чтение ж санд о чем говорят цветы цель
НОД «Чтение произведения в подготовительной к школе группе «О чем говорят цветы» Ж. Санд»
Екатерина Быченок
НОД «Чтение произведения в подготовительной к школе группе «О чем говорят цветы» Ж. Санд»
Автор и название произведения Жорж Санд «О чем говорят цветы»
Художественная задача текста Развивать любознательность, воображение, любовь к природе
Цель воспитателя Познакомить детей с произведением Ж. Санда «О чем говорят цветы»
Тема НОД Чтение произведения «О чем говорят цветы» Ж. Санд
Этапы деятельности Действия детей Задачи
(до чтения) Д/игра «Собери букет» Развивать творческое воображение, работать сообща, развивать речь Социально-коммуникативное развитие
позволить детям самим «собрать» букеты, но при этом подсказывать, какие цветы не могут «соседствовать» друг с другом, а какие дополняют друг друга
Ориентировочный этап (до чтения) Дети задают вопрос, откуда я знаю, какие цветы не уживаются друг с другом?
Отвечаю, что они мне сами это рассказали.
Они же не умеют разговаривать!
Просто не все умеют внимательно слушать, а вот одна девочка даже узнала, какой цветок считается царицей всех цветов. Развивать познавательные и творческие способности детей Познавательное развитие
Дети заинтересовались, какой цветок самый главный.
Я могу его назвать, но вы не будете знать самого главного – почему так произошло.
Как мы можем это узнать?
— Прочитать! Формировать эмоциональную отзывчивость
(во время чтения и после чтения) Слушают, проявляют эмоции, отвечают на вопросы воспитателя Развивать внимание. Речевое развитие
Отвечают на вопросы по тексту. Формировать умение сопереживать героям.
Инсценируют действия героев, рисуют
(словесно). Формировать умение отражать своё отношение к героям.
Динамическая пауза «Какой цветок, изобрази и опиши» Развивать двигательную активность детей и развивать словарный запас
-Что было особенно интересным? Развивать связную речь детей
-Высказывают своё мнение. Создать условия для анализа услышанного произведения.
Перспективный этап Расскажите мне сказку используя мнемотаблицу. Формировать умение составлять рассказ опираясь на мнемотаблицу. Продолжать учить детей последовательно перессказывать литературный текст. Физическое развитие
Нарисуйте или слепите понравившегося персонажа. Совершенствовать навыки детей отражать в творческих работах полученные знания.
Сможете ли вы рассказать или показать малышам эту историю?
-Показать театральное представление
Развивать творческое воображение и восприятие сказочного мира
Предполагаемая цель ребенка Узнать, какой же цветок самый главный и почему
Работа до чтения Д/и «Собери букет», обсуждение, почему некоторые цветы вредят друг другу
Работа во время чтения Выполняется на отдельном листе с напечатанным текстом выбранного произведения
Работа после чтения Рисование по сказке. Игры-инсценировки в театральном уголке. Лепка любимых персонажей. Работа с мнемотаблицей
Вопросы для рефлексии О ком или о чем эта сказка? Что произошло? Какой у сказки конец? Как вы думаете, могла ли эта сказка закончиться по другому? Почему?
Выход на самостоятельную деятельность Предложить детям смастерить маски цветов для театрального представления
Чтение художественной литературы. Рассказ Н. Носова «Автомобиль» с фантазированием предполагаемой концовки произведения Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Чтение художественной литературы:.
Сценарий проведения родительского собрания в старшей группе «О чем говорят наши дети?» Сценарий проведения родительского собрания в старшей группе Дата проведения: Цели: Создание благоприятной атмосферы для социального партнерства.
Сценарий развлечения «Имя, цветы, музыка» в подготовительной к школе группе Конспект развлечения на тему «Имя, музыка, цветы и звезды» в подготовительной к школе группе. Составила: Кедьо Елена Евгеньевна воспитатель.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка» Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи) Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение и пересказ.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыба» Образовательная область:.
