что аллах сказал про намаз
40 достоверных хадисов о намазе
Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджах, ат-Таялиси). Он также сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является намаз!» (Ахмад, Ибн Маджах)
«Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа, ан-Насаи)
«Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона» (Муслим)
«Первое за что будет произведен расчет с рабом Аллаха в День воскрешения — будет намаз. И если намаз его будет хорош, то хорошими будут и все остальные его деяния, а если же намаз его окажется негодным, то и остальные его деяния окажутся негодными» (Ат-Табарани)
Ханзаля аль-Катиб, да будет доволен им Аллах, слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто оберегал пять обязательных намазов, совершая как следует их поясные и земные поклоны, соблюдая установленное для них время, и знал, что это истина, предписанная Аллахом, тот войдет в Рай», — или же: «Тому обязателен Рай», — или же «Тот будет запретен для Огня!» (Ахмад)
Науфаль ибн Му’ауия, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто пропустил намаз, подобен лишившемуся своей семьи и имущества!» (Ибн Хиббан)
«Кто забыл о намазе или проспал его, то искупление этому будет совершение этого намаза, как только он вспомнит о нем» (Муслим)
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Для того, кто будет бережлив к своему намазу, он станет светом, ясным доказательством и спасением в День воскрешения, а для того, кто не будет бережлив к нему, не будет ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. И в День воскрешения он окажется вместе с Къаруном, фараоном, Хаманом и Убайем ибн Халяфом» (Ахмад, Ибн Хиббан)
Хадисы о временных границах намаза
Ангел Джабраил (Гавриил), мир ему, пришел (однажды) к Пророку Мухаммаду ﷺ и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад ﷺ совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего ﷺ совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил), мир ему, явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк ﷺ совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк ﷺ помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).
На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]” Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто застал один ракаат намаза, тот застал сам намаз» (Аль-Бухари, Муслим)
Со слов Умм Фаруа, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что когда посланника Аллаха ﷺ спросили: «Какое из деяний является наилучшим?» Он ответил: «Намаз, совершенный в начале его времени!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)
«Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) послеобеденной (‘аср) молитвы, прежде чем зашло солнце и тот, кто успел совершить саджда утренней молитвы, прежде, чем взошло солнце, тот застал молитву» (Муслим)
Хадисы об утреннем намазе (Фаджр)
«Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим)
От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заря бывает двух видов. Заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать молитву, и заря, при которой еще нельзя совершать молитву, но разрешается есть» (Аль-Хаким, аль-Байхаки) В другой версии этого хадиса сказано: «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволен намаз и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для намаза и запретное для еды!»
Абу Муса, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк ﷺ начинал совершение утреннего намаза, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (из-за темноты)» (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце». Пророк ﷺ также сказал: «Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее». Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракаат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Однако крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Совершивший ночной намаз коллективно подобен тому, кто оживил полночи! А совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь!» (Муслим)
«Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха!» (Муслим)
«Кожа идущих во мраке на намаз будет светить полноценным нуром в День великого суда!» (Абу Дауд)
«Тот, кто будет совершать намазы аль-бардайни, войдёт в Рай! Намазы аль-бардайни – это утренний и вечерний намазы» (Аль Бухари, Муслим)
«Не войдёт в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката» (Муслим)
«Два ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир и то, что в нём!» (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днём. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»
Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды в присутствии Пророка ﷺ кто-то упомянул об одном человеке и сказал: «Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на намаз». На что Пророк ﷺ ответил: «Шайтан помочился ему в ухо» (Аль-Бухари). Хафиз Ибн Хаджар передал слова имама аль-Къуртуби, который сказал, что “моча шайтана подлинная, так как известно, что шайтан кушает, пьет и женится” (“Фатхуль-Бари” 3/28)
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О Аллах, всели благодать для моей уммы в её ранних начинаниях!»
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: «Ночь твоя будет долгой, спи же!» Если человек проснётся и помянет Всемогущего и Великого Аллаха, развяжется один узел; если он совершит омовение, развяжутся два узла, а если совершит молитву, то развяжутся [все] узлы, и человек проснётся утром бодрым и довольным, иначе же он встанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым [весь день]» (Муслим)
Хадисы о полуденном намазе (Зухр)
«Время полуденного намаза (зухр) начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени человека станет равна его высоте» (Муслим)
Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Однажды Пророк ﷺ во время поездки сказал муаззину, когда тот хотел призвать к молитве: «Подожди, пока не спадет жара». Затем он сказал: «Сильная жара от дыхания Ада, и если она становится слишком сильной, то задержите молитву, пока она не спадет» (Аль-Бухари, Муслим)
Хадисы о послеполуденном намазе (‘Аср)
От Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте послеобеденный намаз (‘аср) тогда, когда тень предмета равна ее длине» (Ан-Насаи, ат-Тирмизи)
«Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы ‘аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал ‘аср» (Аль-Бухари, Муслим)
В один из пасмурных дней Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, Пророк ﷺ сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!» (Аль-Бухари)
Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего ﷺ о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно (немного)» (Муслим)
Хадисы о вечернем намазе (Магриб)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте вечернюю (магриб) молитву, как только зайдет солнце» (Ат-Табарани)
«Время вечерней (магриб) молитвы длится до исчезновения вечерней зари» (Муслим)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд» (Ахмад, Абу Дауд). Рафи‘ ибн Хадидж, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Когда кто-нибудь из нас заканчивал вечернюю (магриб) молитву, которую мы совершали вместе с Посланником Аллаха ﷺ, он еще мог ясно видеть места падения своих стрел» (Аль-Бухари, Муслим)
Хадисы о ночном намазе (‘Иша)
«Время намаза ‘иша длится до середины ночи!» (Муслим)
Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Однажды посланник Аллаха ﷺ задержал молитву ‘иша до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этой молитвы, если бы только я не боялся обременить моих последователей» (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы ‘иша до первой трети ночи или до середины ночи» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджах)
Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Иногда Пророк ﷺ торопился с ночной молитвой, а иногда медлил с ней. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал молитву пораньше. Когда же люди запаздывали, он откладывал намаз» (Аль-Бухари, Муслим)
О важности намаза
После произнесения шахады, означающей принятие Ислама, основной и важнейшей обязанностью для человека является совершение намаза. Совершение намаза является признаком веры в Аллаха и поклонения Ему.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Намаз – это опора религии». «Рухнет религия того, кто оставит намаз», говорится в священном хадисе.
Регулярное совершение намаза является основополагающим требованием Ислама, без которого человек не может выполнить свою основную обязанность перед Богом и наверняка лишится самого важного и драгоценного в жизни – осознания и ощущения своей связи с Всевышним. Пять промежутков времени, в которые следует совершать намаз, соответствуют пяти частям суток. Это рассвет, полдень, послеобеденное время, конец дня и ночь. Намаз – это диалог человека с Создателем, регулярность которого периодически, днем и ночью напоминает человеку о Всевышнем.
Об обязательстве совершения намаза сказано в Коране и хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили о наилучшем деянии, он ответил, что это своевременно совершенный намаз.
В хадисе говорится, что ангел Джабраил (мир ему) совершал двухракаатный намаз в течении сорока тысяч лет. После этого Аллах сказал ему, что двухракаатный намаз, совершенный человеком из общины (уммы) Мухаммада (мир ему и благословение), дороже для Него, чем этот намаз. И это – из-за возвеличивания Аллахом нашего Пророка (мир ему и благословение).
Почему же намаз имеет такое большое значение? Секрет этого кроется в возвеличивании его Самим Аллахом. Известно, что все каноны Шариата, все деяния, предусмотренные Исламом, были доведены до нас Пророком (мир ему и благословение), а он, в свою очередь, получил их от ангела Джабраила (мир ему), который являлся посредником между Аллахом и Пророком (мир ему и благословение). Особенностью намаза является то, что Всевышний, позвав к Себе в ночь Вознесения (Мираж) Посланника (мир ему и благословение), Сам, без посредников, одарил нашего Пророка (мир ему и благословение) и его общину (умму) этим ценным подарком. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью. Намаз – это особое общение со Всевышним. Если перед встречей с каким-то влиятельным человеком мы испытываем волнение, радость, старательно готовимся к ней, то, представьте, как мы должны готовиться к встрече с Властителем всего сущего – Всевышним Аллахом?
Невнимание и безразличие к религии, существующее в настоящее время, не нуждается в описании. Что говорить, когда пренебрегают таким наиважнейшим делом, как намаз, о котором в Судный день спросят в первую очередь, и который является в религии вторым по значимости после уверования. Но все-таки есть надежда, что на людей с чистым, непомутненным разумом, иншаАллах, окажут воздействие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что человек, совершающий пятикратный намаз, подобен тому, кто купается пять раз в день в реке, протекающей возле его дома. Подобно тому, как купание очищает тело, так и намаз, исполненный надлежащим образом, очищает человека от грехов. Аллах в Коране говорит, что воистину намаз удерживает человека от непристойного и запретного.
Намаз и другие виды поклонения являются сдерживающими факторами от попадания в грехи, и здесь главное – как совершается намаз, с каким усердием выполняются все его требования.
Когда человек в течение дня пять раз стоит перед Создателем, общаясь с Ним, раскаиваясь в грехах, стыдясь неправедных поступков, прося о помощи, то он получает огромный духовный заряд, и это остерегает его от совершения греховного.
Намаз – это великая Милость Аллаха. Обращаться к Аллаху, вступив в намаз, во время тревог и забот – это спешить к Его Милости. Когда Милость Аллаха приходит на помощь, тогда не остается причин для переживаний. Известно множество примеров из жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение), связанных с этим.
В хадисе говорится, что когда дул сильный ветер, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сразу входил в мечеть и не выходил, пока ветер не стихал. Также во время солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз-сунна. Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) рассказывали, что всегда, когда члены его семьи попадали в трудное положение, он велел им совершать намаз.
Таким же образом поступали и его сподвижники, которые старались походить на Пророка (мир ему и благословение).
Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), будучи в путешествии, получил известие о смерти своего сына. Тогда он слез с верблюда и совершил двухракаатный намаз, затем прочитал дуа и сказал: «Я сделал то, что Всевышний приказал нам в Своей книге. Ведь в Коране сказано, чтобы мы искали помощи Аллаха с терпением и молитвой».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что все предыдущие пророки (мир им всем) во время невзгод тоже обращались Аллаху, совершая намаз. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что когда кто-нибудь попадет в беду или нужду, пусть совершит основательно омовение и исполнит намаз в два ракаата, воздаст хвалу Аллаху, затем попросит благословение Его Посланнику (мир ему и благословение) и в конце обратится с просьбой ко Всевышнему.
На самом деле трудно охватить все высказывания Пророка (мир ему и благословение), касающиеся важности намаза и рассказывающие о прощении Аллахом тех, кто совершает его.
В намазе скрыто много пользы, описать которую в одной проповеди невозможно. Но, конечно, у человека, совершающего намаз, в первую очередь должно быть намерение следовать повелению Аллаха и получить Его довольство. В хадисе говорится, что воистину все деяния рассматриваются по намерению. Насколько же безгранична Милость Аллаха, давшего нам намаз, который вбирает в себя столько полезного в этом мире и вечные блаженства Рая!
Более подробную информацию о том, как совершить намаз Вы можете получить здесь.
Хадисы о намазе
Аудио версия настоящей статьи:
‘Абдулла ибн Мас‘уд спросил однажды у посланника Божьего: «Какие из дел являются наилучшими [пред Богом]?» Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Своевременное[1] выполнение [обязательной] молитвы[-намаза]». — «А что после [этого по значимости и важности]?» — «[Обеспечение] безопасности людей[2] от [зла] твоего языка [то есть когда ты не сквернословишь, не злословишь, не ругаешься, не проклинаешь, не сплетничаешь, не наговариваешь на других]», — ответил Пророк[3].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва[-намаз] после утренней молитвы (Фаджр) и до восхода солнца, а также — за послеполуденной молитвой (‘Аср) до исчезновения солнца [за горизонтом]»[4].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Два ракяата [сунны] утренней молитвы Фаджр лучше [ценнее], чем вся эта жизнь и имеющееся в ней»[5].
«Из всех дополнительных [то есть тех, что являются сунной] молитв[-намазов] наиболее строго Пророк относился к совершению двух ракяатов утренней молитвы Фаджр»[6].
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Худшими ворами являются те, кто ворует у своей молитвы[-намаза]: полноценно не совершают поясной и земной поклоны, не трепетны пред Богом [совершая ее]»[7].
То есть они не входят на эти 5–10 минут в состояние «здесь и сейчас», не останавливают поток дел и мыслей на время молитвы, а совершают ее как часть нескончаемого потока дел, который их напрягает и утомляет, а потому они стараются побыстрее от этого избавиться, поставить галочку, ничего не почувствовав и ни о чем не задумавшись.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Когда читается азан (призыв на молитву-намаз), Сатана устремляется прочь с сопровождающим его при этом метеоризмом (вздутием живота), дабы не слышать. По завершении чтения азана он возвращается [туда, где находятся люди, слышавшие азан]. Когда начинают проговаривать икамат, Сатана снова покидает это место, но по окончании его [когда люди, выразив намерение, приступают к молитве] Дьявол приближается и, располагаясь между телом и душою, начинает напоминать человеку о том или ином забытом, но важном для него [чтобы отвлечь от молитвы]. И он продолжает это делать, пока человек не собьется, пока не потеряет счет ракяатов»[8].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «[Однажды] ко мне пришел Джабраил (ангел Гавриил) и сказал: «Мухаммад, живи сколько пожелаешь, но [рано или поздно] ты умрешь [как и любой другой человек, а потому пусть заботят тебя не только земные перспективы, но и вечные]. Люби [уважай и почитай], кого пожелаешь, но [помни, что] ты [рано или поздно] расстанешься с ним [будь готов к той боли, которую можешь при этом испытать]. Делай [на этой земле] что пожелаешь, но [учти] тебе сполна за все совершенное воздастся [возможно, еще здесь, в земной обители, и непременно — в Судный День, в вечности].
Знай [прими к сведению и учти], что знатность (благородство) верующего (му’мина) — в выстаивании ночной молитвы[9] [когда все спят и о его молитве ведомо лишь ему да Богу], а величие его (верующего) — в независимости от людей [да, он открыт, да, у него хорошо развиты навыки коммуникации, он умеет выстраивать полезные и взаимовыгодные отношения с другими, но он независим]»[10].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Знай [о человек]! За каждый земной поклон пред Богом Он [Господь миров] возносит тебя на одну степень (ступень, уровень) и прощает тебе за это один грех»[11].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Разве не боится кто-либо из вас, поднимающий голову [с земного поклона в молитве-намазе или поясного] раньше имама, что Аллах (Бог, Господь) сделает его голову головой осла или облик его — обликом осла?!»[12].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Имам у вас для того, чтобы следовать ему»[13].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) строго предостерегал: «Или люди перестанут поднимать свои взоры к небесам во время молитвы[-намаза], или будут ослеплены [ярким светом][14]»[15].
Учитывая это строгое предупреждение, исламские богословы запрещали поднимать взоры к небу во время совершения намаза. В то же время они единодушно (иджма‘) говорили о том, что данное действие в молитве-намазе относится к нежелательному (макрух)[16], строго нежелательному. То есть если молящийся поднял взор к небу во время молитвы, то молитва его не нарушается.
Что же касается поднятия глаз к небесам во время чтения молитвы-ду‘а, то подавляющее большинство ученых говорят о допустимости и разрешенности этого. К тому же в Священном Коране сказано:
«И на небесах ваш удел [спускающийся, в том числе, в виде дождя либо благодатных согревающих лучей солнечного света], а также [на небесах] то, что обещано вам». (Св. Коран, 51:22)[17].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наиболее близок раб Божий к Господу в положении земного поклона. Больше молитесь [взывайте к Нему с мольбою-ду‘а, находясь в земном поклоне]!»[18].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Мне было велено [Богом] совершать земной поклон [с опорой] на семь костей [семь частей тела]: лоб [а вслед за ним и нос][19], две руки [кисти рук], колени и кончики ступней [пальцы ног], не собирая (не подбирая) [при этом] одежду и волосы [то есть лишний раз их поправлять не нужно — подобное относится к нежелательному (макрух)[20]. Вся молитва-намаз должна быть без лишних, не относящихся к ней движений]»[21].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) и ангелы молятся за тех, кто заполняет ряды [в коллективной молитве-намазе, кто не оставляет пустых мест в передних рядах; видя очевидные пустоты, переходит вперед]. Кто заполняет пустоту [в переднем ряду], того Аллах (Бог, Господь) поднимает на уровень [выше]»[22].
Но это не значит, что нужно втискиваться в ряд, тесня соседей и наступая им на ноги[23].
Посланник Всевышнего однажды спросил: «Разве вы не хотите стоять пред Господом так, как стоят пред Ним ангелы?» Его спросили: «А как это?» Он ответил: «Заполняют ряды, начиная с первого, и смыкают их (стоят в ряду плотно, сплоченно[24])»[25].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если молитва[-намаз] [никак] не способствует удалению верующего от развратного (распутного) и скверного (порицаемого, неподобающего, постыдного) [пусть даже поэтапно, постепенно], то такой человек все в большей и большей степени будет лишь удаляться от Аллаха (Бога, Господа)»[26].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не сообщить ли вам о лучшем из дел, о наиболее прибыльном из них пред Властелином вашим [Господом миров], [о том деле, что] является наивысшим в степенях [по тому Божественному воздаянию, которое вы можете получить от Бога, совершая его]?! Оно более выгодно для вас [пред Всевышним], чем трата [на благодеяния] золота и серебра; оно лучше [пред Господом], чем когда вы самоотверженно, рискуя жизнью воюете на поле брани [защищая свою Родину и свои ценности]!» — «Конечно же [сообщи нам]!» — воскликнули сподвижники. «Упоминание Аллаха (Бога, Господа) [в ваших молитвах-ду‘а, возвеличивая Его и восхваляя; упоминание Его сердцем, устами, соблюдая религиозную практику или раскаиваясь пред Ним]» — заключил Пророк»[27].
Сподвижник Пророка Му‘аз ибн Джабаль сказал: «Лучшим в спасении нас от Божьего наказания является зикр (упоминание Господа)»[28].
Заключительный Божий посланник сказал: «Если сравнить человека, упоминающего Господа [он помнит о Нем вне зависимости от того, плохо ему или хорошо, возвеличивает Его и благодарит], с тем, кто не упоминает, то разница между ними подобна разнице между живым и мертвым»[29].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) однажды обратился к малоимущим сподвижникам: «Не научить ли вас тому, что поможет вам достигнуть [уровня набожности и благодати в земной обители и в вечной] тех, кто был до вас, и что поможет обогнать тех, кто будет после? И никто не сможет стать лучше вас, кроме как если последует вашему примеру в этом». Они ответили: «Конечно [мы очень хотели бы узнать об этом]». Он сказал: «После каждой [обязательной] молитвы[-намаза] говорите 33 раза «субханал-ла», 33 раза «аль-хамду ли-ля» и 33 раза «аллаху акбар»[30].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующие, которые в Судный День пред Богом окажутся на наиболее высоком уровне [в наивысшем почете], — это люди, которые [живя в бурном потоке дел и забот земной обители] много (очень часто) упоминали Аллаха (Бога, Господа) [моля и возвеличивая Его сердцем, устами, соблюдая религиозную практику; раскаиваясь пред Ним]»[31].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас встал имамом [предстоятелем для совершения обязательной молитвы-намаза совместно с другими], тогда пусть облегчает [не удлиняет молитву и не усложняет ее долгим чтением аятов из Корана, продолжительным пребыванием в поясном или земном поклонах]. Поистине, среди них [среди молящихся за ним, могут быть] маленькие дети, пожилые люди, ослабленные [уставшие, например, от продолжительного пути или работы], больные [кто прихворнул] либо те, у кого есть нужда [например, кто опаздывает куда-то по семейным или рабочим делам].
А вот если человек молится [совершает очередную обязательную или дополнительную молитву-намаз] индивидуально (самостоятельно), тогда может удлинять [совершение ее], как пожелает»[32].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило [время очередной обязательной] молитвы[-намаза] (уже прочитан икамат) [и вы намерены совершить ее сообща с другими, которые вот-вот уже приступят к ней], то не бегите [желая успеть], а идите спокойно, без спешки [излучая умиротворенность и ощущение Божественного всезнания и всемогущества]. Что успеете — совершите вместе с другими, а что не успеете — восполните»[33].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшая форма поклонения [Богу, Господу миров][34] — мольба-ду‘а [когда мы молим Бога, формулируя пред Ним свои желания и чаяния земного характера или вечного на любом из языков мира]»[35].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшей молитвой-ду‘а [обращенной к Господу миров] является та, когда человек молится за самого себя [просит о чем-то конкретном у Бога для себя, а после уже для своей семьи, других людей]»[36].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшей молитвой-ду‘а [обращенной к Господу миров] является та, когда ты просишь у Господа своего прощения и аль-‘афия (жизненной энергии; здоровья, хорошего самочувствия, благополучия) в земной обители и в вечной. Ведь, поистине, если ты получишь их в земной обители, а после — в вечной [в Судный День тебе это очень пригодится], то ты достигнешь успеха [полноты счастья, великолепия в обоих мирах]»[37].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Больше моли [Господа миров] о [предоставлении тебе] аль-‘афия (жизненной энергии; здоровья, хорошего самочувствия, благополучия)»[38].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «О Господи, прибегаю в Тебе [к Твоей милости и щедрости], удаляясь от (1) бесполезных знаний [которые не делают меня умнее, мудрее, сильнее, набожнее, опытнее, богаче], (2) дел, которые не поднимаются [на небеса, не возносятся к Тебе, Господи[40]], и (3) неуслышанной [проигнорированной Тобою] молитвы-ду‘а»[41].
Аллахумма, инни а‘узу бикя мин ‘ильмин ля янфа‘, ва ‘амалин ля юрфа‘, ва да‘аин ля юсма‘.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас намерен помолиться (обратиться к Богу с мольбой-ду‘а), тогда пусть начнет с благодарности Всевышнему и восхваления, после проговорит салават[42], а затем уже молит Бога, о чем пожелает»[43].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если ты совершил утреннюю молитву (Фаджр), то прежде чем с кем-либо заговорить, скажи: «Аллаахумма аджирнии минан-наар[44]» (Господи, удали меня от Ада). Семь раз. И если ты умрешь в течение дня, то будешь удален [в вечности, после Судного Дня] от Ада.
Если ты совершил вечернюю молитву (Магриб), то прежде чем с кем-либо заговорить, скажи: «Аллаахумма аджирнии минан-наар» (Господи, удали меня от Ада). Семь раз. И если ты умрешь в течение следующей за этим ночи, то будешь удален [в вечности, после Судного Дня] от Ада»[45].
Пророк призывал: «Молитесь так, как вы видели меня молящимся»[46].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Мнение мусульманских богословов едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них. Однако важно знать, что молитва-намаз считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка. Подробнее об этом со ссылками на источники читайте в моей книге «Мусульманское право 1-2».
[2] В тексте хадиса употреблено именно слово «людей», что охватывает собою представителей всех национальностей, культур, вне зависимости от того, какую религию они исповедуют. Мусульманская культура не ограничивается хорошими взаимоотношениями лишь в мусульманской среде, как порой преподносят нам отдельные СМИ. Мусульманин, следующий предписаниям Корана и Сунны, должен быть примером честности, воспитанности и благородства для всех людей, следуя примеру пророка Мухаммада и продолжая его Божественную миссию. В Коране сказано: «Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» подчеркивая Свое величие] отправили тебя [Мухаммад, предварительно подготовив и избрав из числа самих же людей] для всего человечества [для всех тех, кто появится на земле в твой исторический период и после тебя до Конца Света] в качестве (1) несущего радостную весть [от Бога о Рае для прислушивающихся к тебе, приобщающихся к вере и изменяющих свою жизнь к лучшему], а также в качестве (2) предостерегающего [оповещающего о проблемах мирских и муках вечных для тех, кто отвергнет тебя и Писание, что будет дано Нами через тебя]. Однако большая часть людей так и не узнает [не поймет, не осознает всю важность твоей миссии]» (Св. Коран, 34:28); «И воистину, ты [Мухаммад] — обладатель высокого нрава (в тебе заложена высокая нравственность как неотъемлемая часть твоей сути)» (Св. Коран, 68:4).
[3] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Табарани. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 251, хадис № 1722, «сахих».
[4] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 191, хадис № 586; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».
[5] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 286, хадис № 96–(725).
[6] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 347, хадис № 1169; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 286, хадис № 94–(724).
[7] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 68, хадис № 1040, «сахих».
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 198, хадис № 608; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 108–112, хадис № 608; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 272–274.
[9] Тахаджуд (араб.) — дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]. Ларус, [б. г.]. С. 1253.
Подробнее об этой молитве читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».
[10] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Также от Джабира; св. х. аль-Байхакы и от имама ‘Али; св. х. Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 12, хадис № 89, «сахих».
[11] Хадис от Абу Умамы; св. х. Ахмада, Ибн Хаббана, ат-Табарани (филь-кябир) и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 77, хадис № 1193, «сахих».
[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 218, хадис № 691; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 99, хадис № 1594, «сахих».
[13] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 532, 533.
[14] Некоторые ученые поясняли это так: «Возможна опасность для глаз от того небесного света, с которым ангелы спускаются к молящимся». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1986–1987. Т. 2. С. 273.
[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и ан-Насаи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 184, хадис № 118–(429); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 473, хадис № 7735; аль-Бага М. Мухтасар сунан ан-насаи [Сокращенный вариант свода хадисов имама ан-Насаи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 179, хадис № 1276. Подобный хадис (но только от Анаса) приведен в своде хадисов имама аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 232, хадис № 750.
[16] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 9 т., 18 ч. Бейрут: аль-Фикр, 1981. Т. 2. Ч. 4. С. 152; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1986–1987. Т. 2. С. 272; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 966.
[17] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 4. С. 152; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 2. С. 272.
[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис № 1348, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 200, хадис № 215–(482).
[19] Касаться земли носом в земном поклоне не обязательно, это лишь дополнительное действие. Но все-таки лучше, если и лоб, и нос коснутся земли в земном поклоне. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 377.
[20] Большинство мусульманских ученых поправление одежды или волос во время молитвы-намаза относят к нежелательным действиям (макрух). Если подобное и случится, если возникнет необходимость их поправить, молитва из-за этого лишнего движения не нарушится. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 377.
[21] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 248, хадисы № 809 и 810; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 376, хадисы № 809, 810 и пояснения к ним; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 202, хадис № 230–(490); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 102, хадис № 1637, «сахих».
[22] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и других. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 114, хадис № 995, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 113, хадис № 1813, «сахих».
[23] Подробнее об этом читайте в подтеме «Ступня к ступне или…» данной книги.
[24] Это не говорит о тесноте в рядах, а побуждает к тому, чтобы не оставлять свободных мест, которые могут без затруднений вместить еще одного молящегося. Следует не образовывать новый ряд, пока не будет заполнен последний из имеющихся. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 49, пояснение к хадису № 1082.
[25] Св. х. Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 184, хадис № 119–(430); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 93, хадис № 661, «сахих».
[26] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 542, хадис № 9014, «да‘иф».
Степень достоверности низкая, но смысл верен, он соответствует смыслу коранического аята: «Воистину, молитва[-намаз] удаляет [человека] от развратного (распутного) [например, от прелюбодеяния, употребления спиртного] и скверного (порицаемого, неподобающего, постыдного) [того, что вступает в явное противоречие со здравым рассудком, например невоспитанное поведение и отсутствие элементарных норм порядочности. Обязательная молитва постепенно пробуждает в человеке благородные чувства, прививает положительные качества, особенно если он самосовершенствуется и видит для себя в этом необходимость]» (см. Св. Коран, 29:45).
[27] Хадис от Абу Дарда’; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938, хадис № 3386; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 534, 535, хадис № 3377, «сахих».
[28] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 535.
[29] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2012, хадис № 6407.
[30] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 237, хадис № 142–(595); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 92, хадис № 142–(595).
[31] Хадис от Абу Са‘ида; св. х Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 81, хадис № 1279, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938, хадис № 3385.
[32] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 36, хадис № 490, «сахих».
[33] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 471, «сахих».
[34] В Коране сказано: «Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне [говорит Творец, — чтобы прийти к осознанию Меня и поклоняться лишь Мне и никому другому. Я же ни в чем и никак не нуждаюсь]» (Св. Коран, 51:56).
[35] Хадис от Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 81, хадис № 1281, «хасан».
[36] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1250, «сахих».
[37] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1251, «хасан».
[38] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 86, хадис № 1392, «хасан».
[39] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1087, хадис № 60–(2712); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 97, хадис № 1560, «сахих».
[40] В Исламе Бог не имеет образа, не ограничен ни местом, ни временем, трансцендентен. В Коране сказано: «Нет ничего, подобного Ему [Богу, Господу миров]» (см. Св. Коран, 42:11).
[41] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 89, хадис № 1453, «сахих».
[42] Обычно мольба-ду‘а начинается со слов: «Аль-хамду лил-ля, вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад». В завершение мольбы проговаривается: «Ва солли аллаахумма ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямин».
[43] Св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 177, хадис № 1481, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 717, «сахих».
[44] Двойные гласные в транслитерации указывают на ударение.
[45] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хаббана. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 1294, хадис № 18218 (18054); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 548, хадис № 5079; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 366, хадис № 2022, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 51, хадис № 728, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 2. С. 994.
[46] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 203, хадис № 631; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 575, хадис № 683.