что автор думает о леонардо да винчи
Феномен Леонардо да Винчи
От третьей жены сеньор Пьеро имел девять сыновей и двух дочерей, но никто из них не блистал «ни умо, ни мечом».
В 1466 году, в 14-летнем возрасте, Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Вероккьо. Удивительно: 20 лет от роду он был уже провозглашен мастером. Леонардо брался за многие предметы, но, начав изучать их, скоро бросал. Можно сказать, что больше всего он учился у себя самого. Не обошел своим вниманием и музыку, в совершенстве овладев игрой на лире.
Современники вспоминают, что он «божественно пел свои импровизации». Однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошел всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовико Сфорца, что «очаровал» его на всю жизнь.
Леонардо, кажется, не был ребенком своих родителей, не был он флорентийцем и итальянцем, да и был ли он земным человеком? Этот супергений начала итальянского Возрождения настолько странен, что вызывает у ученых не просто изумление, а почти благоговение, смешанное с растерянностью. Даже общий обзор его возможностей повергает исследователей в шок: ну не может человек, имей он хоть семь пядей во лбу, быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, ученым, провидцем, одним из лучших в свое время певцов, пловцом, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором, модельером и т.д. Поражают и его внешние данные: Леонардо был высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом сверхчеловечески силен (правой рукой — будучи левшой! — мог смять подкову).
В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще. Леонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия. Он не любил и не ненавидел, а понимал, поэтому не только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле (помогал, например, завоеваниям чудовищного ЧезареБорджиа), к безобразному и прекрасному, которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее. Наконец, по свидетельству современников, Леонардо был бисексуалом. Сегодня трудно точно судить, почему он сначала «изучал» науку любви с флорентийскими дамами, млевшими от этого красавца и умницы, а затем сосредоточился на гомосексуальных отношениях. Существует документ-донос, в котором именно да Винчи обвиняется в запрещенном тогда гомосексуализме. Аноним обвиняет его и еще трех мужчин в активной содомии над неким Джакопо Салтарелли, 17 лет, братом ювелира.
Был ли он человеком? Способности и возможности Леонардо являлись, несомненно, сверхъестественными. Например в «Дневниках» да Винчи имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было располагать по меньшей мере материалами замедленной киносъемки! Он вел очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на «ты», отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: «прикажи показать тебе. », «ты должен показать в своем сочинении. », «прикажи сделать две дорожные сумки. » Складывается впечатление, что в да Винчи жили как бы две личности: одна — всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая — невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками.
Ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, возможно, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его знаменитые «Пророчества» (вначале — серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым, либо сейчас являются нашим настоящим.
Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время! Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).
Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время. Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это — сохранился соответствующий рисунок). Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Что он с ней делал? Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.
Странным образом даже занятия Леонардо живописью кажутся со временем все менее и менее значительными. Не будем говорить о его шедеврах, известных всему миру, скажем только об одном, хранящемся в Виндзоре удивительном рисунке, изображающем какое-то неземное существо. Черты лица этого существа повреждены от времени, но можно угадать их поразительную красоту. В этом рисунке привлекают внимание огромные и очень широко расставленные глаза. Это не ошибка художника, а сознательный расчет: именно эти глаза производят парализующее впечатление.
Принято считать, что это изображенная художником Беатриче великого поэта Данте, но земные женщины анатомически не бывают такими.
В Королевской библиотеке Турина хранится знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи — «Портрет самого себя в преклонном возрасте». Он не датирован, но, как полагают эксперты, был написан около 1512 года. Это очень странный портрет: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица Леонардо совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает дряхлым стариком, измученным жизнью, и т.д.
Большинству людей гений известен как создатель бессмертных художественных шедевров. Но его ближайший друг Фра Пиетроделла Новеллара замечает: «Занятия математикой настолько отдалили его отживописи, что один только вид кисти приводит его в бешенство».
И еще он был прекрасным фокусником (современники говорили откровеннее — маг). Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой были положены на два стакана, не разбив ниодин из них; наносил на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становилась черной. Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в том, будто он служил «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, — механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.
До самой смерти да Винчи был чрезвычайно активен, много ездил. Так, с 1513 по 1519 год он попеременно жил в Риме, Павии, Болонье, Франции, где и умер, по преданию, 2 мая 1519 года на руках короля Франциска I, прося прощения у Бога и людей, что «не сделал для искусства всего, что мог бы сделать».
Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев итальянского Возрождения, что и отдаленно не соответствует истине. Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всем! Кем же он был.
В этом и состоит наибольшая загадка. Одни современные исследователи считают Леонардо посланцем инопланетных цивилизаций, другие — путешественником во времени из отдаленного будущего, третьи — жителем параллельного, более развитого, чем наш, мира. Кажется, последнее предположение наиболее правдоподобно: слишком хорошо знал да Винчи мирские дела и грядущее, которое ждет человечество, которым он сам был мало озабочен.
Бритва
В один прекрасный день, когда Бритва выскользнула из своей ручки, что служит ей ножнами, и легла на подоконник, увидела она, как солнце заиграло на её теле. И, узрев себя в этом сиянии, великою гордостью преисполнилась она и так молвила сама себе, уничижая своё ремесло: «Никогда не возвращусь я в цирюльню! Да хранят боги от такого унижения мою сияющую красоту! Что за бессмыслица ползать по намыленным подбородкам глупых крестьян? Низкая работа! Для того ли сотворено моё тело? Клянусь богами, нет! Спрячусь-ка я в укромное местечко и проведу там свою жизнь в тишине и покое».
Так она и поступила. Проведя некоторое время в своём убежище, Бритва в один прекрасный день вновь вышла на свет божий. Но тут, о ужас, она узрела, что стала похожа на старую заржавленную пилу. Солнце уже не играло на её нечистом теле. Бесполезно было теперь её раскаянье и напрасны причитания. «О, я поступила бы умнее, — стонала она, — когда отдала бы своё острое, а ныне, увы, погубленное лезвие в услужение цирюльнику! Куда девалось моё блестящее тело?! Горе мне, эта отвратительная ржавчина коварно разъела его!»
То же самое ожидает всех, кто предастся безделью, вместо того чтобы работать. Они погубят остроту своего ума, ржавчина источит его.
Огниво и кремень
Кремень был несказанно удивлён, когда Огниво начало осыпать его ударами, и обиженно молвил: «Кто дал тебе право так поступать со мною? Кто ты такой? Перестань, мне больно!»
«Потерпи, дружок, — ответствовало Огниво, — и ты увидишь, какие чудеса воспоследуют от моих ударов». Вняв увещанию, Кремень собрал все свои силы и стал терпеливо переносить мучения. И вот он увидел, как из него посыпались искры, а из искр образовался огонь; он узрел, как действовала чудесная сила огня и какие новые чудеса она порождала.
Смысл символа раскрою я вам незамедлительно: это — учение.
Вначале ученик трепещет и отворачивается от учения. Но через малое время он берёт себя в руки и с великим терпением и примерным старанием совершает свою тяжёлую работу. Так становится учение великой силою и порождает чудеса.
Легкомысленная бабочка
Пёстрая ночная Бабочка кружилась и порхала в темноте, когда вдруг перед её взором возник столб света, к которому она тут же направила свой полёт. Кружась в некотором отдалении от него, она много дивилась его сияющей красоте, потом, не довольствуясь этим, порешила она приступиться к нему так же, как делала это с благоухающими цветами, и смело направила свой полёт к самому светильнику. Однако сияющий свет тут же пожрал краешки её крыльев и кончики её ножек, и она, упав к подножью светильника, в великом удивлении размышляла о случившемся и никак не могла уразуметь, как от такой чудесной красоты могло произойти что-либо дурное или пагубное. А потому, собравшись несколько с силами и взлетев, вновь устремилась она в самый центр сияния и, обгоревшая, упала в масло, питающее этот светильник. Оставалось в ней ровно столько жизни, чтобы успеть сказать, обращаясь к виновнику своей гибели: «О проклятый свет! Я предполагала найти в тебе своё счастье, а теперь я оплакиваю своё безрассудное желание: гибель моя открыла мне глаза на твою губительную, всепожирающую сущность». На что Свет ответствовал ей: «Так поступаю я с каждым, кто не умеет разумно обращаться со мною».
Афоризмы Леонардо да Винчи
Слава в руках труда.
Только с пользою прожитая жизнь долга.
О сонливец! Чего достигаешь ты дрёмою? Сон подобен смерти. Зачем же, будучи живым, низводишь ты себя на положение мёртвого? Зачем не создаёшь такого произведения, которое и после смерти твоей делало бы тебя живым среди живущих?
Где умирает надежда, там возникает пустота.
Вред приносишь ты, если хвалишь, но ещё больше вреда, если порицаешь то, в чём сам мало смыслишь. Кто не наказывает порока, тот его пособник.
Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе.
Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою.
Когда всходит солнце и для всех разгоняет мрак, ты гасишь светильник, который разгонял мрак для одного тебя.
Художник, который рисует так, как видит глаз, без участия разума, напоминает зеркало, которое отражает любой поставленный перед ним предмет, не познавая его.
Леонардо да Винчи: гость из будущего или обыкновенный гений?
Леонардо да Винчи – величайшая фигура эпохи Возрождения. Но мало кто знает, что живописец также обладал даром предсказателя. Кем на самом деле был Леонардо да Винчи – гостем из будущего или обыкновенным гением? Какие пророчества он зашифровал в своих картинах? И с чем секрет таинственной улыбки Моны Лизы? Все ответы в новом выпуске программы «Секретные материалы».
«Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо», – Леонардо да Винчи.
В 2019 году весь мир отметил 500 лет со дня смерти великого гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Он был гениален во всем: современники даже считали его магом и чародеем. Считается, что он опередил свое время на несколько сотен лет. Мало кто знает, что Леонардо считался еще и великим предсказателем, по сравнению с которым Нострадамус кажется несмышленым мальчишкой.
Свое главное предсказание Леонардо зашифровал в рисунке «Конец мира», который современники считали полной бессмыслицей. Он изобразил очертания огромного гриба на фоне разрушенного города. Это сейчас в век атома мы понимаем, что Леонардо нарисовал гибель Хиросимы и Нагасаки. Сегодня сотни ученых бьются над расшифровкой многочисленных пророчеств гения.
«И никому в голову не приходит, что Леонардо вообще всех водил за нос. Он был, конечно, гениальный человек, но, видимо, был очень остроумным. Потому что одно из развлечений, которое было тогда, возродилось сейчас на телевидении, когда начинают какие-то непонятные слова выдумывать. Ну, например, все же предсказали: «Много будет таких, что будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу». Это же просто апофеоз садизма, но на самом деле это обыкновенная загадка. Ответ такой: «земля пашется». Или вот. «Люди будут с удовольствием видеть, как разрушаются и рвутся их собственные творения». У человека в голове рождается что-то невероятное. А это на самом деле сапожники. Вот эти все штуки, которые называются предсказаниями, он придумывал как словесную игру, для таких больших приемов, когда можно развеселить народ. Но он это все записывал. И спустя годы это стало восприниматься как что-то фантастическое», – говорит писатель Александр Мясников.
Сегодня все знают Леонардо Да Винчи как гениального художника, автора знаменитой Моны Лизы – Джоконды. Куда меньше мы заем о Леонардо как о выдающемся изобретателе, конструкторе, инженере. Когда обнаружили и смогли расшифровать дневники мастера, ученые поразились количеству его изобретений. Часть из них уже в наше время воплотилась в жизнь, а часть так и осталась в эскизах.
«Все эскизы, все макеты, которые он изобретал и делал, они со временем претворились в жизнь, в нашу человеческую жизнь. Что-то удачно, что нет. Вот перед вами винт Архимеда для поднятия воды с первого этажа на третий-пятый. Видите, спиралеобразная труба, рукоятка и спираль вращается, конец черпает воду и постепенным движением вода поднимается на этажи. Это разве не тайна?» – говорит экскурсовод Юрий Семенов.
Знаменитые «Катюши», которые громили немцев в Великую Отечественную войну. Залп из «Катюши» уничтожал все живое на огромной площади, но мало кто знает, что победному залпу «Катюши» мы тоже обязаны гению Леонардо.
«При жизни был испытан вот этот аналог «Катюши». Трехствольный. Потому что он переворачивается. Первые стволы выстреливают, пушка переворачивается, эти стволы остывают и опускаются вниз, на месте выстреливших стволов появляются другие заряженные стволы, снова стреляют. И вот так она по кругу вращается: одни стреляют, другие остывают. В «Катюшу» у нас. Видите, заряжаются снаряды залпами по 4, 8, 16 сразу. Всегда пускают рядами – первый, второй, третий. Четвертый ряд идет. Пока второй, третий, четвертый стреляет, верхний отдыхает и заряжается», – отмечает Семенов.
Вообще о жизни Леонардо сложено столько мифов, что отличить правду от лжи практически невозможно. Считалось, что он принадлежит какому-то тайному ордену, что он занимается колдовством. Эти легенды родились из необычного способа его письма. Он писал не слева направо, как большинство людей, а справа налево. Причем, вдобавок буквами, перевернутыми в зеркальном изображении. Такое зашифрованное письмо было очень сложно прочесть.
«Гений вырывается из обыденных норм не только своим творчеством, но и образом жизни, конфигурацией личности. Одна из странностей Леонардо да Винчи была такова: он спал не так, как большинство обыкновенных людей (то есть не 6,7 или 8 часов подряд), а по 15 минут каждые четыре часа. То есть всего полтора часа в день. Считается, что это древняя эзотерическая психотехника, которая придает человеку необычайную энергетику, поскольку мозг наиболее эффективно работает именно в первые часы после пробуждения. Вот отсюда фантастическая работоспособность Леонардо да Винчи», – объясняет писатель, культуролог Андрей Столяров.
По воспоминаниям современников, Леонардо был очень красивым и физически развитым человеком. Он мог гнуть руками подковы, но при этом он никогда не был женат и избегал женщин. О его нетрадиционной ориентации не знает только ленивый.
«Он придерживался этой нетрадиционной ориентации всю свою жизни. Специалисты говорят, что очень много, очень большое творческое наследие оставил Леонардо да Винчи, но никто не может показать хотя бы один листок, где бы он изображал хотя бы женские половые органы. То есть, возможно, он просто даже и не представлял, как они выглядят», – рассказывает доктор исторических наук Владимир Фортунатов.
Самая загадочная и мистическая работа Леонардо да Винчи – фреска в итальянском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие «Тайная вечеря». По количеству легенд и мифов с ней может соперничать только его же «Джоконда». По некоторым данным, в «Тайной вечере» художник изобразил себя в образе апостола Фаддея, вторая фигура справа. Самой загадочной фигурой фрески является женственная фигура апостола Иоанна.
«Вот если посмотреть на фреску, кто сидит по правую руку Христа? Это апостол, мужчина или, может быть, это женщина, Мария Магдалина? Фигура сидящего очень женственна, а если это Мария Магдалина, то ее положение по правую руку Христа означает, что она является законной его супругой», – говорит Столяров.
Другие уверяют, что женственность фигуры присуща всем изображением Иоанна. Мистику фрески находят в расположении апостолов, которые сидят по знакам зодиака. Любопытно и то, что для Христа и Иуды позировал один и тот же человек.
«Он очень быстро нашел Иисуса, точнее образ, с которого рисовал Иисуса – юношу из хора. Он его нарисовал, но никак не мог найти Иуду, ну никак. А заказчики его душили. Он три года искал образ Иуды и никак не мог найти. И вдруг однажды он идет и видит в канаве совершенно спившегося человека, просто синюху какого-то. Он его берет со своими помощниками, притаскивает в мастерскую с тем, чтобы начинать рисовать. Тот в полупьяном состоянии, потом приходи в себя, оглядывается и говорит: «Дак я вроде бы здесь бывал когда-то». Он говорит: «Ну как ты здесь мог быть?». «Да, – говорит, – несколько лет назад, с меня что-то рисовали». И выяснилось, что это тот самый человек, с которого рисовали Христа. И вот он за эти три года так опустился, получив деньги, жизнь сломалась, он стал опустившимся человек. И один и тот же человек был прообразом и Христа, и Иуды. Это такая, с одной стороны притча, а с другой стороны, такая вот естественная история», – рассказывает Александр Мясников.
Удивительна и судьба самой фрески. Леонардо писал ее необычным способом, по сухой штукатурке. Поэтому фреска еще при жизни художника стала осыпаться. Ее несколько раз не очень удачно реставрировали. В процессе реставрации исчез эффект 3D, в котором Леонардо писал эту картину. Удивительная история произошла с ней во время Второй мировой войны.
«Бомба попала в этот монастырь. Что самое удивительное, что монастырь развалился – все стены развалились и посыпались. А стена с картиной так и рухнула полностью как картина. И, что интересно, она осталась цела. И после ее подняли, отреставрировали и пристроили обратно – она и по сей день в монастыре там», – рассказывает Юрий Семенов.
Сегодня Леонардо да Винчи приписывают изобретение всех современных достижений научно-технического прогресса. Оказывается, и самолет, и космический корабль – все принадлежит Леонардо. Реальных изобретений Леонардо, пожалуй, не так уж и много. Десантники, выпрыгивающие из самолета и опускающиеся под куполом, могут считать себя наследниками великого мастера – в его записях найден рисунок вполне современного парашюта. И еще, пожалуй, наши танкисты тоже могут считать наследниками танка, изобретенного Леонардо. Хотя он, конечно, не очень похож на современные могучие машины. С вертолетом дело обстоит несколько сложнее.
«Он считается человеком, который подал идею вертолета. Он работал над аппаратом вертикального взлета, разработал чертеж предка современного вертолета. Радиус винта должен был составить почти пять метров, он должен был иметь металлическую окантовку и полотняное покрытие и должен был приводиться людьми с помощью оси или рычагов с помощью определенной хитроумной системы. Он является одним из авторов идеи самолета, вообще полета. Он изучал полет птиц, специально их покупал, отпускал на волю, смотрел, как это происходит, как это выглядит», – говорит Фортунатов.
Кстати, водолазный костюм тоже считается изобретением Леонардо да Винчи. С его помощью он предлагал бороться с вражескими судами. По тем временем это было вполне революционное изобретение. Во всяком случае в годы Второй мировой войны итальянские пловцы широко использовали метод своего соотечественника.
«А баллонов еще в то время не было, как сейчас, кислородных у аквалангистов, чтобы на плечи надеть и спокойно он мог дышать. Сверху над водой плавал деревянный колокол, от которого через трубку поступал воздух ему в легкие, чтобы он дышать мог. Ну а вторая трубка, через которую выдыхали, она выходила с другой стороны. Водолазный костюм шился из кожи, не могу сказать, проклеивались или нет швы, но был точно из кожи и шился плотно. Но, видите, на основе этого его первого костюма водолаза стала появляться легкие водолазные костюмы и так далее постепенно до глубоководных. Было бы с чего начать – а потом мы разовьем», – объясняет Юрий Семенов.
Но, конечно, в глазах большинства людей Леонардо да Винчи остается непревзойденным живописцем. Миллионы людей едут в Париж, чтобы посмотреть на самое знаменито творение мастера – Мону Лизу или Джоконду. Ни одна картина не вызывает столько споров и восхищения, как это небольшое полотно. Существует более 20 версий о том, кто изображен на картине. Лиза Герардини или Франческо дель Джокондо или кто-то другой. Некоторые полагают, что это автопортрет самого мастера. А недавно появилась версия, что на самом деле это портрет мужчины, любовника Леонардо, некоего Салаи. Об этом говорит схожесть Джоконды с картинами, изображающими Иоанна крестителя и ангела во плоти.
«Есть версия, что там изображена мать Леонардо. Ну, это простая крестьянка и о ней практически ничего не известно. Это мнение высказал, например, Зигмунд Фрейд. Есть версия, что Джоконда – это просто идеальный образ женщины той эпохи, вот как ее видел художник. Из-за некоторой мужественности портрета, а она там чувствуется, некоторые полагают, что там изображен Салаи, один из учеников Леонардо, с которым у художника были особые отношения. Полагают также, что это вообще портрет самого Леонардо да Винчи, просто в женской одежде. Никто также не знает, почему у модели практически нет ни ресниц, ни бровей. Вот чем эту особенность объяснить?» – говорит Андрей Столяров.
Ну и, конечно, главная тайна Моны Лизы – ее загадочная улыбка. Пять столетий люди стараются разгадать ее значение. Одни видят в ней божественную красоту, другие – тайные знаки, третьи вызов нормам общества. По данным исследования, проведенного с помощью компьютерного анализа, Джоконда на 83% счастлива, на 9% испытывает отвращение, на 6% страх и на 2% злится, что не удивительно, когда о тебе говорят уже 500 лет. Английский исследователь считает, что Мона Лиза страдала синдромом Дауна, а отсюда и ее улыбка. Французские специалисты пришли к выводу, что правая сторона тела модели парализована, а значит улыбка – тоже лишь судорога. Диагнозов бедной Моне Лизе поставили столько, что непонятно как она вообще жила.
«Мимика портрета ассиметрична. В левой части лица она не такая, как в правой. Поэтому трудно понять, что это – улыбка, полуулыбка, какая-то гримаса, смятение, сомнение, усмешка, раздражение. Об этом спорят уже не один десяток лет. Но самое интересное заключается в следующем: эта загадочную улыбку Джоконды никто не видел 350 лет, никто о ней даже не подозревал. И только когда французский романтик Теофиль Готье в 1855 году написал об этом статью, мир вдруг прозрел. Все вдруг стали видеть эта загадочную улыбку Джоконды. Она стала брендом картины, которая сейчас затмевает даже славу Леонардо», – рассказывает Андрей Столяров.
Каждый видит в творении гения то, что хочет увидеть. Недавно аргентинский историк объявил, что нашел тайный код Леонардо, который связан с его манерой зеркального письма. Исследователь прикладывал зеркало к разным точкам картин и получил поистине дьявольские изображения. Например, из картины «Святая Анна» можно получить изображение, напоминающее голову в шлеме – этакий Дарт Вейдер из «Звездных войн». Аналогичный образ появляется над рукой Моны Лизы, если прикрепить зеркало в месте, она указывает пальцем. А вот с картиной «Иоанн Креститель» вообще получается какая-то чертовщина.
«Берется любая его работа, вот любая самая. Например, «Отдых Фавна», все что угодно, разрезается пополам – а мы прекрасно знаем, и он это тоже знал, что левая и права стороны человека расходятся. Лицо человека «распиливается» пополам – получаем совершенно другого человека, хотя человек один. Но если взять всю картину и «распилить», то там получается вообще неведомо что. Есть специалист сейчас в мире, который из картин Леонардо делает склейки, разрезая их пополам. Там получается такая чертовщина, что Босх – это вообще детский сад по сравнению, что можно сделать из картин Леонардо да Винчи», – отмечает Александр Мясников.
500 лет прошло со смерти величайшего мастера эпохи Возрождения. Особенностью Леонардо было то, что он никогда не мог закончить свои творения. Он начинал рисовать глаз, а после этого увлекался вопросами светопреломления. Многие его изобретения остались только на бумаге.
«Разговаривал с исследователем искусства, он говорит, что половина изобретений Леонардо да Винчи вообще не работают. То есть он изобретал, а это совершенно не работало. Просто изобретал ради изобретательства. У него есть, конечно, какие-то и совершенно гениальные вещи, которые были первыми в изобразительном искусстве, а анатомическом рисунке – то есть насколько он подробно описывал строение мышц, костей, сухожилий, пропорции тела человека – в этом смысле да. Он просто не ленился этим заниматься», – говорит нейробиолог, когнитолог Илья Мартынов.
Но, видимо, что-то было в этом бесспорно незаурядном человеке. Наверное, страсть к познанию, открытию всего нового. Так, видимо, и в рисунке витрувианского человека скрыты тайны, которые предстоит открыть будущим поколениям. Гениями не рождаются, ими становятся. Гений – это талант и постоянный труд.
«Во-первых, он был одним из первых, поэтому его заметили. Он мог и себя ярко подать и то, что он делал. Ну и в-третьих, он действительно был очень работоспособным. Я думаю, что в целом многие люди могут повторить его подвиг, если они будут качественно концентрироваться на выполняемой работе. У нас почему сейчас нет гениев, потому что все расплылось, все разобраны на запчасти, но и времени нет. Здесь два фактора – с одной стороны, люди разучились глубоко и качественно работать, глубоко погружаться в материал, вот прям сидеть и качественно дробить, 15-20 лет этим заниматься. Понимаете, если вы чем-то занимаетесь 20 лет, а лучше 25, то к 26-ому году вы рискуете стать лучшим специалистом в мире по этой теме. Вполне вероятно, да может уже через 15 лет», – отмечает Илья Мартынов.
«Леонардовская Мона Лиза – просто тысяча тысяч разноцветных мазков. Каждый из нас – миллиард кусочков, сложившихся правильно», – Чак Паланик.