Конспект ООД «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» в подготовительной к школе группе «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». Цель: Познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Маршака. Уточнить и закрепить знания.
НОД по ПДД «О чем говорят знаки» «Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения». «О чем говорят.
Выразительное чтение произведения «Федорино горе» Корнея Чуковского План непосредственно-образовательной деятельности по выразительному чтению художественного произведения Корнея Чуковского «Федорино горе».
Сценарий по произведению Ж. Санд «О чем говорят цветы»
Сценарий по произведению Ж. Санд «О чем говорят цветы»
Для работы в классах, где обучающиеся имеют слабый уровень развития техники чтения, а также низкий уровень смыслового чтения, можно при подготовке к игре «Пегас» использовать инсценированное чтение. Текст разбит на две сцены: садовые и полевые цветы.
Опыт показал, что содержание текста запоминается лучше. Обучающиеся становятся активными читателями, могут выявить замысел автора.
Костюмы, реквизиты, музыку каждый учитель продумывает сам.
Рассказчик: Когда я была маленькой, меня очень мучило, что я не могу разобрать, о чем говорят цветы. Тогда я обратилась к учителю ботаники.
Учитель: Они ни о чем не говорят. Клянусь: цветы совсем не разговаривают.
Рассказчик: Это не так. Я сама слышала их неясный лепет, в особенности по вечерам, когда уже садилась роса. Но они говорили так тихо, что я не различала слов. К тому же они были очень недоверчивы, и если я шла по саду между клумбами или же по полю, то они шептали друг другу: «Тсс!» По всему ряду как бы передавалась тревога: «Замолчите, а то любопытная девочка подслушивает вас».
Но я добивалась своего. Я научилась ступать так осторожно, чтобы не задеть ни одной былинки, и цветы не слышали, как я подходила к ним близко. Я наконец поняла их речь.
— Господа, пора уже покончить с этими предрассудками. Все растения одинаково благородны. Наше семейство не уступит никакому другому. Пусть кто угодно признает розу царицей, но я заявляю, что с меня довольно, я и не считаю никого вправе называть себя более знатным, чем я.
— Скажу про себя, я принц Дельфиниум. В моем венчике отражается небесная лазурь, а мои многочисленные родичи владеют всеми розовыми переливами. Как видите, пресловутая царица во многом может нам позавидовать, а что касается ее хваленого аромата, то.
— Ах, уж и не говорите об этом. Меня просто раздражают вечные толки о каком-то аромате. Ну, что такое аромат, скажите, пожалуйста? Условное понятие, придуманное садовниками и бабочками. Я нахожу, что у роз неприятный запах, а у меня приятный.
— Мы ничем не пахнем, и этим доказываем свою порядочность и благовоспитанность. Запах свидетельствует о нескромности или хвастовстве. Цветок, уважающий себя, не станет бить в нос. Достаточно того, что он красив.
— Я с вами не согласен! У меня сильный аромат. Запах есть отражение ума и здоровья.
Все дружно засмеялись (гвоздики, резеда, анютины глазки).
— Роза похожа на кочан капусты.
— Кочан, во всяком случае, и толще…
Рассказчик (глупости, которые я слушала, вывели меня из терпения, и, топнув ногой, я вдруг заговорила на языке цветов):
— Замолчите! Вы все вздор мелете! К моему крайнему разочарованию, я нашла в вас только соперничество, тщеславие, зависть!
— Может, полевые цветы разумнее этих чванливых садовых растений, которые получают от нас искусственную красоту и в то же время как бы заражаются нашими предрассудками и ошибками. Я остановилась около шиповника.
Шиповник (речь идет о происхождении розы):
— Замолчите, вы ведь только дети севера. Я минутку поболтаю с вами, но не думайте равняться с царицей цветов.
— Милый ветерок, мы ее уважаем и обожаем. Мы знаем, как ей завидуют другие цветы. Они уверяют, что роза не лучше нас, что она дочь шиповника и своею красотой обязана только колировке и уходу. Мы сами необразованные и не умеем возразить. Ты старше и опытнее нас. Скажи, знаешь ли ты что-нибудь о происхождении розы?
— В те времена, когда земные создания еще говорили языком богов, я был старшим сыном царя бурь. Мои огромные волосы переплетались с облаками. Вид у меня был величественный и грозный. В моей власти было собрать с запада все тучи и разостлать их непроницаемой пеленой между Землей и Солнцем.
Мы уничтожали целые семейства живых созданий, но на их место являлись другие, более приспособленные к борьбе, которую они благополучно выдерживали.
Земля, отдохнувшая от наших преследований, успела покрыться множеством растений, среди которых двигались мириады животных самых разнообразных пород, ищущих себе пристанища и пищи в огромных лесах, на склонах могучих гор или в прозрачных водах огромных озер.
— Смотрите, Земля вырядилась, как невеста, собирающаяся вступить в брак с Солнцем. Разведите их. Соберите огромные тучи, дуйте изо всех сил. Пусть ваше дыхание выворачивает деревья, сплющивает горы, взбаламутит моря. Идите и не возвращайтесь, пока останется хоть одно живое существо, хоть одно растение на этой проклятой Земле, где жизнь хочет водвориться нам наперекор.
— Пожалей меня! Ведь я такая красивая и кроткая! Вдохни мой аромат, тогда ты меня пощадишь. Будь мне другом, не покидай меня. Когда твои ужасные крылья сложены, ты мне нравишься. Какой ты красивый! Верно, ты царь лесов! В твоем нежном дуновении я слышу чудную песню. Останься здесь или возьми меня с собой.
-Я взял её с собой и добрался до дворца, где меня ждал отец.
— Что тебе нужно? Отчего ты оставил лес на берегах Индии? Вернись и уничтожь его поскорее.
— Хорошо, но позволь мне оставить у тебя это сокровище, которое я хочу спасти.
— Спасти! Несчастный! Ты проникся состраданием, теперь ты мне больше не сын. Ступай на Землю к злополучному духу жизни, который оказывает мне сопротивление.
-Так я оказался на Земле и снова встретился с розой, которая не умерла, её поддержал дух жизни. Дух жизни явился и мне в образе лучезарного ангела.
С этого дня стал я верный поклонник розы.
— В таком случае будем воспевать хвалу нашей царице, розе востока с сотней лепестков. Да здравствует красавица роза, победившая своею кротостью сына царя бурь! Да здравствует добрый ветерок, оставшийся другом цветов!
— Учитель, я знаю, о чём говорят цветы, я слышала…
— Ты больна, тебе надо дать слабительного.
— Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойство детей. Не смешивайте свойства с недугами!
— Может, полевые цветы разумнее этих чванливых садовых растений, которые получают от нас искусственную красоту и в то же время как бы заражаются нашими предрассудками и ошибками. Я остановилась около шиповника.
Шиповник (речь идет о происхождении розы):
— Побудь еще с нами, милый ветерок. Мы расцвели, а прекрасные розы на клумбах еще спят в своих зеленых оболочках. Смотри, какие мы свежие и веселые, и если ты нас немного покачаешь, то у нас будет такой же нежный аромат, как у нашей славной царицы.
— Замолчите, дети савера. Я минутку поболтаю с вами, и не думайте равняться с царицей цветов.
— Милый ветерок, мы ее уважаем и обожаем. Мы знаем, как ей завидуют другие цветы. Они уверяют, что роза не лучше нас, что она дочь шиповника и своею красотой обязана только колировке и уходу. Скажи, знаешь ли ты что-нибудь о происхождении розы?
— Знаю. Давно я был старшим сыном царя бурь. Вид у меня был грозный. Я мог собрать все тучи и разостлать их непроницаемой пеленой между Землей и Солнцем.
Отец и мои братья уничтожали все на Земле, чтобы жизнь никогда не смогла появиться на ней. Но дух жизни проложил себе дорогу.
Земля, отдохнувшая от наших преследований, покрылась растениями, появились животные.
— Смотрите, Земля вырядилась, как невеста, собирающаяся вступить в брак с Солнцем. Разведите их. Соберите огромные тучи, дуйте изо всех сил. Пусть ваше дыхание выворачивает деревья, сплющивает горы, взбаламутит моря.
— Пожалей меня! Ведь я такая красивая и кроткая! Вдохни мой аромат, тогда ты меня пощадишь. Будь мне другом, не покидай меня. Когда твои ужасные крылья сложены, ты мне нравишься. Какой ты красивый! Верно, ты царь лесов! В твоем нежном дуновении я слышу чудную песню. Останься здесь или возьми меня с собой.
-Я взял её с собой и добрался до дворца, где меня ждал отец.
— Что тебе нужно? Отчего ты оставил лес на берегах Индии? Вернись и уничтожь его поскорее.
— Хорошо, но позволь мне оставить у тебя это сокровище, которое я хочу спасти.
— Спасти! Несчастный! Ты проникся состраданием, теперь ты мне больше не сын. Ступай на Землю к злополучному духу жизни, который оказывает мне сопротивление.
-Так я оказался на Земле и снова встретился с розой, которая не умерла, её поддержал дух жизни. Дух жизни явился и мне в образе лучезарного ангела.
С этого дня стал я верный поклонник розы.
— В таком случае будем воспевать хвалу нашей царице. Да здравствует красавица роза, победившая своею кротостью сына царя бурь! (ура) Да здравствует добрый ветерок, оставшийся другом цветов!(ура)
— Учитель, я знаю, о чём говорят цветы, я слышала…
— Ты больна, тебе надо дать слабительного.
— Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойство детей. Не смешивайте свойства с недугами!
Конспект урока литературы на тему:ЖОРЖ САНД. «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ». СПОР ГЕРОЕВ О ПРЕКРАСНОМ
ЖОРЖ САНД. «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ».
СПОР ГЕРОЕВ О ПРЕКРАСНОМ 1
Цель деятельности учителя : ввести детей в художественный мир произведений Ж.Санд; расширить представление учащихся о зарубежной детской литературе; развивать умения анализа художественного произведения; формировать стремление к прекрасному.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления.
Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
I . Организационный этап занятия. Создание эмоционального настроя, постановка целей занятия.
II. Жорж Санд: страницы биографии.
Сообщение учащегося (или группы учеников).
III. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.
Беседа по вопросам учебника (ученики подтверждают свои ответы цитатами из текста).
— Какой можно назвать сказку «О чем говорят цветы»: авторской или народной? Почему?
— Что утверждает главная героиня сказки? Как вы думаете, кто прав в споре: она или учитель ботаники? (Главная героиня сказки «О чем говорят цветы» думает, что она умеет слышать голоса цветов. Учитель ботаники считает, что цветы совсем не разговаривают. Фактически, прав учитель, потому что цветы не могут разговаривать так, как люди. В то же время права и девочка, потому что ее внимание ко всему живому сочувствие, помогают ей как будто слышать голоса растений.)
— О чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свои преимущества перед красотой роз? (Цветы спорили о том, кто из ‚них красивее и лучше. Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют именно розе. Они хотели доказать свое преимущество перед красотой роз, потому что чувствовали себя обиженными и завидовали розе.)
— Что возмутило девочку? (Девочку возмутило соперничество цветов, их тщеславие и зависть, и она назвала разговоры цветов вздором.)
— Страницы какой сказки, созданной русским писателем, напоминает этот эпизод? (Сказку В. М Гаршина « Attalea Princeps ».)
— Как представлено в сказке созидание и уничтожение? Можем ли мы назвать эти образы аллегорическими? Почему? (Уничтожение представлено в сказке в образе отца бурь и его сыновей, которые хотели разрушить все живое на Земле. Созидание представлено в виде «духа жизни», могучего божественного духа, который вырвался изнутри Земли и противостоял разрушению. Чем больше бури разрушали, тем больше новых форм жизни появлялось на Земле. В образах царя бурь и «духа жизни» автор представляет нам закон развития всего живого на Земле.)
— Как вы представляете себе розу из сказки Жорж Санд? (Роза обладала драгоценными дарами «кротости, красоты и грации». Именно она была призвана «очаровывать и примирять». Красавица роза победила сына царя бурь своей красотой и кротостью.)
— Как восприняли рассказ девочки учитель и ее бабушка? (Учитель не поверил девочке, потому что он разучился воспринимать красоту цветов в даже не чувствовал их запаха. Бабушка поверила внучке, потому что она помнила, как сама была маленькой и тоже наблюдала за цветами, прислушивалась к их голосам. В детстве она, как и внучка, понимала, о чем говорят цветы.)
— Как вы понимаете слова бабушки: «Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойства детей. Не смешивайте свойства с недугами!»? (Свойство понимать речь цветов, растений и камней связано с любовью и вниманием к природе, с желанием понять ее жизнь. Свойство это то, что естественно присуще человеку. Недуг — это болезнь. Бабушка считает, что нельзя смешивать свойства с недугами, то есть особенности восприятия с проявлением болезни.)
I V . Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево и др.)».
Чтение ж санд о чем говорят цветы цель
Автор: Одинцова Светлана Владимировна
Организация: МБОУ «Средняя школа №14 г. Евпатории Республики Крым»
Населенный пункт: Республика Крым, г. Евпатория
Цель: познакомить учеников с произведением Жорж Санд «О чем говорят цветы».
Задачи:
Обучающие:
— сформировать понятие об идейно- тематическом содержании произведения
— сформировать представление о главных героях сказки, умение давать характеристику героям
Развивающие:
— развивать навыки анализа произведения
— развивать эстетический вкус, творческие способности обучающихся, критическое мышление и устную речь
Воспитательные:
— воспитывать интерес к зарубежной литературе и урокам литературы
— воспитывать читательскую культуру, интерес к искусству
— воспитывать любовь к природе
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок-ролевая игра
Основные виды работы:
Методы:
— приём смысловых ассоциаций
-постановка проблемных вопросов
Ход урока:
1.Организованное начало урока.
Мы привыкли, что в школе громкий звонок настойчиво зовёт учеников на урок. Но сегодня он приглашает вас в удивительный мир театра. Перед вами откроется театральное закулисье, полное тайн и секретов. Звучит второй звонок. Вы удивлены? Но ничего странного в этом нет. В театре звонок даётся трижды! И только после третьего начинается представление. Звучит третий звонок. Добро пожаловать, дорогие гости, занимайте места в зрительном зале.
2.Рефлексия.
Каждый из нас хотя бы один раз был в театре, и поэтому знает, что здесь царит особенная атмосфера. Постарайтесь её передать с помощью смысловых ассоциаций.
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно — жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.
3.Проверка д/з.
К доске прикреплено несколько афиш, подготовленных учениками.
4.Эвристическая беседа.
При входе в театр вам обязательно выдадут программу.
Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит следующие сведения: название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя и сведения об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей.
5.Целеполагание.
Сегодня вы попробуете подготовить один эпизод сказки к постановке на сцене.
Именно над ним вы и будете сегодня работать.
6.Создание творческих групп.
Создание спектакля – это кропотливый труд многих людей. Кто же участвует в создании спектакля? Какая задача стоит перед каждым из них?
Определяет расположение актёров на сцене, заполняет соответствующую колонку в таблице.
Создаёт эскиз сцены, комментирует его.
3.Художник по костюмам.(5 человек)
Создаёт эскизы костюмов героев, комментирует их.
Отвечает за макияж и причёску героев, заполняет соответствующую колонку в таблице
Характеризует героя, заполняет соответствующую колонку в таблице.
6.Постановщик сценического действия.
Заполняет колонку «Жесты» в таблице.
7.Постановщик сценической речи. ( 2 человека)
Заполняют колонки «Интонация», «Логическое ударение» в таблице.
Оценивают работу творческих групп.
Выберите по своему желанию роль, в которой вы бы хотели сегодня себя попробовать.
9.Работа в творческих группах.
План-конспект урока по литературе на тему: Жорж Санд «О чем говорят цветы» Спор героев о прекрасном.
Конспект урока по литературе в 5 классе.
ЖОРЖ САНД. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.
Цели : Образовательные: Слово о писательнице;
Ввести детей в художественный мир произведений Ж.Санд;
расширить представление учащихся о зарубежной детской литературе;
Развивающие: развивать умения анализа художественного произведения, анализировать диалоги, рисовать словесный портрет героев. Воспитательные: формировать стремление к прекрасному; бережное отношение к природе; интерес к чтению.
Оборудование: портрет Жорж Санд, картинки с цветами, распечатанный отрывок из сказки у каждого на парте.
II. Слово об авторе
Доклад 2 учащихся о Жорж Санд
В детстве писательницы самыми дорогими людьми для нее были мать и бабушка. С самого раннего детства Аврора слушала сказки, романтические истории, которые рассказывала ее мама. С ней девочка разучивала стихи, басни, читала молитвы. В парке бабушкиного имения девочка слушала рассказы, легенды. Бабушка обучила ее латыни, естественным наукам, музыке, познакомила с литературой. Аврора прекрасно играла на арфе. На всю жизнь Аврора сохранила теплоту бабушкиного дома. Здесь прошли лучшие годы её жизни. В 14 лет её отвезли в Париж и поместили в женский Августинский монастырь, который показался Авроре храмом счастья и доброты.
За свою жизнь Жорж Санд, благодаря невероятному, потрясавшему всех знавших её коллег трудолюбию, написала более 100 романов. Она была очень популярна во Франции, но с особым пиететом к ней относились в России, где на её романах выросло не одно поколение.
Жорж Санд скончалась 8 июня 1876 г. в Ноане. Узнав о её кончине, Гюго написал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!»
III. Чтение сказки «О чем говорят цветы».
Чтение спора цветов по ролям:
-Когда я была маленькой, меня очень мучило, что я не могу разобрать, о чем говорят цветы. Мой учитель ботаники уверял, что они ни о чем не говорят. Не знаю, был ли он глух или скрывал от меня правду, но он клялся, что цветы совсем не разговаривают.
Между тем я знала, что это не так. Я сама слышала их неясный лепет, в особенности по вечерам, когда уже садилась роса. Но они говорили так тихо, что я не различала слов. К тому же они были очень недоверчивы, и если я шла по саду между клумбами или же по полю, то они шептали друг другу: «Тсс!» По всему ряду как бы передавалась тревога: «Замолчите, а то любопытная девочка подслушивает вас».
Но я добивалась своего. Я научилась ступать так осторожно, чтобы не задеть ни одной былинки, и цветы не слышали, как я подходила к ним близко. И тогда, притаившись под деревьями, чтобы они не видели моей тени, я наконец поняла их речь.
Надо было напрягать все свое внимание. У цветов голоса были такие тоненькие, нежные, что дуновение ветерка или жужжание какой-нибудь ночной бабочки совершенно заглушало их.
Не знаю, на каком языке они разговаривали. Это не был ни французский, ни латинский, которым меня в то время обучали, но я его отлично понимала. Мне даже кажется, что я его понимала лучше других знакомых мне языков.
Однажды вечером мне удалось, лежа на песке, не проронить ни слова из того, что говорилось в углу цветника. Я старалась не шелохнуться и услышала, как один из полевых маков заговорил:
— Господа, пора уже покончить с этими предрассудками. Все растения одинаково благородны. Наше семейство не уступит никакому другому. Пусть кто угодно признает розу царицей, но я заявляю, что с меня довольно, я и не считаю никого вправе называть себя более знатным, чем я.
В моем венчике отражается небесная лазурь, а мои многочисленные родичи владеют всеми розовыми переливами. Как видите, пресловутая царица во многом может нам позавидовать, а что касается ее хваленого аромата, то.
— Запах есть отражение ума и здоровья.
Голос махрового мака был заглушён дружным смехом. Гвоздики держались за бока, а резеда раскачивалась из стороны в сторону.
Богато одетые анютины глазки высказались против махровых цветов, а так как в цветнике преобладали махровые, то начались всеобщие неудовольствия.
Впрочем, все так завидовали розе, что скоро помирились между собою и стали наперерыв ее высмеивать. Ее сравнивали даже с кочаном капусты, причем говорили, что кочан, во всяком случае, и толще, и полезнее. Глупости, которые я слушала, вывели меня из терпения, и, топнув ногой, я вдруг заговорила на языке цветов:
— Замолчите! Вы все вздор мелете! Я думала услышать здесь чудеса поэзии, а, к своему крайнему разочарованию, нашла в вас только соперничество, тщеславие, зависть!
Наступило глубокое молчание, и я убежала из сада.
Посмотрю-ка, думала я, может, полевые цветы разумнее этих чванливых садовых растений, которые получают от нас искусственную красоту и в то же время как бы заражаются нашими предрассудками и ошибками.
Под тенью живой изгороди я пробиралась к полю. Мне хотелось знать, неужели и спирии, которых называют царицами поля, так же горды и завистливы.
Дорогою я остановилась около большого шиповника, на котором все цветы вели разговор.
IV . Беседа по вопросам.
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы услышать, почувствовать, о чём говорят цветы? (бытьвнимательным,сопереживающим,терпеливым,любознательным)
– О чем спорили цветы? Почему они доказывали свои преимущества перед красотой роз? (Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют розам. Они хотели доказать, что тоже красивы.)
-Правда, ребята, каждый цветок по-своему прекрасен?
– Что возмутило девочку? (Их тщеславие и зависть были пусты и вздорны)
— Какую роль сыграл аромат розы в истории ветерка? (Аромат розы усмирил разрушительную силу ветерка)
— Какой в давние времена была Земля? (Бесформенная глыба, бесплодная планета, маленький и беспомощный мир с вечно воюющими салами.)
— Какие две силы боролись за Землю? (Царь бурь и дух жизни. Ветер царствовал с отцом и братьями Земле, все подвергалось уничтожению, разрушению. Но внутри Земли был дух жизни — он посылает из недр Земли гибкие растения, раковины. Но царь бурь посылает сыновей в бой. )
— Как розы остановили разрушительную силу ветерка? (Незнакомый аромат заставил ветерок остановиться. Ветерок вдохнул ее аромат и заснул. А когда проснулся, роза предложила ему стать ей другом.)
— Как ветер помогает растениям? ( Он разносит семена и аромат, который привлекает пчел.)
— Почему дух жизни уверен, что он сильнее соперника, царя бурь? (Дух жизни уверен, что он сильнее соперника, потому что созидание сильнее разрушения.)
— Какими драгоценными дарами наградил дух жизни розу? (Роза стала символом примирения враждебных сил природы)
– Как вы представляете себе розу из сказки Жорж Санд? (Красавица роза победила сына царя бурь своей красотой и кротостью.)
– Как восприняли рассказ девочки учитель и ее бабушка? (Учитель не поверил девочке, потому что он разучился воспринимать красоту цветов и даже не чувствовал их запаха. Бабушка поверила внучке, потому что она помнила, как сама была маленькой и тоже наблюдала за цветами, прислушивалась к их голосам..)
– Как вы понимаете слова бабушки: «Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойства детей. Не смешивайте свойства с недугами!»? (Свойство понимать речь цветов, растений связано с желанием все постичь, такое всеобъемлющее желание бывает только в детстве.)
V. Подведение итогов урока.
-Что нового вы узнали о цветах и природе из сказки Ж.Санд?
Желаю, чтобы вы показывали цветам и природе только добрые лица. Берегите все то, что дарит вам красоту и радость.
— Знаете ли вы случаи из жизни и сказок, когда добротой, кротостью, лаской добивались большего, чем злом, грубостью? (например сказка «Снежна королева»)
Домашнее задание. Выставление оценок.