что автор называет социальным статусом какие три вида
Что автор называет социальным статусом какие три вида
Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение.
Некоторые статусы даны от рождения. Такие статусы называются приписанными (предписанными).
Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.
Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.
Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.
Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.
Что автор называет социальным статусом какие три вида
Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли? Как происходит усвоение социальных ролей? Каково место социального контроля в этом процессе? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение.
Некоторые статусы даны от рождения. Такие статусы называются приписанными (предписанными).
Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.
Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.
Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.
Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.
Что автор называет социальным статусом какие три вида
Предположите, от чего зависит выбор человеком своего главного статуса. Используя текст и факты общественной жизни, выскажите два предположения и кратко поясните каждое из них.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение.
Некоторые статусы даны от рождения. Такие статусы называются приписанными (предписанными).
Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.
Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.
Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.
Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.
Что автор называет социальным статусом какие три вида
На примере роли ученика школы проиллюстрируйте два ролевых ожидания (формальное и неформальное) и две санкции (формальную и неформальную).
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение.
Некоторые статусы даны от рождения. Такие статусы называются приписанными (предписанными).
Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.
Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.
Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.
Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.
Что автор называет социальным статусом какие три вида
Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социальные роли — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.
Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. (. ) Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. (. )
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.
В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».
Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был под¬черкнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.
Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.
(. ) «Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.
Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.