что бальмонт считал основой лирики
Особенности поэтического языка Бальмонта
Зрелый период творчества Константина Бальмонта открывается сборником «Горящие здания», который был опубликован в 1900 году.
Константин Бальмонт знал множество языков и переводил поэтические произведения на русский язык. Он уделял внимание не только смысловой нагрузке слова, но и придавал словам фонетически привлекательный облик.
И для подтверждения истинности своих слов, он подбирает именно те слова и те конструкции, которые фонетически это доказывают: для подтверждения первой строки – выбрана такая конструкция, которая медленна при прочтении, а в последней строке – фонетика сама говорит за себя, слова, так сказать, поют, гневаются и нежны:
Звук неясный,
Безучастный,
Нет, не верю,
И в потерю
Утром рано,
Из тумана
И в каждой строке повторяются одни и те же согласные звуки:
И осветит,
И заметит
Ночью, скучно,
Однозвучно,
Верьте, верьте
Только смерти!
Утверждая образ сильного героя, «стихийного гения», «сверхчеловека», Бальмонт восторженно восклицает:
О, блаженство быть сильным и гордым
и вечно свободным!
«Альбатрос»
В этом и проявляется тяготение Бальмонта к крайностям, масштабу, категоричности, превосходству. Это отражается на лексике. Слово вечно употребляется поэтом 20 раз в сборнике, а ведь у этого слова весьма категоричная семантика. К примеру:
В мире согласный,
Вечно ясный
«Чёт и нечёт»
Для придания превосходства, крайнего, Бальмонт использует слово сверхземной 2 раза в сборнике:
Лирика Константина Бальмонта
Лирике талантливого и прославившегося поэта Бальмонта присуща острота ощущений и поиск впечатляющего мгновения, который хотелось бы облечь в слова и оставить в человеческой памяти навсегда.
В большинстве случаев тема и передача его лирики не зависит от самого предмета изображения поэзии. Константин Бальмонт относится к поэтам-символистам, которые широко использовали в своем творчестве импрессионистские приемы, передавая тонкие оттенки ощущений и чувств. Константин Бальмонт является одним из самых талантливых и одаренных поэтов-символистов, и признан мастером мелодического стиха. А его поэтическим прорывом называют второй сборник стихотворений «В безбрежности».
Особенности лирики Бальмонта
Особенность его поэзии в том, что ее можно назвать вечным поиском значимого и необычайно красивого мгновения для того, чтобы обратить внимание читателей на то, что жизнь каждого человека полна великолепных и запоминающихся моментов. Вряд ли у Бальмонта можно найти устойчивую систему образов, как у других поэтов, как никому другому, Бальмонту удалось возвысить в своей лирике переменчивость настроения, душевное непостоянство и пристальное внимание к быстропроходящим переживаниям и мироощущениям.
Его стихотворения «Безглагольность», «Уходящие тени», «Аккорды», «Грусть» знамениты обильным использованием внутренних рифм и аллитерации. Ключевым моментом лирики Бальмонта можно назвать своеобразное волшебством слов – это связано с той музыкальностью, которую поэт закладывал в их сочетание и лирический поток словесных перекличек в своих стихотворениях. Поэтому поэзию Бальмонта зачастую называют неустойчивой, имея ввиду, что композиция его стихотворений отличаются от привычной для остальных поэтов.
Замысел и мотивы лирики
Замысел и смысл его лирики проявляется в фиксации нюансов в стихотворении, и в нем зачастую отсутствует привлекающая к себе внимание кульминация и устойчивый эмоциональный накал. Поэт часто теряет в этом чувство меры, и жертвовал смысловым наполнением своего произведения ради созвучности слов и совершенной музыкальности. Основной фрагмент лирики Бальмонта – это очарование настроения и именно созданная им композиция стихотворения позволяет подчеркнуть любую деталь быстропроходящего переживания. Этим особо характерно знаменитое стихотворения «Осень» и «Влага», в которых очень четко выражена музыкальная композиция стихотворения и броские звуковые ассонансы.
Считается, что Бальмонт своим творчеством внес значимый вклад в совершенствование русского стиха и его техники и композиции. Лирика поэта наполнена умышленными повторами и излишне созвучными словами, однородными эпитетами, основным для поэта Бальмонта было – каким будет стихотворение на слух, ему была важна звуковая сочетаемость слов.
Таким образом, его увлечение к голой форме стихотворения привело к определенно степени разрушения его искусства, из-за этого многими его современниками чувствовалась несостоятельность его, как поэта. Бальмонт и его поэзия были далеки от передовых идей эпохи и убеждений, которые были ценны в то время. Но несмотря на это поэзия Бальмонта оказала значительное влияние на большинство поэтов Серебреного века.
«ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА К. БАЛЬМОНТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №10 ИМЕНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ДЕНЬ НАУКИ »
ТЕМА: « ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА К. БАЛЬМОНТА »
Широкобокова Александра Андреевна
Петрова Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
2. Глава первая «Серебряный век русской поэзии»…………. …с 6
3.Глава вторая «К. Бальмонт и символизм» …………………… с 9
4. Глава третья « В мастерской поэта»………………………….. с 12
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Константин Дмитриевич Бальмонт … Поэт, критик, переводчик. Многие его стихи остались в истории русской поэзии образцами жизнетворчества, примерами высокой музыкальности слова. Как поэт К. Бальмонт обрел известность, вскоре ставшую чрезвычайно широкой, в середине 90-х годов и в течение десятилетия, по словам В. Брюсова, «царил полновластно в нашей поэзии». Стихи Бальмонта, принадлежавшего к поколению «старших» символистов, привлекали внимание читателей страстной устремленностью к свету, к солнцу («Будем как Солнце!» – так называлась самая известная книга его стихов), удивительной музыкальностью, богатством звукозаписи, яркостью красок
Именно в этом заключается актуальность творчества К. Бальмонта в наши дни: в повседневных делах и заботах мы часто забываем о красоте, окружающей нас повсюду, забываем о том, что человек создан для добра и света. Поэзия – это музыка души, и чтобы услышать ее и понять сердцем, вникнуть в тайны ее волшебства, надо вчитаться в поэтические строчки, почувствовав их непревзойденную силу.
Для реализации цели нужно решить следующие задачи:
– понять суть такого течения, как символизм, роль и место Бальмонта в рамках этого направления;
– глубже вникнуть в тайны мастерства поэта, проанализировав несколько стихотворений;
– попытаться понять, почему поэзия как музыка слова вечна.
Исходя из этого моя работа, помимо введения, состоит из нескольких глав и заключения, в котором я попыталась подвести итоги своего небольшого исследования. В заключительной части проекта есть библиография, краткий обзор которой можно представить ниже.
«Серебряный век русской поэзии»
Новый век – воистину будет веком
Множество погибнет людей,
но еще больше родит их земля,
одолеет красота справедливость,
победят лучшие стремления человека
Серебряный век русской поэзии условно датируется с 1890 г. до рубежей 1920-1930-х годов, связанных с самоубийством Владимира Маяковского. Определение «серебряный» было основано на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называют «золотым веком» русской поэзии. Таким определением пользовались сами поэты той эпохи. Например, Анна Ахматова писала:
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Начало Серебряного века связано с появлением новых литературных направлений и объединений. Одним из таких направлений является символизм. Оно явилось в результате порождения глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис появился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. В силу этих факторов литература Серебряного века ставит не злобные социальные вопросы, а глобальные философские.
Основные черты символизма проявляются в индивидуализме, идеализме, осознании трагичности мира и кризиса русской действительности, романтических поисках смысла, содержательном и структурном единстве поэзии, преобладании общего над частным, тематической циклизации творчества каждого автора, поэтически-философских мифологемах (например, образы Софии и Вечной Женственности у В. Соловьева), образах-доминантах (например, образ метели, вьюги у А. Блока), игровом характере творчества и жизни [14].
К. Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэзии» писал: «Как определить точнее символическую поэзию? Это поэзия, в которой органически, не насильственно, сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота сливаются также легко и естественно, как в летнее утро воды реки гармонически слиты с солнечным светом. Однако несмотря на скрытый смысл того или другого символического произведения, непосредственное конкретное содержание всегда закончено само по себе, оно имеет в символической поэзии самостоятельно существование, богатое оттенками» [9]. Попробуем рассмотреть стихи поэта с точки зрения символизма.
«Константин Бальмонт и символизм»
Я – внезапный излом,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей
Размышляя о символизме, К.Бальмонт писал: «Символическая поэзия неразрывно связана с двумя другими разновидностями современного литературного творчества, известными под названием декадентства и импрессионизма.
Я чувствую себя совершенно бессильным строго разграничить эти оттенки, и думаю, что в действительности это невозможно и что, строго говоря, символизм, импрессионизм, декадентство суть не что иное, как психологическая лирика, меняющаяся в составных частях, но всегда единая в своей сущности. На самом деле, три эти течения то идут параллельно, то расходятся, то сливаются в один поток, но, во всяком случае, они стремятся в одном направлении и между ними нет того различия, какое существует между водами рек и водами океана. Однако, если бы непременно нужно было давать определение, я сказал бы, что импрессионист — это художник, говорящий намёками, субъективно пережитыми, и частичными указаниями воссоздающий в других впечатление виденного им целого. Я сказал бы также, что декадент, в истинном смысле этого слова, есть утончённый художник, гибнущий в силу своей утончённости. Как показывает самое слово, декаденты являются представителями эпохи упадка. Это люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого ещё не народившегося. Они видят, что вечерняя заря догорела, но рассвет ещё спит где-то, за гранью горизонта; оттого песни декадентов — песни сумерек и ночи. Они развенчивают всё старое, потому что оно потеряло душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предчувствуя новое, они, сами выросшие на старом, не в силах увидеть это новое воочию — потому в их настроении, рядом с самыми восторженными вспышками, так много самой больной тоски»[9].
« В мастерской поэта»
Что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения.
Но чтобы отдаваться каждому мгновению,
надо любить их все.
Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…», написанное в 1895 году, не является исключением.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня (1895) [6]
Между тем, речь в данном произведении идет совсем не о романтических, а о довольно прозаических вещах. В частности, автор рассказывает о своих творческих достижениях. Но делает это настолько виртуозно, что поначалу догадаться об истинном смысле произведения достаточно сложно. Свой приход в мир литературы Бальмонт описывает с некоторой долей иронии, отмечая: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». Однако в общем контексте стихотворения эта фраза указывает на то, что поэт уверенно шел к своей цели и мечтал добиться славы любой ценой. Правда честолюбивые помыслы смешивались и с романтическими побуждениями, ведь поэт признается в том, что «мечтою ловил уходящие тени», то есть пытался в своих стихах остановить убегающие мгновения жизни.
