чип карта свободные руки что это
Почему мне нравится ключ-карта Рено
Начну потихоньку рассказывать про приятные фишки моего Renault Fluence. Для начала немного эмоций. Как же, все таки, приятно пользоваться благами современной автоинженерии! Многие меня не поймут, но у меня это первый автомобиль (из четырех) с четырьмя стеклоподъемниками и климат-контролем. Так что, радоваться мне есть чему, а тут еще и крутые опции! Сегодня говорю про функцию «Свободные руки», которой пользовался на тестовых тачках и теперь юзаю на своей.
Renault не первый год комплектует свои автомобили ключами-картами, или чип-картами, для удобного открытия/закрытия автомобиля и полного отказа от ключей в принципе. До недавнего времени, к слову, я и не знал, что в карте ключ таки спрятан, для его извлечения надо нажать на серую кнопочку на торце и вытянуть ключ за ушко.
Но он нужен только в том случае, если в карте разрядилась батарейка, что происходит, судя по отзывам, приблизительно раз в 2 года. На ручке щели для ключа нет, она под заглушкой.
Все остальное время ваши руки могут быть свободными. Если раньше карту надо было обязательно вставлять в специальный слот на приборке, то теперь ее можно не доставать вообще. Я, к примеру, спрятал ее в кошельке в карман для визиток и кредиток, и не достаю ее. Для чего же на приборке до сих пор есть разъем для карты? Для начала – кому-то удобно возить ее там. Но также карту можно вставить в этот слот и завести автомобиль, если батарейка села, по другому не выйдет.
Чем же удобна карта? Раньше, по пути из супермаркета в машину, когда я шел с двумя большими кульками, мне надо было ставить их на пол и лезть за ключами. Теперь я просто могу попросить жену открыть багажник. Также и по приезде домой, когда я достал из багажника все вещи, мне не надо делать ничего – просто закрыть крышку и отойти на пару метров, автомобиль закроется сам. Это только одна ситуация из жизни, свободные руки – это реально удобно.
Алгоритм следующий: если карта при вас, вы подходите автомобиль, нажимаете на кнопочку на любой из ручек или на клавишу двери багажника, и автомобиль открывается. В некоторых комплектациях даже нажимать не нужно, следует просто поднести руку к ручке, под ней есть датчики. У меня они, как бы, визуально тоже есть, но, по факту, не работают, скорее всего – это заглушки.
Садитесь в автомобиль, зажимаете педаль тормоза, нажимаете клавишу запуска двигателя и можно ехать. По приезде, нажимаете на клавишу выключения двигателя, выходите и просто идете по делам, автомобиль закроется сам.
На карте, все же, есть несколько элементов управления: кнопки открытия/закрытия дверей, открытия багажника и включения фар. Двойное нажатие на кнопку закрытия автомобиля поднимет все окна, если вы оставили их открытыми. Но, после закрытия автомобиля клавишей на карте, функция «Свободные руки» отключается до следующего запуска двигателя.
Сразу появляется вопрос безопасности – это ведь не привычная сигнализация. Когда вы отходите от автомобиля и карта покидает зону действия (пару метров), руль автоматически блокируется электроприводом, а автомобиль завести становится невозможным.
Вот такая, вроде бы, мелочь, которая так сильно облегчает жизнь, что вам просто не передать. Не нужно таскать с собой ключи, а кошелек и так всегда при мне, там же и документы. К тому же, ничего не бьется о приборку и не гремит.
Установка свободных рук Keyless-Go
Огромное спасибо моему другу Artas20 за подготовку этой бомбы! Без его помощи все заняло бы больше времени.
Итак начнем с вводного урока. Данная функция реализована как программно так и аппаратно.
Основной блок который управляет всем этим функционалом это блок UCH он же ЦКБС.
Видов блоков этих 2. С радио модулем и поддержкой СР, и без.
Отличить есть ли поддержка СР проще пареной репы. Если есть голубой разъем — значит есть. Слева блок как стоял у меня с завода, вместо разъема шиш, а значит ср нет…
Но это не беда. При помощи программных средств имеющихся у меня на вооружении www.megane2.by я получаю пин автомобиля. Имея его я могу менять что мне захочется — ЦКБС, ЭБУ, карточку, замок и тд.
В общем первым действием в нашей эпопее является клонирование ЦКБС в блок с СР и ввод моего пина. Без пина его не завести — забудьте вообще. Вообще блок склонирован, пин введен. Теперь немаловажно включить в блоке поддержку СР. В МТС файле ставим вместо SOP01c — 02 либо 03 в зависимости от того что за машина. В моей 03. Ну и делаем автоконфиг ЦКБС.
Все СР активированы
Переходим к следующему действию. В 90% европейских машин есть разъем в районе кулиссы для антенны СР.
В мегане 3 он спрятан сразу за разъемом обд чуть выше над ним вставлен в перекладину. Если кому сложно выкавырять придется временно снять подлокотник — тогда доступ к нему лёгок.
Для проверки работоспособности берём антенну.
Она бывает как белая, так и черная и коричневая. Я вставил черную.
Касательно внутренней оснастки карты — все очевидно. На карта с СР другой транспондер и есть антенны.
Убираем все лишнее и оставляем только 6 хвостиков для 3 антенн. Паяем 3 витые пары проводов. Сечение самое малое у меня 0.25 автопровод.
Для дальнейшего надо снять по левой стороне пластики и водительское сиденье. Сиденье снимается чтобы под половины протащить провод для антенны подлокотника. Туда идёт провод с пинов 1 и 2 в разъёме.
С разводкой антенн закончено.
Проверено — багажник видит хозяина. В салоне карта видна во всех местах.
————
Но мне проще было допиновать мой.
Я добавил 3 пина, а 4й провод берется с силового разъема стеклоподъёмника (толстенный черный с белой полосой)
Пины на антенну — 3D4D
Пины на кнопку — 3С7С (7С это тот самый силовой к нему и паяем)
Когда всех запиновано тянем свои провода и укладываем паралельно штатной проводке.
Ну и ведём, привязывая хомутиками и обратно в дверь а ручке
Теперь меняем ручку. Снимаем старую
Ставим новую — с проводом и кнопкой
Ну и подключаем все.
Теперь наС есть СР! Дело сделано.
[43] Установка свободных рук. Часть 1. Теория.
После установки блока ЦЭКБС N3 и приобретения ключа со свободными руками, установил антенны в салоне. Наконец то выдались теплые свободные деньки. И теперь можно устанавливать ручки.
Ну как обычно, начинаем с изучения ТН и схем.
Общий принцип работы:
ЦЭКБС участвует в осуществлении следующих пяти функций (выполняемых несколькими ЭБУ):
1. Проверяемая функция «Доступ и противоугонная система»
Данная функция подразделяется на три подфункции: Доступ в автомобиль, Защита от угона и Запуск
двигателя.
Функция ДОСТУП И ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА подразделяется на три подфункции:
Доступ, Противоугонная система и пуск двигателя.
Число карточек Renault, зарегистрированных на один автомобиль не превышает 4. Ни одна из карточек Renault не является основной.
1 ФУНКЦИЯ «ДОСТУП И ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА»
1.1 ПОДФУНКЦИЯ «ДОСТУП В АВТОМОБИЛЬ»
На Megane II она обеспечивает:
Если автомобиль оборудован системой «свободные руки«:
– отпирание в режиме «свободные руки» всех открывающихся элементов автомобиля путем перекрытия светового пучка оптического датчика в ручке одной из дверей,
— отпирание в режиме «свободные руки» только двери задка при нажатии на выключатель отпирания двери задка,
– принудительное запирание в режиме «свободные руки» (нажатием на выключатель запирания в ручке
двери или на выключатель, расположенный в логотипе на двери задка).
1.1.4 Автоматическое запирание дверей после отпирания:
Автоматическое повторное запирание происходит, если в течение 2 минут после отпирания в режиме
«свободные руки» или с ПДУ карточки не открывается какая-либо дверь.
1.1.5 Принцип отпирания-запирания дверей в режиме «свободные руки»:
1 Оптические датчики со стороны переднего пассажира
2 Оптические датчики со стороны водителя
3 Выключатели запирания в ручках дверей и двери задка.
4 Выключатель отпирания двери задка/заднего стекла.
5 Антенны доступа
6 Электроприводы замков открывающихся элементов кузова
7 Карточка Renault
а. Основные элементы системы доступа «свободные руки»:
– карточка Renault,
– ЦЭКБС,
– оптические датчики наличия руки в ручках дверей,
– антенны доступа встроены в наружные ручки дверей и в дверь задка, *
– выключатели запирания в ручках дверей,
– электроприводы замков открывающихся элементов кузова.
b. Отпирание в режиме «свободные руки»:
При обнаружении взятия рукой за ручку двери (перекрытии световых пучков) или нажатия на выключатель отпирания багажного отделения ЦЭКБС выдает на антенны сигнал частотой 125 кГц и опрашивает зону доступа в автомобиль (первой получает сигнал антенна в двери водителя). Если карточка Renault находится в зоне действия системы доступа, она выдает на ЦЭКБС ответный сигнал частотой 433 МГц. Если ЦЭКБС опознает карточку Renault, он выдает на электроприводы замков запрос на отпирание всех дверей или только багажного отделения.
Отпирание всех дверей автомобиля в режиме «свободные руки» происходит следующими этапами:
1 Пользователь берется рукой за ручку одной из дверей, оптической датчик которой выдает сигнал присутствия руки.
2 Если режим «свободные руки» карточки Renault не заблокирован, ЦЭКБС посылает кодированный сигнал частотой 125 кГц на антенну доступа (в первую очередь опрашиваются антенны со стороны нахождения карточки).
3 Если карточка Renault опознает код, она посылает на ЦЭКБС ответный кодированный радиосигнал частотой 433 МГц.
4 ЦЭКБС проверяет правильность кода карточки Renault и выдает команду на электропривода замков.
* (3 или 5 антенн доступа в зависимости от числа дверей и даты выпуска автомобиля)
Необходимые условия:
– Перекрытие одного из световых пучков оптического датчика в ручке двери или нажатие на выключатель отпирания багажного отделения или открывающегося заднего стекла.
– Обнаружение антеннами допуска наличия карточки автомобиля.
– «+» после замка зажигания не подается.
– Не должно быть запрета на действие карточки в режиме «свободные руки» (действие карточки Renault на запуска двигателя или доступ в автомобиль в режиме «свободные руки» запрещается, если она осталась в автомобиле при его запирании; этот запрет отменяется, если наличие карточки обнаружит одна из антенн при отпирании автомобиля).
Возможные состояния функции отпирания:
ЦЭКБС получает запрос на отпирание в результате перекрытия одной из световых пучков в ручках дверей. Подача электропитания на датчики может быть проверена с помощью состояния ET054 «Подача электропитания на оптические датчики».
Работа датчиков проверяется через состояния ET055 «Передний оптический датчик со стороны водителя», ET056 «Задний оптический датчик со стороны водителя», ET057 «Передний и задний оптические датчики со стороны пассажира» и состояние выключателя двери задка ET060 «Выключатель запирания на двери задка». Выдача запроса на отпирание двери задка отображается через состояние ET061 «Запрос на отпирание двери задка». Выдача запроса на открывание заднего стекла отображается через состояние ET062 «Запрос на открывание заднего стекла».
Уровень питания, примененный на автомобиле, отражается состоянием ET014 «Управляемый уровень питания».
Команда AC037 «Диагностика передающих антенн» обеспечивает приведение в действие антенн для вывода возможных неисправностей.
Команды AC032 «Проверка наружных антенн со стороны водителя», AC033 «Проверка наружных антенн со стороны пассажира» и C034 «Проверка наружных антенн двери задка» обеспечивают проверку зон покрытия по отдельности. Если карточка находится в опрашиваемой зоне, подсветка считывающего устройства карточки мигает. Команда действует в течение 1 мин.
Эти команды обеспечивают проверку зон действия системы доступа «свободные руки» вокруг автомобиля и действуют даже в случае, если карточка «свободные руки» зарегистрирована не на данный автомобиль.
c. Отпирание в режиме «свободные руки» только багажного отделения:
При нажатии на выключатель отпирания багажного отделения ЦЭКБС получает сигнал запроса на отпирание (состояние ET061 «Запрос на отпирание двери задка»). ЦЭКБС выдает сигнал частотой 125 кГц на антенны доступа.
Если карточка Renault находится в зоне доступа (сначала опрашивается антенна со стороны багажного отделения, затем антенны с обеих сторон автомобиля), она выдает на ЦЭКБС ответ на частоте 433 МГц.
Если ЦЭКБС опознает карточку, он выдает команду на отпирание только багажного отделения.
d. Запирание в режиме «свободные руки»:
Обнаружив нажатие на выключатель запирания в ручке двери, ЦЭКБС выдает на антенны доступа сигнал частотой 125 кГц. Если карточка Renault находится в зоне действия системы доступа, она выдает на ЦЭКБС ответный сигнал частотой 433 МГц. Если ЦЭКБС опознает карточку (если она не находится в зоне действия функции запуска двигателя в режиме «свободные руки»), он выдает на электроприводы замков команду на запирание.
Если при этом в автомобиле находится какая-либо другая карточка, запирание происходит, но находящаяся в автомобиле карточка временно утрачивает свои функции доступа в режиме «свободные руки» и запуска двигателя в режиме «свободные руки» вплоть до следующего отпирания дверей (запрет на действие карточки.
Запирание дверей автомобиля в режиме «свободные руки» происходит следующими этапами:
1) Пользователь нажимает на один из выключателей запирания в ручке двери или на двери задка
(внутри логотипа).
2) Если режим «свободные руки» карточки Renault не отменен, ЦЭКБС выдает кодированный
радиосигнал частотой 125 кГц на антенны доступа (опрашивая сначала антенны, расположенные со стороны двери, за ручку которой взялись рукой), и на антенны запуска двигателя.
3) Если карточка Renault опознает код, она посылает на ЦЭКБС ответный кодированный радиосигнал частотой 433 МГц.
4) Если ЦЭКБС обнаруживает наличие хотя бы одной карточки Renault в зоне действия системы доступа и опознает ее (хотя бы одной карточки Renault, которую обнаруживают наружные антенны и не обнаруживают антенны запуска; такая проверка необходима, чтобы предотвратить запирание автомобиля с оставленной в нем карточкой), он выдает команды на электроприводы замков.
5) Если ЦЭКБС обнаруживает наличие внутри автомобиля других карточек, он выдает запрет на действие этих карточек в режиме «свободные руки» (доступ и запуск) вплоть до следующего отпирания автомобиля.
Необходимые условия:
– Наличие хотя бы одной карточки автомобиля, которую обнаруживают антенны допуска и не обнаруживают антенны запуска.
– Все двери закрыты.
– Карточки в считывающем устройстве нет.
– «+» после замка зажигания не подается.
– Не должно быть запрета на действие карточки в режиме «свободные руки» (действие карточки Renault на запуска двигателя или доступ в автомобиль в режиме «свободные руки» запрещается, если она осталась в автомобиле при его запирании; этот запрет отменяется, если наличие карточки обнаружит одна из антенн при отпирании автомобиля).
1.1.9 Особенность электропроводки двери задка:
В зависимости от типа автомобиля применяется разная электропроводка электропривода замка двери задка:
– Фаза 1 механизмы с функцией «свободные руки»: автомобилей выпуска до 17.01.05 г. для типа BCEJRK и до 10.01.05 г. для типа L.
1 Считывание запроса на отпирание двери задка
2 Считывание состояния дверь задка открыта
3 Управление электродвигателем
4 Электродвигатель привода замка двери задка
– Фаза 2 механизмы с функцией «свободные руки»: автомобилей выпуска после 10.01.2005 г. для типа BCEJRK и после 17.01.2005 г. для типа L.
1.1.12 Особенности проводки задних антенн доступа на 5-дверном автомобиле:
В зависимости от даты выпуска автомобиля встречаются 2 варианта установки задних антенн доступа:
— Автомобили выпуска до января 2007 г.:
В наружных ручках всех дверей установлены одинаковые антенны доступа.
— Автомобили выпуска с января 2007 г.:
– В наружных ручках задних дверей антенны доступа не установлены.
– Антенны доступа в наружных ручках передних дверей такие же, как на 3-дверных автомобилях.
Конфигурация автомобиля определяется путем подачи команды считывания конфигурации LC122 «ЗАДНИЕ АНТЕННЫ ДОСТУПА» и вводится путем подачи команды конфигурирования CF224 «ЗАДНИЕ АНТЕННЫ ДОСТУПА».
1.4.1.3 Оптические датчики присутствия, встроенные в ручки дверей (автомобили с системой «свободные руки»):
Оптические датчики присутствия информируют ЦЭКБС о поступлении запроса на отпирание всех замков автомобиля в режиме «свободные руки» в результате перекрытия инфракрасного пучка в одной из ручек (при взятии за ручку рукой).
Это обнаружение присутствия является началом процедуры доступа в автомобиль в режиме «свободные руки».
Для экономии электроэнергии аккумуляторной батареи оптические датчика запитываются напряжением 12 В только в течение 72 часов с момента последней перемены состояния автомобиля «заперт/отперт». По истечении этого срока следует потянуть за ручку двери, которая воздействует на выключатель, активирующий ЦЭКБС, который подает питание на оптические датчики. При этом следует потянуть за ручку
два раза, после чего дверь отопрется при условии, что карточка опознана.
Сигнал от выключателя выдается параллельно с сигналом оптического датчика: при активации оптического датчика или выключателя сигнал проходит в ЦЭКБС путем соединения цепи этого сигнала с «массой». При удержании ручки в вытянутом положении, сигнал от выключателя не является постоянным.
1.4.1.4 Антенны доступа, встроенные в ручки дверей (автомобили с системой «свободные руки»):
Антенны системы доступа, встроены в ручки дверей и дверь задка, Съемной является только антенна в двери задка.
Управление этими антеннами осуществляет ЦЭКБС в следующем порядке:
– прежде он определяет, с какой стороны автомобиля расположена ручка двери, за которую взялись рукой,
– затем, если наличие карточки не обнаружено, ЦЭКБС опрашивает антенны с другой стороны автомобиля,
– если наличие карточки снова не обнаружено, ЦЭКБС опрашивает заднюю антенну.
Примечание:
5-дверные модификации выпуска до января 2007 г. и 3-дверные модификации отличаются разными
антеннами доступа в наружных ручках дверей.
На 5-дверных модификациях выпуска после января 2007 г. нет антенн нет антенн доступа в наружных
ручках дверей, а антенны доступа в наружных ручках передних дверей такие же, как на 3-дверных
модификациях.
1.4.1.5 Выключатели запирания, встроенные в ручки дверей и логотип на крышке багажника
(автомобили с системой «свободные руки»):
Выключатели служат для запирания дверей. Выключатели несъемные, за исключением выключателя на двери задка, который независим от выключателя в логотипе. При нажатии на один из выключателей одна из цепей ЦЭКБС соединяется с «массой», и по ней передается информация о запросе на запирание автомобиля. Начинается опрос антенн системы доступа в автомобиль.
Ну прочитав все данное вы понимаете принцип работы системы Свободные Руки.
Осталось Посмотреть схему соеденения всего этого в машине.
1083, 1084, 1085, 1086 — Оптические датчики.
1374, 1375, 1376, 1377 — Антенны с кнопкой в ручках (Доступа).
1378 — Антенна багажника.
1409 — Кнопка багажника.
1396, 1397, 1398 — Внутренние антенны (Запуска).
645 — ЦЭКБС.
И распиновка разъема PE3 блока ЦЭКБС N3.
PE3 (40-контактный разъем) ДЕРЖАТЕЛЬ МОДУЛЯ СЕРОГО ЦВЕТА
Проблема, которой нет. «Свободные руки»
Предвидя пул определённых комментариев, спешу напомнить уважаемым читателям, что этой МОЙ бортовой журнал, в котором я пишу СВОИ ощущения от использования автомобиля, пишу вещи, которые МНЕ неудобны, раздражают или просто нравятся или не нравятся. Даже если кому-то это приносит вселенскую радость или мирское удовлетворение. Так что если уж критикуете, то имейте уважение, критикуйте аргументированно, а не просто «бред».
Ладно, покончим с прелюдиями. В бой.
Есть вещь, которая меня чем-то радует, а чем-то раздражает. Это функция «свободные руки».
В общем и целом, меня эта система радует. Я рад, что она есть на этом авто. Для человека, который никогда до этого ею не пользовался, я привык к ней довольно быстро и сейчас я почти не достаю ключ из сумки.
Пока я не знаю, как поведёт себя эта система зимой, когда, например, надо «крутить» двигатель, как ключом, чуть подольше. Может дольше жать эту кнопку, а может и не понадобится совсем. Ну да ладно. Будем решать проблемы по мере их поступления. Сейчас вопрос другой.
Про проблему, о которой я пока ни у кого не читал (а значит не существует) и которая лично мне доставляет неудобства.
Итак, что происходит, когда я приезжаю куда-либо с ребенком, который сидит в своем детском кресле за пассажирским сидением, справа? А бывает это постоянно.
Надо сделать ремарку, что обычно, в 90% случаев (если нет тому объективных препятствий) я паркуюсь «задом», то есть оставляю машину лицом к проезжей части. Сзади обычно остаются либо какие-нибудь кусты, стена, либо бордюр (ага, не поребрик, а именно бордюр).
Я глушу машину, беру свою сумку с ключами, которая лежит либо лежит между сидениями, либо на пассажирском, выхожу из машины, вешаю её себе на плечо, обхожу машину спереди (так как сзади у нас стена, кусты, деревья и т.д.), чтобы отстегнуть и вытащить ребёнка и как раз в районе переднего левого крыла меня ждёт «Пип» и машина закрывается. Обойдя капот, приходится снова открывать её, нажав кнопку на пассажирской двери, снова этот «Пи-Пип», дальше всё по плану — вытаскиваем ребёнка, закрываем дверь и идём. Машина закрывается «ПИП!».
Соответственно, мне не нравится, что приходится лишний раз открывать машину и что она в принципе лишний раз закрывается. Плюс всё это сопровождается сигналами постановки и снятия с охраны дополнительной сигнализации. Я хочу просто обойти машину спереди, как сзади. Всё.
Причина такого поведения понятна:
Зона действия «Свободных рук» нарисована в инструкции.
За такие зоны отвечают специальные антенны. Сейчас не смогу вспомнить, но где-то мне попадалась на глаза схема расположения антенн запирания дверей. Их у нас то ли 2, то ли 3. Вопрос: «Почему бы не добавить ещё одну под капот?» повергает в ужас, шок и трепет представителей компании Рено, которые мне попадались.
Впрочем, я пока только встал на путь разбора проблемы. Иногда я замечаю, что даже выделенные зоны не работают как надо. То сработка идёт возле самой двери, то наоборот, отходишь метра на три, а она не закрывает. Думаю как-нибудь заморочиться и с рулеткой нарисовать себе реальную зону работы ключа.
Наибольший опыт общения с этой системой, как я понял, у владельцев Рено Меган. Причём, судя по инструкциям, замена этих антенн — дело несложное. А вот как дело с радиусом действия и количеством — пока непонятно.
И пока не нашёл, как эта же система реализована у других производителей. Но я только начал копать.