что бажов любил делать больше всего

Биография Бажова: творчество и личная жизнь писателя

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Павел Петрович Бажов: Wikipedia

Этот человек обладал величайшим талантом превращать быль в сказку. Он умел сохранять спокойствие и здравый рассудок в самые сумбурные времена. Любил детей и обожал свой край, реализовывался как этнолог и фольклорист. Биография Бажова — переплетение ярких событий, череды счастливых случайностей и примеров силы духа.

Биография Бажова: детство и юность

Павел Петрович Бажов — знаковый пример человека, прожившего счастливую, долгую, осознанную и умиротворенную жизнь. И это при достаточно неспокойной внешней обстановке и постоянных испытаниях, преследовавших мужчину с самого раннего детства.

Публицист, энтузиаст этнологии, фольклорист и талантливый журналист — все эти сферы освоил легендарный П.П. Бажов. Это был человек высоких моральных принципов, интеллигент с тонким и проницательным умом, преданный патриот и гениальный автор сказов, которые из детства знакомы каждому ребенку.

Биография Бажова пестрит яркими деталями, необычными поворотами судьбы и непростыми перипетиями, которые сначала помогли мальчику вырасти настоящим мужчиной, а после сформировали и отшлифовали его взгляды на жизнь. Наш рассказ начнем с того, где родился Бажов и как прошло его детство.

Павел Бажов родился 27 января 1879 года в поселке Сысерть (Свердловская область). Эту провинциальную местность населяли исключительно работники одноименной пудлингово-сварочной фабрики. И родители Павла не стали исключением:

Отец Петр Бажов

Сам происходил из крестьянского рода Полевской волости и в Сысерть попал уже во взрослом возрасте, примкнув к рабочей бригаде сварочного цеха. Мужчина не занимался сельским хозяйством (в этой местности попросту не было земель, пригодных под пахоту), поэтому деньги на пропитание приходилось зарабатывать тяжелым трудом на заводе.

Современники Петра отмечали, что у него были золотые руки и редкий талант, что давало возможность всей семье удерживаться на плаву. Вот только вспыльчивый характер и пристрастие к горячительным напиткам сыграли с мастером злую шутку:

Мать Августа Стефановна (Осинцева)

Бажов Павел Петрович всегда с особым трепетом и теплотой вспоминал о своей матери Августе. Она происходила из польского крестьянского рода, была тихой и спокойной женщиной. Августа исправно вела сельское хозяйство, хранила тепло домашнего очага, на досуге по ночам плела ажурные чулки и платки, которые продавала за гроши. Этот вид рукоделия подорвал зрение молодой женщины.

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Встреча Павла Бажова с детьми: Wikipedia

И отец, и мать души не чаяли в своем чаде, поэтому биографы Бажова отмечают, что мальчик жил в любви и абсолютной гармонии. Бажов, биография юных лет которого делится на четкие периоды, сам вспоминал о детстве с трепетом:

Краткая биография Бажова указывает на активное участие будущего писателя в революционном движении. Молодой человек имел прогрессивные взгляды и был уверен, что институт самодержавия давно отжил свое.

Павел Бажов: творческий путь

Сам Павел Бажов с радостью признавался, что ему комфортнее в деревнях, где люди простые и открытые. Наверное, поэтому часто уезжал из большого города, навещал родные места в глубинке.

Там-то будущий писатель и повстречал сторожа Василия Алексеевича Хмелинина, который открыл перед Павлом мир народных сказаний. Результатом кропотливых записей и художественной обработки народных легенд стал первый сказ Павла Бажова, знаменующий начало его творческого пути:

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Павел Петрович Бажов обладал уникальным талантом находить бриллианты народного творчества, придавал им искусной огранкой невероятный блеск. Он умел превращать быль в сказку и влюблять каждого читателя в фольклор своего края.

Павел Бажов: личная жизнь, последние годы

Личная жизнь Павла Бажова не пестрит яркими романтическими историями лишь потому, что автор предпочитал не распыляться на мимолетные романы. Большую часть юности и карьеры преподавателя он провел в самосовершенствовании, изучении фольклора, в собирательстве произведений народного устного творчества.

У биографов Бажова нет точных данных о первой любви публициста, хоть в мемуарах он отмечает факт, что первое романтическое увлечение случилось с ним в 15 лет.

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Павел Бажов и Валентина Иваницкая: Wikipedia

Заметим, что Павел Петрович пользовался невероятной популярностью у учениц. Он имел необыкновенный шарм и обаяние, завоевывал внимание студенток. Более того, в епархиальном женском училище имелась традиция награждать лучшего преподавателя разноцветными ленточками. У Бажова вся одежда порой была увешана такими знаками отличия.

Настоящая любовь случилась у автора в зрелом 30-летнем возрасте. Тогда он повстречал свою избранницу и будущую жену — Валентину Александровну Иваницкую. Спустя два года влюбленные сыграли свадьбу. На тот момент Валентине было всего 19, а Павлу — 32 года.

Знакомые и друзья семьи отмечали тесную связь Валентины и Павла, которые до безумия любили друг друга. Павел и Валентина — пример зрелой и влюбленной пары, которая относилась друг к другу трепетно и с глубоким уважением. Об этом свидетельствуют и такие моменты:

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Павел Петрович Бажов Некоторые факты биографии

Павел Петрович БАЖОВ

Некоторые факты биографии

Родился Бажов 15 (27) января 1879 г. в городе Сысерти, в рабочей семье.
Учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской духовной семинарии (до 1899 г.), где за любовь к острой полемике получил кличку «Ритор».

С 1876 г. сотрудничал в газетах г. Перми, записывал сказы. В 1905 г. знакомство со Свердловым. Становится учителем русского языка. Женился на своей ученице, в семье родилось четверо детей.

Впервые начал печататься в 1913 г. (статья «Д.Н. Мамин-Сибиряк как писатель для детей»).

В городе Камышлове (в феврале 1917-го) был избран в первый Совет рабочих и солдатских депутатов по списку эсеров. В июле того же года – главный редактор городской газеты. С 1918 г. – член КПСС.
Попадает в плен к колчаковцам, через несколько дней бежит и становится подпольщиком в Сибири, а затем – партизаном.

В период гражданской войны воевал на стороне красных, входил в отряд «Красные орлы», который осуществлял карательную деятельность в отношении как священнослужителей, так и верующих мирян (на Урале массовая волна расстрелов духовенства прокатилась в 1918 г.), был работником ЧК и ЧОНов, с июля 1919 года — прибыл в г.Усть-Каменогорск (Казахстан) для восстановления разгромленной в ходе неудавшегося восстания узников Усть-Каменогорской тюрьмы большевистской ячейки. Под видом страхового агента осуществлял связь между партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной Повстанческой Армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. Он участвовал в разоружении партизан, которые завоевали власть большевикам, в уничтожении казачьих станиц, в расправах ЧОНовцев с безоружными и вооруженными противниками советской власти. Например, именно Бажов (действовавший тогда под псевдонимом «Бахеев») организовал подавление восстания во главе с Козырем — командиром 4-го корпуса Народной Повстанческой Армии.

После освобождения Усть-Каменогорска от белогвардейцев Бажов оказывается в центре событий. Он становится редактором, а по существу и организатором, и выпускающим, и метранпажем газеты.

В мае 1921 г. П. П. Бажов, вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома, возвращается к себе на родину, на Урал, в Камышлов.

Опубликовал «Малахитовую шкатулку» (первые 14 сказов) в 1939 году. Получил в 1943-ем году Сталинскую премию II степени. Был принят в Союз писателей в возрасте 60-ти лет.

Многие из сказов (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

С молодых лет помнил завет отца: «Павел, если будешь пить, пей только водку, потому что всё другое – подкрашенная, изгаженная и удорожённая она самая…»

Бажова отличало уважение к поэзии (особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок»), любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова. Он считал, что Лесков коверкает язык.

За свою жизнь написал (записал?) около 50 сказов.
Для меня наибольший интерес представляют сказы, где упомянут легендарный Великий Полоз, «Серебряное копытце» и сказ «Иван Крылатко» о гербе города Златоуста, где изображен крылатый конёк.

Умер 3-го декабря 1950 г. в 08:55.
После его смерти остался так и недописанный роман о Демидовых (говорят – из-за его губительной застенчивости).
Его дочь Ридочка (Ариадна Бажова-Гайдар) написала книгу об отце «Дом на углу».
Осталась скульптура Эрнста Неизвестного (незаконченная).

Источник

Топ 10 о Бажове

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

В день рождения самого «уральского» писателя представляем подборку интересных фактов о жизни и творчестве Павла Петровича.

Уральское ВСЁ в литературе — это, конечно, автор знакомых многим с детства сказов, замечательный писатель, публицист и фольклорист Павел Петрович Бажов. С его именем и творчеством связано немало интересных историй. Представляем вам топ 10 самых интересных из них.

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Иллюстрация к сказке П.Бажова «Каменный цветок» А.Ковалева и Г.Буреева.

6. Прототип главного героя, Данила-мастер, согласно книге «Режевские сокровища», родился и вырос на уральской реке Реж, в небольшой деревне Колташи, это знаменитый горщик Данила Зверев.

7. Знаменитый дед Слышко из «Малахитовой шкатулки» был вполне реальным персонажем. Только звали полевского горняка Василий Хмелинин. Был он чудесным рассказчиком историй, которые слушал и маленький Паша Бажов.

8. Героями сказов Павла Петровича становились не только горные духи и каменных дел мастера, но и вполне реальные люди, отлично известные в ХХ веке. Например, в сказах «Орлиное перо» и «Солнечный камень»»засветился» сам вождь мирового пролетариата — Владимир Ильич Ленин.

10. Говорят, советский писатель Демьян Бедный, прочитав сказы Бажова, не воспринял их как оригинальное произведение. Решив, что Бажов просто записал фольклор, Бедный решил переложить эти сказы стихами. Узнав, что он ошибся и он перекладывает чужой труд, поэт расстроился и уничтожил свою трёхмесячную работу

Источник

Одним из талантливейших писателей Урала считается Бажов. Произведения, вышедшие из-под пера этого незаурядного человека, были признаны во всех слоях общества, стали любимы и широко известны по всей России. Его творчество оказалось любимо взрослыми и детьми. Ниже приводится краткая биография писателя.

Родители Павла Петровича

Годы жизни и смерти Павла Петровича 1879 – 1950 гг. Родился писатель 27 января в семье рабочих в городе Сысеть. Принадлежало местечко Екатеринбургскому уезду и имело статус промышленного центра.

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Отцом писателя был Бажёв Пётр Васильевич (фамилия родителя изначально прописывалась через букву «ё»). Работал этот человек, если переводить на современный язык, мастером цеха. Его склонность к алкоголю возбуждала в Петре Васильевиче «злой язык».

Он критиковал собственное начальство, именно из-за этого часто увольнялся с места службы. Однако был знающим и незаменимым работником, поэтому однажды его восстановили в прежней должности. Следующее возлияние снова оставило его без места работы, которое сменилось долгими уговорами вернуть его на службу.

Матерью была Августина Стефановна (в девичестве Осинцева). Родом она происходила из семьи польских крестьян. Постоянного места работы женщина не имела, как сейчас принято считать, относилась она к домохозяйкам. Целыми днями занималась домашним хозяйством, а вечерами сидела с рукоделием.

К слову сказать, она была мастерицей, делала вязаные кружевные чулки на продажу. Эти уникальные изделия имели большую популярность у жён местного начальства. Именно это не давало семье пропасть во время частых увольнений Петра Васильевича с должности. С годами кропотливая работа при недостаточном освещении пагубно сказалась на зрении матери писателя.

Детские годы

Павел был единственным ребёнком в семье. Сварливый отец относился к собственному иначе чем к чужому, сына он обожал. Будущему писателю всё позволялось и прощалось.

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Он был окутан теплотой и лаской обоих любящих родителей. Они старались всячески скрасить детство своего сына.

По вечерам, особенно зимой, Паша наслаждался сказами о рабочем люде Урала. Его увлекали фантастические истории о хозяйке местных гор, о золотом полозе и приисках, содержащих ценные породы, а также самоцветы. Эти сказки увлекали мальчика, пробуждая и формируя его фантазию.

Образование и воспитание

Мальчик рос умным и любознательным отроком. Он легко и без лишних усилий окончил начальную четырёхлетнюю школу, которая находилась в его городке. Так случилось, что попавший случайно в руки мальчишки томик стихов Пушкина был выучен наизусть.

Писатель вспоминал, что библиотекарь, отдавая ему книгу, в шутку потребовал, чтобы мальчик томик выучил наизусть. Исполнительный ребёнок шутливого тона не воспринял и всё выучил как было велено.

Этот факт поразил его учителя. Тот, пообщавшись с родителями парнишки, уговаривал их отдать сына на дальнейшее обучение, видя огромный потенциал ученика. Узнав о плачевном состоянии семьи, всё взял в свои руки. Преподаватель отвёз Павла в Екатеринбург и познакомил его со своим другом, работающим ветеринаром.

Звали этого человека Николай Смородинцев. Именно он в последующие годы курировал обучение молодого человека, а в последствии стал верным другом. Именно этому человеку Бажов был обязан шансом на продолжение учёбы.

Обучение в семинарии

Обзаведясь протекцией Николая Семёновича Смородинцева, в десятилетнем возрасте Павел легко поступил в семинарию, которая находилась в Екатеринбурге. В этом учебном заведении были самые низкие расценки за учёбу, поэтому выбор на нём и остановили. Съём жилья семьёй был невозможен из-за плачевного финансового положения, поэтому ветеринар предложил мальчику своё гостеприимство.

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Большой город поразил мальчишку, особенно запомнились многоэтажные дома, построенные из камня. Также поражён молодой человек был железной дорогой, в народе называемая чугункой. Культурная жизнь этого города манила новоявленного студента своими красками.

Проучившись некоторое время, молодому человеку было предоставлено училищем другое жильё. Учебное заведение под эти нужды снимало несколько комнат в частном доме для иногородних студентов. К группе молодых людей был приставлен специальный человек (инспектор). Он следил за порядком в общежитии.

Сначала ребята невзлюбили этого мужчину, но впоследствии писатель с теплотой о нем отзывался. Инспектор был человеком образованным, хотя и строгим служащим. Он прививал ребятам любовь к литературе, часто читая им рассказы Куприна, Толстова и Гоголя.

Учёба Павлу давалась хорошо, он имел лучшие оценки. Летние каникулы студент проводил дома у родителей. Вечерами с остальными мальчишками убегал на склады для хранения дров. Там работал сторожем Василий Алексеевич Хмелин. Среди ребят его называли дедушка Солнышко.

Он привлекал молодёжь своими необычными, в жанре фольклорно-фантастических, историями. Рассказывать этот человек умел очень хорошо, его повествования легко и надолго запоминались. Именно эти уральские сказы окрасили в неповторимый свет последующие произведения писателя. Впоследствии именно это обстоятельство возбудило интерес к собирательству местного фольклора, оборотов речи, сказок и легенд этих мест.

По окончании учёбы молодому человеку предложили поступить в духовную семинарию, но он отказался. Его пугало то, что придётся уехать в Пермь, оторвавшись на большее расстояние от родных. Склонности к духовной деятельности он также не чувствовал.

Павел больше разделял революционные взгляды, поэтому решил на этом остановить своё образование. В пору своего студенчества он читал запрещённую революционную литературу, интересовался философией и трудами Дарвина. Это определило его дальнейшую судьбу.

Преподавательская деятельность

Попробовав поступить в светский университет, потерпел крах. Это подвигло Павла заняться преподаванием. Фактором, повлиявшим на это решение, была мать, потерявшая зрение и оставшаяся одна после смерти отца. Ей требовалась помощь, в том числе и финансовая поддержка.

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Павел Бажов (на фото стоит слева) с коллегами-педагогами

Сначала молодой человек занялся репетиторством. Его заработок формировался и с написания статей в газеты. Впоследствии этот человек проработал учителем в общей сложности около 20 лет. Путь преподавателя родного языка был начат в деревне Шайдуриха, что находилась недалеко то города Невьянска.

Затем трудился в духовном училище Камышлова, а впоследствии занимался в епархиальном учебном заведении для девочек, находящимся в Екатеринбурге. Как учитель был внимательным и добрым, это способствовало обожанию его учениц. Уроки Павла Петровича были самым любимым предметом среди учащихся.

На протяжении этого времени Бажов не прекращал собирательство уральских оборотов речи, цитат, загадок, фольклора и сказов. Отправляя учеников на летние каникулы, им давалось задание узнавать и записывать всё, что с этим связанно. Всю информацию учитель тщательно фиксировал.

Впоследствии, став одним из известнейших фольклористов своего времени, он провёл огромную работу на этом поприще, самостоятельно выискивая интересные слова, пословицы и поговорки. Собранные и использование в произведениях диалектические обороты можно найти только в современных словарях.

Революция в России и ее отражение в жизни писателя

Будучи заядлым революционером, Бажов состоял в партии эсеров. После переворота ему предложили пост председателя комиссариата посещения. Порядочность, энергичность и забота о людях — качества, быстро толкавшие карьеру в гору. Вскоре он стал работать в исполнительном комитете. Спустя некоторое время трудился литературным редактором газет «Известия» и «Советская власть».

Творчество П. П. Бажова

В 20-х годах прошлого XIX в. состоялся переезд из Камышлова, где до этого времени жила семья Бажовых, в Екатеринбург. В большом городе Бажов работал в местах печатных изданиях. Спустя 4 года Бажов выпустил свой первый сборник, он оказался очень популярным среди читателей. Называлась книга «Уральские были».

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Над этими сказами велась работа в свободное время, после основной трудовой деятельности. Творческая деятельность не была в тягость писателю, это делалось всегда с удовольствием. Власть, отметив успех Бажова, сделала заказ следующих литературных произведений. Из-под авторского пера Павла Петровича вышли такие рассказы как: «К расчёту»; «За советскую правду»; «Бойцы первого призыва» и другие.

В 30-х годах полным ходом шла чистка рядов власти и этой же участи не избежал и писатель. В 1937 году писателя обвинили в приверженности Троцкому, лишили партийного билета и работы.

Оставшись не у дел, Бажов занялся написанием сказок, вспомнив истории дедушки Солнышка и найдя утешение в этом занятии. К этому моменту дети подросли и помогали держать на плаву семейство. Все трудились и имели стабильный заработок.

В 1937 году вышла в свет первая книга сказок Бажова «Малахитовая шкатулка». Успех этих историй был фееричным, сборник моментально смели с полок букинистических магазинов.

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Возникший ажиотаж на эту книгу буквально возродил дух писателя. Истории, которые Бажов собирал на Урале, а затем издавал, были близки местному населению.

После начала войны писатель работал над выпуском альманахов. Делалось это для поднятия боевого духа людей, служивших на передовой. Правда продлилось это недолго, зрение писателя начало резко падать. После этого Бажов занял себя чтением лекций, а впоследствии возглавил писательскую организацию города Свердловска.

Список известных произведений

Написаны книги языком, который понимают все от мала до велика. Над иллюстрациями трудились и продолжают трудиться лучшие художники.

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Внимание уделяется уральским мотивам. В произведениях подкупает описание быта простого населения Урала. Героями являются обычные рабочие.

что бажов любил делать больше всего. Смотреть фото что бажов любил делать больше всего. Смотреть картинку что бажов любил делать больше всего. Картинка про что бажов любил делать больше всего. Фото что бажов любил делать больше всего

Вот список самых известных произведений Бажова:

Источник

Народный фольклор Бажова

Малахит, как центральный предмет уральского фольклора

Урал зелёным светом озарённый. Малахитовым светом. А кто его этим светом озарил? Предполагается, что Павел Петрович. А как же, писатель большой величины. Умный коммунист, советский деятель искусства, даже орден Ленина получил за шкатулку малахитовую. Но неужели один Бажов постарался для того, что бы все узнали об Урале, как о такой маленькой отдельной стране, где «старатели» и мастера добывают малахит и обрабатывают его. Есть предположение, что зеленый камушек добывать давно начали. Еще со времён Петра. Однако же именно Павел Петрович рассказал несведущим людям всей страны, какие на Урале несметные богатства зарыты.

Конечно малахит камень красивый. Однако ошибка помещиков лютых заключалась в том, что слишком уж они сильно этот малахит любили. Просто было продавать камушек и жить на эти деньги. Ярко-зеленый цвет его и магическая сущность манили покупателей. Царицы носили этот камень с достоинством, не подозревая о том, что от него веяло не только красотой магической, зеленью небесной, но и смертью простых рабочих Урала. Старатели, как их называл сам Бажов, горняки и остальные рабочие завода днями и ночами корпели над горной породой и ударами своих инструментов об скалу выдирали породу из камня. И если бы, скажем, было все как сейчас, пришли бы тогда старатели на работу, отработали свое, получили зарплату и пошли по своим делам, то, наверное, и малахит бы так быстро не закончился в доступных для старателей местах. Однако, были эти старатели крепостными крестьянами, не могли они отойти от места работы своей и соответственно днями и ночами выковыривали малахит, теряя свое здоровье и молодость. Для того чтобы не так тяжко было работать придумывали они во время перерывов сказки разные, а перед глазами у всех малахит. Зеленью все блестит. Представить не сложно, как горняк целый день об породу инструмент долбит, видит лишь темную скалу и тут вдруг появляется заветный камушек, такой яркий и красивый, что глаз не отвести, да и старания вспоминаются. Хочется верить, что Хозяйка горы медной камень подарила. Вот и придумывали они сказки, да только сомневаюсь я, что те, которые Бажов нам представил. Возможно, некоторое сходство между его сказами и сказами народа Уральского имеется, с этим я спорить не смею, но почему то кажется мне, что сказочник придумывать должен, вот Павел Петрович и придумал Зеленый уральский миф. Цвет этот очень хорошо соотноситься с Россией, можно представить поля с травкой зеленой, леса, где березки стоят, а под ними тоненькая такая трава острая колышется. А теперь представим, что застыло все поле, как мертвое стало и трава уже не колышется, вот вам и малахит, красивейший полудрагоценный камушек, а мертвый однако, я бы даже сказал не живой. Пытались мастера из него красоту сделать, оживить его, разукрасить, да только сами окрашивались в бледно-зеленый цвет и умирали. Не утаил Бажов от своих читателей плохой стороны дела мастеров по малахиту. Умирали те мастера от пыли зеленой, которая при обточке и отшлифовке отделялась. Камень твёрдый и даже самые маленькие его частички, в организм, попадая, начинают разрушать человека изнутри. А ведь мастера всю жизнь этим делом занимались и умирали поэтому рано. Такой был спрос на малахит, что о жизни простых рабочих и думать забыли, только бы денег побольше в карманы запихать.

Есть теперь сказки Бажовские, которые повествуют от тех относительно недалеких временах, где малахит был кормильцем народным и где его так нагло и безмерно добывали и распродавали.

Закончился камушек на поверхности, как будто и не было, а миф остался. Потому что жили люди тем, что камень им давал, и сочиняли про него сказки и разговаривали про него, и мастерству обучались. Вся жизнь добытчиков уральских была завязана на малахите, соответственно и фольклор народный образовался вокруг этой магической породы, которую так тяжко было добывать, и также тяжко было терять.

Бажов появился вовремя. Тогда уже и малахиту не было у людей и времена другие наступали, притеснялась постепенно деревня Уральская с ее стариками, которые сказы сказывали о давних событиях и о легендах деревенских. Кто-то должен был оставить о них память, создать нечто, что никогда не закончиться, что будет жить вечно. Вот Бажов и создал «Малахитовую шкатулку». Можно сказать историю уральского народа. А иначе, умерло все бы, и никто бы о них не узнал. Но все же мифология то российская. Поэтому шкатулка малахитовая часть нашей общей мифологии и строиться она по тем же законам, что и остальная и идентичность нашу усиливает.

Индивидуальность стиля Бажова

Мифология Уральская есть мифология российская, но только отчасти. Множество элементов, которые Бажов выдаёт за уральские являются нашими народными отличительными чертами. Решать непосильные задачи, такие, как выбить весь малахит из Уральских гор — это наше кредо. Естественно, что жанровые и стилевые традиции сказочного фольклора, Бажов перенял из русского народного творчества. Сказочное повествование кажется таким лёгким и привычным только с виду, однако за этим стилем, стоит множество веков его формирования и очеловечивания. Сказки сказывали в деревнях русских испокон веков. Язык был другой и структура предложения другая, нежели чем сейчас. Бажову пришлось серьезно постараться, чтобы перенять основные отличительные черты сказочного стиля. Загвоздка состояла в том, что человеку современному, а в случае Павла Петровича, образованному коммунисту, сложно спуститься на несколько уровней, дойти до просторечия и хоть маленечко начать подражать повествованию древних обитателей Руси. Эту задачу он выполнил, однако его большой ум не мог позволить ему писать сказки вроде курочки рябы или колобка. Здесь проявилась вторая загвоздка. Русский сказочный стиль предполагает односложные диалоги, небольшие абзацы, содержащие только главную информацию, то есть ничего лишнего, ну и, конечно же, магический элемент, который так хорошо сосчитается в славянских сказках с реальностью бытия в них же. Поэтому Бажов крайне усложнил задачу, и сказки превратились в сложные сказы, наполненные его собственными дополнениями, которые отражают индивидуальный стиль писателя. Сказочное просторечие Бажов умелыми руками превратил в тонкое художественное повествование. Почти каждое слово в том или ином сказе отражает суть истории, является неотъемлемой частью материи художественного произведения и объединяет внутреннюю глубину с внешней простой изложения. Поэтому так трудно читать Бажова. Перед тем, как прочесть его сказы читатель может войти в заблуждение и считать их не более чем теми сказками, которые ему рассказывала на ночь мама. Однако, нужно понимать, что индивидуальный стиль Бажова примечателен именно своей сложностью и глубиной просторечного повествования. Чтобы понять сказы придётся привыкнуть к разговору Павла Петровича, к его обыкновенному слогу и к сложностям мифологического повествования, включающего в себя интересный внутренний конфликт, однако не актуальный, а имеющий уже историческое значение. Некоторые слова и выражения, которые он использует в своих сказах, характерны не для всей России, а лишь для уральского региона. Многое из того, что есть в сказах, он взял от тамошнего народа.

Павел Петрович сам говорил, что с каждым новым сказом ему становиться все сложнее писать. Причина этому, во-первых нежелание Бажова повторяться, ну а во вторых, конечно же, уменьшение запасов индивидуальности уральского разговора. С каждым новым сказом ему приходилось все больше и больше добавлять своего, придумывать и реализовывать новый стиль повествования. А придумывать что-то новое всегда сложно, не говоря уже о том, чтобы придумывать Урал заново. Это занятие требовало от Павла Петровича всех его художественных талантов и неиссякаемых сил писателя, которые на самом деле очень даже иссякаемы. Так и получилось, что сказы он писал до самой своей смерти. Павел Петрович работал над «Малахитовой шкатулкой» пятнадцать лет до самой смерти и как мы можем убедиться многого достиг в своей трудовой деятельности.

«Не нами сказано: чужое охаять мудрости не много надо, а свое придумать — не одну ночку с боку на бок повертишься»

Есть такие книги, без которых Россия со своими традициями, постепенно становилась бы пережитком прошлого. Однако эти огромные художественные произведения во всей красе раскрывают ее индивидуальность и напоминают русским, кем они являются на самом деле. Не европейцами, нет, наперекор убеждениям некоторых известных личностей, не американизированными идиотами, слепо идущими за другой нацией ничем не превосходящей Россию, а славянами, русскими людьми со своей неповторимой идентичностью, с силой и народом, который ни на какой народ не походит. Одна из таких книг «Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова.

Народный стиль, который Бажов попытался передать в этой книге, не исчерпывается сказочным повествованиям.

Жизнь Павла Петровича прошла среди простых горняков, старателей, мастеров и обычных деревенских рабочих Урала. С детства он перенимал традиции уральского региона, познавал речь и ценности тех мест. Эти знания стали фундаментом для его сказов и коренным образом повлияли на формирование индивидуального стиля. Бажов стремился сделать свои произведения идентичными русскому фольклору, однако, несмотря на все его старания, довольно удачные, мы мельком видим, как из под пласта завуалированного народного творчества проклевывается собственный неповторимый своей неоднозначной сложностью стиль писателя. Однако стиль этот не настолько индивидуальный насколько можно подумать. Бажов и здесь проявил свой характер и не отступился от цели, сделать сказ таким, каким его видел уральский народ. Четвёртая часть сказов «Малахитовой шкатулки» насыщенна народным лексиконом уральского региона начала двадцатого века. Чтобы добиться такой невероятной сочетаемости глубины сказа, народного слога и собственного стиля писателя Бажову пришлось долго стараться и заново изучать весь Урал. Детских воспоминаний, по-видимому, было недостаточно, тогда Бажов поставил перед собой задачу выдумать Урал, таким образом, каким бы сделал это тамошний народ, если бы мог объединить общие индивидуальные черты и умел бы писать. Поэтому, когда в первые открываешь книгу, в голову приходит мысль, что писал сказ вовсе не коммунист, болеющий за свой народы всем фибрами тела и души, а народный писарь, исполняющий волю людей Урала. Постепенно это ощущение отступает и проявляется истинное лицо писателя, однако сказка уже проникшая в душу, проникает еще глубже и заставляет задуматься над вещами более сложными, чем обыденное существование уральских жителей. В середине «шкатулки» мы уже понимаем, что с нами разговаривает мудрый писатель. Язык немного меняется, стиль сказа тоже. Где-то усложняются диалоги, где-то описание. К концу мы видим, что Бажов идет в ногу со временем. Доказывает эту мысль то, что Бажов включает в свои сказы Ленина, как защитника народа. Теперь мы видим, что писатель пытается раскрыть настоящую материю. Материю современности. Но понимание приходит с годами, так и у Бажова много недосказанного и не сказанного вовсе.

Гениальность «Малахитовой шкатулки» есть художественное повествование, в котором, как пазлы одной картинки, сочетаются русский народный сказ, ум и сила вместе с писательским талантом, и несомненно актуальные для того времени проблемы, народный разговор, вобщем вся идентичность русского человека в мифологическом образе Руси.

Новая мифология: образы для всей страны

Мы знаем, что миф это часть нашей повседневной жизни. А создатели мифов, писатели, сказочники, народ определяют сущность нашей жизни посредством мифа. Вот Бажов и определили быт и нравы Уральской деревни, основываясь на сказках тех мест и исходя из собственной выдумки. Про одну сторону малахита, его красоту и магическую силу мы уже как-никак можем судить исходя из первой части эссе. Однако есть и другая сторона, которая для нас более интересна. Это мифологическая сторона не только одного зеленого камушка, но и всего процесса добывания, обтачивания и продажи различных каменей и металлов. От золота, до железной руды, от малахита до аквамарина простирается русский миф Уральского региона. Он настолько обширен и великолепен в своей красе, что даже у людей с наименьшим интересом к Уралу, после прочтения сказов Бажова, появляется желание посетить это чудесное место и постараться открыть для себя захватывающую дикую природу уральских гор, соотнести с ней великолепные образы «Малахитовой шкатулки» и хоть немного пожить в сказке.

Однозначно можно сказать, что сама по себе гора, будь то Азов-гора или гора Думная, не представляла бы такого интереса для добытчиков, если бы о ее богатствах не ходили настырные слухи, если бы старики не передавали сказки из поколения в поколение.

Конечно, слухами земля полниться и на них полагаться себе вредить. Однако сказы о несметных богатствах гор уральских и том, что умельцу, удальцу, который понравиться Хозяйке медной горы, перепадёт огромное богатство, завлекали необразованных молодых рабочих, разукрашивали их мечты, а впоследствии их тяжёлые жизни.

В литературе образы очень важны, однако в жизни они еще важнее. Каждый человек, по своей сути, взрослый ребенок, который все еще верит в сказки. Но выбирает их для себя с особой тщательностью. Они должны очень хорошо ложиться на реальность, быть с ней одним целым. Именно это главное условие и является критерием успешности выдуманного мифа. Павел Петрович очень хорошо представлял себе, как можно миф сделать явью. Однако ему потребовалось целых пятнадцать лет, чтобы создать нечто, что войдёт в историю Урала, да что там, в историю, в массовое сознание уральских жителей. И это самое главное. Кто в нашей стране не слышал про Данилу мастера. Данила был обычным человеком, однако отличался от остальных своим народным характером. Он не мог прислуживать барину, не по нему эта работа была. Свободный духом человек, свободный во всем. А что мог Данила, так это прекрасно управляться с инструментами по обточке малахита и глаз у него был, что нужно. Это с одной стороны очень индивидуальное, с другой общенародное качество, к которому стремиться каждый мастер. Именно поэтому образ Данилы мастера имел успех. Рабочие в отражении Данилы нашли себя. Они видели себя в нем и трудились не покладая рук.

Несмотря на то, что дореволюционное обустройство заводов кануло в лету, образы, несомненно, остались и даже усиливались в процессе коллективизации Советского Союза. Они вдохновляли рабочих на новые свершения. Вот так действует мифология.

Павел Петрович Бажов мастер образного мышления. Больше всего умение Бажова создавать оригинальные образы с индивидуальными характеристиками, бьющими в самое сердце, отражается в его поздних сказах о товарище Ленине. Казалось бы, как вообще Владимир Ильич, в нашем современном сознании запечатлённый, как ярый коммунист и революционер может присутствовать в каких-либо мифологических выдумках и сказках. Однако если вам представиться прочитать сказы Бажова о Ленине вы поймёте, насколько сильно образ вождя сочетается с реальностью уральского мифа. Насколько хорошо товарищ Ленин втекает в жизнь и быт простых уральских рабочих. Его образ, правильно прорисованный Бажовым, внедряется в быт и нравы пролетариата уральского региона. Ходят легенды о том, что Ленин обладает магическими способностями, что он мудрее и намного старше, чем кажется. Проще говоря, Ленин — сверхчеловек. Эта идея пришла к народу намного позднее уже после смерти Сталина. Образованный пласт народа начал анализировать труды этого удивительного человека, соотносить его образ с реальными фактами и получилось так, что Ленин как бы действительно стал для многих сверхчеловеком. Однако Бажов опередил их всех. Его миф, наполненный магией уральских гор, очень хорошо соотносился с загадочным народным мудрецом, который помогает бедным, не только в становлении пролетариата, как главы государства, но и в обычных мелочах. Ленин вездесущ, он везде и одновременно нигде. У Бажова он может сидеть в Москве в своем кабинете и преспокойно принимать необразованных уральских рабочих, которые пришли к нему с пустяками. Ну что такое спасение части уральских гор от безжалостного расходования их богатств, по сравнению с масштабными проблемами глобализации мира, где первоочередной проблемой стоит воссоединение славян. Царь бы даже не подумал заниматься такой ерундой, как спасать какие-то горы, прекращать работу там, где появляется так много полезных ископаемых, которые не полезно расходуются. Однако Ленин в сказке Бажова отвлёкся от своих наиважнейших дел и обратил внимание на просьбу старателей Вахони и Сандугача в сказе «Солнечный камень». В этом и состоит народный образ Ленина. Он глубоко неравнодушен к пролетариату, к простым рабочим из таких дальних регионов, как Урал.

Если говорить о мире Бажова в целом, то не так уж сильно он отличается от мира реального. Очень даже просто после прочтения его сказов представить себе Великого Полоза обитателя лесов, который где не продеться, там золото появиться. Вообразить Огневушку-Поскакушку, прыгающую в пламени огненном. Задремал около огонька, такое привидится может, что глаза на лоб полезут. А тут она просто выпрыгивает из костра и бежит туда, где золотце лежит. Или, например копытце золотое. Где стукнет козлик один раз там значит немного золота лежит, а стукнет много раз, по аналогии, много золота. И самое главное, что отец девочки в сказе «Золотое копытце» не видел козлика волшебного. А ребёнку такое одному в лесу привидится может, что не привидеться никакому взрослому.

Все у Павла Петровича логично и самое главное очень правдоподобно. Там где миф сливается с реальностью происходит чудо. Чудо сказки. Мама рассказывает нам сказку на ночь, мы слушаем и запоминаем. Тогда жить нам интереснее становиться. Выходишь на улицу и думаешь, а вдруг встречу какое-нибудь магическое существо, как будет замечательно. Вырастаем, а в голове все тоже. Выходишь на улицу и думаешь, вот бы чудо произошло, и я бы денег много нашел. Мечтой живет человек. А мечта это что — миф индивидуальный. Берегите свой миф и читайте сказки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *