что барин по служебной надобности едешь
Тема: «Применение методов ТРИЗ на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»
Тема: «Применение методов ТРИЗ на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»
ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии ТРИЗ при переходе на ФГОС ООО.
— создание условий для профессионального общения, самореализации и
стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
— распространение педагогического опыта.
1.Приветствие, вступительное слово.
Я думаю, вы ощутили, как горячая волна энергии обволакивает наше тело, как мы приободрились. И чтобы совсем хорошо себя чувствовать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке.
Я начну на русском.
— Здравствуйте!
— Гомар Джоба! (Грузия)
— Бонжур! (Франция)
— Здравей! (Болгария)
— Здоровэньки булы! (Украина)
— Норуон норгуй! (Якутия)
— Джечь буречь (Удмуртия)
— Добры дзень! (Белоруссия)
Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы?
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.
Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить, таким образом, ее участь и участь ее отца.
— Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? (Работа в группах)
Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление.
Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
И вот вам первое задание:
В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса?».
— Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.
Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы сможете объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика и видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни школьников.
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!».
Я познакомлю Вас с некоторыми методами ТРИЗ:
— Игра “Да-нет”. Ученик задумывает часть речи или известный классу термин, определение, связанные с языкознанием. Остальные учащиеся задают ему вопросы, на которые ведущий может ответить только: “Да”. “Нет”. “И да, и нет”. Последний вариант ответа наиболее интересен, так как выявляет противоречие, которое может привести к вероятному ответу. Данная игра помогает развитию умения четко ставить вопросы для получения нужной информации.
При всей кажущейся примитивности игровой ситуации, на первых занятиях бывает трудно расшевелить учащихся, так как многие из них не умеют слушать друг друга, не умеют задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решений. Но через некоторое время обязательно будут видны положительные результаты: учащиеся перестают задавать несущественные вопросы, быстрее идет поиск решения.
— «Найди соответствие». Ребятам предлагаются синтаксические единицы, которые необходимо записать в строго определенной последовательности. Например, записать слова (их целый список) в следующем порядке: 1) имена существительные мужского рода, 2) женского рода, 3) среднего рода, 4) общего рода; записать предложения, соответствующие характеристикам: 1) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, 2) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, отделённым от определяемого слова другими членами предложения и т. д.
Варианты: указать слово, соответствующее характеристике (морфологические признаки, лексическое значение, указаны его синонимы и антонимы, показана морфемная схема слова). Подобных вариантов достаточно много. Вот один из них.
Запишите предложения, соответствующие схемам, расставляя и объясняя знаки препинания:
Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России. (Ч. Айтматов.) Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А. Бессараб.) Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л. Обухова.) Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е. Осетров.) Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А. Гайдар.) Что барин по служебной надобности едешь? (О. Добровольский.)
— Приём «Морфологический анализ (ящик)» является замечательным средством для повторения разных видом орфограмм и переходом к изучению новой темы. Важно, что при использовании этого приёма даётся не готовый дидактический материал, а его ребятам приходится «добывать» самим. Это обычно сопровождается большим интересом со стороны моих учеников, а «учение с увлечением»– всегда здорово.
Урок развития речи в 7-м классе по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цели и задачи:
Оборудование:
Эпиграфы к уроку.
Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт.
А.К.Саврасов.
Можно просто написать, что хочется, хорошо только написать. Нужна романтика. Мотив.
А.К.Саврасов.
Ход урока.
I. Орг. момент. Цели и задачи урока.
II. Основная часть урока.
1. Вступительное слово учителя об А.К.Саврасове.
2. Слово ученика. Краткая биография художника.
А.К.Саврасов родился 12 мая 1830 г. в семье московского купца третьей гильдии, небогатого и к тому же постепенно разорявшегося, так что в годы учёбы сына он был уже вынужден переписаться в мещанское сословие. Ни о каком образовании в этой среде разговоров не существовало. Саврасов начал заниматься рисованием сам и достаточно успешно: ещё мальчишкой, до начала каких бы то ни было специальных занятий, он делает десятками акварельные пейзажи на продажу, которые охотно, хотя по дешёвой цене, разбирают торговцы. Это были удачно выполненные копии с попадавших в его руки журнальных или каких-либо др. картинок.
После трёхклассного начального училища в 14 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, избрав своей специальностью пейзаж.
После окончания учёбы в 1850 г. жизнь его складывается довольно благополучно. Он добросовестно работал, изредка получал неплохие заказы, однажды даже от великой княжны Марии Николаевны – на виды близ её дачи под Петербургом. Картины его нравились и постепенно завоёвывали ему скромную известность и уважение коллег.
После училища Саврасов поступает в Академию художеств. Петербург принял его приветливо. В 1854 г. он получил звание академика. После этого последовало предложение остаться в Петербурге в качестве «придворного художника». Но блестящая перспектива не соблазнила его. Ничто не могло заменить родную Москву, её окрестностей.
Молодой, 27-летний, исполненный надежд, Саврасов принялся за новое для себя дело – возглавил пейзажную мастерскую в родном училище. Работал младшим преподавателем перспективной и ландшафтной живописи. Преподавал он очень увлечённо, прививая любовь к природе. Совсем не случайно из его мастерской вышли И.И. Левитан и КА.Коровин, вспоминавшие учителя с восторгом и благодарностью.
В это время художник продолжал работать, главным образом на продажу. Последние годы он влачил полунищенское существование. Осенью 1887 г. он умер.
3. Словарная работа.
Живопись –
Пейзаж –
Этюд –
4. Слово учителя.
А.К.Саврасов был человеком необычайно скромным, даже застенчивым, замкнутым, не любившим показывать себя. Он был огромного роста и богатырского сложения. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особой кротости. Никогда не сердился и спорил. Он был чуткий, добрый трепетный человек.
Саврасов любил скромную русскую природу и не только глазами схватывал, но всей душой чувствовал всякую, едва заметную перемену в ней. Душевное, чуткое отношение к природе живёт в картинах художника.
А.К.Саврасов – художник, который считал, что «художником трудно сделаться, надо быть всегда влюблённым». И, действительно, в его картинах мы видим и русскую природу, и душу художника.
Саврасов одним из первых обратился к самым простым видам, находя в этой обыденности, в самых незамысловатых пейзажах неизъяснимую прелесть. При этом картины художника каким-то образом всегда связаны с жизнью родного народа. Даже в тех случаях, когда людей на полотне нет, ощущается их присутствие. Всегда понятно – это Россия. При этом неизменно звучит задушевная интонация. Таковы его полотна. Художником было создано немало восхитительных работ:
Самая известная картина художника «Грачи прилетели». Долгое время имя Саврасова связывалось преимущественно с одной этой картиной, вошедшей в сокровищницу русского искусства. Интересна история её создания.
5. История создания картины «Грачи прилетели».
Саврасову хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской губернии. Он быстро собрался, отобрал масляные краски, приготовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.
Вдосталь наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снежный покров был сероват, похож на грубоватый домотканый холст. Уныло-однообразными казались эти поля и эта дорога, вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землёй. пегая кобыла тащила сани по почтовому тракту среди ещё по-зимнему печальных полей.
Извозчик, тощий мужичок с редкой, похожей на куриный пух бородой, поинтересовался:
— Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?
— А что на них будет, на этих картинах –то?
— Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы гнёзда вьют, как небо становится будто синька…
— А для чего, барин? Это нам и так известно. Привыкли… Хоть и весна, ну и что ж… Обычное дело. За весной – лето… Ты лучше бы что-нибудь похлеще, позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло… Что-нибудь такое необыкновенное… Вот тогда другой разговор…
Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Глухомань порядочная. Село как село, сколько таких в России! Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосульки. Деревья с мокрыми стволами. Кажется, всё отсырело: деревья, брёвна изб, заборы. Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора прилетать. Уже прошёл день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.
Да, вот их сколько на берёзах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь, на тонких ветках, устроились в чёрных крупных гнёздах, летают над землёй и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.
Село здесь кончилось, и уходили вдаль ровные серые поля с тёмными прогалинами обнажившейся земли.
Церковь Воскресения была построена в конце XVIII века. Колокольня со встроенными кокошниками у основания остроконечного шатра. Белый храм с пятью небольшими куполами.
Саврасов пришёл сюда, на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришёл и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь, у околицы обычного, неприметного русского села, приобрело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько вёрст.
6. Работа над картиной «Грачи прилетели».
Один из обозревателей газеты писал: «В пейзажной живописи чрезвычайно важно, если картина даёт настроение»
Снег.
Снег весенний голубоватый, в рыжих и серых пятнах снег. Вокруг кривых берёзовых стволов тёмные проталины. Маленький прудик освободился от снега, и берёзы окунули в воду свои стволы, отразившись в ней молодо и радостно
Облака.
Облака на небе размыты блёклой голубизной. Холодные промоины между облаками.
Грачи.
Обживая гнёзда, хлопочут на деревьях чёрные птицы. Они суетятся над своими разлапистыми гнёздами, кружат в небе, радуясь возвращению на родину и началу новойжизни
Пейзаж скромен по сюжету, сдержан по краскам. Всё просто, ясно, знакомо. Художник хочет пробудить в зрителях любовь к простому и знакомому – к родной земле, к родной природе.
Художник открыл нам красоту и поэзию в, казалось бы, скромной и привычной картине родной природы. Лиризм пронизывает каждую её деталь. Нам радостно от вида колоколенки, открывшегося простора, высокого неба…
Сколько ни гляди на полотно, не ослабевает его притягательная сила, остается до конца не открытой тайна его очарования.
7. Устный рассказ-описание картины «Грачи прилетели».
8. Значение картины «Грачи прилетели».
Когда пейзаж впервые выставился на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1871 г., его оценили очень высоко. Стасов назвал «Грачи», наверно, лучшей и оригинальнейшей картиной, чуть ли не классическое произведение, в высшей степени примечательного А.К.Саврасова».
И.Н.Крамской, строгий, взыскательный в своих оценках, писал: «Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный…» Крамской объяснял, почему «Грачи» лучше других пейзажей на первой передвижной: «У других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»
В общем сознании А.К.Саврасов был, да и остаётся до сих пор, автором всего лишь одной картины. Картина стала подлинной вершиной творчества художника и обессмертила его имя.
III. Объяснение домашнего задания.
Написать сочинение-описание по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Что барин по служебной надобности едешь
Грачи прилетели!
Вот и пришла долгожданная весна!
Воздух то на улице прямо весенний-весенний!
Жаль, что изоляция. А то так гулять хочется 🙂
17 марта был день Герасима-грачевника, считается, что именно в этот день русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов приехал в село Молвитино Буйского уезда, где написал свой первый этюд к картине «Грачи прилетели».
Окунёмся в то время и посмотрим, что происходило в том селе ровно 149 лет назад.
Итак, Молвитино известно примерно с 16 века, с той поры, когда этими землями владели ещё родственники будущего царя Михаила Фёдоровича, они же приближённые Ивана Васильевича Грозного во времена его правления.
В 1613 году село было разорено поляками. И прославилась на всю страну тем, что обычный крестьянин Иван Сусанин спас свою госпожу Ксению Романову (мать Михаила Фёдоровича) от поляков, заведя их в непролазное болото.
Позже во времена Саврасова, в 1866 году земляк Сусанина совершил подобный подвиг, но будучи уже в Петербурге.
Осип Иванович Комиссаров, шапочный мастер, спас жизнь Александру ||, отведя в сторону руку с пистолетом, покушавшегося на императора Каракозова.
Этот герой также стал известен на всю страну, был прославлен и прославил своё родное село. После всех почестей, которыми был он удостоен, и даже сам Некрасов читал посвященные ему стихи в Английском клубе, ему был возведён памятник, который, к сожалению, просуществовал только до 1917 года.
Историк Погодин предлагал собрать по всей России средства и построить ему имение, назвавши его «Домнино второе».
И прочие прочие почести были осуществлены в адрес этого достойного человека.
Чем ещё было известно Молвитино в ту, Саврасовскую, пору.
Здесь находился центр по производству шапок и картузов, известный на всю страну. Не даром наш герой Комиссаров является шапочным мастером.
А также здесь проходила известная Тихоновская конная ярмарка на которой единоразово выставлялось до 400 лошадей. Чуть позже уже в конце 19 века купцом Скалозубовым в усадьбе Медведки неподалёку от Молвитино, был основан конный завод, ставший известным по всей России.
Но вернёмся к нашему любимому Саврасову.
Итак, весна, март, на дворе 1871 год. И вот как описывает этот день биограф художника Олег Добровольский.
.
Алексей Кондратьевич сказал жене:
— Хочется не упустить весны. Каждый день в природе что-то меняется… Знаешь, заберусь-ка я куда-нибудь подальше, в деревенскую глушь и поработаю там над весенними этюдами…
— Ты мог бы работать и здесь, около Ярославля, — заметила Софья Карловна. — Зачем тебе ехать далеко?
— Здесь не то… Не так просто найти что нужно.
— И куда же ты надумал ехать?
— Может, в Костромскую губернию. По соседству…
— Значит, ты опять нас оставляешь? Только что приехал из Москвы и опять…
— Это ненадолго. Всего лишь на несколько дней. Надо попробовать… А то весна уплывет и будет поздно. Мне кажется, что я обязательно найду для картины интересный сюжет, самый обычный и в то же время замечательный… Вот увидишь!
Саврасов после некоторых размышлений решил поехать в какую-нибудь деревеньку вблизи города Буя, на севере Костромской губернии. Он быстро собрался, отобрал масляные краски в тюбиках, были тут и белила, и берлинская лазурь, и ультрамарин, и охры… Приготовил этюдник, где, кроме тюбиков с красками, помещалось 5-6 кистей, палитра, мастихин, бутылочки с маслом и скипидаром. Софья Карловна настояла, чтобы он оделся потеплее, ведь путь неблизок, в санях придется ехать, да и холодно еще; днем, на солнышке, пригревает, а к вечеру подмораживает, лужи покрываются ледяной коркой. А в поле, где все открыто, где ветер гуляет, еще холоднее. Зима пока держится, но дни ее сочтены…
Художник снова покинул дом на Дворянской улице, к которому уже успел привыкнуть. Он отправился в санях по почтовому тракту сначала до Костромы. Железнодорожной ветки от Ярославля до Костромы тогда еще не было.
Вдосталь наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снежный покров был сероват, похож на грубый домотканый холст. Уныло-однообразными казались эти поля, еще только пробуждающиеся от зимнего оцепенения, и эта дорога, вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землей. И еще пахло овчиной, которой Саврасов прикрыл себе ноги, лошадиным потом. Пегая кобыла тащила сани по почтовому тракту среди еще по-зимнему печальных полей.
Нанятый в Ярославле извозчик, тощий мужичок с редкой, похожей на куриный пух бородой, поинтересовался:
— Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?
— Я художник, — ответил Алексей Кондратьевич, — еду писать картины…
— А что на них будет, на этих картинах-то?
— Да вот хочу весну показать: как снег тает, как птицы гнезда вьют, как небо становится будто синька…
— А для чего, барин? Это нам и так известно. Привыкли… Хоть и весна, ну и что ж… Обычное дело. За весной — лето… Ты лучше бы что-нибудь похлеще, позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло… Что-нибудь такое необнакновенное… Вот тогда другой разговор…
Из Костромы Саврасов поехал на северо-восток. Буй находился верстах в восьмидесяти от губернского города. Снова серые поля, овраги, леса… Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине Буйского уезда. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Глухомань порядочная. Говорят, Иван Сусанин родом из здешних мест. Село как село, сколько таких в России! Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосульки. Когда идешь по улице, ноги проваливаются в рыхлом снегу, оставляя глубокие следы, которые быстро заполняются мутной водой. Деревья с мокрыми стволами. Кажется, все отсырело — деревья, бревна изб, заборы. Слышно, как где-то кричат птицы. Должно быть, грачи. Им пора прилететь. Уже прошел день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.
Да, вот их сколько на березах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь, на тонких ветках, устроились в черных крупных гнездах, летают над землей и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.
Церковь Воскресения была построена в конце XVIII века. Колокольня со строенными кокошниками у основания остроконечного шатра. Белый храм с пятью небольшими куполами.
Саврасов пришел сюда, на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришел и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил все эти дни, и в Ярославле, и по пути в Кострому и Молвитино, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь, у околицы обычного, неприметного русского села, приобрело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько верст.
Но что особенного? Какой-то бесплотный, трухлявый снег со следами птиц, собак, лужицы и лужи талой воды, корявые, темно-белые стволы березок с содранной местами берестой, мокрые розоватые прутья кустов. Мокрый забор, мокрые покатые крыши, влажные, с оттаявшей наледью кирпичи колокольни. Небо в рваных облаках, и видны в них чистые разводы. И светящаяся голубизна мартовского дня. Хлопотливые неугомонные грачи кричат, вьются над своими гнездами на березках. Они вносят оживление в этот тихий уголок на задворках села. А за церковью — поля. Вот и все. Но разве не в этом характернейшие признаки русской весны, пробуждения природы?
Саврасов раскрыл этюдник, надел очки… Он работал быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Краски, их оттенки, тона и полутона, казалось, сами ложились на холст, и скоро на этюде появились искривленные березы с гнездами и грачами, снег и лужи, дома за забором, церковь с колокольней, облачное, с просинью небо. Алексей Кондратьевич отложил кисти и стал потирать свои длинные, слегка озябшие пальцы. Он долго смотрел на этюд и на все, что окружало его, что-то сравнивал, сопоставлял. Возникал, обретая четкие контуры, замысел будущей картины. Да, именно этот сюжет, именно эти березы, эти птицы, с которыми издревле на Руси связано представление о приходе весны. Только бы суметь передать неповторимость мартовского света, весеннего воздуха!
Он уехал из села Молвитина радостный, окрыленный, охваченный желанием поскорее начать работу над картиной.
— Ты доволен поездкой? — спросила его по возвращении в Ярославль Софья Карловна.
— Я и так вижу по твоему лицу. Ты улыбаешься…
Саврасов улыбался не так уж часто.
В начале мая 1871 года Саврасовы вернулись в Москву. Здесь Алексей Кондратьевич полностью закончил картину, которую назвал «Вот прилетели грачи».
В один из летних дней к нему приехал Павел Михайлович Третьяков. Он имел обыкновение объезжать мастерские художников, приобретая понравившиеся ему полотна. Худощавый, элегантно одетый, он по-дружески обнял Алексея Кондратьевича.
— Я слышал о ваших «Грачах», и мне не терпится взглянуть на них…
Саврасов провел гостя в соседнюю комнату, небольшую мастерскую, где на мольберте стояла готовая картина. Третьяков остановился в нескольких шагах и, слегка наклонив голову, обхватив локти руками, стал с пристальным вниманием изучать ее.
— Первоклассная вещь! — заговорил он после довольно продолжительного молчания. — Она излучает свет. Да-да, именно свет. Этот мартовский снег, воздух, березки и грачи… Весной пахнет! Поздравляю от всей души! Знаете, я охотно купил бы эту картину. Могу предложить вам за нее шестьсот рублей. Как, Алексей Кондратьевич, согласны? Сумма порядочная…
— Не смею вам отказать, Павел Михайлович, — сказал художник. — Деньги мне нужны… Особенно сейчас… Приходится платить за квартиру. Из казенной-то выселили… Для меня лестно, что «Грачи» будут находиться в вашем собрании. Не так давно вы приобрели «Печерский монастырь», а теперь хотите купить эту работу…
— Ну вот и прекрасно, — улыбнулся Павел Михайлович. — Значит, по рукам?
Цельность и гармоничность созданного Саврасовым образа весны тонко уловил и понял Крамской. Он был первым среди художников-профессионалов, кто по-настоящему осознал художественную силу этого необыкновенного пейзажа. Широко известен его отзыв о картине в письме к близкому ему Федору Васильеву, которого он называл «поэтом» и «музыкантом» в живописи: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов (приставший) и барон Клодт и И. И. (Шишкин. — О. Д.). Новее это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Тем самым вдохновитель передвижничества, замечательный мастер и теоретик искусства, еще тогда, в конце 1871 года, указал на то, что будет понято много, много лет спустя, — на неповторимость, единственность, уникальность таланта Саврасова.
В этом же письме Крамской продолжает интересное сравнение «Грачей» с полотнами Шишкина, в которых он не находит как раз этой «души». «Я думаю, — пишет Крамской, — что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом, в лучшем смысле, и только знает. Но у него нет тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе и которые особенно деятельны не тогда, когда заняты формой, а напротив, когда живой природы нет уже перед глазами, а остался в душе общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека, и когда настоящий художник, под впечатлением природы, обобщает свои инстинкты, думает пятнами и тонами и доводит их до того ясновидения, что стоит их только формулировать, чтобы его понять. Конечно, и Шишкина понимают: он очень ясно выражается и производит впечатление неотразимое, но что бы это было, если бы у него была еще струнка, которая могла бы обращаться в песню».
По сути Крамской впервые излагает здесь основные принципы лирического пейзажа, основоположником которого мы по праву называем Саврасова. Его «Грачам» суждено было открыть в русской живописи эту новую «струнку», обратить сам пейзаж в «песню». И сравнение с песней, с музыкой тоже далеко не случайно. «Пейзаж, — скажет ученик Саврасова Константин Коровин, — не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».
…Когда приближаешься к «Грачам», то охватывает удивление — какое маленькое полотно! Как все скромно, просто. И в то же время понимаешь: перед тобой чудо, открытие художника, великое творение.
Только весной, и именно в марте, в средней полосе России, льется с небесных высей такой чистый лазоревый свет, деревья, березы и осинки, будто после болезни, пробуждаются к жизни, стоят отсыревшие, мокрые, еще не набухли на их ветвях почки, но уже насыщены они живительным соком обновления. И пусть небо не ясное — и только над старой облезлой колокольней синеет просвет, все равно солнечное сияние проникает сквозь облака и высвечивает мартовский снег, зеленоватую остекленелость талой воды, белые стволы берез, забор, дома, пятиглавую церковь с шатровой колокольней…
И образ весны сливается с образом Родины. Уголок глухого русского села. Корявые березки с темными гнездами, серые строения, церковь, а смотришь на все это, смотришь вдаль — на поля, на широкую равнину — и словно встает перед тобой вся Россия…