что аллах сказал про намаз

40 достоверных хадисов о намазе

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

что аллах сказал про намаз. Смотреть фото что аллах сказал про намаз. Смотреть картинку что аллах сказал про намаз. Картинка про что аллах сказал про намаз. Фото что аллах сказал про намаз

что аллах сказал про намаз. Смотреть фото что аллах сказал про намаз. Смотреть картинку что аллах сказал про намаз. Картинка про что аллах сказал про намаз. Фото что аллах сказал про намаз

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджах, ат-Таялиси). Он также сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является намаз!» (Ахмад, Ибн Маджах)

«Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа, ан-Насаи)

«Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона» (Муслим)

«Первое за что будет произведен расчет с рабом Аллаха в День воскрешения — будет намаз. И если намаз его будет хорош, то хорошими будут и все остальные его деяния, а если же намаз его окажется негодным, то и остальные его деяния окажутся негодными» (Ат-Табарани)

Ханзаля аль-Катиб, да будет доволен им Аллах, слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто оберегал пять обязательных намазов, совершая как следует их поясные и земные поклоны, соблюдая установленное для них время, и знал, что это истина, предписанная Аллахом, тот войдет в Рай», — или же: «Тому обязателен Рай», — или же «Тот будет запретен для Огня!» (Ахмад)

Науфаль ибн Му’ауия, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто пропустил намаз, подобен лишившемуся своей семьи и имущества!» (Ибн Хиббан)

«Кто забыл о намазе или проспал его, то искупление этому будет совершение этого намаза, как только он вспомнит о нем» (Муслим)

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Для того, кто будет бережлив к своему намазу, он станет светом, ясным доказательством и спасением в День воскрешения, а для того, кто не будет бережлив к нему, не будет ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. И в День воскрешения он окажется вместе с Къаруном, фараоном, Хаманом и Убайем ибн Халяфом» (Ахмад, Ибн Хиббан)

Хадисы о временных границах намаза

Ангел Джабраил (Гавриил), мир ему, пришел (однажды) к Пророку Мухаммаду ﷺ и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад ﷺ совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего ﷺ совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил), мир ему, явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк ﷺ совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк ﷺ помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).

На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]” Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто застал один ракаат намаза, тот застал сам намаз» (Аль-Бухари, Муслим)

Со слов Умм Фаруа, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что когда посланника Аллаха ﷺ спросили: «Какое из деяний является наилучшим?» Он ответил: «Намаз, совершенный в начале его времени!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

«Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) послеобеденной (‘аср) молитвы, прежде чем зашло солнце и тот, кто успел совершить саджда утренней молитвы, прежде, чем взошло солнце, тот застал молитву» (Муслим)

Хадисы об утреннем намазе (Фаджр)

что аллах сказал про намаз. Смотреть фото что аллах сказал про намаз. Смотреть картинку что аллах сказал про намаз. Картинка про что аллах сказал про намаз. Фото что аллах сказал про намаз

«Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим)

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заря бывает двух видов. Заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать молитву, и заря, при которой еще нельзя совершать молитву, но разрешается есть» (Аль-Хаким, аль-Байхаки) В другой версии этого хадиса сказано: «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволен намаз и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для намаза и запретное для еды!»

Абу Муса, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк ﷺ начинал совершение утреннего намаза, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (из-за темноты)» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце». Пророк ﷺ также сказал: «Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее». Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракаат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Однако крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Совершивший ночной намаз коллективно подобен тому, кто оживил полночи! А совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь!» (Муслим)

«Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха!» (Муслим)

«Кожа идущих во мраке на намаз будет светить полноценным нуром в День великого суда!» (Абу Дауд)

«Тот, кто будет совершать намазы аль-бардайни, войдёт в Рай! Намазы аль-бардайни – это утренний и вечерний намазы» (Аль Бухари, Муслим)

«Не войдёт в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката» (Муслим)

«Два ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир и то, что в нём!» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днём. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»

Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды в присутствии Пророка ﷺ кто-то упомянул об одном человеке и сказал: «Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на намаз». На что Пророк ﷺ ответил: «Шайтан помочился ему в ухо» (Аль-Бухари). Хафиз Ибн Хаджар передал слова имама аль-Къуртуби, который сказал, что “моча шайтана подлинная, так как известно, что шайтан кушает, пьет и женится” (“Фатхуль-Бари” 3/28)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О Аллах, всели благодать для моей уммы в её ранних начинаниях!»

