что базаров говорит об искусстве

Спор Базарова и Павла Петровича – таблица взглядов и отношения к искусству

что базаров говорит об искусстве. Смотреть фото что базаров говорит об искусстве. Смотреть картинку что базаров говорит об искусстве. Картинка про что базаров говорит об искусстве. Фото что базаров говорит об искусстве

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы

Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Нравственные ценности

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Источник

Мнение Базарова об искусстве в произведении «Отцы и Дети». Да и нет 2 аргумента

БАЗАРОВ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ (И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ»)
Базаров — представитель молодого поколения. В его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах.
Д. И. Писарев

В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «. я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров отрицает как искусство пообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.
На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Базаров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи поэта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».
И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наизусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Купера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?
Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения. Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами., В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников» демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и самоискусство.
Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.
Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюбивых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора романтических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «искусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототипов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина.
Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая стала противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикрытия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист-разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.
Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночинца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими высказываниями об искусстве.
Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитательной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Источник

Цитаты Базарова из романа Отцы и дети (о науке, политические, искусство, о природе)

что базаров говорит об искусстве. Смотреть фото что базаров говорит об искусстве. Смотреть картинку что базаров говорит об искусстве. Картинка про что базаров говорит об искусстве. Фото что базаров говорит об искусстве

что базаров говорит об искусстве. Смотреть фото что базаров говорит об искусстве. Смотреть картинку что базаров говорит об искусстве. Картинка про что базаров говорит об искусстве. Фото что базаров говорит об искусстве

— И природа — пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

— Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.

— Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается

— Куда нам до Либиха! Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видали.

— Человек все в состоянии понять — и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.

— Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров.

— Вот как, — промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. — Вы, стало быть, искусства не признаете?

— Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.

— Рафаэль гроша медного не стоит, да они не лучше его.

— В 44 года играть на виолончели глупо.

О политике:
— Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе дурного мнения.

— Русский мужик Бога слопает.

— В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем.

Источник

Литература. 10 класс

Конспект урока

Споры об искусстве, природе, народном вопросе в романе.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

Композиция литературного произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Нигилист — это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

Роман — один из видов эпической, повествовательной литературы — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.

Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Цитаты из произведений. 9-11 классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях мастерски раскрывает характеры героев, их мысли и душевное состояние с помощью портретов и диалогов. Страстные споры на политические и философские темы способствуют пониманию персонажей и одновременно демонстрируют разные точки зрения. Это держит читателя в напряжении.

За два месяца до окончания романа автор пишет: «Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы. Этот принцип античной трагедии положен в основу “Отцов и детей”».

Кто прав в споре об искусстве?

Будучи заядлым материалистом и поклонником естественных наук, главный герой романа «Отцы и дети», нигилист Евгений Базаров отрицает искусство и романтику. Он говорит, что «порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта», что «в 44 года играть на виолончели глупо», что «Рафаэль гроша медного не стоит».

А что же его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов? Павел Петрович утверждает: «Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. И эта зараза уже далеко распространилась. Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазии дальше “Девушки у фонтана” не хватает, хоть ты что! И написана-то девушка прескверно. По-вашему, они молодцы, не правда ли?».

Аристократ прав в том, что современные художники уходят от слепого подражания мастерам прошлого, но всё же поддерживают традиции. Стоит отметить, что каждый раз, как только речь заходит об искусстве, у уверенного Базарова проявляется преувеличенная резкость. Случайно ли это? Весь образ Евгения — собирательный, он,

Евгений, как и представители прогрессивного русского общества середины XIX века, увлекается точными науками. Молодой нигилист — практик, поэтому он чужд пустой мечтательности. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, он говорит богатой молодой вдове Анне Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической».

Для него всё окружающее великолепие — лишь источник научной деятельности, поле для опытов. Базаров признаёт грандиозность мира, но с горечью: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно перед вечностью, где меня не было и не будет».

Каково же отношение Павла Петровича и Евгения к народу?

Кирсанов с умилением смотрит на простых людей, упрекая оппонента в презрительном отношении. Евгений отвечает, что они этого заслуживают. Павел Петрович, как сторонник обычаев и традиций, видит в этом залог спасения общества: «Нет, нет! Я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры». Базарову не нравится такая точка зрения, так как, по его мнению, забитость, необразованность и слепая вера не способствуют развитию: «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом — он русский, а разве я сам не русский?» Но именно Евгений ближе всех к крестьянам. Споря с Кирсановым, он произносит: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».

На чём основывается уверенность Базарова? Он из простой семьи, сын лекаря и сам лекарь. К нему тянутся крестьянские ребятишки: «Все в доме привыкли к нему. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин».

Молодой нигилист умеет разговаривать со слугами, находит общий язык с дворовыми имения. Его речь понятна и проста, в ней масса пословиц и поговорок: «от копеечной свечи Москва сгорела», «слыхали мы эту песню много раз», «туда и дорога».

Павел Петрович Кирсанов изъясняется, напротив, довольно витиевато, что подчёркивает его дворянское происхождение и принадлежность к светскому обществу. Его речь дополнена французскими и иногда английскими фразами, модными в то время в кругу аристократии. А ещё он искажает слова и вместо «принцип» говорит «принсип», а вместо слов «этот», «этим» — «эфтот», «эфтим». Базаров иронизирует на этот счёт: «Подумаешь, сколько иностранных. и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

На страницах романа мы видим идейный спор представителей «отцов» и «детей». В этом споре Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров раскрывают как свои сильные, так и слабые стороны.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Сопоставьте героя и его высказывание о себе.

Павел Петрович Кирсанов

«Он сохранил все привычки светского человека».

Николай Петрович Кирсанов

«Я человек мягкий, слабый, век свой провёл в глуши».

«Мой дед землю пахал».

Подсказка: вспомните происхождение героев.

Базаров из простой семьи, сын лекаря и сам лекарь. К нему тянутся крестьянские ребятишки: «Все в доме привыкли к нему. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин». Молодой нигилист умеет разговаривать со слугами, находит общий язык с дворовыми имения. Его речь понятна и проста, в ней масса пословиц и поговорок: «от копеечной свечи Москва сгорела», «слыхали мы эту песню много раз», «туда и дорога». Павел Петрович Кирсанов изъясняется, напротив, довольно витиевато, что подчёркивает его дворянское происхождение и принадлежность к светскому обществу.

Соотнесите героев и их характеристики.

Правильный вариант / варианты:

Павел Петрович Кирсанов

Бывший светский лев из Петербурга, аристократ с изысканными манерами и привычками.

Глупый человек, который следует моде во всём: и в одежде, и во взглядах.

Холодный, резкий, жёсткий человек.

Подсказка: вспомните, какой конфликт лежит в основе произведения.

Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях мастерски раскрывает характеры героев, их мысли и душевное состояние с помощью портретов и диалогов. Страстные споры на политические и философские темы способствуют пониманию персонажей и одновременно демонстрируют разные точки зрения. Это держит читателя в напряжении.

За два месяца до окончания романа автор пишет: «Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы. Этот принцип античной трагедии положен в основу “Отцов и детей”».

Источник

Базаров и его отношение к искусству

Базаров – представитель молодого

Поколения. В его личности сгруппированы

Те свойства, которые мелкими

Долями рассыпаны в массах.

В статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев писал о Базарове: “…я исключил из круга его симпатий все художественное”, – подчеркнув при этом, что “должен был именно так нарисовать его фигуру”. Из текста романа видно, что Базаров отрицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.

На вопрос Павла Петровича: “Вы,

В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: “Вы не предполагаете во мне художественного смысла, – да во мне действительно его нет”.

Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря “чистого искусства” выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения.

Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров “шестидесятников”-демократов и сторонников “чистого искусства”. Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков “чистого искусства”, склонны были отрицать и само искусство.

Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.

Своим идейным противникам – либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превозносите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом “жизни действительной”. Он был дорог им как автор вольнолюбивых стихов, “Капитанской дочки”, “Истории села Горюхина” и других произведений критического направления.

Для либералов же, которые ценили поэта как автора романтических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем “искусства для искусства”. Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототипов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта.

Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая стала противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества – чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикрытия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист – разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночинца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими высказываниями об искусстве.

Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитательной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *