что алесь иванович передавал в партизанский отряд
В. В. Быков «Обелиск»: анализ, краткое содержание
Тема: о событиях, происходящих в оккупированной фашистами белорусской деревне.
Идея: автор показывает мужество, героизм, стойкость, сплоченность советских людей и партизан, и хромого учителя, и учеников-подростков.
Читательская позиция: вероятно, ребята не послушавшись учителя, совершили необдуманный поступок, поплатились за это жизнью. Но сколько было таких юных, горячих, которые не могли спокойно видеть, как немцы топчут нашу землю, издеваются над нашими людьми, считая себя представителями высшей расы?!
«Обелиск» еще раз напоминает о тех, кто отдал свою жизнь за свободу Родины. И самое главное, что всегда рядом с подростками до конца был человек, сильный духом, их учитель.
Произведение, которое написал Василь Быков, поднимает тему подвига учителя, до конца преданного своему делу и в трудную минуту не оставившего своих учеников. Не имея другой возможности помочь, он предпочел разделить их судьбу и погибнуть вместе с ними. Главными персонажами произведения являлись простые люди:
На похоронах учителя Павла Миклашевича, с которым автор был знаком заочно, сельчане с почтением вспоминают, каким он был в жизни. Большинство уважало его как коммуниста и передового учителя. Но бывший учитель Ткачук считает, что это не так и вспоминает о его отношениях с неким Морозом, якобы попавшим в плен при невыясненных обстоятельствах.
Возвращаясь с похорон учителя, автор рассказа сожалел о том, что так долго медлил с приездом в село и не успел поговорить с Миклашевичем о вещах, волновавших того перед смертью. Дойдя до небольшого, но ухоженного обелиска, на котором прикреплен черный квадрат с именами школьников, повешенных фашистами во время войны, он узнал о подвиге юных партизан и их учителя. На нем стояли следующие имена: Коля Бородич. Тимофей и Остап Кожаны. Андрей и Николай Смурные.
Когда в село пришли немцы, многие были удивлены, что принципиальный и честный Мороз не только остался в деревне, но и, собрав ребятишек в класс, продолжил их обучение, получив на это разрешение оккупационных властей. Поговорив с учителем, Тимофей Титович выяснил, что он просто старается сохранить жизни детей и не думает выслуживаться перед оккупационными властями.
Раздобыв радиоприемник, Мороз начал передавал свежие сводки с линии фронта в партизанский отряд. Пусть помощь была невелика, но Алесь Иванович делал все, что мог. Местный полицай, заподозрив, что в школе не все чисто, донес на него и учителя несколько часов допрашивал глава управы. Но в тот раз все обошлось.
По пути к месту казни Мороз отвлек внимание конвоя, давая шанс на спасение хотя бы одному из учеников. Им стал Павлик Миклашевич, самый младший из всех ребят. Но во время побега мальчик получил тяжелое ранение в грудь и потерял сознание. Посчитав, что он умер, полицай столкнул его в воду. Только ночью его нашли. Но несмотря на то что остался жив, мальчик не смог до конца выздороветь. От долгого лежания в воде у него через несколько лет развился туберкулез. В 36 лет сердце не выдержало, и он умер.
О подвиге учителя не только забыли, но и еще считали, что он добровольно сдался в плен по своей глупости. Реабилитация заняла несколько десятилетий.
Читать книгу Василя Быкова и тяжело, и поучительно одновременно. Анализ произведения говорит, что, делая сложный выбор, каждый человек должен в трудные для себя времена прислушиваться к своей совести и поступать в соответствии с ней. Рассказ был переведен на многие языки мира под названием obelisk. Кратко сделанный пересказ повести — это отличный выбор для читательского дневника и подготовки к литературе, так же как поэма Василий Теркин и другие произведения о войне.
Краткое содержание В. Быков «Обелиск»
Василь Быков — белорусский писатель, автор героического произведения «Обелиск», краткое содержание которого здесь представлено. Повесть была написана в 1971 году. За нее, а также за произведение «Дожить до рассвета», автор был удостоен высокой государственной награды. Краткое содержание рассказа «Обелиск» Быкова нужно читать после знакомства с главными действующими лицами.
Основные персонажи
Василий Быков в повести «Обелиск» задействовал минимум персонажей:
Рассказчик – от его имени ведется повествование. Имя его не указывается автором. Журналист.
Очень краткий пересказ
«Обелиск» Быкова, краткое содержание его повести, следует начать с того момента, когда рассказчик, местный журналист, узнает о смерти своего знакомого – скромного сельского учителя Павла Миклашевича из небольшой деревни Сельцо. Это застает журналиста врасплох – он давно собирался к нему приехать.
Тот торопится на похороны. Приехав в деревеньку, он попадает на поминки, где собравшиеся очень тепло вспоминают об ушедшем товарище. Слово берет Ткачук, который предлагает вспомнить не только Миклашевича, но и его учителя по фамилии Мороз. Его не поддерживают и он собирается ехать в город. Рассказчик тоже понимает, что задерживаться далее нет смысла и составляет ему компанию. Они шли по дороге и ждали попутной машины. Журналист попросил Ткачука рассказать ему о Морозе.
Тот охотно делится воспоминаниями. Мороз был не только прекрасным педагогом, но и всегда оставался другом и защитником для своих учеников. Он доносил знания, однако считал не менее важным вырастить из них достойных людей.
Началась война. Мороз не оставил своей работы и детей, несмотря на то что их селение захватили немцы. Ткачук вступил в ряды партизан, а учитель приглядывал за детьми и помогал партизанскому движению. Многие жители деревни стали переходит на сторону немцев, становясь полицаями.
Один из них заподозрил Мороза в пособничестве партизанам и устроил в доме, где была школа, обыск. Найти полицаям ничего не удалось, допросы тоже не дали результатов. Ученики Мороза не могли простить обиды и решили отомстить. Они договорились повредить опоры моста, по которому должны были проехать немцы и полицаи. Их план сработал, но кое-кто из выживших смог опознал мальчишек.
Ночью схватили всех причастных к происшествию мальчишек. Через некоторое время партизанам пришло сообщение о том, что немцы готовы обменять ребят на их учителя. В случае отказа мальчиков повесят. Мороз, не раздумывая, сдается, однако его учеников не отпускают. Во время их перевозки он помогает сбежать одному из своих учеников – Миклашевичу, остальных вешают.
Прошло время, и подвиг Мороза, который ценой своей жизни спас учеников, стал забываться. Многие стали говорить о том, что учитель – трус, который сдался немцам добровольно.
Вот о чем хотел напомнить Ткачук на поминках Миклошевича, однако он не был услышанным.
Краткое содержание
Далее последует краткое содержание повести, не распределенное по главам. Краткий пересказ, как и само произведение, нужно начать с того, что один местный журналист совершенно случайно от знакомого узнает, что в деревне Сельцо умер молодой учитель, 36 лет, Павел Миклошевич. Для журналиста это было неприятным известием. Он был немного знаком с ним. Когда-то Павел попросил журналиста помочь ему разобраться в одной истории, которая случилась в годы войны. Тот обещал приехать и выслушать учителя, но так и не выбрал время.
Теперь худая фигура Миклошевича, его лицо в морщинах, как у пожилого человека, его ясный прямой взгляд предстали перед журналистом. Он остановил попутный грузовик и выехал в Сельцо на похороны учителя. Пока его трясло в машине, он вспоминал, как познакомился с Павлом.
Всем было известно, что в годы войны его имя было каким-то образом связано с партизанами и некоторых его одноклассников убили фашисты. В свое время Миклошевич похлопотал, чтобы его товарищам поставили памятник. Затем он занимался историей партизанского движения в Белоруссии. Тогда они и познакомились, а Павел попросил его распутать одно дело. Увы, этому не суждено было случиться.
Когда грузовик доехал до обелиска, журналист попросил остановиться. В стороне белело здание школы. Подъехавший местный зоотехник с ящиком водки сообщил ему, что поминки собрали в учительском доме.
Журналист зашел в помещение, ему освободили место рядом с пожилым ветераном и налили стопку. Слово взял заведующий районо. Он долго говорил о том, какой Павел был коммунист, ответственный работник, активист. Его слова не понравились ветерану. Он возмутился, что речь об этом не должна идти на поминках Миклошевича. Вспоминая его, обязательно нужно вспомнить и Мороза, ведь эти имена так тесно переплетены.
Речь шла о чем-то таком, о чем не имел представление журналист. Он познакомился с ветераном. Тимофей Титович Ткачук, ранее работавший в этом селе, теперь проживал в городе. Оставшись непонятым, он отправился к выходу, журналист последовал за ним.
Они шли по направлению к городу, надеясь поймать попутку. Ткачук рассказал, как он познакомился с покойным.
Их знакомство состоялось до войны, когда Ткачук работал заведующим образования. В его обязанности входило обустройство и образование школ. В Сельце, в бывшей усадьбе одного пана, Мороз открыл школу на четыре класса. Слухи о методах преподавания ходили разные, Ткачук как-то решил сам все проверить.
Приехав на место, увидел школьный двор полный ребят. Там во всю кипела работа – мальчики вместе с учителем заготавливали дрова. Ткачук выяснил, что многие ребята ранее обучались в польской школе, до того момента, как Западная Белоруссия присоединилась к Белорусской ССР. С грамматикой у них не все в порядке. Но Мороз Алесь Иванович считал, что не это главное. Он мечтал воспитать в детях не послушных отличников, а умных, думающих людей.
Ткачук проникся его идеей, ведь Мороз делал это на личном примере. Он прививал им доброту, нравственность, позволяя ухаживать за больными животными и птицами.
Однажды Ткачук заехал в школу поздним зимним вечером. Алеся Ивановича не было на месте – мальчик, открывший дверь, сообщил, что учитель ушел провожать домой девочек-близняшек, поскольку те живут далеко. Это входило в обязанности старшего воспитанника – Коли Бородича, но сегодня его на занятиях не было. А мальчик, который обитал у Мороза, был Миклошевичем. Дома он жить не мог, так как его сильно бил отец.
Война заставила всех поменять свой жизненный уклад. В самые первые дни войны фашисты уже были в селе. Советских солдат не было видно, а многие жители селения не только не стали оказывать сопротивления немцам, но и перешли на их сторону.
Ткачук с некоторыми учителями ушли к партизанам. Мороз даже при фашистах не бросил своих ребят и продолжал преподавать, поскольку немцы дали ему разрешение. Среди партизан и сельчан прошел слух, что Алесь Иванович тоже на стороне противника, раз ему не запретили работать. Прокурор района требовал репрессировать предателя.
Однако в итоге Ткачук вместе с прокурором побеседовали с ним и поняли, что тот продолжает учить ребят по утвержденной программе, а не немецкому языку, как говорили в селе. По просьбе партизан, Мороз стал доносить им некоторые сведения относительно намерений врага.
Вскоре в школе по наводке одного из полицаев прошел обыск. Проверке подверглись даже детские сумки, допросили учителя, однако ничего не обнаружили. Мальчики задумали отомстить полицаям. По предложению Коли Бородича они подпилили небольшой мост, через который должны были ехать полицаи. Их план удался – машина улетела под мост. Кое-кто из выживших заметил ребят, и их схватили. Морозу донесли, что идут и за ним, поэтому ему пришлось сбежать к партизанам.
Через какое-то время связной партизан донес, что немцы требуют Мороза, иначе повесят всех ребят. Алесь Иванович собрался идти, хотя Ткачук его не пускал – ведь ясно же, что мальчишек не отпустят! Знал это и Мороз, но отправился к немцам.
Мороз знал, что ребят не отпустят, но пришел к немцам
Ребят долго истязали, но они молчали. Бородич сдался первым. Он взял всю вину на себя. Тут появился Мороз. Как вспоминал потом Миклашевич, их вели связанными, не позволяли разговаривать между собой. Они шли, глядя на родные места, и их брала тоска. Они дошли до мосточка, и Мороз тихо сказал Павлу, чтобы тот убегал, как только тот крикнет.
Миклошевич так и сделал. Но его догнал полицаи и избили, бросили в канаву. Мороза и остальных повесили спустя несколько дней на Пасху.
Когда немцев выбили из села, перебирали документы и относительно Мороза написали, что тот попал в плен. Далее разбираться никто не захотел. Подробности были восстановлены только благодаря Миклошевичу. Но здоровье у него так не выправилось, ведь в ту ночь его серьезно ранили в грудь, и он долго пролежал в сырой канаве. Он пытался лечиться от туберкулеза, но болезнь оказалась сильнее. Война сумела догнать его уже в мирное время, однако истину он успел доказать.
Основная идея рассказа
«Обелиск» Быкова – настоящая героическая повесть о военном времени. Автор затронул не простую для многих тему – человеческие взаимоотношения в сложные времена. Он показал, как по-разному действуют люди в период опасности, в тяжелых ситуациях, показывая свое истинное лицо.
«Обелиск» краткое содержание повести Быкова – читать пересказ онлайн
Повесть «Обелиск» Быкова была написана в 1971 году. Это произведение посвящено военной тематике, в частности, тем незначительным, на первый взгляд, подвигам, которыми и была соткана великая победа в Великой Отечественной войне.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Обелиск» по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Алесь Иванович Мороз – сельский учитель, честный, справедливый, преданный своему делу.
Другие персонажи
Тимофей Титович Ткачук – пенсионер, который до войны работал заврайоно, а после – служил в партизанском отряде.
Павел Иванович Миклашевич – сельский ученик, воспитанник Мороза, благодаря которому остался в живых.
Коля Бородич – шестнадцатилетний подросток, самый старший и самый преданный своему учителю подросток.
Рассказчик – журналист, поведавший историю сельского учителя Мороза.
Краткое содержание
Рассказчик, встретив «на улице знакомого, давнишнего товарища по работе», узнал о смерти учителя Миклашевича, жителя белорусской деревни Сельце. Он уже два года собирался навестить своего хорошего знакомого, но все время находились какие-то неотложные дела, мешавшие этой поездке. Теперь герой торопился на похороны.
Павел Иванович Миклашевич был «обыкновенным сельским учителем» – не лучше и не хуже многих своих коллег. Он «пережил трагедию во время войны и чудом спасся от смерти», также он был очень болен, но никогда никому не жаловался.
Приехав в Сельце, рассказчик узнал, что Миклашевич, несмотря на серьезную болезнь, работал до последнего дня. На его поминках он познакомился с пенсионером Тимофеем Титовичем Ткачуком, который в прошлом учительствовал в Сельце. Возвращаясь домой, рассказчик с со своим новым знакомым дошел до небольшого, но очень ухоженного обелиска, на котором висела «черная металлическая табличка с пятью именами школьников», совершивших подвиг. Они разговорились, и герой узнал от бывшего учителя историю Миклашевича.
Перед войной Тимофей Титович «работал в районе заведующим», а в местной школе преподавал Мороз и одна пожилая полька – «Подгайская, пани Ядя». Она регулярно жаловалась Ткачуку на молодого учителя, который «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата».
При случае Тимофей Титович заглянул в сельскую школу, и остался очень доволен: учитель содержал школу в полном порядке, заботился об учениках и имел прогрессивные взгляды на систему образования.
Алесь Иванович прививал своим подопечным чувство собственного достоинства, учил их справедливости, состраданию к ближним. Он не просто внушал им прописные истины, но и сам служил наглядным примером достойного во всех отношениях человека.
Однажды Тимофей Титович узнал, что Мороз приютил у себя парнишку, которого часто избивал отец. Им оказался «Павлик, Павел Иванович, будущий товарищ Миклашевич». Вскоре Ткачука вызвал к себе прокурор, и приказал отправиться к Морозу в сопровождении милиционера и вернуть мальчика отцу. Миклашевич-старший с силой отобрал ребенка у учителя и, не стесняясь многочисленных свидетелей, стал бить его кожаным ремнем. Не выдержав, Мороз заступился за беспомощного ученика. Вскоре он добился суда, и Миклашевича-старшего лишили родительских прав.
Среди старших учеников деревенской школы особенно выделялся Коля Бородич – «приметный парень, упрямого, молчаливого характера», который очень любил своего учителя. Однажды Алесь Иванович взял на себя вину за совершенное Колей хулиганство, и с тех пор жители со всей округи стали «смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника».
«Нежданно-негаданно, как гром среди ясного дня» обрушилась война. Уже на третий день белорусское село оказалось во власти фашистов. Многие жители лояльно отнеслись к их приходу, и некоторые даже устроились при новой власти полицаями.
Интересуясь судьбами жителей Сельца, Ткачук был немало удивлен, когда узнал, что Мороз остался в деревне, собрал всех ребятишек, и «с разрешения немецких властей» продолжил их обучение. Тимофей Титович засомневался было в учителе, но при личной встрече понял, что он не предатель, а «честный, хороший человек», который в первую очередь печется о детях.
Когда Морозу удалось чудом раздобыть радиоприемник, он стал «два раза в неделю передавал сводки в отряд». Поначалу все шло хорошо, и Алесь Иванович помогал советским бойцам, как мог. Но однажды на него донес местный полицай, и в школе появились фашисты. Они обыскали школу, учеников, провели допрос Морозу – «часа два по разным вопросам гоняли», но все обошлось.
Фашисты быстро догадались, чьих это рук дело, и схватили всех ребят. Они грозились, что всех их повесят, если учитель не явится к коменданту. Алесь Иванович тут же отправился к фашистам, надеясь, что они сдержат свое обещание, и отпустят на свободу мальчишек. Однако они не сдержали обещания: детей нещадно избивали, пытали, вытягивая из них нужные сведения.
Когда Мороза и ребят повели к месту казни, «сбежалась вся деревня». По дороге учителю удалось отвлечь внимание конвоя, и тем самым дать шанс спастись самому младшему – Павлику Миклашевичу. Мальчика ранили в грудь – он «не шевелился и выглядел совсем мертвым». Полицай ударил его прикладом по голове и «спихнул в канаву с водой». Павлику повезло – ночью его отыскала одна бабка и отправила к отцу, который, несмотря на свой суровый нрав, выходил сына.
Вот только огнестрельная рана и долгое лежание в холодной воде сделали свое черное дело, и Павлик заболел туберкулезом. Он «почти каждый год в больницах лечился, все курорты объездил», но ничего не помогало. Умер же он от того, что «сдало сердце».
Заключение
Книга Василя Быкова учит тому, что в момент сложного жизненного выбора нужно ориентироваться, прежде всего, на голос собственной совести. Только в этом случае выбор будет единственно правильным.
Краткий пересказ «Обелиск» рекомендуем использовать для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.
Краткое содержание «Обелиск»
Всего получено оценок: 1598.
О произведении
Повесть «Обелиск» Быкова была написана в 1971 году. Это произведение посвящено военной тематике, в частности, тем незначительным, на первый взгляд, подвигам, из которых и была соткана великая победа в Великой Отечественной войне.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Обелиска» по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
При случае Тимофей Титович заглянул в сельскую школу и остался очень доволен: учитель содержал школу в полном порядке, заботился об учениках и имел прогрессивные взгляды на систему образования.
Алесь Иванович прививал своим подопечным чувство собственного достоинства, учил их справедливости, состраданию к ближним. Он не просто внушал им прописные истины, но и сам служил наглядным примером достойного во всех отношениях человека.
«Нежданно-негаданно, как гром среди ясного дня» обрушилась война. Уже на третий день белорусское село оказалось во власти фашистов. Многие жители лояльно отнеслись к их приходу, и некоторые даже устроились при новой власти полицаями.
Фашисты быстро догадались, чьих это рук дело, и схватили всех ребят. Они грозились, что всех их повесят, если учитель не явится к коменданту. Алесь Иванович тут же отправился к фашистам, надеясь, что они сдержат свое обещание и отпустят на свободу мальчишек. Однако они не сдержали обещания: детей нещадно избивали, пытали, вытягивая из них нужные сведения.
Заключение
Книга Василя Быкова учит тому, что в момент сложного жизненного выбора нужно ориентироваться прежде всего на голос собственной совести. Только в этом случае выбор будет единственно правильным.
Краткий пересказ «Обелиск» рекомендуем использовать для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Обелиск» — краткое содержание повести Василя Быкова
После окончания войны военная тематика для писателей оставалась одной из самых острых и злободневных. Это происходило потому, что слишком многие семьи познали горечь утраты родных и друзей, и забыть это было невозможно. Одним из знаковых произведений в этом плане была повесть Обелиск, краткое содержание которой позволяет понять, насколько глубоки еще в душах людей раны, нанесенные войной, и как важно не забывать о подвигах простых людей в эти сложные времена.
Настоящий человек
Произведение, которое написал Василь Быков, поднимает тему подвига учителя, до конца преданного своему делу и в трудную минуту не оставившего своих учеников. Не имея другой возможности помочь, он предпочел разделить их судьбу и погибнуть вместе с ними.
Главными персонажами произведения являлись простые люди:
На похоронах учителя Павла Миклашевича, с которым автор был знаком заочно, сельчане с почтением вспоминают, каким он был в жизни. Большинство уважало его как коммуниста и передового учителя. Но бывший учитель Ткачук считает, что это не так и вспоминает о его отношениях с неким Морозом, якобы попавшим в плен при невыясненных обстоятельствах.
Сам Ткачук говорит, что Мороз был учителем с большой буквы. Он непрестанно заботился о ребятах, при необходимости провожал до дома, заступался перед родителями, а Миклашевича, которого постоянно избивал отец, оставил жить у себя. Мороз старался сделать из учеников настоящих людей.
Героизм или недальновидность
Возвращаясь с похорон учителя, автор рассказа сожалел о том, что так долго медлил с приездом в село и не успел поговорить с Миклашевичем о вещах, волновавших того перед смертью. Дойдя до небольшого, но ухоженного обелиска, на котором прикреплен черный квадрат с именами школьников, повешенных фашистами во время войны, он узнал о подвиге юных партизан и их учителя. На нем стояли следующие имена:
Когда в село пришли немцы, многие были удивлены, что принципиальный и честный Мороз не только остался в деревне, но и, собрав ребятишек в класс, продолжил их обучение, получив на это разрешение оккупационных властей. Поговорив с учителем, Тимофей Титович выяснил, что он просто старается сохранить жизни детей и не думает выслуживаться перед оккупационными властями.
Раздобыв радиоприемник, Мороз начал передавал свежие сводки с линии фронта в партизанский отряд. Пусть помощь была невелика, но Алесь Иванович делал все, что мог. Местный полицай, заподозрив, что в школе не все чисто, донес на него и учителя несколько часов допрашивал глава управы. Но в тот раз все обошлось.
По пути к месту казни Мороз отвлек внимание конвоя, давая шанс на спасение хотя бы одному из учеников. Им стал Павлик Миклашевич, самый младший из всех ребят. Но во время побега мальчик получил тяжелое ранение в грудь и потерял сознание. Посчитав, что он умер, полицай столкнул его в воду. Только ночью его нашли. Но несмотря на то что остался жив, мальчик не смог до конца выздороветь. От долгого лежания в воде у него через несколько лет развился туберкулез. В 36 лет сердце не выдержало, и он умер.
О подвиге учителя не только забыли, но и еще считали, что он добровольно сдался в плен по своей глупости. Реабилитация заняла несколько десятилетий.
Но сами сельчане всегда считали учителя героем. Он не оставил в беде своих детей и хотя бы попытался их спасти.
Читать книгу Василя Быкова и тяжело, и поучительно одновременно. Анализ произведения говорит, что, делая сложный выбор, каждый человек должен в трудные для себя времена прислушиваться к своей совести и поступать в соответствии с ней.
Рассказ был переведен на многие языки мира под названием obelisk. Кратко сделанный пересказ повести — это отличный выбор для читательского дневника и подготовки к литературе, так же как поэма Василий Теркин и другие произведения о войне.