чс федерального уровня что это
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304
«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
С изменениями и дополнениями от:
17 мая 2011 г., 20 декабря 2019 г.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
Информация об изменениях:
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей;
Информация об изменениях:
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;
Информация об изменениях:
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;
Информация об изменениях:
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ для принятия Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решения об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10 марта 2020 г. N 1)
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1
2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Вместо классификации, ранее введенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, устанавливается новая классификация чрезвычайных ситуаций.
Ранее действовавшая классификация подразделяла чрезвычайные ситуации на локальную, местную, территориальную, региональную, федеральную и трансграничную.
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 26 мая 2007 г. N 111, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 22 ст. 2640
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. N 1743
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376
Что такое режим ЧС и почему его вводят?
В рамках Года гражданской обороны в системе МЧС России мы ответим на основные вопросы о режиме ЧС.
К сожалению, совсем нередко мы слышим, что где-то введен режим чрезвычайной ситуации. Иногда это очень крупные события: техногенная авария, паводок, лесной пожар. Иногда локальные, например, вспышка гриппа в отдельном районе. Так что такое режим ЧС?
Что такое режим ЧС?
Определение этого понятия, а также основные пояснения прописаны в Федеральном законе № 68-ФЗ (от 21.12.1994 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Что именно может стать причиной ЧС?
Стихийные бедствия: землетрясение, засуха, наводнение, шторм, метель и буран, природный пожар, извержение вулкана, ураган.
Техногенные катастрофы: аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, на гидротехнических сооружениях, промышленные аварии, аварии на транспорте (воздушном, железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метро).
Инфекционные заболевания – эпидемия какого-либо заболевания.
ЧС военного времени: ввод иностранных войск, нападение на РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий, вмешательство во внутренние дела РФ, демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями, наличие вблизи страны вооруженных конфликтов, попытки внутреннего переворота, террористическая деятельность и другое.
Антропогенные катастрофы: изменение климата под воздействием научно-технического процесса и хозяйственной деятельности.
Кто имеет право вводить этот режим?
В зависимости от уровня ЧС это могут делать глава города, района, губернатор региона, правительство РФ, президент страны.
Для введения режима чрезвычайной ситуации требуется официальный документ, где будут указаны причины ЧС, обоснование необходимости введения режима, границы территории, где он будет действовать, силы и средства на его обеспечение, перечень мер, ответственные должностные лица и службы, время вступления и срок действия.
Ввели ЧС, что дальше?
Уполномоченные органы обязаны:
Непрерывно контролировать причину ЧС, оповестить вышестоящие органы, исполнительную и местную власть, население.
Ограничить доступ людей (кроме служб, занимающихся ликвидацией) к месту, где произошло ЧС.
Обеспечить защиту населения, в том числе эвакуацию.
Заниматься ликвидацией чрезвычайной ситуации, определением порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, поддержкой общественного порядка.
Какие ограничения для граждан предполагает режим ЧС?
Как правило, введение режима предполагает ограничение личных и общественных прав граждан.
Может быть запрещен или ограничен доступ на территорию ЧС. Ограничивается деятельность, которая может привести к новым очагам. Например, во время режима ЧС по лесным пожарам запрещается посещать лес.
Режим ЧС федерального характера и случаи его введения в России в 2016-2020 гг
Ниже приводится справочная информация.
Согласно федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года, чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от территории распространения, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью либо размера ущерба.
Согласно постановлению правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (2007) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
– чрезвычайную ситуацию локального характера (не выходит за пределы территории организации (объекта), количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь не более 240 тысяч рублей);
– чрезвычайную ситуацию муниципального характера (не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей);
– чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера (затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей);
– чрезвычайную ситуацию регионального характера (не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиарда рублей);
– чрезвычайную ситуацию межрегионального характера (затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиардов рублей);
– чрезвычайную ситуацию федерального характера (количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 миллиарда рублей).
Ликвидация ЧС федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Случаи введения режима чрезвычайной ситуации федерального характера в 2016-2020 годах
В мае 2018 года режим чрезвычайной ситуации федерального уровня ввели в Якутии. От весеннего и летнего паводков 2018 года в регионе пострадали Якутск и 15 районов. В зоне затопления оказались 63 населенных пункта, 1,4 тысячи домов, пострадавшими числятся 5,1 тысячи человек. Сумма ущерба составила около 1,5 миллиарда рублей.
21 августа 2017 года в Ростове-на-Дону сильный пожар произошел в частных домах в районе Театрального спуска рядом с главной площадью города. Глава МЧС Владимир Пучков назвал пожар «чрезвычайной ситуацией федерального уровня». За медицинской помощью обратились 58 человек, девять были госпитализированы, один человек погиб. Пострадавшими в результате пожара официально признаны 692 человека. Не пригодными для проживания в результате пожара признано 163 дома. Это свыше семи тысяч квадратных метров жилья.
24 мая 2017 года режим чрезвычайной ситуации федерального характера был введен в Ставропольском крае, где в результате выпадения обильных и продолжительных осадков в 29 населенных пунктах произошло подтопление 3 513 жилых домов и 4 295 придомовых территорий с общим населением 19 494 человека, из них 4 623 ребенка, 3 участков автомобильных дорог различного назначения общей протяженностью 35 километров и 5 000 гектаров сельскохозяйственных угодий. Из населенных пунктов в безопасные районы были эвакуированы 338 человек. Ущерб от паводка составил более чем 2,5 миллиарда рублей. Режим ЧС отменили 6 июля.
28 апреля 2017 года режим чрезвычайной ситуации федерального уровня был введен на всей территории Сибирского федерального округа из-за лесных пожаров. Пожары в Бурятии, Иркутской области и Красноярском крае уничтожили около 100 домов. Режим ЧС был отменен 11 мая 2017 года. Однако 25 мая 2017 года режим чрезвычайной ситуации федерального уровня вновь был введен в Иркутской области и Красноярском крае в связи с лесными пожарами. Пострадали девять населенных пунктов, пожарами были уничтожены 175 жилых домов, в которых проживали 720 человек, 6 объектов экономики и 21 нежилое строение.
В 2016 году Приморье накрыл мощный тайфун «Лайонрок», за несколько дней он обрушил на регион трехмесячную норму осадков, затем по краю в начале сентября ударил тайфун «Намтеун». В результате было подтоплено 170 населенных пунктов в 27 районах Приморья, а начало учебного года перенесли в 65 школах. В Приморье 2 сентября 2016 года ввели режим чрезвычайной ситуации федерального уровня, он действовал до 2 октября. Режим ЧС регионального уровня сняли лишь в конце декабря 2016 года. Муниципальный режим ЧС действовал до января 2018 года. Общая сумма ущерба от тайфуна «Лайонрок» превысила 7 миллиардов рублей.
Государство накормит и простит все долги? Что нужно знать о режиме ЧС
19 марта во всех 85 регионах России начал действовать режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. К середине апреля всё чаще слышны голоса, требующие ввести в стране режим чрезвычайной ситуации (ЧС) или режим чрезвычайного положения (ЧП), так как тогда якобы государство спишет все кредиты бизнесу и гражданам, а также будет бесплатно всех кормить. Почему такой режим не вводится и мы должны быть этому рады?
С введением регионами России режима повышенной готовности в стране стал кардинально меняться образ жизни всех без исключения. В условиях, когда резко растёт число заразившихся коронавирусом, а экономику страны лихорадит из-за режима самоизоляции, ряд представителей общественности, предпринимательского сообщества, а также рядовые граждане стали требовать введения в стране режима ЧС или ЧП.
Основной аргумент состоит в том, чтобы «узаконить» ограничения, с которыми мы сталкиваемся, и получить компенсации за все потери. Ведь бизнес (особенно малый и средний) пострадал очень сильно из-за закрытия кафе, ресторанов, баров, небольших магазинов непродовольственных товаров. Огромные убытки несёт туристическая индустрия, предприятия сферы услуг, досуга и культуры.
Сказывается ситуация и на рядовых гражданах: некоторые из них теряют работу, так как работодатель больше не в силах выплачивать зарплату или вносить платежи за аренду.
Правительство России разработало и претворяет в жизнь целый ряд мер по поддержке бизнеса и граждан, однако отчасти (и это правда) меры эти оказываются хоть и полезными, но недостаточными.
Некоторые утверждают, что стране не нужен никакой режим повышенной готовности, о котором к тому же мало кто знал до его введения. Они говорят, что необходимы более жёсткие режимы – ЧС или ЧП. Если они вводятся, то государство и правда берёт на себя значительную ответственность за содержание населения. Но всё не так просто.
Что такое режим повышенной готовности?
Об этом режиме, и правда, знали немногие до его введения. Тем не менее этот режим вовсе не является недавним нововведением властей или попыткой «подписать» под него ограничительные меры, которые свойственны ЧС и ЧП, не вводя непосредственно эти режимы, как утверждают многие.
Всё, связанное с такими режимами, есть в одном главном законе – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ. В закон этот многократно вносились изменения, но применяемые прямо сейчас нормы там находились изначально. Словосочетание «режим повышенной готовности» мы встречам в пункте 6 статьи 4.1 этого закона, который гласит, что для защиты населения режимов может быть три:
– режим повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);
– режим повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации);
– режим чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации).
Цель режима повышенной готовности не допустить возникновения ЧС. При этом режим повышенной готовности – самый лёгкий и безобидный из всех, он минимально ограничивает права граждан. В режиме повышенной готовности и ЧС государство может:
– ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
– определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения;
– приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации;
– осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации.
Таким образом, все эти меры мы видим и сегодня. Движение транспорта уже ограничено по всей стране, вводятся цифровые пропуска, закрываются организации.
Этот тезис и дал многим комментаторам пищу для нападок на правительство. Казалось бы, при таком же наборе мер мог бы действовать и режим ЧС, и режим ЧП, которые якобы освобождают организации и граждан от обязательств перед банками и государством. А «если разницы нет, то зачем платить больше», – рассуждают они. Но разница есть, и она существенная.
Режимы ЧС и ЧП
Несмотря на кажущееся отсутствие разницы в мерах между режимами повышенной готовности, ЧС и ЧП, самые серьёзные отличия кроются в ограничениях, которые накладываются на граждан и в режиме работы государственных органов. Режим ЧС сам по себе в большей степени нужен для мобилизации сил и средств государства, проведения спасательных работ, ликвидации последствий катастрофы природного или техногенного характера.
Кстати, ряд положений закона №68-ФЗ как раз посвящены компенсациям для пострадавшего населения и наделяют органы власти полномочиями по адресной поддержке пострадавших – это как разовые выплаты, так и обеспечение жильём тех, кто потерял дома в результате наводнения, теракта или катаклизма. Режим ЧС неоднократно вводился в ряде регионов России из-за паводков, наводнений, лесных пожаров и так далее. В нынешней же ситуации речь не идёт о том, что коронавирус может быть признан катаклизмом, который разрушает дома и приводит к массовым жертвам среди населения. Для введения ЧС на территории России в данный момент просто нет никаких законных оснований.
Что же касается режима ЧП, к введению которого сегодня призывают многие, то он регулируется уже другим законом – №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Достаточно просто взглянуть на права властей и обязанности граждан, чтобы разница между нынешними мерами и ЧП превратилась из очевидной в невероятную.
Согласно статье 3 закона, основанием для введения ЧП в стране, помимо попыток насильственного изменения конституционного строя (с угрозой жизни граждан), являются:
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлёкшие (могущие повлечь) человеческие жертвы.
Однако в режиме ЧП у государства есть полномочия по максимальному ограничению прав граждан:
– установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение (статья 11, пункт б);
– запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий (статья 11, пункт е);
– временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений (статья 13, пункт а);
– мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда (статья 13, пункт е);
То есть при введении режима ЧП власти могут конфисковывать личные автомобили граждан для своих нужд, а также переселять людей из районов, которые, например, признаны опасными. Делать это власти имеют право в принудительном порядке, как и мобилизовывать население для проведения необходимых работ. В условиях эпидемии это уход за больными, скорая помощь, больницы, работа волонтёра и так далее.
Платить придётся
В законе №68-ФЗ, в соответствии с которым в регионах России сейчас действует режим повышенной готовности, есть указания на полномочия федеральных и региональных властей оказывать гражданам материальную поддержку. Речь при этом идёт о полномочиях. А не о порядке оказания помощи. Например, органы власти вправе устанавливать размер компенсаций пострадавшим от стихийного бедствия. Нынешние меры правительства, кстати, также попадают в регламент по этому закону.
В нынешней ситуации речь не идёт о том, что коронавирус может быть признан катаклизмом, который разрушает дома и приводит к массовым жертвам среди населения. Фото: Sergei Mikhailichenko/Keystone Press Agency/Globallookpress
Непосредственно нормы о порядке освобождения должников от ответственности содержатся в гражданском законодательстве и в общих чертах предполагают вступление в действие таких норм при наличии обстоятельств непреодолимой силы.
К ним закон относит природные катаклизмы, войны и прочие явления, которые стороны бессильны преодолеть. Важно, что полного списка «катаклизмов, катастроф и т.д.» нет нигде, так как суды рассматривают каждую ситуацию в отдельности.
Жалующимся сейчас на отсутствие обстоятельств непреодолимой силы гражданам стоит иметь в виду, что формально мэр Москвы Сергей Собянин в своём указе №12-УМ от 16 марта 2020 года признал коронавирус таким обстоятельством, что можно прочесть в пункте 12 Указа:
Установить, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлёкшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.
То есть мэр Москвы не вводил ни режим ЧС, ни режим ЧП, но дал основание пострадавшим считать нынешнюю ситуацию «обстоятельством непреодолимой силы». Следуя этой логике, дело теперь за малым. Необходимо доказать в суде наступление этих обстоятельств, а именно, что должник не имел возможности исполнить свои обязательства.
Но тут есть и хитрости. Должник должен настаивать на категорической невозможности выплаты долга, при этом у него не должно быть никакой собственности или денег, которые могли бы пойти в счёт уплаты. Кроме этого, обязательства по закону выполнить всё-таки придётся, то есть долги не спишут.
«Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остаётся возможным после того, как они отпали», – сказано в постановлении Верховного суда №7 от 24.03.2016.
В то же время должник вправе рассчитывать на снижение штрафа за неисполнение обязательств. Поэтому, согласно закону, нынешние меры поддержки со стороны правительства следует рассматривать только как меры добровольной поддержки населения.
Наконец, должно ли государство в период ЧС обеспечивать населению бесплатные продукты, выплату компенсаций, деньги? Да, должно. Однако в законе есть чёткий перечень, когда такие меры применяются, – это разрушение домов вследствие военных действий, землетрясения, наводнения, теракта. Коронавируса в этом списке нет, так как он не приводит к таким разрушительным последствиям, поэтому и помощь оказывается избирательно, а не всем подряд.
Ситуация в России сейчас хоть и далека от нормальной из-за пандемии коронавируса, но всё же не является ни ЧС, ни ЧП. Власти оказывают поддержку нуждающимся, есть основания полагать, что меры будут расширены. Тем же, кто призывает к режимам ЧС и ЧП, следует сначала почитать о «недемократичных» (но законных) ограничениях, с которыми они столкнутся вместо того, чтобы их освободили от долгов и кормили даром.