что аллах создал своими руками
Творения, которые Милостивый создал Своей Рукой
Для Аллаха нет ничего невозможного, и стоит Ему, пожелав чего-либо, сказать: «Будь!» — как его желание сбывается. Несмотря на это, Он оказал почтение некоторым творениям и создал их Своими Руками, что указывает на их высокое положение и заботу Аллаха о них. В Писании Аллаха и сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что Аллах создал Своими Руками следующие творения.
Поэтому Всевышний Аллах сказал Иблису:
«Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» (Сад, 75).
В длинном хадисе о заступничестве говорится:
فَيَأْتُونَ آدَمَ فَيَقُولُونَ : أَنْتَ آدَمُ أَبُو النَّاسِ خَلَقَكَ اللَّهُ بِيَدِهِ وَأَسْكَنَكَ جَنَّتَهُ
«Они придут к Адаму и скажут: “Ты — Адам, отец людей. Аллах создал тебя Своей Рукой и поселил в Своем Раю». Хадис передали аль-Бухари и Муслим[141].
В хадисе о споре между Адамом и Мусой сообщается, что Муса сказал Адаму: أَنْتَ آدَمُ الَّذِى خَلَقَكَ اللَّهُ بِيَدِهِ وَنَفَخَ فِيكَ مِنْ رُوحِهِ
«Ты — тот самый Адам, которого Аллах создал Своей Рукой? Он вдохнул в тебя от Своего духа…»[142]
2. Его Рукой написана Тора
В некоторых версиях хадиса о споре между Адамом и Мусой сообщается, что Адам сказал Мусе:أَنْتَ مُوسَى اصْطَفَاكَ اللَّهُ بِكَلاَمِهِ وَخَطَّ لَكَ التَّوْرَاةَ بِيَدِهِ
«Ты — тот самый Муса, которого Аллах избрал и почтил беседой с Ним? Он начертал для тебя Тору Своей Рукой…»[144] В одной из версий, упомянутой в обоих «Сахихах», говорится: اصْطَفَاكَ اللَّهُ بِكَلاَمِهِ وَخَطَّ لَكَ بِيَدِهِ
«Аллах избрал тебя и почтил беседой с Ним. Он начертал для тебя Своей Рукой»[145].
3. Его Рукой сделана надпись, которая хранится возле Него
Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда Аллах завершил сотворение, Он написал надпись, которая находится у Него над Троном: “Моя милость одолевает или опережает Мой гнев”».
В другой версии говорится:
«Поистине, до начала творения Аллах написал надпись: “Моя милость опережает Мой гнев”. Это записано у Него над Троном»[146].
Ибн Маджа передал хадис со слов Абу Хурейры в следующем виде:
«До начала творения ваш Господь предписал Себе Своей Рукой: “Моя милость опережает Мой гнев”»[147].
Существование надписи, сделанной Рукой Милостивого, подтверждается в сборнике «Китаб ас-сунна» Ибн Абу ‘Асима: «Когда Всевышний Аллах завершил сотворение, Он Своей Рукой написал в книге, которая находится у Него: “Моя милость одолевает или опережает Мой гнев”. Это хранится у Него над Троном»[148].
4. Его Рукой посажены сады Эдема
В «Сахихе» Муслима приводятся следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
Муса спросил своего Господа: «Кто займет самое низкое место в Раю?» Он ответил: «Это будет мужчина, который придет туда после того, как обитатели Рая уже войдут в него. Ему будет сказано: “Войди в Рай”. Он спросит: “Господи, как? Ведь люди уже заняли в нем свои места и взяли то, что им причиталось”. Ему скажут: “Ты будешь доволен, если получишь царство одного из земных царей?” Он скажет: “Я буду доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь его, и еще столько же, и еще столько же, и еще столько же”. В пятый раз он скажет: “Я доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь его и в десять раз больше в придачу, а также все, что пожелает твоя душа и чем насладится твой взор”. Он скажет: “Я доволен, Господи”». Муса спросил: «Господи, а кто займет самое высокое место?» Он сказал: «Это будут те, кому Я соизволю. Их блага Я взрастил Своей Рукой и запечатал. Их не видели глаза, не слышали уши, и о них даже не помышляла человеческая душа».
“Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали” (Ас-Саджда, 17)»[149]. Он сообщил, что посадил сады для них Своей Рукой.
Ошибки, связанные с качеством «Руки Аллаха»
Ошибки, связанные с качеством «Руки Аллаха»
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Мусульмане обязаны верить в существование двух Рук Аллаха, которые являются качествами, связанными с Его божественной сущностью.
Всевышний сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?»[1] Он также сказал: «Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали (или да будут скованы их руки, и да будут они прокляты за то, что они сказали). Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает».[2]
В комментарии к этим аятам шейх аль-Фаузан сказал: «Эти прекрасные аяты свидетельствуют о том, что Всевышний Аллах обладает двумя Руками. Эти Руки в действительности являются Руками и подобают величию и великолепию Аллаха. Они совершенно не похожи на руки творений, поскольку нет ничего, подобного Аллаху. Эти аяты также опровергают воззрения тех, кто отказывается признать Руки Аллаха и полагает, что под ними подразумевается могущество или милость. Подобные толкования являются ошибочными и искажают смысл священного Корана».[3]
Большинство переводчиков передали смысл этого качества правильно. Однако аль-Манси и аль-Афифи в комментариях к 75-му аяту суры «Сад» пишут: «Своими двумя руками» то есть Своей силой и творческой мощью. Человек в облике Адама (мир ему!) – ничто иное, как мягкая глина. Поскольку творческая мощь Аллаха превратила его в нечто, способное принять дух Божий, его честь была превознесена выше самых возвышенных существ (Йусуф Али). Мистики объясняют это тем, что человек возник с помощью совершенных и чудесных Божественных особенностей, в то время как ангелы возникли с помощью лишь одной категории всех этих особенностей (Дарьябади). В связи с этим подчеркивается обусловленное Аллахом творческое превосходство человеческого разума по сравнению со всеми остальными творениями, – разума, который, как, впрочем, и все во Вселенной, является делом «рук Аллаха» (Маудуди)».[4]
Подобные толкования противоречат воззрениям приверженцев Сунны и смыслу коранического откровения. Имам аль-Ашари опроверг подобные толкования и сказал: «Если бы это откровение означало, что Аллах сотворил Адама своей мощью, то это не было бы отличием между Адамом и Иблисом. Однако Великий и Могучий Аллах хотел подчеркнуть превосходство Адама, мир ему, над Иблисом, и это превосходство заключалось в том, что одного Аллах сотворил своими Руками, а другого – нет. Если бы Аллах сотворил Адама, мир ему, только своей мощью, как Он сотворил Иблиса, то это не давало бы Адаму никакого преимущества над Иблисом. И тогда Иблис мог бы возразить своему Господу и сказать: «Меня Ты тоже сотворил своей мощью, так же как и Адама!»
Иблис возгордился и отказался поклониться Адаму, и поэтому Великий и Могучий Аллах напомнил ему о превосходстве Адама над ним и сказал ему с упреком и порицанием: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?»[5] Эти слова не могут означать того, что Великий и Могучий Аллах сотворил Адама своей мощью, потому что таким же образом были сотворены все остальные творения. Аллах хотел подчеркнуть то, что, в отличие от Иблиса, Адам был сотворен Руками Господа».[6]
Несмотря на эти разъяснения, Гусейнов в переводе 75-го аята суры «Сад» вообще не упомянул о том, что Аллах сотворил Адама Своими двумя Руками: «Сказал Бог: О Иблис, что ж ты не поклонился тому, что Мною создано? Гордыней обуян иль возомнил себя сверхвысшим?!»
Некоторые авторы поставили качество «Рука Аллаха» в форму множественного числа, хотя в тексте Корана оно стоит в единственном числе. Порохова в переводе 1-го аята суры «аль-Мульк» пишет: «Благословен будь Тот, в руках Которого вся власть над миром». Крачковский пишет: «Блaгocлoвeн тoт, в pyкax кoтopoгo влacть и кoтopый влacтeн нaд вcякoй вeщью». Османов пишет: «Благословен Тот, в чьих руках власть, кто властен над всем сущим». Аль-Манси и аль-Афифи пишут: «Блaгocлoвeн тoт, в pyкax кoтopoгo владычество и кoтopый влacтeн нaд вcякoй вeщью». Безусловно, подобные неточности недопустимы в переводах смыслов Корана.
