что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

Тест по повести А.Платонова «Котлован»

Тест по повести А.Платонова « Котлован».

1. В каком году было написано произведение Андрея Платонова «Котлован»?

2. К какому литературному жанру относится произведение Андрея Платонова «Котлован»?

3. Что случилось с Вощевым в день его тридцатилетия?

Вощева назначили председателем главкома кооператива;

Жена сказала, что уходит от Вощева;

Вощев решил, что ему нужно изменить свою жизнь;

Вощева уволили с механического завода.

4. Кто из героев произведения «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира»?

5.Кто разработал проект котлована?

6.Для чего рабочие копали котлован?

Для постройки большого партийного здания;

Для постройки общепролетарского дома;

Для создания новой деревни;

Для создания большого общеколхозного поля.

7. Кому из героев повести принадлежат слова: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете»?

8. Что связывало Чиклина с матерью Насти?

Женщина поцеловала его в молодости;

Женщина была его первой женой;

Женщина была его двоюродной сестрой;

Ничего не связывало.

9. О чем мать Насти просила девочку никому не говорить после ее смерти?

О том, что мать Насти убивала коммунистов;

О том, что у Насти есть большое наследство;

О буржуазном происхождении матери Насти;

О том, что Настя не родная дочь Чиклина.

10. Как Чиклин понял, что мать Насти – та самая женщина, которая поцеловала его в молодости?

Нашел портрет, где она была изображена еще девочкой;

Женщина вспомнила его перед смертью;

Увидел у нее на пальце подаренное им колечко.

11. Что активисты сделали с «кулацким сектором»?

Выгнали из деревни;

Отправили на плоту по реке;

Отправили в ближайший колхоз;

12. Кто из героев произведения был «самым угнетенным батраком»?

13. Что Жачеву пришлось сделать, чтобы люди прекратили плясать, приветствуя приход колхозной жизни?

Приказал всем разойтись по домам;

Распугал людей, стреляя в воздух;

Спустил на людей собак;

Опрокидывал людей на землю.

14. Кто из героев похоронил Настю?

15. Какой ведущий конфликт раскрыл в повести «Котлован» Андрей Платонов?

Конфликт между родителями и детьми;

Конфликт между личностью и исторической реалией;

Конфликт между гениальной личностью и обществом;

Конфликт между военным долгом и личными интересами

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

Тест по произведению А.Платонова «Котлован» состоит из 15 вопросов. Даны ответы на вопросы Данное произведение изучается в 11 классе.Вопрсы составлены для проверки знания содержания текста.Тест можно использовать как на первом уроке изучения творчества А.Платонова, так и в качестве итогового повторения.

Номер материала: ДБ-463677

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов

Время чтения: 1 минута

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Платонов «Котлован» краткое содержание по главам повести

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

Антиутопическая повесть «Котлован» Андрея Платонова была написана 1930 году. В основе сюжета произведения лежит идея постройки «общепролетарского дома», который станет началом целого города «счастливого будущего». Используя философский, сюрреалистичный гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того периода, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, неспособность прийти к светлому будущему путем радикального уничтожения всего старого.

Предлагаемое прочитать краткое содержание «Котлована» по главам поможет подготовиться к проверочной работе по русской литературе, а также ознакомиться с сюжетом произведения.

Главные герои

Вощев – рабочий тридцати лет, попал на котлован после того, как его уволили с механического завода. Размышлял о возможности счастья, поиске истины и смысла жизни.

Чиклин – пожилой рабочий, старший в артели землекопов с огромной физической силой, нашел и забрал к себе девочку Настю.

Жачев – мастеровой-калека без ног, который передвигался на тележке, отличался «классовой ненавистью» – не переносил буржуазию.

Другие персонажи

Настя – девочка, которую Чиклин нашел возле умирающей матери (дочери хозяина кафельного завода) и забрал с собой.

Прушевский – инженер, производитель работ, придумавший идею общепролетарского дома.

Сафронов – один из мастеровых на котловане, профсоюзный активист.

Козлов – самый слабый из мастеровых на котловане, стал председателем главкома кооператива.

Пашкин – председатель окрпрофсовета, чиновник-бюрократ.

Медведь – молотобоец в кузне, бывший «батрак».

Активист в деревне.

Краткое содержание

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода» по причине «роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Он ощущал сомнение в своей жизни, «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира», поэтому пошел в другой город. Прогуляв весь день, вечером мужчина забрел на пустырь и уснул в теплой яме.

В полночь Вощева разбудил косарь, который отправил мужчину уйти спать в барак, потому что эта «площадь» «скоро скроется навеки под устройством».

Утром в бараке Вощева разбудили мастеровые. Мужчина объясняет им, что его сократили, а без знания истины он не может работать. Товарищ Сафронов соглашается взять Вощева копать котлован.

В сопровождении оркестра рабочие пошли к пустырю, где инженер уже все разметил для строительства котлована. Вощеву дали лопату. Землекопы начали усердно работать, самым слабым из всех был Козлов, который делал меньше всех работы. Работая с остальными, Вощев решает «кое-как жить» и умереть неразлучно с людьми.

Инженер Прушевский, разработчик проекта котлована, который должен будет стать «единственным общепролетарским домом вместо старого города», мечтает, что «через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом».

Утром к землекопам приезжает председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин. Увидев начатый котлован, он отметил, что «темп тих» и надо повышать производительность: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете». Вскоре Пашкин прислал новых рабочих.

Козлов решает перейти на «общественную работу», чтобы не трудиться на котловане. Сафронов, как самый сознательный из рабочих, предлагает поставить радио «для заслушанья достижений и директив». Жачев ответил ему, что «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио».

Чиклин приходит к кафельному заводу. Зайдя в здание, он находит лесенку, «на которой некогда его поцеловала хозяйская дочь». Мужчина заметил дальнюю комнату без окон, где на земле лежала умирающая женщина. Рядом сидела девочка и водила по губам матери коркой лимона. Девочка спросила у матери: умирает она «оттого, что буржуйка или от смерти»? Мать ответила: «мне стало скучно, я уморилась». Женщина просит девочку никому не говорить о ее буржуазном происхождении.

Чиклин целует умирающую женщину и «по сухому вкусу губ» понимает, «что она та самая» девушка, которая целовала его в молодости. Мужчина забрал девочку с собой.

«Пашкин снабдил жилище землекопов радиорупором», из которого постоянно раздаются лозунги-требования. Жачеву и Вощеву было «беспричинно стыдно от долгих речей по радио».

Чиклин приводит девочку в барак. Увидев карту СССР, она спросила о меридианах: «что это такое – загородки от буржуев?». Чиклин ответил утвердительно, «желая дать ей революционный ум». Вечером Сафронов начал расспрашивать девочку. Она рассказала, что не хотела рожаться, пока к власти не пришел Ленин, так как боялась, что ее мать будет буржуйкой.

Через время, когда землекопы нашли сто спрятанных впрок крестьянами гробов, два из них Чиклин отдал девочке – в одном сделал ей постель, а другой оставил для игрушек.

«Маточное место для дома будущей жизни было готово; теперь предназначалось класть в котловане бут».

Козлов стал председателем главкома кооператива, теперь он «стал сильно любить пролетарскую массу». Пашкин сообщает мастеровым, что надо «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма». Рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню для организации колхозной жизни, где их убивают. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. Сторожа ночью трупы товарищей в зале сельсовета, Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета пришел мужик обмывать трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает до смерти.

Чиклину привозят записку от девочки со словами: «Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Привет бедному колхозу, а кулакам нет».

На Организационном Дворе собрался народ. Чиклин и Вощев из бревен сколотили плот «для ликвидации классов», чтобы отправить на нем «кулацкий сектор» по речке в море. В деревне поднимается плач, люди горюют, забивают скот и переедают до рвоты, лишь бы не отдавать свое хозяйство колхозу. Активист зачитывает перед народом список, кто пойдет в колхоз, а кто на плот.

Утром Настю привозят в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя – «самого угнетенного батрака», который «работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне». Медведь знал, в какие избы идти, так как помнил, у кого служил. Обнаруженных кулаков загоняют на плот и отправляют по реке.

На организационном дворе «заиграла призывающая вперед музыка». Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали радостно топтаться под музыку. Народ, не переставая, плясал до ночи, и Жачеву пришлось опрокидывать людей на землю, чтобы они отдыхали.

Вощев «собрал по деревне все нищие, отвергнутые предметы» – «не полностью соображая», он скопил «вещественные остатки потерянных людей», которые жили без истины и теперь, предъявляя вещи к описи, он «посредством организации вечного смысла людей» добивался «отмщения за тех, кто тихо лежит в земной глубине». Активист, занеся хлам в доходную ведомость, выдал его Насте в качестве игрушек под роспись.

Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начал работать с еще большим энтузиазмом. Чиклин ему помогает и в трудовом порыве они не замечают, что только портят железо.

«Члены колхоза сожгли весь уголь в кузне, истратили все наличное железо на полезные изделия, починили всякий мертвый инвентарь». После марша на Организационном Дворе Настя сильно заболела.

Пришла директива, в которой говорилось, что активист является врагом партии и его устраняют от руководства. В расстройстве, он забирает отданный Насте пиджак, за что Чиклин бьет его кулаком и тот умирает.

Елисей, Настя, Чиклин и Жачев вернулись к котловану. Придя на место, они увидели, «что весь котлован занесен снегом, а в бараке было пусто и темно». К утру Настя умирает. Вскоре приехал Вощев со всем колхозом. Увидев мертвую девочку, мужчина бы в недоумении и «уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении».

Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, «чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли», и подготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее хоронить, «молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье».

Заключение

Краткий пересказ «Котлована» Платонова описывает только ключевые моменты произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее в полном варианте.

Источник

Тестовые задания по произведению А. Платонова «Котлован»

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

Содержимое разработки

Тест по повести А.Платонова « Котлован».

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

1. В каком году было написано произведение Андрея Платонова «Котлован»?

2. К какому литературному жанру относится произведение Андрея Платонова «Котлован»?

3. Что случилось с Вощевым в день его тридцатилетия?

Вощева назначили председателем главкома кооператива;

Жена сказала, что уходит от Вощева;

Вощев решил, что ему нужно изменить свою жизнь;

Вощева уволили с механического завода.

4. Кто из героев произведения «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира»?

5.Кто разработал проект котлована?

6.Для чего рабочие копали котлован?

Для постройки большого партийного здания;

Для постройки общепролетарского дома;

Для создания новой деревни;

Для создания большого общеколхозного поля.

7. Кому из героев повести принадлежат слова: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете»?

8. Что связывало Чиклина с матерью Насти?

Женщина поцеловала его в молодости;

Женщина была его первой женой;

Женщина была его двоюродной сестрой;

Ничего не связывало.

9. О чем мать Насти просила девочку никому не говорить после ее смерти?

О том, что мать Насти убивала коммунистов;

О том, что у Насти есть большое наследство;

О буржуазном происхождении матери Насти;

О том, что Настя не родная дочь Чиклина.

10. Как Чиклин понял, что мать Насти – та самая женщина, которая поцеловала его в молодости?

Нашел портрет, где она была изображена еще девочкой;

Женщина вспомнила его перед смертью;

Увидел у нее на пальце подаренное им колечко.

11. Что активисты сделали с «кулацким сектором»?

Выгнали из деревни;

Отправили на плоту по реке;

Отправили в ближайший колхоз;

12. Кто из героев произведения был «самым угнетенным батраком»?

13. Что Жачеву пришлось сделать, чтобы люди прекратили плясать, приветствуя приход колхозной жизни?

Приказал всем разойтись по домам;

Распугал людей, стреляя в воздух;

Спустил на людей собак;

Опрокидывал людей на землю.

14. Кто из героев похоронил Настю?

15. Какой ведущий конфликт раскрыл в повести «Котлован» Андрей Платонов?

Конфликт между родителями и детьми;

Конфликт между личностью и исторической реалией;

Конфликт между гениальной личностью и обществом;

Конфликт между военным долгом и личными интересами

Источник

Кратко «Котлован» А. П. Платонов

Повесть «Котлован» А. П. Платоновым написана в сюрреалистическом типаже, с переплетением символических ассоциаций и своеобразного юмора. Это реальная картина эпохи индустриальной коллективизации И. В. Сталина, и ее последствий для простого человека.

Очень краткий пересказ повести «Котлован».

Произведение начинается с главного героя Вощина, уволенного за «задумчивость», который ищет работу в другом городе. Волею судьбы он попадает землекопом на стройку будущего «общепролетарского» дома. Руководит земляными работами прораб Чиклин и угрюмый старший артельщиков Козлов, инженером мероприятия является Прушевский. По умозаключению Вощева, мастеровой артели не хватает энтузиазма. Для настроения Сафронов включает радио, но строительство пролетарского дома дальше котлована не продвигается.

На фоне угрюмой картины привлекает внимание девочка Настя. По протекции инвалида Жачева ее берут на артельный баланс, и выделяют инвентарь для кровати и игрушек – отобранные у крестьян гробы. Девочка умирает, не дождавшись светлого будущего по окончанию стройки.

Символическая визуализация образов – ключевое предназначение повести. Сам по себе котлован ассоциируется с невоплощенными большевистскими идеями «строительства нового на руинах старого». На фоне очевидно противостояние чувств людей, стоящих на «острие перемен» – ненавязчиво показано социальное положение крестьян, у которых работники артели отбирают гробы. Образ бездомной девочки Насти ассоциируется с надеждой на новую жизнь.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание подробно повести «Котлован» по главам.

Глава 1.

В свой день рождения Вощев получает расчет с механического завода по причине низкой личной производительности из-за глобальной «задумчивости». По дороге в соседний город пытается переночевать в пивной, но его выгоняют на улицу. Он находит ночлег в траве оврага, расположенного на окраине. Утром Вощев приходит в завком и просит вернуть работу, но ему отказывают, понимая его «несознательность» как срыв планов рабочего треста.

Продолжая путь за город, он видит на окраине кузню и становится случайным свидетелем разговора кузнеца и калеки на костылях. С наступлением ночи уставший и голодный Вощев уснул в теплой яме, покрытой травой около городского пустыря. Под утро его будит косарь, говорит, что место предназначено для стройки, и советует досыпать в бараке рабочих землекопов.

Глава 2.

В городе полным ходом идет пролетарское строительство. Место, где ночью спал Вощев, уже помечено для будущего котлована, в жерле которого планируется возведение масштабного здания. Это «общепролетарская» конструкция, куда будет помещен рабочий класс, а «единоличные» жилища зарастут травой.

Утром просыпаются жители барака, и после завтрака роют котлован. С ними трудится Вощев, не забывая размышлять о светлом будущем. Он знакомится с мастеровыми артели – недалеким, но добродушным профсоюзным активистом Сафроновым, сильным трудягой бригадиром Чиклиным и чахлым артельщиком Козловым, всеобщим изгоем.

Инженер Прушевский сообщает мастеровым, что в понедельник будет подкрепление рабочей силы. Артель продолжает копать до вечера.

Глава 3.

Начинается с мечтаний Прушевского о башне для счастливых рабочих. Интеллигентный инженер задается вопросом производительности труда в случае трудового прироста населения. Умственные разборки о «монументальном новом доме» вносят хаос в тонкую душевную организацию инициатора масштабной стройки – Прушевского мучают бессонница и суицидальные мысли.

На следующий день рабочие продолжают копать котлован. На стройке появляется окрпрофсоветский председатель Пашкин. Наблюдая за ходом работ, он делает выводы, что люди плохо справляются с обязанностями, и присылает новых рабочих. Хилый Козлов использует момент для передачи начальству доносов.

В это время, обследуя соседнюю местность, Чиклин убеждает Прушевского о необходимости переноса землекопных работ. Он показывает овраг, который можно использовать как котлован, немного расширив в периметре.

Вечером безногий инвалид Жачев, чей разговор с кузнецом подслушивал Вощев, устраивает политические дебаты под окнами квартиры Пашкина, громко сетуя на свою обездоленность и возмущаясь зажиточностью чиновника. Не желая портить пролетарские отношения с увечным, председатель выносит ему завернутую в бумагу еду. Довольный результатом своей политагитации, Жачев отстает от чиновника, чтобы присоединиться к общей трапезе с Сафроновым и Чиклиным. Сверток Пашкина он прячет в бараке.

Размышления Вощева заходят в тупик – поиски жизненного смысла теряются на фоне неустанных раскопок котлована. Прушевский и Чиклин впадают в любовную лирику. Каждый из них вспоминает о прошедшей любви. Чиклин грезит дореволюционным поцелуем дочери заводского хозяина, а Прушевский мечтает о незнакомке, прошедшей однажды мимо дома.

Глава 4.

Доносчик Козлов просится на общественный труд, чтобы избежать тяжелой работы землекопа и пугает артельцев заявлениями. Жачев решает перевоспитать «рвущуюся вперед сволочь», но Чиклину удается разнять дерущихся. Артельные землекопы усердно роют котлован, а Пашкин продолжает критиковать трудовую производительность.

В артельном бараке появляется новенький – мужик с желтыми глазами, пришедший со стороны города и молчаливо выполняющий женскую работу по хозяйству. Сафронов присматривается к нему с осторожностью, раздумывая взять работника на иждивение.

Для идейного вдохновения пассивной артели Сафронов решает поставить радио, чтобы мастеровые ежедневно слушали призывы к внутриресурсной мобилизации для строительства социализма.

Следуя за воспоминаниями, Чиклин идет на руины кафельного завода, где находит умирающую в дальней комнате женщину. Перед ней сидит маленькая девочка Настя, которой мать наказывает не говорить о своем «буржуазном» происхождении. Чиклин, затаившись, слушает их разговор. Он хочет узнать, возможно ли что умирающая и есть та самая дочь заводского хозяина, поцеловавшая его когда-то.

Дотронувшись губами до ее высохших губ и ощутив их вкус, он узнает «ту самую». После смерти женщины, он обнимает спящую рядом с телом девочку и греет ее своим теплом.

Глава 5.

Жачев и Вощев высказываются против информационного радиовещания в бараке. Но Сафронов запрещает выключать радио и настаивает на сознательной одержимости каждого гражданина «костром классовой борьбы, чтобы стянуть с себя шкуру капитализма».

Утром Чиклин приходит с девочкой в артель. Настя осваивается и быстро становится любимицей рабочего барака. Сафронов пытается внушить ей дух идеологии коммунизма. Вечером девочка ложится спать рядом с Чиклиным, а Жачев накрывает ее армяком, отобранным у мужика с желтыми глазами.

Во время вечерней прогулки по городу, Прушевский разглядывает прохожих-женщин в поисках таинственной незнакомки из мыслей, и одновременно думает над составлением проекта своего самоубийства.

На рассвете Чиклин приводит в барак человека с деревни, который просит Прушевского отдать ему гробы. Выясняется, что накануне, в яме с северной стороны котлована, землекопами было найдено около ста штук гробов.

Два из них конфискованы Чиклиным для Насти, в одном девочке соорудили постель, в другом она хранит свои игрушки. Мужик с желтыми глазами помогает крестьянину забрать из артели гробы, и уходит вместе с ним в деревню. Погруженный в свои мысли, Вощев идет вслед за ними.

Глава 6.

Новоиспеченный активист и профсоюзный деятель Козлов приезжает вместе с Пашкиным в начальственном автомобиле к землекопам и корит рабочих за пассивность. В обеденный перерыв Пашкин сообщает артельцам о необходимости «классовой борьбы с деревенскими пнями капитализма». На вечернем собрании мастеровые назначают Сафронова и Козлова ответственными за коллективизацию деревни и снаряжают их в дорогу.

По личной инициативе Пашкин решает 6-кратно увеличить размер котлована. Утром из деревни возвращается подвода, на которой сидят Вощев и мужик с желтыми глазами. Они приехали, чтобы забрать у Насти оставшихся два гроба.

Настя сообщает Чиклину, что инвентарь забирают для Сафронова и Козлова, которые «умерли в избушке». Чиклин идет за подводой в деревню. Процессия останавливается возле организационного дома, где живет Активист – сельский исполнитель государственных директив, который тут же зачисляет его в ряды «мобилизационной армии».

Активист посылает Чиклина сторожить тела умерших к зданию сельсовета. С обиды на убийц товарищей, Чиклин сгоряча убивает кулаком мужика с желтыми глазами, пришедшего обмыть мертвых.

На краю деревни Активист выбирает двор для «организации массового обучения бедняков», куда собирает всех крестьян, подозреваемых в кулачестве. Чиклин получает письмо, где Прушевский пишет, что котлован закончили копать, а Настя в сопровождении Жачева посещает детский сад и уже умеет писать буквы.

На следующее утро, в процессе выявления Активистом «передовых» людей для агитации под знаменами за сельскую коллективизацию, деревней проходит волна арестов. Слепо верящие в колхоз, как в конец вселенной, крестьяне готовят себе гробы и стараются побыстрее умереть. Деревенский поп, напуганный репрессиями, жертвует церковные доходы на покупку колхозом сельскохозяйственной техники.

Глава 7.

Компания «сознательных» граждан в лице Чиклина, Вощева и еще троих крестьян по приказу Активиста заняты постройкой плота для отправки местных «кулаков» по реке.

Руководящий колхозом собирает людей в одном месте с требованием определиться «между коммунизмом и капитализмом». Крестьяне просят сутки отсрочки. Активист угрожает «сомневающимся» прогулкой по речке вместе с «кулаками».

В деревне начинается суматоха, из хат слышны стенания, домашний скот забивается и съедается, чтобы не отдавать колхозу. Перед записью о вступлении крестьяне прощаются и отпускают взаимные обиды.

Глава 8.

В новообразовавшийся колхоз с миссией «представителя культурной революции» прибывают Жачев, Прушевский и Настя. Девочка уже посещает городской детский сад и твердо уверена в благой цели «истребления кулаков».

Один из крестьян хочет показать Чиклину самого угнетенного из батраков, работавшего ранее почти даром по дворам, а сейчас трудящегося в кузне на молотобойне. Он является в кузню, чтобы восстановить справедливость над пролетарием и обнаруживает у кузнеца на подработках медведя, умеющего дуть меха и бить по наковальне.

что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Смотреть картинку что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Картинка про что активисты сделали с кулацким сектором в котловане. Фото что активисты сделали с кулацким сектором в котловане

Чиклин просит кузнеца отпустить работника-молотобойца «показать кулаков». Вместе с медведем и Настей они ходит по деревне, «раскулачивая» дворы, на которые рычит молотобоец. «Несогласных» с политикой социализма отправляют по реке плотом.

Глава 9.

На крыльце организационного дома Активист выставляет радио, чтобы отпраздновать успешную ликвидацию деревенского «кулачества». Под громкую музыку, новоиспеченный колхоз весело трясется в социалистическом танце до полуночи. Рядом с крестьянами резвится Настя, Чиклин пытается ее поймать, чтобы укрыть от холода, но ребенок убегает в толпу. Чтобы остановить всеобщее веселье, Жачев начинает брать людей тележкой и опрокидывать их на землю для отдыха.

С полуночи Чиклин бродит по деревне в поисках Вощева и находит его уныло бродящим по улице. Мечтатель собирает по дороге брошенный хлам, жалея мусор как покинутого человека. Вместе они возвращаются на организационный двор, и заходят в дом, где руководящий колхозом Активист переписывает собранный хлам в колхозную ведомость. В этот момент в комнате просыпается Настя и интересуется содержимым мешка Вощева. Чиклин ей отвечает, что это игрушки, а Активист передает ей хлам по ведомости для игр.

Под утро к Активисту в дом приходит крестьянин и сообщает о медведе, который в кузне стучит и рычит громко после «раскулачивания». Чиклин решает сам разведать обстановку. От кузнеца он узнает причину возмущения медведя – «кто-то из крестьян повесил на плетень красный флаг, вот материя и раззадорила животное». Чиклин отсылает кузнеца спать, а сам разжигает горн.

Глава 10.

Утром жители деревни собираются перед кузней, где Чиклин с медведем всю ночь ковали железо. Местные крестьяне замечают недочеты в процессе, и просят остановить ковку угрозой исключения из членов колхоза. Не вытерпев, мужики прогоняют Чиклина и берутся сами за кузнечную работу.

В это же время деревенская молодежь собирается в избу-читальню учиться письму и чтению. По пути одна из девушек приглашает Прушевского идти с ними на «культурную революцию».

Глава 11.

Деревенские кузнецы не успокоились, пока не сожгли уголь в кузне и не истратили весь запас железа на почин мертвого инвентаря. Медведь-молотобоец устает раньше всех, тихо выползает на улицу и засыпает на снегу. Помогающий мужикам в кузне Вощев также ложится возле медведя немного отдохнуть.

К деревне подъезжает запыхавшийся всадник на коне и требует проводить к Активисту. Через короткое время он лихо мчится назад, держа сдаточную книгу. В организационном доме остается сидеть Активист с полученной директивой в руках.

Чиклин, неся из кузницы выкованный прут в подарок Насте, заходит в дом и видит, что девочка температурит. Его внимание отвлекает слеза Активиста, капнувшая на директиву. В бумаге говорится о «маложелательных явлениях перегибщины с намеченной четкой линии социализма», а также написаны обвинения в «спекуляции на искреннем середняцком чувстве тяготения в колхоз». Активиста же директива именует «партийным вредителем и объективным врагом пролетариата, который должен быть немедленно изъят из руководства».

Настя в бреду зовет маму, Чиклин и Жачев пытаются ее согреть. В дом приходит Вощев с медведем. Члены новообразованного колхоза собираются возле организационного дома, чтобы спросить совета, как жить дальше. Жачев и Вощев пытаются привести в сознание лежачего Активиста, но быстро понимают, что он мертв. Вощев решает взять его полномочия на себя и командует отправить усопшего Активиста по реке. Люди повинуются новому руководящему колхозом и выносят на улицу тело.

Артельцы возвращаются к котловану, который за время их отсутствия заносит снегом, а барак покинут рабочими. Пока Чиклин разводит для Насти костер, пытаясь согреть девочку, Жачев идет в город, чтобы выклянчить у Пашкина пирожные и сливки. С добытыми продуктами он возвращается к бараку. Утром все понимают, что Настя умерла.

От отчаяния, чтобы не думать о смерти девочки, Чиклин пытается отвлечь себя копанием ямы в котловане, но ломает лопату и возвращается в барак. Тяжелую тишину осознания гибели Насти среди присутствующих в комнате нарушают вошедшие Вощев и медведь. Они привозят девочке мешок редких игрушек, специально отобранного для утилизации. Увидев мертвое тело, Вощев теряется, а Чиклин выходит из барака, чтобы дальше рыть котлован.

К землекопным работам Чиклина присоединяется весь колхоз. Жачев, разочаровавшись в идеях коммунизма, уходит в город.

Днем Чиклин начинает рыть для Насти могилу. Он долбает ее из вечного камня, а сверху мастерит гранитную плиту, чтобы девочку «не душил могильный прах». Ночью, когда в бараке все спят, он несет тело к каменному ложу, чтобы закопать. По пути от шороха просыпается медведь и Чиклин дает ему прикоснуться к девочке на прощание.

Кратко об истории создания произведения.

Роман Андрея Платоновича Платонова «Котлован» был написан в смутное время необоснованных перемен и негуманных методов «строительства» нового будущего. Произведение разоблачало сущность коллективизации под видом образования «идеальных» социальных перемен. Контекст «Котлована» поднимает проблемы становления деревенского и городского уклада во время принудительной коллективизации, и ее влияние на человека.

В машинописных версиях романа указан время написания с декабря 1929 –апрель 1930гг. В авторских записях А. П. Платонова есть упоминание о завершении работы над антиутопической повестью в 1930 году. Многие исследователи творчества писателя убеждены – роман был написан во время пика коллективизации(1925-28 гг.).

Произведение подверглось жесткой цензуре, при жизни автора официально не печаталось, распространялось самиздатом в узких литературных кругах. За хранение «Котлована» в домашней библиотеке люди подвергались репрессиям и преследованиям. Впервые в России повесть опубликовал журнал «Новый мир» 1987 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *