черный хлеб о чем рассказ

План-конспект урока по роману Н. Ильбека «Черный хлеб»

черный хлеб о чем рассказ. Смотреть фото черный хлеб о чем рассказ. Смотреть картинку черный хлеб о чем рассказ. Картинка про черный хлеб о чем рассказ. Фото черный хлеб о чем рассказ

Тема урока: Социально-философское осмысление жизни в романе «Черный хлеб» Николая Ильбека

Тип урока: урок применения знаний и умений

Вид урока: урок-исследование

Цели урока : 1) воспитание чувства уважения и любви к человеку, жалости к его несправедливой судьбе;

2) формирование умения анализировать роман «Чёрный хлеб» и фольклорный материал в сюжетной ткани романа;

3) развитие у учащихся умения и навыка диалогического и монологического мышления.

Методы и приемы: слово учителя, чтение художественных произведений в классе и дома, выразительное чтение, заучивание наизусть, эпиграф, обсуждение.

Развитие речи: анализ текста, выступление с сообщением, устное словесное рисование.

Словарная работа: роман, социально-психологический роман, портрет, психологизм, реализм.

Оборудования: портрет Н. Ф. Ильбека, презентация с биографией писателя.

Того не насытила беда, кто не ел чёрный хлеб.
(Чувашская пословица)

И будь благословенен хлеб ржаной, просоленный потом. (Василий Митта).

1. Вступительное слово учителя, ознакомление с целями и задачами урока.

— Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучение жизни и творчества прекрасного писателя, рассказчика, очеркиста, публициста, переводчика, видного исследователя творчества других чувашских писателей М. Ильбека. Как мы уже упоминали, всенародное признание писателю принес роман «Чёрный хлеб», который сразу же был переведен на русский, а вскоре и на болгарский и эстонский языки. Чем же объяснить столь необычную судьбу этого произведения и неугасаемый к нему интерес со стороны писателей? В чем проявляется социально-философские и психологические аспекты романа «Чёрный хлеб»? В этом нам сегодня и предстоит разобраться. Но для начала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? Какие факты из биографии писателя запомнили?

2. Повторение изученного материала.

Назовите настоящее имя писателя? (Николай Филиппович Ильбек)

Когда и где родился писатель?(19 мая 1915г. в с.Трехбиз-Шемурша Шемуршинского района ЧР)

В каких учебных заведениях получал образование писатель? (Шемуршинская школа-восьмилетка, Батыревское педагогическое училище, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева)

Кем доводилось работать писателю? (Учителем, редактором Чувашкнигоиздата, ответственным секретарем правления Союза писателей Чувашии)

К какому периоду жизни писателя относится начало его творческой деятельности? (Ко времени учебы в пединституте)

Кем служил Писатель в годы ВОВ? (Прошел путь от рядового солдата до редактора дивизионной газеты)

Чему посвящено самое знаменитое произведение автора «Черный хлеб?» (Дореволюционной жизни чувашского народа)

Какое звание присвоено М. Ильбеку? (почетное звание народного писателя Чувашской АССР)

Когда и где скончался писатель? (12 апреля 1981 года в г. Чебоксары

Изучение нового материала.

Беседа учителя и учеников с элементами анализа:

— Как мы уже отметили, в своем романе М. Ильбек обратился к сложному периоду родного народа, когда во всей России разгорался революционный пожар. И все же в эпическом произведении писателя главное не в описании историко-революционных событий, а в реалистическом отражении человеческих судеб, в глубоком проникновении во внутренний мир героев, в психологической убедительности воссозданных автором характеров, а также в показе чувашского быта, обычаев и т.д. Еще раз напомню тему нашего урока: «Социально-философское осмысление жизни в романе «Черный хлеб». Ребята, как вы понимаете нашу сегодняшнюю тему? Что такое социально-философское осмысление? Почему философия романа социальная? (Ответы учеников) Правильно, все что относится к общественности, к жизни людей, к их отношениям и положению в обществе. Судьбу чьей семьи мы наблюдаем в романе? (Ответы детей) Правильно, крупным планом в романе изображена жизнь семьи Шерккея. Что вы можете сказать об этой семье? (Дети: Это крестьянская семья, как и большинство семей в Утламыше, тяжелым трудом добывает хлеб для пропитания. Патриархальные устои семьи основываются на строгом подчинении всех членов семьи и т.д.) Давайте вспомним сюжет и содержание романа. В каких моментах это отчетливо проявляется? (Шеркей собирает детей из-за раскопанного подпола; Шеркей выдает дочь за нелюбимого ей человека; история замужества матери Сэлиме и т.д.)

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Ознакомление с эпиграфами урока.

Работа по общему содержанию текста.

С какого эпизода начинается роман?

Как вы понимаете эпиграфы данные к прологу и к первой части романа? Раскрывают ли они причину подобного названия романа?

Назовите основных героев романа? (Шеркей, Элентей, Сайдэ, Селиме, Тухтар, Тимрук, Ильяс, Кандюк и пр.)

Найдите описание героев по тексту. (Можно разделить задание между учащимися; 3-4 минуты ищут, по очереди зачитывают)Анализ каждого героя, художественных средств, использованных автором.

Похожи ли Шеркей и Элентей по характеру? В чем различие между ними?(В Шеркее отсутсвует нравственный имунитет, подпитываемый мудростью народа, простых людей, питательными соками земли, черного хлеба, которым обладает его младший брат Элендей. Жажда обогащения привела к краху не только Шеркея, но и его семью.)

Какие трагедии случились в семье Шеркея?

Кто такой Тухтар? Расскажите по тексту краткую историю и трагедию любви Селиме и Тухтара? Как вы думаете, кто или что всему виной? (Отец Селиме или прежний традиционный уклад жизни чувашей?)

1 карточка: «Тебе вот предлагаю помощь в этой беде, мостик прокладываю, проходи по нему смело и не оглядывайся по сторонам, кто там и чего скажет… Шеркей просиял. Он знает, как нужно жить, по какой дорожке пойти. Кто бы помог ему в такой беде? Босяки что ли? Они сами ходят в драных штанах, с неприкрытой срамотой, животы борщовником набивают…» (Кандюк)

2 карточка: «Да я так, для лошадки малость…» (Тухтар)

3 карточка: «Не можем мы, братец, знать тех путей, по которым судьба приводит к нам счастье». (Кандюк)

5 карточка : «Да – да… Перебирать.. Но кто, кто мог натворить такое? И зачем? А вчера все в порядке было, все?» (Шеркей)

6 карточка: «Мама – то, я знаю, не будет против. А вот с отцом и не знаю, как быть?» (Сэлиме)

5. Слово учителя, беседа с учениками

— Ильбек сумел отразить в романе полноту жизни, уклада, мировоззрения и космоса чувашей. Экзотичность старых традиций. Какие традиционные и фольклорные аспекты вы заметили при прочтении текста? Давайте найдем их и разберем. Как вы думаете, почему в переведенном варианте слова типа «шоллом», «тете» не переведены, хотя подобрать русский эквивалент можно? Кто такой пюлех?

4.3.Выступление учеников с докладом о древних традициях и божествах чуваш. Более подробно рассказывают об упомянутой в романе традиции похищать воду.

Закрепление. Составление кластера

Слово учителя. Мы сегодня подробно рассмотрели, проанализировали роман Н. Ильбекова «Чёрный хлеб», дали характеристику главных героев, которые есть в романе, еще повторили жизнь и творчество известного чувашского писателя.

Задание: Назовите главных героев этого романа (составление кластера).

V . Подведение итогов, выставление оценок за урок.

— Мы сегодня с вами очень хорошо поработали, закончили изучение известного романа М. Ильбека «Чёрный хлеб». Художественному сознанию Ильбека свойственно глубокое социально-философское осмысление жизни, тонкое проникновение в сложные психологические движения души. Я хотела бы выделить некоторых учеников, которые активно отвечали на многие вопросы и высказывали свою точку зрения, приводили примеры, тем самым, доказывая свою позицию и взляд на ту или иную ситуацию).

VI . Домашнее задание. Написать эссе на тему «Мои жизненные ценности»

Приложение. Тест на закрепление.

1)В какое время происходят события,описанны в романе «Черный хлеб»?

Источник

Семейная мысль в романе «Черный хлеб» М. Ильбека

черный хлеб о чем рассказ. Смотреть фото черный хлеб о чем рассказ. Смотреть картинку черный хлеб о чем рассказ. Картинка про черный хлеб о чем рассказ. Фото черный хлеб о чем рассказ

Предмет: чувашская литература

Тема урока: «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Устанавливать причинно-следственные связи исторических событий с жизнью семей, описываемых в романе «Черный хлеб» М. Ильбека;

2. Оценить значение творчества писателя и его литературный талант.

3. Научиться делать нравственный выбор.

Мотивация учащихся к активному приобщению к дальнейшей познавательной деятельности. Учащиеся должны оценивать поступки героев романа, выявлять нравственные качества.

Оснащение урока: таблицы, иллюстрации, мультимедийное оборудование.

Мотивационно-целевой этап. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.

На уроке мы рассуждаем о смысле и ценностях жизни в чувашской деревне 19 века и о современных общечеловеческих приоритетах; обратим внимание на высшие ценности; подумаем об осмыслении жизни, постараемся проникнуть в сложные психологические коллизии героев в романе Н. Ильбекова «Чёрный хлеб». Мы ответим на вопрос, что является семейными ценностями. Рассматривая, анализируя поступки героев, мы сделаем выводы, какие дороги выбирают герои.

Этап организации познавательной деятельности, которая ориентирована на получение информации учащимися из различных источников.

— Чтобы лучше понять творчество писателя, познакомимся с биографией Николая Ильбека.

В Шемуршинском районе Чувашской АССР раскинута несколькими улицами деревня Три-избы-Шемурша. В этом старинном чувашском селении в 1915 году в бедной крестьянской семье родился будущий народный писатель Чувашии Николай Филиппович Ильбеков.

Детство Мигулая Ильбека было нелегким. Ему было пять лет, когда умер отец. И на плечи мальчиков легло бремя тяжелого крестьянского труда. Ему приходилось выполнять всякую работу в домашнем хозяйстве, сажать и убирать картофель, косить, жать, возить сено, плести лапти. Но несмотря на трудности, мать старалась дать любознательному сыну образование. Начальное образование получил в родном селе, затем продолжил учебу в Хорновар-Шигалинской школе второй степени Дрожжановского района Татарской АССР. Школа находилась далеко, а ходить приходилось и в стужу, и в пургу, и в пору весенних паводков. В эту пору Мигулай часто еды вдоволь не видал, нередко даже голодал. Но желание учиться было настолько велико, что он перенес и эти невзгоды лишения.

Многообразны были интересы мальчика в школе. Он не только усердно учился, но и принимал активное участие в художественной самодеятельности: участвовал в спектаклях, посещал хоровой кружок, декламировал стихи.

В 1931 году Ильбек окончил Батыревский педагогический техникум и был направлен на работу в Больше-Буяновскую неполную школу Шемуршинского района. В литературу Ильбек пришел в 30-е годы. Его первые произведения были напечатаны в республиканских газетах «Молодой колхозник», «Клич пионера». Проработав до 1934 года в школе учителем, затем инспектором РОНО в Шемурше, Ильбек приезжает в Чебоксары, работает в комитете радиоинформации при Совете Министров Чувашской АССР, редактором литературно-драматических передач, учится заочно в Чувашском педагогическом институте им. И.Я.Яковлева. В середине 30-х годов на страницах газет «Канаш», «Молодой колхозник», в журналах «Капкан», «Сунтал» публикуются рассказы и очерки Ильбека о тружениках села.

В них молодой писатель старается верно передать характер земледельца, одержимого стремлением дать стране больше хлеба.

Вернувшись в Чебоксары, Ильбек в течение десяти лет (до 1958 года) работает редактором Чувашского книжного издательства, ответственным секретарем правления Союза писателей Чувашии и целиком отдается художественному творчеству. Значительную работу проводил он и среди населения города и республики, часто выступал с лекциями перед учащейся молодежью как ветеран войны. До конца своих дней Ильбек оставался активным общественным деятелем, несущим в массы слова правды. 23 февраля 1981 года, будучи уже тяжело больным, он выступил перед молодежью. Это было его последнее публичное выступление. Рассказ сопровождается слайдами презентации.

3.Прием графической организации материала. Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

1.С какого эпизода начинается роман.

2.Что обозначают эпиграфы, данные к прологу и к первой части романа? Раскрывают ли они причину подобного названия романа?

3.Характеристики основных героев романа? (Шеркей, Элендей, Сайдэ, Селиме, Тухтар, Тимрук, Ильяс, Кандюк и пр.). Описание героев по тексту. Анализ каждого героя, художественных средств, использованных автором.

Источник

Найдите пожалуйста краткое содержания романа Николая Ильбека-Черный Хлеб!

черный хлеб о чем рассказ. Смотреть фото черный хлеб о чем рассказ. Смотреть картинку черный хлеб о чем рассказ. Картинка про черный хлеб о чем рассказ. Фото черный хлеб о чем рассказ

Роман показывает чувашскую деревню в предреволюционный период. Автор исследует судьбу крестьянина Шеркея, человека, стремящегося разбогатель во что бы то ни стало. Он превращается в алчного скупца, изнуряет себя непосильным трудом, загоняет на работе свою жену, разрушает личное счастье родной дочери. В погоне за богатством он не способен увидеть, понять, чем живут его родные, соседи. Настоящая жизнь проходит мимо него. Шеркей остается один на пожарище собственного дома, сгоревшего со всем нажитым добром. Талант писателя окрылен глубокой любовью к родной земле, к ее красоте, к людям.

черный хлеб о чем рассказ. Смотреть фото черный хлеб о чем рассказ. Смотреть картинку черный хлеб о чем рассказ. Картинка про черный хлеб о чем рассказ. Фото черный хлеб о чем рассказ

Роман показывает чувашскую деревню в предреволюционный период. Автор исследует судьбу крестьянина Шеркея, человека, стремящегося разбогатеть во что бы то ни стало. Он превращается в алчного скупца, изнуряет себя непосильным трудом, загоняет на работе свою жену, разрушает личное счастье родной дочери. В погоне за богатством он не способен увидеть, понять, чем живут его родные, соседи. Настоящая жизнь проходит мимо него. Шеркей остается один на пожарище собственного дома, сгоревшего со всем нажитым добром.

черный хлеб о чем рассказ. Смотреть фото черный хлеб о чем рассказ. Смотреть картинку черный хлеб о чем рассказ. Картинка про черный хлеб о чем рассказ. Фото черный хлеб о чем рассказ

Роман показывает чувашскую деревню в предреволюционный период. Автор исследует судьбу крестьянина Шеркея, человека, стремящегося разбогатеть во что бы то ни стало. Он превращается в алчного скупца, изнуряет себя непосильным трудом, загоняет на работе свою жену, разрушает личное счастье родной дочери. В погоне за богатством он не способен увидеть, понять, чем живут его родные, соседи. Настоящая жизнь проходит мимо него. Шеркей остается один на пожарище собственного дома, сгоревшего со всем нажитым добром.

Источник

Смысл и ценности жизни в чувашской деревне 19 века (на примере романа М.Ильбека «Черный хлеб»)

В своей работе я прослеживаю причинно-следственные связи исторических событий, описываемых в романе «Черный хлеб» М. Ильбека, ведь без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому чтобы воспитывать семейные ценности в современных семьях, важно знать наши истоки, традиции.

Просмотр содержимого документа
«Смысл и ценности жизни в чувашской деревне 19 века (на примере романа М.Ильбека «Черный хлеб»)»

Смысл и ценности жизни в чувашской деревне 19 века

(на примере романа М.Ильбека «Черный хлеб»)

В своей работе я прослеживаю причинно-следственные связи исторических событий, описываемых в романе «Черный хлеб» М. Ильбека, ведь без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому чтобы воспитывать семейные ценности в современных семьях, важно знать наши истоки, традиции.

Роман М.Ильбека дает большой материал для рассуждений о смысле и ценностях жизни в чувашской деревне 19 века и о современных общечеловеческих приоритетах; позволяет обратить внимание на высшие ценности, подумать об осмыслении жизни, проникнуть в сложные психологические коллизии героев. Рассматривая, анализируя поступки персонажей, сделаем выводы, какие дороги выбирают герои.

В своем романе М. Ильбек обратился к сложному периоду родного народа, когда во всей России разгорался революционный пожар. И все же в эпическом произведении писателя главное не в описании историко-революционных событий, а в реалистическом отражении человеческих судеб, в глубоком проникновении во внутренний мир героев, в психологической убедительности воссозданных автором характеров, а также в показе чувашского быта, обычаев.

М.Ильбек сам вышел из чувашской глубинки. В Шемуршинском районе Чувашской АССР раскинута несколькими улицами деревня Три-избы-Шемурша. В этом старинном чувашском селении, в 1915 году в бедной крестьянской семье родился будущий народный писатель Чувашии Николай Филиппович Ильбеков.

Детство МигулаяИльбека было нелегким. Ему было пять лет, когда умер отец. И на плечи мальчиков легло бремя тяжелого крестьянского труда. Ему приходилось выполнять всякую работу в домашнем хозяйстве, сажать и убирать картофель, косить, жать, возить сено, плести лапти. Но несмотря на трудности, мать старалась дать любознательному сыну образование. Начальное образование получил в родном селе, затем продолжил учебу в Хорновар-Шигалинской школе второй степени Дрожжановского района Татарской АССР. Школа находилась далеко, а ходить приходилось и в стужу, и в пургу, и в пору весенних паводков. В эту пору Мигулай часто еды вдоволь не видал, нередко даже голодал. Но желание учиться было настолько велико, что он перенес и эти невзгоды, лишения.

Многообразны были интересы мальчика в школе. Он не только усердно учился, но и принимал активное участие в художественной самодеятельности: участвовал в спектаклях, посещал хоровой кружок, декламировал стихи.

В 1931 году Ильбек окончил Батыревский педагогический техникум и был направлен на работу в Больше-Буяновскую неполную школу Шемуршинского района. В литературу Ильбек пришел в 30-е годы. Его первые произведения были напечатаны в республиканских газетах «Молодой колхозник», «Клич пионера». Проработав до 1934 года в школе учителем, затем инспектором РОНО в Шемурше, Ильбек приезжает в Чебоксары, работает в комитете радиоинформации при Совете Министров Чувашской АССР, редактором литературно-драматических передач, учится заочно в Чувашском педагогическом институте им. И.Я.Яковлева. В середине 30-х годов на страницах газет «Канаш», «Молодой колхозник», в журналах «Капкан», «Сунтал» публикуются рассказы и очерки Ильбека о тружениках села.

В них молодой писатель старается верно передать характер земледельца, одержимого стремлением дать стране больше хлеба.

Вернувшись в Чебоксары, Ильбек в течение десяти лет (до 1958 года) работает редактором Чувашского книжного издательства, ответственным секретарем правления Союза писателей Чувашии и целиком отдается художественному творчеству. Значительную работу проводил он и среди населения города и республики, часто выступал с лекциями перед учащейся молодежью как ветеран войны. До конца своих дней Ильбек оставался активным общественным деятелем, несущим в массы слова правды. 23 февраля 1981 года, будучи уже тяжело больным, он выступил перед молодежью. Это было его последнее публичное выступление.

Большое место в романе занимают портретные характеристики. Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Роман начинается с пролога. В старом деревенском доме родные собрались вокруг умирающего старика Сямаки, надеясь, что он откроет тайну. Мы знакомимся с героями романа.

К прологу и к первой части романа предпосланы эпиграфы: «Жизнь прожить – не поле перейти»; «Того не насытила беда, кто ел черный хлеб.(чувашская пословица); «И будь вовек благословенен, хлеб ржаной, просоленный потом» (Митта Васлее). Таким образомписатель настраивает читателя на определенные мотивы.

В Шеркее отсутствует нравственный иммунитет, подпитываемый мудростью народа, питательными соками земли, черного хлеба, которым обладает его младший брат Элендей. Жажда обогащения привела к краху не только Шеркея, но и его семью.

Иной путь выбирает себе Элендей. Правда, живется ему нелегко, он зарабатывает своим честным трудом черный хлеб. Ему не нравится, что его брат Шеркей начинает якшаться с богачом Кандюком. Элендей видит в этом хитрую уловку каштана-кулака, решившего путем сговора и подкупа забрать в свои руки лучшие утламышские земли.

Достойным любви Тухтара встает со страниц романа образ Селиме, решившей лучше умереть, чем жить рабыней в ненавистном доме богача. Одну половину избы Кандюка, куда заперли похищенную Селиме, она превратила в неприступную крепость, здесь она за несколько дней совершенно поседела, но никто не смог сломить ее волю, и погибла она непокоренной. Так чувашская девушка с героическим самоотвержением идет на великие муки ради истинной любви.

В романе «Черный хлеб» изображены события почти столетней давности. Здесь писатель правдиво воссоздал один из значительных исторических этапов. В характерах Элендея, Имеда, Тухтара воплотилась идея правды народа. Им присущи такие черты, как прямота, бескорыстие, неподкупность, способность постоять за свои права и свою семью.

— Рыдать не надо. Чувашам не идут слезы. Будь как рябчик, брат. Пусть вывалятся шишки, а ты старайся прожить еще три дня. Так отцы учили нас.[1]

С Шеркеем связана основная идея романа, и как раз в связи с переживаниями этого героя у автора вырываются лирические раздумья: «Самое худшее для человека – потерять надежду. Когда есть надежда и вера, он силой души осуществит мечту свою. Не таков ли наш народ?»

«Черный хлеб» оптимистичен и близок к истине народной жизни. В нем много светлого, обнадеживающего во взгляде на национальный характер трудового чувашского народа. Не забитым представлен народ в романе – он силен духом, твёрд в воле.

Роман «Черный хлеб» ценен не только тем, что в нем широко представлено дореволюционное прошлое чувашского народа. Но еще более важно другое: в романе показано как под влиянием российской действительности конца XIХ и начала XX столетия развивалось самосознание и независимость чувашского крестьянина. Народ и отдельные наиболее яркие люди показаны в романе одновременно. Рост сознания Тухтара, Элендея положительно сказывается на других поселянах.

Эпиграфы к прологу и первой книге говорят не только об ужасной и страдальческой стороне дореволюционной жизни. Черный хлеб горек, он просолен слезами и потом чувашских семей. Но он же и корни крестьянина. Титанический труд воспитывал в народе выносливость, честность и другие положительные черты.

Ильбек М. Черный хлеб. Ч.,1978.

Зотов И. Конфликты и характеры в романе Н. Ильбека «Черный хлеб». Ч., 1981.

Источник

черный хлеб о чем рассказ. Смотреть фото черный хлеб о чем рассказ. Смотреть картинку черный хлеб о чем рассказ. Картинка про черный хлеб о чем рассказ. Фото черный хлеб о чем рассказ

ВЕРЕ ФЕДОРОВНЕ ПОСВЯЩАЮ

черный хлеб о чем рассказ. Смотреть фото черный хлеб о чем рассказ. Смотреть картинку черный хлеб о чем рассказ. Картинка про черный хлеб о чем рассказ. Фото черный хлеб о чем рассказ черный хлеб о чем рассказ. Смотреть фото черный хлеб о чем рассказ. Смотреть картинку черный хлеб о чем рассказ. Картинка про черный хлеб о чем рассказ. Фото черный хлеб о чем рассказ

НАРОДНЫЙ ПИСАТЕЛЬ

Николай Филиппович Ильбеков (Мигулай Ильбек) — один из ведущих прозаиков Чувашии. Родился он в 1915 году в с. Три-Избы Шемурша Шемуршинского района Чувашской АССР.

По образованию — учитель. Литературную деятельность начинал как поэт в 1933 году, но по-настоящему талант его раскрылся тогда, когда он обратился к прозе. Уже первые рассказы и новеллы («Однажды ночью», «Время», «Мечта», «Школа» и др.), опубликованные в середине 30-х годов, свидетельствовали о пристальном внимании молодого автора к жизни своего народа, об умении видеть и художественно выразительно показать характерные перемены в его сознании.

Более десяти лет (1937—1948 гг.) писатель служил в рядах Советской Армии. Принимал активное участие в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии. В годы Великой Отечественной войны находился на фронте: был пулеметчиком, артиллеристом, политработником, редактором дивизионной газеты. Во время обороны Сталинграда сражался в составе легендарной 62 армии. С боями Н. Ильбеков прошел фронтовые дороги от Волги до Болгарии и Югославии. За боевые подвиги на фронте награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и медалями.

После возвращения из рядов Советской Армии, с 1948 по 1958 год, работал старшим редактором Чувашского книжного издательства, в течение четырех лет был ответственным секретарем Правления Союза писателей Чувашской АССР. В настоящее время — писатель-профессионал.

Жизненный опыт писателя лег в основу таких сборников повестей и рассказов, как «Мы — советские солдаты», «Четыре дня», «Сурбан», «Война и победа». Много рассказов и очерков он посвятил мужеству и героизму советских воинов в боях против немецко-фашистских захватчиков и самоотверженному труду рабочих и колхозников в тылу («Отец и сын», «Великий подступ», «Мощь», «Ирена», «В госпитале» и др.).

Значительным событием в чувашской литературе явился роман Н. Ильбекова «Черный хлеб», переведенный на русский, эстонский и болгарский языки. Спектакль, поставленный по мотивам этого романа, с большим успехом идет на сцене Чувашского государственного академического театра имени К. В. Иванова.

Главное в романе «Черный хлеб» — драматически сложная судьба дореволюционного чувашского крестьянства. Писатель убедительно, с большим мастерством показывает пробуждение и формирование революционного самосознания трудящихся масс. Он создал яркие, запоминающиеся образы батрака Тухтара, крестьянина-собственника Шеркея и его дочери Сэлиме, деревенского богача Кандюка. Наряду с ними на страницах романа действуют русские Капкай, Миша, Аня, жизнь которых тесно связана с жизнью и борьбой чувашской бедноты.

Точный, яркий язык, умелое использование легенд и преданий, подлинно народная тональность в обрисовке характеров — все это помогает писателю зримо воссоздать колорит минувшей эпохи.

Много сделал Н. Ильбеков в области перевода на чувашский язык произведений русской и зарубежной литератур.

За большие заслуги в области художественной литературы и создание особо ценных произведений ему присвоено почетное звание народного писателя Чувашской АССР. Он награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Есть беспокойные люди, о которых говорят, что они находятся всегда в пути, всегда в поисках нового. К таким принадлежит и Мигулай Ильбек. Он полон творческих сил и замыслов.

Николай ДЕДУШКИН

ПРОЛОГ

Жизнь прожить — не поле перейти.

Изба приземиста, сутула, ветха. Перед ней стоит вяз, величавый и пышный, словно богатая невеста в свадебном наряде. Густая листва плотной зеленой чадрой нависла над соломенной крышей, надежно укрывая ее от солнечных лучей. Кровля еще не совсем потеряла свой первоначальный золотистый цвет.

Два подслеповатых окошка покривились. Одно искоса, как будто с недоверием, всматривается в домишки на противоположной стороне улицы, другое тупо уставилось в низенькую завалинку.

Крыльцо красивое, осанистое, с горделиво вскинутым коньком, карнизы узорчатые, перила покрыты замысловатой резьбой. Смешно выглядит оно рядом с неказистой избенкой. Кажется, что старый, истрепанный кафтан из домотканого сукна на груди залатали куском дорогой красивой материи.

Уныло поскрипывают сделанные из жердей ворота. При каждом резком порыве ветра трухлявые, замшелые столбы пугливо вздрагивают. Один столб жмется к крыльцу, другой — беспомощно привалился к углу стоящей вблизи от дома летней лачуги.

Сарай старенький. Из стены торчит деревянный штырь. На нем висит большая, с длинным дубовым лемехом соха для девичьей пахоты[1].

В конюшне конь рыжей масти. Он беспокойно скребет передними ногами пол, часто вскидывая голову с белой звездой на лбу.

Лениво копошатся в навозе пестрые лохмоногие куры.

Чтобы попасть в дом, нужно пройти через небольшие сени, тесно заставленные разной хозяйственной утварью, и подняться по нескольким ступеням.

В избе сумрачно. Свет с трудом проникает сквозь мутные оконные стекла. В оконце, прорубленном во двор, стекла выбиты, и оно завешено черной замусоленной тряпкой.

Душно. Воздух сырой, затхлый.

Около двери развешана на деревянных гвоздях видавшая виды одежонка. Во всю длину стены, выходящей на улицу, протянулась широкая скамья. На одном ее конце громоздятся почти до самого потолка перины и подушки.

В углу стоит липовый стол. Рядом — стул с высокой прямой спинкой, на сиденье которого лежит подушка в кожаной наволочке. Это — место хозяина дома.

Люди тесно столпились в переднем углу. Стоят понуро, дышат осторожно, украдкой. Гнетущую тишину нарушают только надоедливая возня бесчисленных тараканов и хриплое, прерывистое дыхание старика, лежащего на низкой деревянной кровати.

Старого Сямаку разбил паралич. Родные сразу поняли, что дни его сочтены, и покорно примирились с этим: на все воля божья, да и вышел, видать, старику срок. Но очень их волновало и огорчало, что он умирает, лишившись речи. Они надеялись услышать от Сямаки в последний час такие слова, которые сразу бы изменили жизнь всей семьи.

Стараясь исцелить старика от немоты, родственники побывали в дальних деревнях у самых опытных и прославленных юмозей[2], не скупились во время чукления[3], усердно молились всемогущему Пюлеху[4].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *