что безопаснее мотодельтаплан или мотопараплан
www.Flycenter.ru
Часовой пояс: UTC + 3 часа
ПАРА-Инструктор |
Зарегистрирован: Ср окт 15, 2003 15:09
Сообщений: 74
Откуда: г.Жуковский, Клуб Горизонт
— На дельтаплане они, как правило происходят в начале обучения, |
ПАРА-Инструктор |
Зарегистрирован: Ср окт 15, 2003 15:09
Сообщений: 74
Откуда: г.Жуковский, Клуб Горизонт
P.S. Методика обучения на дельте не менялась уже 10 лет, и я бы с удовольствием внес в нее свои корретивы. Но занимаюсь своим делом. |
Зарегистрирован: Чт окт 16, 2003 11:32
Сообщений: 163
Откуда: Москва
P.S. Методика обучения на дельте не менялась уже 10 лет, и я бы с удовольствием внес в нее свои корретивы. Но занимаюсь своим делом.[/quote] |
Зарегистрирован: Чт окт 16, 2003 11:32
Сообщений: 163
Откуда: Москва
P.S. Методика обучения на дельте не менялась уже 10 лет, и я бы с удовольствием внес в нее свои корретивы. Но занимаюсь своим делом.[/quote] В киеве летают с горки. Без буксировки. По моим наблюдениям травмы распределяются примерно поровну. Есть подозрения что у париков даже больше потому как летают в будние дни и некоторые случаи травм старательно скрывают. Глупинькие! P.S. Методика обучения на дельте не менялась уже 10 лет, и я бы с удовольствием внес в нее свои корретивы. Но занимаюсь своим делом. Со всем сказаннным этим я полностью соглсен! Мое мнение что многие инструкторы дельта и пара просто не хотят учиться и смотреть по старонам поэтаму нет прогреса и многие начинающие пугаются и уходят насовсем. |
Site Admin |
Зарегистрирован: Ср окт 15, 2003 11:01
Сообщений: 7595
Откуда: Клуб Горизонт
Желаю чтобы и впредь у вас все было хорошо. Точной статистики не имею, но ИМХО у пара ситуация хуже. Во-во. Синдром Икара. И все из-за возможности полететь в |
Уфолог |
Зарегистрирован: Ср окт 15, 2003 16:34
Сообщений: 564
Откуда: Клуб СЛА «Горизонт»
Зарегистрирован: Пн окт 20, 2003 08:43
Сообщений: 472
Откуда: Клуб Горизонт
Во-во. Синдром Икара. И все из-за возможности полететь в Насчет синдрома Икара верно, мне кажется. Дельтики учатся несколько лет, за это время становятся более осторожными (или вообще бросают заниматься). У пара же этого времени нет, и они учатся уже на своих костях. Но! Боря Сыромятников как-то сказал что, по его наблюдениям, наиболее опасен для дельтапланеристов промежуток между 50 и 100 часами налета. Это преиод, когда опыт вывертываться из трудных ситуаций уже есть (и его хочется применить), а твердого убеждения, что в эти трудные ситуации лучше вообще не попадать, еще нет. Так что у нас «синдром. » просто отодвинут по времени, мне кажется. |
Зарегистрирован: Пн окт 20, 2003 08:43
Сообщений: 472
Откуда: Клуб Горизонт
Насчет синдрома Икара верно, мне кажется. И насчет того, что дельты успевают пообтереться немного, пока учатся. Но! Боря Сыромятников как-то сказал что, по его наблюдениям, наиболее опасен для дельтапланеристов промежуток между 50 и 100 часами налета. Это преиод, когда опыт вывертываться из трудных ситуаций уже есть (и его хочется применить), а твердого убеждения, что в эти трудные ситуации лучше вообще не попадать, еще нет. Так что у нас «синдром. » просто отодвинут по времени, мне кажется. |
Зарегистрирован: Ср окт 22, 2003 00:39
Сообщений: 13
Откуда: Москва
Site Admin |
Зарегистрирован: Ср окт 15, 2003 11:01
Сообщений: 7595
Откуда: Клуб Горизонт
Продвинутый чайник |
Зарегистрирован: Чт окт 16, 2003 11:30
Сообщений: 202
Откуда: Жуковский
мне тут один не похожий на вруна новый русский рассказывал, что дал народу денег в горах и его без подготовки на моторе запустили. |
Site Admin |
Зарегистрирован: Ср окт 15, 2003 11:01
Сообщений: 7595
Откуда: Клуб Горизонт
Часовой пояс: UTC + 3 часа Кто сейчас на форумеСейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0 |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Параплан или дельтаплан – что выбрать?
Сравнение характеристик и субъективных ощущений.
В этой статье мы попытаемся выявить объективные преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов. Замечу, что мы летаем как на дельтаплане, так и на параплане, и отнюдь не призываем летать именно на чем-то одном. Каждый вид летательного аппарата имеет свою особенную прелесть, изюминку, недоступную другим. Но зачастую у обычных людей, которые «не в теме», создаются неверные представления и даже догмы относительно полетов на определенном летательном аппарате, и относительно полетов вообще.
Мы не зря выбрали параплан для сравнительного сопоставления с дельтапланом.Больше всего иллюзий у людей относительно дельтаплана. Нарастающая из года в год известность парапланов зачастую базируется на элементарной лучшей рекламной политике и тотальной коммерционализации полетов на параплане, что дает дополнительные ресурсы для популяризации. Но чем при этом дельтаплан хуже параплана как летательный аппарат? Хорошо подумав над этим, мы пришли к выводу, что ничем не хуже, а во многих аспектах даже значительно лучше. И хотя это по своей природе разные вещи, сравнение которых не всегда корректно, но все равно это «ближайшие» родственники, задача которых даровать ощущение полета и ничем не ограниченной свободы существования в трех измерениях.
Статья разбита на несколько частей для лучшей удобочитаемости:
Что лучше летает?
Что безопаснее летает?
На чем проще и быстрее научиться? И так ли это сложно на самом деле?
Особенности обращения с парапланами и дельтапланами на земле.
Эмоции и впечатления. Субъективное восприятие полета дельтаплана и параплана.
Плюсы и минусы тезисно.
Философское послесловие.
Что лучше летает?
С точки зрения аэродинамики крыла и летных характеристик ответ на этот вопрос однозначен – дельтаплан. И чтобы не думали и не говорили на этот счет адепты парапланеризма, есть объективные доказательства, которые признают сами же парапланеристы. Аэродинамическое качество современных дельтапланов – 17-18, параплан – 8-9. И если вам скажут, что у параплана качество 12 – не верьте, ибо это это… как бы так сказать, чтобы никого не обидеть… не верно, и говорят это обычно с целью повысить продажи определенного производителя парапланов или от обычного незнания.
Аэродинамическое качество – это, говоря простым языком, способность пролететь N километров (к примеру, 17) с высоты 1000 м. То есть коэффициент, отражающий дальность планирования по отношению к израсходованной высоте. В целом, на ряду с полярой скоростей, это отражает совершенство аэродинамической конструкции как таковой (без учета мастерства пилота). В одинаковых погодных условиях дельтаплан летит дальше.
Дельтапланы летают значительно быстрее парапланов – максимальная скорость современного дельтаплана – 130 км/ч, параплан едва дотягивает до 65 км/ч и при этом становится весьма опасным — у него может подвернуться передняя кромка и крыло сложиться.
Диапазон минимально возможных скоростей у них отличается не так сильно, как максимальные скорости. Спортивный дельтаплан может лететь минимум со скоростью 27 км/ч, спортивный параплан — 22 км/ч. При падении скорости менее этих значений происходит срыв потока с крыла. Дельтаплан в этом случае теряет управляемость и начинает разгоняться до тех пор, пока не наберет нужную скорость. Вмешательство пилота при этом не требуется и обычно на это уходит несколько секунд. С парапланом происходят более сложные эволюции — поскольку крыло параплана полностью гибкое, оно начинает складываться, но также пытается самостоятельно компенсировать недостающую скорость и ныряет вперед, пилоту под ноги, и если его вовремя не «поймать» притормозив купол, возникает целая серия опасных сложений. Обычно это также происходит очень быстро.
В среде далеких от аэродинамики людей бытует мнение, что парапланы лучше набирают высоту, потому что они легче. Нет, это не так. Способность набирать высоту зависит только от одного – от минимального снижения летательного аппарата, которое позволяет терять меньше высоты при наборе в восходящем потоке. В этом отношении дельтаплан также выигрывает у параплана. У современных дельтапланов минимальная скорость снижения = 0,7 м/с, у современных парапланов 0,9 м/с
Однако не следует забывать, что фактическая дальность маршрутных полетов и набранная высота (в том числе и скорость набора высоты) — прямое следствие мастерства пилота. В этом отношении показательно сравнение рекордов дальности и скорости ДП (дельтаплана) и ПП (параплана), как «эталонные» показатели лучших пилотов ДП и ПП.
Рекорд дальности на дельтаплане — 700 км.
Рекорд дальности на параплане — 423 км.
Средняя скорость на 200 км. маршруте «до цели с возвращением» ДП — 75 км/ч
Средняя скорость на 200 км. маршруте «до цели с возвращением» ПП — 34 км/ч
Эти цифры очень точно отражают соотношение (пропорции) летных характеристик (качество и скорость, в т.ч. качество на разных скоростях — поляру) дельтаплана и параплана.
Так в чем преимущество параплана перед дельтапланом в воздухе? По летным характеристикам, как это ни прискорбно для парапланеристов, – ни в чем. Параплан в воздухе по большинству важнейших параметров уступает дельтаплану. А планер, несмотря на то, что он намного тяжелее как параплана, так и дельтаплана, сильно превосходит по летным качествам их обоих. И попытки некоторых пара-пилотов доказать преимущество ПП в воздухе у дельтапланеристов вызывают улыбку, сродни улыбке планериста над ними обоими. Безусловно, у параплана есть некоторые преимущества, но эти преимущества проявляются отнюдь не в воздухе.
Что безопаснее?
Прежде всего, надо понимать, что безопасность зависит скорее не от вида летательного аппарата, а от самого пилота, от того, насколько он трезво оценивает свои возможности и возможности своего аппарата. Другой вопрос, какой вид ЛА предоставляет больше возможностей и у какого больший диапазон допустимых метеоусловий.
В виду того, что у дельтаплана, в отличие от параплана, жесткое крыло, которое не складывается в турбулентных условиях, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены воздействиям внешней среды, в частности турбулентности, всегда присутствующей в парящих полетах. Кроме того, дельтапланы быстрее летают, что увеличивает верхнюю планку ограничений на скорость ветра.
Парапланы имеют один существенный недостаток с точки зрения безопасности — у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам надо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях (иногда и без них) пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет. Но на это требуется запас высоты. Если высоты/времени недостаточно, то земля может оказаться раньше, чем пилот успеет разложить параплан, к тому же далеко не всегда и не все парапланы удается разложить полностью.
На видео демонстрация этого недостатка:
Нельзя сказать, что с дельтапланами можно делать в воздухе все что угодно. В конце концов, имея должное упорство, дельтаплан можно просто сломать в воздухе. Но для этого требуются настолько «суровые» условия и термоядерная турбулентность, что парапланы не летают в такую погоду в принципе.
Субъективно, многие люди больше предрасположены к параплану, который напоминает раскрывшийся парашют и создает иллюзию безопасности. Но параплан — не парашют, и это очень опасная иллюзия. Парапланерные производители работают над тем, чтобы уменьшить риск сложений крыла в воздухе и одновременно над увеличением скорости его «раскрытия» в случае, если это сложение произошло. Но основная проблема в том, что улучшение летных характеристик парапланов неизбежно приводит к уменьшению их безопасности. На этой тонкой грани и балансируют мужественные спортсмены парапланеристы.
Как на дельтаплане, так и на параплане пилот приземляется на ноги. То есть, подлетая к земле, пилот гасит скорость и «срывает» крыло. При этом скорость падает до 0 км/ч и пилот становится на ноги. Очень похоже на то, как вороны садятся на ветки деревьев.
Дельтаплан пугает многих жесткостью конструкции и скоростью. Но жесткость эта помогает ему быть стабильным в воздухе, а скорость дает дополнительный запас маневра в экстренных случаях. Улучшение летных характеристик в данном случае только положительно сказывается на безопасности, еще более увеличивая диапазон возможностей и стабильность крыла. В этих различных тенденциях в совершенствовании парапланов и дельтапланов кроется основное отличие по параметрам безопасности.
Но все же хочу повторить, что ни параплан, ни дельтаплан, не опасны сами по себе. Опасность только в переоценке своих возможностей, а это следствие неправильного обучения.
На чем проще и быстрее научиться?
Ответ на этот вопрос не однозначный. Первоначальный этап проще и быстрее на параплане, потому что он легче и его проще носить в горку при учебных полетах. Дальнейшее обучение проще и быстрее на дельтаплане, потому что дельтаплан, обладая большей стабильностью и предсказуемостью в воздухе, требует менее отточенного владения техникой пилотирования при полетах в более сложных условиях.
Субъективно, обучение на параплане кажется быстрее, потому что ученика практически сразу запускают с большой высоты, в то время как на дельтаплане высота наращивается постепенно, по мере закрепления моторных навыков и по мере привыкания к ней.
Ничего хорошо в подобном «экспресс-обучении» в парапланеризме нет, и это признают сами парапланеристы. Даже если человек фактически может приземлиться живым, когда его в первый же день выпускают с самого верха горы или затягивают на 150 м. на лебедке, все равно за столь короткий общий срок обучения человек не может в полной мере осознать поведение крыла и окружающего воздуха и быть готовым к правильным действиям в нештатной ситуации. На наш взгляд, это очень рискованно.
И что еще хуже – сам новоиспеченный пилот не отдает себе отчет в том, насколько он мало знает и умеет, что очень быстро приводит его к физическим или моральным травмам, если рядом нет более опытных товарищей. Причина же столь малых сроков обучения банальна – деньги. Во многих парапланерных школах обучение поставлено «на поток» и каждый лишний день для школы только дополнительные расходы за ту же цену.
В дельтапланерном спорте обучение более «монументально». Сразу «выпихивать» ученика с самого верха никто не будет. Все происходит поэтапно по мере закрепления навыков. Как правило, обучение проходит в дельтапланерном клубе или школе и когда человек проходит первоначальный курс, он вступает в клуб и фактически продолжает свое совершенствование под присмотром инструкторов и более опытных товарищей. К сожалению, это не всегда происходит в парапланеризме и очень часто (не всегда конечно) человек остается один на один с воздушной стихией не обладая необходимыми для выживания навыками и трезвостью мышления.
Почему-то многие считают, что учиться летать на дельтаплане это суперсложно и длится это годами. Это неправда. Сроки первоначального обучения вполне сопоставимы со сроками в парапланерных школах – 10-15 летных дней, в то время как на параплане – 5-7 дней. А лишняя неделя в этом случае скорее полезна, чем вредна. Куда торопиться? Лучше поучиться немного дольше, но летать потом увереннее.
Обучение на дельтаплане физически сложнее, потому что дельтаплан весит больше (26 кг. дельтаплан, и 10 кг. параплан). Но, во-первых, этот период длится не так долго, чтобы брать в расчет в «глобальном» жизненном плане при выборе вида летательного аппарата, во-вторых, для физически слабых людей (к примеру, для очень слабых девушек) можно просто найти себе помощника для переноски дельтаплана на эти 10-15 дней. К тому же фактическая масса, заносимая на горку не так сильно отличается, как летные характеристики самих ЛА (75+5+10 кг. — ПП и 75+5+26 кг. — ДП для средневесящего пилота), а при обучении на лебедке это практически не имеет значения.
Особенности обращения с парапланами и дельтапланами на земле.
С точки зрения удобства транспортировки и хранения параплан значительно выигрывает у дельтаплана. Он более компактен и легок. Вес спортивного параплана со всей необходимой экипировкой обычно не превышает 30 кг., в то время как аналогичная комплектация спортивного дельтаплана доходит до 50 кг. Соответственно, габариты ПП — 1,5 х 1,5 м., а минимальные габариты ДП 2,5 х 0,5 м. в «коротком», транспортировочном пакете, и 0,3 х 6 м. в длинном пакете.
При использовании общественного городского транспорта парапланы более мобильны. При наличии у пилота или у его друзей автомашины мобильность дельтаплана и параплана равны, потому что и то, и другое можно положить на верхний багажник машины и отвезти к месту полетов.
Принимая во внимание, что полеты не происходят в городской черте и добраться до места полетов на общественном транспорте проблематично как для дельтапланеристов, так и для парапланеристов, компактность парапланов зачастую является довольноиллюзорным преимуществом.
Обычно на старт можно заехать на машине. В некоторых случаях, туда можно добраться только на машине, потому что подниматься пешком на высоту, к примеру, 1500 м. с парапланом или дельтапланом очень проблематично.
Мобильность слишком условное и относительное понятие, чтобы сказать определенно, но все же в комплексе параплан более мобилен за счет своей относительной компактности.
Еще одним немаловажным фактором является стоимость крыльев и накладные расходы на эксплуатацию. Стоимость дельтапланов варьируется от 400 до 4000 евро в зависимости от типа и производителя крыла. Парапланы чуть дешевле — от 300 до 3000 евро.
Плюсом параплана в данном случае является относительно меньшая стоимость крыльев спортивного уровня, но в тоже время, минусом является значительно меньший их ресурс. Если парус дельтаплана при бережном уходе может прослужить до 10 лет, то парапланы при аналогичной интенсивности эксплуатации служат всего 3 года. Это связано с тем, что для обеспечения легкости парапланов там применяются более легкие и соответственно менее долговечные ткани, которые под действием ультрафиолетового излучения солнца со временем теряют необходимую прочность.
На дельтапланах применяются более тяжелые и плотные ткани, ресурс которых многократно превосходит парапланерные ткани. Кроме того, парус дельтаплана это только треть его стоимости, а каркас и деталировка не устаревают, их можно только сломать. Поэтому при износе обшивки дельтаплана ее можно просто заменить на новую и продолжить летать на данном ДП. В то время как параплан необходимо менять полностью — он весь тряпичный.
Еще одним эксплуатационным минусом параплана является тот факт, что крыло постоянно касается земли и за счет этого изнашивается и пачкается. На дельтаплане нет такой проблемы. Но, естественно, при бережном обращении с парапланом этого эффекта можно в некоторой мере избежать.
Субъективные ощущения.
Приведем достаточно типичные впечатления дельтапланериста о парапланеристах. В роли «типичного» дельтапланериста выступает Владимир Леуськов:
«Мой восторг и восхищение мастерством парапланеристов не знает предела. Мой ум отказывается верить в возможность того, что они делают. С этой невесомой тряпочкой на ниточках они творят чудеса при перемещении по воздуху на огромные расстояния.
Меня поражает степень мастерства владения куполом, поскольку парапланеристы абсолютно беззащитны перед воздушной стихией природы. И еще более я восторгаюсь их мастерством, когда осознаю мужество парапланеристов и бесконечное трудолюбие при овладении методами выживания. Потому что все-таки они сумели выжить, раз стали мастерами такого уровня. А выживать им приходится очень часто по причине нестабильности купола. На моих глазах с парапланеристами постоянно происходят катаклизмы в различных метеоусловиях, и многие из них остаются целыми и невредимыми. Их мгновенная отточенная реакция приведения в действие запасного парашюта поражает воображение. Кружась с ними в одном потоке, я даже не успеваю понять, что произошло, а они уже спускаются на запаске. Это тем более впечатляет, поскольку мне страшна даже сама мысль о том, что когда-нибудь и мне придется спасаться таким образом.
Я восхищаюсь их мастерством предвидеть опасные для себя воздушные условия при осознании своей уязвимости тогда, когда мне эта их уязвимость не доступна для понимания. Мастерский уровень парапланериста ни в какое сравнение не идет с любым уровнем подготовки дельтапланериста – он на порядок выше».
Вот еще субъективные впечатления о преимуществах параплана одного из инструкторов:
«Не смотря на постоянную критику параплана как летательного аппарата с низкими возможностями, и низким уровнем безопасности мы все-таки рекомендуем параплан для людей, которые по своим возможностям, почему-либо не могут летать на дельтаплане. При правильном и грамотном подходе параплан позволяет с достаточным уровнем безопасности отрываться от земли и совершать маршрутные полёты на небольшие расстояния.
Параплан лучше подходит людям с ослабленным зрением, так как имеет значительно меньшие скорости полёта, и пилот может иметь больше времени на реакцию, увидев препятствие на близком расстоянии. Правда, при этом стоит заметить, что при меньшем, чем у дельтаплана запасе манёвренности и аэродинамического качества уйти от препятствия может оказаться сложнее.
Для тех, кто хочет иметь хоть какую-то возможность преодолеть земное тяготение, параплан представляет шанс. Он даёт возможность достаточно долго повисеть между небом и землёй в слабоветренную погоду, выполняя неспешные перемещения в динамике. При этом остаётся возможность набора высоты в термическом потоке и улёта по ветру.
Если недостаток времени не даёт вам возможности выделить 15-20 минут на сборку и разборку дельтаплана, лёгкая и компактная конструкция параплана без жёстких элементов каркаса приводит к возможности быстрого и компактного складывания параплана, как на земле, так и в воздухе.
После описания всех преимуществ параплана справедливости ради необходимо отметить, что полёты на параплане требуют большей грамотности и осмотрительности и более тщательной предполётной подготовки. Особенно это относится к анализу погодных условий и возможностей развития погоды в течение лётного дня. Так же требуется более тщательная, чем для дельтаплана, оценка микрометеорологии местности в районе старта и посадки. Это делает необходимым проведение более углублённого теоретического курса и усиленной тренажной подготовки, которая обеспечивается только в серьёзных парапланерных клубах и школах.
Приобретение первого параплана, из числа бывших в употреблении, может оказаться более лёгкой задачей, а главное существенно дешевле, так как опытные парапланеристы стремятся через год-два эксплуатации перепродать свой купол. Это обусловлено тем, что изготовленный из лёгких и тонких тканей параплан за первый год эксплуатации существенно теряет пропитку, а следовательно, и несущие способности и уже не удовлетворяет спортсмена, но сохраняет возможность быть использованным в качестве учебного ещё пару лет. После чего его, увы, можно только выкинуть»
Плюсы и минусы тезисно
Философское послесловие
Конечно, вы можете сказать, что мы дельтапланеристы, поэтому «хвалим свое болото». Но не стоит забывать, что мы также летаем и на парапланах. И задайтесь вопросом – почему мы предпочитаем летать на дельтаплане, умея и то, и другое. Еще спросите, как много парапланеристов умеют летать на дельтаплане – я думаю единицы, а вот 50% дельтапланеристов умеют летать также и на параплане, но делают это очень неохотно. Для того, чтобы рассуждать об обоих видах летательных аппаратов, нужно иметь представление и о том, и о другом. Спросите у своего инструктора-парапланериста, умеет ли он летать на дельтаплане, прежде чем выслушать все что он будет говорить про то, чего не знает, только ради того, чтобы удержать вас от полетов на дельтаплане. Хотя умный инструктор этого делать не будет.
Мы не хотим в чем-то ущемить параплан, наоборот, часто восхищаемся мужеству и мастерству этих людей, которые чтобы достичь того, что так просто дается нам, вынуждены проходить суровую школу выживания.
Ну и еще немножко эмоций. Что бы и как бы не говорили адепты парапланеризма, каких бы немыслимых усовершенствований парапланов они бы не обещали, ну не хотим мы летать сидя или вперед ногами. Это не естественно. Птицы летают вперед головой, широко расставив крылья.
Бессмысленно спорить что лучше. Потому что это разные вещи. Когда мы хотим летать «всерьез», далеко и быстро, мы летаем на дельтаплане. Когда хотим просто повисеть и освежиться в вечернем бризе у склона в спокойную мягкую погоду – летаем на параплане. Мы не призываем делать выбор. Наоборот, призываем расширить свои горизонты и уметь летать и на параплане, и на дельтаплане, и даже на планере.
Об авторах от автора
Я уже не имею морального права называть эту статью своей. В ее создании приняло участие много людей, как дельтапланеристов, так и парапланеристов. Многие из них очень квалифицированные профессиональные пилоты и инструктора (как ПП, так и ДП). Я не могу приводить их список здесь и выражать благодарности поименно, так как список будет слишком длинный. Я хочу поблагодарить их всех, особенно парапланеристов, которые нашли в себе мужество сказать правду.
- что нужно для отправки груза деловыми линиями для частного лица
- все что вне сна