Тем не менее, Бальмонт признается, что у него были вполне определенные цели, которых он пытался достичь. «И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали».[9] Если выражаться образным языком символизма, то от вершин, к которым стремился поэт, у него действительно захватывало дух. Чем выше он поднимался по лестнице поэтического успеха, тем меньше внимания обращал на тех, кто пытается ему помещать своими недоброжелательными высказываниями. «И внизу подо мною уж ночь наступила», — именно так нелестно отзывается поэт о людях, которые пытались ему помешать стать знаменитым из чувства зависти или же мести. Но тот этап, когда слова недругов могли больно ранить поэта, остался в прошлом, так как чем ближе была заветная цель, тем ярче «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали»[6].
Однако ошибочно было бы предполагать, что за время своего творческого взлета Бальмонт пожинал лишь те плоды, зерна которых были брошены в благодатную почву его таланта в ранней юности. Поэт признается, что «узнал, как ловить уходящие тени», то есть отточил свое литературное мастерство настолько, что научился в стихах останавливать мгновения прошлого. И, продолжая свой путь, больше не оглядывался назад, в свое прошлое, где оставил обиды, разочарования и несбывшиеся мечты.
Рассмотрим еще одно стихотворение поэта с точки зрения его лексико- стилистических, грамматических и семантических особенностей. Это стихотворение « Я не знаю мудрости»
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей. Вас я не зову! (1902) [6]
«Миг» — знак, намек на то, что есть вечность, есть невидимый космос души.
Мимолетность возведена Бальмонтом в философский принцип. Человек существует только в данное мгновенье. В данный миг выявляется вся полнота его бытия. Слово, вещее слово, приходит только в этот миг и всего на миг. Большего не требуй. Живи этим мигом, ибо в нем истина, он — источник радости жизни и ее печали. О большем и не мечтай, художник, — только бы выхватить у вечности этот беглый миг и запечатлеть его в слове.
Эту изменчивость, зыбкую радужность, игру «каждой мимолетности» запечатлевает поэт.
Он брал материал всюду — любой, все, что могло ему пригодиться, — все мгновенно преображалось в стихи. Только что увиденное, давно услышанное, еще раньше узнанное смыкалось для того, чтобы выразить это мгновение. Пережить его, воплотить в слове и пойти дальше — к следующему мгновению. Истина открывается поэту только в это мгновение. Открывается и исчезает, уступая место новому открытию истины. Так череда этих мгновенных прикосновений к истине становится жизнью поэта. Высказанное слово от души, первый порыв — самый верный. Всякого рода поправки, коррективы он не будет вносить в рукопись, это только испортит ее.
« Как сложится песня, как получится, как выльется из сердца — этому и верь, поэт. В этом потоке было все — и свежая струя, и ил, и мусор, и грязь, и рыбы, и цветы, и пена, и донные течения. Длинноты, озарения, красноречие, высокая поэзия»[12].
А вот стихотворение «Песня без слов»
Ландыши, лютики. Ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье лучей.
Лес зеленеющий. Луг расцветающий.
Светлый свободный журчащий ручей.
День догорает. Закат загорается.
Шепотом, ропотом рощи полны.
Новый восторг воскресает для жителей
Сказочной светлой свободной страны.
Ветра вечернего вздох замирающий.
Полной Луны переменчивый лик.
Радость безумная. Грусть непонятная.
Миг неизбежного. Счастия миг. (1894) [10]
В 1894 году Бальмонт выпустил сборник «Под северным небом». В стихотворениях преобладали настроения, характерные для поколения 90-х. Лирический герой делился своими романтическими переживаниями, жаловался на безрадостность и унылость собственного существования. При этом литературные критики хвалили творчество Константина Дмитриевича Бальмонта за музыкальность и изящество формы. Кроме того, именно в этой книге нашли выражение декадентские идеи, которые Бальмонт начал пропагандировать одним из первых в России.
«Песня без слов» входит в сборник «Под северным небом». В стихотворении чувствуется сильнейшее влияние Фета. Сюжетно оно соотносится со знаменитой миниатюрой «Шёпот, робкое дыханье…»(1850). В основе обоих произведений – рассказ о любовном свидании. Поэты сознательно избегают изображения людей, сконцентрировавшись на передаче тончайших нюансов их чувств через описание природы. Также «Песню без слов» со стихотворением Фета объединяет обилие коротких назывных предложений. Стоит отметить, что русские символисты часто называли Афанасия Афанасиевича Фета в числе своих предтеч. Влияние его поэзии заметно в лирике не только К. Бальмонта, но и А. Блока, А. Белого, В. Брюсова.
В стихотворении К. Бальмонта «Воскликновение» есть следующие примечательные строки:
Из всех таинственный, кем столько песен спето,
Как на лугу цветов и звёзд с ночною тьмой,
Свирельник с именем лилейно-легким Фета,
Светильник твой погас, когда зажегся мой. [6]
В «Песне без слов» Бальмонту удалось добиться превосходного мелодического звучания. Достаточно взглянуть лишь на первую строфу, где при помощи обилия буквы «л» в словах поэту удается передать состояние неги.
Не только лирикой Фета вдохновлялся Константин Дмитриевич Бальмонт при работе над сборником «Под северным небом». Название «Песня без слов» возникло не случайно. Оно отсылает читателей к книге «Романсы без слов» (1874), считающейся лучшей в творчестве одного из основателей литературного импрессионизма и символизма Поля Верлена. В ней во главу угла поставлены попытки максимально усилить музыкальность поэтической речи. Ту же цель явно преследует Бальмонт, причем не только в «Песне без слов». Стоя у истоков русского символизма, поэт стремился к тому, чтобы смысл в лирике рождался через музыку. Это привело к изысканной звукописи, преобладанию прилагательных над глаголами, к тончайшей музыкальности его стихотворений.
Считается, что сон является неким переходным состоянием между бодрствованием и смертью, когда человек одновременно находится сразу в двух мирах. Именно в этот момент раздвигаются границы мироздания и открываются некие тайны. Пограничная черта между двумя мирами очень хрупка, поэтому люди далеко не всегда могут вспомнить то, что видели во сне. Но именно это состояние так любил поэт Константин Бальмонт, который в 1894 году написал удивительный по красоте сонет «Лунный свет»:
Когда луна сверкнет во мгле ночной
Своим серпом, блистательным и нежным,
Моя душа стремится в мир иной,
Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.
К лесам, к горам, к вершинам белоснежным
Я мчусь в мечтах; как будто дух больной,
Я бодрствую над миром безмятежным,
И сладко плачу, и дышу — луной.
Впиваю это бледное сиянье,
Как эльф, качаюсь в сетке из лучей,
Я слушаю, как говорит молчанье.
Людей родных мне далеко страданье,
Чужда мне вся земля с борьбой своей,
Я — облачко, я — ветерка дыханье [6]
Это стихотворение очень точно передает внутреннее состояние автора, у которого ночь и сон ассоциируются с полной луной. Ее появление на небосводе является своеобразным условным знаком, который оповещает о том, что начинается самый восхитительным и романтичных период суток. Автор признается, что именно в это время его «душа стремится в мир иной, пленяясь всем далеким, всем безбрежным»[6].
Во сне Константин Бальмонт, как и многие из нас, путешествует, любуясь лесами и реками. Они существуют лишь в его воображении, но от этого не утрачивают своей реалистичности и привлекательности. Душа поэта стремится к этим заоблачным далям, которые могут подарить ощущение настоящего счастья. «Я бодрствую над миром безмятежным, и сладко плачу, и дышу – луной», — отмечает Бальмонт [6].
Волшебство лунного света настолько притягательно, что под его воздействием автор забывает обо всем земном и материальном. Все повседневные заботы отходят на второй план, и поэт признается, что для него нет ничего дороже, чем «это бледное сиянье», которое ассоциируется со сказочными эльфами и серебряными нитями, запутавшимися в листьях деревьев. «Я слушаю, как говорит молчанье», — признается автор и наслаждается тем удивительным состоянием покоя, которое дарит ему сон.
На кого-то лунный свет действует как допинг, вызывая беспокойство и даже приступы агрессии. Однако поэт, наоборот, испытывает умиротворение и внутренне радуется тому, что даже по отношению к близким людям становится абсолютно равнодушен. «Чужда мне вся земля с борьбой своей», — подчеркивает автор. Это высвобождает внутренние силы и дает возможность жить дальше, не оглядываясь на прошлое. Поэтому неудивительно, что под воздействием лунного света Бальмонт перестает себя ощущать человеком в прямом смысле этого слова. «Я — облачко, я — ветерка дыханье», — убежден поэт, для которого подобная душевная и физическая легкость являются самым желанным состоянием [6]
Что к бальмонт считал основой лирики. Основные темы и мотивы лирики К
Необычная для России шотландская фамилия досталось ему благодаря дальнему предку — моряку, бросившему навсегда свой якорь у берегов Пушкина и Лермонтова. Творчество Бальмонта Константина Дмитриевича в советское время было предано забвению по понятным причинам. Стране серпа и молота не нужны были творцы, работавшие вне социалистического реализма, строки которых не вещали о борьбе, о героях войны и труда… Меж тем этот поэт, имеющий действительно могучий талант, чьи исключительно мелодичные стихотворения продолжали традицию чистой поэзии, писал стихи не для партий, а для людей.
«Творить всегда, творить везде…»
Наследие, которое оставил нам Бальмонт, достаточно объемно и впечатляюще: 35 сборников стихов и 20 книг прозы. Его стихи вызывали восхищение соотечественников легкостью слога автора. Константин Дмитриевич писал много, однако он никогда не «вымучивал из себя строк» и не занимался оптимизацией текста многочисленными правками. Его стихотворения всегда писались с первой попытки, в один присест. О том, как он создавал стихи, Бальмонт рассказал совершенно оригинально — стихотворением.
Вышесказанное не является преувеличением. Михаил Васильевич Сабашников, у которого поэт гостил в 1901 году, вспоминал, что десятки строк у него складывались в голове, и на бумагу он писал стихи сразу, без единой правки. На вопрос же о том, как ему это удается, Константин Дмитриевич отвечал с обезоруживающей улыбкой: «Ведь я же — поэт!»
Бальмонт: общая характеристика лирики
В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения — так называемого «старшего символизма».
Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в иерархии ценностей. Всеохватность, космизм индивидуалистических дерзаний, жажда всего коснуться, все испытать — постоянные приметы поэтического мышления Бальмонта. Его лирический герой не устает любоваться своей «многогранностью», стремится приобщиться к культурам всех времен и народов, принести хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря: Я хочу быть первым в мире, на земле и на воде, Я хочу цветов багряных, мною созданных везде.
(«Как испанец», из сб. «Горящие здания»)
Лирическому сознанию Бальмонта присущ своеобразный культ мгновения: его поэзия — неустанная погоня за «мигами красоты». В высшей степени поэту была свойственна способность смешивать разнородные впечатления. Образы его поэзии, как правило» мимолетны и неустойчивы. Поэта всегда привлекал не предмет изображения, а острота ощущений и многоцветье впечатлений, вызванных в его сознании той или иной гранью реальности. Бальмонт умел поэтически возвысить непостоянство, своеобразную ветреность настроений и вкусов, дробность своего мироощущения.
Основой лирики он считал «магию слов», под которой понимал прежде всего музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. Следствие такой позиции — неустойчивость, аморфность композиции стихотворения и отдельной строфы. В стихотворении как бы нет смыслового центра или эмоциональной кульминации; на первый взгляд случайное соединение отдельных фрагментов создает впечатление сиюминутной импровизации. Фиксация прихотливых нюансов настроения составляет часто предмет лирического высказывания Бальмонта.
Внимание к переменчивым состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало импрессионистскую поэтику Бальмонта. Поэт внес серьезный вклад в техническое совершенствование русского стиха. Он умело, хотя и излишне часто использовал аллитерации, ассонансы и разнообразные типы словесных повторов. Стихотворения Бальмонта воздействуют на слушателя не столько смыслом слов, сколько звуковой «ворожбой». Ради нужных ему звуков поэт готов был пожертвовать ясностью смысла, синтаксическим разнообразием и даже лексической сочетаемостью слов (как, например, в строчке «чуждый чарам черный челн»). Поэт часто использовал однородные эпитеты, вообще тяготел к многократному повторению грамматически или синтаксически однотипных конструкций, что порой придавало его стихам монотонность.
Ранний литературный дебют и сравнительно быстро достигнутая поэтом известность обусловили заметное, хотя и кратковременное влияние, которое его поэзия оказала на многих поэтов серебряного века.
Краткая характеристика творчества
Литературоведы, знатоки его творчества, говорят о становлении, расцвете и спаде уровня произведений, которые творил Бальмонт. Краткая биография и творчество указывают нам, впрочем, на удивительную работоспособность (писал он ежедневно и всегда по наитию).
Наиболее популярными сочинениями Бальмонта являются сборники стихотворений зрелого поэта «Только любовь», «Будем как солнце», «Горящие здания». Среди ранних произведений выделяется сборник «Тишина».
Творчество Бальмонта (кратко цитируя литературоведов начала XX века) при последующей общей тенденции к затуханию таланта автора (после трех вышеупомянутых сборников) имеет также ряд «просветов». Заслуживают внимания «Фейные сказки» — милые детские песенки, написанные в стиле, позже перенятом Корнеем Чуковским. Также интересны «чужестранные стихи», созданные под впечатлением от увиденного в путешествиях по Египту и Океании.
Биография. Детство
Его отец, Дмитрий Константинович, был земским врачом, а также владел поместьем. Мать, Вера Николаевна (в девичестве Лебедева), натура творческая, по признанию будущего поэта «сделала больше для воспитания любви к поэзии и к музыке», чем все последующие педагоги. Константин стал третьим сыном в семье, где всего было семеро детей, причем все — сыновья.
У Константина Дмитриевича было свое, особенное дао (восприятие жизни). Не случайно жизнь и творчество Бальмонта тесно связаны между собой. В него с детства было заложено мощное творческое начало, которое проявлялось в созерцательности миропонимания.
Ему с детства претило школярство и верноподданичество. Романтизм часто брал верх над здравым смыслом. Школу (Шуйскую мужскую Наследника Цесаревича Алексея гимназию) он так и не закончил, будучи отчисленным из 7 класса за участие в революционном кружке. Последний же школьный курс он закончил во Владимирской гимназии под круглосуточным надзором преподавателя. Лишь двух преподавателей он потом вспоминал с благодарностью: учителя истории и географии и учителя словесности.
Отучившись год в Московском университете, также был исключен за «организацию беспорядков», затем его отчислили и из Демидовского лицея в Ярославле…
Как видим, нелегко начинал свою поэтическую деятельность Константин Бальмонт. Биография и творчество его до сих пор являются предметом споров между литературоведами.
«Крестный отец» Владимир Короленко
В 1885 году будущего писателя перевели в гимназию во Владимире. Он опубликовал три своих стихотворения в «Живописном обозрении» — популярном тогда журнале Санкт-Петербурга. Литературный дебют Бальмонта прошел практически незамеченным.
В этот период состоялось знакомство Константина Бальмонта с писателем Владимиром Короленко. Позже поэт назвал его своим «крестным отцом». Короленко передали тетрадь, в которой были стихотворения Бальмонта и его переводы австрийского поэта Николауса Ленау.
Писатель подготовил для гимназиста Константина Бальмонта письмо с отзывом на его произведения, о начинающего поэта и дал несколько советов: сосредоточенно работать над своими текстами, искать собственную индивидуальность, а также «читать, учиться и, что еще важнее, — жить».
«Он писал мне, что у меня много красивых подробностей, успешно выхваченных из мира природы, что нужно сосредоточивать свое внимание, а не гоняться за каждым промелькнувшим мотыльком, что никак не нужно торопить свое чувство мыслью, а надо довериться бессознательной области души, которая незаметно накопляет свои наблюдения и сопоставления, и потом внезапно все это расцветает, как расцветает цветок после долгой невидной поры накопления своих сил».
В 1886 году Константин Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета. Но через год его исключили за участие в беспорядках и выслали в Шую.
К. Д. Бальмонт. Портрет работы Валентина Серова (1905)
Здание Московского государственного университета
Владимир Короленко. Фото: onk.su
Личность Бальмонта
Личность Константина Дмитриевича Бальмонта достаточно сложна. Он не был «таким как все». Эксклюзивность… Ее можно определить даже по портрету поэта, по его взгляду, по осанке. Сразу становится понятным: перед нами не подмастерье, а мэтр от поэзии. Его индивидуальность была ярка и харизматична. Это был удивительно органичный человек, жизнь и творчество Бальмонта похожи на единый вдохновенный порыв.
