чистый голос что это значит
Что такое петь чисто?
Музыканты-педагоги при оценке пения детей используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать лучшего» Что это означает?
Чисто интонировать или, что одно и то же «чисто» петь – это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.
Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались.
Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и контролировать. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень важно. Если есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением.И всегда помните: Прежде чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.
Итоговое занятие во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний. Задачи: 1. Обучающая: • Формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что.
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект ООД в области социально-коммуникативное развитие на тему: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Цель: содействовать нравственному.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» с элементами театральной игры Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» с элементами театральной игры Цель: формирование представлений о том, что такое хорошо.
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного Возраста. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать формированию разнообразных.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Составление рассказа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цели: — связная речь: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательный задачи: 1. Учить детей разбираться.
Консультация для родителей в первой младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Консультация для родителей в 1 младшей группе на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и.
Глава 3 Чистый голос… (О том, как начать работу с голосом)
(О том, как начать работу с голосом)
Как много звуков окружает нас. Их гораздо больше, чем мы способны услышать. Но и тех, что мы слышим, превеликое множество. Человеческое ухо улавливает эти звуки в совокупности и полученную информацию передает в мозг, который и формирует наше отношение к тому, что услышано.
Хитрый мозг предпочитает многие звуки не замечать.
«Как тихо», – говорим мы и улыбаемся. Однако абсолютной тишины не бывает! Все, что живет или существует во времени, все звучит!
Мягкое движение секундной стрелки в часах, урчание спящего кота, треск поленьев в камине, едва заметная волна тюлевой занавески от легкого сквозняка…
Но большинство существующих звуков – это шум. Пониженный уровень шума человек воспринимает как тишину, а повышенный, как кошмар!
Я не стану углубляться в природу звука: в конце концов, эта книга не учебник физики. Однако в природе существуют звуки, ласкающие наш слух, так называемые «чистые» звуки, имеющие определенные частоту, тон, громкость. К чистым звукам относится, например, звучание камертона.
«Звучит как песня», – часто говорят о том, что нравится, производит впечатление.
А в песне, как правило, на почетном месте стоит неповторимый, уникальный музыкальный инструмент – человеческий голос, который тоже может быть близким к чистому звуку.
И если звучание камертона всегда одинаково, то, о боже(!), какими же неповторимыми красками окрашено звучание человеческого голоса.
Любой из вас назовет как минимум десять эпитетов, которые употребляются в словосочетании со словом «голос»: мягкий, нежный, бархатный, звонкий, серебристый, громовой, металлический, скрипучий, хриплый, вибрирующий… Эти перечисления можно продолжать и продолжать.
Однако тембры голоса человека все же классифицированы. И для того, чтобы учиться пению, вам необходимо как можно больше узнать о своем голосе.
Не сомневаюсь, что этот путь познания самого себя (а в частности, и собственного голоса) полезен и увлекателен.
Познание – дело не одной минуты, или дня, или даже месяца. Но чтобы этот процесс не затянулся на долгие изнурительные годы, настоятельно рекомендую вам организовать сферу своего жизненного обитания в непосредственной близости к музыкальному инструменту. Лучше всего для процесса познания собственного голоса и его возможностей подходит фортепиано или клавишный синтезатор. Нет, конечно, можно приспособиться работать над голосом, используя губную гармошку, но такая работа будет очень непроста и оригинальна. Это приблизительно как заниматься живописью, используя строительные краски и кочергу. Возможно, полученный результат и назовут шедевром в каком-нибудь музее современного искусства, но признания народа вы не добьетесь…
Итак, пришло время рассказать о классификации певческих голосов.
На сегодня существует огромное количество различных классификаций певческих голосов. Другими словами, все голоса разделены на типы.
Тип голоса может быть определен по анатомическим признакам, по тембру, диапазону, подвижности, отчетливости голоса, расположению переходных нот и пр.
Но наиболее распространенной является классификация, произведенная еще в XVI столетии, основанная на диапазоне и поле вокалиста. Но тогда разделение было весьма простым – на женский и мужской вокал, однако со временем эта классификация начала разделять высокие и низкие мужские и женские голоса. А в ходе усложнения вокальных партий и расширения репертуара начали появляться и промежуточные распределения.
Итак, к нашему времени мы получили следующую, весьма полную и понятную, классификацию певческих голосов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 35. Еще раз о пользе страха, или Как заставить себя начать жизнь сначала
Глава 35. Еще раз о пользе страха, или Как заставить себя начать жизнь сначала Когда ко мне приходят раздавленные обстоятельствами жизни женщины и начинают рассказывать, как у них все плохо, я их не слушаю.— Муж совсем спился, на меня с топором кидается…Не
№ 19: Работа с голосом
№ 19: Работа с голосом Поработайте с голосом.Из всех эффектов, создаваемых писателями, один из самых важных и трудноосуществимых — это «голос». Настоящие писатели, повторяют снова и снова, что хотят обрести «голос». И они хотят, чтобы этот голос был «аутентичным» —
Глава 4. БАД, улучшающие работу печени
Глава 4. БАД, улучшающие работу печени Прежде чем приступить к рассмотрению биологически активных добавок, полезных для печени, очень важно рассмотреть анатомические и физиологические особенности данного органа человеческого организма.Печень – это самая крупная
Глава 2 С чего начать? Дневник писателя
Глава 2 С чего начать? Дневник писателя Работа над повестью, поэмой или статьей начинается задолго до того, как на бумагу ляжет первая строчка. Чем сложней, богаче событиями и размышлениями было прожитое, тем успешнее окажутся три месяца или три года конкретного труда. Как
Глава 4. Осваиваем работу с проводниками
Глава 4. Осваиваем работу с проводниками Проводник является одним из основных инструментов каждого пользователя компьютера. С его помощью осуществляется поиск, открытие и запуск требуемых объектов, их копирование и перемещение, выполнение ряда иных важнейших операций.
Глава 7. Осваиваем рисование и работу с графическими объектами
Глава 7. Осваиваем рисование и работу с графическими объектами Для работы с графическими объектами (рисунками, изображениями и т. п.) существует множество приложений. Новичкам можно порекомендовать программу MS Paint. Ее разработчиком является компания Microsoft, и она входит в
Может ли пересмешник кричать своим голосом?
Может ли пересмешник кричать своим голосом? Большинство людей считают, что из-за своего названия и примечательной способности подражать пению и крикам других птиц пересмешник ни на что другое неспособен. Подражательные способности у этого создания вызывают изумление.
Лицом и голосом герой
Лицом и голосом герой см. Герой не моего романа
Глава 1 У меня тоже голос есть, я тоже хочу петь (О том, как разобраться в своих мечтах)
Глава 1 У меня тоже голос есть, я тоже хочу петь (О том, как разобраться в своих мечтах) Хотите петь? Хотите петь так, чтобы это занятие приносило удовольствие и вам, и окружающим. Тогда эта книга для вас.Быть может, вы не найдете здесь великих откровений, способных
Глава 4 Голосовой аппарат (О том, как рождается и трансформируется голос)
Глава 4 Голосовой аппарат (О том, как рождается и трансформируется голос) Так почему же нам голос меняется в ходе работы с ним? Это сложно объяснить, если не рассказать, что же такое голос и как он рождается.«Человеческий голос является результатом координированной работы
Глава тринадцатая Пора снова искать работу
Глава тринадцатая Пора снова искать работу В настоящее время героями следует считать специалистов в области качества, поскольку их вклад в будущее развитие и процветание может быть даже больше, чем выдающихся личностей прошлого. ДЖ-Харрингтон Ну вот: почти все, с кем я
Как сделать голос красивее. 9 советов специалиста
Здоровье голоса зависит от многих факторов. Прежде всего, это состояние организма. Людям, у которых наблюдаются проблемы с щитовидной железой и желудком, аллергикам и астматикам, тем, кто часто болеет тонзиллитом и ангиной, следует с особым вниманием следить за состоянием своего голоса.
Впрочем, и для здорового человека существует ряд полезных рекомендаций.
Текст проверила и прокомментировала Ольга Половинкина, диктор, ведущая, преподаватель техники речи
Вот базовые советы, которые помогут вашему голосу.
Следите за дыханием
Поверхностное дыхание приводит к зажатому и завышенному голосу, делая его слабым. Дышите глубоко и размеренно. Важно уметь распределять дыхание во время речи, включая все мышцы, которые работают на голосовой аппарат.
Соблюдайте голосовой покой
Людям разговорных профессий, учителям, работникам колл-центров, лекторам, блогерам, необходимы перерывы. Врачи советуют 10 минут молчания каждый час. Синхронных переводчиков правило тишины касается особенно, так как при смене языков задействуются непривычные, а следовательно менее натренированные горловые мышцы.
Не кричите
Крик — это колоссальное напряжение мышц гортани, которое может вызвать кровоизлияние в голосовые складки, эти травмы могут напоминать синяки. Если же человек кричит постоянно, то рискует заработать своего рода «мозоли» — узелки голосовой складки, также может сформироваться полип или развиться хронический ларингит. В громкой обстановке, чтобы не напрягать голос, можно вставить в одно ухо беруши или закрыть его пальцем. Это поможет лучше услышать себя и отрегулировать высоту тембра.
Пейте больше воды
Для хорошей работы голосовым связкам необходима своевременная гидратация. За несколько часов вода достигает клеточного уровня, соответственно утолять жажду нужно заранее. Желательно, чтобы вода была ни холодная, ни горячая, а комнатной температуры. А вот перед самим выступлением пить не рекомендуется. Жидкость стимулирует излишнее образование слюны, которая может дать вязкость и создаст ненужный эффект чавканья. Можно прополоскать горло. Чтобы не пересушить горло, лучше избегать помещений с сухим воздухом, в которых работает обогреватель или кондиционер или где только что провели уборку с использованием химических средств.
Кашляйте аккуратно
Рефлекторный способ очистить гортань — прокашляться, однако для связок это вредно, из-за кашля они будут воспаляться еще больше. Прочистить горло можно при помощи легкого покашливания, но лучше не увлекаться. Раньше считалось, что нужно пить горячее. Но, во-первых, так можно обжечь горло. Во-вторых, ни еда, ни напитки никак не задевают гортань. Самый простой и эффективный способ очистить горло — прополоскать его обычной теплой водой или продуть с помощью дыхания и звучания гортанью.
Откажитесь от табака
Совет касается как активного, так и пассивного курения. В обоих случаях оно приводит к рефлюксу (выбросу содержимого желудка вверх по пищеводу). Во время затяжки слизистая оболочка носа, носоглотки, гортани, трахеи получает небольшой термический ожог и раздражается. Первым препятствием для дыма становятся голосовые складки, они становятся грубыми, толстыми. Развиваются полипы. Для женщин характерна потеря первоначального тембра, который из-за табака снижается, становится мужским. От высокой температуры кровь приливает к горлу, слизистая краснеет, сосуды начинают впитывать канцерогенные вещества, смолы. Если это случается ежедневно, то слизистые оболочки, бронхи подвергаются серьезным изменениям, голос становится ниже. Со временем голосовые складки становятся утолщенными и рыхлыми, похожими на губку с большими дырками. Развивается хронический гипертрофический ларингит, из-за которого голос начинает звучать хрипло. Даже редкое курение кальяна дает понижение тембра и осиплость на один-два дня. Есть люди, которые хотят снизить голос специально. Это можно сделать без вреда здоровью при помощи занятий с педагогом.
Выбирайте продукты с витамином А
Продукты с высоким содержанием этого вещества помогают сохранять слизистые оболочки здоровыми, а также восстанавливают голос после перенапряжения. Именно поэтому рацион рекомендуется разнообразить желтыми овощами и фруктами, например кабачками, сладким картофелем, дынями, манго и персиками, а также шпинатом и капустой кейл.
Позаботьтесь о психологическом состоянии
Стресс напрягает организм, в том числе и голосовые складки. Звучать гармонично становится тяжелее. Мозгу в такой ситуации требуется больше воздуха. Нередко в моменты тревоги человек начинает тяжело дышать. Снять напряжение помогут дыхательные и медитативные практики, позволяющие выровнять настроение и убрать одышку. Еще одна проблема волнения — пересохшее горло. В этом случае можно чуть-чуть прикусывать кончик языка. Это простимулирует слюноотделение [1].
Обращайте внимание на привычки
Утром перед важной презентацией лучше отказаться от использования ополаскивателя для рта. В нем содержится алкоголь, фтор и другие вещества, которые будут сушить горло и раздражать слизистую. При разговоре по телефону лучше не зажимать аппарат между плечом и ухом. Это дает лишнее напряжение мышцам шеи и сдавливает голосовые связки.
Ольга Половинкина, диктор, преподаватель техники речи
Работа с дикцией лечит звуки, а правильное питание влияет на голос. Важно, что и как мы едим. Несбалансированное и нерациональное питание, голодные диеты, отказ от жиров — все это может ослабить силу голоса, сделать его тусклым и невыразительным.
От чего стоит отказаться, чтобы голос звучал красивее:
Перед самим выступлением важно выспаться. Тут главное — не переборщить, иначе голос будет звучать вяло, а при недосыпе, наоборот, будет чересчур напрягаться. Сон имеет важное значение для голоса и звучания. Также необходимо поесть за два-три часа до выступления. Если это сделать позже, пища будет давить на диафрагму.
Белок в диете необходим, ведь именно мышцы принимают самое активное участие в работе при извлечении звуков. Благотворно влияют на складки изюм и курага. Нужно только тщательно их пережевывать.
Важно соблюдать здоровую диету, которая позволит находиться в тонусе. Подойдут вареное мясо, рыба, яйца (в меру), гречка и рис; овощи и фрукты будут важный частью здорового образа жизни и уберегут связки от раздражения.
Как сделать голос красивее?
Как можно изменить голос в реальной жизни?
Голос выдает наш истинный возраст так же, как шея, руки и взгляд. Но теперь и его научились омолаживать.
Красота и сила тембра зависят от строения голосового аппарата и состояния голосовых связок. С возрастом связки слабеют, сужаются, на них образуются узелки, которые не позволяют им смыкаться до конца. Голос слабеет и начинает «дребезжать», диапазон его сокращается.
Темпы увядания зависят от многого: от генетики, стрессов, образа жизни. Однако есть несколько способов сделать так, чтобы вас снова начали путать с дочерью по телефону.
Фитнес для диафрагмы
Самый простой способ — заняться постановкой голоса с врачом-фониатром или педагогом по вокалу — фонопедом. С помощью специальных упражнений вы научитесь правильно дышать диафрагмой, подключать резонаторы, увеличите свой диапазон.
Кому-то, чтобы «зазвучать», придется следить за осанкой.
Именно от осанки зависит дыхание, а значит, громкость, чистота и точность «попадания в звук». Эти занятия ко всем прочему помогают решить проблемы с дикцией. Уже через месяц станут заметны результаты. Регулярные же упражнения, как утверждают специалисты, помогают в течение всей жизни сохранять голос молодым и звучным.
Стон вместо песни
Если на регулярные фониатрические тренировки вас не хватает, сделать голос моложе и красивее помогут некоторые хитрости.
Зов гормонов
Если вдруг у вас изменился тембр голоса, сходите к эндокринологу и убедитесь, все ли в порядке с гормональным фоном. Изменения голоса могут быть связаны с заболеваниями щитовидной железы, а также с приемом гормональных препаратов и оральных контрацептивов. В таком случае от омолаживающих операций не будет толку.
Тефлоновые связки
Среди тех, кому не по душе долгая кропотливая работа с голосом, очень востребован другой метод его омоложения — пластические операции. Еще вчера квакала лягушкой, а сегодня залилась колокольчиком — кого это не вдохновит на подвиг?
Пластику на связках проводят по двум сценариям. Первый вариант — вводят в них различные наполнители: специальный гель, коллаген, жировую ткань, ботокс, тефлон. Это помогает справиться с несмыканием связок, частой причиной осиплости. При этом связки становят массивнее, тембр — ниже. Так что этот способ подойдет мужчинам, мечтающим о мужественном голосе, но никак не женщинам — разве что вместе с операцией по смене пола.
Пластика по второму сценарию как раз делает голос выше: при помощи ряда манипуляций связки «натягивают», и тембр становится выше, тоньше и моложе. Звучит заманчиво, правда? На практике, правда, все сложнее.
А может, к психотерапевту?
Увы и ах — пластику связок в основном делают за рубежом, в США, например. Наши специалисты более консервативны и предпочитают «точить голосок» только в случае заболеваний голосового аппарата, которые не удается вылечить другим путем. То есть непринужденно сменить сопрано на альт или тенор на бас не получится. Прибегают к «подтяжке» голоса и после операций, давших осложнение на складки (к примеру, операции щитовидной железы, удаление опухоли в гортани).
Причина таких ограничений — в возможных осложнениях после операций. Все-таки это серьезное хирургическое вмешательство (несколько часов в операционной под наркозом), могут возникнуть реакции на введенный материал. К тому же некоторые виды омолаживающих веществ, к примеру, ботокс или коллаген, со временем рассасываются. Соответственно, эффект лишь временный.
Любой хирург перед экзекуцией отправляет настойчивого пациента на консультацию к психотерапевту. Как показывает врачебная практика, желание кардинально изменить голос, как и сменить внешность, в 90% случаев имеет психологические причины.
Пять правил красивого голоса
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Чистый голос что это значит
Приветствую! Поговорим про диапазон голоса и его расширение.
Понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять качество звучания голоса во всех регистрах. Регистр — это часть звукоряда, это ряд звуков, объединенных прежде всего тембровым единством. Вот некоторые дыхательные упражнения, которые позволят расширить диапазон.
1.Стоя перед зеркалом, сделайте вдох. Поднялись ли ваши плечи и грудная клетка? Слышится ли звук «засасывания» воздуха? Бывает ли так с вами когда-нибудь? Лягте спиной на пол. Слегка подожмите колени, чтобы ступни стояли на полу, но не очень близко к ягодицам. Подложите под голову подушку или книгу, чтобы позвоночник находился в естественном состоянии. Убедитесь в том, что шея и плечи находятся в расслабленном состоянии. Положите руку на живот, вздохните и выпустите воздух, зевнув. Зевки и вздохи — естественная реакция тела на снятие напряжения. Дыхание при этом замедляется. Курение в определенном смысле делает то же самое, так как оно замедляет выдох. Обратите внимание на то, чтобы вздохи и зевки шли непосредственно от живота, он должен опускаться, когда вы выпускаете воздух.
2. Находясь в том же положении, сделайте несколько плавных глубоких и частых вздохов, положив руки на живот. При этом вы должны ощутить движение. Не делайте много повторений, так как это утомительно. Необходимо всего лишь ощутить движение диафрагмы.
3. Находясь в том же положении, буквально «засмейтесь животом». Держа руку на диафрагме, вы должны ощутить некоторое движение в животе.
4. В том же положении сделайте вдох, почувствуйте, как живот поднимется, и в тот момент, когда он начнет опускаться, плавно выдохните воздух. Заметьте, что после выдоха у вас не сразу появляется потребность в новом вдохе. После выдоха ребра как бы «раскрываются», освобождая пространство для новой порции вдыхаемого воздуха. Выдержка паузы между вдохами способна замедлять ритм дыхания и помочь расслабиться. Даже если вы выдохнули максимально возможное количество воздуха, в легких все равно останется еще достаточно большое его количество.
5. Дышите легко. Не пытайтесь во время этого упражнения вдохнуть больше воздуха. Прочувствуйте движение живота, а на выдохе произносите что-нибудь типа «расслабляюсь» или «отдыхаю».
6. Примите сидячее положение, продолжая контролировать свое дыхание. Если грудь начинает подниматься, положите на нее руку. В этом положении повторите одно из первых пяти упражнений, то, которое считаете наиболее полезным для себя.
7. Стоя перед зеркалом, выполните пятое упражнение. Следите за тем, чтобы быть спокойными, чтобы плечи были опущены, а грудь не поднималась. Следите за лицом: признаком напряжения являются нахмуренные брови. Помните: это дыхательные упражнения, а дышите вы всю свою жизнь.
Если при выполнении этих упражнений вы почувствовали головокружение, необходимо остановиться. Это может произойти потому, что вы стали вдыхать больше чем обычно количество кислорода, и это «удивило» мозг. Вернитесь к своему нормальному дыханию и сконцентрируйтесь на выдохе.
😉 Всем удачи! 😉 С уважением, Валя Морган. 😉
Что же такое «правильно оформленный звук»? Разных техник и школ много, есть разные вокальные манеры, жанры и стили, неужели есть что-то, что одинаково для всех без исключения, и для рокера, и для джазовой певицы, и для певца классического стиля? Есть. Техника вокального выдоха. Я специально не употребляю более распространенный термин – дыхание. Дыхание, это и вдох тоже, а вот вдох у певца-классика и рок-звезды могут быть совершенно различными.
Вокалисту известно, что дышать нужно диафрагмой.
Вдыхать, точнее. Итак, вдохнули, набрали воздух в легкие. Говорят при этом «набрали в живот». Потому что живот сразу выпятился вперед. Все правильно, диафрагма, расположенная под легкими, прогнулась вниз внутри тела и вытеснила органы брюшного отдела, а они могут вытесниться только вперед. Кажется, что тело превратилось в воздушный шарик, так много набралось воздуха. Пора выдыхать, срочно! Организм требует! Выпускаем все наружу, да так, что живот аж втягивается внутрь. Ф-ф-ф-у-х! Выдохнули. Стоп! Остановитесь, так вы опору не найдете.
Во-первых, набрали слишком много воздуха, для пения совершенно не нужно большое количество воздуха, при следующей попытке уменьшите его количество сразу наполовину. Впоследствии может оказаться, что даже половина от максимального объема легких – это все равно много, подбор идет постепенно опытным путем. Но дышать обязательно диафрагмой!
Ага! Взяв меньше воздуха, вы уже не стремитесь срочно его выпустить, так? Все правильно. Появилось время на осмысливание того, что нужно делать дальше. Обратите внимание, когда вы набрали воздух, ваш живот слегка напрягся. Не мышцы брюшного пресса, а внутри напрягся. Подчеркиваю – слегка. Это легкое внутреннее напряжение означает, что ваша диафрагма «пришла в тонус». Попробуйте, позадерживайте дыхание таким образом, почувствуйте диафрагму «в тонусе» в момент задержки.
Вторая фаза упражнения: после того, как вы задержали воздух в легких и почувствовали тонус диафрагмы, перенесите внимание выше, на связки, но не расслабляйте диафрагму, оставьте ее в таком «замороженном» состоянии! А теперь чуть подайте воздух вверх, «уприте» его в связки. Не очень понятно, как это – «упереть в связки»? Представьте, что вы уже начали что-то говорить, но в последнюю секунду вдруг остановились, поняв, что этого сейчас говорить нельзя! Или вас оборвали на полуслове… Я ска… И воздух уперся в связки.
Вторая фаза происходит через секунду после первой, описываю долго, а процесс-то короткий! Повторяем:
Вдох диафрагмой половины объема легких (примерно) – задержали дыхание, не расслабляя внутри живот (диафрагма в тонусе) – сомкнули связки и уперли в них воздух снизу. Расслабились и выдохнули. На весь процесс ушло 2 секунды. Обязательно повторите это несколько раз для запоминания цепочки действий.
Теперь пора переходить к третьей фазе упражнения – к звуку. После упора воздуха в связки нужно издать звук, это уже просто. Какой? Обязательно гласный, лучше У или О. На какой высоте? На любой, вам удобной, не зацикливайтесь сейчас на этом, упражнение преследует другие цели. Спеть гласную лучше коротко. У кого-то, возможно, звуки будут извлекаться с небольшим щелчком, что совершенно нормально.
Теперь повторяем всю последовательность сначала. Повторение, причем многократное, необходимо. Постепенно выработается нужная координация работы диафрагмы, складок, и вы сможете больше внимания обращать на сам звук, доверив остальное автоматизму.
Постепенно, начиная со следующего дня, гласную нужно удлинять, доводя ее длительность секунд до десяти, а также пробовать и другие гласные – А, Э, И. Но! Начав петь гласную, сохраните ее ровность (по громкости и высоте) до конца! Пусть сначала это будут всего 2 секунды, двигайтесь небольшими шагами.
Вот такие гласные и станут первыми вокальными звуками, которые вы поете «с опорой». Чувства же и ощущения, которые при этом у вас возникнут
1. Упражнение: (чтоб почувствовать.)
Попробуйте сказать «сссссс» с плотно закрытыми зубами и довольно сильно её стараясь произнести.
А потом вот так «сс сс сс сс сс».
Вы должны почувствовать напряжение в животе. Эт как раз диафрагма работает. Вот это опора дыхания. Если точно такие же ощущения перенести при пении то получится опёртый звук.
2. Упражнение.
Встаньте максимально свободно, но ровно. Проследите, чтобы ваши плечи были опущены, шея свободна, почувствуйте хорошую опору в ногах. Дышите ровно и спокойно, как дышит здоровый человек. Теперь, когда вы готовы, просто улыбнитесь и сквозь щёлку между зубами вытолкните чуть-чуть воздуха.
У вас должен был получиться звук «С». Теперь сделайте то же, только вместе с движением живота. Втяните живот в себя вместе со звуком «С». Живот маленьким толчком втягивается, а воздух сквозь зубы выталкивается. Это
делается с частотой примерно раз в секунду.
Попробуйте сделать тридцать таких толчков на одном дыхании. Запомните, что между толчками, на первом этапе нельзя делать дополнительный вдох. Вы должны полностью понять все возникающие ощущения во время выполнения
упражнения.
Какие мышцы вы чувствуете? Правильно, если вы особенно сильно почувствовали косые мышцы живота, или низ живота (по бокам). Если вам не хватило воздуха, отдохните и попробуйте сделать упражнение снова, только помните, что чем больше вы сделаете вдох, тем быстрее вы выдохнитесь.
Вдохнуть перед упражнением надо как обычно, не поднимая плечи и совсем спокойно.
Как только вам удалось беспрепятственно выполнить это упражнение, попробуйте его расширить, за счёт полного выдоха после тридцатого толчка. Выдохните весь оставшийся воздух вместе с глубоким наклоном. Затем,
выдохнув всё, не набирая воздух, медленно поднимайтесь и продолжайте упражнение.
Так можно расширить это упражнение до трёх наклонов и более. То есть 30 толчков со звуком «С», наклон и полный выдох, медленный подъём и продолжение толчков.
Активно вдохните и выдохните через нос (повторите 6 раз).
Энергично вдохните через нос и выдохните через рот (повторите 6 раз). Это послужит своеобразным “массажем” для связок.
Вдохните через рот, выдохните через нос (повторите 6 раз).
Вдохните через одну ноздрю, выдохните через другую, зажимая пальцем нужную ноздрю (6+6 раз).
Вдохните через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивайте воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет развивит мышцы губ и интенсивность выдоха.
1. Раздувание огня.
Наберите полные лёгкие
воздуха и с силой раздувайте воображаемый огонь в течение минуты. Представьте, что раздуть огонь надо во что бы то ни стало.. От гипервентилляции у многих начинается головокружение, но, ничего страшного, это лишь говорит о том, что упражнение выполняется правильно.
2. Собачка.
Представьте себя на некоторое время собакой. Встаньте перед зеркалом, высуньте язык и начинайте быстро вдыхать и выдыхать в течение минуты.. Постепенно увеличивайте скорость дыхания на сколько это только возможно. Повторите это упражнение раз пять. Обязательно имейте при себе воду, так как связки и глотка пересыхают из за активного дыхания и удовольствия вам это не доставит.
5. Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса.
Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц. медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
Вспомогательные упражнения и Скороговорки для развития дикции вокалистов.
Упр.
Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.
Упр.
Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.
Упр.
Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.
Упр.
3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.
Упр.
Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.
Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.
Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.
“Лошадка”. Поцокайте языком громко и быстро в течение 10-30 сек.
“Колечко”. Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, старайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом. Повторите несколько раз.
“Лев”. Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
“Зевота”. Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.
Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.
Постепенно старайтесь произносить скороговрки на одном дыхании.
Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Подворотничок с подвыподвертом
Бык, бык, тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Сшит колпак не по колпаковски,
Вылит колокол не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать
Надо колокол переколоколовать перевыколоколовать.
Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про крупу да про подкрупки.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал коралы, то и Клара б не крала кларнет.
Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Пришел Прокоп-кипит укроп, Ушел Прокоп-кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.
Шли три попа,
Три Прокопья попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья попа,
Про Прокопьевича.
от себя добавлю 2 полезных упражнения)
Екатерина Шмидке—Василовская
итак, всем Здрассте, начнем потихоньку.
АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
АККОРД — сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.
АКЦЕНТ — более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.
АРАНЖИРОВКА — обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
АРПЕДЖИО — исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.
БАС — 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.
ВАРИАЦИИ — музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
ВОКАЛИЗ — музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.
ВЫСОТА ЗВУКА — качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.
ГАММА — последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.
ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии — каденции и модуляции. Учение о гармонии — один из основных разделов теории музыки.
ГОЛОС — совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.
ДИАПАЗОН — звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.
ДИНАМИКА — различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
ДИССОНАНС — неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — время, занимаемое звуком или паузой.
ЗВУК — характеризуется определенной высотой и громкостью.
ИНТЕРВАЛ — соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).
КАМЕРТОН — специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.
КУЛЬМИНАЦИЯ — момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.
ЛАД — важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.
МЕТР — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
МЕТРОНОМ — инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.
НОТНОЕ ПИСЬМО — система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.
ОБЕРТОНЫ — призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
ПАРТИЯ — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.
РИТМ — чередование различных по длительности и силе звуков.
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
СОЛЬФЕДЖИО — вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот
ТАКТ — специфическая форма и единица музыкального метра.
ТЕМА — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.
ТЕМБР — окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.
ТЕМП — скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.
УНИСОН — одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.
ЛЕГАТО — длительное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует.
СТАККАТО — исполнение звуков отрывисто, отделяя один от другого паузами.
Сложные нервные связи руководят голосовой функцией, расстройство этой координации ведет к нарушению голоса.
1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха, распевка, дыхание.
2. Избегание форсированного звука, твердой атаки звука, резкого крика.
4. Запрещение пения во время менструаций (для девушек).
5. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.
6. Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С.
8. Избегать длительной монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.
9. Отказ от курения, умеренное употребление алкоголя.
10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов.
12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью
13. Избегать по возможности контакта с пылью и вредными химическими веществами.
14. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
15. Правильная работа с микрофонами начинающих певцов и ораторов, которые ошибочно злоупотребляют чрезмерно громкой фонацией в микрофон. Рекомендуется работать с микрофоном в обычном речевом режиме.
16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем.
18. Посещение занятий и лекций фониатра (фонопеда) лицами речевых профессий, овладевание навыками физиологичного использование голосового аппарата, речевой артикуляции, самомассажа, аутогенной тренировки, получений квалифицированного разъяснения правильного использования голоса.
Дальше-каждому свое, но общепринято что вредно:
Екатерина Шмидке—Василовская
Чистое интонирование – это:
1. «Знание» вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на физиологическом уровне.
2. Формирование в мозгу ощущений «ширины» интервалов.
Развитие навыков вокального интонирования – «святая святых» вокального искусства. Именно упражнения на развитие чистой интонации являются основным методическим средством развития музыкальных способностей, в первую очередь, музыкального слуха и музыкальной памяти.
Что касается творческих форм работы, которым в этой работе уделяется особое внимание, то они вовсе не призваны «вытеснить» вокально-интонационные упражнения, а лишь дополняют их, придают им творческую привлекательность и осмысленность.
Программа предполагает разделение процесса развития навыков вокального интонирования на несколько этапов.
Первый этап – первоначальное формирование вокально-интонационной координации. Речь идет о развитии самой способности интонировать звуки разной высоты. Конечно, в вокальную студию приходят обычно дети, которые этим навыком в определенной степени уже владеют, и этот этап с ними за ненужностью можно пропустить. Тем не менее, у некоторых могут возникнуть определенные трудности на этом «поприще», или диапазон интонирования слишком узок, чтобы можно было считать эту проблему окончательно решенной.
Руководствуясь тремя простыми принципами в работе, можно в течение одного года развить эту способность практически у каждого, даже самого «закоренелого гудошника»:
«расслабление зажатости» голосового аппарата;
«опора» дыхания на диафрагму;
интенсивный контроль пения слухом.
«Глиссандирование» на гласных звуках и закрытым ртом – простое, но очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий» тонус. Глиссандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке:
ссыль : http://vkontakte.ru/id7480738#/photo-20552646_264436284
После нескольких занятий можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без глиссандирования, завершая упражнение звуком максимальной длительности:
Развитие навыка «опертого» дыхания требует несколько большего времени и настойчивости. Необходимо с самого начала обращать внимание ребят на «правильное» дыхание «животом». С первых занятиях рекомендуется делать несколько «дыхательных» упражнений: чередование глубокого вздоха, быстрого и, напротив, максимально медленного выдоха. Со второго года обучения можно вплотную заняться дыхательной гимнастикой по методу Стрельниковой или Бутейко.
В качестве «закрепляющего» упражнения рекомендуется пение без названий звуков (на гласных и закрытым ртом) звукорядов вверх и вниз, хроматических секвенций фраз на звуках мажорного трезвучия и мажорного трихорда (ДО – РЕ – МИ – РЕ – ДО). При пении этих упражнений особое внимание следует обращать на смену дыхания по фразам или тетрахордам (в звукорядах). Все упражнения необходимо петь с фортепианным гармоническим аккомпанементом, постепенно переходя от полной дублировки мелодии к игре без дублировки.
В качестве «активизирующего» слух упражнения можно выучить несколько коротких песен со словами. Желательно подбирать песенный материал, основанный на выразительной мелодике и яркой функциональной гармонии.
Гармонический аккомпанемент песен и упражнений должен подчеркивать интонационную напряженность и характеристичность мелодии, способствую формированию внутреннего желания ребенка петь «выразительно». По той же причине на этом этапе нецелесообразно «просить» ученика повторять отдельно сыгранные звуки, так как выявление способности интонировать основано, прежде всего на способности различать интонационное «напряжение» между звуками разной высоты.
Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. Если на первом этапе решается задача формирования способности голосового аппарата интонировать звуки разной высоты, то на втором – закрепить эту способность, сделать владение голосовым аппаратом более уверенным и точным. На этом этапе можно продолжить работу над предыдущими упражнениями, обращая большее внимание теперь на точность интонирования, значимость каждого звука. В целях развития точности интонирования можно предложить ребятам чередовать связное пение на одном дыхании и пение упражнений, отделяя звуки короткими паузами, обращая внимание на точность звуковысотного «попадания» (уже на этом этапе можно приучать ученика к правилу: прежде чем что-либо спеть, нужно сначала точно представить, услышать «внутренним» слухом «звуковой образ»). Здесь очень может помочь «предварительное» пропевание звуков в упражнениях закрытым ртом. Что касается пения песен, то очень полезным упражнением является пропевание их без текста на звуке «Ю», «Ё» и других гласных звуках. Это упражнение полезно выполнять «нефорсированным» без гармонического аккомпанемента, аккуратно дублируя только мелодическую линию.
Третий этап – формирования первоначальных навыков сольфеджирования – пения по нотам. Предполагается, что к этому моменту ученик уже должен овладеть элементарными основами музыкальной грамоты. Точнее говоря, этот процесс нужно начинать одновременно с изучением музыкальной грамоты. На этом этапе приходится решать очень много различных задач и проблем, а поэтому в каком-то смысле он может считаться основополагающим в формировании навыка вокального интонирования.
Первая задача – чтение нот. Значительная часть трудностей в первое время возникает именно из-за неуверенного чтения нот при сольфеджировании, поэтому так важно уделить некоторое внимание этому вопросу и проработать навык беглого чтения нот отдельно (без ритма и интонирования). Здесь важно помнить о необходимости чтения не отдельными звуками, а фразами, группами звуков, причем, формирования «представления» о фразе должно происходить опережающим методом, пока проговаривается предыдущая фраза.
Для развития этого навыка полезно выполнить следующее упражнение: читать последовательность нот, данную руководителем или из произвольно выбранной мелодии, группами по тактам с равномерными паузами между группами. Название нот нужно проговаривать максимально быстро, но очень четко и с «выразительной» интонацией. Пауза между группами должна постепенно сокращаться до минимума, причем ее ни в коем случае нельзя делать «на тактовой черте», а только после сильной доли такта – первый звук такта должен восприниматься как итог мелодического движения фразы.
Вторая задача – «овладение» звукорядом. Суть задачи состоит не только в том, чтобы ориентироваться в звукоряде, четко сознавать расположение соседних звуков в нем, но и довести до автоматизма чтение гаммаобразных и «арпеджиообразных» последовательностей вверх и вниз. С этой целью рекомендуется упражнение на быстрое, но четкое проговаривание звуков звукоряда от любого звука вверх и вниз подряд и «через один»:
Итоговое упражнение призвано не только «перевести» выполнение этих задач в «фазу» вокального интонирование, но и заложить базу для формирования «чувства лада» и чистой интонации: упражнение основано на транспонировании и зеркальной инверсии базовой «попевки», состоящей из двух соседних звуков, от разных звуков по заданной схеме. Например, базовая попевка одного из упражнений может иметь такой вид: ДО – РЕ – РЕ – РЕ – ДО – РЕ (подчеркнуты акцентируемые сольные доли). Для начала ребята тренируются «строить» попевку от разных звуков вниз и вверх (например, от звука ЛЯ вниз: ЛЯ – СОЛЬ – СОЛЬ – СОЛЬ – ЛЯ – СОЛЬ), а затем выучить упражнение по схеме, в которой указано, от каких звуков и в каком направлении «строится» попевка:
Важно, чтобы при воспроизведении упражнения ребята выстраивали его по схеме, не теряя темпа, а не «зазубрили» бессмысленный набор звуков. В дальнейшем это и другие подобные упражнения выразительно пропеваются с гармоническим аккомпанементом фортепиано в течение некоторого времени, так как они используются и на других этапах развития вокально-интонационных навыков.
Третья задача – формирование базовых навыков воспроизведения ритма. В моем опыте ритмические упражнения не рассматриваются как самостоятельный навык. Собственно ритмические упражнения возможны лишь в самом начале обучения, параллельно изучению соответствующих тем: длительности, ритм, метр, размер. В дальнейшем упражнения на развитие «метроритмического чувства» подбираются в соответствии с разучиваемой песней.