черный квадрат малевича что на нем изображено
История черного квадрата и красной конницы: Малевич как зеркало русского авангарда
Малевич — самый дорогой художник из России. Критики считают его гением, а люди, далекие от искусства, уверены, что так может нарисовать любой ребенок при помощи цветных карандашей и линейки. Автор телеграм-канала «Просто о сложном» разбирался, в чем смысл картин Малевича.
Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году в семье сахаровара и домохозяйки в Киеве. У него были польские корни, в семье говорили по-польски, но Малевич считал себя украинцем. Детство художник провел в украинской глубинке, и, как писал он сам, народная культура повлияла на всё его творчество. Он наблюдал, как селянки раскрашивали печи, посуду, вышивали геометрические узоры на рубахах.
В будущем художник много раз в своих работах описывал детские воспоминания, которые в дальнейшем повлияли на выбор профессии. Отец взял маленького Казимира с собой в Киев. Разглядывая витрины магазинов, он увидел холст, на котором девушка чистила картошку. Малевич был шокирован, как реалистично была изображена кожура. Или, увидев маляра, красящего крышу в зеленый цвет, был поражен, как она постепенно становится такого же цвета, как и деревья.
В 15 лет мама подарила ему краски, а уже в 16 он нарисовал свою первую картину: пейзаж с лодкой, рекой и луной. Друг художника отнес полотно в магазин, где его купили за 5 рублей — средняя зарплата рабочего за 2 дня. Дальнейшая судьба картины неизвестна.
Затем в жизни Малевича происходило много интересных событий: работа чертежником, провал вступительных экзаменов в художественную академию, выставки, преподавание в университете, немилость советской власти — но речь сейчас пойдет о его главных работах.
«Корова и скрипка», 1913 год
Наверное, именно с этой картины Малевич объявил войну традиционному искусству. Была она написана в 1913 году в Москве, когда у художника катастрофически не хватало денег. Поэтому он разобрал шкаф и написал 3 картины на полках. На них даже остались отверстия под крепления сбоку. Отсюда и такой необычный размер холста.
Малевич придумал «алогизм» — новый стиль живописи, противопоставляющий себя логике. Суть его была в совмещении несочетаемого. Художник бросил вызов академическому искусству, всей обывательской логике. Искусство всегда создавалось по определенным правилам: в музыке есть четкая структура, поэзия была заточена под традиционные ритмы типа ямба и хорея, в живописи картины писали так, как завещали мэтры.
В картине «Корова и скрипка» Казимир Малевич поставил вместе вещи с двух противоположных берегов. Скрипка как предмет классического искусства, к тому же один из любимых предметов изображения Пикассо, и корова, которую художник срисовал с вывески мясной лавки. На обороте он написал «Алогическое сопоставление двух форм — „корова и скрипка“ — как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками». Там же он поставил дату «1911 г.», чтобы ни у кого не возникало сомнений по поводу того, кто первый придумал алогизм.
Впоследствии художник развивал это направление, например в своей работе «Композиция с Джокондой». Здесь он изобразил знаменитую работу Леонардо да Винчи, перечеркнул ее и наклеил сверху объявление о продаже квартиры. Знаменит его перформанс на Кузнецком мосту, месте сбора нынешней золотой молодежи: он прошел по нему с деревянной ложкой в петлице пиджака, что стало обязательным атрибутом в одежде многих авангардистов того времени.
Казимир Малевич стал основоположником алогизма, но развивал его недолго. Уже в 1915 году он пришел к своему знаменитому черному квадрату и супрематизму.
В этой картине загадочно всё — от происхождения до интерпретации. Черный квадрат Малевича на самом деле совсем не квадрат: ни одна из сторон не параллельна друг другу или рамке картины, это просто прямоугольник, который невооруженным глазом напоминает квадрат. Для своей работы художник использовал особый раствор из красок, в котором не было ни одной черной, так что название картины не совсем соответствует реальности.
Написана она в 1915 году для выставки, но сам Малевич на обороте поставил дату «1913». Возможно, это связано с тем, что в 1913-м была поставлена опера «Победа над солнцем» в которой художник рисовал декорации. Это была не принятая обывателем постановка, состоящая из нечленораздельной речи, авангардных костюмов и странных декораций. Там впервые фигурировал черный квадрат в качестве фона, закрывающего собой солнце.
Так в чем смысл этой картины, что хотел сказать нам художник? Сложность однозначной интерпретации была изначально заложена автором в работу. Изначально многие художники стремились изобразить как можно точнее и похоже объект рисования. Древний человек старался показать охоту в своей наскальной живописи. Позже появился символизм, когда помимо изображения действительности живописцы вкладывали некий смысл в свои работы. Помещая в свои картины различные объекты, художники стремились показать свои чувства или мысли. К примеру, изображение белой лилии подразумевало непорочность, а черная собака в христианской культуре обозначала неверие и язычество.
В годы жизни Малевича был очень популярен кубизм, где художник не старается реалистично изобразить форму объекта, а показывает его содержание с помощью геометрических фигур, линий. Казимир пошел еще дальше: он уничтожил саму форму, изобразив нуль всех форм — квадрат.
Он создал новое направление — супрематизм. Это, как он считал, высшее проявление живописи. Черный квадрат стал первой буквой алфавита, с помощью которого создавались его шедевры. Художник называл супрематизм новой религией, а квадрат — его иконой. Не зря на выставке картина висела вверху в углу, где у православных висели иконы, так называемый красный угол.
Кроме черного квадрата на выставке были представлены «Черный круг» и «Черный крест». И если «Черный квадрат» был первой буквой алфавита нового искусства, то круг и крест — второй и третьей. Все три картины составляли триптих, одно целое, кирпичики, с помощью которых будут построены картины супрематизма.
Известно как минимум 4 версии черного квадрата, которые Малевич рисовал позже для различных выставок. Первая и третья версия находятся в Третьяковской галерее, вторая — в Русском музее в Петербурге. Про четвертый черный квадрат стало известно лишь в 1993 году, когда кредитор принес картину в качестве залога в банк. Картину он так и не забрал, а после разорения банка ее выкупил за символический миллион долларов российский миллиардер Владимир Потанин и передал в Эрмитаж.
В 2015 году сотрудники Третьяковской галереи под первым черным квадратом обнаружили сложные геометрические линии и узоры. Эксперты утверждают, что под квадратом находятся картины, причем не одна, а две. Кроме этого, нашли еще и надпись: «Битва негров в темной пещере». Это является отсылкой к художникам XIX века Полу Билходу и Альфонсу Алле, которые уже рисовали черные прямоугольники и давали им похожие названия. Так что картины Малевича хранят еще множество тайн.
«Супрематическая композиция», 1916 год.
Главным здесь является синий прямоугольник, расположенный поверх красного луча. Наклон супрематических фигур создает эффект движения. Это самое дорогое произведение русского искусства
Самое удивительное в этой картине — ее история. Малевич выставлял ее на выставке в Берлине в 1927 году, но ему срочно пришлось уехать. Он оставил свои работы на хранение архитектору Гуго Герингу, но судьба сложилась так, что картины Малевич больше не увидел. Когда к власти пришли нацисты, все его работы должны были быть уничтожены как «дегенеративное искусство», но друг художника вывез из страны более 100 его картин. Позже наследники архитектора продали их голландскому музею, который затем много лет устраивал крупнейшие выставки картин Малевича в Европе. Намного позже родственники художника судились с музеем за свое наследство и спустя 17 лет часть картин возвратили их законным владельцам.
В 2008 году данная картина была продана за 65 миллионов долларов и стала на тот момент самым дорогим полотном среди картин русских художников. В 2018-м «Супрематическая композиция» обновила свой рекорд и была продана на аукционе за 85 миллионов анонимному покупателю.
«Белое на белом», 1918 год
Развивая тему беспредметности, Малевич создал белый квадрат, или «Белое на белом». Если супрематизм стоит выше всякого другого искусства, то белый квадрат стоит во главе самого супрематизма. Что может быть беспредметнее, чем белое «ничего», да еще и на белом фоне? Правильно, ничего.
Есть легенда, что художник, нарисовав картину, потерял квадрат из вида и решил очертить его границы и более оттенить фон. В таком виде работа и дошла до зрителя.
Белый цвет у супрематистов был символом пространства. Малевич же считал белизну вершиной созерцания. По его мнению, человек как бы погружается в транс, растворяется в цвете. Художник сам был в восторге от своей работы. Он писал, что разрушил цветовой барьер. После окончания работы над картиной Малевич находился в состоянии депрессии, ведь ничего лучше он создать уже не мог.
Впервые работа была показана на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в 1919 году в Москве. В 1927-м она оказалась на выставке в Берлине и уже никогда не появлялась у себя на родине. Сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Полотно является одной из немногочисленных картин, доступных для западного зрителя. В советской России же белый квадрат прочно ассоциировался с белым движением. Возможно, именно поэтому картина у нас не так знаменита, как на Западе. В США белый квадрат по популярности сравним разве что с черным квадратом в России.
«Скачет красная конница», 1928–1932 годы
Советская власть не сильно любила супрематизм, да и всё творчество русского авангарда в целом. Единственной признанной картиной Малевича Советами считается «Красная конница». Думаю, не надо много говорить, почему. Даже на обороте была сделана надпись «Скачет красная конница из Октябрьской столицы на защиту советской границы». Художник поставил дату в углу — «1918 г.», хотя картина была написана явно позже.
Здесь явно выражены 3 элемента — небо, всадники и земля. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд, мало кто из критиков трактует полотно как дань Красной армии.
Линия горизонта проходит ровно по золотому сечению — эталону пропорций: земля относится к небу так же, как и небо к целому. Такое разделение картины в те времена было очень редким, возможно, сказывалась работа Малевича чертежником еще в молодые годы. Кстати, золотое сечение присутствует и в пятиконечной звезде, была ли это отсылка к советской власти, можно только догадываться.
В картине часто фигурируют числа три, четыре и двенадцать. На полотне присутствуют три группы всадников по четыре человека в каждой, что в сумме дает 12. Каждый всадник как бы разделяется еще на 4 человека. Земля поделена на 12 частей. Версии трактовки разные, но, вероятнее всего, Малевич зашифровал здесь отсылку к христианству: 12 апостолов, 4 всадника Апокалипсиса, Святая Троица… Хотя может быть что угодно: 12 знаков зодиака, 12 месяцев, 3 богатыря. Возможно, эти числа вышли у художника случайно, но, знакомясь с творчеством Малевича всё ближе и ближе, не веришь в такие совпадения.
Смыслы «Черного квадрата»
«Черный квадрат» Казимира Малевича – самая загадочная картина прошлого столетия. Вокруг нее до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым картина вызывает у зрителей весь спектр чувств – от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Черный квадрат»?…
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915
Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом титанической внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году.
Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат еще не был черным. Его заполняли характерные для кубизма формы. Похожие формы проглядывают через трещинки верхнего красочного слоя «Черного квадрата». Это доказательство того, что Малевич изначально писал очередную композицию в стиле кубизма, но в какой-то момент все закрасил, изобразив черный квадрат на плоском белом фоне.
«Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», – впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе творческого акта прозрением.
Написав по наитию «Черный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины. «Занят вглядыванием в его («Квадрата») загадочное черное пространство», – писал Малевич и утверждал, что видит в нем «то, что когда-то видели люди в лице Бога».
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы.
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915
Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
Так «Черный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение.
Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет.
А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств.
Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Альфонс Алле, «Философы ловят черную кошку в темной комнате», 1893
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
Впоследствии, в отличие от Марка Шагала или Василия Кандинского, уехавших в Европу, познавших еще при жизни славу и материальное благополучие, Казимир Малевич прожил полную лишений и трудностей жизнь в России, а имя его на многие годы было забыто.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины…
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем…
«Чёрный квадрат» Малевича. Почему это шедевр
О парадоксе «Чёрного квадрата» Малевича задумывался каждый.
Нельзя придумать ничего проще, чем чёрный квадрат. Нет ничего легче, чем нарисовать чёрный квадрат. Тем не менее он признан шедевром.
Если сегодня он попадёт на открытые торги, его готовы будут купить за 140 миллионов долларов!
Как возникло такое «недоразумение»? Примитивное изображение всеми искусствоведами мира признается шедевром. Они сговорились?
Очевидно, в «Чёрном квадрате» есть что-то особенное. Невидимое обычному зрителю. Попробуем это «что-то» обнаружить.
1. «Чёрный квадрат» не так прост, как кажется.
Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.
Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.
А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить «Чёрный квадрат», потому что не все в этой картине так просто.
Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный
«Чёрный квадрат» на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ параллельны друг другу.
К тому же «Чёрный квадрат» НЕ совсем чёрный.
Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая — жженая кость. Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.
То есть художник не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил начерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку материалов.
Существует четыре «Чёрных квадрата»
Если бы это была случайно написанная картина, художник не стал бы ее копировать. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 «Чёрных квадрата».
Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна — в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание на то, насколько они НЕ похожи.
Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый «Квадрат» 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.
Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из «Квадратов» больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой — намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).
Ниже — все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую!
«Чёрный квадрат» закрывает ещё две картины
На «Квадрате» 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний слой краски. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде «Дамы у фонарного столба».
Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914. Городской музей Стеделек, Амстердам
Это ещё не все. Под ней — другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.
Казимир Малевич. Точильщик. 1912. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.
Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.
Зачем же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!
Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут малозначимые картины. Или те, которые художник считает неудачными.
Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и к чистому супрематизму в «Чёрном квадрате».
2. Сильная теория сильной личности
«Чёрный квадрат» был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. Supreme означает «превосходный». Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.
Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм — это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.
Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.
Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.
Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже в состоянии возглавить это движение.
Он придумал, по сути, новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, которое вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.
«Чёрный квадрат» и есть главный знак этой азбуки. «Нуль форм», — как говорил Малевич.
До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё Джотто в начале XIV века. Эта азбука и была основой всего искусства. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.
У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы, в которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.
«Чёрный квадрат» — главная «буква» в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.
Вместе с «Чёрным квадратом» Малевич создаёт «Чёрный крест» и «Черный круг». Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.
Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923. Русский музей, г. Санкт-Петербург.
Дальше Малевич из своей азбуки складывает новые «слова». Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях.
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916. Русский музей, г. Санкт-Петербург.
В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.
Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, «поиграл» в красивую теорию и хватит.
На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.
Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934. Третьяковская галерея.
Так что «Чёрный квадрат» — это не конец искусства, как иногда его обозначают. Это начало новой живописи.
Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.
3. Огромное влияние на жизненное пространство
Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях, а шёл в массы.
Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.
Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. Русский музей. Wikiart.org
Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.
Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.).
На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них — Эль Лисицкий, который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.
Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.
Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г.
Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.
Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них — один из самых известных архитекторов, Заха Хадид (1950—2016 гг.).
Слева: Dominion Tower. Архитектор: Заха Хадид. Строительство 2005—2015 гг. Москва (м. Дубровка). В центре: Стол “Малевич”. Альберто Льеворе. 2016 г. Испания. Справа: Габриело Коланджело. Коллекция весна-лето 2013 г.
4. Почему “Черный квадрат” вызывает недоумение и почему он все-таки шедевр
Почти каждый зритель пытается понять Малевича с помощью привычного языка натурного изображения. Того самого, который придумал Джотто и который развили художники Эпохи Возрождения.
Многие пытаются оценить “Чёрный квадрат” по неподходящим критериям. Нравится — не нравится. Красиво — не красиво. Реалистично — не реалистично.
Появляется неловкость. Обескураженность. Потому что “Чёрный квадрат” остаётся глух к таким оценкам. Что же остаётся? Только осудить или высмеять.
Мазня. Ерунда. “Ребёнок лучше нарисует” или “Я так тоже могу” и прочее.
А теперь оцените “Чёрный квадрат” как букву алфавита. Как атом молекулы. Как электрон магнитного поля.
Вот тогда станет понятно, почему это шедевр. Невозможно “Чёрный квадрат” оценить сам по себе. А только вместе с тем пространством, которому он служит.
Андрей Аллахвердов. Казимир Малевич. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Малевич был известен при жизни. Но материальной выгоды он от этого не получил. Отправляясь в 1929 году на выставку в Париж, он просил власти отпустить его туда … пешком. Потому что денег на дорогу у него не было.
Власти поняли, что пришедший на своих двоих в Европу товарищ Малевич подорвёт их авторитет. Поэтому 40 рублей на поездку выделили.
Правда, через 2 недели он был срочно вызван телеграммой обратно. И по приезде сразу арестован. По доносу. Как немецкий шпион.
Больше никаких выставок. Никакого супрематизма. В СССР возможен только соцреализм.
Художник умер от рака в 1935 году.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
Похожее
188 комментариев к “«Чёрный квадрат» Малевича. Почему это шедевр”
Пожалуйста! Рада, что Вам понравилось.
Пожалуйста! Рада, что Вам понравилась статья.
спасибо за просвещение
Victor, добрый день! Да, правдоподобная версия создания «Чёрного квадрата». И главное, Вы так увлекательно это описали! Спасибо!
Costa Kevin, не согласна с Вами. Просто на Чёрный квадрат нужно смотреть не с точки зрения ЭСТЕТИКИ (тогда, да, у Вас он вызовет недоумение), а с точки зрения ИДЕИ. И обязательно учитывать ВРЕМЯ, когда Малевич его создал. А время было переломное. СКОРОСТЬ жизни и производства требовала другого искусства и другого дизайна. Завитушки Ар-нуво уже не подходили для энергичных людей. Именно Малевич это почувствовал. Именно он повлиял на коренное изменение дизайна во всем мире.
Недаром люди сейчас предпочитают носить чёрное и серое, лаконичное и без лишних деталей. Никому уже не нужны кринолины, сложные костюмы-тройки и цилиндры. Все дело рук «Чёрного квадрата»;)
Пиксель современного искусства.
Я могу нарисовать так же за полминуты. Почему Малевича знают, а меня нет? Это несправедливо.
Так почему же вы не рисуете?
Спасибо за историю произведений!
Интересно!
Читаю все Ваши статьи с большим интересом.
Любовь, не за что! Очень приятно, что мой блог приносит Вам радость!
Огромное спасибо за информацию о художнике. НЕМНОГОСЛОВНО и интересно. Жду новых знаний
Пожалуйста! Да, стараюсь быть лаконичной).
Картин с черным квадратом 5.
Сим, Буду признательна, если напишите, где хранится пятая. Или Вы имеете в виду малую версию из письма другу?
Спасибо большое. Очень интересная статья, даже не подозревала о том, что эта картина настолько повлияла на развитие нашего восприятия и на культуру в общем. Вы знаете, вы правы!
Да, я очень хочу, чтобы ушли в небытие нелестные фразы про «Чёрный квадрат» типа «Это лохотрон». Очень рада, что Вы стали понимать Малевича. Думаю, он этого заслуживает).
Это фантастика!
Надо было подготовить доклад о самом интересном) а тут уже всё ЕСТЬ!)
Спасибо большое за вашу работу
“Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича.” – кстати, это интересная тема: русский авангард не имел продолжения в “высоком” искусстве, зато нашел себя в искусстве прикладном – графическом дизайне и т.д., то есть, в массовой культуре. Но тогда получается, что в эстетическом плане авангардисты сделали не шаг вперед, а скачок назад…
Михаил, есть доля правды в Ваших словах: вообще искусство 20 века – редко про эстетику. Больше про идеи и смысловую нагрузку.
Здравствуйте, Оксана! Спасибо вам за просвещение.Могу поделиться еще одной версией о появлении черного квадрата. Если следовать этой версии, Малевич всего лишь плагиатор.
…Черный квадрат» первым написал не Малевич, а французский поэт Било, назвав картину «Битва негров в туннеле»
В 1882 году (за 33 года до «Черного квадрата» Малевича) на выставке «Exposition des Arts Incohérents» в Париже поэт Пол Било представил картину «Combat de nègres dans un tunnel» («Битва негров в туннеле»). Правда это был не квадрат, а прямоугольник.
Французскому журналисту, писателю и эксцентричному юмористу Альфонсу Алле идея так понравилась, что он развил её в 1893 году, назвав свой черный прямоугольник «Combat de nègres dans une cave, pendant la nuit» («Битва негров в пещере глубокой ночью»)…Альфонс Алле не только пошутил раньше, но и однозначно высмеял все возможные претензии на высокохудожественность.(С)
Марина, да, Чёрные квадраты изображали и до Малевича. Но именно его Квадрат так сильно отобразил грядущие в мире изменения (и даже можно сказать в чем-то на наш мир повлиял). Ведь по сути именно Квадрат Малевича – это водораздел между эпохой кринолинов и виньеток и эпохой минимализма и крайне простых форм и цветов.
А мне видится, что история создания “Черного квадрата” Вами совсем не раскрыта.
Даже не знаю, как это так у Вас получилось… Есть не то что “правдоподобная версия”, а неоднократно описанное и фотозадукоментированное событие, к тому же, имеющее множество римейков на протяжение последующего времени.
Картина “Черный квадрат” создана Малевичем как основной символ в процессе создания декораций к футуристической опере “Победа над солнцем” 1913-1915 года Санкт-Петербург. Авторы: А.Е. Крученых (текст) и М.В. Матюшин (музыка). Пролог к опере написал В.В. Хлебников, первым оформителем стал К.С. Малевич.
Опера отражает грядущие масштабные перемены в русской и всемирной истории: старый мир рушится на глазах, идет кровавая 1-ая мировая война, чувствуется дыхание революций.
Если вкратце, то сюжет оперы сводится к борьбе “прогрессивных людей будущего” – “будетлян” против довлеющих над свободой “сил природы”. В первую очередь солнца, как источника всемирного тяготения.
“Черный квадрат” представляется в опере как полная противоположность, антогонист, солнечному кругу.
Это фактическая сторона вопроса, о её метафизической, духовной составляющей ниже.
Рассмотрим основные посылы оперы “Победы над солнцем”:
1. Разрушение изжившего себя (по мнению создателей) старого мира в его различных проявлениях одновременно: старого классического театра, литературного языка, музыки и изобразительного искусства.
Разбить прошлое на осколки!
К слову сказать, и язык оперы (Крученых), и музыкальное сопровождение (Матюшин), представляющее собой игру на расстроенном рояле в сочетании со звуками пальбы пушек, рева двигателей и т.п., были не менее революционными и шокирующими публику, чем декорации Малевича.
2. В этом прогрессивному новому человечеству поможет технический прогресс, машины, которые и обеспечат “победу техники над космическими силами и биологизмом” (пояснение авторов). Малевич создал 12 огромных декораций к опере изобразающих детали машин.
3. Возникновение из обломков прошлого нового футуристического мира – того, что никто и никогда ранее не видел и не слышал. Где люди, свободные от гнёта всемирного тяготения, давления старых норм искусства и общества, ходят “вниз котелками” и т.д.
4. В финале всеобщая катастрофа, сплошной шум и хаос. Вывернутое наизнанку солнце превращается в черный квадрат. Всё. Занавес.
Что-же, это было, действительно, верное ощущение духа времени и предчувствие грядущих колоссальных перемен.
Напомню, уже идет 1-ая мировая, на пороге русская (а также германская и австро-венгерская) революция, крушение трёх империй, и следующая затем гражданская война в России… Огромные жертвы…
Вот уж, дейстивтельно, крушение старого мира и погружение в хаос!
А теперь, непосредственно о нашем герое – роли “Черного квадрата” в постановке оперы “Победа над солнцем”.
Где бы Вы думали, физически находится “Чёрный квадрат” в постановке?
1. В хорошо заметном, центральном, “главном” углу комнаты на сцене, чуть выше уровня человеческого роста. В том месте, где житель Российской империи того времени (1915 год) привык видеть иконы. Другими словами, в “красном” углу.
Сам художник совершенно так же располагал свою работу на последующих выставках.
Т.е. тут налицо сознательное противопоставление “Чёрного квадрата” христианству, вере людей, божестенному началу.
И как показательно дальнейшее название “Чёрного квадрата”, принятое в искусствоведении – “икона русского авангарда” и даже более того “икона ХХ века”. И сам Малевич называл “Черный квадрат” иконой.
2. А в конце оперы, “вывернутое наизнанку” солнце превращается в черный квадрат.
А ведь что такое Солнце, для людей живущих на Земле?
Хоть с точки зрения практически любой религии (от языческих култьтов и верований древнего Египта до христианства), хоть с естественно-научной, сугубо материалистической точки зрения, Солнце – это источник Жизни, ведь оно дает свет, тепло, энергию для жизни растений. Без Солнца нет жизни, без него она попросту невозможна! И с этим, вряд ли, кто-нибудь не согласится!
А что такое отсутствие Солнца?
Это отсутствие света, тепла и жизни. Иными словами – беспросветный мрак, холод, пустота и смерть… Можно сказать чёрная дыра… Или “Чёрный квадрат”…
Как тут не вспомнить о материалах, которые использовал Малевич (осознанно или нет) в создании своей работы: “жженая кость, чёрная охра и ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка, а также мел” – то есть символы смерти и разложения…
И вот теперь, наконец-то, нам становится понятно, что такое “Чёрный квадрат”…
Это не “мазня”, не “шедевр” и не “лохотрон” как многие о нём думают.
Это символ. Символ очень сильный и по-настоящему страшный. Именно поэтому он так притягивает внимание.
Поэтому, “Чёрный квадрат” прямопротивоположен и христианскому в своих корнях Возрождению, начиная с Джотто, и классической живописи, прославляющей красоту героев, античных богов и человеческого тела, и, даже, импрессионизму с его воспеванием гармонии света и прекрасного мгновения жизни.
Осознавал ли всё это Малевич, создавая своё произведение?
Мне представляется, что лишь отчасти.
Вот что такое “Чёрный квадрат”. Это нужно понимать.
А вот как относиться к нему, тут каждый должен сделать свой личный выбор…
И выбор этот очень важный.
А Вы на чьей стороне? На стороне Солнца? Или на стороне “Чёрного квадрата”?
НБ, Просто замечательные дополнения! Очень ценные. Спасибо!
НБ. Спасибо Вам большое за удивительно интересные комментарии, они заставляют думать, чувствовать, выбирать… И, конечно, очень полезны для познания!
Оксана, огромное спасибо Вам за этот труд! Это просвещение, познание нового, оценка прошлого. Желаю Вам вдохновения и сил для создания новых страниц Вашего Дневника живописи…
Светлана, спасибо огромное!
Удивляет, что Малевичу вообще разрешили выехать в Париж и не арестовали раньше. А так спасибо за просвещение.
Если это шедевр, то не надо объяснять почему черный и квадрат. И подобных вопросов не возникало бы. Все притянуто за уши. Это просто черный квадрат. :))))
Ох, если бы просто Чёрный квадрат. Тогда каждый бы из нас смог его нарисовать и продать за миллионы долларов. Но вряд ли же получится, правда? Он уже наделён смыслами, которые не отнять. И это признано миром. Смиритесь, Вам этого уже не изменить.
Я полностью согласна с вами Каждый видит то, что подсказывает его восприятие.
Спасибо за открытие Малевича. То что было ПОД черным квадратом мне очень нравится. Да и последующее тоже
Чёрный квадрат – это самая большая насмешки и издевательство. И «произведение» давит своим авторитетом. И очень грустно, что люди так самоунижаются, считая это шедевром. А так, можно скатать – «тут был Малевич»
Пожалуйста, но важно помнить, что искусство — это не только о прекрасном. А ещё об идеях, которые преобразуют наш мир или по крайней мере его отражают. Но можно, конечно, начать и с прекрасного).
Интересно, это только я заметил, что в Русском музее чёрный квадрат висит вверх ногами?
То то я смотрю он шедевральнее стал и смысл более глубокий появился. Фантастика.
Спасибо Вам большое! Как же интересно Вас читать! Это всё очень важно, пишите, пожалуйста, ещё…
Надин, очень рада, что Вам нравятся мои тексты
Не все понимаю гений. Поэтому они и гений.
Класс я стоко во узнала. Молодец
Полностью согласна с Вами!
вы абсолютно не правы, практически полностью, кроме времени. он не повлиял на этот мир так вы говорите, скорее наоборот.!
спасибо, очень интересно
Спасибо огромное. Все очень грамотно и понятно изложено.
Валентина, очень рада, что Вам понравилась статья!
Если я что-то не понимаю, то стараюсь размышлять так: это мое личное дело, что мне не нравится картина. Но раз все искусствоведы мира считают, что это великое произведение…. может дело в том, что я ещё чего-то просто не могу осознать? иду и читаю, изучаю. Тем более по отношению к современному искусству, когда категории красиво/не красиво не работают. Когда художник НЕ стремится понравится. Вызвать у Вас реакцию и сподвигнуть на размышление — вот его главная цель.
Пьяный псих закрасил черной краской какую то свою хрень. И все в восторге и что то там ищут. Очнитесь. Больше нечего смотреть.
Надежда Васильевна, раз Вы читаете статью о Чёрном Квадрате, значит что-то тоже ищете? Что ж, по крайней мере Малевич вызвал у Вас эмоции по типу «А что так можно? С помощью вот этого прославиться?» Да можно, если не боитесь предъявлять миру нечто совершенно другое, а не страдать от низкой самооценки «Что же люди подумают! Ведь Мария Ивановна скажет «Что за фигня!» Хорошо, что у него все было в порядке с самооценкой и достаточно смелости менять искусство без оглядки на будущую критику).
Анатолий, спасибо за комплименты! А где можно познакомиться с Вашей статьей о Малевиче? Можете оставить ссылку здесь или написать мне на почту Oxana.Kopenkina@arts-dnevnik.ru
Пингбэк: 10 известных полотен, в которые художники заложили нечто большее, чем мы привыкли думать | Articles Archive
после комментария/ даже больше статьи/НБ стало сверх понятно
У нас в Самарской галереи появился,, Чёрные Квадрат ” и я решила проучить о нем статью. Очень интересно.
Спасибо за статью. ❤️
Вика, пожалуйста! Это Эрмитаж Вам привёз на выставку?
Большое спасибо Вам и НБ. Я очень далека от искусства. С чего вдруг задумалась о Черном квадрате Малевича в 4 часа ночи даже себе объяснить не могу))). Вот прилетело)))) Но теперь буду думать)))
Галина, пожалуйста! Очень здорово, что вот так тянет Вас к искусству, пусть и ночью)
Михаил Анатольевич, да, есть в этом доля правды. Предшественники сами относились к своим Чёрным квадратам и прямоугольникам как к шутке. Малевич же поместил это произведение в конкретную концепцию, подкрепленную выставкой и собственным пояснением. Это однозначно добавило веса и сделало «Чёрный квадрат» заметным явлением в мире искусства.
Юрий, спасибо за дополнение
Согласен. так же. как работы Пикассо.
Hi
Very usefully historical article.
Здравствуйте, Оксана,Сегодня случайно попал на Ваш сайт (по ссылке жены), и обрадовался находке. Прочитал несколько Ваших “уроков” с удовольствием и интересом. Спасибо Вам. Надеюсь, Ваши уроки помогут мне более глубоко и тонко понять некоторые картины. Условия пандемии к тому-же располагают к размышлениям. В связи с “Чёрным Квадратом”, вы вероятно, читали очень интересное эссе Татьяны Толстой, так и называемое “Квадрат” в её сборнике “День”. Мне оно показалось чрезвычайно глубоким, и даже наполненным философским и историческим смыслом.Я Вам буду очень признателен за Ваше мнение об этом эссе.Большое спасибо.Игорь
Игорь, добро пожаловать! Да, читала. Татьяна Толстая, конечно, просто замечательный писатель. Но ее реакцию на современное искусство не разделяю. Все-таки этот текст был написан в 2000 году. И такая реакция в целом была естественна, с перестройки прошло очень мало времени. Мы были ещё под влиянием соц реализма и всего того искусства, которое преобладало в русском живописи «до Квадрата». Но сейчас у нас уже есть возможность посмотреть на все с более высокой точки и понять, насколько искусство меняется вслед за жизнью. И что в современном мире, в котором каждый час создаётся миллион картинок, реализм и традиционное мастерство создания подобия реальности не актуально. А актуально высказывание и идея. «Чёрный квадрат» — это идея, это не про фигуративное искусство ни разу. И он вписывается в нашу жизнь.
Госпаде, да нет там никакой идеи! Там вообще ничего нет. Это просто, мать его, черный выпуклый четырехугольник. Уровень 4 летнего ребенка. Всё.
Захотелось пойти в Третьяковку и ещё раз посмотреть… Посмотреть новым взглядом.
Специалисты говорят, что мазки кисти художника (невидимые на репродукциях)
создают очень интересную Картину. Чёрный квадрат не закрашен валиком сверху вниз!
Любой профессионал отличит подлинник от подделки именно манерой письма художника.
Сейчас не знаю, а раньше было идёшь по Невскому… и тебе пожалуйста Тропинины, Серовы,
Ивановы за недорого… Удивительное дело картина есть, практически с фотографической
точностью, а души в ней нет.
Очень приятно, что мои тексты мотивируют к посещению музея! Спасибо, что поделились своими размышлениями — согласна, копия и оригинал часто отличаются … энергетически.
Мне ближе рассуждение, «Чёрный квадрат» показывает цель. Цель к которой стремятся. Течение процессов.
Самая тяжёлая часть Вселенной – чёрная материя. Её не видно – не порождает свет. Не слышно – не порождает других прочих волн. Она есть – расчёты учёных. Она обеспечивает стабильность системы обозримой Вселенной.
Психологически чёрный самый закрытый и интуитивно не понятный, поэтому пугающий, стадных цвет. При этом, он ведь существует! Как нам показывает многое, в нём есть своя жизнь, своя философия, своя достаточность и системность. Он олицетворяет умиротворение и признание других, не осознанных нами целей мироздания. Опыт хрупок, труслив и очень пока мелок, чтоб понять – за «чёрным», очень вероятно, скрыты новые возможности.
Супер, правда торжествует.
Сочувствую, что Вам приходится жить с этим
Нагло и глупо… Что значит “вдалбливать”? Искусство – это чувствование, а не мышление. Под “Чёрный квадрат” подведена неплохая философская база (сама могу предложить парочку свежих вариантов – например, как вам идея “чёрной космической дыры, поглощающей любую материю”?) В чём здесь ИДЕАЛ ЭСТЕТИКИ? Особенно позабавило ваше “О Боже…. ” – уповаете на помощь духовного плана, а сами вывешиваете вместо иконы в красный угол “чёрный квадрат”? Поумерьте краснопёрую прыть. Учитесь жить своим умом. Тем не менее, с уважением и надеждой, что задумаетесь…
Да, до Малевича было много квадратов. Но такой смысловой нагрузкой они не обладали
Получается,что если вычленить из художественного произведения его глубинный смысл, привязку к времени изменений, и тд.,то квадрат это просто квадрат,
Я, обыватель, оценивающий живопись с точки зрения душевного отклика, не ознакомленный с различными интерпритационными точками зрения, историей создания, составом краски и др.,с чувством глубокого недоумения, вижу на холсте лишь темную форму…в отличии от др.произведений
Картина разделяющее общество на два лагеря знающих и чувствующих, эдакий «нулевой координат»
Ольга, отлична фраза «нулевой координат»! Так и есть в принципе… Современное искусство — в первую очередь про идею, а не эстетику.
В этом квадрате несомненно нечто что очень нечто……несколько лет назад написал черный квадрат в своей версии, моим детям нравится и просят не продавать картину.
Как интересно! А Вы могли бы мне прислать фото картины? Oxana.Kopenkina@arts-dnevnik.ru
Душевно больной человек Малевич,жаль
Ну значит, я тоже душевно больная немного, раз люблю минимализм в одежде, мебели…
Если смотреть глубже, в человеке боролись добро и зло, темное и светлое. Примечательно, что после своих супрематических атак на мозг зрителей, не говоря о шокированных эстетах, собственный предсмертный автопортрет он написал в классической манере и даже в бархатном берете, уподобляясь Рафаэлю, – видимо, хотел остаться в памяти потомков “живее всех живых”, а не геометрической фигурой…
Вы видите гордыню там, где была сломленная и подавленная личность. Его держали в изоляторе (и скорее всего, пытали), чтобы выбить «зло» из него. Просто запретили писать «зло»…
Такое впечатление, что автор статьи сам не понимает смысл картины. Информации в статье нет.
Да, не понимаю)) до конца, но не боюсь его искать).
Искусство без эстетики-это все. что угодно, но не искусство! Ни какой смысловой нагрузки эта черная (красная и т.д ) краска. которой Малевич замазал картину на холсте. не несет. Прочитайте. наконец. у Андерсена о голом короле!
Современное искусство предлагает немало примеров “голого короля”. Итальянский скульптор Пьеро Мандзони наполнил 90 консервных банок собственными фекалиями и подписал: “Дерьмо художника. Масса 30 г. Свежеприготовленное”. “Шедевр” концептуального искусства пользовался невероятным спросом, одна из банок ушла с молотка за 275 000 евро. Сам Пьеро Мандзони объяснял свой проект как насмешку над легковерием и всеядностью публики, которая продолжает кричать: ”Виват, Король!” Каждый имеет право на самовыражение, в т.ч. Малевич. И может быть, это наша вина, что мы поддаёмся на провокацию пропаганды и стадно хлопаем в ладоши? Как Вы считаете, Оксана Копенкина?
Юрий, ну рубанул, так рубанул. Конечно, искусствоведы мира не сговорились. Проблема заключается в том, что даже формально образованные люди не имеют собственной точки зрения — это либо неразвитость ума, либо трусость характера – действительно боятся показаться “не продвинутыми”. “Черный квадрат” мне кажется вызовом не столько искусству, сколько Личности человека, смотрящего на него, откровенной провокацией: а ну дружок, сможешь признать, что “король голый”? И эта “проверка на вшивость” длится уже больше 100 лет, люди по-прежнему идут строем… Поэтому в явлении! Черного квадрата есть парадоксальный воспитательный смысл, а потому полезны и наши дискуссии.
Людмила, комментарий Юрия, которому Вы отвечаете, я удалила. Он перешёл грань, проявив нетерпимость к мнению других людей, выразив прямую словесную агрессию по отношению ко мне и моим читателям. Вы также близки к тому, что пытаетесь самоутвердиться за чужой счёт. Выражение «недоразвитость ума» я воспринимаю, как оскорбление по отношению ко мне и моим читателям. Поэтому просьба воздерживаться от подобных агрессивных выпадов, и аргументировать своё мнение, не опускаясь до уровня нетерпимости.
Уважаемая, Оксана Копенкина! Мои комментарии были аргументированными и выдержанными в духе хорошего тона, поэтому вызвали такой отклик у мыслящих и образованных читателей. Предполагаю, что Вы хороший человек, но степень компетентности в этой дискуссии важнее. Я использовала выражение “неразвитость ума”, которое вы подменили выражением “неДОразвитость ума”, а это, как говорят в Одессе, большая разница. Такая небрежность в принятии материала не допустима и ставит под сомнение вашу способность в анализе более глубоких тем. Безусловно, вы можете удалить этот комментарий и продолжить самоутверждаться… но с задачей “Моя цель – сократить Вам путь до картины, до понимания всех её особенностей и зашифрованных посланий” (из предисловия к блогу) вы не справляетесь. Берите темы попроще, тогда Ваш путь к успеху будет короче.
Людмила, Вы можете сомневаться в моей компетенции и выбрать НЕ читать мои тексты. Я к этому спокойно отношусь. Но такие слова Юрия, как «визгливые девицы» и «быдло» — это признак не образованности, а хамства и агрессии. На моем сайте это недопустимо.
Оксана, Вы обижаетесь, как ребёнок… Открывая серьёзные дискуссии, Вы изначально должны быть готовы к жёсткому противостоянию мнений, не всегда выраженных в лицеприятной форме. Что касается Юрия: безусловно, надо избегать накала страстей и говорить по существу, хотя когда речь идёт об искусстве – трудно без эмоций. Юрий выразился грубо, но справедливо: люди занимаются соглашательством из-за опасения прослыть “не продвинутыми” – Вам стоило развивать эту подтему, а не цепляться к словам. Слово «быдло» использовали Куприн, Писемский, Лесков… Надо уничтожить их тексты? Удалив комментарий Юрия, Вы проявили слабость…
Людмила, я имею полное право отстаивать свои личные границы. Если к Вам в дом заявится кто-то типа Юрия и назовёт Вас быдлом и визгливой девицей, Вы как отреагируете? Скажете «Отлично! Давайте продолжим дискуссию!» Это Вы мне так предлагаете поступить… или все же выставите хама за дверь? Я предпочитаю второй вариант. Так как мой сайт — это моя территория. И я вынуждена Вас также выставить за дверь, так как Вы поддерживаете хамов. Просьба больше на мой сайт не заходить.
Спасибо за статью,Оксана. Художник всегда провидец. Искусство задолго предчувствует науку. Мне представляется,что “Чёрный квадрат” не что иное, как телевизионный экран.
Алла, пожалуйста! Очень интересное сравнение с телевизором, спасибо
Спасибо огромное за статью, очень полезная и познавательная информация. Спасибо
Видимо Вы не видели картину вживую. Поверьте, сразу обнаружат подмену). Лучше подумайте, почему так Малевич не дает Вам покоя. На какую Вашу болевую точку эта работа указывает? В этом и будет Вам польза от искусства.
Это экран монитора )))) Он увидел его с 1915 года…
У него было три квадрата – чёрный, красный и белый.
Чёрный – ТВ, мониторы, телефоны…
Белый – проекторы.
Красный – ТВ посаженный приставками или красное знамя..
Сейчас они RGB – Red, green, blue… (Blue звучит как black и белый).
А на картине “Андрей Аллахвердов. Казимир Малевич. 2016” там вообще телевизор на холодильнике, сбоку него разноцветные мониторы с телефонами, на костюме он нарисовал вообще гамму RGB (red, green, blue) и гамму CMYK (бирюзовый (у него синий), magenta (у него красный) жёлтый и чёрный)..
https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/03/oFx5dm4UqDg.jpg
Малевич писал, что «чёрный квадрат – зародыш всех возможностей». В таком квадрате не было оплакивания, но была надежда. Как в первозданном Хаосе, как вообще в любом хаосе – о том говорит теперь синергетика.
Ещё есть целая статья о ТВ Малевича на подставках под разными углами..
Истина в последнем абзаце…
В эпоху несовпадения окна телевизионного и окна реального даже наши друзья художники все меньше хотят творить академизм. А напротив — создавать что-то грубоватое, суховатое, похожее на то, что когда-то делали футуристы. Все мы подобно Малевичу выключили телевизор своих отцов, разорвав связь с уютными и теплыми квартирами. Холодным взглядом всматриваемся в черный экран и уходим.
ВИКТОРИЯ ЕДИНА
В 1900 году Kodak внедрил плёнку типа 117 для своей первой камеры серии «Brownie» с форматом 6×6 см (чёрный квадрат). Это была подсказка..
Вся беда хамов, что они сидят перед своими чёрными экранами (максимальная подсказка, что предвидел Малевич ещё в 1915, как раз на 100 лет до появления моего телевизора-монитора, с которого я и пишу, хороший подарок ))) )..
Я максимально расписал внизу о телевизорах, мониторах, телефонах.
Первый пост можете удалить, второй дополнен картиной “Андрей Аллахвердов. Казимир Малевич. 2016” там вообще телевизор на холодильнике, сбоку него разноцветные мониторы с телефонами, на костюме он нарисовал вообще гамму RGB (red, green, blue) и гамму CMYK (cyan бирюзовый (у него синий), magenta (у него красный) жёлтый и чёрный)..
https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/03/oFx5dm4UqDg.jpg
Да, интересные наблюдения, спасибо
Огромное спасибо,Оксана. У меня нет слов, как я рада, что читаю ваши статьи. Вы мне очень помогаете стать немного образованнее в мире искусства. И в частности, вы как- то так преподнесли мне Казимира Малевича, что я вот не выдержала и пишу вам благодарные строки. С огромным уважением…
И Вам спасибо, что поделились!
«Доброго времени суток, Оксана. С Благодарностью за Ваш труд и постоянное просвещение Вас читающих и свое ищущих. Мне часто приходят на ум мысли о Хаосе, что он из себя представляет, насколько важен и почему его существование оправдывают.
“Черный квадрат” как открытая дверь в царство Хаоса, но не внешнего общевселенского нас окружающего, а Хаоса внутреннего или его крупиц-отголосков-островов.
Картина “Черный квадрат” – это приглашение. Прогулка по своему личному внутреннему хаосу, где нет ничего тебе привычного и известного умом и чувствами – материи, объема, запаха, звука, пространства, но есть понимание, что нужно открыть и идти, идти осознавать на всем протяжении и вернуться наполненным своим новым внутренним Знанием.
Художник прошел от начала и до конца, поэтому и смог выразить свою Идею как атом, как отправную точку – он ее нашел там в Хаосе. Именно поэтому он стал тем кем стал.
Он был верен себе до конца.
В минимализме в самом широком его смысле для меня выражена не только победа внутреннего хаоса, она всего лишь важная, но малая часть результата. Это именно взлет к равновесию, когда самолет взлетает, это ощущение внутренних крыльев и твоего личного полета. Полет и парение внутренней радости, гармонии, которым не нужны постоянные подтверждения в виде внешних деталей.
И тогда ты гармоничен с миром тебя окружающим!
Ты открываешь другую дверь …»
Анна, замечательные рассуждения! Спасибо
Хватит уже раскручивать хаос. Я чуть выше предельно понятно ответил, что Малевич нарисовал выключенный экран монитора, на других его картинах 100% бросаются в глаза гаммы RGB и CMYK.
Целые оды интернету обнаружены на нижних слоях его чёрного квадрата.
У Паолы Волковой в “Путь над бездной” немного другой вариант происхождения этого квадрата, Там говорится, что он был получен случайно, интуитивно, якобы им был нарисован задник к постановке, о которой вы говорите, на этом заднике были изображены разные фигуры и, в том числе, большой черный квадрат, однажды, что-то торкнуло в художнике при взгляде на полотно, так бывает, неожиданно осеняет).
Малевич снимает задник, закрашивает белым всё, кроме черного квадрата и увиденное – на огромном белом полотне только черный квадрат – потрясает его до глубины души. Т.е. квадрат, изначально, был частью чего-то и никто специально не подбирал оттенки черного и белого, это получилось спонтанно, потому и повторить уже не удалось.
А дальше, как мне кажется, начались всевозможные интерпретации этого квадрата, кто что видит в нём, как в кляксе. Идея развивается, появляются другие квадраты и геометрические фигуры – супрематизм.
Может и так… но вариации на тему его появления не отменяют его значимости для искусства.
Потрясающий вариант. Очень близок к моему восприятию этой картины. Благодарю.)))
Спасибо, Оксана! За статью и за возможность прочитать комментарии. Сколько людей, столько мнений. Мы все живем каждый в своем мире, созданном нашим воображением и впечатлениями. Узнаем больше о знакомом или что-то новое, иногда меняем свое видение мира. Суждения людей об искусстве – это сторона культурной жизни. Мне думается, что не бывает правильно либо не правильно, многое зависит от жизненной философии человека, насколько вообще он знаком с искусством.
Мое впечатление о Малевиче – очень талантливый бизнесмен, посредственный художник, успешно занимался прикладным искусством. Видела вживую его работы. Не прониклась. Черный квадрат – распиаренная работа, попавшая по времени в струю – жизненный минимализм, голод, войны… Придумали некий флаг минимализма. Наша удобная одежда никак с Малевичем и черным квадратом не связана, это веяния времени. Они не зависят от работ художников и других деятелей искусства, джинсы народ все равно бы носил, даже если бы Малевич вовсе не родился. Если бы только одежда! К сожалению, минимализм душ прогрессирует, а черный квадрат – флаг этого кошмарного минимализма.
Людям необходима идея, не черный квадрат, так стилизованный портрет Че Гевара – пламенный революционер, там уже нет самого человека, это флаг, фетиш. Или банки с супом Уорхола – законсервированная искусственная действительность. Кстати работы Уорхола мне очень понравились. Он просто реагировал на все конкретные события, которым был свидетель. Не могу отнести его работы к живописи, но это искусство. Он в касках рассказал о своей эпохе, немного близко к журналистике. Не скрывал, что работает ради денег, был очень талантлив, в бизнесе тоже. Была на его выставке на Крымском валу, очень впечатлилась.
Я бы не стала символ какой-либо идеи считать шедевром, все же в моем представлении шедевр – это не просто умозрительный символ, а еще эмоции, пища для души. Я могу долго – долго бродить по залу Рембрандта в Эрмитаже, а возле работ Малевича что-то постоять не захотелось, да и толп там не наблюдала.
Это мое сугубо личное мнение, обдуманное. На сегодняшний день, это так.
Иногда хочется взглянуть на работы итальянцев с их солнцем, яркими красками, а иногда хочется постоять у работ Левитана, где наше все родное…
Я очень благодарна Вам за Ваш труд. Как-то изменилось мое видение живописи, замечаю то, на что раньше не всегда обращала внимание. Успеха!
Светлана, спасибо, что поделились своим мнением и личным восприятием Чёрного Квадрата. Но все же я останусь при своём, что его появление сильно повлияло на искусство и мировую культуру в целом. Жаль, что мы, его соотечественники по-прежнему об этом спорим, никак не можем принять это. Например, в Европе или Северной Америке об этом уже давно никто не спорит. И спокойно все осознают, что да, повлиял, да, вдохновляет до сих пор многих дизайнеров и архитекторов.
Вас слишком тошнит от чёрного и квадратного, но я выше расписал, что он предсказал уже цветной телевизор и монитор.
Малевич писал, что «чёрный квадрат – зародыш всех возможностей». В таком квадрате не было оплакивания, но была надежда…
Кстати именно эстетически черный квадрат меня всегда привлекал, видимо от любви к геометрическим фигурам и абстрактным принтам. Но, наверное, я не стану исключением среди массы тех, кто в детстве выкрикивал,мол, я могу лучше) Собственно, мне понадобилось окончить истфак, чтобы черный квадрат стал для меня одновременно и эпитафией фигуративному искусству, и призывом обратиться к пластической семиотике.
Анастасия, спасибо, что поделились собственной историей эволюции восприятия Чёрного квадрата
Сколько зрителей, столько и мнений… Одни восхищаются “Черным квадратом”, видя нем шедевр мирового искусства. Других же картина раздражает, типа “Как можно всерьез воспринимать изображение, которое может нарисовать любой человек без художественного образования?”. Но однозначно то, что это произведение – одно из самых обсуждаемых в мире искусства. О нем не говорил разве что ленивый))) “Черный квадрат” не нужно мерить теми же мерками, что и фигуративное искусство, предназначение которого – правдиво отражать реальность и доставлять эстетическое удовольствие. Это картина-манифест, картина-символ, “зародыш всех возможностей”, который лег в основу художественной философии Малевича, изложенный в его многочисленных трудах об искусстве. “Черный квадрат” 1915 г. впервые был показан на футуристической выставке “Ноль-десять”, открывшейся в Петрограде 17 декабря 1915 года. Холст висел в “красном углу” – под потолком, там, где в русских домах вешали иконы. Этот факт, как и сам предмет изображения, не мог вызвать одобрения у публики, которая не была готова к столь радикальному искусству. Современник Малевича, критик А. Бенуа так писал о нашумевшей картине: “Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны… это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели”.
Катерина, спасибо за дополнительные факты и цитаты.
Ну конечно, чёрный экран ТВ или монитора приведёт всех к гибели. А вы пробовали его включить?
Я всего-лишь процитировала слова критика для того, чтобы проиллюстрировать реакцию публики в другую эпоху, в другое время, еще только после появление “Квадрата”. О гибели – слова не мои, и вопрос, следовательно, не ко мне))) Мое мнение о картине – в первой части комментария.
Я всё ярко расписал чуть выше. Многие верят, что Малевич увидел экран. Тогда уже был и цветной кинематограф и квадратные чёрные фотокарточки, плюс на него ещё сильное озарение накатило.
Великолепная статья, спасибо! Подписалась на Ваш цикл уроков и не могу оторваться от сайта)))
Я никогда не могла понять людей, которые добровольно читают не устраивающие их сайты и затем пишут неприятные вещи их создателю. Зачем тратить свое время на то, что тебе не нравится? Ведь автор сайта никого не принуждает к прочтению, напротив, его цель – дарить позитивные эмоции, знания своим единомышленникам, тем, кто его понимает! Оксана, я Вас полностью поддерживаю в Вашей дискуссии с Людмилой.
Юлия, спасибо огромное за поддержку! Тоже не понимаю, зачем тратят своё время… но видимо желание возвыситься за счёт другого перевешивает 😉
Оксана, спасибо большое за интересный рассказ. Что-то мне стало понятнее, что-то предстоит еще осознать. В любом случае я не согласна с теми, кто считает, что если это шедевр – то все сразу это видят. Увы! Чтобы понять гениальность произведения, будь то литература или живопись, нужно быть к этому подготовленным и очень много знать. Возможно, это понятнее, если взять примеры из литературы. Будь то произведения Толстого, Оруэлла или Данте – никто не сомневается в их гениальности, но чтобы их понять нужно знать в какую эпоху это писалось, какие были проблемы, иметь определенное мировоззрение, опыт… Поэтому я верю искусствоведам, что “Черный квадрат” – это шедевр, но признаю, что пока еще в силу уровня своего развития не готова это понять сама. Нужно еще работать. Но если понимать под искусством то, что заставляет людей о себе говорить, размышлять, то только уже поэтому “Черный квадрат” – шедевр. О нем знают все и все о нем говорили.
Юлия, спасибо за Ваше мнение! Очень здравая позиция, я считаю.
Кто-то хочет жить в своём доме, кто-то в многоквартирном. Кто-то хочет работать на природе, кто-то в офисе. Кто-то слушает рок-музыку, кто-то альтернатиыную. Квадрат Малевича безусловно является шедевром в конкретном направлении, так же как золотой телец, которому люди покланялись и говорили, что он вывел их из земли Египетской, не дождавшись Моисея, говорившего с Богом.
Представьте, сколько бы сейчас денег выложили за того золотого тельца
Такие работы часто имеют конкретную цену. Думаю, не менее 100 млн долларов.
Спасибо за статью.) А связана ли идея Малевича с Альфонсом Алле? Как думаете?
Я думаю–Конфуций был ясновидящим если он две тысячи лет назад предсказал появление вещей не имеющих смысла,но найдутся те кто будет все-таки пытатся найти смысл в бессмыслице
Вы не являетесь искусствоведом. Поэтому просьба не отвечать за представителей этой профессии. Пройдите просто мимо, если чего-то не понимаете. Вам никогда не хватит сил и энергии переубедить того, кто понимает и любит современное искусство. Направьте свои силы и энергию на что-то более полезное и созидающее. Все Ваши комментарии, в которых Вы оскорбляете меня, моих читателей и других современных художников, я удалила.
Повторюсь, всё что сказано выше про баранов и бессмыслицу касается чёрного экрана ТВ и монитора, через который вещатели выше и вещают, вглядываясь в них как в новые ворота. Малевич ещё 100 лет назад видел квадраты киноэкранов, фото и т.д.
Видел экраны айфоны смартфоны пульты звездолетов но чаще всего фигу с маслом. Зачем домысливать.Алкашам наркошам шизофреникам много мерещится. В голове Малевича бродили мысли но не смогли найти мозга.
Дорогая Оксана Сергеевна! Благодаря Вам я узнала что всему хорошему человечество обязано Малевичу и его Черному квадрату!Непонятно только как до этого жили без Черного квадрата
Все! Я уверовал! Подаю петицию—переименовать Киев в ЧЕРНОКВАДРАТОВСК.
Появление чёрного квадрата напрямую связано со стремительным развитием цветной фотографии и, в частности, с фотоработами русского фотографа С.М. Проскудина-Горского, которые наделали не мало шороху среди художников вплоть до заявлений о кризисе в изобразительном искусстве, его деградации и даже исчезновения, как явления.
Малевича, как и других художников, конечно же не могло оставить равнодушным зарождающееся, совершенно новое, неизведанное «моментальное» искусство светоживописи.
«Чёрный квадрат» – символизирует засвеченную ч/б фотопластинку, как новый вид искусства, не связанный с каким-либо смыслом, а существующий сам по себе и потому превосходящий любые человеческие фантазии, как то, что рождается не в силу ограниченности человеческого разума, но в силу божественного света, превосходящего этот разум.
Очень интересная версия и ассоциация с засвеченной пленкой. Спасибо
Полина, да ЮНЕСКО объявляло 2015 год годом Малевича. В России Третьяковка по этому поводу обнародовала интересные факты, которые были обнаружены в ходе исследования “Черного квадрата”