честолюбие это что такое в православии
Что значит честолюбие и честолюбивый человек
Это слово произносится достаточно часто. Честолюбие — качество, без которого невозможно достичь успеха, или порок, растлевающий общество? Давайте разбираться, в чем оно выражается, как от него избавиться или развить.
Что это такое
Изначально термин обозначал стремление к славе, но сейчас его зачастую употребляют в ином, измененном смысле.
Происхождение слова
В одном определении сливаются слова «честь» и «любовь». В прошлом те же корни составляли другое слово — «любочестие».
Значение термина «честь» по словарям русского языка:
По В.В. Колесову, внутренняя форма чести — это «часть, исходящая от людей», отражение существующих в обществе форм внешней регуляции поведения. Честолюбивость — это стремление добиться высокого положения, приобрести славу, известность.
Значение понятия в христианстве
В различных ветвях христианства такое качество рассматривается по-разному. Лютеранство и протестантизм указывают на святость любого труда. Для них состоятельность и богатство являются приемлемыми. Представители этой конфессии — самые богатые христиане.
В православии же данная черта характера считается однозначно негативной, так как противоречит концепции любви к ближнему, является грехом. Она воспринимается как пагубный порок, не соответствующий учению Иисуса Христа, который был идеалом смирения и праведности.
Определение в философии
Термин означает свойство характера, которое проявляется в четко выраженных личностных целях, мотивах и методах достижения известности, почетного положения, первенства, признания в какой-либо сфере деятельности.
Значение слова «честолюбие» имеет положительную интерпретацию только в том случае, когда человек, стремящийся заработать «честь», совершает благие поступки, не ущемляя прав и свобод других людей, поднимается по карьерной лестнице с достоинством и честью.
Во многом данное качество сходно с тщеславием. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются индивидом лишь постольку, поскольку они согласуются с его личными запросами. Оно связано с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды.
Под амбициозностью подразумевается стремление к воплощению намеченных планов. Основными целями являются достижение высокого положения и определенного статуса в обществе. При любых амбициях стоит учитывать мотивы, которые побуждают индивида к успеху. Но если стремлениями все и заканчивается, то они могут выглядеть нелепо.
Тщеславие делают индивида эгоистичным и даже неприятным для других. Завышенная самооценка перестает соответствовать текущим условиям. Человеку уже кажется, что у него есть право навязывать другим свое мнение, он становится неуживчивым в коллективе, ему сложно найти общий язык с окружением. Жажда успеха вынуждает вступать в сделку с совестью, идти ради победы по головам.
Здоровые честолюбивые и амбициозные помыслы помогут достичь успеха в жизни, но если индивид подвержен гордыне и тщеславию, то он рискует остаться одиноким, с обилием душевных травм и эмоциональных блокировок.
Положительные и отрицательные стороны
Такая черта характера имеет положительные и отрицательные аспекты. Считается, что многим достижениям человечества не суждено было совершиться без этого качества.
В ситуации, когда удовлетворение своего эго занимает первое место, а благо общества — второе, то ничего хорошего ждать не приходится. У личности присутствует деструктивный комплекс из ненависти, зависти и высокого самомнения. В результате случается духовный надлом.
Если при наличии честолюбивых замыслов отсутствуют положительные качества, то они проявятся негативно. Если же наравне с ними присутствуют решимость и ответственность, то обладателю этих качеств все под силу. Гипертрофированное качество по своим проявлениям приближается к тщеславию.
Позитивные проявления честолюбия:
Без развития этого качества трудно достичь успеха в соревнованиях и конкурсах, но довольно часто встречаются ситуации, когда честолюбивая личность напрочь забывает об этике и морали.
Кто такой честолюбивый человек
В широком смысле слова быть честолюбивым — значит искать славы и почета.
Определение фразы
В психологии честолюбивая личность — это индивид, который находится в постоянном поиске почитания и уважения со стороны других. Ему нравится, когда остальные восхищаются его подвигами и успехами. Таких людей можно встретить как в литературе, так и в реальной жизни. Персонаж с именем Честолюбец встречается в популярной сказке для взрослых. Антуан де Сент-Экзюпери во всей красе представляет человека в «Маленьком принце», жаждущего поклонения и восхищения в свою сторону.
Признаки честолюбца
Термин разбивается на два слова: «честь» и «любить». Словосочетание «любить честь» имеет положительный оттенок только в том случае, если желающий чести человек действительно совершает хорошие поступки и добивается успехов на пути к своей цели. Иная сторона этого аспекта — стремление добиться поставленных задач любой ценой, при этом ущемляя интересы окружающих и ставя себя выше других.
Признаки, по которым можно определить, кто такой честолюбец:
В ролике описаны невротические проявления данной черты характера.
Амбициозность — хорошо или плохо
С латинского языка ambitio переводится как «чрезмерное самомнение и обостренное самолюбие». Это претензии на уважение и признание, уверенность индивида в том, что он достоин самого лучшего.
Отличительные свойства амбиций:
Итак, быть амбициозным человеком — хорошо или плохо? С одной стороны, такие люди настойчиво добиваются своих целей. К тому же ни одна женщина не взглянет на мужчину, не имеющего больших планов на будущее. С другой стороны, это качество может приобретать очень негативные и деструктивные проявления.
Самое главное — достичь баланса между тем, чтобы добиваться своего, и тем, чтобы при этом не вредить другим. Если индивид хорошо воспитан и понимает, что при достижении поставленных целей не нужно ущемлять интересы других, наступать на их достоинство, то он добьется желаемого, не заводя себе врагов и недоброжелателей.
Необходимо добиваться желаемого, но не нужно при этом быть слепым и не замечать других людей. Следует выбрать мудрого опытного покровителя и доверять ему, соизмерять свои возможности с задачами, а также иметь достаточно здравого смысла, чтобы в случае неудач не винить никого, кроме себя, и извлекать из них ценный опыт.
В ролике разобран вопрос о важности целеустремленности в жизни.
Как избавиться от честолюбия
Православная вера говорит об идеале смирения: «кто унижает себя, тот возвысится». Конечно, речь идет не о каком-либо мазохизме и подобных болезненных наклонностях.
Корни этой характеристики личности лежат в детстве. Если ребенка всегда учили быть первым, делать все «лучше всех» и преуспевать во всех видах деятельности, то в нем может развиться желание получать похвалу и почести за проделанную работу. Следует помнить, что данное качество имеет свои преимущества и недостатки.
Если же индивид почувствовал, что хочет избавиться от этого, то стоит обратиться к своему детству. Существуют различные тренинги и упражнения, которые позволяют «перевоспитать» себя. Важный пункт в любом из таких упражнений — это определение самооценки и ее правильный анализ.
Самооценка может быть:
Идеальный показатель — это адекватная самооценка. В некоторых случаях честолюбивые люди действительно добиваются больших успехов. Яркий тому пример — Стив Джобс. Он считал себя амбициозной, в меру эгоистичной личностью, которая резко реагирует на критику.
Каждый сам решает, является ли данное качество положительным или отрицательным, а затем принимает решение, нужно избавляться от него или развивать.
Видео
В ролике разобран вопрос о том, как стать нечестолюбивым.
Вопрос 131. О честолюбии
Далее мы должны исследовать честолюбие, под каковым заглавием наличествует два пункта:
1) является ли оно грехом;
2) противостоит ли оно величавости со стороны избыточности.
Раздел 1. Является ли честолюбие грехом?
С первым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что честолюбие не является грехом. В самом деле, честолюбие означает желание чести. Но сама по себе честь является благом, причём наибольшим из внешних благ, по каковой причине не заботящихся о чести принято порицать. Следовательно, честолюбие не является грехом и даже заслуживает похвалы в той мере, в какой похвально желание блага.
Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что любовь «не честолюбива, не ищет своего» 111 ( 1Кор. 13:5 ). Но всё, что противно любви, суть грех. Следовательно, честолюбие является грехом.
Отвечаю: как уже было сказано (103, 1), честь означает почтение, оказываемое человеку в удостоверение его превосходства. Затем, в отношении человеческой чести до́лжно принимать во внимание две вещи. Первой является та, что сообщающим человеку превосходство над другими он обладает не благодаря себе, но оно, если так можно выразиться, присутствует в нём божественно, и потому с этой точки зрения честь по преимуществу приличествует не ему, а Богу. Второй вещью, которую не следует упускать из виду, является та, что Бог предоставляет человеку превосходство для того, чтобы тот мог приносить пользу другим, и потому человеку должно нравиться то, что другие удостоверяют его превосходство, только в той мере, в какой это даёт ему возможность приносить пользу другим.
Таким образом, желание чести может быть неупорядоченным трояко. Во-первых, когда человек желает признания превосходства, которого у него нет, то есть желает большей чести, чем он заслуживает. Во-вторых, когда человек желает, чтобы честь усваивалась только ему без отнесения её к Богу. В-третьих, когда желание человека довольствуется самой честью без определения её к пользе других. И коль скоро честолюбие означает неупорядоченное желание чести, то очевидно, что оно всегда является грехом.
Ответ на возражение 1. Желание блага до́лжно сообразовывать с разумом, нарушение же этого правила есть грех. Таким образом, желание чести, которое не соответствует порядку разума, греховно, и те, которые не заботятся о чести, сообразованной с разумом, который предписывает избегать того, что противно чести, заслуживают порицания.
Раздел 2. Противостоит ли честолюбие величавости со стороны избыточности?
Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что честолюбие не противостоит величавости со стороны избыточности. В самом деле, у одного среднего есть только один противный ему с одной стороны предел. Но мы уже показали (130, 2), что со стороны избыточности величавости противостоит превознесение. Следовательно, честолюбие не противостоит ей со стороны избыточности.
Возражение 2. Далее, величавость связана с почестями, тогда как честолюбие, похоже, связано с высоким положением, в связи с чем читаем, что «священноначалия честолюбиво искал Иасон» 114 ( 2Мак. 4:7 ). Следовательно, честолюбие не противостоит величавости.
Возражение 3. Далее, честолюбие, похоже, связано с показной пышностью; так, [в Писании] сказано, что «Агриппа и Вереника. с великою пышностью (ambitione) вошли в судебную палату» 115 ( Деян. 25:23 ); и ещё, что когда Аса умер, для него сожгли «благовония и различные искусственные масти» с великой пышностью (ambitione) 116 ( 2Пар. 16:14 ). Но величавость не связана с показной пышностью. Следовательно, честолюбие не противостоит величавости.
Этому противоречит сказанное Туллием о том, что «чем более человек выходит за пределы величавости, тем более он желает единолично властвовать над другими». Но это связано с честолюбием. Следовательно, честолюбие указывает на избыточность величавости.
Отвечаю: как уже было сказано (1), честолюбие означает неупорядоченную любовь к чести. Затем, величавость связана с почётом и использует его надлежащим образом. Отсюда очевидно, что честолюбие противостоит величавости как неупорядоченное – тому, что хорошо упорядочено.
Ответ на возражение 1. Величавость связана с двумя вещами. С одной она связана как со своею целью, и это – некое адекватное способности величавого великое деяние, которое он пытается совершить. В указанном отношении величавости со стороны избыточности противостоит превознесение, поскольку превозносящийся пытается совершить то великое, которое не адекватно его способности. Второй вещью, с которой величавость связана как со своей материей, является честь, которую она использует надлежащим образом, и в этом отношении величавости со стороны избыточности противостоит честолюбие. Ведь нет ничего невозможного в том, чтобы одно среднее было превышено в разных отношениях.
Ответ на возражение 2. Занимающим высокое положение честь приличествует в силу некоторого превосходства их состояния, и потому неупорядоченное желание высокого положения связано с честолюбием. Но если человек обладает неупорядоченным желанием высокого положения не ради чести, а ради правильного использования высокого положения, превышающего его способность, то он является не честолюбцем, а превозносящимся.
Ответ на возражение 3. Сама торжественность оказания внешних почестей является своего рода честью, поскольку именно так обыкновенно и выявляется честь. На это указывает Иаков, когда говорит: «Если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде. и вы. скажете ему: “Тебе хорошо сесть здесь”» и т. д. ( Иак. 2:2–3 ). Поэтому честолюбие связано с оказанием внешних почестей только в той мере, в какой оно является своего рода честью.
Часть 11. Тщеславие
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.
Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.
Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: “Чего ты хочешь?”. Она говорит Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”. Они говорят Ему: “Можем”. И говорит им: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”». (Мф. 20: 20–28).
Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.
Тщеславие прикровенное и явное
Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.
Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то. Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом. Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11–12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит. Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал». Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!
В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».
Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как авва Дорофей спросил одного из знатных горожан городка Газы: кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком». Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.
От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни. Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок – там и бесок». Бесок тщеславия.
С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее, а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем – раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я». Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.
Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».
Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.
Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.
Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него. То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них. Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.
Борьба со страстью
Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?
Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели – смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия. Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее. Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению. Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.
Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.
Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.
У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».
Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».