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: «Ночь твоя будет долгой, спи же!» Если человек проснётся и помянет Всемогущего и Великого Аллаха, развяжется один узел; если он совершит омовение, развяжутся два узла, а если совершит молитву, то развяжутся [все] узлы, и человек проснётся утром бодрым и довольным, иначе же он встанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым [весь день]» (Муслим)

Хадисы о полуденном намазе (Зухр)

«Время полуденного намаза (зухр) начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени человека станет равна его высоте» (Муслим)

Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Однажды Пророк ﷺ во время поездки сказал муаззину, когда тот хотел призвать к молитве: «Подожди, пока не спадет жара». Затем он сказал: «Сильная жара от дыхания Ада, и если она становится слишком сильной, то задержите молитву, пока она не спадет» (Аль-Бухари, Муслим)

Хадисы о послеполуденном намазе (‘Аср)

От Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте послеобеденный намаз (‘аср) тогда, когда тень предмета равна ее длине» (Ан-Насаи, ат-Тирмизи)

«Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы ‘аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал ‘аср» (Аль-Бухари, Муслим)

В один из пасмурных дней Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, Пророк ﷺ сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!» (Аль-Бухари)

Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего ﷺ о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно (немного)» (Муслим)

Хадисы о вечернем намазе (Магриб)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте вечернюю (магриб) молитву, как только зайдет солнце» (Ат-Табарани)

«Время вечерней (магриб) молитвы длится до исчезновения вечерней зари» (Муслим)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд» (Ахмад, Абу Дауд). Рафи‘ ибн Хадидж, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Когда кто-нибудь из нас заканчивал вечернюю (магриб) молитву, которую мы совершали вместе с Посланником Аллаха ﷺ, он еще мог ясно видеть места падения своих стрел» (Аль-Бухари, Муслим)

Хадисы о ночном намазе (‘Иша)

«Время намаза ‘иша длится до середины ночи!» (Муслим)

Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Однажды посланник Аллаха ﷺ задержал молитву ‘иша до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этой молитвы, если бы только я не боялся обременить моих последователей» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы ‘иша до первой трети ночи или до середины ночи» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджах)

Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Иногда Пророк ﷺ торопился с ночной молитвой, а иногда медлил с ней. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал молитву пораньше. Когда же люди запаздывали, он откладывал намаз» (Аль-Бухари, Муслим)

Источник

О важности намаза

что аллах сказал про намаз. Смотреть фото что аллах сказал про намаз. Смотреть картинку что аллах сказал про намаз. Картинка про что аллах сказал про намаз. Фото что аллах сказал про намаз

После произнесения шахады, означающей принятие Ислама, основной и важнейшей обязанностью для человека является совершение намаза. Совершение намаза является признаком веры в Аллаха и поклонения Ему.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Намаз – это опора религии». «Рухнет религия того, кто оставит намаз», говорится в священном хадисе.

Регулярное совершение намаза является основополагающим требованием Ислама, без которого человек не может выполнить свою основную обязанность перед Богом и наверняка лишится самого важного и драгоценного в жизни – осознания и ощущения своей связи с Всевышним. Пять промежутков времени, в которые следует совершать намаз, соответствуют пяти частям суток. Это рассвет, полдень, послеобеденное время, конец дня и ночь. Намаз – это диалог человека с Создателем, регулярность которого периодически, днем и ночью напоминает человеку о Всевышнем.

