честный исследователь не может чем

Русский язык, 10 класс

Вопрос от Юра 413 дня назад

Отправляю к/р для тех, у кого «2». Прорешать с объяснениями. Административная контрольная работа (входящий контроль) 1 курс 2020-2021 уч. год Вариант 3 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 3) крапИва 2) свеклА 3) цЕпочка 4) порвАла 2. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ? 9) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотистая трясина, которая постепенно зарастает лесом. 10) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей. 11) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями. 12) ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни. 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 5) много облаков 3) поезжай 6) хорошо проповедовает 4) с двумястами бойцами 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Используя языковые средства выразительности, 9) речь наполняется яркими красками. 10) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма. 11) подчёркивается индивидуальность стиля. 12) мысль автора выглядит более убедительно. 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 9) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора. 10) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство. 11) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. 12) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре. 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме. 3) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4 7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 9) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку) 10) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание 11) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный 12) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность 8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 9) под..брать, пр..образ, н..илучший 10) пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост 11) в..лелеять, обе..доленный, ра..грести 12) под..ёмник, суб..ективно, выл..ешь 9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я? 9) люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т 10) стро..щийся дом, иголки кол..тся 11) крас..щие вещества, травы стел..тся 12) пен..щиеся волны, соседи разбуд..т 10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И? Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов. 5) 2, 4, 5 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 4, 5 11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 9) Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года. 10) По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю. 11) Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие. 12) (В)СКОРЕ Степан привёз почту, а ТАК(ЖЕ) продукты. 12. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ( ) и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры. 9) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 10) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 11) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 12) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Не более трех заданий в одном вопросе (если это тест) 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 3) крапИва 2. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ? 11) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДЯНИСТЫми стеблями. 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 6) хорошо проповедовает

Источник

1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Стая гусей, услышавших крик раненой птицы, какое-то мгновение (не)подвижно висела в воздухе, а затем начала быстро снижаться.
2) По вечерам ярко горели лампы и всё пел и пел свою (не)хитрую песенку старый самовар.
3) Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу.
4) Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Посещение Третьяковской галереи оставило (не)забываемое впечатление.
2) Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не)делающих тому чести.
3) Ссориться по пустякам могут только (не)умные люди.
4) Хозяева накормили (не)ожиданно приехавших гостей вяленой олениной и печёной картошкой, напоили топлёным молоком.

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Лёгкий утренний ветерок манит на простор, где в голубой дали спят леса, деревни, мельницы с (не)подвижными крыльями, зеркальные пруды.
2) Мысли о (не)оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.
3) Устремлённые в небо соборы и церкви древнего русского города производили (не)обычайно сильное впечатление.
4) Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил (не)стриженые вихры.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Многие люди, выступая перед большой аудиторией, чувствуют себя (не)уверенно.
2) Ребята пересчитали (не)использованные хлопушки и положили их под ёлку.
3) Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.
4) Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны.

5. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Казалось, (ни) что не могло поколебать его уверенность.
2) Станиславу Ивановичу (не) где было разместить жильца.
3) За дверью раздался (не) громкий шепот.
4) Вы используете идеологические, но отнюдь (не) научные аргументы.

6. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Дмитрий Анатольевич решил (ни) кому не сообщать о сделанном им открытии.
2) Игорю было до слез жалко совсем еще юных, еще (не) видевших ужасов войны новобранцев, рвущихся в бой.
3) Жизнь человеческая представлялась ему тогда сгорающей свечой, которую держит (не) кто в сером.
4) Полки с книгами и каменные стены освещало (не) яркое пламя, игравшее в камине.

7. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) (Не) приметный молодой человек, сидевший напротив меня, улыбнулся и заговорщицки подмигнул мне.
2) И скучно и грустно, и (не) кому руку подать в минуту душевной невзгоды.
3) В молодости он был далеко (не) бедным человеком, но жил не по средствам и к концу жизни остался без гроша в кармане.
4) Егор пытался привлечь внимание изо всех сил, но (ни) кто даже не посмотрел в его сторону.

8. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) (Ни) кто из нас так и не смог убедить Сашу отказаться от опасного путешествия.
2) Доказательство такой простой на первый взгляд теоремы оказалось отнюдь (не) легким.
3) (Не) что необъяснимое произошло со мной в тот момент: я вдруг почувствовал, что больше не увижу его.
4) Мать внимательно смотрела на Косина: в её глазах был (не) высказанный вопрос.

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.
1) 2, 4, 5
2) 2
3) 1, 2, 3
4) 4, 5

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Тарас Бульба н(1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына. За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.
1) 1, 3,4
2) 2
3) 3
4) 2, 3

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
(Н1)чем (н2) нарушаемой тишиной, первозданностью природы привлекла меня эта река. (Н3)что так (н4) приятно, как уха, слегка пахнущая дымком.
1) 1, 2
2) 2
3) 2,3
4) 1,3

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
(Н1) кто (н2) проронил (н3) звука. Посетители музея (н4) могли (н5) восхищаться (н6)превзойденными шедеврами живописи.
1) 1,5
2) 1
3) 3,5
4) 1,3

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Он жил словно н(1)кого вокруг себя н(2)замечал и решительно н(3)в ком н(4)нуждался.
1) 2, 4
2) 1, 3, 4
3) 1, 3
4) 2, 3, 4

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?
Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на описки виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.
1) 1, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 5
4) 4

Источник

Служебные части речи

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

7 кл. Контрольная работа по теме «Служебные части речи.

А1. Найдите ошибку в построении словосочетания.

обратите внимание на ошибки

предостеречь от неверного выбора

А2. Какое предложение содержит ошибку, связанную с неправильным построением словосочетания?

Благодаря стойкости и мужеству ленинградцев, блокадный город выстоял и победил.

Согласно указа директора нашей школы, все отличники освобождены от выпускных экзаменов.

Вопреки всем приложенным усилиям, сдать работу вовремя так и не удалось.

Наперекор общему мнению о невозможности её возвращения в спорт, гимназистка продолжала усиленные тренировки.

А3. В каком ряду представлены соединительные союзы?

А4. В каком ряду представлены причинные союзы?

для того чтобы, с тем чтобы

ввиду того что, потому что

когда, пока, лишь только

А5. Какое из слов не является частицей?

А6. Какая частица является формообразующей?

А7. В каком предложении все слова пишутся СЛИТНО?

Имейте (в)виду: правила дорожного движения (не)обходимо соблюдать (не)укоснительно.

(В)связи с (не)прибытием самолёта рейс откладывается.

(В)следствие обильного снегопада на улицах образовались автомобильные пробки.

(По)середине дороги двигался снегоочиститель.

А8. В каком предложении используется не производный предлог, а существительное с предлогом?

Мы хотели бы поговорить (на)счёт оформления реферата.

(В)виду болезни преподавателя уроки отменяются.

(На)встречу выпускников старался прийти каждый.

Купи, пожалуйста, ряженку (в)место кефира.

А9. В каком предложении ТАК(ЖЕ) пишется раздельно?

Мы долго гуляли по городу, заходили в Эрмитаж и Русский музей, так(же) в Казанский собор.

Так(же), как и моя подруга, я хочу поехать в Прагу.

На празднике дети пели, танцевали, играли, а так(же)читали стихи.

Миша, Вова, а так(же) Коля приняли участие в городской олимпиаде по литературе.

А10. В каком ряду все частицы пишутся РАЗДЕЛЬНО?

Посмотрел(бы), больно(же), скажи(ка)

Дай(ка), хорошо(ли), объяснил(бы)

Напугал(то), угадай(ка), замолчи(же),

Встретить(бы), далеко(ли), страшно(же)

А11. В каком предложении во всех словах пишется НЕ?

Н.. дождь, н.. снег, н.. склонять н.. способны испортить мне настроение.

Где бы я н.. бывал, всегда тосковал по дому.

Где я только н.. бывал!

Он н.. ризу н.. был в Петербурге.

А12. В каком предложении перед союзом И должна быть запятая?

Тем утром было тепло и солнечно и мы решили пойти купаться на наше озеро.

На школьных праздниках и концертах всегда выступают старшеклассники и малыши.

Они посмотрели все фильмы с участием этого актёра и прочитали все интервью, которые он давал в различных журналах и газетах.

Снег плотно укрыл землю своим белоснежным одеялом, накинул пушистые муфты на ветви деревьев и кустарников и надел снежные шапки на крыши домов.

А13. В каком предложении не должно быть запятой?

Мал золотник, да дорог.

Летом в лесу можно найти малину, да землянику.

Антон заходил к нам в гости не то в субботу, не то в воскресенье.

Имя А.С.Пушкина известно не только в России, но и во многих странах мира.

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.

2, 4, 5 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 4, 5

А15. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно.

Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.

Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

2,3 2) 1, 2, 4 3) 2, 4 4) 1, 3, 4

А17. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ( ) и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А18. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады.

По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски.

Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.

А19. В каком предложении на месте пропуска пишется ИИ?

Впоследств… всё выяснилось, и с него сняли ложные обвинения.

В течен… целой недели у Анфиски держалась высокая температура.

В продолжен… всего разговора она упорно молчала.

7 кл. Контрольная работа по теме «Служебные части речи.

А1. Найдите ошибку в использовании предлога.

в отпуск – из отпуска

на работу – с работы

на каникулы – с каникул

А2. Какое предложение содержит ошибку в употреблении предлога БЛАГОДАРЯ?

Благодаря маме я научилась плавать.

Благодаря теплу в апреле начали цвести тюльпаны.

Благодаря туману нам удалось скрыться.

Благодаря туману поход в горы был отменён.

А3. В каком ряду представлены условные подчинительные союзы?

А4. В каком ряду представлены разделительные союзы?

А5. Какая частица является усилительной?

А6. Какая из частиц не является вопросительной?

А7. В каком предложении используется не производный предлог, а существительное с предлогом?

1Мы хотели бы поговорить (на)счёт оформления реферата.

2(В)виду болезни преподавателя уроки отменяются.

3(На)встречу выпускников старался прийти каждый.

4Купи, пожалуйста, ряженку (в)место кефира.

А8. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

Петя пришёл посоветоваться (НА)СЧЁТ домашнего задания.

(В)НИЗ сумки бабушка уложила яблоки и груши.

(НА)ВЕК наших бабушек и дедушек выпало немало испытаний.

(В)ДАЛИ туманной едва просматривались очертания противоположного берега.

А9. В каком предложении ТО(ЖЕ) пишется слитно?

Сегодня на уроке математики мы делали то(же) самое, что и вчера.

Надень то(же) платье, в котором ты была на дне рождения.

Я то(же) искренне рада нашей встрече.

Вы снова сделали ошибку на то(же) правило.

А10. В каком предложении все частицы пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?

Подумай(ка), известно(ли) тебе, каково расстояние от Земли до Солнца?

Посмотри(ка), снег(то) за ночь весь растаял!

Говори(же), привёз(ли) подарки?

Решали(бы) вместе эту задачу, ведь (по)одному трудно(же).

А11. В каком предложении пишется НИ?

Кого сегодня к доске н.. вызывали, тот будет отвечать завтра.

Кого н.. спрашивали об Иване, все говорили о нём только хорошо.

Он н.. мог н.. знать об этом.

Миша был н.. хорошим, а лучшим другом.

А12. В каком предложении перед союзом И не должно быть запятой?

Он рассказывал о морях и дальних странах, об айсбергах и акулах, и все мальчишки мечтали вырасти и стать капитанами.

И Миша, и Саша, и даже Наташа уже сделали уроки и пошли гулять.

Он старался и играл на фортепьяно каждый день, и первые успехи не заставили себя долго ждать.

Пока бабушка готовила ужин, и накрывала на стол, мы помогали дедушке собирать красную смородину.

А13. В каком предложении ПРОПУЩЕНА запятая?

Жди меня, и я вернусь, только очень жди!

Если жизнь тебя обманет не печалься, не сердись.

Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Сколько н(1) просили Митю сходить за хворостом, он н(2)произнёс н(3) единого слова и даже н(4)чем н(5) показал, что слышит своих спутников.

1, 3, 4 2) 2, 3, 4, 5 3) 1, 2, 5 4) 3, 4

А15. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.

Иной писатель кажется великаном (ПО)ТОМУ, что стоит (В)РОВЕНЬ с читателем.

К родителям относись ТАК(ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО(БЫ) твои собственные дети относились к тебе.

ПО(ТОМУ), как он замолчал, а ТАК(ЖЕ) по его виноватому взгляду, Серпилин почувствовал, что перед ним стоит человек, не умеющий защитить себя.

А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3

А17. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

По ночам земля быстро выхолаживалась ( ) и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А18. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

Много желал однако ничего не поймал.

Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

А19. В каком предложении на месте пропуска пишется ИИ?

Впоследств… всё выяснилось, и с него сняли ложные обвинения.

В течен… целой недели у Анфиски держалась высокая температура.

В продолжен… всего разговора она упорно молчала.

7 кл. Ответы Контрольной работы по теме «Служебные части речи.

Источник

ДАЮ 80 БАЛЛОВ ЗА 2 ЗАДАНИЯ.

В6. Среди предложений 15-25 найдите сложное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.
В7. Какое из предложений 15-22 связано с предыдущим с помощью местоименного наречия? Напишите номер этого предложения.

(15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. (17)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучёными?

(22)Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеучёных. (25)У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

Источник

Урок по русскому языку «Отрицательные частицы НЕ и НИ» (7 класс)

честный исследователь не может чем. Смотреть фото честный исследователь не может чем. Смотреть картинку честный исследователь не может чем. Картинка про честный исследователь не может чем. Фото честный исследователь не может чем

Отрицательные частицы НЕ и НИ

— дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ, формирование умения определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать НЕ и НИ с различными частями речи;

— конструировать предложения, обогащение речи учащихся, работа с фразеологизмами;

— развивать самооценку, воспитывать культуру речи через умение четко, лаконично выражать в связной речи свои мысли, тем самым проявлять интерес к языку.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. В ходе урока каждому из вас представится возможность получить оценку, причем что это будет за оценка, зависит только от вас. (Дети выбирают одного ученика, который будет вести учет знаний)

2. Фронтальный опрос. (За правильный ответ 0,5 балла)

Определите часть речи:

Назовите разряд частицы:

а) бы (формообр.); б) вот (указательная);

в) уж (усилительная); г) неужели (вопросительная).

Отметьте формообразующие частицы:

Отметьте дефисное написание частиц:

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

а)отрицательные; б)формообразующие;
в)противительные; г)модальные.

6.Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к____________ (вопросительным)

3. Объяснение нового материала

На доске записано предложение:

Честный исследователь н.. может, чем бы он н.. занимался, оказаться в ряду лжеученых: он н.. пойдет н.. на обман коллег, н.. на искажение фактов

Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы, а правильно ли они это сделали, они выяснят в конце урока.

— Я надеюсь, что сегодня вы проявите себя как настоящие исследователи, и первое задание: назовите тему урока (Отрицательные частицы НЕ и НИ).

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.

— Как вы думаете, каков основной вопрос, который мы должны решить в ходе урока? (Когда пишется НЕ и когда НИ)

Дети чертят в тетради таблицу, которая заполняется в ходе урока

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание. Нельзя убрать частицу, смысл изменится на противоположный

1. Усиление отрицания. Если убрать частицу, смысл не изменится, исчезнет оттенок усиления.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

2. В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

2. Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

3. Двойное отрицание = утверждение

Широта его интересов не могла не изумлять меня

4. В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

4. В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

4. Работа по заполнению таблицы

а) Сравните первую группу предложений и выясните, какой смысл вносят в них частицы НЕ и НИ

Он не бывал за границей.(Отрицание)

Он ни разу не бывал за границей (Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. (Придаточная часть, нет отрицания)

Заполняются пункты таблицы 1 и 2

б) Он не мог не приехать, не мог не позвонить.(Двойное отрицание)

в) В поле ни былинки; в доме ни кусочка (отрицание при отсутствии подлежащего)

Заполняется пункт 3

г) Прослушайте стихотворение и скажите, на основе какого лексического средства оно построено?

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Стихотворение построено на основе устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Заполняется пункт 4 и примечания.

— Откройте учебники, параграф 67, прочитайте теорию, скажите, совпали ли ваши выводы о написании частиц с теми, что приводят авторы учебника?

5. Закрепление материала

Задание выполняется по рядам, каждый ученик разбирает одно предложение. Те ученики, чей ряд выполнит быстрее и правильнее, получают по 0,5 балла

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука.

б) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,— он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Проверьте себя (текст выводится на экран) и поставьте оценку.

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл, более 4 ошибок – 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году, в один из тяжелых периодов ВОв, написал стихотворение. Как ни странно, называлось оно Не и НИ. Как вы думаете о чем в нем было написано?

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
— В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
«Не» и «ни».
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: «Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
«Ни» и «не».»

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: «От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!»

Впервые в «Учительской газете», 1942, № 35, 27 августа

г) Составьте предложения

1. Кто ни прочитает эту книгу….

2. Кто не прочитает эту книгу…. (0,5 балла)

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни принимал участия в читательской конференции, все остались довольны.

3. Кто не принимал участия в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

5. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

8. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой подымет!

За правильный ответ 1 балл

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ – тема нашего следующего урока

Звучит песня «Частицы НЕ и НИ», Радионяня

Параграф 67, упражнение 387 или сочинить стих или песню о частицах не и ни

честный исследователь не может чем. Смотреть фото честный исследователь не может чем. Смотреть картинку честный исследователь не может чем. Картинка про честный исследователь не может чем. Фото честный исследователь не может чем

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

честный исследователь не может чем. Смотреть фото честный исследователь не может чем. Смотреть картинку честный исследователь не может чем. Картинка про честный исследователь не может чем. Фото честный исследователь не может чем

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

честный исследователь не может чем. Смотреть фото честный исследователь не может чем. Смотреть картинку честный исследователь не может чем. Картинка про честный исследователь не может чем. Фото честный исследователь не может чем

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

честный исследователь не может чем. Смотреть фото честный исследователь не может чем. Смотреть картинку честный исследователь не может чем. Картинка про честный исследователь не может чем. Фото честный исследователь не может чем

Отрицательные частицы НЕ и НИ

— дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ, формирование умения определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать НЕ и НИ с различными частями речи;

— конструировать предложения, обогащение речи учащихся, работа с фразеологизмами;

— развивать самооценку, воспитывать культуру речи через умение четко, лаконично выражать в связной речи свои мысли, тем самым проявлять интерес к языку.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. В ходе урока каждому из вас представится возможность получить оценку, причем что это будет за оценка, зависит только от вас. (Дети выбирают одного ученика, который будет вести учет знаний)

2. Фронтальный опрос. (За правильный ответ 0,5 балла)

а)отрицательные; б)формообразующие;
в)противительные; г)модальные.

6.Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к

3. Объяснение нового материала

На доске записано предложение:

Честный исследователь н.. может, чем бы он н.. занимался, оказаться в ряду лжеученых: он н.. пойдет н.. на обман коллег, н.. на искажение фактов

Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы, а правильно ли они это сделали, они выяснят в конце урока.

— Я надеюсь, что сегодня вы проявите себя как настоящие исследователи, и первое задание: назовите тему урока (Отрицательные частицы НЕ и НИ).

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.

— Как вы думаете, каков основной вопрос, который мы должны решить в ходе урока? (Когда пишется НЕ и когда НИ)

Дети чертят в тетради таблицу, которая заполняется в ходе урока

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание. Нельзя убрать частицу, смысл изменится на противоположный

1. Усиление отрицания. Если убрать частицу, смысл не изменится, исчезнет оттенок усиления.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

2. В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

2. Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

3. Двойное отрицание = утверждение

Широта его интересов не могла не изумлять меня

4. В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

4. В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

4. Работа по заполнению таблицы

а) Сравните первую группу предложений и выясните, какой смысл вносят в них частицы НЕ и НИ

Он не бывал за границей.(Отрицание)

Он ни разу не бывал за границей (Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. (Придаточная часть, нет отрицания)

Заполняются пункты таблицы 1 и 2

б) Он не мог не приехать, не мог не позвонить.(Двойное отрицание)

в) В поле ни былинки; в доме ни кусочка (отрицание при отсутствии подлежащего)

Заполняется пункт 3

г) Прослушайте стихотворение и скажите, на основе какого лексического средства оно построено?

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Стихотворение построено на основе устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Заполняется пункт 4 и примечания.

— Откройте учебники, параграф 67, прочитайте теорию, скажите, совпали ли ваши выводы о написании частиц с теми, что приводят авторы учебника?

5. Закрепление материала

Задание выполняется по рядам, каждый ученик разбирает одно предложение. Те ученики, чей ряд выполнит быстрее и правильнее, получают по 0,5 балла

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука.

б) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,— он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Проверьте себя (текст выводится на экран) и поставьте оценку.

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл, более 4 ошибок – 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году, в один из тяжелых периодов ВОв, написал стихотворение. Как ни странно, называлось оно Не и НИ. Как вы думаете о чем в нем было написано?

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
— В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
«Не» и «ни».
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: «Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
«Ни» и «не».»

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: «От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!»

Впервые в «Учительской газете», 1942, № 35, 27 августа

г) Составьте предложения

1. Кто ни прочитает эту книгу….

2. Кто не прочитает эту книгу…. (0,5 балла)

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни принимал участия в читательской конференции, все остались довольны.

3. Кто не принимал участия в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

5. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

8. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой подымет!

За правильный ответ 1 балл

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ – тема нашего следующего урока

Звучит песня «Частицы НЕ и НИ», Радионяня

Параграф 67, упражнение 387 или сочинить стих или песню о частицах не и ни

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *