кредитные карты искажают реальную картину расходов.
8. Измените стиль жизни
Чтобы быстрее избавиться от долгов, нужно, конечно, сократить расходы. Некоторые продают свой большой дом и переезжают в дом поменьше. Или продают автомобиль, взятый в кредит, и покупают за наличные автомобиль поскромнее.
9. Не сдавайтесь
С самого начала у вас появится тысяча причин для того, чтобы остановить или отложить процесс освобождения от долгов. Не поддавайтесь этому искушению! Не останавливайтесь до тех пор, пока не достигнете цели – жизни, не обремененной долгами. Да, отдавать долги – очень тяжелый труд, но свобода стоит таких стараний.
Общество говорит: «Покупайте сейчас, а платите потом. Вы достаточно сильны для того, чтобы пользоваться займами и кредитами».
Писание же говорит: «будьте довольными тем, что есть, и доверьте свое обеспечение Богу. Он не сторонник долгов. Он хочет, чтобы мы были свободны для служения Ему».
«Вернуть долг – священная обязанность»
Беседа с протоиереем Андреем Ткачевым
В молитве Господней мы просим: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
А что такое долг и долги? В первую очередь долгами перед Богом в точном значении слова именуются наши обязанности перед Ним, связанные с исполнением Его воли. И уклонение человека от исполнения Божией воли есть уклонение от своих прямых обязанностей. Отсюда и неисполненный долг.
Но у слова «долг» есть и иное значение. Это деньги или какая-то вещь, которую мы берем у родных или у друзей, у банка, и которую нужно непременно отдать. Случается, что долги отдавать мы не хотим, не стремимся и не можем.
Клирик храма Василия Великого в селе Зайцево Московской области, проповедник, публицист протоиерей Андрей Ткачев считает, что возврат долга – это священная обязанность.
– Отец Андрей, откуда у людей берутся долги? И что о долгах говорится в Евангелии?
– По Евангелию долги – аналог грехов. Это вполне соответствует и материальным долгам, в частности кредитам. Мы же о них говорим, насколько я понимаю?
– Да, именно в этом контексте. Поговорим о том, как Бог смотрит на человека, который не отдает денежные долги.
Что касается возврата денежных долгов, то на это нужно смотреть как на священную обязанность. У человека должно быть религиозное сознание. У нас, например, нет такого понимания. Легко брать, но потом тяжело отдавать, потому что берем чужие деньги, а отдавать нужно свои. Здесь есть момент осмотрительности в том, чтобы брать. Потому что брать без нужды – это грех. Есть ведь много вариантов, когда люди берут взаймы, и далеко не все варианты, когда это необходимо. Одно дело брать кредит на лечение или ипотеку на строительство жилья для семьи, а другое дело брать на тщеславие, на ненужное. Например, брать взаймы на зарубежный отдых, на какое-нибудь двухнедельное удовольствие. Здесь тоже мы имеем дело с воспитанием человека – с воспитанием, в общем-то, религиозным.
– Почему именно религиозным?
– Потому что религия учит человека пользоваться тем, что есть, не завидовать тому, у которого есть больше. А реклама распаляет в человеке сразу несколько греховных позиций. Она показывает то, что можно иметь, и говорит, где взять деньги, чтобы это иметь. Распаленное желание, например, поменять машину на лучшую, хотя та, что есть сейчас, хорошая и на ней еще можно долго ездить. Но распаленное желание ищет возможности воспользоваться лучшим. А религиозное сознание учит нас благодарности за то, что есть, учит умеренности в желаниях. Вот мы уже назвали две необходимые вещи, отсутствие которых запутывает нас в долговые цепи. Если ты не умеешь пользоваться тем, что есть, и страстно желаешь большего, но не хлеба, не крыши над головой, не образования, а каких-то тщеславных вещей, вроде нового айфона, а средств, заработанных на это, нет, ты тогда религиозный невежа. Ты попадешь в долговую зависимость. Если ты умеешь брать, но не любишь отдавать и не относишься к возврату долга как, повторюсь, к священной обязанности, ты будешь вилять, петлять, до тебя будут дозваниваться коллекторы, всю жизнь будешь жить на валидоле, но отдавать не будешь.
Библия говорит, что отдавать лучше, чем брать. В Ветхом Завете, когда Господь давал различные обетования Своему народу, Он говорил, что признаком благословения является следующее: ты будешь давать в долг, а брать в долг не будешь. Ты будешь достаточен настолько, что тебе не нужно будет занимать на что-то. Но при этом ты сможешь дать кому-то. Если ты можешь дать и тебе не требуется брать, значит, ты, по Ветхому Завету, правильно живешь. Бог благословил тебя всем, что тебе нужно, и ты даже имеешь избытки, которые можешь кому-то кредитовать. Дальше уже требуется, чтобы ты не душил должника, не снимал с него шкуру, чтобы терпел и миловал человека, который почему-то не может тебе отдать долг. Вот к этому нужно стремиться: чтобы не брать в долг, но быть способным дать в долг. Это уже библейская тема.
Если ты можешь дать и тебе не требуется брать, значит, ты, по Ветхому Завету, правильно живешь
– Отец Андрей, вам приходилось видеть людей, которые боролись с собой, чтобы вернуть долги? И как только это происходило, жизнь их как-то менялась?
– Я видел такие случаи многократно в своей пастырской, не скажу великой и успешной, но обычной деятельности. Происходит следующее. Если человек имеет долг и не отдает его, то он похож на дырявое ведро, в которое сколько ни залей воды, она не будет в нем держаться. Человек при этом не понимает, почему он не может богатеть, почему он не может вырулить на твердую почву. Потому что до тех пор, пока ты не отдашь долг, ты не наполнишься. Когда человек имеет за спиной 500 000 долга, он должен часть доходов откладывать и отдавать в счет долга. А когда он отдаст, происходит затыкание этой проклятой дырки. Отсюда и начинается благословение и зарабатывание. До этого времени зарабатывания не будет. До этого времени человек будет юлить, убегать, хитрить, искать дешевого заработка, ставить на тотализатор, искать возможности украсть, обмануть, убежать от заимодавца. Это будет проклятая жизнь. Неотданный долг навсегда лишает человека права разбогатеть или просто быть самодостаточным и успешным. Это очень важная вещь.
– Человек может биться, но не достичь успеха в своей сфере из-за не отданного долга. А сам человек может и не догадываться о причине неудачи. Так это работает?
– Конечно, здесь вопрос касается отношений человека с Богом. Бог не дает благословения тебе на профессиональный успех, на какой-то прорыв в чем-то, потому что на тебе висит долг. И ты должен переориентировать свое сознание на то, что ты обязан отдавать. Пока не отдашь, нет благословения на тебе. По сути, ты являешься вором. Брал – отдай. Трудись! Лезь из кожи, иначе не бери! Должен быть некий страх брать. Надо сто раз подумать: а нужно ли брать? Нужно ли влезать в эту кабалу?
Пока не отдашь долг, нет благословения на тебе
Есть ситуации, когда тебе совершенно необходима большая сумма денег, когда невозможно не взять кредит или не взять в долг у человека. Но многие случаи, когда берут в долг, связаны с тщеславием, с грехом, с желанием быстро заработать. Человек почему-то думает, что он обязательно выиграет в рулетку, в карты или в тотализатор. А чтобы выиграть, ему нужен какой-то первоначальный взнос, и он берет в долг. И эти деньги пускает в какой-то фальшивый оборот. Желает отыграться и берет еще раз в долг, и еще, запутывается в эту диавольскую сеть. Таких ситуаций полным-полно, к сожалению. Они связаны с игроманией, с желанием быстрой наживы.
Часто берут в долг, чтобы получить быстрый результат, к которому человек еще не готов. Это вопросы сугубо психологические, но связанные, повторюсь, с религиозным воспитанием или с его отсутствием. Поэтому в мире так много несчастных людей. Поэтому так много обмана в мире бизнеса. Поэтому бизнес ассоциируется с тотальной властью обмана, с недоверием. Здесь все могло бы быть прозрачнее и проще, нормальнее. Но, к сожалению, мы находимся в диком религиозном состоянии. И сплошь и рядом совершаем ошибки.
– Отец Андрей, диагноз поставлен. Как начать путь к выздоровлению?
– Нужно обратиться к Господу Богу с очень простой просьбой: «Господи, помоги мне отдать долги!» И нужно смирить себя, то есть поставить себе возврат долга условием «выхода на свободу». Ты не можешь, например, купить себе новое пальто, пока у тебя есть долги. Ты в тюрьме, пока ты в долгах, ты несвободный человек. И ты живешь в страхе, боишься телефонных звонков. Это тоже известная ситуация.
Если человек имеет долги, но обедает в ресторане, значит, у него нет мозгов или совести. Или другая ситуация: у него долги, но он едет отдыхать, тратить деньги вместо того, чтобы сказать: мы сейчас не можем никуда ехать, поедем на ближайшую речку, а долг отдадим – это святое, это обязанность.
Обидно, если ты брал на ерунду, а ерунда не сработала. Извините, мы должны быть наказаны за свою глупость. Если ты брал большие деньги на ненужные вещи и потом не можешь их отдать, ты платишь за свою глупость, и нужно признавать свои ошибки: «Я взял деньги, не подумал, но отдавать нужно». А сколько таких случаев, когда люди берут кредиты, микрозаймы, потом вешают эти займы на свои семьи! И кто-то из родных выплачивает эти дурацкие долги и живет в страхе. Таких больных людей, которые терроризируют своих родственников, немало. Родственники по любви выплачивают чужие долги, а те паразиты тут же берут новые. Это болезнь ума. Если человек не хочет душой исцелиться, ему невозможно помочь. Я даже думаю, что ему нельзя помогать.
– Почему нельзя помогать?
– Потому что он беспрестанно будет повторять свой грех, а последствия греха будет вешать на окружающих.
– А что тогда делать? Он сам должен до конца испить эту чашу?
– Да. У нас нет долговых тюрем, но пусть он сам пьет горькую чашу своих ошибок. А то ведь старики родители отдают свои пенсии на выплату долга своего дурного сына. Здесь нужна жесткость по отношению к этому больному человеку. Если человек умом не исцелен, то ему невозможно помочь. Это работает в любой ситуации. Необходимо лечить сознание и душу. И тогда исцеленный человек сможет сам разобраться со своими ошибками.
Необходимо лечить сознание и душу. А исцеленный человек сможет разобраться со своими ошибками
– Как быть, когда человек, который давал в долг, умер, когда найти заимодавца нельзя, а долг вернуть хочется? Можно ли перед Богом очистить совесть в таких ситуациях?
– Да, безусловно. Бывают ситуации, когда человек способен вернуть долг, но не помнит, у кого взял, либо тех, кому он должен, нет уже в живых. В этом случае нужно искать тех, кто нуждается в помощи, чтобы реально им помочь. Если ты реально помогаешь нуждающимся людям, то, думаю, что это рабочая схема.
С протоиереем Андреем Ткачевым
беседовал Никита Филатов
ДОЛГ в Библии
Симфония: Новый русский перевод:
Слово «ДОЛГ» встречается в Библии 26 раз. В данным момент для поиска использовался Новый русский перевод Библии.
Быт 38:8 Тогда Иуда сказал Онану: – Ты должен лечь с женой брата и исполнить долг деверя: произвести потомство для брата.
Втор 15:2 Вот как это следует делать: каждый заимодавец пусть простит долг, который он дал ближнему. Пусть он не требует уплаты долга со своего друга или брата, потому что провозглашено Господнее время для прощения долгов.
Втор 15:6 И тогда Господь, твой Бог, благословит тебя, как и обещал, и ты будешь давать в долг многим народам, но ни у кого не будешь брать взаймы. Ты будешь править многими народами, но ни один из них не будет править тобой.
Втор 23:19 Не давай в долг под проценты своему брату ни денег, ни пищи, ни чего-либо другого, что можно дать в долг под проценты.
Втор 23:20 Ты можешь давать в долг под проценты чужеземцу, но не своему брату, чтобы Господь, твой Бог, благословил тебя во всем, что делается твоими руками в земле, куда ты вступаешь, чтобы завладеть ею.
Втор 24:6 Пусть никто не берет двух жерновов, или даже одного верхнего, в залог за долг, потому что он берет в залог средство к существованию.
Втор 25:5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не оставив сына, его вдова не должна выходить замуж за чужого человека. Пусть брат ее умершего мужа возьмет ее, женится на ней и исполнит перед ней долг деверя.
Втор 25:7 Но если мужчина не захочет жениться на жене своего брата, пусть она пойдет к старейшинам у городских ворот и скажет: «Брат моего мужа отказывается восстановить имя своего брата в Израиле. Он не хочет исполнить свой долг деверя».
3Цар 3:7 И теперь, Господи, Боже мой, Ты сделал Твоего слугу царем вместо моего отца Давида. Но я совсем молод и не знаю, как исполнять свой долг.
Неем 5:10 Я, мои братья и слуги также даем в долг народу деньги и зерно. Давайте прекратим брать проценты!
Пс 14:5 кто дает в долг не ради выгоды и против невинного взяток не берет. Поступающий так никогда не споткнется.
Иер 15:10 – Горе мне, мать моя, что ты родила меня, человека, что спорит и ссорится с целым светом. Я не давал денег в рост и в долг не брал, но всякий меня проклинает.
Авв 2:6 Но все их пленники будут насмехаться над ними и глумиться поговорками, говоря: «Горе тому, кто копит чужое добро, кто богатеет на взятом в долг! На долго ли это?»
Мф 5:42 Тому же, кто у тебя просит, – дай, и от просящего у тебя в долг – не отворачивайся.
Мф 18:27 Царь пожалел слугу, простил ему весь долг и отпустил его.
Мф 18:30 Но тот не захотел ждать и бросил его в тюрьму, пока не будет выплачен весь его долг.
Мф 18:34 Разгневавшись, царь отдал его в руки истязателей до тех пор, пока тот не выплатит весь свой долг.
Лк 6:34 Если вы даете в долг только тем, от кого надеетесь получить обратно, то в чем ваша заслуга? Ведь даже грешники дают в долг грешникам, ожидая получить назад столько же.
Лк 6:35 Но вы любите ваших врагов, делайте им добро и давайте в долг, не ожидая возврата. Тогда ваша награда будет велика, и вы будете сыновьями Всевышнего. Ведь Он Сам добр даже к неблагодарным и злым.
Лк 7:42 И тому, и другому было нечем вернуть долг, и кредитор простил долг им обоим. Кто из них, по-твоему, будет больше любить его?
Лк 7:43 Симон ответил: – Я думаю, тот, кому был прощен больший долг. – Ты правильно рассудил, – сказал Иисус.
Рим 11:35 «Кто когда-либо давал Ему в долг, что Он должен был бы вернуть ему?»
1Кор 9:17 Если бы я возвещал Радостную Весть по собственному выбору, то я заслуживал бы вознаграждение, но я лишь исполняю свой долг, неся служение, доверенное мне.
Еф 6:1 Дети, будьте послушны своим родителям в Господе, это ваш долг.
Флм 1:8 Поэтому, хотя я мог бы смело потребовать от тебя во Имя Христа исполнить твой долг,
Флм 1:18 Если он обидел тебя чем-то или же должен тебе – считай этот долг за мной.