Об обязательстве совершения намаза сказано в Коране и хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили о наилучшем деянии, он ответил, что это своевременно совершенный намаз.

В хадисе говорится, что ангел Джабраил (мир ему) совершал двухракаатный намаз в течении сорока тысяч лет. После этого Аллах сказал ему, что двухракаатный намаз, совершенный человеком из общины (уммы) Мухаммада (мир ему и благословение), дороже для Него, чем этот намаз. И это – из-за возвеличивания Аллахом нашего Пророка (мир ему и благословение).

Почему же намаз имеет такое большое значение? Секрет этого кроется в возвеличивании его Самим Аллахом. Известно, что все каноны Шариата, все деяния, предусмотренные Исламом, были доведены до нас Пророком (мир ему и благословение), а он, в свою очередь, получил их от ангела Джабраила (мир ему), который являлся посредником между Аллахом и Пророком (мир ему и благословение). Особенностью намаза является то, что Всевышний, позвав к Себе в ночь Вознесения (Мираж) Посланника (мир ему и благословение), Сам, без посредников, одарил нашего Пророка (мир ему и благословение) и его общину (умму) этим ценным подарком. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью. Намаз – это особое общение со Всевышним. Если перед встречей с каким-то влиятельным человеком мы испытываем волнение, радость, старательно готовимся к ней, то, представьте, как мы должны готовиться к встрече с Властителем всего сущего – Всевышним Аллахом?

Невнимание и безразличие к религии, существующее в настоящее время, не нуждается в описании. Что говорить, когда пренебрегают таким наиважнейшим делом, как намаз, о котором в Судный день спросят в первую очередь, и который является в религии вторым по значимости после уверования. Но все-таки есть надежда, что на людей с чистым, непомутненным разумом, иншаАллах, окажут воздействие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что человек, совершающий пятикратный намаз, подобен тому, кто купается пять раз в день в реке, протекающей возле его дома. Подобно тому, как купание очищает тело, так и намаз, исполненный надлежащим образом, очищает человека от грехов. Аллах в Коране говорит, что воистину намаз удерживает человека от непристойного и запретного.

Намаз и другие виды поклонения являются сдерживающими факторами от попадания в грехи, и здесь главное – как совершается намаз, с каким усердием выполняются все его требования.

Когда человек в течение дня пять раз стоит перед Создателем, общаясь с Ним, раскаиваясь в грехах, стыдясь неправедных поступков, прося о помощи, то он получает огромный духовный заряд, и это остерегает его от совершения греховного.

Намаз – это великая Милость Аллаха. Обращаться к Аллаху, вступив в намаз, во время тревог и забот – это спешить к Его Милости. Когда Милость Аллаха приходит на помощь, тогда не остается причин для переживаний. Известно множество примеров из жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение), связанных с этим.

В хадисе говорится, что когда дул сильный ветер, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сразу входил в мечеть и не выходил, пока ветер не стихал. Также во время солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз-сунна. Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) рассказывали, что всегда, когда члены его семьи попадали в трудное положение, он велел им совершать намаз.

Таким же образом поступали и его сподвижники, которые старались походить на Пророка (мир ему и благословение).

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), будучи в путешествии, получил известие о смерти своего сына. Тогда он слез с верблюда и совершил двухракаатный намаз, затем прочитал дуа и сказал: «Я сделал то, что Всевышний приказал нам в Своей книге. Ведь в Коране сказано, чтобы мы искали помощи Аллаха с терпением и молитвой».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что все предыдущие пророки (мир им всем) во время невзгод тоже обращались Аллаху, совершая намаз. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что когда кто-нибудь попадет в беду или нужду, пусть совершит основательно омовение и исполнит намаз в два ракаата, воздаст хвалу Аллаху, затем попросит благословение Его Посланнику (мир ему и благословение) и в конце обратится с просьбой ко Всевышнему.

