что ассоциируется с майским деревом
Традиции празднования Майского Дерева в разных странах
Собравшись все вместе, жители деревни пошли в лес за Майским деревом. Выбрали подходящее, срубили и потащили с прибаутками и песнями на луг посередине деревни. Мужчины укрепили его, счистили нижние ветки, оставив только верхушку, и предоставили украшать его девушкам. В ход пошли ленты, цветы, и вскоре Майское дерево расцвело во всей своей красе. Пляски под ним начнутся к вечеру, а перед этим выберут Королеву Мая. Народ шел сплошным потоком, из колонны смешавшись уже в веселую толпу, подхватывая песни, размахивая березовыми ветвями, старательно украшенными цветами и бантами с развевающимися концами. Нежные листочки только что распустившейся березы придавали празднику запах и цвет весны, красные банты и ленты рождали у народа радость, энтузиазм и веселье.
В те времена, когда закладывалась эта традиция, важнейшим было всеми способами – трудом и заклинаниями – получить от природы еще один шанс на выживание, возможность пережить еще одну зиму. А основой благосостояния была щедрость природы, дающей пищу. Все участники сознавали свою значимость в возрождении души природы: они участвовали в таинстве, и оно приносило реальные плоды.
В Риме с самого раннего утра люди выходили в леса, рощи и собирали там молодые ветки и побеги, которыми украшали свои дома. На улицах звучала веселая музыка, даря всем приподнятое настроение.
В Венгрии в этот день проводятся шуточные аукционы невест, но многие получают и настоящие предложения руки и сердца. В маленьких деревеньках обычаи совсем не такие сентиментальные. Если жители враждуют межу собой целыми поселениями, им нужно выкрасть у недругов чучело петуха, которое водружают на майское дерево в качестве украшения. Тогда неурожай и бедствия весь год обеспечены их недруга.
В утонченной Франции этот день называют праздником ландышей. Весь город благоухает нежным ароматом этих цветов. В далекие времена девушки приходили на танцы вокруг майского дерева с букетиком ландышей. Если они вручали этот набор цветов одному из парней, значит, выражали свое согласие вступить с ним в законный брак. В этот вечер соединялись влюбленные сердца, все радовались, пробовали вкусные угощения и плясали до утра под веселую музыку.
В Германии в древние времена люди в этот день плели себе венки из ландышей и развлекались, пока цветы не увянут. Как только ландыши опускали головки вниз и увядали, их дружно бросали в костер и загадывали желание.
Итальянцы каждый год празднуют весенний праздник, чествующий богиню Флору. Нужно ли говорить о том, что Флора является богиней трав и цветов? Наверняка всякий сегодня об этом знает. В первые дни мая жители Италии украшают себя цветами, возносят хвалы своим прекрасным богиням – Флоре и Майе, купаются в реках, жгут чучела, сделанные их тростника, танцуют и поют.
Греки в дни мая украшают собственные жилища цветами и ветками оливы. В греческих деревнях можно услышать пение и увидеть танцы, которые начинаются ближе к ночи. Всё это отголоски прошлого. Времени, когда человек был столь близок в Природе, что целиком и полностью отождествлял себя с ней, но не противостоял ей, как нынче.
Чехи ничуть не отстают. Девушки в чешских деревнях в ночь на первое мая спешат умыться росой. Считается, что она приносит молодость и красоту. В эту же ночь молодые парни (как и парни Германии) несут к дому своей возлюбленной Майское Дерево, которое можно трактовать только как объяснение в любви и никак иначе. В данной местности праздничное древо имеет несколько иное название – «Майка» или «Кралька», но сие изобретение мало чем отличается от традиционного Майского Дерева. Это всё тот же столб или длинная жердь, украшенная цветами и разноцветными лентами.
В странах Балтии тоже устанавливается Майское Дерево, которое украшается так ярко, что глаз от него оторвать невозможно. В эту ночь выбирается самая красивая девушка. Её стан украшают молодыми веточками берёзы, а саму девушку – цветами, а затем красавица неспешно идёт к Древу, чтобы ознаменовать начало праздника.
Ветки берез завивали, украшали, это должно было обеспечить поля рождающей силой и влагой (дождем), необходимой для всхода и роста посевов. Песни, исполняемые при этом, носили характер магического заклинания на урожай, получение которого ставилось в непосредственную зависимость от березы.
Англичане также отмечают Майский праздник с уличными шествиями и народными гуляньями. Музыканты, жонглеры на ходулях, менестрели и харчевни создают здесь подлинную атмосферу средневекового карнавала. В этот день народ пляшет под майским деревом, украшенным разноцветными ленточками, наряжается в Зеленого Джека (Jack-in-the-Green), закутываясь в небольшую беседку из свежей зелени. Джек и его цветы танцуют по городам, собирая деньги для более позднего праздника вечером. Повсюду устраиваются различные состязания: от ловли грязного поросенка до взбивания масла, так что многие сельские жители имели возможность унести домой ценный приз. Здесь были даже состязания для детей, и вскоре малыши могли похвастаться завоеванными лентами, игрушками и колокольчиками.
В давние времена дерево доставляли на место, не пользуясь телегой и лошадьми.
Форма Майского Дерева не везде была одинаковой. В каких то губерниях из года в год наряжалось одно и то же дерево, где-то всякий год выбиралось дерево новое, а в некоторых местечках и вовсе народ предпочитал рядить в дерево обычный… столб, который между праздниками находился в воде. Как только гуляния заканчивались, его тут же погружали в реку или озеро (в зависимости от местности), где последний ждал следующего праздника и нового нарядного «одеяния» для себя. К первому мая его извлекали из воды, и вновь творилась магия – столб при помощи цветов, еловых веток и разноцветных ленточек преображался, превращаясь в Майское Дерево.
Традиции и способы празднования у всех разные. Но этот праздник приносит людям радость и единство, где бы они ни жили. Поэтому его отмечают на протяжении многих лет, и отказываться от такого шумного гулянья никто не собирается.
Майское дерево
The English Year by Steve Roud (Penguin Books Ltd., London, 2008).
Школьницы танцуют вокруг майского дерева в Стратфорде-на-Эйвоне, ок. 1910 г. Источник: www.ourwarwickshire.org.uk.
Джозеф Нэш, «Танцы под майским деревом в XVII веке», 1869 г.
Сельские танцы под майским деревом, Френсис Хэймен, 1741-42 гг. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Практически всегда майское дерево устанавливалось на лужайках посреди деревни или иных подобных открытых площадках и становилось центром сезонных празднований. Этель Радкин, собирательница фольклора из Линкольншира, так описывает празднование в деревушке Хемсуэлл в 1936 году:
Традиционные танцы под майским деревом на открытке. Лондон, 1884 г.
Встречались и другие разновидности «майских дерев», особенно в числе детских забав в Майский день. Во многих традиционных детских играх использовалось переносное майское дерево либо, и того меньше, ярко раскрашенная палка, носившая то же название. Согласно одному из источников в сборнике Айоны Арчибалд Опи «Фольклор и язык школьников» (1959), к двадцатому веку самые находчивые дети охотно включали в свой арсенал школьный танец с лентами:
«1 мая 1952 года я побывала в новом районе близ Монкмура (графство Шрусбери) и насчитала четыре разных группы детей, танцевавших вокруг майских деревьев… Майское дерево состояло из колеса от коляски, украшенного гофрированной бумагой и лентами и пристроенного на шест таким образом, чтобы оно могло вращаться. Этот шест высотой от метра до полутора вертикально удерживала в руках Майская Королева, восседавшая на деревянном стульчике. Танец исполняло от четырех до десяти человек, все девочки в возрасте от 5 до 11 лет. Танцовщицы были одеты в наряды из гофрированной бумаги, а голову Королевы украшала корона из того же материала».
Дети танцуют с лентами вокруг переносного майского шеста во дворе Школы Св. Иоанна в Ридинге, 1934 г. Источник: http://collections.readingmuseum.org.uk.
Танцы вокруг майского дерева у Церкви Св. Андрея Под Столбом. Рисунок из книги Чарльза Найта «Старая Англия» (1845 г.).
Майские деревья нуждаются в регулярной замене. Вкопанные в землю основания быстро подгнивают, столбы страдают от зимних штормов и рушатся под порывами ветра. Установка нового майского дерева всегда была поводом для праздника, и в этом крылась одна из причин, по которой реформаторы пытались искоренить старинный обычай. Знаменитая диатриба против майских деревьев, написанная в 1583 г. пуританином Филипом Стабсом, заслуживает того, чтобы предстать здесь целиком, поскольку демонстрирует не только всю глубину отвращения к данной традиции, но и отлично и очень подробно ее описывает:
Английский магистрат Джон Эндикотт борется с майскими деревьями в английских колониях в Америке. Массачусетс, 1630 г.
Майское дерево в Падстоу в наши дни.
—
¹ Черный Майский день (англ. Evil May Day) — восстание против иммигрантов и иноземных рабочих в Лондоне в 1517 г.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Майское древо
Коль скоро май, то и говорить мы станем о Майском Дереве. Многие из Вас ничего не слышали о подобном «предмете», кто-то что-то слышал, то толком не сможет рассказать о том, что же это такое. Что ж, давайте разбираться вместе.
Не секрет, что часть народных праздников, если не канула в лету, то праздноваться стала куда реже, да и не во всех уголках нашей огромной страны. Меж тем, истинные хранители народной культуры по прежнему трепетно относятся к тому, чем жив был человек в старину. А жив он был праздником, жив он был тем, что очень близко находился к источнику живого — Матушке Природе. Данная близость позволяла на долгие годы сохранить не только крепость и здоровье тела, но и здоровье души, а вместе с ней и радость, без коей, как известно, белый свет бывает не мил.
Как выглядело Майское Дерево?
Майское Дерево – это один из самых ярких атрибутов тех праздников, что некогда гремели на Руси. В том числе, Руси языческой. В качестве «дерева» мог выступать даже столб (но чаще всего всё де использовалось именно дерево – берёза или ель), главным требованием было – его богатое убранство. Свежие цветы и ярко алые ленты, трепетавшие на ветру, словно языки неистового пламени, украшали Майское Дерево, вокруг которого наши предки водили хороводы. Начиная с так называемой Вальпургиевой ночи и до самой Троицы (а порой ещё и Русалья неделя прихватывалась) хороводы не утихали.
Ряженое Древо выступало символом торжества добра над злом, света над тьмой. Стоит сказать, что форма Майского Дерева не везде была одинаковой. В каких то губерниях из года в год наряжалось одно и то же дерево, где-то всякий год выбиралось дерево новое, а в некоторых местечках и вовсе народ предпочитал рядить в дерево обычный… столб, который между праздниками находился в воде. Как только гуляния заканчивались, его тут же погружали в реку или озеро (в зависимости от местности), где последний ждал следующего праздника и нового нарядного «одеяния» для себя. К первому мая его извлекали из воды, и вновь творилась магия – столб при помощи цветов, еловых веток и разноцветных ленточек преображался, превращаясь в Майское Дерево, верхушку коего венчала «корона», выполненная из цветов, сплетённых в венок. А сам столб обвивали широкими лентами, направление коих было следующим: слева направо и непременно снизу вверх.
Стоит отметить, что хороводы вокруг украшенного древа характерны не только для Руси, но и для иных стран, например, Германии. По сей день немцы с удовольствием устанавливают Майское Дерево, которое в некоторых населённых пунктах вообще стоит целый год. Конечно, сегодняшние празднества сильно отличаются от тех, что когда то бывали. Ведь раньше наши предки-арии не употребляли алкоголь, нынче же – пиво и сосиски – это главное угощение на подобного рода празднике.
Похищение Майского Дерева
Те, кто интересуются культурными традициями собственно народа, знают о том, что каждый год ряженое древо похищается. Данное действо проходит по определённому сценарию, который остаётся незыблемым год от года и случается это аккурат в ночь на первое мая. Как только Древо похищено, за него требуется выкуп, который может быть разным, но чаще всего в качестве выкупа выступает угощение, которое впоследствии делится между всеми участниками праздника.
То, каким образом Дерево воруется можно рассказывать бесконечно. Важно иное – в каждой местности свои традиции. Где то Майское Дерево действительно нужно украсть по-настоящему, где-то оно считается украденным, если похитители (в обход охраны) успели к нему трижды прикоснуться. Важно иное – за украденное древо, всегда требуется выкуп, правда, не всегда этот выкуп бывает.
Как-то Франц Добуш — бургомистр города Линца, что в Австрии отказался отдавать выкуп похитителям. Думается нам, что действуя подобным образом, Добуш не подозревал о том, что его поступок прославит его далеко за пределами Линца. Слыханное ли это дело?! Взять не отдать похитителям выкуп?! Те, в свою очередь, взяли и ещё раз умыкнули Майское Дерево, которое было тут же сделано взамен украденному. Конечно, данные действия – новодел в чистом виде, но даже это, ничуть не убавляет веселья, которое царит весь май в немецких и австрийских землях.
Любовь и Майское Дерево
Невозможно точно сказать, когда именно у мужской части населения появилась традиция устанавливать Майское Дерево у дома своей возлюбленной. Тем ни менее, данная традиция существует и уже не один год. Холостые влюбленные парни и мужчины в ночь на первое мая устанавливают данное украшение у дома своей пассии. Как правило, делается это тайно. Пробудившись ото сна, дама под собственными окнами обнаруживает чудесное деревце, понимая, что она кем-то любима. Стоит сказать, что девушка совсем не всегда знает от кого она получила данное признание. Впрочем, выяснить сие всё можно. Майское Дерево по традиции будет стоять под окнами ровно месяц, до1-го июня, а потом тот, кто его принёс, ночью тайком постарается его забрать. В этот момент и можно узнать, кто же испытывает к тебе чувства нежные.
Один раз в четыре года всё бывает наоборот: в високосный год девушкам разрешается ставить Дерево под окна своему возлюбленному. Хорошо это или плохо? Кто его знает, главное, что это весело! Разумеется, что данная традиция относится к «новоделам». Ведь ничего подобного раньше ни на Руси, ни в любой иной местности не было.
Праздник Майского Дерева у других народов
В той или иной степени данный праздник присутствовал и присутствует во многих странах. Где-то он сильно изменился, где-то не претерпел практически никаких метаморфоз.
Итальянцы каждый год накануне первого мая празднуют весенний праздник, чествующий богиню Флору. Нужно ли говорить о том, что Флора является богиней трав и цветов? Наверняка всякий сегодня об этом знает. В первые дни мая жители Италии украшают себя цветами, возносят хвалы своим прекрасным богиням – Флоре и Майе, купаются в реках, жгут чучела, сделанные их тростника, танцуют и поют.
Греки в первые дни мая украшают собственные жилища цветами и ветками оливы. В греческих деревнях можно услышать пение и увидеть танцы, которые начинаются ближе к ночи. Всё это отголоски языческого прошлого. Времени, когда человек был столь близок в Природе, что целиком и полностью отождествлял себя с ней, но не противостоял ей, как нынче.
Швеция — суровая страна, в которой, казалось бы, нет места всякой ерунде, типа суеверий и каких-то там традиций, которые вообще не известно, существовали ли на самом деле, или же были выдуманы всего несколько лет назад. И, тем не менее, именно в Швеции накануне первого мая, каждую корову стараются ударить веточкой рябины или ореха по снине. Данное действо обещает хорошие удои. Вышеназванные веточки ассоциируются с богом Громовиком (Перуном у славян), который по преданию может сделать так, чтобы корова доилось лучше и не болела весь следующий год. Верить в это или нет? Каждый решает сам, и тем ни менее, данной традиции не одна сотня лет. Если бы всё это не работало, то люди давно позабыли бы древние предрассудки и отринули бы их от себя прочь.
Наши братья чехи ничуть от нас не отстают. Девушки в чешских деревнях в ночь на первое мая спешат умыться росой. Считается, что она приносит молодость и красоту. В эту же ночь молодые парни (как и парни Германии) несут к дому своей возлюбленной Майское Дерево, которое можно трактовать только как объяснение в любви и никак иначе. В данной местности праздничное древо имеет несколько иное название – «Майка» или «Кралька», но сие изобретение мало чем отличается от традиционного Майского Дерева. Это всё тот же столб или длинная жердь, украшенная цветами и разноцветными лентами.
Англичане и поныне сохранили свои традиции. Сегодня, правда, они живы основном в деревнях. В ночь на первое мая деревенские жители отправляются в лес, откуда приносят ветви и цветы, которыми затем украшаются окна жилища. А всего три столетия назад в эту ночь деревенские (и не только) мужчины привозили из леса спиленное дерево. Непременно выбиралось самое большое и толстое. Далее дерево устанавливалось на главной площади деревни или города и украшалось. Как только оно было «приведено в должный вид», вокруг него начинались пляски и гуляния, которые всякий раз заканчивались стрельбой из лука.
В странах Балтии до сих пор в ночь на первое мая устанавливается Майское Дерево, которое украшается так ярко, что глаз от него оторвать невозможно. В эту ночь выбирается самая красивая девушка. Её стан украшают молодыми веточками берёзы, а саму девушку – цветами, а затем красавица неспешно идёт к Древу, чтобы ознаменовать начало праздника.
Как ни странно, но древние языческие традиции не умерли, несмотря на многовековые гонения «святой» церкви. Где-то они сохранились практически в первозданном виде, где-то претерпели большие изменения. Народ и сегодня с удовольствием отмечается праздник весны и добра, праздник пробуждения природы ото сна, некоторые даже не понимают, что именно они празднуют, но от этого веселья не становится меньше. Более того, сейчас, как никогда, люди хотят узнать первопричины, хотят разобраться в вопросах связанных с древними празднествами, хотят понять и постичь самую суть того, «как», «для чего», и «почему» данные праздники вообще кем-то были задуманы.
Майское дерево или Немного весенней магии не помешает!
. собравшись все вместе, жители деревни пошли в лес за Майским деревом. Выбрали подходящее, срубили и потащили с прибаутками и песнями на луг посередине деревни. Мужчины укрепили его, счистили нижние ветки, оставив только верхушку, и предоставили украшать его девушкам. В ход пошли ленты, цветы, и вскоре Майское дерево расцвело во всей своей красе. Пляски под ним начнутся к вечеру, а перед этим выберут Королеву Мая.
Майское дерево в Уэльсе
. народ шел сплошным потоком, из колонны смешавшись уже в веселую толпу, подхватывая песни, размахивая березовыми ветвями, старательно украшенными цветами и бантами с развевающимися концами. Нежные листочки только что распустившейся березы придавали празднику запах и цвет весны, красные банты и ленты рождали у народа радость, энтузиазм и веселье.
. а еще – воспоминание из раннего детства: хоровод детишек в детском саду, старательн о поющий:
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Древний обряд – магический обряд. Магические числа, магические праздники. Некоторые почти забыты, некоторые становятся всенародными, пышно справляются и почти потеряли свое магическое значение, как Самхейн, который в Америке превратился в шутовской Хэллоуин. Вообще-то колонисты привезли в Америку европейские традиции, а вместе с ними и некоторые обряды старой веры. Но там это не прижилось кроме карнавала Хэллоуина. В Европе старые традиции умирают медленно, а порой сохраняются в мелочах, когда уже никто и не помнит, откуда что пошло, что это значило раньше. У нас ведь тоже такое происходит. Взять, например, песню про березу, которая жива до сих пор. А наша страсть зажигать летом после заката костры? И всегда найдутся смельчаки, рискнувшие через него перепрыгнуть.
Отмечались издревле как праздники дни равноденствия: весеннего (21 марта), летнего (22июня – летнее солнцестояние, знаменитый Иванов день), осеннего (21 сентября) и зимнего (22 декабря). Это подтверждает точность и высокое искусство древних астрономических наблюдений. Но были еще четыре дня в году, которые чтили даже больше. Это дни, когда энергия циклических процессов Земли, меняющих направление в дни равноденствия, набирают мощь, как Луна из тонкого серпика приобретает к середине лунного месяца вид полной, круглой, яркой небесной лампады. Эти дни были в старину днями магии, днями Силы и имели каждый свое имя. 2 февраля чтили Имболг, в ночь с 30 апреля на 1 мая наступал Белтейн или Праздник Костров, 31 июля праздновали Ламмас, или Праздник урожая, а 31 октября приходил черед Самхейну, тому самому Дню Всех Святых.
В те времена, когда закладывалась эта традиция, важнейшим было всеми способами – трудом и заклинаниями – получить от природы еще один шанс на выживание, возможность пережить еще одну зиму. А основой благосостояния была щедрость природы, дающей пищу. Главными праздниками были весенний праздник Костров Белтейн и праздник Урожая Ламмас. Весной просили милости у природы и в конце лета получали воздаяние. Насколько древним был Белтейн ясно из того, что символом его было дерево, то есть сама Природа, наделяющая пищей. Поклонение сельскохозяйственным символам (снопу, зерну) пришло позже. Белтейн отмечался как приход весны, пробуждение и расцвет природы, дающей хлеб насущный. Трудно описать это лучше, чем описал Островский в «Снегурочке». Это тот праздник, что отмечали по всей территории Европы, и который считается почему-то истинно кельтским, как будто не было у нас в Древней Руси обычаев зажигать в ночь на 1 мая костры как символ Солнца, побеждающего зимнюю тьму. Обычай прыгать через костер тоже нам знаком. Это не просто удаль. Это очищение от зимней скверны и возможность получить энергию возрожденной Природы. Ее чтили в образе Майского дерева, пережившего зиму и распустившего первые нежные листочки.
Майское дерево в Оксфордшире. Англия
Майское дерево и праздник вокруг него подробно описаны. От упомянутого Филиппа Стабса до Дж. Дж. Фрэзера, который в своей знаменитой «Золотой ветви» провел анализ обычая отмечать Белтейн в разных странах во времена от древности до 19 века. В каждой стране считают, что Майское дерево – это их изобретение, но факт тот, что от Франции до Швеции, от России до Шотландии и Ирландии весенние праздники с деревьями, березовыми ветками, первыми цветами, плясками и прыжками через костер сохраняют свою притягательную силу, хотя их магическое значение утрачено. В чем же заключалась магия?
Так что же происходило в майскую ночь, таинство или блуд? Ну, если честно, то в 18-19 веках случался и блуд. Но истина в том, что происходит таинство. Каждый человек, пришедший в лес в ночь на 1 мая – это уже не простой человек, а символ природы, пробудившейся после зимнего сна, наполняющейся жизненными соками, готовой к цветению и плодоношению. Об этом и просили участники Белтейна: о возрождении и богатом урожае, что приносит с собой Любовь. Она рождается в магическом огне костра, в ритуальной пляске вокруг Майского дерева, в выборе Королевы Мая – самой красивой девушки, которую называют в некоторых местах Майской Розой. Королеву Мая торжественно выдавали замуж за Зеленого Человека или Лесного Человека, мужчину, с головы до ног обвязанного зелеными ветками. Инсценировка свадьбы была кульминацией игры и должна была дать толчок плодоносной природе. Вот в этом и заключалась магия. А главное – все участники сознавали свою значимость в возрождении души природы: они участвовали в таинстве, и оно приносило реальные плоды. Это как в поговорке: петух не пропоет – утро не наступит. Так и древние люди были уверены, что если не встретить как положено весну, то и урожая осеннего не дождешься!
Майское дерево в Германии
Майское дерево в Уэльсе
А теперь о самом важном. Во времена, когда зарождался праздник Белтейн, культ Природы-кормилицы и поклонение Майскому дереву, единственным календарем был лунный. И Луна была главной в природе и жизни человека. Ведь так просто было выяснить, какой день месяца наступает: стоило посмотреть в ночное небо на луну, и сразу видно, в какое она находится фазе. Подозреваю, что несколько тысячелетий назад дни вообще не связывали с числами, поэтому Белтейн отмечали не с 30 апреля на 1 мая, а каждый год в полнолуние, которое приходится с разбросом с конца апреля до почти середины мая. Постепенно сформировалось привычное нам летоисчисление и все встало на свои места – по датам, но вошло в противоречие с лунным календарем, так что Белтейн не всегда празднуется в полнолуние. Но в те годы, когда нужные даты совпадают с полнолунием, праздник приобретает особо магическую силу. Если заглянуть в лунный календарь, то обнаружится, что в 2001 году, первом году тысячелетия, полнолуние наступило 7 мая, в 2002 году – 26 апреля, а в 2003 году Белтейн вообще пришелся на первый лень лунного месяца, и луны почти не было видно всю ночь. В 2004 году полнолуние было 3 мая, в 2005 году – 22 апреля, в 2006 году – аж 11 мая. И наконец, в 2007 году Белтейн приходится впервые в этом тысячелетии на полнолуние: 1 мая начинаются пятнадцатые лунные сутки. Самая магическая ночь, самый праздничный день.