что автор текста называет главным принципом демократии
Что автор текста называет главным принципом демократии
Автор пишет о необходимом условии формирования гражданского общества. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три предпосылки формирования гражданского общества.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Есть немалые различия между борьбой за демократизацию общественно-государственных порядков в странах «реального социализма», в условиях военно-диктаторских режимов (Греция, Испания, Бразилия) или в такой стране «блокированной демократии», как Италия. Однако с более общей исторической точки зрения речь идёт как бы об одном потоке. Сливаясь и переплетаясь, две тенденции политической деятельности — которые условно можно обозначить как «правая» (неоконсервативная) и «левая» (радикал-демократическая) — дали жизнь беспримерно широкому социальному экспериментированию в «пространствах» гражданского общества. 70–80-е г. стали временем возникновения новых общественных движений, необычных форм общественно-политической мобилизации, развития так называемого третьего или альтернативного сектора экономики (предпринимательство без цели получения наживы, сети самопомощи и многое другое), разработки — нередко с последующим законодательным оформлением — принципиально новых социально-этических норм и т. д.
Итог такого развития, предстающий взору в 90-е гг. после поражения Р. Рейгана и М. Тэтчер, после распада СССР и конца «биполярного мира», весьма специфичен и, похоже, пока не получил удовлетворительного концептуального оформления. С одной стороны, государство не только консолидировало, но и расширило свои «завоевания» на «территории» гражданского общества (фактически сохранив структуры «социального государства» и дополнив их нормами и механизмами контроля над гражданами, например, ради противостояния терроризму, проведя мероприятия по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы). С другой — гражданское общество энергично вторгается в пределы государства, навязывая ему институционализацию совершенно новых ценностей и норм.
Можно сказать, что гражданское общество тем самым лишь выполняет свои «естественные» функции: выявлять вызревающие в недрах общества запросы и транслировать их на уровень государственных институтов, обеспечивать первичную общественную мобилизацию в их поддержку. Демократия и гражданское общество между тем далеко не одно и то же.
Демократия с её стержневым принципом главенствования большинства представляет собой свод процедур, позволяющих устанавливать «правила игры», в которых этот принцип реализуется. В этом смысле демократия может быть установлена и там, где гражданского общества не существует (избитый пример — введение американцами демократического конституционного строя в Японии). Гражданское же общество нигде и никому не дано было «учредить». Оно вырастает — постепенно и спонтанно — из корней, которые лишь отчасти можно описать в функционально-институциональных терминах. Один из важнейших критериев наличия — или отсутствия — в данном социуме условий для развития гражданского общества — это его способность к самоорганизации.
Что автор текста называет главным принципом демократии? Назовите любые два проявления деятельности гражданского общества в Европе в 1970-80-е годы, которые приводит автор. Какое важнейшее условие формирования гражданского общества называет автор?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например:
— принцип главенствования большинства;
2) ответ на второй вопрос, например:
— возникновение новых общественных движений;
— возникновение необычных форм общественно-политической мобилизации;
— разработка принципиально новых социально-этических норм;
— развитие так называемого третьего или альтернативного сектора экономики;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых двух проявлений из упомянутых в тексте.)
3) ответ на третий вопрос, например:
— способность общества к самоорганизации.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Что автор текста называет главным принципом демократии
Что автор текста называет главным принципом демократии? Назовите любые два проявления деятельности гражданского общества в Европе в 1970-80-е годы, которые приводит автор. Какое важнейшее условие формирования гражданского общества называет автор?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Есть немалые различия между борьбой за демократизацию общественно-государственных порядков в странах «реального социализма», в условиях военно-диктаторских режимов (Греция, Испания, Бразилия) или в такой стране «блокированной демократии», как Италия. Однако с более общей исторической точки зрения речь идёт как бы об одном потоке. Сливаясь и переплетаясь, две тенденции политической деятельности — которые условно можно обозначить как «правая» (неоконсервативная) и «левая» (радикал-демократическая) — дали жизнь беспримерно широкому социальному экспериментированию в «пространствах» гражданского общества. 70–80-е г. стали временем возникновения новых общественных движений, необычных форм общественно-политической мобилизации, развития так называемого третьего или альтернативного сектора экономики (предпринимательство без цели получения наживы, сети самопомощи и многое другое), разработки — нередко с последующим законодательным оформлением — принципиально новых социально-этических норм и т. д.
Итог такого развития, предстающий взору в 90-е гг. после поражения Р. Рейгана и М. Тэтчер, после распада СССР и конца «биполярного мира», весьма специфичен и, похоже, пока не получил удовлетворительного концептуального оформления. С одной стороны, государство не только консолидировало, но и расширило свои «завоевания» на «территории» гражданского общества (фактически сохранив структуры «социального государства» и дополнив их нормами и механизмами контроля над гражданами, например, ради противостояния терроризму, проведя мероприятия по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы). С другой — гражданское общество энергично вторгается в пределы государства, навязывая ему институционализацию совершенно новых ценностей и норм.
Можно сказать, что гражданское общество тем самым лишь выполняет свои «естественные» функции: выявлять вызревающие в недрах общества запросы и транслировать их на уровень государственных институтов, обеспечивать первичную общественную мобилизацию в их поддержку. Демократия и гражданское общество между тем далеко не одно и то же.
Демократия с её стержневым принципом главенствования большинства представляет собой свод процедур, позволяющих устанавливать «правила игры», в которых этот принцип реализуется. В этом смысле демократия может быть установлена и там, где гражданского общества не существует (избитый пример — введение американцами демократического конституционного строя в Японии). Гражданское же общество нигде и никому не дано было «учредить». Оно вырастает — постепенно и спонтанно — из корней, которые лишь отчасти можно описать в функционально-институциональных терминах. Один из важнейших критериев наличия — или отсутствия — в данном социуме условий для развития гражданского общества — это его способность к самоорганизации.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «демократический режим». Какие две главные тенденции политической деятельности в период формирования институтов гражданского общества называет автор? Какие примеры проявления консолидации государства и гражданского общества приводит автор? Назовите два любых проявления.
В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) объяснение, например:
— Демократический режим — один из видов политических режимов, при котором граждане участвуют в осуществлении государственной власти, принимая решения большинством с учётом интересов меньшинства;
(Может быть дано другое объяснение.)
2) ответ на первый вопрос:
— «правая» (неоконсервативная); «левая» (радикал-демократическая);
3) ответ на второй вопрос:
— сохранение структур «социального государства»;
— создание норм и механизмов контроля над гражданами, например, ради противостояния терроризму,
— проведение мероприятий по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы.
(Ответ на первый вопрос засчитывается только в случае указания обеих тенденций из упомянутых в тексте.
Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания двух любых проявлений, приведённых в тексте.)
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Что автор текста называет главным принципом демократии
Какие естественные функции гражданского общества называет автор? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждую из этих функций (сначала указывайте функцию, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют).
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Есть немалые различия между борьбой за демократизацию общественно-государственных порядков в странах «реального социализма», в условиях военно-диктаторских режимов (Греция, Испания, Бразилия) или в такой стране «блокированной демократии», как Италия. Однако с более общей исторической точки зрения речь идёт как бы об одном потоке. Сливаясь и переплетаясь, две тенденции политической деятельности — которые условно можно обозначить как «правая» (неоконсервативная) и «левая» (радикал-демократическая) — дали жизнь беспримерно широкому социальному экспериментированию в «пространствах» гражданского общества. 70–80-е г. стали временем возникновения новых общественных движений, необычных форм общественно-политической мобилизации, развития так называемого третьего или альтернативного сектора экономики (предпринимательство без цели получения наживы, сети самопомощи и многое другое), разработки — нередко с последующим законодательным оформлением — принципиально новых социально-этических норм и т. д.
Итог такого развития, предстающий взору в 90-е гг. после поражения Р. Рейгана и М. Тэтчер, после распада СССР и конца «биполярного мира», весьма специфичен и, похоже, пока не получил удовлетворительного концептуального оформления. С одной стороны, государство не только консолидировало, но и расширило свои «завоевания» на «территории» гражданского общества (фактически сохранив структуры «социального государства» и дополнив их нормами и механизмами контроля над гражданами, например, ради противостояния терроризму, проведя мероприятия по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы). С другой — гражданское общество энергично вторгается в пределы государства, навязывая ему институционализацию совершенно новых ценностей и норм.
Можно сказать, что гражданское общество тем самым лишь выполняет свои «естественные» функции: выявлять вызревающие в недрах общества запросы и транслировать их на уровень государственных институтов, обеспечивать первичную общественную мобилизацию в их поддержку. Демократия и гражданское общество между тем далеко не одно и то же.
Демократия с её стержневым принципом главенствования большинства представляет собой свод процедур, позволяющих устанавливать «правила игры», в которых этот принцип реализуется. В этом смысле демократия может быть установлена и там, где гражданского общества не существует (избитый пример — введение американцами демократического конституционного строя в Японии). Гражданское же общество нигде и никому не дано было «учредить». Оно вырастает — постепенно и спонтанно — из корней, которые лишь отчасти можно описать в функционально-институциональных терминах. Один из важнейших критериев наличия — или отсутствия — в данном социуме условий для развития гражданского общества — это его способность к самоорганизации.
Что автор текста называет главным принципом демократии? Назовите любые два проявления деятельности гражданского общества в Европе в 1970-80-е годы, которые приводит автор. Какое важнейшее условие формирования гражданского общества называет автор?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например:
— принцип главенствования большинства;
2) ответ на второй вопрос, например:
— возникновение новых общественных движений;
— возникновение необычных форм общественно-политической мобилизации;
— разработка принципиально новых социально-этических норм;
— развитие так называемого третьего или альтернативного сектора экономики;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых двух проявлений из упомянутых в тексте.)
3) ответ на третий вопрос, например:
— способность общества к самоорганизации.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Что автор текста называет главным принципом демократии
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «демократический режим». Какие две главные тенденции политической деятельности в период формирования институтов гражданского общества называет автор? Какие примеры проявления консолидации государства и гражданского общества приводит автор? Назовите два любых проявления.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Есть немалые различия между борьбой за демократизацию общественно-государственных порядков в странах «реального социализма», в условиях военно-диктаторских режимов (Греция, Испания, Бразилия) или в такой стране «блокированной демократии», как Италия. Однако с более общей исторической точки зрения речь идёт как бы об одном потоке. Сливаясь и переплетаясь, две тенденции политической деятельности — которые условно можно обозначить как «правая» (неоконсервативная) и «левая» (радикал-демократическая) — дали жизнь беспримерно широкому социальному экспериментированию в «пространствах» гражданского общества. 70–80-е г. стали временем возникновения новых общественных движений, необычных форм общественно-политической мобилизации, развития так называемого третьего или альтернативного сектора экономики (предпринимательство без цели получения наживы, сети самопомощи и многое другое), разработки — нередко с последующим законодательным оформлением — принципиально новых социально-этических норм и т. д.
Итог такого развития, предстающий взору в 90-е гг. после поражения Р. Рейгана и М. Тэтчер, после распада СССР и конца «биполярного мира», весьма специфичен и, похоже, пока не получил удовлетворительного концептуального оформления. С одной стороны, государство не только консолидировало, но и расширило свои «завоевания» на «территории» гражданского общества (фактически сохранив структуры «социального государства» и дополнив их нормами и механизмами контроля над гражданами, например, ради противостояния терроризму, проведя мероприятия по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы). С другой — гражданское общество энергично вторгается в пределы государства, навязывая ему институционализацию совершенно новых ценностей и норм.
Можно сказать, что гражданское общество тем самым лишь выполняет свои «естественные» функции: выявлять вызревающие в недрах общества запросы и транслировать их на уровень государственных институтов, обеспечивать первичную общественную мобилизацию в их поддержку. Демократия и гражданское общество между тем далеко не одно и то же.
Демократия с её стержневым принципом главенствования большинства представляет собой свод процедур, позволяющих устанавливать «правила игры», в которых этот принцип реализуется. В этом смысле демократия может быть установлена и там, где гражданского общества не существует (избитый пример — введение американцами демократического конституционного строя в Японии). Гражданское же общество нигде и никому не дано было «учредить». Оно вырастает — постепенно и спонтанно — из корней, которые лишь отчасти можно описать в функционально-институциональных терминах. Один из важнейших критериев наличия — или отсутствия — в данном социуме условий для развития гражданского общества — это его способность к самоорганизации.
Что автор текста называет главным принципом демократии
Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя))?
Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.
Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.