черный ворон песня о чем говорят мужчины

Подарок на 23 февраля. История песни Черный Ворон.

Итак, друзья, начнем наш разговор с того, что я расскажу вам, в чем заключается величие песни «Черный Ворон» и в чем смысл песни «Черный Ворон». Я поведаю вам о том, как раньше пели песню «Черный Ворон» и как в нынешнее время поют песню «Черный Ворон», после чего мы подробно обсудим, о чем говорится в песне «Черный Ворон».

Поскольку мы затронули тему того, как ранее пели песню «Черный Ворон», я расскажу, как раньше играли мелодию для песни «Черный Ворон» и является ли песня «Черный Ворон» заговорной.

Урок приурочен к празднику и это подарок на 23 февраля.

Чёрный Ворон, что ты вьёшься
Над моею головой?
Ты добычи не добьёшься,
Чёрный Ворон, я – не твой…

Ты добычи не добьёшься,
Чёрный Ворон, я – не твой…

Что ты когти да распускаешь?
Что ты песнь свою поёшь?
Коль добычу себе чаешь,
За то весточку снесёшь…

Коль добычу себе чаешь,
За то весточку снесёшь…

Завяжу смертельну рану
Я подаренным платком,
А затем с тобой я стану
Говорить про всё рядком…

А затем с тобой я стану
Говорить про всё рядком…

Полети в родну сторонку,
Где у маменьки был мал,
И скажи ей потихоньку,
Что за Родину я пал.

Потихоньку, взяв за плечи,
Что за Родину я пал.

А отцу скажи отдельно,
Что я Род не посрамил,
И пред ворогом смертельным
Назад шагу не ступил…

И пред ворогом смертельным
Назад шагу не ступил…

Скажи братьям, скажи сёстрам:
Я хороший у них брат.
А к родимым семи вёрстам
Журавлём вернусь назад…

А к родимым семи вёрстам
Журавлём вернусь назад…

Передай платок кровавый
Милой любушке моёй,
Скажи ей: вояка бравый
Там женился на другой…

Скажи ей: вояка бравый
Там женился на другой…

Взял невесту тиху – скромну
Лёгок шаг, в глазах огонь,
А сватами у нас были
Шашка вострая, да конь…

А сватами у нас были
Шашка вострая, да конь…

Встану рано, выйду в поле
В небеса наш Дон течёт.
Там без страха и без боли
Солнце красное встаёт…

Там без страха и без боли
Солнце красное встаёт…

Источник

Черный ворон песня о чем говорят мужчины

. Теперь о самом тексте.

Итак, Чёрным Вороном в русском войске называли Священника-Нараду, отпевающего Павших. После боя он в чёрном одеянии и с гуслями шёл по полю, решая судьбу лежащих на нём. Раненых отправляли в лагерь и лечили, а у тяжелораненых выслушивали последнюю волю, чтобы передать её их родным и близким.

И только после этого можно было отпеть всех Павших.

черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчины

Чёрный Ворон, что ты вьёшься

Ты добычи не добьёшься,

Чёрный Ворон, я – не твой.

черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчины

Сравнение с чёрным вороном возникло не только по чёрному одеянию жреца-священника, но и по особой интуиции. Ворон – птица мудрая. К тем, кто способен выжить, эта птица не подлетит. Она интересуется только теми, кто точно обречён.

Что ты когти да распускаешь?

Что ты песнь свою поёшь?

Коль добычу себе чаешь,

За то весточку снесёшь.

Отпевали Павших под гусли. Пальцы Жреца на струнах выглядели как когти, нацеленные на добычу. Как когти Ворона над Павшим Гусем-Лебедем. А для тяжелораненого сейчас – его последние слова, которые Нараде нужно было передать его родным.

черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчины

Завяжу смертельну рану

Я подаренным платком,

А затем с тобой я стану

Говорить про всё рядком.

Нарада не торопил смертельно раненного бойца. Его весть родным и близким считалась священной. Нарада, взявший её на себя, должен был обязательно её донести.

Полети в родну сторонку,

Где у маменьки был мал,

И скажи ей потихоньку,

Что за Родину я пал.

Потихоньку, взяв за плечи,

Что за Родину я пал…

Вестовой, так называли чёрного вестника, строго соблюдал обряд передачи последней воли Павшего.

Первыми весть получали мать и отец.

Иногда повторное двустишье поют такими словами:

Со спины, и взяв за плечи,

Что за Родину я пал…

черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчины

Сообщая матери и отцу скорбную весть, вестовой ни в коем случае не должен был смотреть им в глаза. Горе материнское способно невольно проклясть вестового. Да и вестовому в таком случае некуда деть свои глаза, да и просто некуда провалиться. Поэтому вестовому положено было обойти мать павшего воина и зайти ей за спину. Из-за спины он тихим голосом на ухо матери сообщал о гибели сына.

Для того, чтобы её поддержать, если у женщины подкосятся ноги, и она упадёт от горя, он брал её за плечи и говорил:

– Крепись, мать, твой сын пал смертью храбрых, пал смертью героя.

А отцу, скажи отдельно,

Что я род не посрамил,

И пред ворогом смертельным,

Назад шагу не ступил…

черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчины

Следующим весть о смерти сына отдельно от всех получал отец. Только он имел право знать подробности смерти сына и имел право узнать, что да как произошло… И только он знал, что да как рассказать об этом всем родственникам.

Отцу надлежало гордиться сыном – ведь он прославил род своей доблестью. Поэтому вестовой рассказывал отцу о подвиге сына, даже если особого подвига не было.

Этот куплет пелся в Фа-мажоре. И поющие за столом мужчины на нём привставали и снимали шапки – у кого какая.

Скажи братьям, скажи сёстрам –

Я хороший у них брат.

А к родимым семи вёрстам

Журавлём вернусь назад…

Близкие родственники тоже имели право услышать рассказ о гибели брата. Причём, что бы не произошло на поле боя, род Павшего должен с гордостью вспоминать о нём.

черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчины

Поверье о том, что Павшие возвращаются журавлями в родные места, бытует в русском народе издревле. Услышав крик журавлей, нужно было оставить все дела и проводить их взглядом, тем самым отдавая дань памяти погибшим защитникам рода.

Отнеси платок кровавый

Милой любушке моёй,

Скажи ей: вояка бравый

Там женился на другой.

В этом куплете речь идёт о жене или о невесте.

Взял невесту тиху-скромну –

Лёгок шаг, в глазах огонь,

А сватами у нас были

Шашка вострая, да конь.

В этом куплете дано описание Варвары Красы – Длинной Косы. Она – устойчивый образ Смерти в русской былине.

Этот куплет тоже пелся немного торжественно, в Фа-мажоре.

Жена или невеста, конечно, ждали возвращения мужа или жениха. И старались не думать о том, что он может погибнуть.

Но, если воин погибал, то – так считалось – он лёг рядом со Смертью и отдал ей место жены. Сообщение мужа об этом делало оставленную женщину полностью свободной.

Встану рано, выйду в поле –

В небеса наш Дон течёт.

Там без страха и без боли

Солнце красное встаёт.

Дон – устойчивое название для любых рек в русском языке. А жизнь человеческая – это река. И для Павшего она уже ведёт на небеса. Образ загробной жизни – это восходящее закатное Солнце. Красное Солнце – это закат на земле, но Красное Солнце – восход в потустороннем мире.

черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчины

Кручена струна пропела

Чёрный Ворон, я, брат, твой.

Наконец, Жрец-Нарада подошёл к умирающему воину. Его гусли – над головой. Кручена струна звенит-поёт совсем рядом. И Нарада обещает исполнить его последнюю волю.

Всё. Его песня спета.

Тех, кого можно спасти, вынесли. Последняя воля всех смертельно раненных собрана. И все отпеты.

Кручёные струны гуслей поют вместе с голосом Священника-Жреца.

Души все уйдут на небеса, а тела будут отданы птицам.

После победы сюда вернутся выжившие и похоронят останки. Похоронят и споют им Песню другую – Песню Заздравную, Песню Памяти.

. И… Бойтесь, господа-недруги, нашего Чёрного Ворона! Бойтесь.

ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ

© 2015–2021. «ЯСНА-ЦЕНТР» All rights reserved. Все права защищены.

Источник

История песни «Чёрный ворон»

Что поёт хмельной русский человек под конец застолья, когда на смену праздничному настроению приходят грустные мысли? Какую песню он затягивает, подумав о скоротечности жизни и вспомнив товарищей, ушедших в мир иной?

Под это настроение идеально подходит старый романс «Чёрный ворон», традиционно считающийся народной казачьей песней.

История песни «Чёрный ворон»

Хотя слова знаменитой композиции, похоже, действительно сложил народ, в основе текста лежит стихотворение «Под ракитою зелёной», которое сочинил Николай Фёдорович Верёвкин из Невского пехотного полка.

В 1837 году произведение мало кому известного унтер-офицера напечатал журнал «Библиотека для чтения».

Под ракитою зелёной
Русский раненый лежал,
Ко груди, штыком пронзённой,
Крест свой медный прижимал.

Кровь лилась из свежей раны
На истоптанный песок;
Над ним вился чёрный ворон,
Чуя лакомый кусок.

«Ты не вейся, чёрный ворон,
Над моею головой!
Ты добычи не дождёшься,
Я солдат еще живой!

Ты слетай в страну родную,
Отнеси маменьке поклон.
Передай платок кровавый
Моей жёнке молодой».

На основе стихотворения Верёвкина люди сочинили несколько вариантов песни, которую традиционно исполняли в стиле так называемых жестоких романсов.

Для этого жанра характерны экстремальные проявления чувств, гиперболизированная драматичность и колоритные персонажи. Жестокие романсы были особенно популярны в мещанской среде.

Давайте слушать песню «Чёрный ворон» онлайн.

Этот романс полюбили казаки. В книге «Картины былого Тихого Дона» генерал-майор Пётр Николаевич Краснов называет «Чёрного ворона» песней донского казачества периода войны на Кавказе 1817 – 1864 г.г.:

Во время тяжёлой борьбы с кавказскими горцами много было совершено подвигов донскими казаками. Очень часто им приходилось в одиночку обороняться от многочисленного и злобного неприятеля. Подвиги, совершённые донскими казаками во время этой шестидесятилетней войны, так многочисленны, что нет возможности перечислить их все.

Много казаков полегло в горах и долинах Кавказа, и над их никому не известными могилами нет ни креста, ни памятника. Погибшие в одиночку, без свидетелей, донцы умирали в горах, окружённые воронами да хищными орлами. Там зародилась и эта печальная песня казачья.

Смысл песни «Чёрный ворон»

Нет необходимости заниматься подробным анализом текста произведения, чтобы в целом понять, о чём песня «Чёрный ворон».

В словах композиции рассказывается о погибающем от ран казаке. Он обращается к птице с просьбой отнести семье весточку о его кончине.

Интересные факты

Текст песни «Чёрный ворон»

Чёрный ворон, чёрный ворон,
Что ты вьёшься надо мной?
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой!

Что ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь?
Чёрный ворон, я не твой!

Завяжу смертельну рану
Подарённым мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить всё об одном.

Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за родину я пал.

Отнеси платок кровавый
Милой любушке моей.
Ты скажи — она свободна,
Я женился на другой.

Аккорды песни «Чёрный ворон»

Am E Am
Черный ворон, черный ворон
Am Dm Am
Что ты вьешься надо мной
C G Am
Ты добычи не дождешься
Dm E Am
Черный ворон, я не твой

Любите петь «Чёрный ворон» хором? Умеете играть песню на гитаре? Делитесь версиями в комментариях.

Источник

Полный текст народной песни Чёрный ворон

Не пытаюсь претендовать на любое авторство или на авторство переработки.
Пересказываю найденное. Известный вариант значительно отличается от изначального.

Черным вороном в русском войске называли священника Нараду, отпевающего павших. После боя он в черном одеянии с гуслями шёл по полю, решая судьбу лежащих на нём. Раненых отправляли в лагерь, лечили, а у тяжело раненых выслушивали последнюю волю, чтобы передать её их родным и близким. И только после этого можно было отпеть всех павших.

Что ты когти, да распускаешь?
Что ты песнь свою поёшь?
Коль добычу себе чаешь,
за то весточку снесёшь.

Коль добычу себе чаешь,
за то весточку снесёшь.

Завяжу смертельну рану
Я подарённым платком,
А затем с тобой я стану
Говорить про всё рядком.

А затем с тобой я стану
Говорить про всё рядком.

Полети в родну сторонку,
где у маменьки был мал,
И скажи ей потихоньку,
Что за Родину я пал.
Потихоньку, взяв за плечи, *
Что за Родину я пал.

А отцу скажи отдельно,
Что я род не посрамил,
И пред ворогом смертельным
Назад шагу не ступил.
И пред ворогом смертельным
Назад шагу не ступил.

Скажи братьям, скажи сёстрам-
Я хороший у них брат.
А к родимым семи вёрстам
Журавлём вернусь назад.

А к родимым семи вёрстам
Журавлём вернусь назад.

Передай платок кровавый
Милой любушке моёй,
Скажи ей: вояка бравый
Там женился на другой.
Скажи ей: вояка бравый
Там женился на другой.

Взял невесту тиху-скромну
Легок шаг, в глазах огонь, **
А сватами у нас были
Шашка вострая, да конь.

А сватами у нас были
Шашка вострая, да конь.

Встану рано, выйду в поле-
В небеса наш Дон течет. ***
Там без страха и без боли
Солнце красное встает.

Святому Русскому Воинству в Честь Великой Победы Посвящается.

Исполняется как молитва перед грядущей смертью в битве (как отпевание воинов, чтобы в бой шли отпетые), а также за столом как поминальная в честь павших воинов.

*иногда исполняется: «со спины и взяв за плечи» (вестовой не в коем случае не должен был смотреть им в глаза (горе материнское не вольно может проклясть вестового, да и вестовому просто некуда деть свои глаза, из-за спины тихим голосом сообщал скорбную весть матери сына, и дабы удержать мать, если подкосятся ноги)

Источник

История одной песни. Чёрный ворон.

Есть в русских народных песнях какое-то неповторимое очарование в своей, казалось бы, простоте, но в то же время и потрясающей глубине и искренности. Наши песни, наполненные душевной теплотой и вековой житейской мудростью, можно исполнять и в горе, и в радости, и в минуты грусти, и в часы бодрости, и за столом в кругу семьи, и несколькими хоровыми коллективами на торжественных мероприятиях – место русской песне найдётся в нашей жизни всегда и везде.черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчиныКак однажды подметил один из наших сатириков, мы можем слушать и death metal, и попсу, и рэп (не к столу будут оные упомянуты), но идя по улице тёмной ночкой, петь мы всё равно будем «Шумел камыш» или «Ой, мороз, мороз». А уж после третьей стопки, когда по свидетельству потребляющих наступает выкристаллизованное философское понимание жизни во всей её трагической сути, так и хочется затянуть «Чёрный ворон». Собственно, именно об этой песне после такой длинной преамбулы мы сегодня и поговорим.черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчиныЭта одна из популярнейших песен, считающаяся русской народной, рассказывает о встрече гипотетического воина с чёрным вороном в последние минуты своей жизни. Как известно, ворон считается «вещей» птицей, сопутствующей смерти на поле битвы. И, соответственно, чёрный цвет птицы как некое «наказание» или предвестие кончины весьма соотносится с классической христианской культурой.

Одно маленькое «но». Песня «Чёрный ворон» хоть и русская, но наиболее вероятно сначала авторская и лишь потом народная. В начале 19-го века молодой унтер-офицер Невского пехотного полка Николай Фёдорович Верёвкин совмещал тяжёлую армейскую службу с сочинением песен – вспоминая того же его практически современника Дениса Васильевича Давыдова, дворянина, партизана и поэта, мы видим прекрасные и, к сожалению, на сегодняшний день почти полностью утраченные лучше традиции русского офицерства. Николай Фёдорович написал несколько песен, изданных в итоге лишь единожды в «Библиотеке для чтения» в 1837 году, в томе №20. черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчиныНо песням, в принципе, бумажные носители информации как бы не сильно и нужны – они прекрасно передаются от человека к человеку с одним, правда, побочным эффектом: имя автора, равно как полнота и целостность слов, имеет большую перспективу потеряться и сильно преобразиться.

черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчиныИ скорее всего такая же судьба постигла другое произведение — «Под зелёною ракитой» — далее вы увидите, что самостоятельная песня «Чёрный ворон» является творчески переработанным вариантом «ракиты», начиная с третьего куплета. Вряд ли Николай Фёдорович бессовестно заимствовал народную песню и сделал своей собственностью. Единственно, мелодии к стихам он действительно брал популярные на тот момент, а тут, к сожалению, исследователи уже ничем помочь не могут в плане нахождения музыкального первоисточника. На основании вышеизложенного, предлагаю считать идею, что именно стихотворение «Под зелёною ракитой» было прообразом «Чёрного ворона», уже состоявшейся гипотезой.

Между тем сам «Чёрный ворон» в чистом виде ушёл в народ и зажил вполне самостоятельной жизнью с абсолютно отличной от «Под зелёною ракитой» мелодией. черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчиныВ своей книге «Картины былого Тихого Дона», изданной в 1909 году, русский генерал и атаман Всевеликого Войска Донского Пётр Николаевич Краснов писал (2) :

«Во время тяжелой борьбы с кавказскими горцами много было совершено подвигов донскими казаками. Очень часто им приходилось в одиночку обороняться от многочисленного и злобного неприятеля. Подвиги, совершенные донскими казаками во время этой шестидесятилетней войны, так многочисленны, что нет возможности перечислить их все. Много казаков полегло в горах и долинах Кавказа и над их никому не известными могилами нет ни креста, ни памятника. Погибшие в одиночку, без свидетелей, донцы умирали в горах, окруженные воронами да хищными орлами. Там зародилась и эта [Чёрный ворон] печальная песня казачья.»

Как мы уже можем судить, вряд ли песня «Чёрный ворон «зародилась» в Кавказских войнах – она лишь видоизменилась, оставив при этом смысл исходного варианта. То же самое, в принципе, было практически со всеми вариациями на тему стихотворения «Под зелёною ракитой».

Примечательны использования песни «Чёрный ворон» в различных произведениях для театра и кино.

Так, например, известен спектакль «Царь Максимилиан». В литературе первые упоминания о нём появляются в середине 19-го века, а уже в начале 20-го столетия у исследователей имелось более десятка записей этой драмы и несколько зарисовок в воспоминаниях современников. Сегодня и вовсе известно свыше 80 текстов и фрагментов, относящихся к различным периодам своего существования на протяжении полутора веков. В нашем случае этот представитель народной драмы является особенным по причине вхождения в него песни «Чёрный ворон», исполняемой по сюжету арабом! (3) черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчиныВ 1934 году русский советский композитор Гавриил Николаевич Попов написал свою аранжировку «Чёрного ворона», вошедшую в культовый фильм «Чапаев», чем упрочил славу и красного комдива, и песни.

Также песня неоднократно исполнялась в фильме Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты» или в той же «Сибириаде» Андрея Кончаловского.черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть фото черный ворон песня о чем говорят мужчины. Смотреть картинку черный ворон песня о чем говорят мужчины. Картинка про черный ворон песня о чем говорят мужчины. Фото черный ворон песня о чем говорят мужчиныВ пятом томе «Литературной энциклопедии» 1929—1939 года издания есть интересный фрагмент статьи в разделе «Крестьянская литература» (4) :

«…В истории дворянской литературы нет более верноподданнических солдатских песен, нежели песни унтер-офицера Невского пехотного полка Николая Верёвкина.»

И пусть в целом эта статья носила идеологически уничижительный характер, она показывает как популярность произведений Николая Фёдоровича Верёвкина, так и их истинную народность – наверное, это и есть подлинная слава любого мастера пера. Главное, чтобы мы не забывали свои культурные корни, гордились музыкальным наследием, сохраняли и преумножали его по мере сил и возможностей.

Итак, вот стихотворение «Под ракитою зелёной» (первоначальный вариант при этом носил название «Под зелёною ракитой»), написанное Николаем Фёдоровичем Верёвкиным и ставшее прототипом «Чёрного ворона» (5) :

Под ракитою зелёной
Русский раненый лежал,
Ко груди, штыком пронзённой,
Крест свой медный прижимал.

Кровь лилась из свежей раны
На истоптанный песок;
Над ним вился чёрный ворон,
Чуя лакомый кусок.

«Ты не вейся, чёрный ворон,
Над моею головой!
Ты добычи не дождёшься,
Я солдат еще живой!

Ты слетай в страну родную,
Отнеси маменьке поклон.
Передай платок кровавый
Моей женке молодой.

Ты скажи: она свободна,
Я женился на другой.
Я нашёл себе невесту
В чистом поле, под кустом;

Моя сваха — востра сабля,
И венчал гранёный штык;
Взял невесту тиху, скромну
И приданно небольшо.

Взял приданно небольшое –
Много лесу и долин,
Много сосен, много ёлок,
Много, много вересин».

Даже эта песня претерпела несколько изменений, с которыми вы сможете ознакомиться по ссылке в конце этой темы. Глядя на текст песни «Чёрный ворон», абсолютно очевидно сходство слов и смысла обеих песен (6) :

Чёрный ворон, чёрный ворон,
Что ты вьёшься надо мной?
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой!

Что ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь?
Чёрный ворон, я не твой!

Завяжу смертельну рану
Подарённым мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить всё об одном.

Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за родину я пал.

Отнеси платок кровавый
Милой любушке моей.
Ты скажи — она свободна,
Я женился на другой.

Взял невесту тиху-скромну
В чистом поле под кустом,
Обвенчальна была сваха —
Сабля вострая моя.

В книге генерала Краснова упоминается такой вариант песни (7) :

Чёрный ворон, что ты вьёшься
Над моею головой.
Ты добычи не дождёшься:
Чёрный ворон! — я не твои!
Ты лети-ка, чёрный ворон,
К нам на славный Тихий Дон.
Отнеси-ка, чёрный ворон,
Отцу, матери поклон,
Отцу, матери поклон
И жененке молодой,
Ты скажи ей, чёрный ворон,
Что женился на другой,
На пулечке свинцовой.
Наша свашка — была шашка,
Штык булатный — был дружком,
А венчался я на поле
Под ракитовым кустом.

У семиреченских казаков был иной вариант (8) :

Чёрный ворон, храбрый воин,
Что ты вьёшься надо мной?
Чёрный ворон, храбрый воин,
Ты не вейся, я не твой.
Чёрный ворон, ты послушай,
Я куда пошлю тебя,
А пошлю тебя далеко,
К отцу-матери моей,
К отцу с матерью моей,
На родиму сторону,
Ты снеси же, чёрный ворон,
Отцу с матерью поклон.
И скажи же, чёрный ворон,
Ты Марусеньке поклон.

В период Великой Отечественной войны ходил вариант на музыку «Чёрного ворона», но с адаптированным текстом «Под зелёною ракитой» (9) :

Под ракитою зелёной
Русский раненый лежал
Ко груди своей пронзённой
Красный орден прижимал.

Кровь лилась из свежей раны
На истоптанный песок,
А над ним кружился ворон,
Чуя лакомый кусок.

Вдруг раздался клич военный,
Снова грянул жаркий бой,
И, к раките прислонённый,
Услыхал его герой.

Услыхал и приподнялся,
Как мертвец среди могил,
За винтовку быстро взялся,
Но упал, лишившись сил.

Чёрный ворон, чёрный ворон,
Что ты вьёшься надо мной?
Ты добычи не дождёшься —
Я боец еще живой.

Ты лети-ка, отнеси-ка
Родной маменьке привет.
А жене моей любимой —
Кровью облитый кисет.

И скажи, что умер честно
Я за Родину свою,
За Советскую державу,
За советскую звезду.

Песня «Чёрный ворон» нашла своё место и у других народов. Так, в переводе на литовский язык получилась песня «Juodas varnas», которую исполнил Erikas Druskinas (10) :

Skrisk pro šalį, juodas varne,
Nešk tolyn manas mintis,
Aplankyki gimtą kraštą,
Tuos, ką myliu, aplankyk.

Tu nulėki į tą šalį,
Kur gyvena mylima,
Pasakyki mano mielai,
Kad aš myliu vien tik ją.

Mano senai motinėlei
Dovanų, prašau, nunešk,
Siuvinėtą nosinaitę
Jai po kojomis numesk.

Да и японцы тоже не обошли её своим вниманием:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *