что ассирийцы использовали для захвата крепостей
Археологи воссоздали процесс строительства ассирийской осадной рампы возрастом свыше 2500 лет
Синаххериб — легендарный царь Ассирии, сын Саргона II, который большую часть своего правления провел в военных походах. Им было предпринято восемь крупных военных походов, которые он совершил с целью восстановления власти, возвращения покорности зависимых государств, подавления восстаний и т.д. Одна из наиболее крупных и известных его военных операций — разгром Иудейского царства. Это событие даже неоднократно упоминается в библейских текстах. Чтобы добиться военных успехов в этом походе, ассирийцам приходилось идти на различные военные ухищрения. В частности, чтобы захватить Лахиш, один из самых значимых городов Иудеи, они построили у его стен каменную насыпь, которая позволила их преодолеть. Остатки этой насыпи сохранилась и до наших дней. Сооружение такого масштаба, возведенное в полевых условиях, вызвало интерес у археологов из Израиля и США. Ученые изучили осадную рампу и реконструировали процесс ее строительства, что помогло вычислить трудозатраты и количество израсходованных стройматериалов.
Ученые реконструировали процесс строительства древней осадной насыпи
Древнее строительство насыпи для осады крепости
Как пишут авторы исследования, опубликованного в издании Oxford Journal of Archaeology, реконструировать древнюю насыпь им во многом помогли библейские тесты, а также сохранившиеся изображения и аккадские надписи. Кроме того, археологи использовали аэрофотосъемку. Все это позволило им смоделировать не только размеры, но и угол наклона, а также другие параметры насыпи.
Древнее изображение Синаххериба, легендарного ассирийского правителя
Основу сооружения составляли валуны весом 6-7 кг. В общей сложности, как показали расчеты ученых, ассирийцы использовали для строительства сооружения порядка трех миллионов камней. Их общая масса составляла около 20 тысяч тонн. Насыпь начали возводить в 80 метрах от стены в самом удобном для добычи камня месте, то есть там, где скальные породы выходили на поверхность. Скорее всего, камни из карьера к месту строительства передавались по цепочке людей. Судя по всему, для транспортировки стройматериалов ассирийцы привлекали пленных.
Следует учитывать, что строительство велось вблизи осажденной крепости. Это значит, что на строителей летели стрелы и камни. Как утверждают исследователи, их защищали воины при помощи Г-образных плетеных щитов. Такие щиты можно увидеть на изображениях, сохранившихся на победных ассирийских рельефах.
Согласно имеющимся данным, у основания рампа имела ширину около 15 метров. У стен осажденного города она расширялась до 35 метров, однако ширина дороги оставалась одинаковой — 5 м. Угол подъема насыпи был равен 23 градусам.
Невольно возникает вопрос — как долго войску Синаххериба пришлось строить рампу для захвата города? Согласно подсчетам авторов работы, если людям приходилось работать в две смены по 12 часов, то за день им удавалось укладывать 160 тысяч камней. В таком случае они могли подвести насыпь под стену уже спустя 25 суток с момента начала строительства.
Все, что осталось от древнего иудейского города Лахиш
Осада крепости — особенности военного искусства ассирийцев
Помимо самой насыпи ассирийцы использовали для осады технику. В первую очередь это осадные машины, которые часто изображали на рельефах. Они представляли собой прочную раму на колесах, на которой крепился таран — тяжелое бревно с металлической насадкой. Как предполагают ученые, для крепления тарана ассирийцы использовали не веревки, а более прочные и долговечные металлические цепи. Об этом свидетельствует обнаруженная цепь, найденная в верхней части насыпи у стен Лахиша.
Насыпь использовалась ассирийцами для преодоления стен осажденного города
Под тараны на рампу, скорее всего, ассирийцы укладывали доски, что позволяло закатывать их на высоту. Надо сказать, что упоминания об использовании ассирийцами таранов и земляных насыпей имеются в документах еще более ранней эпохи, чем упомянутые выше события. Впервые осадная техника описывается во время правления Ишме-Дагана I, который правил впервой половине 18 века до нашей эры. Поэтому все военные хитрости, использованные Синнахерибом, были придуманы еще до него. К слову, ассирийцы в те времена умели делать не только военные машины, но и вино в промышленных масштабах.
Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал, на котором мы подготовили для вас еще больше интересной информации
Ученым доподлинно известно, что при Синнахерибе появились разборные тараны. Напоследок напомню, что недавно ученым удалось выяснить, как погибли два других библейских города — Содом и Гоморра, о чем я рассказывал ранее. Как выяснилось, библейские тексты точно описывают космическую катастрофу.
Как воевала самая крутая армия Древнего Востока
Ассирийское государство существовало почти 1800 лет, с XXIV по VII век до н.э. и большую часть этого времени оно провело, ведя войны — сначала оборонительные, а потом и завоевательные. Ассирийцы воевали с Вавилоном, Урарту, Эламом, Египтом, Мидией. В этой бесконечной мясорубке была выкована самая крутая армия Древнего Востока. Дисциплинированная и экипированная по последнему слову военной науки, она легко брала любые крепости и отличалась чудовищной жестокостью по отношению к тем, кто пытался ей сопротивляться. Рассказываем, чем были так круты ассирийские воины.
Пехота делилась на легкую — стрелков и пращников, и тяжелую — щитоносцев, копейщиков и бойцов с секирами и хопешами. Постепенно, с увеличением богатства страны, воины все больше облачались в надежные чешуйчатые и пластинчатые доспехи, сначала из бронзы, а затем и из железа. У некоторых, особенно у инженеров, такие доспехи напоминали халат доходивший до земли, весь покрытый пластинками. Шлемы были сфероконическими или гребенчатыми, часто с нащечниками и назатыльником.
Армия Ассирии была одной из первых, кто плотно экипировал своих бойцов качественными доспехами из железа. Найденные при раскопках в Харбаде железные предметы сохранились так хорошо, что спустя две с лишним тысячи лет прекрасно звучали при ударе.
Пехота часто воевала парами — копейщик с щитом защищал лучника, осыпавшего врага стрелами. Этот тактический прием использовали и до ассирийцев. Он появился потому, что главной ударной силой в древних войнах были лучники, а тяжелые пехотинцы со щитами защищали их от ответного огня, и прикрывали про атаке легкой пехоты.
Внутри царского полка существовала гвардия, охранявшая царя и его близких. Лучшими из лучших были «ша шепе», особо элитное подразделение, обученное рукопашному бою и при необходимости берущее противника живьем. У ранних ассирийских царей гвардия состояла из евнухов, сражавшихся храбро и стойко.
Колесничные войска были известны задолго до ассирийцев, но именно они вывели эти поначалу медлительные боевые повозки на новый уровень. Воины-колесничие считались элитой ассирийского войска, а обученные лошади стоили чудовищных денег. Но все затраты окупались на поле боя. Легкие и маневренные, колесницы носились перед вражеским строем, управляемые ловкими возницами, а стоявший в повозке лучник осыпал врага тучей стрел.
Если колесница застревала во вражеской пехоте, на борту также имелось копье для ближнего боя. В статичном положении ее охраняли с тыла специально назначенные бойцы.
Со временем этот род войск разросся. Вместо двух лошадей в колесницу начали запрягать четырех, а в кузов добавили еще одного или двух воинов со щитами и копьями — такая повозка была гораздо тяжелее, и могла справиться с вражескими колесницами, и давить не слишком плотно стоящую пехоту.
Одним из нововведений именно ассирийцев стала регулярная кавалерия. Конечно, до этого некоторые народы тоже экспериментировали с ее использованием, но не так часто и умело, как ассирийцы. Поначалу проблемой было то, что кони были слишком низкорослые, и не могли тащить всадника с вооружением. Но когда ассирийцы начали воевать на пересеченной местности, где колесницы себя показывали не лучшим образом, появилась необходимость в кавалерии — и подходящих лошадей вывели. Это случилось не за одно десятилетие: потребовались многие годы селекции, когда подбирали наиболее крепкое и рослое потомство, и скрещивали его.
Главным аргументом в завоевательных походах ассирийцев были осадные орудия и инженерные войска. На захватываемых территориях междуречья Тигра и Евфрата, было множество крепостей с высокими и мощными стенами из кирпича-сырца, и если раньше их брали чаще всего измором-осадой, то ассирийцы подошли к проблеме с другой стороны. Конечно, тараны и осадные башни были и до них, но так массово и профессионально их начали применять именно ассирийцы.
Стены или ворота вражеской крепости разбивали таранами, при этом от стрел защитников их прикрывал навес из сырых шкур, и небольшая башенка на таране, из которой стреляли лучники. Если шкуры загорались, высовывался воин, и поливал их водой с помощью трубы или гигантской ложки — во всяком случае так можно трактовать некоторые древние изображения. Скорее всего, возгорание происходило потому, что шкуры под восточным солнцем быстро высыхали, а защитники стреляли в них зажигательными стрелами.
Тушение пожара по-ассирийски
Часто использовали гигантские башни, с которых обстреливали стены, не давая защитникам мешать воинам, занимавшимся подкопами или просто долбивщих эти стены бронзовыми кирками. При этом бойцы использовали огромные щиты, загибающиеся сверху, которые они прислоняли к стенам, таким образом прячась как бы в «домик». Продолбив часть стены, они укрепляли ее деревянными конструкциями, чтобы кирпичи не упали раньше времени, и только додолбив до нужной глубины, поджигали дерево, отчего стена рушилась.
Но и это еще не все. При долгих осадах ассирийцы прямо напротив вражеских крепостей строили свои стены из земли и обстреливали защитников оттуда. Кроме того, в процессе им удавалось возводить земляные настилы к вражским стенам, по которым они подводили тараны — сверху стены были тоньше, и легче поддавались.
Инженерные войска использовались и при переправах — на лодках везли колесницы, воины плыли на надутых бурдюках из шкур, а через не слишком широкие реки наводили мосты из этих же бурдюков, поверх которых клали доски.
Как и многие народы того времени, ассирийцы старались заранее ослабить врага магией. Кроме жертвоприношений богам они также использовали ритуал «ишкар тахази»: вылепляли из сала фигурки врага, и с помощью бечевки выворачивали таким фигуркам голову назад. Ю.В. Мочалов предполагает, что это делалось, чтобы заставить врага испугаться и сбежать с поля боя.
Но еще лучше врага пугала показательная жестокость ассирийцев. Например, ассирийский царь Тиглатпаласар I захваченным царям Наири продел в носы кольца и отправил как скот в свою столицу. А Салманасар I, взяв в плен четырнадцать тысяч хеттов, приказал всех их ослепить.
Перед воротами Ниневии, новой столицы Ассирии, располагались несколько клеток с безумными, грязными людьми, которых заставляли толочь кости своих предков — это были несколько царей, бросивших вызов царю Ассирии. Их впрягали в колесницу, когда царь ехал в храм Ашшура. Но им еще повезло — с некоторых снимали кожу и прибивали ее к башням Ниневии.
Ниневия, столица Ассирии в 690-612 гг. до н.э. Фрагмент крепостной стены в Ниневии, наши дни (территория современного Ирака)
Однако все эти зверства меркли перед деяниями ассирийской армии при Ашшурнацирапале II. Города, которые не сдавались, а брались штурмом, подвергались тотальному уничтожению. Воинам отрубали головы и насыпали из них пирамиды, военачальников сажали перед воротами на колья, а детей сжигали заживо.
Некоторых знатных горожан заставляли идти в столицу Ассирии, неся на себе корзины с головами их царей. При разгроме города Суди Ашшурнацирапал велел построить стену и обить ее кожей, снятой с жителей. Часть из них замуровали живьем, других распяли, из голов и тел сделали гирлянды.
Все это звучит, как фестиваль садизма, но делалось это только для одного — устрашения врагов. Если город сдавался без боя — его жителей никто не трогал, просто налагали дань и иногда брали заложников. Такая политика принесла плоды — в конце правления Ашшурнацирапала II крепости и целые страны предпочитали сдаваться сразу и приносить богатые дары. Правда, как только Ассирия ослабла, ее тут же уничтожили прекрасно помнящие «доброту» ее правителей соседи. Это случилось после смерти последнего великого ассирийского царя — Ашшурбанапала.
Ашшурбанапал пирует со своей женой. На втором дереве слева можно заметить голову — утверждается, что она принадлежит эламскому царю.
Начавшейся смутой и борьбой за власть между двумя его сыновьями и придворными группировками, воспользовался Набопаласар, халдейский правитель, сначала захвативший Вавилон — важнейший город междуречья, а затем, в союзе с Мидией, с 626 по 609 год до нашей эры разбивший и уничтоживший ассирийскую державу. Ассирию подвела ее собственная политика: вести завоевательные войны до бесконечности было невозможно, а экономика страны была сильно завязана именно на выкачивании ресурсов из вновь завоеванных территорий.
По материалам: Мочалов М.Ю. «Древняя Ассирия», Носов К. С. «Осадная техника Античности и Средневековья».
Тайна ассирийских «Осадных танков»
В древние времена, ассирийская армия использовала для захвата крепостей «Осадные танки», которые по своему виду очень похожи на самодвижущиеся, хотя ученые везде пишут о том, что использовалась тягловая сила лошадей, только вот никаких лошадей на барельефах, где можно увидеть эти танки совсем нет.
Вот, что об этом пишут ученые: статья из книги Носова К.С. «Осадная техника Античности и Средневековья».
Начиная с правления Тиглатпаласара I (1115-1076 гг до н.э.) Ассирия становится самым мощным в военном отношении государством на Ближнем Востоке. Эту позицию Ассирия удерживала на протяжении пяти веков – с конца XII по конец VII веков до н.э.
Но еще до этого, во времена правления Шамши-Адада I (1813 – 1781 гг. до н.э.), Ассирия, вернее, тогда еще город-государство Ашшур, испытала кратковременный взлет, достигнув могущества, не уступавшего Вавилонии. Сыновья Шамши-Адада I не смогли сохранить независимость государства и в 1757 г. до н.э. признали власть Вавилонии. Но для нас самое важное то, что от правления одного из этих сыновей, Ишме-Дагана I (1797 – 1757 гг. до н.э.), сохранились документы с описаниями осадных методов того времени. Эти документы, датируемые XVIII веком до н.э., были найдены в городе Мари, в верхнем течении Евфрата, и являются первыми письменными источниками по применению таранов, осадных башен, подкопов и земляных насыпей.
В одном из этих документов говорится о применении осадных башен и таранов: «…я повернул и осадил [город] Хурару. Я направил против него осадные башни и тараны и на седьмой день я захватил его. Будьте довольны!». Второй документ сообщает об успешном применении подкопа: «Как только я подошел к городу Кирхадат, я установил осадные башни. С помощью подкопа я вызвал обвал стен. На восьмой день я захватил город Кирхадат. Радуйтесь». Еще в одном месте упоминается о строительстве земляной насыпи: «Город Нилиммар, который Ишме-Даган осаждал, Ишме-Даган теперь взял. До тех пор пока осадные насыпи не достигли верха городской стены, он не мог захватить город. Как только осадные насыпи достигли верха городской стены, он получил власть над городом».
Эти методы осады Ишме-Даган I скорее всего узнал от своего отца, Шамши-Адада I, который провел некоторое время в Вавилоне и мог там изучить осадное искусство вавилонян. Но так как не сохранилось никаких изображений осад в Месопотамии того времени, применение описываемой осадной техники не вполне ясно. Например, не понятно, подкоп вели под землей или же стены разрушали непосредственно у основания с помощью кирок и других орудий. Последнее более вероятно, учитывая частое строительство стен из кирпича-сырца и применение подобной техники еще египтянами, в то время как проведение подземного подкопа требует огромных знаний и опыта.
Не ясно и применение осадных башен. Судя по описанию, в данном случае башни использовались не для штурма стен с помощью перекидного мостика, а, скорее, для создания огневого прикрытия, облегчавшего действие саперов.
Значительно больше сведений об осадном искусстве ассирийцев сохранилось от IX – VII веков до н.э. К этому времени относятся многие дошедшие до нас барельефы с изображением осад и осадной техники. Ассирийская империя в это время была на вершине своего могущества. Наиболее искусны ассирийцы были в военном деле и в первую очередь в искусстве осад, которое стало ключевым в их завоевательных походах и управлении империей. Предполагают, что многие осадные сооружения были заимствованы ими у шумеров, но ассирийцы, подобно римлянам, превзошли изобретателей техники в организации ее применения.
Ассирийские тараны IX века, судя по барельефам Ашшурнасирпала II (883-859 гг.д.н.э.), представляли собой массивные сооружения на шести колесах. Деревянный каркас имел около 5 м в длину и 2-3 м в высоту. В передней части тарана располагалась башенка высотой еще около трех метров. Башенка заканчивалась сводчатой крышей или парапетом и имела бойницы для лучников. Для защиты от огня тараны покрывали мокрыми шкурами. Собственно таран представлял собой бревно с металлическим уплощенным наконечником, которое подвешивалось на веревках к крыше каркаса и раскачивалось подобно маятнику. Узким наконечником было удобно атаковать стыки между каменными плитами стены, расшатывая кладку. Башенка служила для создания огневого прикрытия, которое должно было прогнать защитников со стены и не дать им помешать действию тарана. Вес таких таранов, безусловно, был значительным. Предполагают, что сзади у них имелись шесты, к которым привязывали тягловых животных для их передвижения. Позднее ассирийские цари предпочитали жертвовать весом в пользу мобильности.
Уже при Салманасаре III (858 – 824 гг. до н.э.) таран облегчили и поставили только на четыре колеса. Судя по изображению на Воротах Салманасара III (рис. 3), существовала модель вообще без тарана-шеста, в виде повозки с заостренным носом, напоминающим голову быка. Повозку, вероятно, нагружали камнями или землей и, разгоняя, направляли в стену или ворота. Позади повозки находились лучники, прикрывавшие своим огнем действия тарана. Несколько лучников можно видеть и в самой повозке. Однако такая конструкция тарана была явно слабее маятникового типа с шестом и поэтому быстро вышла из употребления – в дальнейшем изображения таких таранов уже не встречаются.
Таран на шести колесах времен Ашшурнасирпала II (IX век до н.э.).
Реконструкция ассирийских таранов IX – VII веков до н.э.
Изображение ассирийского тарана на четырех колесах.
Ворота Салманасара III (IX век до н.э.).
Саргон II (Шаррумкен II, 722 – 705 гг. до н.э.) увеличил разрушительный эффект таранов, первым расположив их группами по несколько штук против одного участка стены. При царе Синахерибе (Синаххе-Эрибе, 705 – 681 гг. до н.э.) появились разборные тараны, состоявшие из нескольких частей. Это позволило легко перевозить осадную технику в обозе и быстро собирать ее на месте. В это же время была увеличена длина шеста, что усилило мощность таранов.
Ассирийцы использовали таран двумя способами. Первый заключался в том, чтобы подвести таран к воротам, как к наиболее слабому месту в обороне. Чтобы противодействовать этому, ворота стали защищать фланкирующими башнями, значительно усложнив для атакующих подобное применение тарана. Второй, более сложный способ, заключался в постройке земляной насыпи, которая позволяла подвести таран непосредственно к стене, причем к верхней части стены, которая обычно была тоньше и слабее основания. Для этого насыпи старались делать как можно более пологими, чтобы облегчить продвижение тарана к стене (раскопки на месте иудейского города Лахиша, взятого ассирийцами штурмом, показали, что насыпь имела уклон около 30° и становилась все более пологой по направлению к вершине). Возможно, именно с распространением второго способа применения таранов последние стали делать более легкими.
Защитники боролись с таранами при помощи цепей, которые набрасывали на головную часть бревна, чтобы затем подтягивать ее вверх. В ответ ассирийцы создали специальные отряды воинов, которые захватывали цепи железными крючьями и повисали на них всем весом своего тела.
Огромную опасность для осадной техники представлял огонь, ведь даже земляные насыпи имели деревянный каркас, который легко можно было сжечь. Для защиты таранов от огня ассирийцы покрывали их сверху мокрыми шкурами, однако и это не всегда помогало. Так, на одном барельефе можно видеть как команда в расположенной впереди башенке поливает таран водой из длинных труб, а на другом барельефе изображен таран, который воин тушит, поливая его водой при помощи длинной ложки.
Осада города ассирийцами.
Осажденные захватили таран цепями и пытаются подтянуть его вверх, а ассирийские воины стараются противодействовать этому. Вероятно, осажденные также подожгли таран, так как воины в башенке льют сверху воду. Барельеф на Балаватских воротах Салманасара III (IX век до н.э.).
Разборный ассирийский таран с длинным шестом.
Воин в башенке тушит пожар, поливая таран водой при помощи длинной ложки. Время правления царя Синахериба (VII век до н.э.).
Штурм крепости ассирийцами. VIII век до н.э.
Осада города ассирийцами.
Хорошо видна атака укреплений сразу несколькими таранами. Барельеф времени правления Тиглатпаласара III (VIII век до н.э.).
Судя по барельефам, ассирийский штурмовой отряд, который взбирался по лестницам на стены, состоял как из копейщиков, так и из лучников. Воины этого отряда не носили длинных доспехов, столь обычных для ассирийцев. Такой доспех стеснял движения ног и не позволил бы быстро взбираться по лестнице. Поэтому их укороченная одежда доходила лишь до колен.
Штурм египетского города.
Фрагмент ассирийского барельефа из дворца Ашшурбанипала в Ниневии, около 645 г. до н.э. Хорошо видны штурмовые отряды копейщиков и лучников, взбирающихся по лестницам под прикрытием огня лучников, расположившихся за большими стационарными щитами. В центре барельефа можно видеть ассирийского солдата, производящего подкоп. Внизу слева изображены пленные солдаты, вероятно, иностранные наемники, которых ассирийцы обратили в рабов после захвата города. В нижнем правом углу можно видеть коренных египтян, идущих вместе со своими детьми и пожитками – обычная ассирийская практика переселения жителей захваченных городов на необжитые земли Ассирии.
На многих ассирийских барельефах можно видеть и саперов, работающих у основания стены. Они использовали такие орудия как ломы, киркомотыги и буравы. Постепенно пробивая углубление в стене, они одновременно укрепляли стену деревянными подпорками, чтобы она не рухнула прямо на них. Когда углубление становилось достаточно большим и глубоким, подпорки поджигали и стена обрушивалась. Для защиты от обстрела из крепости саперы времен Ашшурнасирпала II (884 – 859 гг. до н.э.) носили длинный, доходивший до лодыжек, доспех и шлем с бармицей для защиты шеи и лица. Саперы при последующих правителях носили лишь короткий доспех, шлем и небольшой круглый щит, которым они прикрывались, держа его одной рукой, в то время как другой они производили подкоп. Это едва ли служило эффективной защитой и вряд ли способствовало быстрой работе. Поэтому при Ашшурбанипале (669 – 630 гг. до н.э.) для защиты саперов стал использоваться большой плетеный щит, изгибавшийся наверху так, что сапер мог легко прислонить его к стене. При этом обе его руки оставались свободны для работы. Щиты, должно быть, были достаточно прочными, чтобы выдержать камни, сбрасываемые со стены.
По барельефам и письменным источникам известно, что ассирийские цари не раз водили свои армии в полевые сражения, выезжая вперед на колеснице. Но на всех барельефах с изображением осад цари располагаются только позади лучников, обеспечивающих огневую поддержку. При этом они всегда одеты в длинный доспех, доходящий до лодыжек, – яркое свидетельство того, что у них даже в мыслях не было возглавить штурмовой отряд. Наверняка не малую роль в этом играл вопрос престижа – одно дело возглавить элитный отряд колесниц и совсем другое – идти на штурм впереди пехоты, пусть даже отборной. Однако нельзя исключить и вероятность того, что цари считали штурм много опаснее полевого сражения и именно поэтому не принимали в нем участия.
Высокий уровень развития осадного искусства ассирийцев в VII веке до н.э. хорошо демонстрирует описание взятия египетского города Мемфиса Асархаддоном (Ашшураххеиддином) в 671 г. до н.э.: «Я осадил Мемфис, королевскую резиденцию Тахарка, и покорил ее за полдня при помощи подкопа, бреширования и штурмовых лестниц». Показательна и осада иудейского города Лахиша царем Синахерибом. Об этой осаде сохранилось немало свидетельств – ассирийские барельефы, царские записи, Библия и археологические изыскания.
Штурм столь мощной крепости безусловно представлял сложную задачу. Ассирийский царь Синахериб лично руководил осадными операциями. Ассирийцы разбили лагерь на возвышенности в 350 м от юго-западного угла города, вблизи от ворот. После этого они приступили к постройке двух насыпей. Большая насыпь вела к юго-западному углу основной крепостной стены, а меньшая – к северо-западному углу внешних укреплений перед главными воротами. Закончив постройку насыпей ассирийцы подвели по ним тараны и стали брешировать стены. Почти сразу они повели также атаку таранами и огнем на ворота города. При штурме ассирийцы применяли не менее семи таранов одновременно. Ассирийские источники упоминают и подкоп. Без сомнения осада крепости была весьма активной. Синахериб был так горд взятием Лахиша, что заказал несколько барельефов для своего королевского дворца в память о содеянном.
Несмотря на впечатляющее разнообразие осадных методов, применяемых ассирийцами, последним не всегда удавалось взять штурмом хорошо укрепленную крепость. Тогда они прибегали к пассивной осаде, которую могли проводить в течение длительного времени. Например, ассирийцы потратили по три года на осаду таких городов как Арпад и Самария. К сожалению, о методах пассивной осады нам известно значительно меньше, чем о методах штурма. Известно, что Ададнерари II (911 – 890 гг. до н.э.) окружил осажденный им город рвом. При осаде города Хатарикка ассирийцы окружили его «стеной выше, чем стены города» и «вырыли ров глубже, чем его ров». Эти факты вроде бы говорят в пользу того, что ассирийцы возводили контрвалационную линию. Однако, упоминание о стене, превосходившей по высоте городскую, предполагает, что ассирийцы не ограничивались пассивными методами и хотели получить более удобную позицию для обстрела. Не совсем ясно и назначение рва, более глубокого, чем ров города. Возможно, ров в данном случае служил не только для изоляции города, но и для проведения подкопа или отведения воды из рва осажденного города. Но чаще всего ассирийцы, по-видимому, ограничивались изоляцией города с помощью колесниц и кавалерии. Осаждавшее город ассирийское войско обычно располагалось в лагере, окруженном земляным валом, с пересекавшимися под прямым углом улицами, – прототип более поздних римских лагерей. источник