На самом деле трудно охватить все высказывания Пророка (мир ему и благословение), касающиеся важности намаза и рассказывающие о прощении Аллахом тех, кто совершает его.

В намазе скрыто много пользы, описать которую в одной проповеди невозможно. Но, конечно, у человека, совершающего намаз, в первую очередь должно быть намерение следовать повелению Аллаха и получить Его довольство. В хадисе говорится, что воистину все деяния рассматриваются по намерению. Насколько же безгранична Милость Аллаха, давшего нам намаз, который вбирает в себя столько полезного в этом мире и вечные блаженства Рая!

Более подробную информацию о том, как совершить намаз Вы можете получить здесь.

Источник

Хадисы о намазе

Аудио версия настоящей статьи:

‘Абдулла ибн Мас‘уд спросил однажды у посланника Божьего: «Какие из дел являются наилучшими [пред Богом]?» Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Своевременное[1] выполнение [обязательной] молитвы[-намаза]». — «А что после [этого по значимости и важности]?» — «[Обеспечение] безопасности людей[2] от [зла] твоего языка [то есть когда ты не сквернословишь, не злословишь, не ругаешься, не проклинаешь, не сплетничаешь, не наговариваешь на других]», — ответил Пророк[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва[-намаз] после утренней молитвы (Фаджр) и до восхода солнца, а также — за послеполуденной молитвой (‘Аср) до исчезновения солнца [за горизонтом]»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Два ракяата [сунны] утренней молитвы Фаджр лучше [ценнее], чем вся эта жизнь и имеющееся в ней»[5].

«Из всех дополнительных [то есть тех, что являются сунной] молитв[-намазов] наиболее строго Пророк относился к совершению двух ракяатов утренней молитвы Фаджр»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Худшими ворами являются те, кто ворует у своей молитвы[-намаза]: полноценно не совершают поясной и земной поклоны, не трепетны пред Богом [совершая ее]»[7].

То есть они не входят на эти 5–10 минут в состояние «здесь и сейчас», не останавливают поток дел и мыслей на время молитвы, а совершают ее как часть нескончаемого потока дел, который их напрягает и утомляет, а потому они стараются побыстрее от этого избавиться, поставить галочку, ничего не почувствовав и ни о чем не задумавшись.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Когда читается азан (призыв на молитву-намаз), Сатана устремляется прочь с сопровождающим его при этом метеоризмом (вздутием живота), дабы не слышать. По завершении чтения азана он возвращается [туда, где находятся люди, слышавшие азан]. Когда начинают проговаривать икамат, Сатана снова покидает это место, но по окончании его [когда люди, выразив намерение, приступают к молитве] Дьявол приближается и, располагаясь между телом и душою, начинает напоминать человеку о том или ином забытом, но важном для него [чтобы отвлечь от молитвы]. И он продолжает это делать, пока человек не собьется, пока не потеряет счет ракяатов»[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «[Однажды] ко мне пришел Джабраил (ангел Гавриил) и сказал: «Мухаммад, живи сколько пожелаешь, но [рано или поздно] ты умрешь [как и любой другой человек, а потому пусть заботят тебя не только земные перспективы, но и вечные]. Люби [уважай и почитай], кого пожелаешь, но [помни, что] ты [рано или поздно] расстанешься с ним [будь готов к той боли, которую можешь при этом испытать]. Делай [на этой земле] что пожелаешь, но [учти] тебе сполна за все совершенное воздастся [возможно, еще здесь, в земной обители, и непременно — в Судный День, в вечности].

Знай [прими к сведению и учти], что знатность (благородство) верующего (му’мина) — в выстаивании ночной молитвы[9] [когда все спят и о его молитве ведомо лишь ему да Богу], а величие его (верующего) — в независимости от людей [да, он открыт, да, у него хорошо развиты навыки коммуникации, он умеет выстраивать полезные и взаимовыгодные отношения с другими, но он независим]»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Знай [о человек]! За каждый земной поклон пред Богом Он [Господь миров] возносит тебя на одну степень (ступень, уровень) и прощает тебе за это один грех»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Разве не боится кто-либо из вас, поднимающий голову [с земного поклона в молитве-намазе или поясного] раньше имама, что Аллах (Бог, Господь) сделает его голову головой осла или облик его — обликом осла?!»[12].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Имам у вас для того, чтобы следовать ему»[13].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) строго предостерегал: «Или люди перестанут поднимать свои взоры к небесам во время молитвы[-намаза], или будут ослеплены [ярким светом][14]»[15].

Учитывая это строгое предупреждение, исламские богословы запрещали поднимать взоры к небу во время совершения намаза. В то же время они единодушно (иджма‘) говорили о том, что данное действие в молитве-намазе относится к нежелательному (макрух)[16], строго нежелательному. То есть если молящийся поднял взор к небу во время молитвы, то молитва его не нарушается.

Что же касается поднятия глаз к небесам во время чтения молитвы-ду‘а, то подавляющее большинство ученых говорят о допустимости и разрешенности этого. К тому же в Священном Коране сказано:

«И на небесах ваш удел [спускающийся, в том числе, в виде дождя либо благодатных согревающих лучей солнечного света], а также [на небесах] то, что обещано вам». (Св. Коран, 51:22)[17].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наиболее близок раб Божий к Господу в положении земного поклона. Больше молитесь [взывайте к Нему с мольбою-ду‘а, находясь в земном поклоне]!»[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Мне было велено [Богом] совершать земной поклон [с опорой] на семь костей [семь частей тела]: лоб [а вслед за ним и нос][19], две руки [кисти рук], колени и кончики ступней [пальцы ног], не собирая (не подбирая) [при этом] одежду и волосы [то есть лишний раз их поправлять не нужно — подобное относится к нежелательному (макрух)[20]. Вся молитва-намаз должна быть без лишних, не относящихся к ней движений]»[21].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) и ангелы молятся за тех, кто заполняет ряды [в коллективной молитве-намазе, кто не оставляет пустых мест в передних рядах; видя очевидные пустоты, переходит вперед]. Кто заполняет пустоту [в переднем ряду], того Аллах (Бог, Господь) поднимает на уровень [выше]»[22].

Но это не значит, что нужно втискиваться в ряд, тесня соседей и наступая им на ноги[23].

Посланник Всевышнего однажды спросил: «Разве вы не хотите стоять пред Господом так, как стоят пред Ним ангелы?» Его спросили: «А как это?» Он ответил: «Заполняют ряды, начиная с первого, и смыкают их (стоят в ряду плотно, сплоченно[24])»[25].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если молитва[-намаз] [никак] не способствует удалению верующего от развратного (распутного) и скверного (порицаемого, неподобающего, постыдного) [пусть даже поэтапно, постепенно], то такой человек все в большей и большей степени будет лишь удаляться от Аллаха (Бога, Господа)»[26].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не сообщить ли вам о лучшем из дел, о наиболее прибыльном из них пред Властелином вашим [Господом миров], [о том деле, что] является наивысшим в степенях [по тому Божественному воздаянию, которое вы можете получить от Бога, совершая его]?! Оно более выгодно для вас [пред Всевышним], чем трата [на благодеяния] золота и серебра; оно лучше [пред Господом], чем когда вы самоотверженно, рискуя жизнью воюете на поле брани [защищая свою Родину и свои ценности]!» — «Конечно же [сообщи нам]!» — воскликнули сподвижники. «Упоминание Аллаха (Бога, Господа) [в ваших молитвах-ду‘а, возвеличивая Его и восхваляя; упоминание Его сердцем, устами, соблюдая религиозную практику или раскаиваясь пред Ним]» — заключил Пророк»[27].

Сподвижник Пророка Му‘аз ибн Джабаль сказал: «Лучшим в спасении нас от Божьего наказания является зикр (упоминание Господа)»[28].

Заключительный Божий посланник сказал: «Если сравнить человека, упоминающего Господа [он помнит о Нем вне зависимости от того, плохо ему или хорошо, возвеличивает Его и благодарит], с тем, кто не упоминает, то разница между ними подобна разнице между живым и мертвым»[29].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) однажды обратился к малоимущим сподвижникам: «Не научить ли вас тому, что поможет вам достигнуть [уровня набожности и благодати в земной обители и в вечной] тех, кто был до вас, и что поможет обогнать тех, кто будет после? И никто не сможет стать лучше вас, кроме как если последует вашему примеру в этом». Они ответили: «Конечно [мы очень хотели бы узнать об этом]». Он сказал: «После каждой [обязательной] молитвы[-намаза] говорите 33 раза «субханал-ла», 33 раза «аль-хамду ли-ля» и 33 раза «аллаху акбар»[30].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующие, которые в Судный День пред Богом окажутся на наиболее высоком уровне [в наивысшем почете], — это люди, которые [живя в бурном потоке дел и забот земной обители] много (очень часто) упоминали Аллаха (Бога, Господа) [моля и возвеличивая Его сердцем, устами, соблюдая религиозную практику; раскаиваясь пред Ним]»[31].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас встал имамом [предстоятелем для совершения обязательной молитвы-намаза совместно с другими], тогда пусть облегчает [не удлиняет молитву и не усложняет ее долгим чтением аятов из Корана, продолжительным пребыванием в поясном или земном поклонах]. Поистине, среди них [среди молящихся за ним, могут быть] маленькие дети, пожилые люди, ослабленные [уставшие, например, от продолжительного пути или работы], больные [кто прихворнул] либо те, у кого есть нужда [например, кто опаздывает куда-то по семейным или рабочим делам].

А вот если человек молится [совершает очередную обязательную или дополнительную молитву-намаз] индивидуально (самостоятельно), тогда может удлинять [совершение ее], как пожелает»[32].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило [время очередной обязательной] молитвы[-намаза] (уже прочитан икамат) [и вы намерены совершить ее сообща с другими, которые вот-вот уже приступят к ней], то не бегите [желая успеть], а идите спокойно, без спешки [излучая умиротворенность и ощущение Божественного всезнания и всемогущества]. Что успеете — совершите вместе с другими, а что не успеете — восполните»[33].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшая форма поклонения [Богу, Господу миров][34] — мольба-ду‘а [когда мы молим Бога, формулируя пред Ним свои желания и чаяния земного характера или вечного на любом из языков мира]»[35].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшей молитвой-ду‘а [обращенной к Господу миров] является та, когда человек молится за самого себя [просит о чем-то конкретном у Бога для себя, а после уже для своей семьи, других людей]»[36].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшей молитвой-ду‘а [обращенной к Господу миров] является та, когда ты просишь у Господа своего прощения и аль-‘афия (жизненной энергии; здоровья, хорошего самочувствия, благополучия) в земной обители и в вечной. Ведь, поистине, если ты получишь их в земной обители, а после — в вечной [в Судный День тебе это очень пригодится], то ты достигнешь успеха [полноты счастья, великолепия в обоих мирах]»[37].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Больше моли [Господа миров] о [предоставлении тебе] аль-‘афия (жизненной энергии; здоровья, хорошего самочувствия, благополучия)»[38].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «О Господи, прибегаю в Тебе [к Твоей милости и щедрости], удаляясь от (1) бесполезных знаний [которые не делают меня умнее, мудрее, сильнее, набожнее, опытнее, богаче], (2) дел, которые не поднимаются [на небеса, не возносятся к Тебе, Господи[40]], и (3) неуслышанной [проигнорированной Тобою] молитвы-ду‘а»[41].

Аллахумма, инни а‘узу бикя мин ‘ильмин ля янфа‘, ва ‘амалин ля юрфа‘, ва да‘аин ля юсма‘.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас намерен помолиться (обратиться к Богу с мольбой-ду‘а), тогда пусть начнет с благодарности Всевышнему и восхваления, после проговорит салават[42], а затем уже молит Бога, о чем пожелает»[43].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если ты совершил утреннюю молитву (Фаджр), то прежде чем с кем-либо заговорить, скажи: «Аллаахумма аджирнии минан-наар[44]» (Господи, удали меня от Ада). Семь раз. И если ты умрешь в течение дня, то будешь удален [в вечности, после Судного Дня] от Ада.

Если ты совершил вечернюю молитву (Магриб), то прежде чем с кем-либо заговорить, скажи: «Аллаахумма аджирнии минан-наар» (Господи, удали меня от Ада). Семь раз. И если ты умрешь в течение следующей за этим ночи, то будешь удален [в вечности, после Судного Дня] от Ада»[45].

Пророк призывал: «Молитесь так, как вы видели меня молящимся»[46].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Мнение мусульманских богословов едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них. Однако важно знать, что молитва-намаз считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка. Подробнее об этом со ссылками на источники читайте в моей книге «Мусульманское право 1-2».

[2] В тексте хадиса употреблено именно слово «людей», что охватывает собою представителей всех национальностей, культур, вне зависимости от того, какую религию они исповедуют. Мусульманская культура не ограничивается хорошими взаимоотношениями лишь в мусульманской среде, как порой преподносят нам отдельные СМИ. Мусульманин, следующий предписаниям Корана и Сунны, должен быть примером честности, воспитанности и благородства для всех людей, следуя примеру пророка Мухаммада и продолжая его Божественную миссию. В Коране сказано: «Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» подчеркивая Свое величие] отправили тебя [Мухаммад, предварительно подготовив и избрав из числа самих же людей] для всего человечества [для всех тех, кто появится на земле в твой исторический период и после тебя до Конца Света] в качестве (1) несущего радостную весть [от Бога о Рае для прислушивающихся к тебе, приобщающихся к вере и изменяющих свою жизнь к лучшему], а также в качестве (2) предостерегающего [оповещающего о проблемах мирских и муках вечных для тех, кто отвергнет тебя и Писание, что будет дано Нами через тебя]. Однако большая часть людей так и не узнает [не поймет, не осознает всю важность твоей миссии]» (Св. Коран, 34:28); «И воистину, ты [Мухаммад] — обладатель высокого нрава (в тебе заложена высокая нравственность как неотъемлемая часть твоей сути)» (Св. Коран, 68:4).

[3] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Табарани. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 251, хадис № 1722, «сахих».

[4] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 191, хадис № 586; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».

[5] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 286, хадис № 96–(725).

[6] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 347, хадис № 1169; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 286, хадис № 94–(724).

[7] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 68, хадис № 1040, «сахих».

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 198, хадис № 608; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 108–112, хадис № 608; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 272–274.

[9] Тахаджуд (араб.) — дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]. Ларус, [б. г.]. С. 1253.

Подробнее об этой молитве читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

[10] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Также от Джабира; св. х. аль-Байхакы и от имама ‘Али; св. х. Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 12, хадис № 89, «сахих».

[11] Хадис от Абу Умамы; св. х. Ахмада, Ибн Хаббана, ат-Табарани (филь-кябир) и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 77, хадис № 1193, «сахих».

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 218, хадис № 691; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 99, хадис № 1594, «сахих».

[13] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 532, 533.

[14] Некоторые ученые поясняли это так: «Возможна опасность для глаз от того небесного света, с которым ангелы спускаются к молящимся». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1986–1987. Т. 2. С. 273.

[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и ан-Насаи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 184, хадис № 118–(429); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 473, хадис № 7735; аль-Бага М. Мухтасар сунан ан-насаи [Сокращенный вариант свода хадисов имама ан-Насаи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 179, хадис № 1276. Подобный хадис (но только от Анаса) приведен в своде хадисов имама аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 232, хадис № 750.

[16] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 9 т., 18 ч. Бейрут: аль-Фикр, 1981. Т. 2. Ч. 4. С. 152; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1986–1987. Т. 2. С. 272; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 966.

[17] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 4. С. 152; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 2. С. 272.

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис № 1348, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 200, хадис № 215–(482).

[19] Касаться земли носом в земном поклоне не обязательно, это лишь дополнительное действие. Но все-таки лучше, если и лоб, и нос коснутся земли в земном поклоне. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 377.

[20] Большинство мусульманских ученых поправление одежды или волос во время молитвы-намаза относят к нежелательным действиям (макрух). Если подобное и случится, если возникнет необходимость их поправить, молитва из-за этого лишнего движения не нарушится. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 377.

[21] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 248, хадисы № 809 и 810; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 376, хадисы № 809, 810 и пояснения к ним; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 202, хадис № 230–(490); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 102, хадис № 1637, «сахих».

[22] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и других. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 114, хадис № 995, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 113, хадис № 1813, «сахих».

[23] Подробнее об этом читайте в подтеме «Ступня к ступне или…» данной книги.

[24] Это не говорит о тесноте в рядах, а побуждает к тому, чтобы не оставлять свободных мест, которые могут без затруднений вместить еще одного молящегося. Следует не образовывать новый ряд, пока не будет заполнен последний из имеющихся. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 49, пояснение к хадису № 1082.

[25] Св. х. Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 184, хадис № 119–(430); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 93, хадис № 661, «сахих».

[26] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 542, хадис № 9014, «да‘иф».

Степень достоверности низкая, но смысл верен, он соответствует смыслу коранического аята: «Воистину, молитва[-намаз] удаляет [человека] от развратного (распутного) [например, от прелюбодеяния, употребления спиртного] и скверного (порицаемого, неподобающего, постыдного) [того, что вступает в явное противоречие со здравым рассудком, например невоспитанное поведение и отсутствие элементарных норм порядочности. Обязательная молитва постепенно пробуждает в человеке благородные чувства, прививает положительные качества, особенно если он самосовершенствуется и видит для себя в этом необходимость]» (см. Св. Коран, 29:45).

[27] Хадис от Абу Дарда’; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938, хадис № 3386; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 534, 535, хадис № 3377, «сахих».

[28] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 535.

[29] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2012, хадис № 6407.

[30] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 237, хадис № 142–(595); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 92, хадис № 142–(595).

[31] Хадис от Абу Са‘ида; св. х Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 81, хадис № 1279, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938, хадис № 3385.

[32] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 36, хадис № 490, «сахих».

[33] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 471, «сахих».

[34] В Коране сказано: «Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне [говорит Творец, — чтобы прийти к осознанию Меня и поклоняться лишь Мне и никому другому. Я же ни в чем и никак не нуждаюсь]» (Св. Коран, 51:56).

[35] Хадис от Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 81, хадис № 1281, «хасан».

[36] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1250, «сахих».

[37] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1251, «хасан».

[38] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 86, хадис № 1392, «хасан».

[39] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1087, хадис № 60–(2712); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 97, хадис № 1560, «сахих».

[40] В Исламе Бог не имеет образа, не ограничен ни местом, ни временем, трансцендентен. В Коране сказано: «Нет ничего, подобного Ему [Богу, Господу миров]» (см. Св. Коран, 42:11).

[41] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 89, хадис № 1453, «сахих».

[42] Обычно мольба-ду‘а начинается со слов: «Аль-хамду лил-ля, вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад». В завершение мольбы проговаривается: «Ва солли аллаахумма ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямин».

[43] Св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 177, хадис № 1481, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 717, «сахих».

[44] Двойные гласные в транслитерации указывают на ударение.

[45] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хаббана. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 1294, хадис № 18218 (18054); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 548, хадис № 5079; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 366, хадис № 2022, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 51, хадис № 728, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 2. С. 994.

[46] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 203, хадис № 631; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 575, хадис № 683.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *