что безопаснее самолет или поезд при коронавирусе
Самые опасные и самые безопасные виды транспорта во время эпидемии коронавируса
Несмотря на то что во многих странах и городах был введен режим самоизоляции, для многих людей сохраняется необходимость перемещаться по городу, будь то на работу, в магазин или в аптеку.
Аналитики из Business Insider проконсультировались с экспертами и составили рейтинг самых опасных и безопасных способов передвижения по городу в условиях эпидемии коронавируса.
Ниже мы расскажем о каждом виде транспорта и о тех рисках, с которыми сталкиваются пассажиры.
Эксперты предупреждают, что не стоит сейчас совершать путешествие на круизном лайнере, так как там высок уровень риска, а вирус распространяется с огромной скоростью.
Эксперты поясняют, что большое судно может быстро стать площадкой для молниеносного распространения вируса. Так как сотни пассажиров находятся на ограниченной территории в течение длительного времени, вирус может распространяться намного быстрее, чем в любом другом виде транспорта.
Общественный транспорт – метро, поезд, автобус
В общественном транспорте может быть сложно соблюдать правила дистанцирования, однако эксперты отмечают, что можно избежать рисков.
Так как в некоторых городах мира были закрыты отдельные линии метро, да и в целом в общественном транспорте стало меньше людей, то соблюдать правила дистанцирования намного проще, отмечают эксперты.
Тем не менее необходимо соблюдать осторожность, так как поездка в общественном транспорте неизбежно подразумевает прикосновения к поверхностям, которые до вас кто-то трогал.
Именно по этой причине эксперты советуют носить маски и перчатки во время перемещения в общественном транспорте. Кроме того, не стоит пытаться попасть в переполненный автобус или поезд метро. Эксперты советуют подождать следующего рейса.
Помимо этого, стоит использовать антибактериальные гели для рук или спиртовые салфетки, чтобы обезопасить себя. Несмотря на все предосторожности, после того как вы придете домой, необходимо хорошо промыть руки и лицо.
Такси может быть более безопасным видом транспорта, однако и здесь есть свои риски, отмечают эксперты.
Когда вы пользуетесь услугами такси, то практически невозможно сказать, кто находился в этом автомобиле до вас, а также в каком состоянии здоровья находится водитель.
Однако, как отмечают эксперты, такой вид транспорта может быть более безопасным, чем общественный транспорт.
Прежде всего водитель не находится лицом к лицу с пассажиром. Поэтому риск того, что он будет кашлять или чихать прямо на пассажира, низкий. Кроме того, если он действительно болен, то вряд ли бы он вышел на работу, рассуждают эксперты.
Кроме того, если предыдущий пассажир кашлял или чихал, то таксисты обрабатывают автомобили внутри, используя гели и спиртовые салфетки. Пассажирам также рекомендуют использовать гели и спиртовые салфетки при поездке на такси.
Конечно, при путешествии воздушным транспортом есть немалые риски, однако существуют способы снизить риск заражения.
Эксперты отмечают, что так как в самолетах имеется вентиляция воздуха, то вирусы и бактерии распространяются по салону не очень быстро.
Тем не менее по-прежнему существует риск заражения при путешествии в самолете, поэтому стоит предпринимать определенные меры для защиты собственного здоровья.
Прежде всего эксперты отмечают, что все пассажиры накануне полета должны предоставлять правдивую информацию о контактах с заболевшими. Это также гарантирует, что если пассажир на борту окажется зараженным, то остальных пассажиров проинформируют об этом.
Помимо этого, эксперты советуют как можно меньше прикасаться к поверхностям, а также протирать руки и поверхности, к которым все же необходимо прикоснуться.
Если есть такая возможность, попросите у бортпроводника разрешения сесть на сидения подальше от соседей, что может увеличить дистанцию между пассажирами.
Как отмечают эксперты, езда на велосипеде – это сравнительно безопасный вид перемещения по городу.
Это неплохой способ подышать свежим воздухом, при условии что вы едете в одиночестве или вместе с семьей.
При этом все равно необходимо использовать гели для рук, чтобы обрабатывать не только руки, но также руль велосипеда.
Кроме того, вы также снизите риски заражения, если будете пользоваться собственным велосипедом, а не брать его в аренду. Если же вам приходится брать в аренду велосипед, то стоит запастись гелем для рук и спиртовыми салфетками, чтобы обработать руль и другие поверхности велосипеда до и после использования.
Это самый безопасный способ перемещения по городу, при условии что вы действительно держитесь на расстоянии от других людей и соблюдаете все необходимые предосторожности.
Многие люди во время режима самоизоляции выходят на улицу, чтобы пройтись. Это важно для сохранения себя в форме, для поддержания здоровья.
Однако не стоит забывать о необходимости держать дистанцию, носить маски и избегать прикосновений к поверхностям.
Путешествия в личном автомобиле считаются наиболее безопасными во время эпидемии, однако лишь при условии постоянной обработки всех поверхностей внутри.
В то время как людям необходимо держать дистанцию и ограждать себя от ненужных контактов, именно личный автомобиль предоставляет все необходимые условия для безопасного перемещения по городу, так как человек находится в максимальной изоляции.
Однако эксперты предупреждают, что необходима обработка рук и внутренних поверхностей, чтобы избежать случайного заражения.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Наука
Scientific American (США): оценка рисков заражения covid-19 в самолете, поезде и автомобиле
Как быть в безопасности в разных видах транспорта.
Уровень заболеваемости covid-19 в США достиг наиболее опасных отметок с самого начала пандемии, и сейчас страна стоит на пороге самого проблемного праздничного сезона. Несмотря на риски, люди будут путешествовать, используя разные виды транспорта, что неизбежно заставит их оказаться близко друг к другу. Многие транспортные компании стали чаще проводить уборку, однако данные свидетельствуют о том, что передача нового коронавируса воздушно-капельным путем опаснее, чем передача его через поверхности. Считается, что вирус распространяется с помощью маленьких капелек, называемых аэрозолями, они висят в воздухе, и более крупными каплями, которые падают на землю в радиусе шести футов (около 1,8 метра). Хотя ни один вид общественного транспорта нельзя назвать абсолютно безопасным, есть некоторые конкретные способы снизить риск путешествия на самолете, поезде, автобусе или даже в машине.
На первый взгляд кажется, что самолеты — это самый простой способ распространения covid-19. Десятки людей на несколько часов оказываются в закрытом небольшом пространстве. Но многие самолеты оборудованы высокоэффективным воздушным фильтром (HEPA), который улавливает более 99% находящихся в воздухе частиц, в том числе вирус SARS-CoV-2. При включенных системах циркуляции воздуха большинство коммерческих пассажирских самолетов прогоняют наружный воздух в направлении сверху вниз примерно 20-30 раз в час. В итоге получается смесь из циркуляционного и наружного воздуха в соотношении 50/50, а риск распространения респираторных вирусов воздушно-капельным путем снижается. Многие авиалинии требуют от пассажиров носить маски в течение всего полета, за исключением времени приема пищи, а некоторые не продают места посередине, чтобы дистанция между пассажирами была больше. Компании также ввели тщательные процедуры очистки между рейсами. Итак, как все перечисленное влияет на уровень общего риска?
«Кабина самолета — это, возможно, самое безопасное для вас место», — рассказывает Себастьян Хёль (Sebastian Hoehl) из Института медицинской вирусологии Франкфуртского университета имени Гёте (Institute for Medical Virology at Goethe University Frankfurt). Хёль — соавтор двух статей о способах передачи covid-19 во время перелётов, опубликованных в изданиях JAMA Network Open и New England Journal of Medicine. Между тем тематические исследования показали, что некоторый уровень риска передачи вируса все-таки существует. Одно из таких исследований прошло во время десятичасового рейса из Лондона в Ханой первого марта. Оно показало, что 15 человек заразились covid-19 во время полета, при этом 12 из них сидели в нескольких рядах от единственного пассажира с синдромами заболевания, находившегося в бизнес-классе. (Результаты этого исследования были опубликованы в журнале Центров по контролю и профилактике заболеваний США «Emerging Infectious Diseases»). Многие из исследованных рейсов проходили еще в начале пандемии, и, как отмечает автор, вероятнее всего, пассажиры масок не носили. Между тем недавно Министерство обороны смоделировало ситуацию для установления рисков заражения во время рейса. В исследовании использовались манекены, выдыхавшие имитационные вирусные частицы. Было установлено, что для получения инфицирующей дозы человеку нужно находиться рядом с больным пассажиром в течение 54 часов. При этом предполагается, что инфицированный пассажир носит хирургическую маску, риски, которые несет в себе снятие маски для приема пищи, говорение и перемещение по салону, учтены не были.
Во время полета вероятность заражения covid-19 зависит от расстояния между сиденьями, продолжительности рейса, ношения масок и количества инфицированных пассажиров на борту. Если вы вдруг оказались рядом с человеком, активно распространяющим вирус, особенно если это долгий перелет и больной не носит маску, риски заразиться высоки. Однако если вы сидите относительно далеко от остальных пассажиров, и все носят маски, то вероятность заражения весьма низка. Большую озабоченность вызывает пребывание в многолюдном аэропорту и поездка на такси до него.
Контекст
Жэньминь жибао: полезные советы для сохранения крепкого здоровья
Scientific American: как минимизировать риск заражения в праздники
La Vanguardia: какой фрукт помогает от коронавируса?
Этой весной новый коронавирус поразил Нью-Йорк, пик с тысячами новых заболевших в день пришелся на апрель. Сначала некоторые исследователи винили во всем многолюдное метро города и считали его эпицентром пандемии в США, так как в типичный рабочий день до появления заболевания оно перевозило по пять с половиной миллионов пассажиров. Однако последующие исследования данных показали, что основным двигателем распространения вируса стали вовсе не системы общественного транспорта. В августе New York Times поинтересовалась у нескольких международных транспортных агентств, были ли какие-то случаи массового распространения вируса связаны с общественным транспортом, и получила отрицательный ответ. В сентябре Американская ассоциация общественного транспорта (American Public Transportation Association) представила доклад, где изучила распространение коронавируса в крупных городах мира, обладающих разветвленной системой общественного транспорта. Связи между использованием общественного транспорта и распространением вируса установлено не было. Многие из рассмотренных в исследовании городов требовали от пассажиров носить маски.
Представленный Ассоциацией доклад предлагает пассажирам для снижения риска заражения носить маски и не приближаться друг к другу ближе, чем на шесть футов (1,8 метра), вагоны при это должны хорошо проветриваться. В большинстве крупных городов в метро и поездах обеспечивается циркуляция смеси из старого и нового воздуха, который проходит через фильтры, оцениваемые по шкале Минимального значения передачи частиц (MERV). Фильтры MERV-13 слабее, чем фильтры HEPA, однако Агентство по охране окружающей среды США рекомендует использовать их для снижения числа вирусных частиц в воздухе. В некоторых системах метрополитена и поездах применяются более слабые фильтры, однако они могут по крайней мере уменьшить количество коронавируса в воздухе. Представленный Ассоциацией доклад отмечает, что в большинстве городов в вагонах метро новый воздух замещает старый почти 18 раз в час. Железнодорожная пассажирская компания Amtrak утверждает, что замена воздуха в вагонах проводится 44 раза в час. Однако даже при наличии свежего воздуха зараженный пассажир все равно может передать коронавирус сидящим в непосредственной близости. В связи с этим пассажирам рекомендуется сохранять максимально возможную дистанцию и избегать поездок в многолюдных вагонах. Ношение масок снижает риск заражения. Сейчас оно обязательно во многих видах общественного транспорта в США, в том числе в метро и автобусах Нью-Йорка, и поездах компании Amtrak по всей стране. И наконец, эксперты предлагают ограничивать время поездки. 15 минут в метро намного безопасней, чем многочасовая поездка в поезде.
Во многих автобусах стоят системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC) схожие с системами в метро и поездах, однако есть одна особенность: в автобусах с большей вероятностью открыты окна. Открытые окна и вентиляционные отверстия на потолке позволяют свежему воздуху поступать в салон. Кроме того, в городах (в отличие от долгих междугородних поездок) автобусы часто останавливаются. Свежий воздух поступает в салон каждый раз, когда двери открываются. В тематическом исследовании автобуса в Китае пассажир, зараженный новым коронавирусом, смог заразить множество других пассажиров, в том числе тех, кто сидел в семи рядах от него. Однако для людей, сидевших у окна и дверей, риск заражения оказался ниже.
Помимо выбора мест у окна пассажиры должны следить за теми же мерами безопасности, что и в метро: ношение масок, хорошая вентиляция и наличие свободного пространства между пассажирами. Сокращение времени поездки также может помочь. Некоторые компании начали устанавливать прозрачные перегородки между водителями и пассажирами. Это может снизить распространение содержащих вирус капель, создаваемых при кашле, чихании, дыхании и говорении, однако не предотвратит передачу вируса более мелкими частицами.
До пандемии мало кто особо задумывался перед тем, как вызвать такси или заказать совместную поездку. Однако сегодня мысль оказаться в столь небольшом пространстве с незнакомым человеком вызывает опасения. Водитель и пассажир почти не могут сохранять дистанцию в шесть футов (1,8 метра) в автомобиле, так что передача вируса вполне вероятна. В исследовании, опубликованном в New England Journal of Medicine в марте, сообщается о тайском водители такси, который заболел и сдал положительный тест на коронавирус после того, как подвез несколько кашляющих туристов в масках. Между тем достоверных данных о частоте передачи коронавируса в автомобилях нет.
Снизить риски можно открыв окно и убедившись, что система вентиляции забирает воздух снаружи, а не гоняет один и тот же воздух внутри. Вероятно, маски также могут помочь, компании Uber и Lyft обязывают пассажиров и водителей носить их. Эти компании также перестали предлагать клиентам разделить поездку с другими людьми (Uber делает исключение для работающих вместе), таким образом пассажир контактирует только с водителем и своими знакомыми. Некоторые водители даже установили пластиковые перегородки между передними и задними сиденьями. Но так же, как и в случае с автобусами, они могут защитить только от крупных капель, но не от мелких. Короткие поездки (около 15 минут) представляют меньше риска. Будет полезно также свести разговоры к минимуму, ведь при говорении распространяются мелкие капли, которые могут переносить вирус. Если уровень распространения вируса в вашем регионе низок, то редкие поездки на такси не представляют особого риска, однако нужно надеть маску и по возможности держать окна открытыми.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Эксперты дали совет, как не заразиться коронавирусом в поезде
Риск подхватить ковид в железнодорожном путешествии до сих пор велик
Безопасно ли путешествовать поездом во время пандемии COVID-19? Могут ли заразиться попутчики, если один из пассажиров окажется зараженным коронавирусом? Исследование китайских экспертов, проанализировавших данные о пассажирах, сидевших в поезде рядом с подтвержденным пациентом, может дать представление о потенциальных рисках, связанных с путешествием по железной дороге.
Согласно исследованию, опубликованному онлайн-журналом Clinical Infectious Diseases, находящиеся на местах, непосредственно прилегающих к инфицированному человеку, пассажиры подвержены наивысшему риску передачи инфекции, причем в среднем 3,5 процента из них заражаются коронавирусной болезнью.
Исследование было проведено совместно Китайской академией наук, Китайской академией электроники и информационных технологий, Китайским центром по контролю и профилактике заболеваний и Университетом Саутгемптона с использованием анонимных данных эпидемиологических исследований, собранных Китайским центром по контролю и профилактике заболеваний.
Исследователи определили 2334 пассажира в качестве нулевых пациентов в разных вагонах, которые сообщили о поездке на скоростных поездах Китая за 14 дней с 19 декабря по 25 февраля до появления симптомов. Эти данные, однако, не учитывали, носили ли пассажиры маски во время поездки.
Эти пациенты привели к 72 093 близким контактам, чьи места находились в трех рядах от нулевого пациента, а у 234 пассажиров были впоследствии подтверждены вторичные случаи COVID-19.
Как рассказывает гонконгское издание South China Morning Post, пассажиры, сидящие в одном ряду с зараженным человеком, имели в среднем 1,5% шансов заразиться вирусом, что примерно в 10 раз выше, чем на местах, расположенных в соседней паре рядов.
Удивительно, но исследователи обнаружили, что только 0,075% людей, которые использовали место, ранее занимаввееся зараженным пассажиром, пострадали от COVID-19.
Согласно исследованию, также имеет значение время, проведенное с «нулевым пациентом». Риск, измеряемый как частота поражения, увеличивался на 0,15 процента за каждый час, проведенный человеком, путешествующим с нулевым пациентом. Риск подскочил до 1,3% для пассажиров, сидящих непосредственно рядом с нулевым пациентом.
Исследователи полагают, что пассажиры в одном ряду могут быть легко заражены друг другом из-за более высокого риска контакта лицом к лицу, а также потому, что вирусы, прикрепленные к аэрозольным микрочастицам и каплям, с большей вероятностью распространяются на близком расстоянии.
Передача в ряды кресел впереди и сзади менее значительна, возможно, потому что спинки, разделяющие ряды, служат хорошим барьером для замедления распространения вирусных аэрозольных микрочастиц, предполагают ученые.
Исследователи пришли к выводу, что один метр социальной дистанции будет безопасен для времени в пути в течение часа. Но при большей продолжительности поездки этого уже недостаточно.
«Полученные данные свидетельствуют о том, что во время эпидемии COVID-19 важно снизить плотность пассажиров и продвигать меры личной гигиены, использование защитных покрытий и, возможно, проводить проверку температуры перед посадкой в транспорт», – рекомендует ученый.
Исследователи также разделили близкие контакты, которые использовали одни и те же станции отправления и назначения, что и нулевые пациенты, и те, кто этого не делал; они обнаружили, что риск атаки был гораздо выше для первой группы.
С другой стороны, данные не идентифицируют социальный статус, поэтому существует вероятность того, что более высокий риск для первой группы отражает угрозу передачи среди членов семьи, путешествующих вместе.
Хотя данные были собраны только о путешествиях на поездах, доктор Лай считает, что они могут быть использованы в качестве справочных данных для других ситуаций, таких как школы, кинотеатры и рестораны.
Безопасные путешествия на поездах: как уехать в отпуск и ничем не заразиться
Пока международное авиасообщение приостановлено из-за коронавируса, многие проводят отпуск в России. Традиционный способ путешествия по нашей стране — на поезде. Передвигаться по железной дороге намного комфортнее и, что особенно актуально сегодня, безопаснее с точки зрения эпидемиологии, чем десять-двадцать лет назад. В партнерском материале с «Трансмашхолдингом» (ТМХ), который сегодня поставляет подвижной состав для РЖД, мы рассказываем, как выглядят новые пассажирские вагоны и что в них сделано для биобезопасности поездок.
Вагоны, которым не страшен вирус
В регионах России постепенно снимают ограничения, введенные из-за пандемии коронавируса, что приводит в том числе к постепенному восстановлению спроса на путешествия внутри страны. Уже в июне пассажиры стали оформлять более 200 тысяч билетов в сутки — в два раза больше, чем в конце мая, сообщает Федеральная пассажирская компания (ФПК). Самые популярные направления — Черноморское побережье, Северный Кавказ и Москва. В ближайшее время в расписании будут восстановлены или увеличат периодичность курсирования более 160 поездов дальнего следования, добавили в ФПК.
Однако не во всех регионах страны ситуация с коронавирусом стабильна. И для того, чтобы обезопасить пассажиров от возможного заражения, необходимо строго соблюдать санитарные нормы. Причем они были значительно усилены. Так, сначала вагоны тщательно дезинфицируют в депо с помощью моющих средств, активных в отношении вирусов. Затем, во время поездки, бригада убирает каждый вагон не меньше четырех раз в сутки. Для этого применяются средства на основе хлорактивных и кислородных добавок, безопасных для здоровья человека. Также специальную дезинфекцию проходят матрасы и подушки. Пассажирам не меньше двух раз в день измеряют температуру. Если она повышена или если есть недомогание, на ближайшей станции приглашают медиков.
Эффективность применяемого комплекса санитарных мер повышается благодаря системам обеззараживания воздуха и воды, установленным в вагонах. ТМХ оснащает поезда установками по обеззараживанию воды начиная с 2013 года. Производители пассажирского подвижного состава постоянно работают над тем, чтобы перевозки становились еще безопаснее.
«Задолго до коронавируса человечество сталкивалось с различными инфекциями. Уже давно известно, что сезонные заболевания быстрее всего распространяются в местах скопления людей. Именно поэтому мы устанавливаем в вагонах системы, которые на протяжении всего пути следования будут обеззараживать и воздух, и воду», — говорит заместитель генерального директора компании по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов.
Свежий воздух
Компактная установка по обеззараживанию воздуха встроена в систему вентиляции вагона. Ее устанавливают во всех пассажирских вагонах, выпускаемых с 2010 года на Тверском вагоностроительном заводе (входит в состав ТМХ). Один прибор обеззараживает до 2500 кубометров — этого достаточно, чтобы обезопасить пассажиров целого вагона. А если он двухэтажный, то работать будут две установки.
«В основе системы обеззараживания воздуха — амальгамные бактерицидные ультрафиолетовые лампы повышенной мощности. Они позволяют нейтрализовать бактерии и вирусы, попадающие в установку. А к пассажирам, таким образом, попадает уже чистый воздух. При этом они надежно защищены от воздействия ультрафиолета с помощью специальных защитных решеток», — объясняет принцип работы Александр Лошманов.
Каждая установка автоматически проводит самодиагностику и дополнительно проверяется перед отправлением в рейс. Эффективность системы была подтверждена во время испытаний, которые проводил Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора.
Саму систему обеззараживания воздуха разработали специально для всей пассажирской продукции ТМХ в российской компании. Сегодня же эту отечественную разработку также поставляют в страны СНГ, а в последнее время началось сотрудничество и с европейскими партнерами.
Чистая вода
Установки по обеззараживанию воды в вагонах ТМХ расположены около водяных баков вагонов и работают постоянно. За счет встроенного насоса они обеззараживают воду с помощью амальгамной бактерицидной ультрафиолетовой лампы и подают очищенную воду на водоразборные краны или возвращают обратно в бак. Таким образом, процесс обеззараживания происходит непрерывно.
Кроме того, в новейших вагонах установлены пурифайеры — аппараты для раздачи пассажирам горячей и холодной воды. «Чтобы полностью обезопасить пассажиров, холодную воду дополнительно обеззараживают непосредственно перед выдачей ее в раздаточный кран. Для этого перед краном установлен компактный обеззараживатель воды. Внутри него находятся ультрафиолетовые светодиоды, которые мгновенно включаются при нажатии рычага раздаточного крана, что гарантирует полную безопасность воды для питья», — пояснил Александр Лошманов.
Эти установки также прошли испытания в Роспотребнадзоре.
Новые решения
Наличие таких систем обеззараживания в совокупности с интенсивными мерами, применяемыми железнодорожниками для того, чтобы не допустить распространения коронавируса, позволило даже во время пика эпидемии не прекращать железнодорожное сообщение в стране. И хотя эпидемиологическая обстановка сегодня значительно улучшилась, меры безопасности не ослабляются. И к ним могут прибавиться новые технологические решения, призванные обезопасить здоровье пассажиров.
В частности, ТМХ уже сегодня обсуждает с ФПК идеи для обеспечения дополнительной биологической безопасности. Например, вагоностроители готовы предложить обеззараживание мощными системами ультрафиолетовой обработки в туалетах. Опытный образец должен появиться осенью 2020 года, а с 2021 года будет запущен в серийное производство.
«Система будет работать на базе УФ-диодов, — прокомментировал Александр Лошманов. — Ее оснастят датчиками движения и объема, которые позволят определять наличие людей в помещении. Обработка будет проводиться автоматически после каждого посещения».
Выбор дополнительных обеззараживающих элементов или систем зависит от решения заказчика вагонов, подчеркивают в ТМХ. Однако уже сегодня совместно с ФПК производитель проработал вопрос установки в вагонах поездов дальнего следования бесконтактной подачи воды и дозаторов с дезинфицирующими составами, обсуждается вопрос сушилок для рук с дезинфицирующим действием. Предлагается также оборудовать спальные места персональными шторками. Ожидается, что в интерьере вагонов будут использоваться материалы с антибактериальным покрытием.
Такие предложения продиктованы не только мерами санитарной безопасности. Выделение индивидуального пространства для пассажиров даже в плацкартном вагоне — идея, над которой уже давно работают производители вагонов в партнерстве с РЖД.
Комфорт в приоритете
Сегодня ТМХ разрабатывает три новых концепта плацкартного вагона, в каждом из которых продумано создание собственного пространства для каждого путешественника. Кроме персональных шторок, в них, возможно, появятся модульные отсеки для багажа. Также у каждого спального места может быть установлен индивидуальный столик, собственный дефлектор подачи кондиционируемого воздуха, светильник для чтения и розетка.
Два новых варианта плацкартного вагона будут презентованы этой осенью. Однако уже сейчас ТМХ поставляет на железную дорогу современные комфортные вагоны различных типов: купейные, штабные, открытого типа, рестораны, с местами для сидения. Продолжается работа над созданием двухэтажных вагонов и push-pull.
Во время путешествия в таких вагонах можно принять душ, зарядить телефон или ноутбук, воспользовавшись розеткой или USB-разъемом. Вещи можно разложить в шкафу, продукты сохранить в холодильнике, а ценности спрятать в индивидуальный сейф с электронным замком. Есть возможность регулировать температуру воздуха и освещение, а при необходимости — открыть окно, в том числе в коридоре. Для путешественников с маленькими детьми предусмотрены пеленальные столики в туалетных комнатах.
Дополнительно подсвечивается зона посадки и высадки пассажиров. Кроме того, она оборудована переходными аппарелями для комфортного перемещения маломобильных пассажиров, а также детей, пожилых людей или путешественников с крупногабаритным багажом.
Некоторые вагоны ТМХ уже вышли на маршруты, например, Москва — Владивосток и Москва — Белгород, в ближайшее время готовятся выйти в рейс еще несколько поездов с новыми вагонами. В целом до 2025 года РЖД получит более 3,7 тысячи современных вагонов для межрегионального сообщения от ТМХ.
Эксперты: поезда безопаснее самолетов
Эксперты уже оценили эффективность технологий, используемых в вагонах ТМХ для биобезопасности пассажиров.
«Пассажиры чувствуют себя гораздо спокойнее и безопаснее, когда видят такие проявления заботы об их здоровье, как бактерицидные лампы и дезинфицирующие средства», — отмечает председатель московского общественного объединения «Союз пассажиров» Кирилл Янков.
Кроме того, по его мнению, путешествия в поездах в целом предпочтительнее полетов на самолетах с точки зрения биобезопасности.
«В поездах на одного человека приходится существенно больше пространства», — объясняет он, добавляя, что у путешественников всегда есть возможность выкупить все места в купе, чтобы не сталкиваться там с другими пассажирами.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин полагает, что далеко не все зависит от технологических решений, однако их внедрение считает важным и позитивным шагом.
«При достаточно большом скоплении людей, как бывает в часы пик в московском метро, когда в вагоне находятся одновременно по 200 человек, сложно представить, что сработают противовирусные меры. Однако есть вещи, которые возможно преодолеть, — поясняет Блинкин. — В частности, эксперты в области гигиены действительно говорят об эффективности обеззараживания воздуха с помощью специальных ламп. То, что перевозчики и производители вагонов в последнее время стали уделять так много внимания комфорту и эпидбезопасности, — просто замечательно».
Судя по всему, технологии в области биобезопасности будут развиваться и дальше. По поручению президента Владимира Путина Минтранс и Роспотребнадзор разрабатывают новые рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям при перевозке пассажиров различными видами транспорта.
В целом стандарты санитарной безопасности на железной дороге всегда были высокими, а во время пандемии были введены дополнительные серьезные меры. Судя по всему, ряд внедренных решений в отрасли планируют сохранить даже после снятия ограничений. А новые технологические предложения наверняка найдут поддержку у заказчика вагонов, и в будущем пассажиров ждут еще более безопасные путешествия.