чирская псковская икона божией матери о чем молятся
Проповедь в день прославления иконы Пресвятой Богородицы «Чирская»
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Пресвятая Богородица явила Свою любовь и сочувствие болящим, мучавшимся на одре болезни, Свою скорбь за людей. Матерь Божия являла милосердие через эту икону не только во время морового поветрия. К этой иконе шли, чувствуя Её Материнское милосердие. К Ней обращались с самыми разными просьбами и скорбями.
По грехам нашим происходят такие всенародные напасти как моровые поветрия. Когда происходят? Когда «…во многих охладеет любовь» (Мф.24:12), как сказал Сам Господь. Милосердие оскудевает, сочувствие к людям, личная ответственность каждого человека за боль, скорбь, здоровье, жизнь своего ближнего. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31) – без исполнения этой Своей заповеди Господь никогда не примет от человека никакой любви к Нему.
Никогда не примет Господь якобы любви к Богу, если нет в нас истинной любви к человеку. Исцеление от вечной смерти – в любви к Богу и любви к ближнему, только это исцеляет падшее человеческое естество.
Другого пути к угождению Христу нам не дано.
Так же, как в далеком 1420-м году, Господь и сегодня попустил моровую язву. Мы, священники, когда приходим в больницы в так называемую «красную зону», видим обессиливших, испуганных, часто с помрачённым умом людей, лежащих в реанимации. Страшно видеть умирающих людей! Но ещё страшнее, когда люди на твоих глазах от болезни лишаются рассудка, человека, которого с земной жизнью связывает лишь кислородная маска, в безумии срывающего эту маску с лица. У него помрачился ум; он сам не свой; от слабости он не может ступить и нескольких шагов, но кричит: «Я иду домой!» В такие минуты понимаешь, какую тяжёлую болезнь враг рода человеческого наслал на людей.
Большинство из вас сейчас в храме в масках не для того, чтобы самим не заболеть, а для того, чтобы не заразить стоящего рядом человека: мы можем не знать, что являемся переносчиками болезни.
Я сердечно благодарю всех вас, кто заботится друг о друге. Это милосердие, это исполнение послушания Господу и Пречистой Его Матери делом, а не жизнь своими часто суеверными мудрованиями и, как говорят Святые отцы, «мнениями». Любовь – это не сентиментальное чувство; это разумное и великое Божие дело.
Чирская икона Божией Матери
Иконы Богоматери особо почитаются православными верующими. Чирская икона не является исключением и имеет богатую историю, связанную со спасением целого города.
Чирская икона имеет еще одно название: Псковская. Ее почитают за чудесное избавление жителей города от морового поветрия. К лику Богоматери каждый год съезжаются паломники, чтобы вознести молитвы и попросить Божию Матерь о защите и покровительстве.
История иконы
История Чирской иконы начинается с 1420 года. В это время на Псковщине началась страшная эпидемия, которую в те времена называли моровым поветрием. Многие люди теряли своих близких и в отчаянии спешили в церкви, чтобы попросить покровительства и избавления от напасти у Высших Сил. К лику Богоматери, который находился в Христорождественской церкви в Черской веси, обращались верующие Псковского княжества, и 16 июля по старому стилю к ней пришли люди, чтобы помолиться о защите от страшной болезни. В этот день на святом лике заметили слезы, и молва быстро распространила весть о чудесном событии. Князь Федор Александрович повелел перенести икону в Псков, и на подходе к городу из глаз Богородицы вновь обильно полились слезы. Чудотворную икону поместили в Живоначальную церковь, где она находится по сей день. В честь этого знаменательного события в 1470 году была выстроена Знаменская церковь.
Описание Чирской иконы Богоматери
Чирская икона написана по типу Одигитрии, но имеет свои особенности. На лицевой стороне иконы изображается Богоматерь с младенцем Иисусом на руках. На задней части можно увидеть евангелиста Луку и преподобного Феодосия Печерского.
Где находится икона
Святыня про сей день находится в Псковской соборной церкви Живоначальной Троицы. К святому чудотворному лику ежегодно съезжаются паломники, чтобы помолиться Богоматери и попросить у нее защиты от всевозможных неприятностей.
В чем помогает Чирская икона Божией Матери
Перед ликом Чирской иконы молятся о разном. Многие приезжают поклониться иконе и попросить исцеления от недугов, просят помощи в насущных делах. Молитвы возносят, раскаиваясь в неблаговидных поступках и в надежде на Высшее покровительство. Помогает икона справиться со страхами и не оставляет без внимания нуждающихся.
Молитва перед иконой
«Пресвятая Владычица, не оставь нас, рабов Божьих, без милости своей. Помоги нам исцелиться от недугов и очистить душу от зла и корысти. Аминь».
Дата празднования
Почитание святого лика ежегодно проводится 29 июля (16 июля по старому стилю). В этот день священнослужители совершают крестный ход с иконой, вынося ее на берег реки Великой, а затем проносят ее вокруг города. На торжественный молебен съезжаются тысячи паломников, чтобы поблагодарить Богородицу за покровительство и помолиться перед ее ликом о здравии.
Молитвы Высшим Силам помогают оставаться в добром здравии и защищаться от любого негатива. Помолиться можно в любое время, когда вам нужна поддержка, поэтому священнослужители рекомендуют приобрести домой несколько икон. В том случае, если у вас не будет возможности пойти в церковь, поставить свечку перед ликом святых вы сможете в любое время суток.
Чирская икона Божией Матери
Чирская икона Божией Матери находилась первоначально в церкви села Чирски Псковской епархии, в 25 километрах к югу от города Пскова. Сведений о времени обретения иконы не сохранилось, но на источнике, где была обретена икона, была построена часовня.
Часовню эту называли в народе часовней явленной иконы. В 1420 году при великом князе Василии Димитриевиче всю Псковскую землю охватила эпидемия (моровое поветрие), косившая тысячи жизней. 16 июля 1420 года, как повествует летопись, на Чирской иконе Божией Матери показались слезы.
Об этом чуде сообщили духовным властям города Пскова, архиепископу Псковскому и новгородскому Симеону. Извещен был и Псковский князь Феодор Александрович. Крестным ходом с молебным славословием чудотворную икону перенесли в Псков. Духовенство и жители восприняли это знамение как предостережение Пскову и земле Псковской о грядущих суровых испытаниях.
Духовенство и сам князь Феодор Александрович встречали Чирскую икону Божией Матери на подступах к городу. На месте встречи (сретения) был совершен молебен. Из глаз Пресвятой Богородицы стали обильно истекать слезы.
Свидетелями этого чуда были тысячи собравшихся горожан. Весть о новоявленной чудотворной иконе быстро разнеслась повсюду, к ней стали стекаться паломники. Чирская икона Божией Матери была поставлена в Свято-Троицком кафедральном соборе, главном храме города — «Доме Святыя Троицы«, там она находится и доныне.
Чирская икона Божией Матери с той поры стала называться Псковской, это одна из главных святынь Пскова, наряду с Мирожской иконой Пресвятой Богородицы. В память перенесения святой иконы в Псков в Старо-Знаменском девичьем монастыре была построена Знаменская церковь (1470).
Во второй половине XVI века, предположительно, была составлена служба Чирской иконе («Палата одушевленная Христови едина бысть…»), которая перекликается со «Службой знамению Богоматери Мирожской», но до 1820 года святой образ пребывал в некотором забвении, являясь местночтимой иконой, не получившей общероссийского признания.
Возвращение Чирской иконы из небытия связано с именем архиепископа Евгения Болховитинова, занимавшего Псковскую кафедру в 1816-1822 годах. Он обнаружил Чирскую икону в ризнице Троицкого собора (по некоторым сведениям в 1820 году) и, поскольку среди псковичей сохранялась память о древнем чтимом образе, ореол чудотворности окружил вновь найденную икону (Краеведческий журнал «Псков»).
Чирская икона Божией Матери была принята как святыня летописного предания, как вновь явленный образ, и с честью заняла достойное место в кафедральном Троицком соборе, возобновилось празднество ей с совершением крестного хода вокруг собора. С этого времени восстанавливается и общерусское почитание святыни.
В Чирски, по просьбе местных жителей, была отправлена копия Чирской иконы. Торжественно с крестным ходом. Там также стало совершаться празднество святой иконе 16 июля. В 1835 году Чирская икона Божией Матери была поновлена, по благословению архиепископа псковского Нафанаила, и одета сплошной чеканной ризой.
Пресвятая Богородица являла Свою любовь и милосердие через свою святую икону не только во время морового поветрия. К этой иконе шли люди с разными просьбами и скорбями во все века. Знамением от святой иконы — слезами, истекшими из глаз Пресвятой Богородицы, — Божия Матерь дает нам понять, что Она с нами в наших бедах и несчастьх, в болезнях и искушениях.
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Богомладенец восседает на левой руке Богоматери в фас, слегка повернув к Ней голову. Правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток. Чирская икона Божией Матери входит в число двухсторонних икон.
На обратной стороне образа изображены апостол и евангелист Лука и преподобный Феодосий Киево-Печерский. Это означает, что Чирская икона Божией Матери принадлежит к типу выносных образов, которые выносились из собора во время молебна или крестного хода, по особым случаям, при общественных бедствиях или в предупреждение их, а также при совершении акафиста Богородице.
Начиная с XV века ежегодно, в день Преполовения, Чирская икона Божией Матери выносится из Троицкого собора на реку Великую и затем обносится крестным ходом вокруг города. Образ восходит к византийским прецессионным иконам, известным на Руси с XII века и используемым как выносные и запрестольные.
Свято-Троицкий собор г. Пскова
Чирская икона Божией Матери долгое время оставалась вне поля зрения исследователей церковных древностей. Первым обратил на нее внимание Н. П. Кондаков, рассмотревший данный иконографический тип среди некоторых чтимых икон XV века, восходящих к произведениям итальянского Ренессанса — к типу Мадонны раннего Возрождения, представляющего Младенца, слегка повернувшимся в сторону, обыкновенно влево от Матери, по направлению к стоящим или подходящим ангелам, святым и ктиторам.
Ньюанс иконографии с отвернувшимся в сторону от Матери Младенцем встречается в русской традиции в целом ряде икон: Коневская, Старорусская, Страстная, Киккская и ее афонский вариант «Достойно есть…», среди них и восходящие к типу «Отрада» или «Утешение» — Палестинская, Феодотьевская.
В Чирской иконе чувственное отношение между Богоматерью и Богомладенцем внешне выявлено не столь явственно, как, например, в вышеперечисленных образах. Заметно стремление заменить живой, несколько жанровый характер образа, иератическими чертами, отстраненностью и строгостью.
В иконе акцентированы не семейные узы, но неземной союз, в котором Богоматерь представляется мистическим престолом, на котором восседает Ее Божественный Сын. Одеяние Девы Марии на Чирской иконе отмечено характерной деталью: рукав Ее мафория украшен орнаментом, имитирующим греческую криптографическую надпись.
По мнению Г. Бабич такие тексты представляют собой стих псалма 44: «Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспрещена». В облике Богоматери удерживается высокая простота греческого образа. Она предстает сосредоточенной в Себе, с задумчиво отрешенным взором, плавным касанием руки, кажется, успокаивающей Сына.
В образе Младенца привлекает замечательно выразительное сочетание статики и экспрессии: фигура застыла в сильном, немного манерном изгибе; от резкого движения взметнулись в прихотливом рисунке складки гиматия; в очертаниях слегка откинутой назад головы ощущается и внезапность порыва, и созерцательный покой; необычен острый, пристальный и в то же время быстрый, как бы искоса, взгляд, источающий притягательную силу Всевидящего Ока Господня.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий.
Празднование: 16 / 29 июля.
Молитва
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.
Тропарь Пресвятой Богородице пред Чирской иконой Божией Матери (Псковской)
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с,/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Как неприступную стену и источник чудес имея Тебя, Богородица Пречистая, мы, рабы Твои, ополчения неприятелей низлагаем. Потому молим Тебя: «Мир граду Твоему даруй и душам нашим великую милость».
Кондак Пресвятой Богородице пред Чирской иконой Божией Матери (Псковской)
Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение пра́зднующе,/ лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопрати́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́,/ те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.
Перевод: Знамение от образа Твоего священного, которым Ты дивную победу над неприятелями граду Твоему даровала, празднуем мы, люди Твои, Божия Родительница. И потому Тебе с верою взываем: «Радуйся, Дева, христиан похвала!»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Прощенное Воскресенье: как просить прощение. Последний день Сыропустной недели называется.
Как правильно располагать иконы в доме. Иконы есть почти в каждом доме, за исключением сем.
Священник погиб при пожаре в монастыре в Прикамье Храм и основные постройки монастыря удалось отс.
Традиции празднования Троицы на Руси. Андрей Рублев Троица Традиции пра.
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Чирская (Псковская) икона Божией Матери. История иконы.
Чирская (Псковская) икона Божией Матери.
Чирская икона Божией Матери. XVI в. Псков.
День празднования: 29 июля (16 июля по старому стилю).
В XV столетии в области Псковского княжества существовало одно селение, называвшееся Чирской. В этом селении, в Христорождественской церкви, находилась икона Божией Матери Одигитрия. В 1420 году, при архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне, в княжение Василия I Дмитриевича московского, над Псковской областью разразилось большое бедствие — моровое поветрие. Народ пришёл в уныние и искал утешения себе в молитвах о помощи к Богу и Царице Небесной.
И вот 16 июля 1420 года, в утешение верующих и ободрение малодушных, в Чирской Христорождественской церкви совершилось великое знамение: из очей Богоматери, изображённой на находящейся здесь её иконе, истекли слезы. Молва об этом чуде быстро распространилась среди окрестных жителей, и они во множестве стали стекаться на поклонение новопрославленной иконе. Скоро извещён был об этом и сам князь псковский Феодор Александрович. Он послал в Чирскую священников и многих знатных и благоговейных взять оттуда эту икону и принести её в Псков. Посланные с благоговейным трепетом и великим тщанием исполнили поручение своего князя.
Когда в Пскове узнали о приближении святой иконы к городу, то сам князь со всем духовенством и народом вышел за город встретить приближающуюся святыню. Эта торжественная минута встречи была ознаменована новым поразительным чудом: из очей Богоматери по иконе обильно струились слёзы, свидетелями чего были все там присутствовавшие. Народ, поражённый трепетом при виде этого чуда, в умилении и со слезами повергся ниц и взывал: «Господи, помилуй! Пресвятая Владычице Богородице, не остави нас, но помози нам грешным и недостойным рабам Твоим! Помози и спаси нас!»
Торжественное шествие остановилось, и священники, несшие икону, совершили благодарственное молебствие. Чудотворная икона была внесена в сам город и поставлена в соборной церкви Живоначальной Троицы, где она находится и до настоящего времени.
Особенностью Чирской иконы является то, что она имеет изображения с двух сторон: на лицевой стороне её изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках, а на задней — евангелист Лука и преподобный Феодосий Печерский.
Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон
Рубрики: | Исторические сведения |
Метки: икона Божией Матери
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Чирская Псковская икона Божией Матери
На протяжении нескольких столетий (XII–XVII) псковские летописи и сказания отмечают знамения, бывшие от явленных образов. Особенно часто встречаются сообщения о плачущих слезами и кровью иконах в XV веке, и в большинстве своем свидетельства касаются богородичных икон.
Чудотворная икона Чирской Божией Матери — одна из главных святынь Пскова. Согласно летописи икона прославилась в 1420 году в селе Чирски, в 25 километрах к югу от города. Во время морового поветрия, бывшего во Пскове, на ней из обоих глаз Богоматери истекли слезы: «от суха древа, от образа святые Богородицы из обою оку идяху слезы, яко мнозем каплям капати».
Узнав об этом, псковичи послали за иконой знатных людей во главе с посадником. Навстречу процессии вышел крестный ход. После коленопреклоненных молебнов перед чудотворным образом моровое поветрие прекратилось. Икону поставили в главном храме города — «Доме Святыя Троицы», Троицком соборе. В память торжества принесения иконы в Псков в Старо-Знаменском Девичьем монастыре в 1470 году была построена Знаменская церковь.
Чирская икона относится к типу двусторонних выносных образов с изображением Богоматери с Младенцем на лицевой стороне и евангелиста Луки с преподобным Феодосием Киево-Печерским на обороте. Образ выносился из собора во время молебна или крестного хода по особым случаям — при общественных бедствиях или в предупреждение их, а также при исполнении акафиста Богородице.
Начиная с XV века ежегодно, в день Преполовения, Чирская Псковская икона Богоматери выносится из Троицкого собора на реку Великую и затем обносится вокруг города.
День памяти: 29 июля (16 июля по ст. ст.).
Подготовила послушница Татьяна Кладиева