чкалов байдуков беляков папанин что их объединяет
Бросок через Северный полюс: 10 малоизвестных фактов об уникальном перелете экипажа Валерия Чкалова
Восемнадцатого июня 1937 года пилоты Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков отправились в необычный полет. Взлетев на самолете АНТ-25 с подмосковного Щелковского аэродрома (ныне эта воздушная гавань носит имя Чкаловский) они взяли курс на Северный полюс. Спустя 63 часа, преодолев в воздухе без посадки 8 504 километра, летчики из СССР приземлились в пригороде американского Ванкувера.
Важность этого события, навсегда вошедшего в летопись побед отечественной авиации, была именно в выбранном маршруте: до этого никто не пытался «соединять» континенты через Северный полюс. Первым эта воздушная трасса покорилась советским летчикам. Сайт телеканала «Звезда» вспомнил о малоизвестных фактах этого исторического полета.
1. Первым пилотом, пролетевшим через Северный полюс, должен был стать Леваневский. Помешала случайность
В командиры экипажа рассматривались три кандидата, причем Чкалов изначально не был в приоритете. Думали о Михаиле Громове, хорошо знавшем АНТ-25 и уже установившем на нем рекорд дальности. Однако тот страдал язвой желудка и даже лежал в госпитале. Кроме того, незадолго до полета, придя в ангар, Громов обнаружил, что мотор с его самолета сняли и переставили на машину Чкалова. Причины он так и не узнал.
Вторым претендентом на полет был известный полярный летчик Сигизмунд Леваневский, который за участие в спасении людей с раздавленного льдами парохода «Челюскин» стал одним из первых в стране Героев Советского Союза. Интересно, что Леваневский уже начинал подобный трансконтинентальный перелет, однако его машина была вынуждена вернуться из-за якобы неисправности, позже оказавшейся переливом масла. Второй раз лететь на АНТ-25 пилот отказался. А вот Чкалов не испугался и в итоге возглавил экипаж для дерзкого броска через полюс.
2. Против полета выступил Отто Шмидт
«Главный полярник» Советского Союза, начальник Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт принципиально возражал против этого полета. Он даже написал Сталину докладную записку, где указал, что в случае катастрофы самолета шансы оказать помощь экипажу равны нулю. Даже приведенные аргументы, что летчики снабжены аварийным запасом, в том числе резиновой лодкой, палаткой, лыжами, ружьями и более чем центнером продовольствия, не убедили Шмидта. Специалисты скептически оценивали шансы пилотов продержаться до прибытия спасателей. Однако ледоколы и пароходы Северного флота были ориентированы на оказание помощи команде Чкалова в случае реальной опасности.
3. Папанин отправился в дрейф по Северному Ледовитому океану специально для обеспечения радиосвязи этого полета
4. Во время полета у экипажа замерзли апельсины
5. Лед со стекол кабины срезали финкой
6. Когда возникла проблема с охлаждающей жидкостью, Чкалов приказал залить в систему чай и кофе из термосов
Байдуков практически пикировал, убрав до предела обороты мотора. Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения. Давление паров в нем возросло, пробив ледяную пробку, но вместе с паром выплеснулось и много воды. Ее уровень понизился, головки цилиндров остались без охлаждения. Это означало, что через несколько минут двигатель перегреется и заклинит над ледяными просторами Арктики. Бросились искать воду, но ее запасы замерзли. Хладнокровие и находчивость проявил Чкалов. Он распорядился залить в систему чай и кофе из термосов. На этой смеси и долетели. Байдуков вспоминал, что именно после этого происшествия впервые заметил в волосах командира седину.
7. «Арктический» самолет
8. Байдуков во время перелета был за штурвалом больше времени, чем Чкалов
9. При посадке самолета топлива осталось всего 77 литров
На самом деле экипаж преодолел 9 130 километров, однако по прямой расстояние между точками взлета и посадки составило как раз те самые 8 504 километра. Встречные ветры и плохие погодные условия удлинили реальный путь самолета. Кстати, в его баках после приземления осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5 700.
10. Командир авиабазы, куда приземлился Чкалов, станет позже министром обороны, госсекретарем США и лауреатом Нобелевской премии мира
Первым из официальных лиц, встретивших экипаж Чкалова в США, стал начальник гарнизона генерал Джордж Маршалл. Командир провинциальной военной базы, он в компании советских летчиков попал на прием к президенту Франклину Рузвельту. Возможно, именно это и предопределило взлет карьеры генерала: впоследствии Маршалл станет министром обороны США, госсекретарем и лауреатом Нобелевской премии мира, а также автором знаменитого плана, определившего устройство послевоенной Западной Европы.
Американцы встретили советский экипаж как настоящих героев: президент Рузвельт принял участников перелета в Овальном кабинете Белого дома, отведя на общение два часа вместо запланированных 15 минут. Есть мнение, что именно этот полет способствовал налаживанию дружеских отношений между двумя странами, стал предпосылкой плодотворного сотрудничества СССР и США во время войны. Кстати, Ванкувер по сию пору чтит память о событиях июня 1937 года: в городе открыт монумент, сооруженный на частные средства местных жителей, а имя Чкалова носят улица, парк и музей, где бережно хранятся сувениры, подаренные в разные годы гостями из России.
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс
Г. Байдуков, В. Чкалов и А. Беляков. Фото: ЦГАМО
83 года назад советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете АНТ-25 взлетели с подмосковного аэродрома Щелково, взяв курс на Северный полюс. Спустя 63 часа, преодолев в воздухе без посадки 9130 километров, они приземлились в американском Ванкувере. Перелет проходил в экстремальных условиях, но, несмотря на трудности, Чкалов и его экипаж выполнили задачу. Полет на рекордном самолете АНТ-25, созданном А.Н. Туполевым и П.О. Сухим, открыл авиационный путь через Северный полюс и укрепил взаимосвязи между странами.
Самолет, созданный побеждать
Для начала стоит рассказать о самом самолете АНТ-25, без которого легендарный полет не смог бы состояться. Своим появлением эта уникальная машина во многом обязана большому интересу И.В. Сталина к теме авиационных рекордов. Он лично обратился к авиаконструктору А.Н. Туполеву для создания самолета, который смог бы побить мировой рекорд по дальности полета. Проект самолета с предельной дальностью в 13 тыс. км был готов в июле 1932 года. Его разработкой в ЦАГИ занималась команда под управлением П.О. Сухого. Второе название модели − РД (рекорд дальности).
Подобная машина создавалась впервые. Кроме конструктивных и технических вопросов, приходилось решать новые задачи, например решить, как обеспечить комфорт экипажа в длительном полете. Для расчетов освещения кабины привлекались специалисты-психофизиологи. Разработчиков консультировал опытный летчик М.М. Громов, который позже будет испытывать АНТ-25 и поставит на нем первые рекорды. Всё в этой машине было подчинено одной задаче: установить рекорд дальности.
Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова выполнял рейс Москва–Америка
Самолет был выполнен по схеме моноплана с дюралевым гофрированным крылом необычного для того времени удлинения. Размер крыла позволял разместить в нем дополнительное горючее – более 7 тонн. АНТ-25 был прост, устойчив, хорошо вел себя на высоте, но из-за большого размаха крыла имел особенности в управлении. Основной трудностью был сложный и опасный взлет, для которого оборудовали специальную взлетную полосу с горкой. По рассказам Громова, стоимость полосы превышала стоимость самого самолета.
Было создано две машины, однако обе не дотягивали до рекордных показателей. Положение спасли доработки: был установлен двигатель М-34Р с редуктором, созданный на заводе №24 им. М.В. Фрунзе (сегодня – Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» в составе Ростеха), специальный карбюратор, отполированы поверхности, а главное – по рекомендации выдающегося аэродинамиста М.А. Тайца крыло АНТ-25 обтянули полотном, что сразу прибавило к дальности 1000 км.
К рекордам готов
Осенью 1934 года на АНТ-25 было предпринято две попытки установить новый мировой рекорд по дальности полета по замкнутой кривой, пролетев по треугольнику Москва–Тула–Рязань. Дважды экипаж спасал машину в почти безвыходных ситуациях. Нужно отметить, что предыдущие рекордсмены – французы и итальянцы – летали в гораздо более выгодных климатических условиях, чем советские летчики.
Третья попытка закольцевать маршрут также стала неудачной − из-за погоды самолету пришлось сесть не в Москве, а в Харькове. Но оказалось, что за время полета был установлен мировой рекорд дальности перелета по прямой. Экипаж провел в воздухе 72 часа, пролетев 12 411 км. К сожалению, это достижение не было оформлено официально, так как СССР на тот момент не состоял в Международной авиационной федерации.
Экипаж Георгия Байдукова, Валерия Чкалова и Александра Белякова после приземления на острове Удд в Охотском море
После всех испытаний и доработок зимой 1934–35 года два самолета АНТ-25 были полностью готовы к тому, чтобы официально установить новый мировой рекорд по дальности перелета без посадки. Это достижение считалось самым почетным в авиационном сообществе. Рассматривались перелеты в Южную Америку, Австралию, но в политических целях был выбран маршрут через Северный полюс в США, несмотря на то, что технически он был самым сложным. В августе 1935 года экипаж летчика С.А. Леваневского вылетел по маршруту Москва − Северный полюс − Сан-Франциско, но из-за перелива масла при подготовке самолета к полету его пришлось прервать после 2000 км пути.
Чтобы еще раз испытать АНТ-25 перед следующей попыткой перелета через Северный полюс, в июле 1936 года экипаж под командованием В.П. Чкалова совершает успешный беспосадочный перелет протяженностью 9374 км на Дальний Восток вдоль северных границ СССР. Для этого арктическую модель АНТ-25 доработали системой защиты механизмов от обледенения.
Бросок через полюс в Америку
18 июня 1937 года АНТ-25 вылетел с подмосковного аэродрома в Щелково и взял курс на Северный полюс. Штурман Беляков вел подробный бортовой журнал, и нам известны все перипетии, через которые пришлось пройти участникам полета. Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Сменяя друг друга, летчики старались отдыхать, выкраивая по 1,5-2 часа для сна. Несмотря на большие запасы еды, экипаж практически не ел, согреваясь горячим чаем и кофе из термосов. Лед на замерзших окнах срезали ножом-финкой. На крыле, стабилизаторе и антеннах также образовалась ледяная корка.
Схема перелета
Облачность оказалась выше, чем планировалось, и часть маршрута пришлось идти в слепом полете, благо второй пилот Байдуков был признанным в стране мастером полетов вслепую, и около двух третьих всего пути он уверенно вел самолет в облаках по приборам, не сбиваясь с маршрута.
Второй причиной, по которой последние 13 часов перед посадкой за штурвалом был не Чкалов, а Байдуков, стало кислородное голодание. Для экономии веса в трансконтинентальном перелете запасы кислорода на борту были ужаты до минимума. Кроме того, часто приходилось лететь выше запланированной высоты, и расход кислорода увеличивался. Экипаж страдал от гипоксии, больше всего досталось Чкалову, у которого шла носом кровь, поэтому на финише его подменил второй пилот Байдуков.
Приземление АНТ-25 в американском Ванкувере
АНТ-25 не смог дотянуть до запланированного Западного побережья США из-за нехватки топлива, так как в полете пришлось сделать большой крюк. 20 июня самолет благополучно приземлился на военном аэродроме в Ванкувере, штат Вашингтон. Советский экипаж преодолел расстояние 9130 км (из них 8504 по прямой) за 63 часа 16 минут.
Американцы восторженно встретили летчиков. Среди встречающих были советский посол в США А.А. Трояновский и генерал Дж. Маршалл, будущий министр обороны и госсекретарь США. Американский президент Ф.Д. Рузвельт принял советский экипаж в Овальном кабинете Белого дома.
Воздушный мост дружбы
Политические итоги полета были впечатляющими. Полет Чкалова и его команды содействовал сближению двух стран. Вполне возможно, что без него СССР не смог бы рассчитывать на такую масштабную поддержку США во время Второй мировой войны. Как сказал летчикам один из помощников Рузвельта на встрече: «Вы за 62 часа сделали больше, чем все ваши дипломаты за несколько лет».
На родине летчиков встречали как героев, экипаж лично приветствовал Сталин, а Москва засыпала их машину цветами. Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову были присвоены звания Героев Советского Союза. И хотя рекорд поставить они не смогли, именно экипаж Чкалова стал первопроходцем авиапути через Северный полюс.
Участники полета с послом СССР в США А. Трояновским
А менее чем через месяц второй АНТ-25 с экипажем в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина, учтя предыдущий опыт, полностью выполнил запланированный полет, долетев до Калифорнии. Этим экипажем были установлены мировые рекорды дальности по прямой линии (10 148 км) и дальности по ломаной линии (11 500 км).
Межконтинентальные полеты АНТ-25 убедили весь мир, что советская авиапромышленность способна создавать технику высочайшего уровня и что в СССР есть пилоты высокого класса, которым покоряются любые пространства. Полет легендарного чкаловского экипажа, открывший северный авиапуть, которым сегодня летают комфортабельные пассажирские авиалайнеры, был подготовлен лучшими умами страны во главе с выдающимися авиаконструкторами А.Н. Туполевым и П.О. Сухим.
События, связанные с этим
Олимпийский огонь «Климова»
Криптография: история шифровального дела
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс
Соколы Сталина — Чкалов, Байдуков и Беляков: как Америка встречала «диких русских лётчиков»
18–20 июня 1937 года экипаж самолёта АНТ-25, состоявший из лётчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова, впервые в мире совершил беспосадочный перелёт СССР — Ванкувер через Северный полюс. Самолёт провёл в воздухе 63 часа 18 минут и преодолел за это время расстояние в 9130 километров.
Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images / Fine Art Images / Heritage Images
Посадку пришлось осуществлять в условиях низкой облачности и дождя. Собственно, изначально был план дотянуть до Сан-Франциско, но топливо заканчивалось, и Чкалов решил посадить самолёт на военном аэродроме в Ванкувере, штат Вашингтон. Несмотря на то что взлётно-посадочная полоса была короткой для АНТ, самолёт благополучно сел — и уже через несколько минут советские лётчики оказались в объятиях американцев. Граждан США не смогли задержать ни военные, ни ограждения, хотя в штате Вашингтон было пять утра (приземление произошло в 15:30 по московскому времени).
Первым из официальных лиц лётчиков встретил начальник местного гарнизона генерал Джордж Маршалл. Он же предоставил советским лётчикам свой дом для первого ночлега в США. Кстати, визит экипажа дал толчок карьере Маршалла — когда журналисты наперебой строчили репортажи о героическом экипаже, они упоминали и имя генерала. Вместе с Чкаловым, Байдуковым и Беляковым Маршалл попал на приём к президенту Рузвельту и благодарил лётчиков за славу. «Вы сделали меня популярным, — сказал он Чкалову, — а у нас это дороже денег!» И действительно, вскоре он стал министром обороны США, а потом и госсекретарём. Да и для самого города Ванкувера прилёт советских лётчиков стал историческим событием — в городе до сих пор есть улица Чкалова.
Фото © Getty Images / Fine Art Images / Heritage Images
Перелёт действительно был историческим. Ещё в 1931 году о подобном маршруте заговорил американский лётчик Уайли Пост. Он собирался совершить перелёт по маршруту Аляска – Архангельск в 1935 году, но разбился во время тренировки.
Попытку перелететь в Америку через Северный полюс в 1935 году предпринял экипаж Сигизмунда Леваневского, в который входил и Байдуков. Однако над Баренцевым морем начались проблемы: из-за того что масла в двигатель залили «под горлышко», оно стало подтекать через штатный дренаж. Байдуков пытался объяснить, что ничего страшного нет, но Леваневский достал маузер и приказал возвращаться. Дома он наотрез отказался летать на АНТ и даже ездил в США — закупать самолёт. Байдуков же верил в отечественную технику и при Сталине назвал план с закупкой глупостью. В США в те годы действительно не было самолёта, способного справиться с задачей. Поэтому, когда самолёт снова был готов к перелёту, Байдуков предложил Чкалову возглавить экипаж. Перелёт был призван не только открыть новый маршрут в США, но и являлся прорывом в арктических исследованиях.
В полёте лётчики встретили четыре циклона. Чтобы их облететь, приходилось подниматься на высоту шесть тысяч метров. Температура в кабине опускалась до минус 9 °С, меховая одежда не спасала. Уже над американским континентом Чкалову стало плохо, пошла носом кровь, и он отдал штурвал Байдукову. Товарищи отдали Байдукову и последние остатки кислорода, а сами лежали без сил. Несколько раз происходило обледенение самолёта, и Байдукову приходилось снижаться.
Особо опасной была ситуация, когда из-за промерзания расширительного бачка из системы охлаждения, выбив пробку, выплеснулась охлаждающая жидкость с паром. Её уровень стал таким низким, что двигатель могло заклинить. Долить было нечего — вся вода замёрзла. Пришлось пожертвовать содержимым термосов — в систему охлаждения залили чай и кофе и на этой адской смеси долетели последние километры.
Герои Советского Союза, лётчики-испытатели, участники беспосадочного перелёта Москва – Северный полюс – Ванкувер Александр Беляков, Валерий Чкалов и Георгий Байдуков (слева направо). Фото © ТАСС / Фёдор Кислов
Экипаж подобрался удачный. Георгий Байдуков был мастером слепого полёта — он мог буквально часами вести самолёт по приборам, выдерживая курс. Александра Белякова в экипаже назвали профессором — он был начальником штурманской кафедры Военно-воздушной академии Жуковского и мог при выходе приборов из строя проложить маршрут даже по солнцу.
Командир экипажа Чкалов сумел отстоять полёт в правительстве и справиться с тяжёлым самолётом во время взлёта и посадки. Он был лучшим лётчиком того времени в СССР и не терялся там, где другие пилоты пасовали. Например, он точно посадил самолёт при сложных метеоусловиях на каменистую косу острова Удд в 1936 году и мог вести самолёт на бреющем полёте над штормовым морем. А однажды, когда на тренировке у самолёта заклинило одно из шасси, виртуозно посадил самолёт с одной опорой.
Фото © Getty Images / Sovfoto / Universal Images Group
Настоящим героем перелёта стал и самолёт АНТ-25. Его сконструировали специально для дальних перелётов. Размах крыльев составлял 34 метра, длина фюзеляжа только 13. При массе самолёта 3784 килограмма в баки между лонжеронами закачивали больше шести тысяч литров топлива. Взлететь с грунтовой полосы самолёт не мог — при разбеге у него начинали раскачиваться тяжёлые крылья. Поэтому для него была построена первая бетонная ВПП длиной 1800 метров. В начале полосы оборудовали горку высотой 6 и длиной 150 метров, на неё АНТ затаскивали тягачом. За первые 50 километров полёта самолёт набирал высоту 500 метров. Поэтому на его пути срыли холм и снесли заборы. А вот силовой агрегат был выдающийся — советский авиадвигатель 1ПД М-34Р выдавал 900 л.с.
Фото © Getty Images
Из Ванкувера лётчиков повезли в Портленд, а оттуда на «Дугласе» перевезли в Окленд. В полёте Беляков попросился за штурвал — оценил управляемость американского самолёта и эргономику кабины.
Ещё с воздуха лётчики увидели вереницы машин и толпы народа, а едва «Дуглас» приземлился и они появились на трапе, как вся эта толпа двинулась им навстречу. В аэропорту развевались флаги США и Советского Союза. На Чкалова, Байдукова и Белякова надели венки из роз, а их вид «привёл американцев в неистовый восторг». Они бросали в воздух шляпы, кепки и выкрикивали слова приветствия. Оказалось, что Окленд выдержал настоящий бой с другим городом, который хотел принимать лётчиков, — Сан-Франциско. В Окленде создали комитет по встрече, а на знамени местных коммунистов было написано: «Коммунистическая партия Калифорнии приветствует советских лётчиков за их выдающиеся социалистические достижения!» Тут же начался митинг. После Окленда экипаж АНТ ждал Сан-Франциско, где всё повторилось.
9 модных вещей из СССР, по которым мы скучали
В Вашингтоне лётчики встретились с американским президентом Рузвельтом, а 28 июля в честь советских героев на 16-й улице был дан приём, который посетило 800 человек. Для лётчиков это оказалось настоящей морокой: члены конгресса, учёные, политики, военные прибывали и прибывали, и каждый хотел пожать руку героям. А едва гости прекратили прибывать, как стали разъезжаться, и каждый снова норовил попрощаться с лётчиками. Когда всё это закончилось, Чкалов платком вытер пот со лба и сказал: «Ну а теперь пойдём в зал и выпьем! Есть хочется!»
Слава советским орлам!
Фото © Getty Images / Austrian Archives / Imagno
В Нью-Йорке лётчиков окружила многотысячная толпа. Американцы кричали: «Да здравствует Советский Союз! Да здравствуют советские орлы!» Затем героев провезли по улицам города в кабриолетах, причём их попросили сесть на спинки кресел. Услышав приближающийся вой сирен, горожане выбегали из домов, приветственно махали руками. Многие в знак солидарности с СССР показывали сжатый кулак.
После встречи с мэром лётчики осмотрели городской парк и зверинец, а вечером в их честь в зале отеля «Волдорф-Астория» был дан обед, на котором собрался цвет американского учёного мира. Здесь были легендарный арктический исследователь Вильялмур Стефанссон, бывалые лётчики, участник экспедиции на Южный плюс Мэтью Хенсон, адмиралы, географы и политики.
Американский полярный исследователь Ричард Бэрд, который первым долетел до Северного полюса, выразил надежду, что перелёты сплотят страны для будущего сотрудничества: «Эти полёты будут навечно вписаны золотыми буквами в летопись истории!»
Обратно лётчики возвращались по морю на лайнере «Нормандия». Именно здесь Чкалов познакомился со звездой кинематографа Марлен Дитрих, которая приревновала лётчика к славе, и здесь же, на борту, прозвучал его знаменитый ответ. Когда один из миллионеров, желая поддеть советского пилота, спросил, сколько у него миллионов, Чкалов ответил: «Сто семьдесят!» «Рублей или долларов?» — уточнил американец. «У меня 170 миллионов людей. Они работают на меня так же, как я работаю на них!» Морем был отправлен в СССР и разобранный АНТ-25.
Мы умели делать всё: какие технологии Запад копировал у Советского Союза
Вслед за перелётом Чкалова в июле 1937 года в Америку вылетел ещё один советский самолёт. В его экипаже были опытные лётчики Громов, Юмашев и Данилин. Они поставили рекорд дальности с результатом 10 148 километров по прямой и долетели до города Сан-Джасинто (Сан-Хасинто). Кто знает, быть может, именно благодаря этим перелётам были заложены будущие основы сотрудничества стран во Второй мировой войне.