чтение по диагонали что это
Техника чтения текстов по диагонали для приобретения навыка быстрого чтения
Читать художественную литературу таким образом ты не имеет смысла. Но чтение художественных книг подразумевает внимательное чтение текста.
Какие техники быстрого чтения существуют?
чтение по диагонали одно из самых распространенных техник по скорочтению. в нашем подсознании спрятана удивительная способность – чтение по диагонали. суть такой техники заключается в быстром прочтении любого текста. стоит буквально окинуть его взглядом, как запоминаются все подробности. итак, чтобы научиться чтению по диагонали, придерживайтесь основных условий. по диагонали читал Владимир Ильич Ленин. сохранились письменные свидетельства, что Ленин читал быстро и именно по диагонали.
Простые правила при чтении книг по диагонали
Пусть глаза движутся так, как им будет удобно.
Концентрируйте внимание на всем тексте, а не частях.
Старайтесь охватить как можно больше информации.
Если вам показалась, что в тексте есть ценная информация, то всмотритесь в нужный кусок текста или прочитайте его в обычном режиме.
Не обращайте внимание на словесный мусор.
Не перечитывайте уже прочитанный или просмотренный текст до тех пор, пока не прочитаете весь текст.
Конечно, перед тем как читать книги по диагонали следует хорошенько развить угол зрения и научиться быстро выцеплять информацию из словестной шелухи.
Немного информации о зрении человека
Максимальная зона видения человека равняется 35 градусов. Зона ясного видения занимает 15 градусов. Область сто процентного видения занимает 1.4 градуса. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно значительно увеличить, например, использованием таблицами Шульта.
При движении взгляда человека наибольшая острота зрения случается в центральной зоне сетчатки глаза. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, человеком видится не отчетливо. Широкое поле зрения сокращает время поиска важных фрагментов текстов.
Работа с таблицей Шультe тренирует параллельное внимание. Важно – не отыскать цифры, главное – при концентрации взгляда в центр таблицы Шульте видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, а так же нижние левую и правую цифры.
При регулярном использовании Таблицами Шульте, увеличивается периферийное зрение и это позволяет увеличить скорость чтения за счет анализа большего поля читаемого текста, так и за счет освоения параллельного режима анализа печатных символов.
О быстром чтении
Эксперименты показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
В ходе исследования по формированию навыков беглого, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их
Большинство людей читать на 200 слов в минуту. Человеческий мозг может принять большее количество информации. В настоящее время, в эпоху Интернета и информационных очень полезным является возможность скорость чтения. Скорость чтения методы для повышения скорости чтения два или даже несколько раз.
Почему скорочтение возможно
Обычный текст имеет большую долю избыточной информации. Авторы специально разбавляют текст водой, чтобы он стал более понятен.
Обычный человек воспринимает смысл сразу нескольких слов, а может быть и абзаца. Наладив связь с подсознанием, человек будет читать в несколько раз быстрее.
Чтение по диагонали документов и книг
О чтении Наполеоном: «классиков
просветительской литературы»
известно, что «читал он запоем,
с неслыханной жадностью»
(Тарле 1936: 15)
Чтение «по диагонали» является одним из самых распространенных методов скорочтении. По диагонали читал Владимир Ильич Ленин. Сохранились письменные свидетельства, об этом. Так же быстро читал Горький и другие политические деятели.
Простые правила при чтении книг по диагонали
Пусть глаза движутся так, как им будет удобно.
Концентрируйте внимание на всем тексте, а не частях.
Старайтесь охватить как можно больше информации.
Если вам показалась, что в тексте есть ценная информация, то всмотритесь в нужный кусок текста или прочитайте его в обычном режиме.
Не обращайте внимание на словесный мусор.
Не перечитывайте уже прочитанный или просмотренный текст до тех пор, пока не прочитаете весь текст.
Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте
Когда чтение по диагонали не рационально употреблять
На мой взгляд, хорошую художественную литературу читать методом скорочтения нельзя, если Вы хотите получить удовольствие от чтения и более ярко и красочно представить все описываемые события. Да, к тому же, большинство людей читают художественную литературу именно для того, что бы скоротать время, забыть повседневные заботы и отдохнуть. Я не противник скорочтения (чтения по диагонали), а скорее наоборот, но просто хочется объяснить некоторым людям, что читать абсолютно всё этим методом нельзя, да и не получится.
Обычно, люди читают зигзагом или с пятого на десятое, или волнообразным движением глаз. Вполне возможно, что под «чтением по диагонали» как раз скрывается подобный метод чтения.
Расширение угла зрения таблицами Шульте для освоения навыка чтения по диагонали
Shulte tables — случайно расположенные числа для тренировки скоростного их нахождения по-порядку. Обычно применяют для, исследования, развития тренировки, психического темпа восприятия, скорости зрительных ориентировочных движений. Ориентировочные глазные движения являются основой быстрого чтения. Также позволют расширить поле зрения. Широкое поле зрения значительено уменьшает время поиска информативных фрагментов текстов.
Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно улучшить, например, использованием таблицами Шультe.
Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.
Максимальная зона видения читателя равняется 30 градусов. Зона ясного видения равняется 14 градусам. Область сто процентного видения занимает 1,5 градуса.
При регулярном использовании Таблицами Шульте, расширяется периферийное зрение и это позволяет увеличить скорость чтения как за счет анализа большего поля читаемого текста, так и за счет применения одномоментного режима анализа печатных символов.
Правила работы таблицами Шульте для обеспечения режима чтения книг по диагонали.
Чтение по диагонали – в чем принцип данной техники?
Существует множество техник, позволяющих быстро работать с текстом, и чтение по диагонали – одна из самых распространенных. Этот метод позволяет всего за несколько секунд просмотра страницы понять ее общее содержание. Особенно этот навык пригодится школьникам, ведь им регулярно приходится знакомиться с большим количеством текстовых материалов. Поговорим о том, как довести способности ребенка до подобного уровня.
Как научить ребенка навыкам быстрого чтения?
Обучение скорочтению требует времени и наличия у ученика мотивации. Ребенок должен сам хотеть заниматься, а для этого ему нужно понять, чем полезна данная техника. Само по себе повышение навыков чтения вряд ли заинтересует школьника, поэтому важно рассказать ему о фактических преимуществах:
Скорочтение для детей
Перед тем, как начать учиться читать по диагонали, нужно убедиться в том, что ребенок к этому готов. Приступать к занятиям рекомендуется не раньше 8 лет, то есть с 1-2 класса. Именно к этому возрасту большинство учеников уже могут читать бегло, то есть со скоростью неспешной разговорной речи. Если школьник уже достиг этого уровня, то можно приступать к тренировкам, и начать стоит с подавления внутренней артикуляции.
Не только малыши, но и многие взрослые во время прочтения текста неосознанно проговаривают слова шепотом или про себя, что снижает темп знакомства с ним. Справиться с этой привычкой можно, если регулярно читать под музыку и какой-либо ритмичный звук – это будет мешать сосредоточиться на проговаривании. Не менее важно привыкнуть воспринимать отрывок с первого раза, не возвращаясь к уже прочитанным строкам. Для этого можно закрывать линейкой те блоки текста, с которыми читатель уже ознакомился.
Параллельно с этим нужно расширять угол зрения, тренировать скорость реакции, развивать память и внимание через такие упражнения, как таблицы Шульте, кольца Ландольта, клиновидные таблицы. Важен комплексный подход – только так удастся освоить скорочтение.
Чтение по диагонали
В отличие от построчного восприятия текста, диагональное имеет несколько видов – можно читать страницу от угла к углу, блоками или зигзагообразно. Каждый из этих подходов имеет свои сильные и слабые стороны, из-за чего подходит не всем и не всегда. Если целью ознакомления с отрывком является быстрое понимание его общей сути, то такие методы могут помочь. Но если представленная информация сложна или же ее нужно запомнить целиком, то эти приемы не дадут желаемого результата.
Чтобы овладеть скорочтением в полной мере, недостаточно уметь быстро читать по диагонали. Эта техника включает в себя разные методы: одни лучше применять для знакомства с художественной или развлекательной литературой, другие – для сложной технической, третьи – для поверхностного понимания прочитанного. Чтобы освоить все эти приемы, научиться их чередовать и применять на практике, нужно заниматься по эффективной и проверенной программе.
Методика и техники быстрого чтения
Когда речь идет об обучении детей, особенно важно, чтобы оно было последовательным и доступным, плавно переходило от простых тем к сложным. Также занятия должны проводиться в игровом формате, чтобы даже самые подвижные ученики с интересом выполняли групповые и индивидуальные задания, внимательно слушали педагога.
Именно таким курсом является Либерика – методика обучения скорочтению от академии SMARTUM. В ее основе лежит работа над внутренним проговариванием, принцип движения «Только вперед», расширение зрительного пятна, а также тренировка других сопутствующих навыков. Обучаясь по этой программе, ребята увеличат скорость знакомства с текстом, плавно перейдут от линейного восприятия к блочному, изучат разные приемы быстрого чтения. Полученные знания станут надежной основой для достижения новых высот как в учебе, так и в повседневной жизни.
Скорочтение: работает или нет? Часть 2: разбор методик
Краткое содержание первой части: скорочтение – это набор разных механик, которые [в некоторых случаях] помогают получать информацию из текста быстрее, чем при обычном чтении. Тем не менее, даже скорочтение не поможет читать с «пулеметной» скоростью – ваши способности возрастут, но вряд ли превысят 500-600 слов в минуту (среди комментаторов к предыдущей части материала, правда, были и те, кому удалось развить скорость чтения и до 700 слов в минуту). Большинство громких заявлений скорочтецов, ставивших мировые рекорды в тысячи слов в минуту, – не более чем самореклама и неподтвержденные данные (исключение – «человек дождя» Ким Пик).
Однако, как свидетельствуют исследования, не все методики скорочтения «одинаково полезны». Эффективность некоторых не подтверждена или спорна, но есть и такие техники, которые попросту идут вразрез с тем, что мы знаем о человеческой физиологии. Попробуем разобраться в возможностях наиболее популярных методик быстрого чтения.
Чтение «по диагонали»
Под этим собирательным названием можно объединить сразу несколько техник скорочтения: во-первых, чтение «зигзагами» (зигзагообразные движения взгляда по странице), во-вторых, «охватывание» страницы целиком, «одним взглядом». По словам скорочтецов, практикующих эти методики, подобный подход позволяет им читать, используя периферийное зрение.
Что говорят ученые: читать таким образом едва ли возможно. Вся проблема в том самом периферийном зрении. Ученые доказывают, что периферийное зрение (при всех его плюсах) не позволяет нам адекватно воспринимать и распознавать текст – в таких условиях мы просто не можем его прочесть.
Мы можем читать только тот текст, который попадает в зону нашего фовеального зрения (центральное в 1.5–2° поле зрения): для сравнения, примерно в эту область попадает наш большой палец, если вытянуть руку перед собой. Поэтому человеческому глазу не удается прочесть абзац или даже всю страницу целиком – вы просто не увидите текст.
При «чтении по диагонали» наш взгляд выхватывает отдельные слова или фразы, что не позволяет нам полноценно читать. Тем не менее, используя этот подход, мы можем, к примеру, получить некоторое представление о материале, если мы его уже когда-то прочли, и с тех пор в текст не были внесены изменения.
Вердикт: физиологически этот вид чтения невозможен.
Вы можете читать немного быстрее 500 слов в минуту, но вы ограничены возможностями ваших глаз и анатомией сетчатки. Чтобы понимать текст, вам нужно перемещать взгляд так, чтобы область фовеального зрения находилась в том участке [страницы], на котором вы хотите сфокусироваться. Вне этой области острота зрения заметно ниже – вы не можете различать слова и текст далеко за пределами центрального поля зрения. Это – фактор, ограничивающий скорость чтения и обработки информации мозгом
– Кит Рейнер, один из наиболее известных исследователей чтения (работал в Массачусетском университете в Амхерсте), книга «Движения глаз и обработка информации в процессе чтения»
Чтение без остановки
Еще одна стратегия скорочтения предполагает чтение без остановки. Для того, чтобы понять, чем оно отличается от обычного чтения, придется вспомнить то, о чем мы рассказывали в первой части: наше «стандартное» чтение – это дискретный процесс. Мы фиксируемся на определенной группе слов, затем скачкообразным движением переводим взгляд на другую группу и так далее. После нескольких скачков (или саккад), мы делаем небольшую паузу (во время которой мозг получает дополнительную возможность обработать прочитанное).
На эти регулярные паузы уходит от четверти до половины секунды – и скорочтение без остановки направлено на их подавление. Однако не все так просто: таким образом вы не только экономите время, но и не даете себе возможность лучше осознать и запомнить прочитанное. Более того, полностью подавить желание «дать себе передышку» не так-то просто – скорее всего, такие паузы у вас все-таки будут (пусть и реже), но качество восприятия прочитанного все равно ухудшится.
Вердикт: физически такое чтение вполне возможно. Проблема лишь в качестве восприятия текста. Некоторые читатели нашей первой части разграничивали «чтение с пересказом» и «чтение без пересказа» и не случайно – чтобы пересказать прочитанный текст, важно не просто пробегать глазами по строчкам «на одном дыхании».
Подавление субвокализации
Субвокализация – это «голосок у нас в голове», который звучит, когда мы читаем текст. На субвокализацию или проговаривание также уходит драгоценное время, которое экономят скорочтецы. В некоторых случаях такое проговаривание приводит к тому, что скорость чтения про себя оказывается равной скорости чтения вслух. Поэтому многие техники скорочтения учат подавлять желание проговорить про себя прочитанный материал и помогают настраиваться на «чтение глазами».
Проблема здесь в том, что субвокализация – важный элемент распознавания текста, и подавляя это желание, мы начинаем хуже понимать прочитанное:
Вы можете попрактиковаться и, вероятно, ваша скорость чтения возрастет, но, читая слишком быстро, вы перестанете понимать текст. Избавление от субвокализации применяется в большинстве методик скорочтения. Исследования [1, 2] показывают, что если текст при этом достаточно сложный, его становится невозможно понять.
Более того, и Рейнер, и Рональд Карвер (другой исследователь скорочтения и профессор в сфере педагогики и психологии Университета Миссури в Канзас-Сити) в своих исследованиях показали, что полностью избавиться от проговаривания текста невозможно – субвокализацию используют даже те, кто читает со скоростью 720 слов в минуту, и те, кто бегло просматривает текст (они проговаривают ключевые слова).
Доказано это было следующим образом – к горлу испытуемых подключали электромагнитные сенсоры, которые фиксировали слабые нервные импульсы, посылаемые к мышцам. В итоге выяснилось, что проговаривают текст даже те, кто утверждает, что не делает этого вовсе – наш мозг попросту не может обойтись без субвокализации.
Этот внутренний голос или «subvocal speech» даже стал предметом исследований NASA – там хотели понять, можно ли использовать эту особенность, чтобы отдавать «беззвучные команды»:
Биологические сигналы возникают при чтении или внутреннем диалоге – вне зависимости от того, фиксируется ли при этом движение губ и лицевых мышц. Человек, использующий субвокализацию, думает о каких-то словах и проговаривает их про себя так тихо, что этого невозможно услышать, но язык и голосовые связки все равно получают речевые сигналы от мозга.
– Чак Йоргенсен (Chuck Jorgensen), глава команды разработчиков системы субвокальной регистрации, NASA
Кстати, чемпионы по быстрому чтению необязательно должны быстро говорить или читать вслух, у них просто обширнее «внутренний словарь легко распознаваемых слов». Незнакомые слова мы проговариваем про себя медленнее, слова, которые уже есть в нашем внутреннем словаре – быстрее.
Вердикт: полностью избавиться от субвокализации невозможно. Более того, чтобы читать быстрее с учетом проговаривания слов, полезно сначала «учиться читать медленнее» – расширять внутренний словарь терминов, внимательно изучая новые и незнакомые слова, чтобы легче было проговаривать их, встретившись с ними вновь.
Быстрое последовательное визуальное предъявление, Rapid serial visual presentation, RSVP
Быстрое последовательное визуальное предъявление – метод, чем-то похожий на чтение без пауз. Однако за отсутствие пауз между демонстрацией слов тут отвечает не сам читатель, а приложение. RSVP – это метод вывода информации на дисплей, когда слова или группы слов показываются на экране «небольшими порциями». Эта технология вызывает множество дебатов, поскольку существуют исследования, свидетельствующие как за, так и против нее.
Часто разработчики RSVP-приложений строят свою аргументацию на том, что «только 20% времени в процессе чтения тратится на осмысление текста, а 80% – на движения взглядом по странице». Поэтому техника, позволяющая зафиксировать взгляд в одной точке, должна значительно сэкономить время читающего.
Здесь ученые могут поспорить: в действительности наш «процесс осмысления» текста не прекращается ни на минуту (мы думаем о тексте и когда читаем его, и когда переводим взгляд с одной группы слов на другую, и когда делаем паузы, чтобы «переварить» прочитанное). Поэтому техники RSVP действительно могут сэкономить нам какое-то время, но точно не увеличат скорость чтения на 80%.
Тем не менее, в защиту RSVP-техник свидетельствуют и более убедительные аргументы. Например, в исследованиях методики Spritz утверждается, что основа успеха этой техники – не только последовательный вывод на экран небольших порций слов, но и правильное выравнивание слов и подбор верной скорости и ритма их вывода.
Скорость и ритм здесь действительно играют важную роль: с ростом скорости, по словам Рейнера, наша возможность воспринимать и обрабатывать увиденное снижается. В итоге читающий перестает понимать, о чем, собственно, он читает.
Кроме того, приложение не «знает», какие слова будут для читателя знакомыми, а какие он видит впервые (все тот же «внутренний словарь»), поэтому не может адаптировать скорость вывода информации с учетом этого фактора. А вот при «обычном чтении» мы автоматически дольше удерживаем взгляд на менее знакомых словах, чтобы запомнить их и пополнить свой «словарик».
Все это усложняется тем, что в случае с большинством приложений, работающих по механике RSVP, пользователю не так-то просто «отмотать текст назад» – как правило, такая опция возможна, но при обычном чтении вернуться к прочитанному нам, само собой, намного легче.
Вердикт: техники быстрого последовательного визуального предъявления действительно помогают читать быстрее – как минимум за счет сокращения движения взгляда по экрану. Однако с увеличением скорости вывода слов на экран качество нашего восприятия может ухудшиться – фактически, чем быстрее будут выводиться слова, тем меньше будет запоминать читатель. Из-за того, что в приложениях невозможно дольше удерживать взгляд на всех незнакомых словах и сложно отматывать текст назад, такой метод вряд ли подойдет для изучения новой, сложной дисциплины.
По тем же причинам оказывается непросто использовать его и для чтения художественной литературы – колумнист Lifehacker, например, отметил, что метод RSVP может помочь переработать массу информации, но ощутить удовольствие от чтения с ним будет непросто. Поэтому в The Atlantic советуют использовать его для чтения новостных заметок и небольших статей – то есть текстов, которые не требуют глубокого погружения в тему. Если вы все-таки решите попробовать этот метод, посмотрите в сторону приложений из этих списков: 1 и 2.
Итак, вкратце:
Чтение по диагонали и попытка охватить взглядом всю страницу целиком вряд ли имеют что-то общее с реальным чтением. Большая часть текста в этом случае попадает в зону периферийного зрения и попросту не может быть прочитана. Эти методики не позволяют читать текст, однако их можно использовать, чтобы быстро пробежаться по уже знакомым материалам.
Чтение без остановки – также не самый удачный способ сэкономить время. Этот подход заметно снижает нашу способность к восприятию материала. В итоге вы сможете быстро читать текст, но запомнить и пересказать его содержание будет крайне трудно.
Подавление субвокализации – еще один плохо работающий прием. Исследования показывают, что читатель всегда проговаривает про себя текст, даже если уверен в обратном. Более того, субвокализация помогает нам лучше понимать прочитанное. Вместо того, чтобы подавлять ее, стоит расширять свой вокабуляр – на внутреннее проговаривание знакомых слов у нас уходит меньше времени, и этот навык не связан с умением быстро читать вслух.
RSVP – эта методика работает, но с ограничениями. Вы сможете читать быстрее, но вряд ли многократно увеличите скорость чтения. Кроме того, особенности этой методики делают ее использование затруднительным в случаях, когда нужно прочесть сложный материал (например, статью из научного журнала по новой для читателя теме). Читать для удовольствия в таком формате тоже неудобно. Идеальный вариант – почта, новостные заметки и статьи вроде этой.
В третьей [и последней] части мы расскажем о случаях, когда без скорочтения все-таки не обойтись, что такое «медленное» чтение и как сэкономить время на чтении «серьезной» научной литературы – не прибегая к сложным техникам.
Чтение по диагонали что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Существует множество техник, позволяющих быстро работать с текстом, и чтение по диагонали – одна из самых распространенных.
Статья:
Существует множество техник, позволяющих быстро работать с текстом, и чтение по диагонали – одна из самых распространенных. Этот метод позволяет всего за несколько секунд просмотра страницы понять ее общее содержание. Особенно этот навык пригодится школьникам, ведь им регулярно приходится знакомиться с большим количеством текстовых материалов. Поговорим о том, как довести способности ребенка до подобного уровня.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НАВЫКАМ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ?
Обучение скорочтению требует времени и наличия у ученика мотивации. Ребенок должен сам хотеть заниматься, а для этого ему нужно понять, чем полезна данная техника. Само по себе повышение навыков чтения вряд ли заинтересует школьника, поэтому важно рассказать ему о фактических преимуществах:
СКОРОЧТЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Перед тем, как начать учиться читать по диагонали, нужно убедиться в том, что ребенок к этому готов. Приступать к занятиям рекомендуется не раньше 8 лет, то есть с 1-2 класса. Именно к этому возрасту большинство учеников уже могут читать бегло, то есть со скоростью неспешной разговорной речи. Если школьник уже достиг этого уровня, то можно приступать к тренировкам, и начать стоит с подавления внутренней артикуляции.
Не только малыши, но и многие взрослые во время прочтения текста неосознанно проговаривают слова шепотом или про себя, что снижает темп знакомства с ним. Справиться с этой привычкой можно, если регулярно читать под музыку и какой-либо ритмичный звук – это будет мешать сосредоточиться на проговаривании. Не менее важно привыкнуть воспринимать отрывок с первого раза, не возвращаясь к уже прочитанным строкам. Для этого можно закрывать линейкой те блоки текста, с которыми читатель уже ознакомился.
Параллельно с этим нужно расширять угол зрения, тренировать скорость реакции, развивать память и внимание через такие упражнения, как таблицы Шульте, кольца Ландольта, клиновидные таблицы. Важен комплексный подход – только так удастся освоить скорочтение.
ЧТЕНИЕ ПО ДИАГОНАЛИ
В отличие от построчного восприятия текста, диагональное имеет несколько видов – можно читать страницу от угла к углу, блоками или зигзагообразно. Каждый из этих подходов имеет свои сильные и слабые стороны, из-за чего подходит не всем и не всегда. Если целью ознакомления с отрывком является быстрое понимание его общей сути, то такие методы могут помочь. Но если представленная информация сложна или же ее нужно запомнить целиком, то эти приемы не дадут желаемого результата.
Чтобы овладеть скорочтением в полной мере, недостаточно уметь быстро читать по диагонали. Эта техника включает в себя разные методы: одни лучше применять для знакомства с художественной или развлекательной литературой, другие – для сложной технической, третьи – для поверхностного понимания прочитанного. Чтобы освоить все эти приемы, научиться их чередовать и применять на практике, нужно заниматься по эффективной и проверенной программе.
Когда речь идет об обучении детей, особенно важно, чтобы оно было последовательным и доступным, плавно переходило от простых тем к сложным. Также занятия должны проводиться в игровом формате, чтобы даже самые подвижные ученики с интересом выполняли групповые и индивидуальные задания, внимательно слушали педагога.