Поскольку речь зашла о качестве «Рука Аллаха», я хочу коснуться важного момента, который является «камнем преткновения» для всех переводчиков смыслов Корана. Всевышний сказал: «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки (Мы Сами), Мы создали для них скот, и что они им владеют?»[7]
Знатокам арабского языка ясно, что из этого аята не следует, что Аллах создал домашнюю скотину Своими Руками. Дело в том, что между выражением «совершили Наши руки» и выражением «сотворил Своими обеими Руками» на арабском языке существует большая разница, которую трудно передать при переводе на русский язык.
Разъясняя смысл вышеупомянутого аята, шейх Мухаммад б. Салих сказал: «Означает ли этот аят, что Всевышний Аллах сотворил скот своими руками, как Он сотворил человека? Или же он означает, что Аллах сотворил скот так же, как и остальные творения, но не создавал его Своими Руками, а упоминание о руках является всего лишь указанием на Аллаха, что широко используется в арабском языке, на котором был ниспослан Коран?
Первое мнение не соответствует очевидному смыслу аята по двум причинам. Во-первых, арабы не понимают подобные выражения таким образом. Всевышний сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки».[8] Всевышний также сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили».[9] Он также сказал: «Вкусите мучения от обжигающего Огня. Это – за то, что приготовили ваши руки, ведь Аллах не поступает несправедливо с рабами».[10] Безусловно, здесь имеются в виду все деяния, совершенные человеком, а не только те деяния, которые он совершил руками. В этом плане арабское выражение «каддамат айди» («совершили руки») отличается от выражения «амила би йадихи» («он совершил рукой»). Всевышний сказал: «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это – от Аллаха».[11] Подобное выражение означает, что действие совершено непосредственно рукой.
Во-вторых, если бы Всевышний Аллах сотворил скотину Своими Руками, то коранический аят звучал бы следующим образом: «Неужели они не видят, что Мы создали для них из того, что Мы сотворили Нашими руками, скот». Именно так выразился Всевышний Аллах, когда говорил о сотворении Адама. Всевышний сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?»[12] Воистину, Коран ниспослан для того, чтобы разъяснять людям истину, а не для того, чтобы вводить их в заблуждение. И поэтому Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи».[13]
И если несостоятельность первого толкования больше не вызывает сомнений, то нам становится ясно, что правильный и очевидный смысл коранического аята состоит в том, что Всевышний Аллах сотворил скот так же, как Он сотворил остальные творения, но не создавал его Своими Руками, потому что, согласно канонам арабского языка, выражение «что сотворили Наши руки» отличается от выражения «что Мы сотворили Своими Руками». Вот почему мусульмане обязаны обращать внимание даже на мельчайшие различия между похожими вещами, и умение обращать внимание на подобные различия является одной из высших ступеней знания и помогает успешно разрешать многие трудные вопросы».[14]
Форум для мусульман
Две Руки (йад) Аллаха
Две Руки (йад) Аллаха
У Аллаха — пречист Он и возвышен! — две Руки, которые соответствуют Его величию и совершенству. Они нисколько не похожи на руки творений. Всевышний сказал:
«Его обе Руки простерты» (Аль-Маида, 64). Укоряя Иблиса в непослушании и отказе от преклонения перед Адамом, Аллах сказал:
«Он сказал: “О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?”» (Сад, 75).
Упоминание о Руках Аллаха при прославлении Его
До нас дошло много хадисов, в которых наряду с восхвалением Всеблагого и Всевышнего Господа упоминаются Его Руки и сообщается, что они исполнены блага. Так, Господь воззовет к обитателям Рая и скажет им:
«О обитатели Рая!» Они ответят: «Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, и благо — в Твоих Руках»[1].
«Я здесь и готов служить Тебе, и благо — в Твоих Руках»[3].
Произнося тальбию[4], Ибн ‘Умар говорил: «Я здесь и готов служить Тебе, и благо — в Твоих Руках»[5].
Руки Господа простерты
Пречистый Аллах щедр и простирает Свои Руки, одаряя рабов:
«Его обе Руки простерты: Он расходует, как пожелает» (Аль-Маида, 64).
إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يَبْسُطُ يَدَهُ بِاللَّيْلِ لِيَتُوبَ مُسِىءُ النَّهَارِ ، وَيَبْسُطُ يَدَهُ بِالنَّهَارِ لِيَتُوبَ مُسِىءُ اللَّيْلِ ، حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ مِنْ مَغْرِبِهَا
«Поистине, Аллах простирает Свою Длань ночью, чтобы принять покаяние того, кто согрешил днем, и простирает Свою Длань днем, чтобы принять покаяние того, кто согрешил ночью. И это продолжается до тех пор, пока солнце не взойдет на западе»[6].
Творения, которые Милостивый создал Своей Рукой
Для Аллаха нет ничего невозможного, и стоит Ему, пожелав чего-либо, сказать: «Будь!» — как его желание сбывается. Несмотря на это, Он оказал почтение некоторым творениям и создал их Своими Руками, что указывает на их высокое положение и заботу Аллаха о них. В Писании Аллаха и сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что Аллах создал Своими Руками следующие творения.
Поэтому Всевышний Аллах сказал Иблису:
«Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» (Сад, 75).
В длинном хадисе о заступничестве говорится:
فَيَأْتُونَ آدَمَ فَيَقُولُونَ : أَنْتَ آدَمُ أَبُو النَّاسِ خَلَقَكَ اللَّهُ بِيَدِهِ وَأَسْكَنَكَ جَنَّتَهُ
«Они придут к Адаму и скажут: “Ты — Адам, отец людей. Аллах создал тебя Своей Рукой и поселил в Своем Раю». Хадис передали аль-Бухари и Муслим[7].
В хадисе о споре между Адамом и Мусой сообщается, что Муса сказал Адаму:
أَنْتَ آدَمُ الَّذِى خَلَقَكَ اللَّهُ بِيَدِهِ وَنَفَخَ فِيكَ مِنْ رُوحِهِ
«Ты — тот самый Адам, которого Аллах создал Своей Рукой? Он вдохнул в тебя от Своего духа…»[8]
2. Его Рукой написана Тора
В некоторых версиях хадиса о споре между Адамом и Мусой сообщается, что Адам сказал Мусе:
أَنْتَ مُوسَى اصْطَفَاكَ اللَّهُ بِكَلاَمِهِ وَخَطَّ لَكَ التَّوْرَاةَ بِيَدِهِ
«Ты — тот самый Муса, которого Аллах избрал и почтил беседой с Ним? Он начертал для тебя Тору Своей Рукой…»[10] В одной из версий, упомянутой в обоих «Сахихах», говорится:
اصْطَفَاكَ اللَّهُ بِكَلاَمِهِ وَخَطَّ لَكَ بِيَدِهِ
«Аллах избрал тебя и почтил беседой с Ним. Он начертал для тебя Своей Рукой»[11].
3. Его Рукой сделана надпись, которая хранится возле Него
Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда Аллах завершил сотворение, Он написал надпись, которая находится у Него над Троном: “Моя милость одолевает или опережает Мой гнев”».
В другой версии говорится:
«Поистине, до начала творения Аллах написал надпись: “Моя милость опережает Мой гнев”. Это записано у Него над Троном»[12].
Ибн Маджа передал хадис со слов Абу Хурейры в следующем виде:
«До начала творения ваш Господь предписал Себе Своей Рукой: “Моя милость опережает Мой гнев”»[13].
Существование надписи, сделанной Рукой Милостивого, подтверждается в сборнике «Китаб ас-сунна» Ибн Абу ‘Асима: «Когда Всевышний Аллах завершил сотворение, Он Своей Рукой написал в книге, которая находится у Него: “Моя милость одолевает или опережает Мой гнев”. Это хранится у Него над Троном»[14].
4. Его Рукой посажены сады Эдема
В «Сахихе» Муслима приводятся следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
Муса спросил своего Господа: «Кто займет самое низкое место в Раю?» Он ответил: «Это будет мужчина, который придет туда после того, как обитатели Рая уже войдут в него. Ему будет сказано: “Войди в Рай”. Он спросит: “Господи, как? Ведь люди уже заняли в нем свои места и взяли то, что им причиталось”. Ему скажут: “Ты будешь доволен, если получишь царство одного из земных царей?” Он скажет: “Я буду доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь его, и еще столько же, и еще столько же, и еще столько же”. В пятый раз он скажет: “Я доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь его и в десять раз больше в придачу, а также все, что пожелает твоя душа и чем насладится твой взор”. Он скажет: “Я доволен, Господи”». Муса спросил: «Господи, а кто займет самое высокое место?» Он сказал: «Это будут те, кому Я соизволю. Их блага Я взрастил Своей Рукой и запечатал. Их не видели глаза, не слышали уши, и о них даже не помышляла человеческая душа».
“Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали” (Ас-Саджда, 17)»[15]. Он сообщил, что посадил сады для них Своей Рукой.
Величие Рук Пречистого Аллаха
В Писании Аллаха сказано:
«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей» (Аз-Зумар, 67).
В обоих «Сахихах» приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
يَقْبِضُ اللَّهُ الأَرْضَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، وَيَطْوِى السَّمَاءَ بِيَمِينِهِ ثُمَّ يَقُولُ أَنَا الْمَلِكُ أَيْنَ مُلُوكُ الأَرْضِ
«В день воскресения Всеблагой и Всевышний Аллах возьмет в руку землю и свернет небо Своей Десницей, а потом скажет: “Я —Царь! Где же земные цари?”»[16]
В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Абдуллаха бин ‘Умара о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
يَطْوِى اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ السَّمَوَاتِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، ثُمَّ يَأْخُذُهُنَّ بِيَدِهِ الْيُمْنَى ثُمَّ يَقُولُ : أَنَا الْمَلِكُ ، أَيْنَ الْجَبَّارُونَ ، أَيْنَ الْمُتَكَبِّرُونَ ؟ ثُمَّ يَطْوِى الأَرَضِينَ بِشِمَالِهِ ثُمَّ يَقُولُ : أَنَا الْمَلِكُ أَيْنَ الْجَبَّارُونَ أَيْنَ الْمُتَكَبِّرُونَ ؟
«В день воскресения Могучий и Великий Аллах свернет небеса и возьмет их Своей Правой Рукой, а потом скажет: “Я — Царь! Где же тираны? Где заносчивые?” Потом Он свернет земли Своей Левой Рукой и скажет: “Я — Царь! Где же тираны? Где заносчивые?”»
В одной из версий говорится: «Я видел, как Посланник Аллаха, стоя на кафедре, сказал:
Обе Руки Аллаха правые
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إِنَّ الْمُقْسِطِينَ عِنْدَ اللَّهِ عَلَى مَنَابِرَ مِنْ نُورٍ عَنْ يَمِينِ الرَّحْمَنِ عَزَّ وَجَلَّ وَكِلْتَا يَدَيْهِ يَمِينٌ، الَّذِينَ يَعْدِلُونَ فِى حُكْمِهِمْ وَأَهْلِيهِمْ وَمَا وَلُوا
«Справедливые будут восседать возле Аллаха на тронах[19] из света, по Правую Руку Милостивого, и обе Руки Его правые. Это те, которые принимают справедливые решения и справедливы со своими семьями и подчиненными»[20], [21].
[2] Там же (6530), (3348); Муслим (201).
[4] Молитвенная формула, с которой паломники обращаются к Аллаху после облачения в ритуальную одежду и вступления в ихрам. — Прим. переводчика.
[7] Мишкат аль-масабих (5572).
[9] Приверженцы сунны, руководствуясь комментариями сподвижников и ранних мусульман, признают предикативные атрибуты (сифат хабарийя) Аллаха (Лик, Рука, Голень, Стопа и др.), потому что они упомянуты в текстах Корана и сунны. Они не искажают значения этих понятий, не уподобляют эти атрибуты качествам творений и не обсуждают их внешний вид и особенности. Сторонники калама считают, что признание таких атрибутов подразумевает уподобление Творца творениям. По их мнению, выражение «Рука Аллаха» означает Его милость или могущество. Подобные интерпретации противоречат суждениям ранних мусульман и очевидному смыслу священных текстов. В данном случае автор обращает внимание на то, что именно факт сотворения Адама Руками Аллаха указывает на его превосходство над Иблисом и многими другими творениями. Если бы под «Руками Аллаха» имелись в виду Его могущество или милость, это не означало бы превосходства Адама даже над простейшими животными, потому что все сущее возникло благодаря могуществу и милости Творца. — Прим. переводчика.
[10] Сахих Сунан Абу Давуд (3934); Сахих Сунан Ибн Маджа (65).
[11] Аль-Бухари (6614); Муслим (2652).
[12] Аль-Бухари (7554); Муслим (2751).
[13] Сахих Сунан Ибн Маджа (156).
[14] Китаб ас-сунна (608).
[16] Аль-Бухари (4812); Муслим (2787).
[18] Аль-асма ва-с-сифат (1/324).
[19] Слово المنبر «минбар» означает «высокое место». Оно образовано от глагола نبر «набара», означающего «поднимать». Кафедра имама мечети была названа «минбар», потому что она возвышается. В данном хадисе этим словом названы высокие ложа обитателей Рая, и поэтому при переводе мы отдали предпочтение слову «трон». А лучше всего об этом известно Аллаху. Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Бейрут: Дар ихйа ат-турас аль-‘араби. 1419/1999. Т. 14. С. 19. — Прим. переводчика.
[21] Рассказчики версии, в которой упоминается Левая Рука, заслуживали доверия, но ученые подвергли ее критике за противоречие между ней и другими версиями, в которых ничего не сказано о Левой Руке. Но даже если версия ‘Умара бин Хамзы достоверна, упоминание о Левой Руке, в принципе, нетрудно совместить с хадисом о том, что обе Руки Аллаха правые. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Две Руки Аллаха упоминаются во многих хадисах, и в них подчеркивается, что обе Руки правые, но Десница (Правая Рука) исполнена большей добродетели. Ученые говорят, что атрибутам творений присущи недостатки, и у человека левая рука уступает правой по силе и функциям, и именно левой рукой совершают неприятные действия, например, прикасаются к нечистотам и грязи. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что обе Руки Господа благословенны, лишены любых пороков и недостатков, которые встречаются у творений. Тем не менее, Десница Аллаха — лучшая из двух Рук, о чем сказано в хадисе об Адаме: “Я выбрал Правую Руку моего Господа, и обе Руки моего Господа правые и благословенные” (его передал ат-Тирмизи, и аль-Албани в комментариях к своду “Мишкат аль-масабих” (3/1322) назвал его достоверным — Прим. переводчика), т.е. они лишены недостатков и не совершают непристойных поступков; напротив, все деяния Его исполнены либо милости, либо справедливости. В обоих “Сахихах” приводится хадис Абу Мусы аль-Аш‘ари о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Десница Аллаха переполнена и не истощается от щедрых даров ночью и днем. То, что в Деснице Аллаха, нисколько не уменьшилось от того, что Он раздал после сотворения небес и земли. Другой рукой Он [вершит] справедливость: возвышает и опускает”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что Правая Рука Аллаха исполнена милости, а другая Рука — справедливости. И хотя обе руки Его правые, милость все равно превыше справедливости. Всякое благо от Аллаха есть милость, и это не исходит от другой Его Руки. Поэтому нахождение праведников по Правую Руку Милостивого подчеркивает их превосходство. Коран тоже отдает предпочтение людям правой стороны над людьми левой стороны, хотя Аллах подвергнет их мучениям по справедливости. В хадисах и сообщениях тоже указывается на то, что попавшие в Правую Пригоршню будут счастливы, а попавшие в другую Пригоршню — несчастны». См.: Маджму‘ аль-фатава / Сост. шейх ‘Абд ар-Рахман бин Мухаммад бин Касим. Эр-Рияд: Дар ‘алам аль-кутуб. 1412/1991. Т. 17. С. 92-93. — Прим. переводчика.
Книга: Вера в Аллаха Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар