читта вритти ниродха это что
Словарь йоги. Вритти
В сё, что происходит вокруг человека, имеет совершенно нейтральную природу, и лишь беспокойный ум начинает накладывать проекции на объективную реальность, давая ей какие-либо оценки. Более того, чаще всего ум находится либо в состоянии переживания прошлого опыта, либо в состоянии планирования будущего. Это вынуждает человека по многу раз испытывать вновь страдания, уже пережитые в прошлом, либо же беспокоиться относительно своего будущего. Все эти действия ума происходят по причине его колебания. В «Йога-сутрах Патанджали» рассматривается такое понятие, как «вритти».
В переводе с санскрита «вритти» означает ‘волнение’, ‘колебание’. Можно привести сравнение с прудом, вода которого находится в полном покое. И в таком случае в нём отражается Луна. Под Луной можно понимать объективную реальность, которая, при условии спокойствия ума, отражается в нём без искажений. Когда же на воду начинает воздействовать ветер, она начинает колебаться, и отражение Луны становится искажённым. Вода в пруду — это ум живого существа, а под ветром можно подразумевать как раз вритти — его колебания. И под воздействием вритти ум начинает искажать объективную реальность. Именно в этом опасность такого явления, как вритти. В своём трактате Патанджали описывал избавление от него как цель йоги. Об этом сказано в сутре 2 главы 1. В переводе Свенссона эта сутра звучит так: «Йога есть обуздание волнений, присущих уму».
По какой причине возникает вритти? Разнообразие вритти неизмеримо, потому что обусловлено кармой конкретного человека, поэтому у каждого — свой набор вритти. Возникновение этих колебаний происходит по причине самскар — кармических «отпечатков», созданных прошлыми действиями, и васан — привычек, склонностей к определённым моделям поведения. Самскары и васаны хранятся в уме живого существа и при созревании той или иной кармы начинают воздействовать на ум, и таким образом возникают вритти — колебания ума.
О том, как устранить вритти, Патанджали пишет в сутре 12 этой же главы. В переводе А. Бейли сутра звучит так: «Управление этими видоизменениями внутреннего органа, ума, должно быть достигнуто неустанными усилиями и непривязанностью». Помимо воздействия самскар и васан, вритти возникают также по причине реакции на какие-то внешние объекты. Восприятие, искажённое васанами и самскарами, вынуждает ум воспринимать внешние объекты как раздражающие в приятном или неприятном ключе. И непривязанность позволяет достичь отрешённости от внешних объектов, что уже смягчает интенсивность вритти. Второй же аспект согласно Патанджали (неустанные усилия) подразумевает под собой практику дхьяны, которая и устраняет саму первопричину возникновения вритти — самскары (кармические «отпечатки», созданные прошлыми действиями). Подробно о неустанных усилиях сказано в следующей сутре этой главы. В переводе А. Ригина сутра звучит так: «Практика — это устойчивая концентрация на этой отрешённости». Таким образом, оба инструмента для устранения вритти — практика и непривязанность — неразрывно связаны между собой. В версии перевода А. Ригина 21 сутры этой же главы Патанджали даёт обнадёживающее наставление: «При строгой суровой практике успех приходит быстро».
В сутре 6 главы 1 Патанджали разделяет все вритти на пять видов. Он разделяет их на правильные идеи, ложные идеи, фантазии, сновидения и воспоминания. В сутрах 7–11 данной главы даётся более полное пояснение того, что подразумевается под этими пятью видами вритти. В переводе А. Бейли сутры 7–11 выглядят так: «Основа правильного знания — правильное восприятие, правильное размышление и правильное наблюдение. Неправильное знание основывается на восприятии формы, а не на состоянии бытия. Фантазия основывается на образах, не имеющих реального существования. Пассивность основывается на состоянии бездействия вритти. Память есть удержание узнанного». Таким образом, все пять вритти в той или иной мере в основании своём имеют реальные объекты, но степень искажения их восприятия разная. Если в случае с первым типом вритти основой является объективное восприятие реальности, то в случае со вторым типом и последующими основой является искажённое восприятие. Способность ума на глубинном интуитивном уровне мгновенно различать эти пять типов вритти является признаком психического здоровья. В случае, если человек не может отличить объективную реальность, к примеру, от фантазий и сновидений, наступает психическое заболевание, которое не позволяет человеку осознавать объективную реальность, отдавать себе отчёт в своих действиях и осознавать фактический характер своих действий и действий окружающих людей.
Итак, вритти — это колебания ума, или читты, которые порождают его беспокойство. Восприятие объективной реальности через призму самскар (накопленных кармических «отпечатков», которые являются последствиями прошлых действий или пережитых впечатлений) порождает вритти, колебание ума. Устраняется колебание ума с помощью непривязанности и усиленной практики дхьяны.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.
Словарь йоги. Читта
С ознание. Мы часто употребляем этот термин. «Потерять сознание», «прийти в сознание» и так далее. Что же такое сознание? Материя? Или нечто нематериальное? Где находится сознание? Может ли оно существовать вне тела? Ответы на эти вопросы до сих пор не имеют однозначных ответов, и всё строится лишь на предположениях, в которые нам предлагают просто поверить. «Потерять сознание» — выражаясь так, мы подразумеваем, что сознание может существовать вне тела.
Ни учёные, ни философы не могут до сих пор дать точного определения того, что такое сознание. И уже тем более — где оно находится. Околосмертные переживания тех, кто пережил коматозное состояние, подтверждают тот факт, что сознание может существовать вне тела. Есть и опровержения концепции околосмертных переживаний, дескать, всё объясняется кислородным голоданием мозга. Но как кислородным голоданием мозга объясняется тот факт, что человек, лежавший без чувств, затем описывает не только то, что происходило в помещении, но также в точности рассказывает и о том, что происходило за его пределами — на этот вопрос у скептиков ответа нет.
Читта — именно этим термином в йоге объясняется принцип наличия сознания у живого существа. В различных школах йоги могут быть разные интерпретации этого термина, но в целом читта определяется как высший интеллект или внутренний психический инструмент для познания реальности. Проще говоря, читта — это зеркало, в котором отражается объективная реальность. И чем чище будет это зеркало, тем боле объективно мы сможем воспринимать реальность. Как писал Патанджали в «Йога сутрах»: волнения читты обуславливают различные дефекты восприятия и собственно авидью — невежество.
Существует также версия перевода понятия «читта», как ‘ум’, но это не совсем точный перевод, хотя в некотором контексте можно поставить знак равенства между понятиями «читта» и «ум». Но ум имеет другое определение — манас, и манас является частью читты. Об этом писал Айенгар в комментариях к «Йога сутрам» Патанджали: «Патанджали определяет йогу как обуздание читты, сознания. Понятие читта гораздо шире понятия ума. Она имеет три составляющие: ум (манас), разум (буддхи) и эго (ахамкара), которые являются частями единого целого». Таким образом, ум является лишь частью читты — сознания. Как верно подметил Айенгар — Патанджали даёт определение йоги как «обуздание читты», а точнее — обуздание волнений читты. Именно волнения сознания, на которые в самом начале своего философского трактата обратил внимание Патанджали, и являются причиной авидьи — невежества.
В данном случае читту можно сравнить с небом, вритти — с облаками, плывущими по небу, а солнце, которое эти облака скрывают, — есть наше истинное «Я». Подобно тому, как облака заслоняют собой солнце, так и вритти — волнения сознания — заслоняют собой наше истинное «Я». И именно поэтому цель йоги — прекратить волнения читты, чтобы разрушить авидью — невежество и познать свою истинную суть.
Согласно философии йоги, читта сама по себе является видоизменением Пракрити — изначальной природы, первоматерии, первоосновы всего сущего. Метафорически выражаясь, Пракрити можно сравнить с зеркалом, в котором отражается Пуруша — высшее сознание. И чем чище будет читта от различных видоизменений, тем ярче в ней будет отражён Пуруша. О видоизменениях, которым подвергается читта, Патанджали также упоминал в своём трактате, а именно в сутре шестой главы первой.
В версии перевода Свами Сатьянанды Сарасвати сутра звучит так: «Пять типов проявлений ума — это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память». И вот устранение этих пяти вритти позволяет достичь успокоения читты, что собственно и является целью йоги. О том, как именно достичь прекращения волнений читты Патанджали описывает в сутре 14 главы первой. В версии перевода Свами Вивьекананды сутра звучит так: «Устойчивых результатов можно добиться долгими непрерывными стараниями и великой любовью».
Подводя итог, можно сказать, что определением «читта» в йоге обозначается наше сознание. Согласно «Йога сутрам» Патанджали, наше сознание подвергается пяти видам волнений, которые являются причиной авидьи, и, как следствие — страданий, потому как именно по причине невежества люди совершают неблаговидные поступки, которые в соответствии с законом кармы приводят к страданиям. Совершая поступки, человек создаёт самскары — деформации читты, которые затем вынуждают человека пережить всё то, что он сделал в отношении других. И чтобы прекратить страдания, нужно разрушить авидью.
Авидья разрушается устранением вритти — волнений читты. Как очень точно подметил Айенгар в своих комментариях к «Йога сутрам» Патанджали, цель йоги — «провести человека через оболочки его собственного существа». И это достигается путём неустанной работы над своим сознанием — читтой. То же самое сказано и в версии перевода Свенссона сутры второй главы первой: «Йога — это обуздание волнений, присущих уму». В данном случае, под умом подразумевается не манас, который является частью читты, а именно читта — сознание. И сознание, лишённое воздействия вритти, обретает чистое восприятие реальности.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.
Читта вритти ниродха это что
Как я уже отметил выше, данная строфа Йога сутры имеет концептуальное значение для всего последующего понимания текста, да и практики йоги вообще, поэтому я решил уделить ей не одну, а несколько (на данный момент мне кажется, что три :), не считая уже написанного) статьи. В первой я попробую дать анализ Патанджалиевского определения йоги, опираясь на сам текст. В двух других – разъяснить суть «читта вритти ниродхи» на понятных примерах из жизни, практики и других эзотерических систем. Итак, начнем разбор по словам.
Читта
Как уже говорилось выше, санскритское слово «читта» (चित्त) имеет около 10 вариантов перевода. Кроме этого, следует иметь в виду варианты, использованные классиками йоги в своих переводах и отличающиеся от словарных. Так, Вивекананда переводит читту как «материю мысли», а упомянутый выше Десикачар фактически отождествляет ее с вниманием. Попробуем разобраться со значением этого слова самостоятельно.
Прежде всего отметим, что ни одно из понятий, приведенных в словаре, не может быть адекватным, поскольку они являются порождением западной психологии, причем последних двух столетий ее развития. Использование в тексте двухтысячелетней давности семантически эквивалентных понятий просто невозможно. Иная логика описания реальности. Западная психология, идя по пути точных наук, описывает психические процессы как бы снаружи, как элемент «объективной» реальности, тогда как почти все мистические традиции, включая йогу, смотрят как бы изнутри, с позиции субъекта. Понимание этого факта поможет в дальнейшем исследовании.
К сожалению, определения читты и у самого Патанжали нет. Как не нашел я его и в других источниках. Однако, сам термин употребляется часто. Ознакомившись с другими первоисточниками по йоге, мы найдем многочисленные упоминания о читте в разных контекстах.
Гхеранда самхита:
3.70. Стихия Земли жёлтого цвета, четырёхугольна, связана с Брахмой и её Биджа (слог) ЛАМ. Созерцай эту стихию в Муладхаре и там фиксируй Кумбхакой Прану и Читту на 2 часа. Эта низшая из Дхаран даёт устойчивость и господство над стихией Земли.
Уже из этой строфы становится понятным, что по мысли древних йогов читта есть нечто, что можно фиксировать в некоторой зоне тела. Это подтверждает высказанную выше мысль, что ни одно из приведенных выше словарных определений не подходит. Конечно, в русскоязычной йоге мы используем термин «сконцентрировать сознание», но с точки зрения психологии это не совсем правильная формулировка. В том смысле, что концентрируется при этом не сознание, как психическая функция. Тем не менее, что-то же мы «концентрируем», и это «что-то» очень близко к искомому – к читте.
Можно было бы заменить слово «сознание» словом «внимание» – его-то можно сконцентрировать. Но любому практикующему человеку понятно, что вообще говоря «сконцентрировать сознание» – это не совсем то же, что «направить внимание». В первом действии содержится как бы активный, волевой, янский компонент, а во втором более принимающий, иньский.[1] Впрочем это не единственная разница глубинного наполнения этих терминов. Перед тем как проиллюстрировать другие различия, процитируем еще один отрывок из Гхеранда самхиты:
4.2. Как только Читта, которая непостоянна и склонна блуждать, выходит через ”ворота чувств” (индрии), ты должен обуздать её и привести под контроль Атмана.
4.3. Испытываешь ли ты почести и поношения, слышишь ли звуки приятные или неприятные, отвлеки читту от этих вещей и приведи её под контроль Атмана.
4.4. Воспринимаешь ли ты приятный запах или неприятный – отвлеки читту от этих запахов и приведи под контроль Атмана.
Итак, исходя из 4.2 читта может находиться вне тела. Вроде бы, пока все сходится. Внимание может быть направлено вне тела. Сознание по определению находится в теле. Но вспомним классический психологический опыт, который любил демонстрировать Ф. Перлз. Он показывал слушателям стакан, эмоционально рассказывал про него, а затем резко разбивал его об пол. Многие из слушателей испытывали неприятные телесные ощущения, потому что их «что-то» (их «Я» в терминах гештальт-психологии) было не в своем теле, а в стакане. И это «что-то» уже не просто внимание. Хотя и не сознание (в чисто психологическом дискурсе).
Возможен аналогичный пример, когда у болельщиков (не даром же они так называются) ) ухудшается самочувствие после проигрыша любимой команды. В данном случае их «что-то» тождественно с командой. Мать чувствует болезни ребенка – даже без контакта. Любящие люди чувствуют состояние друг друга. Во всех этих случаях человек находится как бы не в своем теле, а отчасти отождествлен с чем-то другим. Что-то его находится вне его. Уже упомянутый Перлз любил на лекции задавать вопрос: «Кто из сидящих в зале сейчас думает о прошлом? А кто о будущем? Тогда кто находится здесь… ».
Далее, читта имеет отношение к энергии, но не тождественна ей: «пусть йогин соединит читту с праной» (цитата из Шива-Самхиты)[2]. Что это значит? Как в контексте практики, так и в контексте обыденной деятельности понятно, что то, что ты делаешь, может соответствовать или не соответствовать твоей эмоциональной направленности. Можно делать одно, а думать о другом. В этот момент читта в одном месте, а прана, энергия того, что ты делаешь, в другом месте. Ты можешь заниматься йогой, а находиться в другом месте. Но если ты сконцентрировал свое внимание, сознание и т.д. на том, что ты делаешь, если ты эмоционально «в том», чем ты занимаешься – ты соединил читту с праной. То есть, по сути, достиг состояния, которое уже в Ошевской традиции называлось «недвойственность» или «тотальностью».
На основании приведенных примеров термин читта уже становится интуитивно понятным, хотя он и не может быть соотнесен точно ни одним из западных психологических терминов. Наиболее точным, хотя и громоздким был бы термин «внутреннее субстанциональное самоощущение человека». И здесь мы сразу вспоминаем не менее громоздкое, но бережное по отношение к тексту Вивеканандовское определение читты как «материи мысли». Подчеркну Вивекананада, будучи практиком, написал не «мысль», а именно «материя мысли». Практикам, да и обычным людям склонным к рефлексии, знакомо ощущение субстанциональности своего внутреннего самоощущения. Не даром в русском, да и других языках есть метафоры типа «потерять себя», «рассеяться», «оставить свое сердце в таком-то месте», «захватить собеседника», «отдать частичку себя», «засесть в мыслях» – и сотни других. Эти метафоры хорошо концептуализируют внутренний опыт восприятия человеком своей энергетической сущности. Заметим, что восприятие человеком себя как энергетического[3] существа является основой множества эзотерических и оккультных систем, а в скрытой форме – и психоаналитических школ. Это и понятно. Единство объекта экспериментов – человека, неизбежно приводит к похожим (с точностью до интерпретации в рамках системы) практикам и опыту.
Тогда Перлзовское, да и встречающееся в быту «Где вы? Я вижу, вас здесь нет» можно легко соотнести с цитатой из Гхеранды. Вы, а точнее ваша читта пребывает в мечтах или воспоминаниях или в другом человеке[4].
Вритти
Согласно словарю вритти (वृत्ति) есть:
1) поворот; 2) поведение; 3) деятельность, работа; 4) средства к существованию; 5) характер, нрав; 6) привычка; 7) образ мыслей; 8 ) склонность; 9) комментарий, толкование. С грамматической точки зрения слово происходит от глагольного корня «вРт» (वृत्), который тоже имеет множество значений от «вращаться» (отсюда схожесть с соответствующими русским словом) до «быть», с суффиксом «-ти» ( (क्)ति), который обычно создает экзистенциальные существительные женского рода. Его аналог в русском суффикс «-ость» (как в словах мудрость или мужественность). Таким образом, удачной калькой могла бы быть «вращаемость»…
В словаре упоминается еще и устойчивое словосочетание Читта-вритти, которое переводится как: 1)состояние; 2) расположение духа.
Казалось бы опять избыток смыслов, который может сделать наше определение йоги полностью размытым. Но здесь нам приходит на помощь сам Патанджали, который в строках 1.5-1.11 дает исчерпывающий перечень из 5 типов вритти, поясняя суть каждого из пяти терминов. Кроме того, в строках 1.3 и 1.4 Патанджали разъясняет суть пребывания в состоянии читта-вритти-ниродхи, и напротив, пребывания в его отсутствии.
1.5 Есть пять форм вритти связанных со страданием и не связанных.
1.6 Таковы: правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.
1.7 Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного лица суть правильное знание.
1.8 Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.
1.9 Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих /соответствующей/ реальности (ментальная спекуляция).
1.10 Сон есть вритти, обнимающее чувство пустоты (воспринимающее несуществующие объекты).
1.11 Память есть следствие не исчезновения /вритти/ воспринятых предметов /впечатления от которых вновь возникают в сознании/.
Но и здесь не все так просто. Начнем с перечня вритти. Задача понимания этого перечня напоминает детскую игру о нахождении общего признака у нескольких непохожих предметов. Действительно, среди вритти автор Йога сутры перечисляет такие непохожие вещи (воспользуемся для предварительных размышлений стандартными переводами) как: правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон, и память. Найдите-ка общность между правильным и неправильным знанием… :). или способами описания мира (знание), психической функцией (память) и состоянием психики (сон). Задача осложняется тем, что в строке 1.5 Патанджали указывает, что вритти бывают клишта и а-клишта. По грамматической форме эти слова являются пассивными причастия прошедшего времени (далее пас.прош.прич), и калькируя в русскую форму можно сказать что вритти по Патанджали бывают заклешенными и незаклешенными.
Не заостряя внимания пока (сделаем это позже) на категории клеша, озадачимся – почему мудрец привел список из 5 вритти целиком, не разделив их на клешевые и не-клешивые? Это было бы естественно для склонного к тщательным классификациям автора Йога сутры. Может быть потому, что каждая из них может быть как клешевой так и не-клешевой? Но тогда данное высказывание избыточно с точки зрения логики. Понятно, что любая фигура может как быть кругом, так и не быть им :). Для человека, закалившего свой ум логикой, к коим безусловно относится Патанджали, такие беспредметные высказывания невозможны. И, тем не менее, понимая гениальность Патанджали, мы можем догадаться, что общий признак есть.
____________________________________________________
[1] О разнице Ха- и Тха- лепестковых медитаций подробнее можно посмотреть в моей книге «Психология духовного развития».
[2] Полная цитатата:
3.67. Когда дживанамукта (освобожденный при жизни) достиг совершенного самадхи и может вызывать его по желанию, тогда пусть йогин соединит четана (производное от слова «читта») с праной и вместе с силой Крийя-шакти овладеет шестью чакрами и растворит их в силе, которая – Джнана-шакти, сила знания.
[3] Слово «энергия» в данном случае коннотирует уже к современным, а не классическим представлениям.
[4] Старшие курсы нашей Школы без труда поймут, что речь идет об энергетических завязках («хвостах» на нашем жаргоне). Также вспомнят эксперименты, которые мы предлагаем проделать, чтобы показать, что читта – не только лишь субъективное самоощущение. Другой человек чувствует факт концентрации на себе внимания других людей, даже если не знает об этом.
Андрей Сафронов,
президент Украинской Федерации Йоги
Читта вритти ниродха это что
ЙОГА – читта-вритти-ниродхах, или попросту УЗДА
Сидерский А.В.
Вполне очевидно, что в обоих определениях речь идет об «узде», а вовсе не об «упряжке». Вообще-то, при переводе фразы с языка на язык имеет смысл переводить все слова. Многочисленные персонажи, которые переводят тексты о йоге, не переводя само слово «йога», а потом интерпретируют их содержание в большей или меньшей степени так, как им заблагорассудится, поступают не совсем честно. Ведь читатель редко бывает искушен в вопросах санскритской словесности и потому на 100% «въехать в тему» ему не удается, так сказать, по определению. Поэтому давайте переводить «йогах-читта-вритти-нир
Физкультурная основа устойчивого базиса
Побочные эффекты как шанс получить отрицательный результат
Итак, с техникой наработки собственно отрешенности и прекращения суеты ума в общих чертах все вроде бы просто и понятно. Но это только кажется. На первый взгляд. В действительности есть ряд моментов, которые придется учесть.
Которые, безусловно, пришлось учитывать тем, кто в течение нескольких десятков столетий экспериментировал на себе. и на своих последователях, пользуясь поповскими тренировочными техниками в качестве рабочего инструментария.
Для того, чтобы избежать застойных явлений, которыми чревата исключительно статическая практика, в тренировку вводятся динамические переходы. Их выполняют в качестве движений-связок, соединяющих статические формы в более или менее слитную последовательность. Либо, что тоже иногда применяется, статическую практику асан дополняют отдельными комплексами динамических упражнений.
До сих пор все, вроде бы, выглядело простым и понятным. А теперь я сформулирую вот такой пассаж: «Критическим фактором эффективности практики асан является «энергетически полнота» статических и динамических форм». Как вам? Естественно, возникает вопрос: «А что бы это значило?» И чем «полные» формы упражнений отличаются от «пустых»? Каков, так сказать, «физический смысл» понятия «полнота» в приложении к йоговским тренировочным практикам? Чем они «наполняются» и чего, собственно, в них не хватает, если они «пусты»?
Никто ничего не сумеет человеку объяснить, пока он сам не ощутит «это» в себе.
Читта вритти ниродха это что
Физкультурная основа устойчивого базиса.
Побочные эффекты как шанс получить отрицательный результат.
Итак, с техникой наработки собственно отрешенности и прекращения суеты ума в общих чертах все вроде бы просто и понятно. Но это только кажется. На первый взгляд. В действительности есть ряд моментов, которые придется учесть.
Которые, безусловно, пришлось учитывать тем, кто в течение нескольких десятков столетий экспериментировал на себе. и на своих последователях, пользуясь поповскими тренировочными техниками в качестве рабочего инструментария.
Для того, чтобы избежать застойных явлений, которыми чревата исключительно статическая практика, в тренировку вводятся динамические переходы. Их выполняют в качестве движений-связок, соединяющих статические формы в более или менее слитную последовательность. Либо, что тоже иногда применяется, статическую практику асан дополняют отдельными комплексами динамических упражнений.
До сих пор все, вроде бы, выглядело простым и понятным. А теперь я сформулирую вот такой пассаж: «Критическим фактором эффективности практики асан является «энергетически полнота» статических и динамических форм». Как вам? Естественно, возникает вопрос: «А что бы это значило?» И чем «полные» формы упражнений отличаются от «пустых»? Каков, так сказать, «физический смысл» понятия «полнота» в приложении к йоговским тренировочным практикам? Чем они «наполняются» и чего, собственно, в них не хватает, если они «пусты»?
Никто ничего не сумеет человеку объяснить, пока он сам не ощутит «это» в себе.
Впрочем, сами по себе формы йоговских асан разрабатывались с учетом необходимости сделать практику как можно более «информационно-энергетически значимой». Так что кое-какие сдвиги в этом направлении происходят как бы сами собой.
Все термины здесь условны, поскольку устоявшихся научных определений и понятий в сфере «мистической физкультуры» пока не существует, так как не существует приборных методов измерения «пранических составляющих». Как я уже сказал, их можно оценивать только опосредованно, используя в качестве датчика человеческое восприятие. Конечно, с точки зрения объективной науки, это не метод. Так что пока мы со своей йогической мистикой находимся на отвратительно нематематическом уровне «мутной магии» и «субъективной романтики». Что, впрочем, не мешает системе работать, причем работать достаточно точно и вполне надежно. Хотя, конечно, слишком многое определяется индивидуальными качествами конкретных человеческих существ.