Самообразование
Как же молодой Бальмонт, став из-за верноподданичества системы образования изгоем, превратился в образованнейшего человека, идеолога нового литературного направления? Цитируя самого же Константина Дмитриевича, его разум однажды «зацепился» за одно чисто британское словцо – selfhelp (самопомощь). Самообразование. Оно и стало для Константина Дмитриевича трамплином в будущее…
Являясь по своему характеру настоящим тружеником пера, Константин Дмитриевич никогда не следовал никакой внешней системе, навязанной ему извне и чуждой его природе. Творчество Бальмонта полностью основывается на его страсти к самообразованию и открытости для впечатлений. Его привлекала литература, филология, история, философия, в которых он был настоящим специалистом. Он обожал путешествовать.
Нешаблонность самообразования
Нешаблонность самообразования определяет особенности творчества Бальмонта. Это был действительно человек, творящий словом. Поэт. И мир он воспринимал так же, как это может видеть поэт: не с помощью анализа и рассуждения, а полагаясь лишь на впечатления и ощущения. «Первое движение души – самое верное», — это правило, выработанное им самим, стало непреложным для всей его жизни. Оно его подняло в высь творчества, оно же и сгубило его талант.
Романтический герой Бальмонта в ранний период его творчества привержен христианским ценностям. Он, экспериментируя с сочетаниями различных звуков и мыслей, возводит «заветную часовню».
Впрочем, очевидно, что под влиянием своих путешествий 1896-1897 гг., а также переводов зарубежной поэзии Бальмонт постепенно приходит к иному миропониманию.
Следует признать, что со следования романтическому стилю русских поэтов 80-х гг. началось творчество Бальмонта, кратко оценивая которое, можно сказать, что он действительно стал основоположником символизма в русской поэзии. Знаковыми для периода становления поэта считаются стихотворные сборники «Тишина» и «В безбрежности».
Свои взгляды на символизм он изложил в 1900 году в статье «Элементарные слова о символической поэзии». Символисты, в отличие от реалистов, по мнению Бальмонта, — это не просто наблюдатели, это мыслители, глядящие в мир сквозь окно своей мечты. При этом Бальмонт считает в символической поэзии важнейшими принципами «скрытую отвлеченность» и «очевидную красоту».
По своему характеру не серой мышкой, а лидером был Бальмонт. Краткая биография и творчество подтверждают это. Харизма и природное стремление к свободе… Именно эти качества позволили ему на пике популярности «стать центром притяжения» для многочисленных обществ бальмонтистов России. По воспоминаниям Эренбурга (это было уже горадо позже), личность Бальмонта впечатляла даже заносчивых парижан из фешенебельного района Пасси.
«Брат моих мечтаний, поэт и волхв Валерий Брюсов»
В 1894 году вышел сборник стихов Константина Бальмонта «Под северным небом», и в этом же году на заседании Общества любителей западной литературы поэт познакомился с Валерием Брюсовым.
«Он впервые открыл в нашем стихе «уклоны», открыл возможности, которых никто не подозревал, небывалые перепевы гласных, переливающихся одна в другую, как капли влаги, как хрустальные звоны».
Оба поэта старались привнести европейские традиции в русскую поэзию, оба были символистами. Однако их общение, длившееся в общей сложности более четверти века, не всегда складывалось гладко: иногда вспыхивавшие конфликты приводили к долгим размолвкам, потом и Бальмонт, и Брюсов снова возобновляли творческие встречи и переписку. Многолетняя «дружба-вражда» сопровождалась множеством стихотворений, которые поэты посвящали друг другу.
Может: наши сны глубоки, Голос наш — векам завет, Как и ты, мы одиноки, Мы — пророки… Ты — поэт!
Валерий Брюсов «К.Д. Бальмонту»
В. Брюсов. Картина художника М. Врубеля
Константин Бальмонт
Валерий Брюсов
Новые крылья поэзии
Бальмонт влюбился в свою будущую вторую жену Екатерину Алексеевну Андрееву с первого взгляда. Этот этап в его жизни отражает сборник стихов «В безбрежности». Посвященные ей стихи многочисленны и оригинальны: «Черноглазая лань», «Отчего нас всегда опьяняет луна?», «Ночные цветы».
Влюбленные длительное время прожили в Европе, и затем, возвратясь в Москву, Бальмонт в 1898 г. выпускает в издательстве «Скорпион» собрание стихов «Тишина». В сборнике стихам предшествовал эпиграф, выбранный из сочинений Тютчева: «Есть некий час всемирного молчанья». Стихи в нем сгруппированы в 12 разделов, названных «лирическими поэмами». Константин Дмитриевич, вдохновленный теософским учением Блаватской, уже в этом собрании стихов заметно отходит от христианского миропонимания.
Понимание поэтом своей роли в искусстве
Сборник «Тишина» становится гранью, отличающей Бальмонта как поэта, исповедующего символизм. Развивая далее принятый вектор творчества, Константин Дмитриевич пишет статью, названную «Кальдероновской драмой личности», где косвенно обосновал свой отход от классической христианской модели. Это было сделано, как всегда, образно. Земную жизнь он считал «отпадением от светлого Первоисточника».
Иннокентий Федорович Анненский талантливо презентовал особенности творчества Бальмонта, его авторский стиль. Он считал, что «Я», написанное Бальмонтом, принципиально не указывает на принадлежность к поэту, оно – изначально обобществлено. Поэтому стих Константина Дмитриевича уникален своей проникновенной лиричностью, выраженной в ассоциировании себя с другими, которую читатель неизменно ощущает. Читая его стихи, кажется, что Бальмонт переполнен светом и энергией, которой он щедро делится с другими:
То, что Бальмонт презентует как оптимистическую самовлюбленность, на самом деле более альтруистично, чем феномен публичной демонстрации гордости поэтов своими заслугами, а также столь же публичного навешивания ими лавров самими себе.
Творчество Бальмонта, кратко говоря словами Анненского, насыщено заложенным в нем внутренним философским полемизмом, определяющим цельность мировосприятия. Последнее выражается в том, что Бальмонт хочет представить своему читателю событие всесторонне: и с позиций палача, и с позиций жертвы. У него нет однозначной оценки чего-либо, ему изначально характерен плюрализм мнений. Он пришел к нему благодаря своему таланту и трудолюбию, на целый век опередив то время, когда для развитых стран это стало нормой общественного сознания.
Анализ стихотворения «Осень» (К.Д. Бальмонт)
Анализ стихотворения «Осень» (К.Д. Бальмонт) только на первый взгляд покажется простым. Ведь оно довольно легкое и понятное. В нем удивительно чистые и ясные образы осени и природы. Но стоит немного больше углубиться в его смысл, прочитать мысль автора между строк, и станет понятно, что Бальмонт затрагивает сложную философскую тему.
«Осень» написано в 1899 году. Это последний год уходящего столетия, а так как поэт был символистом, то рубеж веков он считал временем, когда пора подводить итоги и думать об изменениях. Этот период можно считать творческим расцветом Бальмонта. И именно поэтому не стоит считать стихотворение слишком простым.
В стихотворении пересекаются темы изменений в природе и грядущей беды для людей в скором будущем. Главная мысль стихотворения в том, что совсем скоро природа отцветет, поэтому лирический герой тоскует о теплых днях, которые уже не вернутся.
Композиция произведения простая. Всего в трех четверостишиях кратко и емко передает Бальмонт грустное настроение читателям. Перед нами возникают картины поспевающей брусники, холодных дней, улетающих птиц и разноцветных деревьев. Все вокруг раскрашено в теплые цвета: от зеленого цвета травы до красного цвета ягод брусники. Но несмотря на такое разноцветие, лирическому герою все-таки очень грустно. Уже в первой строке мы читаем печаль, которую вызывают у него птичьи крики:
В сердце только грустнее.
Птицы кричат, напоминая о скором приходе холодов, вот и одолевает сердце автора грусть.
Во второй строфе соседствуют красота, радующая человеческий глаз и отлет птиц на юг. Они улетают «прочь», будто бы хотят сбежать от холодной и тоскливой осени, или от беды, подкрадывающейся вместе с осенними холодами.
В последней строфе образы солнца и осени как бы оживают под пером автора. Так, солнце с каждым днем смеется все реже и реже, видимо, тоже охваченное дурным предчувствием и грустью по уходящему лету. И вот-вот придет время осени, и она проснется. Но и сама осень грустит вместе с лирическим героем. И не просто грустит – она заплачет. Так природа и человек объединяются в ожидании холодов и страшных изменений.
Легкая пейзажная зарисовка Бальмонта, созданная с помощью символов и четырехстопного ямба, перерастает в философское стихотворение, предсказание. Вот и читатель начинает грустить вместе с природой и лирическим героем, а нужное настроение создается с помощью различных средств художественной выразительности, хотя их и не так много в тексте.
Особенную красоту стихотворению придают эпитеты «синее море», «в разноцветном уборе». Метафорой «все деревья блистают» передается читателю красота умирающей природы. А плач осени, одновременно являющийся и олицетворением, – это дожди, которые скоро станут частыми гостями у осенних дней. Олицетворениями богато все последнее четверостишие: «солнце … смеется», «осень проснется и заплачет». Так поэт делает природу живой, чувствующей.
Осень поэта наполнена тихими, шелестящими звукам дождя и опадающих листьев. Этого автор добивается с помощью аллитерации «с» и «ц».
Бальмонт не только предчувствует беду, но и сожалеет о прошедшем, как природа о лете. Это мы можем почувствовать благодаря образам улетающих птиц, уходит тепло, а цветы перестают благоухать.
Об осени писали многие поэты. Нет ничего удивительного в том, что она заставляет грустить лирического героя, ведь у многих из нас тоже возникает чувство утраты от созерцания прощальных картин природы. Но Бальмонт еще и завуалированно передал свою тревогу за будущее страны, а улетающие в теплые края птицы стали для него предвестниками и его скорого отъезда из России. Потому его сердце мучает непонятная пока еще тревога.
Солнечный гений
Творчество поэта Бальмонта уникально. По сути, Константин Дмитриевич чисто формально примыкал к различным течениям, дабы ему было удобней продвигать свои новые поэтические идеи, недостатка в которых он никогда не испытывал. В последнее десятилетие XIX века с творчеством поэта происходит метаморфоза: меланхоличность и мимолетность уступают место солнечному оптимизму.
Номинально же принято считать, что стиль, в котором Константин Дмитриевич писал стихи, относился к поэтическому течению символизма.
Если в более ранних стихах прослеживались настроения ницшеанства, то на пике развития таланта творчество Константина Бальмонта стало отличаться специфическим авторским оптимизмом и «солнечностью», «огненностью».
Александр Блок, являющийся также поэтом-символистом, представил яркую характеристику творчества Бальмонта того периода весьма лаконично, сказав, что оно столь же ярко и жизнеутверждающе, как и весна.
Пик творческих сил
Поэтический дар Бальмонта зазвучал впервые в полную силу в стихах из сборника «Горящие здания». В нем 131 стихотворение, написанное во время пребывания поэта в доме у Полякова С. В.
Все они, как утверждал поэт, были сочинены под влиянием «одного настроения» (по-другому и не мыслил Бальмонт творчество). «Стихотворение более не должно быть минорным!» — решил Бальмонт. Начиная с этого сборника, он окончательно отошел от декадентства. Поэт, смело экспериментируя с сочетаниями звуков, красок и мыслей, создавал «лирику современной души», «души разорванной», «убогой, уродливой».
В это время он находился в тесном общении с петербургской богемой. Екатерина Алексеевна знала одну слабость за своим супругом. Ему нельзя было пить вино. Хотя Константин Дмитриевич был крепкого жилистого телосложения, его нервная система (очевидно, надорванная в детстве и в молодости) «срабатывала» неадекватно. После вина его «несло» по публичным домам. Однако в результате он оказывался в совершенно жалком состоянии: валяющимся на полу и парализованным глубокой истерикой. Это не раз случалось во время работы над «Горящими зданиями», когда он был в компании с Балтрушайтисом и Поляковым.
Нужно отдать должное Екатерине Алексеевне, земному ангелу-хранителю своего супруга. Она понимала сущность своего мужа, которого считала честнейшим и искреннейшим и у которого, к ее огорчению, случались романы. Например, как с Дагни Кристенсен в Париже, ей посвящены стихи «Солнце удалилось», «Из рода королей». Показательно, что роман с норвежкой, которая работала петербуржским корреспондентом, закончился со стороны Бальмонта так же резко, как и начался. Ведь сердце его все-таки принадлежало одной женщине – Екатерине Андреевне, Беатриче, как он ее называл.
В 1903 году Константином Дмитриевичем с трудом был издан сборник «Будем как солнце», написанный в 1901-1902 годах. В нем чувствуется рука мастера. Заметим, что сквозь цензуру не прошло порядка 10 произведений. Творчество поэта Бальмонта, по мнению цензоров, стало излишне чувственным и эротичным.
Литературоведы же считают, что это собрание сочинений, представляющее читателям космогоническую модель мира, является свидетельством нового, наивысшего уровня развития поэта. Находясь на грани психического излома, работая над предыдущим сборником, Константин Дмитриевич, похоже, понял, что «бунтом жить» невозможно. Поэт ищет истину на стыке индуизма, язычества и христианства. Он выражает свое поклонение стихийным объектам: огню («Гимн огню»), ветру («Ветер»), океану («Воззвание к океану»). В том же 1903 году издательством «Гриф» издан третий сборник, венчающий пик творчества Бальмонта, «Только любовь. Семицветник».
LiveInternetLiveInternet
Константин Дмитриевич Бальмонт
Я был вам звенящей струной, Я был вам цветущей весной, Но вы не хотели цветов, И вы не расслышали слов.
Я был вам призывом к борьбе, Для вас я забыл о себе, Но вы, не увидев огня, Оставили молча меня.
Когда ж вы порвали струну, Когда растоптали весну, Вы мне говорите, что вот Он звонко, он нежно поет.
Но если еще я пою, Я помню лишь душу мою, Для вас же давно я погас, Довольно, довольно мне вас.
Стихотворение «Довольно» имеет весьма интересную историю создания. Как пишет в мемуарах Е. А. Андреева, вторая жена К. Д. Бальмонта, оно представляет собой быструю гневную импровизацию на поведение слушателей.
Екатерина Андреева
Выступая на лекции по современной поэзии перед русскими слушателями в Париже в 1903 году, Константин Дмитриевич прочел стихи К. К. Случевского, но был освистан. Публика не пожелала слушать произведения человека, который служил редактором Правительственного вестника, издававшегося при Главном управлении по делам печати. Эта организация считалась высшим цензурным органом в дореволюционной России. Бальмонт рассердился и спросил у публики, чего же она хочет: «Некрасова. – Но он был картежник, Фет – помещик, Толстой – граф», — вспоминает Екатерина Алексеевна. Однако слушатели попросили поэта читать собственные стихи, на что тот разразился следующими строками:
Я был вам звенящей струной, Я был вам цветущей весной, Но вы не хотели цветов, И вы не расслышали слов.
За резкими речами поэта публика не почувствовала шпильки в свой адрес, поэтому встретила эпиграмму бурными овациями. Затем стихотворение появилось в шестом номере журнала «Новая жизнь» без заглавия.
У произведения «Довольно» весьма простая композиция. Четырехстопный ямб, парные рифмы вида aabb с мужскими окончаниями создают резкий, почти маршевый ритм. Частые повторы свистящих звуков («струной», «оставили», «растоптали», «погас») делают строки звонкими и хлесткими, что и требовалось, чтобы пристыдить снобистскую публику.
Как и во многих других произведениях, центральной фигурой выступает персона самого автора. Поэт-светоч, чье высокое предназначение – зажигать сердца людей пламенными стихами, оказался недооцененным:
Но вы, не увидев огня, Оставили молча меня.
Лирический герой разочарован толпой, он отворачивается от неблагодарных людей, провозглашая отныне только собственную душу источником вдохновения. В этом чувстве он близок герою произведения А. С. Пушкина «Поэт и толпа», которое так же высмеивает низменные требования непосвященных к поэтическому таланту.
И пушкинский герой, и творец Бальмонта показывают себя гордыми и надменными носителями чудесного дара, но не желают делиться им с чернью. Стихи поэтов перекликаются:
И толковала чернь тупая: Зачем так звучно он поет? (А. С. Пушкин)
Когда растоптали весну, Вы мне говорите, что вот, Он звонко, он нежно поет. (К. Д. Бальмонт)
Таким образом, на примере произведения «Довольно» читатель может убедиться, что во все времена творцы сталкиваются с одними и теми же проблемами, непониманием и невежеством толпы.